Богиня радости у славян

Богини славянской мифологии

Еще в глубокой древности человек знал: истинная гармония возможна только при равновесии женского и мужского начала. Этот принцип распространяется на все явления: от соединения мельчайших частиц, до законов макромира.

Так заложено в природе, и это хорошо понимали наши Предки. Они знали, что энергия Земли, Воды, Луны – женская, а Огня и Солнечного Света – мужская.

Это отражалось и в названиях, к примеру, все, что несло в себе женскую энергетику, получало женские имена. По такому же принципу отличались и божества славян.

Принято считать, что древнеславянский пантеон представлен в основном мужскими Богами, а женских божественных образов на порядок меньше. Между тем, их немало даже среди Вышних Богов. А ведь высшие божественные силы – изначальные. Это они были явлены из первозданного живого Света: прежде всего, Род (он един и множественен одновременно, все остальные Вышние Боги – его персонификация), Вышень, Крышень, Сварог, Перун, Велес, Семаргл… А вместе с ними – Макошь, Марена, Лада, Рожана, Джива. И, подчеркнем, это все — Вышние Богини славянской мифологии. Их значение трудно переоценить, поскольку все они воплощают то самое женское начало, без которого невозможна Жизнь как таковая.

Сегодня мы можем с уверенностью назвать не менее двадцати женских божеств, в числе которых и Вышние, и Богини-Покровительницы, и Управительницы. И конечно, именно они внесли в древнеславянскую картину мира столько красоты, гармонии и поэзии. Расскажем о них подробнее.

Космос древних славян невозможно представить без Богородицы Макоши, прекрасной Лады-Матушки, вечно юной Дживы, без Рожаны, чье имя говорит само за себя. И даже Марена, которую принято считать олицетворением смерти – на самом деле Великая Вышняя Богиня Зимы, Ночи, Вечного Сна, Покоя и Вечной Жизни. Она не отнимает жизнь, не прекращает земное существование человека, она дает ему Вечную Жизнь в мире Предков – в мире Слави.

Напомним, что в миропонимании славян Творец един и неделим. Но одновременно с этим существуют и разные формы его проявления. Их-то и воплощают разные божественные силы.

Среди женских Богинь славян особое место занимает Небесная Богородица Макошь, это в ее власти как счастливый жребий, так и сама Судьба. Причем, со своими дочерьми Долей и Недолей она сплетает судьбы и людей, и Богов. Ее называют Небесной Ткачихой, она и впрямь покровительствует любому рукоделию, особенно ткачеству, помимо этого, дарует богатый урожай всем трудолюбивым людям. Макошь вообще подательница всех благ, поэтому ее нередко изображают с рогом изобилия в руках. Ее именем древние славяне-арии называли созвездие Большой Медведицы, оно, как мы помним, напоминает звездный ковш (Макошь – это Мать Ковша). Археологи нашли каменные, костяные и глиняные фигурки Макоши, есть среди них и такие, которым около 30-40 тысяч лет, так что этот образ – один из самых древних.

Великая Небесная Богородица Лада – Мать большей части Светлых Богов, Покровительница всех народов Великой Рассении (так назвали огромную территорию, на которой расселились наши Предки из Даарии-Гипербореи, Великой Северной Прародины). В ее ведении – Любовь, Красота, и все, что связано с этими понятиями. К ней обращались молодожены, чтобы даровала им семейное счастье, крепких и здоровых детей.

Высшие божественные силы представляет и Дева Жива, или, как ее еще называют, Джива (она же Дива, Сива). Джива олицетворяет непреходящую молодость, влюбленность, высшую красоту, но, прежде всего, Вечную Вселенскую Жизнь. Славяне знали, что это она дает человеку чистую и светлую Душу, когда тот рождается в Явном мире, она же поит его из Чаши Вечной Жизни после окончания земного пути.

Вечно молодая Небесная Богородица Рожана – олицетворение семейного достатка и уюта, она Покровительница всех рожениц, а также девочек до 12 лет (до их прохождения обряда Имянаречения). В ее ведении судьба новорожденного, она может наделить не только земными благами, но и душевным богатством.

Все Высшие Славянские Богини покровительствуют одному из Чертогов Сварожьего Круга: Макошь – Чертогу Лебедя, Лада – Чертогу Лося, Джива и Рожана соответственно Чертогам Девы и Щуки, Марена покровительствует Чертогу Лисы.

