Благоприятное эмоциональное состояние характеризуется

Благоприятное эмоциональное состояние характеризуется

Учебно-профессиональная деятельность является ведущей деятельностью в студенческом возрасте, представляющем собой юношеский период развития человека, знаменующий собой начало самостоятельной, взрослой жизни. Традиционно учебно-профессиональная деятельность определяется как деятельность студента по овладению знаниями, умениями, навыками благодаря решению специально поставленных преподавателем учебно-профессиональных задач [5]. В то же время в психологической литературе учебно-профессиональная деятельность рассматривается и как деятельность, направленная на саморазвитие студента, становление его субъектного опыта [9]. Учебно-профессиональная деятельность представляет собой совокупность компонентов, к которым относятся:

1) мотивационно-смысловой компонент (понимание предназначения профессии, желание освоить профессию, мотивы самореализации в профессии);

2) деятельностный компонент (умения решать учебно-профессиональные задачи в ходе самостоятельной работы, выполняя соответствующие учебные действия);

3) оценочно-контрольный компонент (навыки самооценки и самоконтроля хода и результатов своей деятельности) [8].

Учебно-профессиональная деятельность студента существенно отличается от учебной деятельности школьника. Учеба в студенческом возрасте приобретает отчетливо выраженную профессиональную направленность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Учебно-профессиональную деятельность начинают активно побуждать социальные мотивы, связанные с будущим. В рамках учебно-профессиональной деятельности формируются жизненные планы студента.

Специалистами в области возрастной психологии отмечается, что развитие эмоциональности в студенческом возрасте тесно связано с развитием самосознания [5, 9]. Внешний мир воспринимается юношами и девушками «через себя». Ярко проявляется стремление к самоутверждению. Вместе с тем способность к сознательной регуляции своего поведения в юности развита не в полной мере. Отсюда нередко неумение студентов предвидеть последствия своих действий и поступков.

Как показывают психологические исследования, одними из существенных оснований поведения, деятельности и различных форм взаимодействия субъекта с окружающим миром являются эмоциональные состояния [3]. Порождаясь деятельностью, эмоциональные состояния не только являются ее неотъемлемым компонентом, но и активно выполняют функцию ее регуляции. Эмоциональные состояния имеют очень разнообразные проявления, поэтому в науке существуют их различные классификации. Так, по степени интенсивности и продолжительности эмоциональные состояния могут быть длительными и кратковременными; по субъективному переживанию – положительными и отрицательными.

Во многих работах показано, что эмоциональные состояния существенно влияют на эффективность обучения. Так, в исследовании А.О. Прохорова выявлено, что эмоциональные состояния студентов, в значительной степени определяя протекание когнитивных процессов, существенно влияют на успешность учебной деятельности [7]. А.Я. Чебыкиным доказано, что эмоции детерминируют познавательную деятельность через соответствующие психические состояния, влияя на протекание всех психических процессов [10]. В работе Г.М. Льдоковой, А.Н. Панфилова изучены психические состояния студентов (стресс, фрустрация) в усложненных условиях учебной деятельности (сдачи экзамена) [4].

В то же время анализ научной литературы показывает, что эмоциональные состояния студентов медицинского вуза, возникающие в учебно-профессиональной деятельности, специальному изучению почти не подвергались. В литературе встречаются единичные работы, исследующие эмоциональные состояния представителей этой возрастной и социальной группы (изучен, преимущественно, синдром эмоционального выгорания). Это свидетельствует об актуальности проблемы эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Исходя из вышеуказанного, объектом исследования выбрана учебно-профессиональная деятельность студентов медицинского вуза.

Предметом исследования выступают эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Цель исследования состоит в выявлении специфики эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности характеризуются спецификой, проявления которой связаны с этапами и направлениями профессиональной подготовки.

Реализация поставленной цели и проверка сформулированной гипотезы потребовала решения следующих задач исследования:

1. Выявить специфику эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности в зависимости от этапа профессиональной подготовки.

2. Определить специфику эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности в зависимости от направления профессиональной подготовки.

Материалы и методы исследования

В качестве методики исследования эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности был использован тест-опросник «Самооценка эмоциональных состояний», разработанный американскими психологами А. Уэссманом, Д. Риксом [2]. Опросник содержит четыре шкалы: «Спокойствие – тревожность», «Энергичность – усталость», «Приподнятость – подавленность», «Чувство уверенности в себе – чувство беспомощности». Каждая шкала включает 10 утверждений. Утверждения шкал расположены по убывающей линии: от полюса позитивного эмоционального состояния (10 баллов) до полюса негативного эмоционального состояния (1 балл). Испытуемого просят оценить свое эмоциональное состояние, выбрав соответствующее утверждение. Порядковый номер утверждения соответствует количеству баллов, набранных по шкале.

