Богема
Боге́ма (фр. bohème цыганщина) — неконвенциональный, эксцентричный стиль жизни, характерный для определенной части художественной интеллигенции [1] , или тех, кто ведёт подобный образ жизни: прослойка между интеллигенцией и другими общественными классами, театральные, литературные круги; круг (около) театральных и артистических деятелей, обычно ведущих образ жизни в условиях нестабильных доходов.
При Советской власти в СССР получила наименование «творческая интеллигенция».
Содержание
История
На заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики, культа труда и прочих завоеваний христианства. [2] |
Происхождение термина
Одно из названий цыган во французском языке — bohémiens — буквально «богемцы», жители Богемии, области на территории нынешней Чехии, где в Средние века жило много цыган; таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью цыган (кроме того, многие цыгане сами были актёрами, певцами и музыкантами).
Термин появился во Франции в первой половине XIX века и приобрёл большую популярность после появления сборника Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (1849), а особенно знаменитых опер Пуччини (1896) и Леонкавалло (1897) с одинаковым названием «Богема». Фундаментальный историко-социологический труд о французской литературной богеме (1964) принадлежит Сесару Гранье.
Примечания
См. также
- Богема (опера)Пуччини
- Богема (песня) Азнавура
- Богемская Роща
- «Богемная рапсодия» (англ.Bohemian Rhapsody )— песняанглийскойрок-группы Queen
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Богема» в других словарях:
богема — ы, м. и ж. bohème f. Цыганщина (по наванию романа А. Мюрже Жизнь богемы , 1848. 1. О человеке, обычно принадлежащем к творческим профессиям, ведущий беспорядочный образ жизни.Тем не менее граф <Соллогуб> совсем не был бюрократом чиновником; … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БОГЕМА — (фр. la boheme). 1) странствующие толпы цыган; вообще бродячие толпы. 2) люди без определенных средств к жизни, живущие случайным трудом, умственным или физическим. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
БОГЕМА — БОГЕМА, богемы, мн. нет, жен. (франц. boheme, букв. цыганщина). 1. собир. Необеспеченные актеры, художники, литераторы и т.п. интеллигенты, ведущие беспечную и беспорядочную жизнь. Литературная богема. 2. Беспорядочный быт такой среды (разг.).… … Толковый словарь Ушакова
Богема — С французского: La boheme. Стало популярным после публикации «Сцен из жизни богемы» французского писателя Анри Мюрже (1822 1861). Слово «богема» образовано от другого французского слова ип Bohemien, то есть «цыган» (обычно ассоциировалось с… … Словарь крылатых слов и выражений
Богема — социальная группа, играющая и до сих пор значительную роль в истории литературы. В средние века цыгане, народ бродячий, народ изгой, считались выходцами из Богемии (Чехии). Б. литературная цыганщина в смысле социальной деклассированности и… … Литературная энциклопедия
Богема — Артистическая среда с присущей ей особой атмосферой, нравами, жаргоном, манерой одеваться, способами общения. Происходит от bohemia цыганский. Для характеристики артистической среды стало применяться с середины XIX в. Возникнув у Мюрже («Сцены из … Энциклопедия культурологии
богема — цыганщина Словарь русских синонимов. богема сущ., кол во синонимов: 4 • кинобогема (1) • … Словарь синонимов
БОГЕМА — (французское boheme, буквально цыганщина), обозначение среды художественной интеллигенции (актеров, музыкантов, художников, литераторов), ведущей беспорядочную и необеспеченную жизнь; образ жизни, быт таких людей … Современная энциклопедия
БОГЕМА — (франц. boheme букв. цыганщина), не имеющая устойчивого обеспечения художественная интеллигенция (актеры, музыканты, художники), ведущая беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, быт, среда этих людей … Большой Энциклопедический словарь
Богема — (цыганщина, неурядица). Ср. На свою невѣстку. княгиня всегда смотрѣла, какъ на безпорядочную особу, безъ правилъ, съ наклонностью къ «богемѣ», съ рѣзкими манерами. Боборыкинъ. Ходокъ. 1, 1. Ср. Bohème (c’est une maison vie de Bohème). Пер.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
БОГЕМА — БОГЕМА, ы, жен. Не имеющие устойчивого обеспечения интеллигенты (актёры, художники, музыканты, литераторы), ведущие беспорядочную жизнь, а также такой образ жизни, среда таких людей. | прил. богемный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
Источник
Богемность Богемный
— Вы богемный художник? — Да. — Сколько стоит эта ваша картина?
— 80 тысяч долларов. — Ни фига себе! Можно подумать, что вы в штате
президентской администрации или умерли лет 200 назад!
Друзья заметили, что на стенах в доме Пикассо нет ни одной картины хозяина.