Среди Богов-Управителей яркой звездочкой выделяется образ Мерцаны – она же Заря Заряница. Собственно, Небесной зарею и управляет прекрасная Мерцана. С нею связан целый ряд поэтических сказаний наших Предков.

Сия Богиня особенно почиталась сельскими жителями, ибо она способствовала скорейшему созреванию обильных жатв и плодов. Поэтому в ее честь совершали всенародные богослужения и просили о хорошем урожае.

Наибольшее число женских божеств мы найдем среди Богов-Покровителей: это такие Богини как Тара, Леля, Доля и Недоля, Дива-Додола, Богородица Зимун, Баба Йога, Валькирия, Веста, Мать Сыра Земля, Желя, Карна, Сумерла, Дзевана.

Тара покровительствует растительному миру, особенно священным рощам, Леля – семейному счастью и согласию, Дзевана – маленьким детям и кормящим матерям, а также удачной охоте и всему животному миру, Карна – новым воплощениям и перевоплощениям. Умеющая перевоплощаться в Небесную Корову Богородица Зимун – Богиня-Покровительница Отчего Дома и Древнейшей Небесной Прародины, откуда по преданиям переселились на Землю наши Предки. Именем Зимун в старину называли созвездие Малой Медведицы

О Богинях-Покровительницах рассказывают древние предания, со многими из них связаны праздники славян. Так, день Весты (Покровительницы вечно обновляющегося мира), совпадающий с весенним равноденствием, открывает целую череду праздничных обрядов, связанных с днями Масленицы-Комоедицы-Красногора. Это — солнечный календарный праздник, и отмечать его нужно по Солнцу.

Читайте также:  Чувство что легкие заложены

Как видим, женское начало было широко представлено в древнеславянском пантеоне. А ведь помимо Высших Небесных Дев и Богородиц, Богинь-Покровительниц и Управительниц, существовали еще и Духи-Хранительницы лесов, полей, лугов, водных источников, во множестве населявшие таинственный и удивительно гармоничный мир наших древних Предков.

Ниже приведем вам тексты обращений, которыми наши Предки обращались к Богиням:

Обращение к Богине Марене :

Марена – Матушка, Славна и Триславна буди! Мы Тя извечно величаем, безкровны Требы и Дары для Тя все – Родно возжигаем! Даруй нам достаток во всех деяньях наших, и сохрани от мора скотину нашу, и не давай опустеть житницам нашим, ибо велика есть щедрость Твоя, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Обращения к Богородице Макошь:

Государыня, Макошь – Матушка, Мать Небесная, Богородица! Соплети для нас Судьбу Светлу, Судьбу Ясну, да без Нитей темных. И да не сгинет милость Твоя, да ко всем Родам наша! Тебе Велику Славу воспеваем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Государыня, Макошь – Матушка, Мать Небесная, Богородица! Ты, Мать – Рожаница, Сварога сестрица! Даруй нам удачу, без татей и плачу! Дай здравия чадам, великим и младым! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Государыня Макошь – Матушка! Мать Небесная, Богородица, сопряди для нас жизнь укладную, жизнь общинную, вельми славную, Правьславляем Тя, Мать – наставницу, добродетельну и старательну, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Обращения к Богине Ладе- Матушке:

Государыня, Лада – Матушка, Мать Небесная, Богородица! Посети нас, Ты Силой Светлою, благослови на деяния добрые, на деяния славные, да во Славу Рода нашего, тако бысть, тако еси, тако буди! (этим обращением испрашивали благословение Лады – Богородицы перед началом дел).

Государыня, Лада – Матушка, Мать Небесная, Богородица! Благословенна Ты, Покровительница Родов Расы Великой да потомков Рода Небесного, благодарим Тебя за помощь в деяниях наших, да во все времена, пока светит Ярило – Солнце. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Государыня, Лада – Матушка, Мать Небесная, Богородица! Благослови, Ты, мя в дорогу дальню, перехожу, да прямоезжу, и да пусть святится имя Твое из Рода в Род! Тако бысть, тако еси, тако буди! (этим обращением испрашивали благословение Лады – Богородицы, когда отправлялись в путь-дорогу).

Ой, Ты, Лада – Матушка! Матерь Сва Пречистая! Не остави нас без любви и счастия! Благодать свою ниспошли на нас, яко и мы, чтим и славим Тя, ныне и присно и от Круга до Круга, до скончания Времен, пока светит нам Ярило – Солнце!