Читайте также:  Как понять по поцелую мужчины его чувства

Организация исследования

Исследование эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности проводилось в 2014–2015 учебном году на базе Омского государственного медицинского университета. В исследовании приняло участие 108 студентов 2 курса лечебного, медико-профилактического, педиатрического, стоматологического и фармацевтического факультетов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты тестирования эмоциональных состояний студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности по методике «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана, Д. Рикса представлены в таблице.

Полученные результаты показали, что, во-первых, этап профессиональной подготовки определяет типичные эмоциональные состояния студентов медицинского вуза в учебно-профессиональной деятельности. Студенты первого курса чаще переживают отрицательные эмоциональные состояния: тревожность, усталость, подавленность, беспомощность. Вероятно, это связано с трудностями адаптации первокурсников к обучению в вузе. Для пятикурсников более типичны положительные эмоциональные состояния: спокойствие, бодрость, приподнятость, уверенность в себе. В то же время, для студентов первого и пятого курсов характерно достаточно интенсивное проявление такого эмоционального состояния, как усталость. Возможно, это объясняется большой интеллектуальной и физической нагрузкой студентов, определяемой спецификой содержания и организации обучения в медицинском вузе (большим объемом заучиваемой наизусть информации, переездами из одних учебных корпусов в другие).

Показатели эмоциональных состояний студентов медицинского вуза, %

Источник

Виды стресса: эустресс и дистресс — стадии и причины

Стресс хороший и плохой: разбираемся в видах и стадиях развития

На самом деле стресс помогает нашему организму, это природный механизм, запускающий процесс приспособления к любым внутренним и внешним изменениям.

Например: Вы порезали палец — вы испытываете стресс, который дает понять вашему организму, что пора бросать спасательный отряд на заживление раны. или вы прилетели в тропическую страну — стресс говорит телу, что и как нужно изменить, чтобы легче перенести жару и влажность.

Однако, стресс может перерасти в постоянное состояние и тогда он становится опасен для всего вашего здоровья и нормальной жизни.

Стресс может быть двух видов: положительный и отрицательный.

Эустресс и Дистресс

Эустресс

Первая форма — эустресс, может быть вызвана и положительными эмоциями (позитивный) и негативными событиями (мобилизующий).

В этом состоянии человек осознает свои проблемы, свое состояние. Организм мобилизуется и концентрируется на выполнение задач. Это происходит под действием адреналина и других сопутствующих гормонов.

У человека повышается активность. Он успешно справляется с поставленными задачами на работе и дома. Но ресурс организма человека исчерпаем. Длительный негатив приводит к деструктивной форме.

Дистресс

Истощает нервную систему и разрушает организм. Страдает умственная активность, наша работоспособность падает. Стресс выбирает мишенью иммунную систему и бьет по ней. Организм становится уязвим к различным заболеваниям.

Дистресс (от англ. Distress) — горе, страдание, сильное недомогание, истощение.

Дистресс делится на несколько подтипов

Физиологический тип возникает как ответ на неблагоприятные внутренние факторы, неудовлетворенные физиологические потребности. Ими могут быть боль, голод, жажда, воздержание. Негативные условия внешней среды тоже вносят свою лепту. Стрессом для нас становится холод, постоянный шум, загазованность воздуха.

Наши эмоции тоже могут стать причиной стресса. Эмоциональный тип один из самых распространённых видов стресса. Даже радостные события вызывают дистресс. Все дело в длительном эмоциональном перенапряжении. Оно приводит в конечном итоге к психологическому и моральному истощению.

Кратковременный тип возникает как ответ на внезапное сильное воздействие. Проявляется как испуг и другие реакции. Обычно проходит быстро и не несет последствий, но может быть глубоким и травмирующим.

Наиболее тяжелый и опасный вид это хронический тип. Негативные факторы на нас воздействуют постоянно. Человек их не замечает, они становятся «фоном». Однако в конечном итоге этот «фон» приводит не только к нервному истощению, но и заболеваниям, депрессиям, общему снижению качества жизни.

Стадии

Изучением стресса занимались многие ученые и специалисты в области психологии. Специалисты выделяют несколько стадий стресса. В классическом представлении выделяется три стадии.

