Благодаря воображению какие чувства развиваются у ребенка

Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Евгения Аншакова
Психологические особенности воображения детей дошкольного возраста

Воображение — это познавательный процесс, используемый в психическом функционировании, а иногда и в сочетании с психологическими образами. Оно включает в себя размышления о возможностях в будущем.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым.

Маленький ребенок, например трехлетка не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать далее отдельные части воспринятого как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей-дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка-шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста, воображениепредставлено в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи и б) возникновение воображаемого плана ее реализации.

Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Эмоционально-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий.

Читайте также:  Как проверить чувства женщины тельца

У детей дошкольного возраста обе важные функции воображения развиваются параллельно, но несколько по-разному. Начальный этап в развитии воображения можно отнести к 2,5-3 годам. Именно в это время воображение как непосредственная и непроизвольная реакция на ситуацию начинает превращаться в произвольный, знаково-опосредствованный процесс и разделяется на познавательное и аффективное.

Познавательное воображение формируется благодаря отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я», психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

На первом этапе развития воображение связано с процессом «опредмечивания» образа действием. Через этот процесс ребенок научается управлять своими образами, изменять, уточнять и совершенствовать их, а следовательно, регулировать свое собственное воображение. Однако планировать его заранее, составлять программу предстоящих действий он еще не в состоянии. Данная способность у детей появляется лишь к 4-5 годам.

Детское аффективное с возраста 2,5-3 года – 4-5 лет развивается по несколько иной логике. Вначале отрицательные эмоциональные переживания у детей символически выражаются в героях услышанных или увиденных ими сказок. Вслед за этим ребенок строить воображаемые ситуации, которые сжимают угрозы его «Я» (рассказы-фантазии детей о себе как о якобы обладающих особо выраженным положительными качествами). [9].

Наконец, на третьем этапе развития этой функции воображения возникают замещающие действия, которые в результате своего осуществления способны снять возникшее эмоциональное напряжение; формируется и начинает практически действовать механизм проекции, благодаря которому неприятные знания о себе, собственные отрицательные, нравственно и эмоционально неприемлемые качества и поступки начинают ребенком приписываться другим людям, окружающим предметам и животным. К возрасту около 6-7 лет развитие аффективного воображения у детей достигает того уровня, когда многие из них оказываются способными представлять и жить в воображаемом мире.

В целях развития воображения можно рекомендовать взрослым, работающим с дошкольниками следующее: в игре и в занятиях чаще использовать заместители предметов, работать с «опредмечиванием» неопределенных объектов, включать детей в ситуации создания образов на основе словесного описания или неполного графического изображения, организовывать игру таким образом, чтобы детям было необходимо подчинять свое воображение определенному замыслу, создавать и последовательно реализовать план этого замысла.

Фантазия — двигатель прогресса, или Развитие воображения у детей дошкольного возраста Воображение- способность человека придумать что-то новое на основе своего прошлого опыта. В детском возрасте чаще всего проявляется как.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка «Психологические особенности среднего дошкольного возраста» В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Читайте также:  Стресс тест скорости нет

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Источник

Воображение детей старшего дошкольного возраста

Елена Бурлака
Воображение детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития воображения.

Проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой, мыслительной деятельности человека, его поведения в целом. С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но занимает больше места в его жизни.

Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях: детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла; юность – сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»; зрелость – подчинение воображения уму интеллекту. Современные представления о развитии воображения более детальны.

До 3-х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. Воображение целиком зависит и опирается на внешние средства, оно неотделимо от реальных действий, развивается как представление.

В 3-ри года, благодаря речевому развитию, происходит становление словесных форм воображения. Благодаря слову необходимость во внешних опорах постепенно исчезает, ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.

Начальные самостоятельные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно-ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок научается замещать реальные ситуации и предметы воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. В 4 – 5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно использует замещение.