Обращения к Богине Дживе :

Джива – Матушка, Мать Небесная, ниспославшая Душу чистую, пособи в деле праведном, в процветании Рода нашего. Освети в Сваргу ясную, наше Путь – стремление, к Тарху Светлому во утишение! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Джива – Матушка! Душ Хранительница! Ты Родам всем нашим Покровительница! Призываем Тя, Прославляем Тя, Светлых Душ дарительницей величаем Тя! Подари людям всем утешение, а Родам древним нашим размножение. И прибудешь Ты, извечно в сердцах наших, ныне и присно и от Круга до Круга. Тако бысть, тако еси, тако буди!

Обращения к Богородице Рожане :

Мать – Рожаница, Рода сестрица, услышь Ты глаголы наша, прими безкровные требные дары наша, даруй здравое потомство всем Родам наша, дабы никогда не прервалась вечная Родовая Нить наша. Для Тя Велику Славу воспеваем, и в хоромы наша Тя призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Трисветлая Рожана – Матушка! Не дай оскудеть Роду нашему, освяти чрево всех жен и невест наших, благодатной силой своей, ныне и присно и от Круга до Круга!

Источник

Рада – славянская Богиня радуги и искусства

Рада – славянская Богиня радуги и искусства, дочь Бога грома и воинской доблести Перуна.

Наши предки ее представляли прекрасной и стройной девушкой с улыбкой, дарящей радость. У нее синие глаза и очень длинная золотая коса, достающая до земли. Одета Богиня Рада в платье, оттенка семи цветов радуги.

Считается, что Рада настолько добра, что никто ее не видел сердитой, но на самом деле это не так. Дело в том, что ее может встретить только добродушный, честный и искренний человек.

Ему она всегда придет на помощь, особенно, если связан он с искусством скульптуры, архитектуры и живописи. Но вот если же Богиня Рада на кого-то рассержена, то она никогда не покажется перед этим человеком и, конечно, и не поможет.

Увидеть славянскую Богиню Раду можно после летних дождиков и гроз. Она наряжена в семицветное платье, подол которого растянут на полнеба. Также ее можно повстречать с первыми лучами солнца или перед самым закатом на лесной полянке у водоема, ведь она очень близка к водной стихии.

Верили древние славяне, что тот, кто повстречается с Богиней радуги, станет счастливчиком. Но вот разговаривать с Радой не стоит, ей нужно обязательно улыбнуться, а потом низко в ноги поклониться.

Если же она протянет руку, надо ее пожать, так как своим рукопожатием Богиня Рада вдохновляет на создание великих творений искусства.

Как почитали Богиню Раду древние славяне

Древние славяне почитали Богиню Раду трижды в год – 1 июня, 15 июля и 31 августа, на большой лесной поляне, находящейся на опушке и недалеко от водоема.

Читайте также:  Как по английски ты хорошо себя чувствуешь

Посередине полянки ставили столб, выструганный из дерева с женским названием (ива, береза, осина). Его украшали ленточками всех цветов радуги. С южной стороны дерева клали изображение бабочки павлиний глаз, с восточной – рисунок зимородка, с северной – бурундука. Все пришедшие вставали на западе, чтобы видеть восходящее солнце.

Пришедшие провести обряд, должны были принести с собой яркие цветы, которые специально для этой цели выращивали в своих садах и палисадниках, и емкости для воды. Когда появлялись первые солнечные лучи, надо было набрать воду в емкости и поднести их к столбу, а затем сказать такие слова:

«Рада – дочь Перунова, ты наши мольбы услышишь и радость нам подаришь. Платьем нас своим ярким укрой, все горести долой. Будь с нами всегда, чтобы обходила стороной беда».

После этого каждый, начиная со старейшины, подходил к емкости с водой, шептал свою просьбу и ставил цветы, а после тут же уходил к водоему. Когда все собирались у реки, то делали полукруг и пели веселые песни, восхваляя славянскую Богиню Раду.

Источник

Боги славян

Из книги Вадима Казакова «Мир Славянских Богов»

Славянские боги

Велес

(Волос, Господь, Velnias/Vielona (лит.), Velns/Vels (латыш.), Veles (чеш.), Wodan/Odin (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekri (фин.), Zempat (прусс.), Вала (инд.), Лельвани (хет.), Тир (арм.), Юл (балт.), Воху Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Ноднс (брит.), Çiva/Шива (инд.), (Eρμης/Гермес (греч.), Mercurius (лат.), Веральден-омай (саам.))

— Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, вестник богов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Мокоши.