3 стадии развития

В этой стадии организм мобилизует все силы для ответа и выхода из негативной ситуации. Длительность зависит от таких факторов, как особенность психики человека и сила раздражителя. Она может длиться от нескольких минут до недели. На этом этапе изменяется поведение человека: появляется суетливость, раздражительность.

На этой стадии человек эффективно справляется с перенапряжением. Человек способен анализировать и искать оптимальные пути выхода из ситуации.

Когда внутренние ресурсы человека исчерпаны и нет резерва для восстановления наступает третья стадия стресса. Человек при этом ощущает усталость, апатию. Он теряет интерес к жизни, сдается и не сопротивляется раздражителям. Внутренняя опустошенность может перерасти в соматические заболевания и психические проблемы.

Читайте также:  Чувство вины при смерти близкого человека

По данным международной организации здоровья, в России каждый третий работник хотя бы раз в неделю испытывает сильный стресс, а 13% — практически ежедневно

Причины

Главная причина – это ситуации, которые его провоцируют, они называются стресс-факторами. С учетом того, что жизнь современного человека динамична и непредсказуема, причин великое множество. Постоянные неурядицы недопонимание близких, поджимающие стрессы на работе, поломка бытовой техники или автомобиля и просто ежедневные заботы. Всё это провоцирует раздражение и тревогу.

Иногда и отсутствие изменений, рутина и «день сурка» может стать главной причиной. У каждого человека свои индивидуальные особенности психики, что для одного досадная неприятность, для другого причины стресса.

Причины возникновения

  • конфликты с близкими и друзьями;
  • безработица и долги;
  • переутомление, отсутствие отпуска;
  • хронические заболевания и лишний вес
  • недовольство собой и своим лишним видом

Стресс развивается на трех уровнях: биохимическом, психологическом и физиологическом.

Когда человек оказывается в стрессовой ситуации, у него повышается уровень глюкозы в крови, повышается артериальное давление, сердцебиение становится более частым, повышается отложение жировой ткани в подкожной клетчатке, задерживается натрий, а с ним и вода в тканях, а калий, нужный для работы сердца и нервов, выводится быстрее необходимого.

Влияние на организм и здоровье человека

В любом случае, влияние стресса на организм значительно и чем оно сильнее и длительнее, тем больше вызывает последствий. От легкой раздражительности и неуверенности в себе до снижения сил и мотивации действовать, серьезного недомогания и депрессии. Именно поэтому так важно понимать свое состояние и уметь распознавать симптомы стресса, и, соответственно, вовремя направить силы на его преодоление.

Источник

Благоприятное эмоциональное состояние характеризуется

Первый год обучения в высшем учебном заведении для студентов в той или иной степени является стрессовым, что отражается на психическом здоровье. Это связано со сменой обстановки, принятием нового коллектива, уровнем сложности обучения и многими другими факторами. Особенно психическое здоровье усугубляется в первые месяцы обучения, в период, когда студенты первого курса слабо ориентируются в новой обстановке и обычно медленно приспосабливаются к сменившимся условиям обучения и новому коллективу. Исследование социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости студентов технического вуза показывает, что самая многочисленная группа риска отмечается по вегетативной неустойчивости среди студентов 1 курса (более 40% опрошенных) [1] . Неблагоприятное эмоциональное состояние студентов отрицательно сказывается на успешности обучения, снижает интерес к обучению, может вызвать конфликты с преподавателями.

О сложной диалектике соотношения эмоций и деятельности человека свидетельствуют результаты большого количества исследований, проведенных в конце XIX — начале XX века и продолжающихся до настоящего времени. Результаты этих исследований показывают, что положительное или отрицательное влияние эмоций на деятельность зависит от интенсивности эмоционального компонента и от степени сложности деятельности [2].

Говоря об эмоциональном состоянии студента необходимо учитывать то, что эмоции являются важным компонентом в структуре психического здоровья в целом. Эмоциональное благополучие — основной фактор психического благополучия. Психическая составляющая здоровья определяет качество нашей жизни. От него в значительной степени зависят личное счастье человека, его профессиональные успехи, взаимоотношения с другими людьми и все аспекты физических компонентов здоровья [3].