В 6 – 7 лет воображение носит активный характер (воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью; появляются элементы творчества). Происходит расширение круга замещаемых предметов и совершенствование самой операции замещения, совместно с развитием логического мышления. Параллельно происходит совершенствование операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы привносится личностное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

В младшем школьном возрасте происходит развитие именно творческой стороны воображения, когда ребенок не только понимает некоторые приемы выразительности, например, гиперболу, метафору, но самостоятельно их применяет.

На последних этапах развития воображения, когда логические процессы становятся основой регуляции психической деятельности, воображение приобретает черты опосредованности и преднамеренности.

Большое значение на развитие воображения оказывают различные кружки (художественные, музыкальные, литературные, технические, юных натуралистов). Очень важно чтобы дети видели результат своего творчества. Л. С. Выготский отмечал, что “…воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество”.

Творческое воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека, при помощи специальных упражнений и приемов. В творческих видах труда — литературе, искусстве, музыке развитие воображения, естественно, происходит при занятиях данными видами деятельности.

Развивать воображение можно разными способами, но обязательно в такой деятельности, которая без воображения не сможет привести к желаемому результату. Нельзя насильно заставить воображение ребенка работать, его нужно заинтересовать, увлечь только тогда ребенок сможет по настоящему оценить способность воображать и придумывать.

Воссоздающее воображение играет огромную роль в обучении, помогает ребенку легче воспринимать и понимать учебный материал.

Воображение ребенка в этом возрасте тесно связано с его жизненным опытом, оно становится побудителем его к действиям. Возникшие новые мысли и образы ребенок стремится воплотить в реальные предметы, это можно увидеть наблюдая как он увлеченно рисует или лепит.

Читайте также:  Жжение ног при стрессе

Развитие воображение помогает в дальнейшем избежать многих проблем.

Дети с развитым воображением не бывают эгоцентричными, стеснительными, закомплексованными. Они легко включаются в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Ведь их соавторы и советчики — все человечество, пусть они об этом и не догадываются;

Дети с развитым воображением жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем очень избирательны и критичны. Прежде всего к самим себе;

Воображение избавляет детей, да и взрослых от самого страшного — внутреннего одиночества.

Можно сделать вывод, что на развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности в особенности рисование, конструирование, чтение художественных произведений, игра. И что для развития воображения необходимо обогащение опыта ребенка, насыщение его новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Тренируя и развивая воображение человека (взрослого и ребенка, мы охватываем практически все высшие психические функции.

Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст это период впитывания и накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету; повышенная восприимчивость; впечатлительность; наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У детей в этом возрасте, каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Основной психической функцией, обеспечивающей игру, является именно воображение, фантазия. Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность, чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные трудности, конфликты, решать проблемы. Занимаясь творчеством, ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность. При одухотворенности воображение включено во всю познавательную деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями.

Благодаря воображению ребенок может воссоздать в своем уме образ живого льва, которого он видел в зоопарке, или кита, увиденного ранее на картинке. У некоторых детей воссоздаваемый образ настолько выразителен, что им представляется все воображаемое реальной действительностью. Есть дети, воображение которых способно создавать образы предметов и ситуаций, которых они никогда не видели и не переживали.

Без достаточно развитого воображения страдает обучение в школе, ребенок, читая произведение, не сможет представить, о чем говорит автор. Чем больше воображение будет участвовать во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его учебная деятельность.

Воображение у ребенка может быть не только полезным, но и вредным, так как может уводить от реального мира. Это зависит от того, в какой мере их воображение контролируется сознанием.

Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление.Удивление в свою очередь вызывают: новизна воспринятого объекта; осознание его как чего-то неизведанного, интересного; импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.

Развитая способность воображения, типичная для детей старшего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений, оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое.

Таким образом, очевидно, что воображение тесно связано с личностью, ее развитием.

«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста». Презентация 1 слайд. Представление 2 слайд. Социально — экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной.

Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам Развитие воображения при подготовке детей к конкурсам. В познавательных процессах наряду с памятью и мышлением важную роль в деятельности.

Источник

Оцените статью