  • Треба: коровье масло, колач, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, овёс, мёд, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, куря-тина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник сушёный, «воложное масло».
  • Дни: 1 стж, 6 стж; 6 лтн-18 лтн (Велесовы святки); 12 лтн; 24 брз; 12 квт; 21 квт-24 квт; 30 квт/1 трв; 9 трв; 9 лпн; 17 лпн; 3 срп; 9 срп; 18 срп; 20 срп; 3 врс; 24 жлт; 4 лст; 10 грд; 5/6 свт.
  • Вестник: ворон, числа 6, 12.

Дажьбог

(Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Daćbog (зап. слав.), Дабог, Даба, Даjбог (серб.), Dagbra (брит.), Митра (инд.), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.), Узил (этр.), Sol (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Swayxtix/Suaixtix (прусс.), Дагда (ирл.), Lug (кельт.), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Tiyat (палай.), Sūryā/Сурья (инд.), Царь Горох)

— Бог летнего солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея — прародителя белых людей. Почитался на полудне.

  • Треба: блины, горох, холст, мёд, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.
  • Дни: 24 чрв; 3 срп; 8 срп; — лебеди.

(Ладо, Lada (чеш.), Krasopani (чеш.), Лето (греч.), Адити (инд.), Ла-тония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Ёрд (сканд.), Калташ-Эква/Иоли Торум Шань (манси), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Rato (крито-микен.), Юнона/Tellus (лат.), Деметра (греч.), Ардвисура Анахита (ир.), Анаит (арм.), Инанна (шум.), Кибела (ма-лоаз.), Церера (лат.), Zemes māte (латыш.), Prthivi(инд.))

— Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли.

  • Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, мёд, медовые лепёшки, говядина, конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, узорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки, полотна, шерсть, сосуды, молоко
  • Свещенные животные: коза, гуси, олениха, ласточка, божья коровка.
  • Дни: 3 лтн; 30 лтн; 9 брз; 22 квт; 2 трв; 10 трв; 8 лпн; 6 срп; 17 срп; 27 срп; 11 врс; 28 лст; 23 грд.

(Лелия, Hely, Ileli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.), Аргимаспа/Артимаспа (скиф.))

— Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюблённых, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла.

  • Любимый зверь: заяц.
  • Птицы: лебедь и воробей.
  • Треба: каша, хлеб, сыр, мёд, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.
  • Дни: 22 квт; 11 врс.

(Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambeakka (саам.), Марцана, Marzyana (польск.), Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.), Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (окс.), Геката/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska/Morana/Mařena (чеш.), Smertnica (луж.), Giltine (лит.), Лоухи (?) (фин.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (бе-лор.), Marica (италий.), Hel (сканд.), Хольда (герм.))

— Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, чёрного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени.

  • Треба (на перекрестках): морковь, рыба, баранина, репа, кисель, мёд, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.
  • Дни: 5 лтн; 3 брз (кикиморы); 23 брз (проводы Зимы); 20 квт; 13 трв (?); 26 лпн; 1 срп (?); 17 срп(?); 13 лст; 25 лст; 17 грд.
  • Воплощение: пегая кобыла.
  • Дерево: осина, ель.

Мокошь

(Макошь, Могошь, Макоша, Суденица, Деви (инд.), Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukeš/Muuks (полаб.), Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.), Нортия (этр.), Урд (сканд.), Карта (латыш.))

— Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Прядёт нить судьбы. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Старшая сестра Доли и Недоли.

  • Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, пряжа (в источники), вино, платки, посуда, ленты, хлеб, мёд, молоко.
  • Дни: 25 брз; 28 квт; 20 лпн; 3 срп; 17 жлт; 30 жлт; 28 лст.
Читайте также:  Плейкаст для настроения лучшему другу

Перун

(Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Perun (чеш.), Piorun (польск.), Pirwa/Perwa (хет.), Parjánya/Парджанья (инд.), Пурьгине-паз (морд. эрзя), Перкеле (фин.), Perkunas (лит.), Perkons (ла-тыш.), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тооrа (фин.), Тuuri (карел.), Тааrа (эст.), Сяхыл-Торум (ман-си.), Атям/Jondol-pas (морд. мокш.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Tarhunt (хет.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Tor (сканд.), Taranis (кельт.), Тин (этр.), Тешуб (хуррит.), Donner/Donar (герм.), Додол, Додон)

— Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Ситиврата.

  • Деревья: дуб, граб.
  • Птица: орёл.
  • Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, пиво, мёд, венки, зерно, золото, курятина.
  • Жертва: бык, красный петух.
  • Дни: Первая весенняя гроза; 25 брз; 13 лпн; 21 лпн; 28 каждого месяца, четверг.
  • Праздник: на 27 день после Купалы.
  • Число: 8, 4.
  • Предметы: молот, обвитый гороховой соломой. 9 сил, 27 имён.
  • Цвет: красный, золотой, серебряный.