— Тебе не нравятся твои картины? — Очень нравятся, но мне они не по карману…
Богемность как качество личности – склонность, принадлежать среде актеров, музыкантов, художников, литераторов, вести особый, отличный от привычного для большинства людей, беспечный, беспорядочный образ жизни, не иметь устойчивого материального обеспечения.
Богемность – жизнь в компании бедолаг, заражённых творчеством. Монмартр – негласная столица богемы. Жил на Монмартре скромный буржуа, ненавидящий абстракцию, которая стала стабильно входить в моду. И решил он подшутить. Поставил посреди улочки осла, рядом с ним ведра с краской и холст. Осел махал хвостом, задевая краски и холст. Так и получилась картина, которую никто не смог отличить от модных шедевров. Однако нашлись шутники, которые решились пойти дальше — назвали эту картину «Закат над Адриатикой» и продали на аукционе. Когда обман раскрылся, скандал разразился огромный.
Богемный художник Пикассо любил давать интервью журналистам за работой. Однажды, увлекшись процессом, он нечаянно испачкал краской костюм журналиста. Художник вежливо предложил оплатить чистку костюма, на что журналист ответил: — Не беспокойтесь, просто поставьте рядом вашу подпись!
В этимологическом словаре Крылова «богема» — это слово, имеющее значение «интеллигенты – художники, писатели, музыканты – не имеющие устойчивого материального положения, ведущие беспечный, беспорядочный образ жизни», заимствовано из французского, где boheme – «цыганщина» восходит к топониму Boheme – «Богемия», или Чехия, поскольку цыгане появились во Франции из Чехии.
Богемность – дитя Венеры, распространяющая цыганщину в искусстве. Интеллигентная беднота, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к земным благам.
Богемность – торжество беспорядочности и, в то же время, уважение и преклонение перед вдохновением, творчеством и талантливостью. Боборыкин в «Ходоке» пишет: « На свою невестку… княгиня всегда смотрела как на беспорядочную особу, без правил, с наклонностью к «богеме», с резкими манерами».
Богемность – это когда человек, занимающийся творчеством, нуждается, соответственно, в творческом окружении. Для развития ему, как воздух, необходимо общение с творческими людьми. По какому бы пути человек не следовал, легче идти, когда есть наставник, когда есть соответствующее твоему миропониманию окружение.
Окрас богемности всецело зависит от того, под влиянием какой энергии находится человек: невежества, страсти или благости.
К примеру, ветряный легковер прочитал желтую прессу, ухватился за какую-то легкомысленную, поверхностную идейку и, приукрасив её выдуманными сюжетами из своей жизни, стал выдавать за свою. Вскоре он убедил себя в своей гениальности. Он – молодой гений, богемная молодёжь. Он начинает искать богемное общество таких же как он гениев. Находит. Все в обществе называют друг друга гениями и страшно опасаются, чтобы к ним случайно не проник настоящий профессионал того дела, в котором они считают себя гениальными.
Это невежественная богемная молодёжь. Главное для неё не творчество, а желание попиариться, утешить своё непомерное честолюбие, прославиться, отхватить какие-то почести, подхватить звёздную болезнь, вволю потщеславиться.
Богемность – стремление удовлетворять свои желания каким-то особенным способом в среде единомышленников, в узком коллективе. Богемность – есть узкая группа , претендующая на удовлетворение своей исключительности, престижа, почёта.
Философ Александр Хакимов рассказывает: — Давайте рассмотрим друг друга с материальной точки зрения, а потом снова спросим, а что мы вообще вместе делаем здесь с материальной точки зрения. С точки зрения профессий, материальных увлечений, хобби, образования, вкусов, интересов. И мы сразу заметим, что мы здесь совершенно разные люди, с материальной точки зрения, которые в таком составе никогда бы не собрались. Например, когда я был художником, мне нравились люди искусства, богемная атмосфера, но я бы никогда не пошел на встречу с математиками, например. Меня это никогда не привлекало, совершенно не пересекалось. Но здесь мы собираемся все вместе и даже, наверное, не знаем, кто мы, кто чем занимается. Мы даже не интересуемся этим, часто бывает такое, что приходит человек уже полгода и еще неизвестно чем он занимается, кто вообще он. Однажды к нам пришел новый человек. Немолодой, солидный вид, всегда в костюме, галстуке приходил. Сидел, слушал, потом стал помогать, мыть посуду. Через какое-то время выяснилось, что он директор какой-то фирмы в Петербурге, крупной очень.
Богемность в невежестве – это фальшивая, поддельная элита, презентующая себя в качестве сливок общества. На самом деле это помои общества. Легкомысленная молодёжь думает: — Как здорово жить как представители богемы. Кому же она хочет подражать? Деградантам, забывшим о чести, совести и порядочности? Невеждам? Людям, попавшим под влияние энергии невежества, готовым у алтаря громко испортить воздух, лишь бы мелькнуть в газетах, журналах или на телевидении? Людям, неоправданно причисляющим себя к элите общества? Настоящая элита не будет выставлять напоказ свою личную жизнь, не будет идти во главе нравственного беспредела, не будет хвастать беспорядочностью сексуальных связей, пристрастием к наркотикам и азартным играм.
