Благодаря непосредственно эмоциональному общению со взрослыми

Благодаря непосредственно эмоциональному общению со взрослыми

ОГЛАВЛЕHИЕ >>> КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
(0-2 месяца)

Кризис новорожденности был не открыт, а высчитан последним и выделен как особый, кризисный период в психическом развитии ребенка. Признак кризиса – потеря в весе в первые дни после рождения.

Социальная ситуация новорожденного специфична и неповторима и определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Таким образом, младенец – максимально социальное существо.

С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

В противоречии между максимальной социальностью и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Новое в этом периоде то, что, во-первых, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма. Вторым моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выготскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей.

Проявляется новообразование в форме комплекса оживления , который включает в себя следующие реакции:

  • общее моторное возбуждение при приближении взрослого;
  • использование крика, плача для привлечения к себе, то есть возникновение инициативы общения;
  • обильные вокализации во время общения с матерью;
  • реакция улыбки.

Комплекс оживления служит границей критического периода новорожденности, а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития ребенка. Комплекс оживления появляется раньше у тех детей, матери которых не только удовлетворяют витальные потребности ребенка (вовремя кормят, меняют пеленки и т.п.), но и общаются и играют с ним.

Где и как рожать

С этой точки зрения становится важной проблема родов. Однозначного мнения о том, где рожать ребенка и находиться ли при родах отцу, пока нет. В последние 40 лет эта проблема рассматривалась как медицинская и предпочитался традиционный способ рождения детей – в роддоме. Мать при этом являлась пассивным лицом.

На сегодняшний день существует несколько точек зрения на то, как вводить ребенка в этот мир. Появляются альтернативные способы. Наиболее известны следующие.

Роды по методу Ламаза

Роженицу учат специальным дыхательным упражнениям, которые облегчают роды. Муж присутствует и поддерживает жену. Преимущество метода – установление эмоциональных связей «муж – жена», «родитель – ребенок».

Сущность метода в том, чтобы при родах уменьшить воздействие стрессовых факторов на ребенка. Сторонники метода считают, что он обеспечивает более плавное и мягкое вхождение новорожденного в незнакомый ему мир и его лучшее физическое развитие. Интересы ребенка – главная забота акушера.

Существуют и другие методы, например, метод Брэдли, роды в домашних условиях и др.

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ
(2 месяца – 1 год)

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

  1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);
  2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

До года речь ребенка – пассивная : он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически («би-би»), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь . Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы «где?», «как?» выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации («дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен «глаза новорожденного» – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).
  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание. Иногда пропускает эту стадию.
  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от «настоящих» действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость. Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия «не написан» на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети «упражняют» все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни). Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).
  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта. С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх «чужого»), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.
  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка. Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения. Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Литература

  1. Бауэр М. Психологическое развитие младенца.– М., 1979.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988.
  3. Гроф С. За пределами мозга. – М., 1993.
  4. Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. – М., 1993.
  5. Детство идеальное и настоящее: сборник работ современных западных ученых: Пер. с англ. – Новосибирск, 1994.
  6. Джайнотт Х.Д. Родители и дети.– М., 1986.
  7. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
  8. Лешли Д. Работать с маленькими детьми.– М., 1991.
  9. Кушнир Н.Я. Динамика плача ребенка в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1994 – №3.
  10. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. / Вопр. психол. – 1993 – №3.
  11. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация детей в раннем возрасте. – Прага, 1984.
  12. Матейчек З. Родители и дети.– М., 1992.
  13. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.– М., 1987.
  14. Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца. / Вопр. психол. – 1994 – №6.
  15. Раттер М. Помощь трудным детям.– М., 1987.
  16. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир.– М., 1991.
  17. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими.– М., 1992.
  18. Шмурак Ю. Пренатальная общность. / Человек – 1993 – №6.

Источник

«Общение ребенка с взрослыми людьми»

«Общение ребёнка с взрослыми людьми»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.

— Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми.

— Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?

— Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.

Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.

Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…

Очень важно, чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

— Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?

— Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Научиться правильно общаться с ребёнком нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер и её книга «Общаться с ребёнком. Как?»

Прежде всего надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

Скачать:

Вложение Размер
obshchenie_rebenka_so_vzroslymi.docx 18.37 КБ

Предварительный просмотр:

«Общение ребёнка с взрослыми людьми»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения.

— Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашей встрече. Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно общаться с детьми.

— Как вы думаете, что такое общение? Насколько важно общение для ребёнка?

— Общение ребёнка с окружающими взрослыми не только условие, но и главный источник его психического развития. Ребёнок не может стать нормальным человеком, если он не овладеет теми знаниями, умениями, способностями, отношениями, которые существуют в человеческом обществе. Всё это он может освоить только в общении с другими людьми – носителями общечеловеческого общества.

Истории известны факты, когда маленькие дети были лишены общения с близкими людьми, это дети – маугли. Такие дети не владели способами общения с другими людьми, способами социального поведения, обнаруживали низкий уровень психического развития и практически не могли адаптироваться в человеческом обществе.

Психологические исследования показали , что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.

В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…

Очень важно , чтобы в семье каждый мог по настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

— Как вы думаете, как же надо общаться с ребёнком?

— Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.

Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Научиться правильно общаться с ребёнком нам помогут советы профессора Московского университета Юлии Борисовны Гиппенрейтер и её книга «Общаться с ребёнком. Как?»

Прежде всего надо безусловно принимать ребёнка – любить не за то, что он умный, спокойный, красивый, а за то, что он Ваш, за то, что он есть!

Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка.

— Скажите, пожалуйста, как вы выражаете свою любовь к ребёнку?

— Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.

— Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка?

— Известный семейный т ерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.

Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.

— Как же мы, взрослые, должны выражать своё недовольство ребёнком?

— Специалисты рекомендуют: Для того, чтобы вы могли проанализировать, насколько правильно вы общаетесь со своим ребёнком я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

  • Посчитайте, сколько раз в течение дня вы обращались к ребёнку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой)?
  • Сколько раз с отрицательным упрёком, замечанием?
  • Сколько раз в течение дня Вы обнимаете ребёнка (утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считается)?
  • Какие ласковые слова Вы используете в общении с ребёнком?
  • Какими словами Вы называете ребёнка когда сердитесь?

В заключении нашей встречи давайте попробуем обобщить принципы эффективного общения с ребёнком.

  • Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
  • Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
  • Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
  • Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.
  • Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
  • Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
  • Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.

Источник

Читайте также:  Доктор хаус эпизод радость миру
Оцените статью