Бланк карты наблюдений за эмоционально социальным развитием воспитанника

Бланк карты наблюдений за эмоционально социальным развитием воспитанника

Заполняется воспитателем в период адаптации и далее 1-2 раза в год.

Параметры 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл Дата
В первые 2 недели после поступления Через месяц после поступления
1 Адекватность поведения, самоконтроль Поведение ребенка адекватно ситуации Всегда Чаще всего Редко Поведение неадекватно ситуации
2 Умеет следовать указаниям взрослого Всегда следует указаниям Чаще всего Редко следует, трудно управляем Не принимает во внимание указания взрослого
3 Может управлять своим поведением Да Чаще всего Редко Не может управлять своим поведением
4 Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми Доволен, увеличивает продуктивную активность Доволен, последующая активность непродуктивна Довольствуется достигнутым Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает)
5 Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности Адекватно, прислушивается, корректирует поведение Прислушивается, пытается что-то исправить Не замечает Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе)
6 Особенности активности : Всегда активен, любознателен Активность чередуется с периодами отдыха Активен, но быстро утомляется; или активен до назойливости. Слишком активен, повышенно возбудим;

Вял, пассивен 7 Навыки самообслуживания В состоянии обслужить себя сам полностью В основном, обслуживает себя Обслуживает себя редко Пассивен, только принимает помощь 8 Игровая деятельность Умеет понимать правила игры Всегда понимает одним из первых Понимает правила игры С трудом понимает правила игры Не понимает правила игры 9 Умеет принимать правила игры Принимает правила и может контролировать других детей Принимает правила, старается следовать, иногда нарушая их Часто нарушает правила Не принимает правила игры 10 Может занять себя сам Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе Включается в занятия других детей Занимает себя, наблюдая за другими детьми Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям 11 Особенности коммуникаций со взрослыми : Социальные связи со взрослыми: легко идет на контакт со взрослыми Избирательно, чаще идет на контакт Избирательно, но чаще не идет на контакт Трудно идет на контакт 12 Стремится к совместной деятельности со взрослыми Да, всегда Часто стремится Недостаточно, редко Нет 13 Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности Да, всегда Часто принимает Недостаточно принимает, редко Не принимает помощь, не руководствуется 14 Обладает «Чувством дистанции» Да, всегда Чаще всего Редко Нет 15 Привязанность к кому-либо из взрослых Есть

(к кому?) «Липнет» ко всем. Боится взрослых, плачет Ни к кому не привязан, равнодушен. 16 Особенности коммуникаций с детьми Социальные связи с детьми Легко идет на контакт с детьми Избирательно, чаще идет на контакт Избирательно, но чаще не идет на контакт Трудно идет на контакт 17 Умеет договариваться с детьми, ладит с ними Всегда Часто Редко Не умеет 18 Предпочитает играть в одиночку Редко Иногда Часто Всегда 19 Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми Очень охотно Соглашается играть Редко играет в игры, придуман

ные другими детьми Никогда не играет в игры, придуманные другими детьми 20 Пытается быть лидером в детском коллективе Всегда, и у него получается Часто пытается, но не всегда удачно Не претендует на роль лидера ни в чем Отказывается быть лидером, главным. 21 Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации) Да, помогает другому, жалеет его Да, изредка Наблюдает за другим ребенком Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно 22 Конфликтность Неконфликтен Редко Часто Сознательно провоцирует конфликты 23 Агрессивность Мирно уживается с детьми Редко и по делу Часто Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым 24 Эмоциональные особенности Преобладающее настроение Бодрое, уравновешенное, в основном, хорошее; незлопамятен, трудно вывести из себя. В основном, ровное настроение. Раздражительное, возбужденное. Плохое и хорошее настроение задерживается надолго. Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам. 25 Выраженность эмоций Выражены хорошо все оттенки эмоций Эмоции на лице не выражает, лицо — застывшая маска 26 Тревожность, боязнь нового Низкая тревожность. Активность и любознательность. Средняя мобилизующая тревожность Высокая тревожность, беспокойство

Повышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения. 27 Пугливость Нет Может испугаться, но быстро успокаивается Достаточно сильно боится чего-то одного Много страхов 28 Плаксивость Нет Редко Часто Постоянно «Глаза на мокром месте», плачет по незначительным поводам 29 Доброжелательность Да Часто Редко Нет 30 Жизнерадостен и оптимистичен Да Часто Редко Нет

4 балла — Высокий уровень: (100 — 120 баллов по карте)

3 балла — Средний уровень:(78 — 99 баллов по карте)

2 балла — Ниже среднего: (53 — 77 баллов по карте)

1 балл — Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)

Источник

КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
материал по теме

ОТСЛЕЖИВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

Скачать:

Вложение Размер
karta_nablyudeniy_za_osobennostyami_lichnostnogo_razvitiya_rebenka.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка

«Карта наблюдений за особенностями личностного развития ребенка» предназначена для организации наблюдения за детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ее целью является наблюдение за личностными особенностями детей. Проводит эти наблюдения педагог по критериям, указанным в карте. Результаты наблюдений являются необходимыми для оценки особенностей личностного развития детей, сформированности внутренней позиции школьника, материалом для беседы с родителями ребенка. Протокол наблюдения заполняется на каждого ребенка. Данный протокол доступен для педагога и очень удобен, т. к. не требует больших затрат времени, а психолог в силу специфики своей работы не может провести столь глубокого наблюдения за каждым ребенком. Полученные результаты могут стать основанием для составления психологической характеристики ребенка и при необходимости помогут педагогу и психологу в планировании развивающей или коррекционной работы.