Богемность в страсти – гадюшник, в котором каждый стремится, оттолкнув другого, занять место под солнцем, стать публичной личностью – известной и знаменитой. Богемность в страсти сделает кому-то гадость, и на сердце радость. Она сражается за роли, должности, тёплые места, хитрит, интригует, сплетничает и клевещет.
Богеме свойственны идеализации и иллюзии сознания. Психолог Руслан Нарушевич рассказывает: — Часто художники, которые пытаются создать мир свой, немножко отстраненные или музыканты, различные такие неформалы, как был такой термин, помните раньше. Люди такие идеалистические, они пытаются прибежище найти в поэзии или живописи. Это не значит, что поэзия или живопись – это плохо. Это значит, что это просто категория людей, которых называют эскаписты. Знаете, теория эскапизм такая есть, т.е. концепция. Escape – это бежать, сбежать. Попытка сбежать от реальности. Это люди эскаписты. Они не хотят принять свое положение, потому что все еще пытаются как-то создать свой мир. И поэтому часто отходят от исполнения обязанностей. Потому что они не находят сил для этого».
Богемность в благости – это торжество бескорыстия, самоотдачи, вдохновения и творческого энтузиазма. И всё ради служения людям, ради личностного роста, совершенствования, приближения а Абсолюту.
Источник
Понятие «богемы»
Данная статья относится к Категории: Теория элит
«За вековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения. Да и сама среда, называемая богемой, изрядно изменилась.
Само понятие возникло в середине девятнадцатого века с легкой руки французского писателя Анри Мюрже, о чём упомянули в своей энциклопедии несравненные Брокгауз и Ефрон: «Богема — в переводе с французского цыганщина».
Так Мюрже назвал студентов Латинского квартала, и с тех пор богемой называют всякую интеллигентную бедноту, которая артистически весело и беззаботно переносит лишения и даже с некоторым презрением относится к благам земным». Именно Мюрже описал в своем романе «Сцены из жизни богемы» (1848 г.) стиль жизни, который стал называться богемным. Жизнь француза можно считать живой иллюстрацией «цыганщины». В молодости он недоедал, недосыпал и веселился, а старости так и не узнал. Писатель умер в возрасте тридцати девяти лет от передозировки кофе, могучего по тем временам стимулятора, который в сочетании с простудой и подорванным в молодые годы здоровьем убил первого хрестоматийного представителя богемы.
Как показывают опросы общественного мнения, сегодня это слово ассоциируется вовсе не с бедностью и талантом, а с деньгами и властью.
Что же случилось с богемой? Об этом беседовали медиаидеолог Марина Леско и киновед № 1 Кирилл Разлогов. Слово «богема» этимологически восходит к Богемии, нынешней Чехословакии, которая была частью Австро-Венгерской империи. Переводится как «цыганщина» и обозначает образ жизни, радикально отличный от нормального европейского буржуазного порядка. По происхождению богема — артистическая среда. Зародилась она на рубеже веков в центре мировой культуры — Вене, затем в двадцатые годы перебралась в Париж. Суть понятия превосходно иллюстрирует опера «Богема» — хочется в искусство, а есть нечего. Что и порождает специфический образ жизни, балансирующий на грани нищеты и роскоши. На заре своего существования богема была маргинальной средой, олицетворяющей собой отказ от норм протестантской этики, культа труда и прочих завоеваний христианства. В культурном отношении она шагала в ногу с модернизмом.
Модернистский импульс воспевал художника в башне из слоновой кости и утверждал, что художественная среда самоценна. Только художники могут понять друг друга, ибо они исключительные. И в силу исключительности им дозволено то, что не дозволено другим: свободный секс, наркотики и так далее.
Всё это стало нормой жизни богемы. Богемный стиль жизни – это выход за рамки дозволенного.
Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку, что строго запрещено в обществе, в богеме является правилом. С годами богема набиралась сил, настойчиво предлагая желающим свои образы, установки, моральные ценности и приоритеты, которые в корне отличались от приоритетов богатства.
Единственное, что как-то роднило её с истеблишментом, — это система буржуазного индивидуализма, согласно которому индивидуальные ценности превыше всего. В одном случае индивидуальный успех путём труда, в другом — освобождение от пут общества, воспринимаемых как система ограничений, путём взлёта гения.
Отсюда родилась идея контркультуры, которая стала одним из ярчайших проявлений богемного сознания.