Обучение в вузе требует от студенческой молодежи достаточно высокого уровня физической и умственной работоспособности, дисциплинированности, способности к запоминанию большого количества информации в короткие сроки, соблюдения режима дня, умения общаться с большим количеством людей, принимать верные решения в самых различных ситуациях и т. д. Учебно-профессиональная деятельность студентов составляет в среднем более двенадцати часов в день. Они спят не более семи часов в сутки, а учебные задания обычно выполняют по вечерам и воскресным дням, к экзаменам готовятся в ситуации острого дефицита времени. Высокие физические и умственные нагрузки студентов сопряжены с требованием самостоятельности и способностью принимать решения в новых сложных условиях вузовской деятельности, авторитарным стилем и высокой требовательностью преподавателей, недостаточным вниманием молодых людей к своему здоровью. На этом фоне отсутствие положительного подкрепления учебной деятельности студентов со стороны преподавателей формирует у них высокие ожидания наказания, неверие в свои возможности, в результате чего молодой человек «теряет» связь между затрачиваемыми усилиями и результатами своей учебно-профессиональной деятельности, у него снижается мотивация к ней. Это вызывает чувство страха и неопределенности, развитие симптомов эмоционального выгорания [4] .

Читайте также:  Женщине важно чувствовать себя любимой желанной

Проанализировав опыт работы теоретиков и практиков по вопросу психического здоровья человека, а именно работы В.И Слободчикова, И.В. Дубровиной, Р.С. Немова, М.С. Роговина, Б.С. Братусь и В.И. Ильинича, мы сделали вывод о том, что эмоциональное благополучие – один из важных факторов психического здоровья.

Проблема изучения эмоционального состояния первокурсников в первый семестр обучения в отечественной психологии не получила должной разработки. Прежде всего в данной области рассматривались изменения физического и психического здоровья студента во время сессии.

Настоящее исследование посвящено изучению эмоционального состояния студентов первого курса Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета в г. Нерюнгри.

Нами было проведено тестирование, в котором приняли участие студенты гуманитарного направления таких специальностей как, начальное образование, прикладная информатика, отечественная филология и зарубежная филология. Это 37 студентов, поступивших в 2017 году и столько же в 2018 году.

Для определения эмоционального состояния широко используется методика САН (самочувствие, активность, настроение). При разработке методики авторы В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников (1973 г.) исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния — самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений [5].

Самочувствие — это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п.

Активность — одна из сфер проявления темперамента, которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое состояние человека, которое может быть представлено как: эмоциональный фон (приподнятое, подавленное), т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий.

Тест САН представлен 30-ю парами слов противоположного значения, причем каждую категорию (С, А и Н) характеризует 10 пар слов. Категории С соответствуют следующие пары слов – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; категории А — 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; категории Н — 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. Между парами слов расположен ряд цифр «3 2 1 0 1 2 3». Задача испытуемого отметить в каждой строке цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент исследования. При расшифровке заполненной таблицы оценки признака перекодируются в ряд от 10 до 70. При этом балл 3, соответствующий плохому настроению, низкой активности и плохому самочувствию, приобретает значение 10, а балл 3, отражающий хорошее самочувствие, высокую активность и хорошее настроение, приобретает значение 70.

Таким образом, по каждой шкале полученная сумма находится в пределах от 10 до 70 и позволяет выявить функциональное состояние индивида в период исследования следующим образом: менее 30 баллов — низкая оценка; 30 — 50 баллов — средняя оценка; более 50 баллов — высокая оценка [6].

Результаты нашего тестирования приведены на рис.1.

Рис. 1. Показатели эмоционального состояния студентов-первокурсников в первом семестре

Рассматривая полученные результаты, мы видим, что у обеих групп высоким показателем является активность, и имеет практически равное значение – 56 (2018 г.) и 57 (2017 г.). Показатели самочувствия находятся в пределах средней оценки. Но у студентов первого курса 2017 года этот показатель составляет только 40 единиц и ниже на 8 единиц по сравнению со студентами 2018 года поступления, у которых данный показатель приблизился к высокому значению. Эти результаты могут говорить о снижении комфортности, повышении тревожности у студентов, возможном состоянии усталости и апатии. Показатель настроения, наоборот, является более низким среди студентов 1 курса 2018 года, находясь в интервале средней оценки (41). Это указывает на повышенную возбудимость студентов, что мешает им реально оценивать происходящие события и эффективно прогнозировать свои возможности. У студентов 2017 года поступления отмечается высокая оценка «настроения», достигнув значения 54.

Также можно заметить расхождения по всем трем показателям в обеих группах, что можно рассматривать как наступление утомления и дезадаптацию студентов.

Далее рассчитаем среднюю оценку совокупности всех трех показателей (табл. 1).

Средняя оценка показателей САН студентов 1 курса

Источник

Оцените статью