Заполненный педагогом протокол отдается педагогу-психологу ОУ. Заполняться протокол наблюдения может как в период адаптации детей к школе, так и в процессе обучения в начальной школе, а также по ее окончании. Возможно повторное заполнение протокола («на входе» и «на выходе», в зависимости от целей исследования). В этом случае результаты разных этапов наблюдения можно обозначать пастой разного цвета.

Уважаемые педагоги! Просим вас провести наблюдение за ребенком (примерно в течение 1-2 недель) по следующим показателям: особенности самовыражения ребенка, особенности общения со сверстниками и взрослыми, сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности. Отметьте кружком или галочкой характерные проявления данного ребенка. Наиболее яркие особенности по каждому показателю можно выделить (подчеркнуть).

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения (возраст). Дата обследования
  1. Особенности самовыражения ребенка
  • Активность, яркость, инициатива в выборе деятельности и партнера, открытость, любопытство
  • Пассивность, замкнутость, безразличие
  • Беспокойство, возбудимость
  • Положительно окрашенные
  • Негативные (тревога, печаль, агрессия и др.)
  • Частая смена эмоций
  1. Особенности общения со взрослыми
  • Непосредственность, искренность, эмоциональная близость
  • Ощущение дистанции, понимание условной роли воспитателя, послушание
  • Неприятие роли воспитателя, отсутствие дистанции, негативизм, агрессивность
  1. Особенности общения со сверстниками

1. Личностное общение:

  • Заинтересованность в сверстнике, контактность, доброжелательное отношение, личные симпатии, дружба
  • Трудности в установлении контактов, конфликтность, агрессивность
  • Неуверенность в себе, застенчивость, обидчивость, тревожность, трудности в установлении контактов

2. Деловое общение:

  • Легкость в установлении деловых контактов, понимание общей задачи совместной деятельности, наличие децентрации (умение выслушать другого, понять его точку зрения), адекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка
  • Непонимание смысла делового общения и своей роли в нем, отсутствие децентрации, неадекватная реакция на успех или неудачу другого ребенка

V. Сформированность предпосылок к освоению учебной деятельности

  • Заинтересованность содержательной стороной деятельности (интерес к фактам, закономерностям, способам деятельности, дополнительным источникам знаний, познавательная активность, любознательность, изобретательство)
  • Заинтересованность эмоциональной, игровой стороной деятельности (познавательная активность проявляется при насыщении учебного процесса разнообразными видами деятельности, игрой)
  • Заинтересованность социальной стороной деятельности (эмоционально насыщенным личностным общением со сверстниками и взрослым, желание получать одобрение и оценку учителя, желание занять определенное место в группе детей)
  • Заинтересованность внешней стороной деятельности (новизной, наглядностью)
  • Отсутствие интереса к учению (познавательная пассивность, отсутствие любознательности)
  • Мотивы достижения успеха
  • Мотивы избегания неудач
  • Мотивы не связаны с учением (альтернативные мотивы)

Особенности восприятия образца и правила:

  1. Способен «услышать» инструкцию, воспринять задание, данное на слух или зрительно; умеет анализировать образец, сличать образец с выполняемым заданием
  2. Трудности с восприятием задания, данного на слух или зрительно, трудности с анализом и воспроизведением образца

Особенности решения учебной задачи:

  • Принимает и удерживает (сохраняет до получения результата) учебную задачу
  • Принимает, но не удерживает учебную задачу
  • Не принимает учебную задачу.
  • Способен объяснить своими словами цель работы и этапы ее достижения
  • Самостоятельно выполняет задание, данное взрослым, изредка обращаясь за помощью с целью уточнения (работа в зоне актуального развития)
  • Требуется частичная, но регулярная помощь взрослого (работа в зоне ближайшего развития)
  • Требуется постоянная помощь взрослого; беспомощность в выполнении задания
  • Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого
  • Испытывает трудности подчинения своего поведения требованиям взрослого

3. Отношение к помощи со стороны взрослого

  • Принимает помощь взрослого
  • Не принимает помощь взрослого

VIII. Помощь специалистов (психолога, логопеда, психоневролога), в которой нуждается ребенок __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник

Читайте также:  Связь эмоций с познавательными психическими процессами
Оцените статью