С изменением истеблишмента (особенно в постмодернистский этап истории, который начался в конце ше-стидесятых — начале семидесятых годов прошлого века) произошла «демократизация модернистского импульса», и положение богемы в социуме стало стремительно меняться.
Технически это осуществили СМИ, благодаря которым образ жизни творческой интеллигенции стал общественным достоянием. Произошло высвобождение сил, которые традиционная культура и традиционный истеблишмент держали под давлением. Альтернативная система ценностей в эпоху постмодернизма превратилась в систему ценностей самого общества. Она легализовалась сначала в средствах массовой информации, а потом была принята в истеблишмент как одна из его составляющих.
Однако весь социум не может жить по законам богемы. Лишь на определённом этапе, в молодости, человек может себе позволить эту роскошь, но потом он превращается в нормального, небогемного индивида и цементирует собой общество. Молодыми навечно остаются только «художники». Художники не столько по профессии, сколько по характеру.
Русская богема до двадцатого века — это Соня Мармеладова. Городские, люмпенизированные в силу нищеты низы, в которых творческая интеллигенция находила вдохновение, как в подлинных носителях духовных ценностей.
Россия не стала той отдельно взятой страной, где удалось бы построить коммунизм. Зато она стала первой страной, где богема прорвалась к власти. Поддержав Октябрьскую революцию, богема слилась с ней, и на какой-то момент художественный авангард стал языком большевистской революции, а параллельный богемный образ жизни стал моделью, на которой выросли «долой стыдисты», Александра Коллонтай и новая мораль коммунистического общества. Коммунистическая мораль так же противопоставлена буржуазной, как и богемная. Поэтому модернистское искусство, соединившись с революцией, создало странный богемно-большевистский симбиоз. Продлился он недолго, ибо тоталитаризм и богема остаются антагонистами.
В конце двадцатых годов, когда наступила контрреформация, на представителей богемы начались жестокие гонения. Почти всех перестреляли или выслали. В результате русский авангард частично переехал в Париж, а частично переселился в Сибирь, где и закончил своё существование. Однако часть богемы всё же выжила.
Культовой фигурой тридцатых стал Станиславский. Среда, которая его окружала, тоже была близка по духу к богеме. Выжила и богема изобразительного искусства. Несмотря на тяжёлые времена, живописцы продолжали рисовать картины, тайком выставлялись в подвалах и хранили верность богемным традициям. Именно они подготовили возрождение авангарда в эпоху оттепели, после 1956 года.
Новая богема сохранила связь со старым авангардом, и выставка, которая так возмутила Хрущёва, была построена на традициях авангарда старого.
После XX съезда общая ситуация резко изменилась. Оживилось кинопроизводство, поэты стали читать стихи, а молодёжь начала поиск духовных лидеров. В шестидесятые новым источником богемного духа стала университетская среда.
Самым богемным считалось тогда искусствоведческое отделение истфака МГУ. В основном это были дети представителей творческой интеллигенции, которые на досуге пили и пели блатные песни. Ведь блатная культура — культура маргинальная и оппозиционная. Поэтому вполне естественно, что эта культура сомкнулась с другой маргинальной культурой — богемой. Творческая интеллигенция и уголовщина всегда по жизни рядом. Причём не только в России: Жорж Брассенс является ярким представителем богемно-блатной культуры. Блатная романтика прослеживается и у Хемингуэя.
Богема всегда тяготеет к нарушению закона. Не всегда до такой степени, чтобы оказаться за решёткой, но асоциальный импульс в ней присутствует постоянно. В этом и смысл богемного образа жизни — он снимает те ограничения, которые существуют для всех остальных.
Первоначально богема была презираемой субкультурой, но постепенно, в результате подъёма престижа творческих профессий, превратилась в элиту. А став элитой, начала оказывать большое влияние на другие элиты и масскульт. На самом деле элита едина (элита денег, таланта и т.д.).
И богемный образ жизни — как наиболее привлекательный — стал характерен для элиты в целом. Так, за время своего существования богема значительно расширила номенклатуру: помимо работников творческих профессий в неё входят теперь представители почти всех элит, от спортивной до политической. Многие современные политики — в прошлом богемные люди. […]
Стиль существования, свойственный богеме, уже давно перестал быть антиобщественным, стал даже сверхобщественным, хотя и продолжает оставаться в оппозиции к нормам, принятым в «нормальном» обществе. Перспективы богемы как среды туманны. Но скорее всего, пока будут существовать нормы самоорганизации общества, богема будет существовать как принцип нарушения этих норм. Появились и умелые имитаторы.
Ксения Собчак, с которой часто сравнивают Галину Брежневу, — один из примеров. Псевдобогема. Живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания. Рано смекнула, что богемный стиль нынче в моде. И окунулась в него с головой».
Додолев Е.Ю., Галина Брежнева. Жизнь советской принцессы, М., «Зелёная лампа», 2012 г., с.114-119.
Источник