(Рудра (инд.), Diēvas (лит.), Dievs (латыш.), Deiws (прусс.), Корс (угр.), Танен (егип.))

— Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады.

  • Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, мёд, просо, борщ, пироги, варёная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.
  • Дни: 29 брз; 11 врс; 12 лст; поминальные дни.

Сварог

(Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Брахма/Tvastar/Тваштар (инд.), Пра-джапати/Prajapati (инд.), Укко (фин.), Уку (эст.), Юбмел (саам.), Шкай (мордва мокша), Isten (венг.), Кугу-юмо (мари.), Нишке (мордва-эрзя), Все-вышний, /Зевс (греч.), Deus/Juppiter/Jovis Pater (лат.), Истанус (хет.), Султи-тура (чуваш.), Jumala (финск., карел.), Jumal (эст.), Папай (скиф.), Prokorimos (латыш.), Prakurimo dievas (лит.), Savitar (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.))

— мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, клятв, ремёсел, охотников. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады.

  • Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), куриная лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина, говядина.
  • Животные: гуси, петух.
  • Дни: 1 стж; 24 брз (Открытие Сварги); 28 срп; 7 врс; 17 врс (Вырий, Закрытие Сварги); 27 врс; 4 жлт; 1-7 лст (Сварожки).

Световит

(Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck, Svantavit, Zwantevit)

— Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Почитался на западе Словени. Сын Сварога.

  • Треба: медовый пирог, вино, блины, мёд.
  • Животные: белый конь, орёл.
  • Принадлежности: знамёна, копья, значки с орлом.
  • Цвет: красный.
  • Дни: 15 чрв (День Памяти Арконы); 27 врс.

Семаргл

(Огнебог, Огник, Агни (инд.), Pahhur/Agniš (хет.), Gabis (лит.), Гибил (шум.), Паникс (прусс.), Гирра/Гирру (аккад.), Игнис (лат.), Знич, Жиж (белор.), Сурт-кугу-юмо (марий.), Сефланс (этр.), Тул-он-кугу-юмо (марий.), Вулкан (лат.), ‘Ήφαιστος/Гефест (греч.), Сварожич, Zuarasiz (балт. слав.), Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий, Паникс)

— Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов.

  • Треба: дрова, ватрушки, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.
  • Животное: красный петух.
  • Принадлежности: семиспиралевые жертвенники, семи лопастные подвески в виде перевёрнутых петушиных гребней.
  • Дни: 23 квт (Новый Огонь); 21 трв (?); 5 чрв; 24 срп; 3 врс (?); 7 лст; 21 день после смерти человека.

Стрибог

(Ветер, Вейопатис/Бангпутис (лит.), Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.), Вата/Ваю (инд.), Ват-Лунг (хант.), Галагон (осет.), Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-anšux (манси.), Шу (егип.), Вайю (ир.))

— Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы.

  • Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука (сыплется с крыши), каша, хлеб (разбрасываются куски), блины.
  • Жертва: петух, потроха, пепел от костей животных.
  • Дни: 28 квт; 4 чрв; 14 лпн; 4 срп; 23 врс..

(Хърс, Хръс, Харс, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс, Хур (осет.), Гурк, Корс, ‘Ήλιος/Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.), Horse (ита-лийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.), Божич (болг.), Божик’ (макед.), Божић (серб.), Bôžič (словенск.), Bòžič (хорват.), Mares (лат.))

— Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков.

  • Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, мёд, кисель, зерно, подковы, оружие.
  • Дни: 1 свт-12 свт; 29 грд; 14 стж; 20 срп.

Ярило

(Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Yarri (хет.), Pergrubrius (прусс.), Арес/Эрос/‘Έρως (греч.), Герман/Джерман (болг.), Jарило (серб.-хорв.) Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), ‘Έρως (греч.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.), Геркулес (лат.))

— Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторож-дения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Супруг Ярицы (Ярилицы, Гермеруды (фрак.)). Её воплощение: девушка в белом, на белом коне, с ржаными колосьями в руке.

  • Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, лепёшки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, мёд, чеснок, квас, пряники.
  • Предметы: Золотой щит.
  • Дни: 20 брз-23 брз; 15 квт; 23 квт; 27 квт; 5 чрв; 30 чрв; 20 срп.

Источник

Оцените статью