Бить себя по голове при стрессе

Бить себя по голове при стрессе

Астения – это не болезнь, это такой комплекс симптомов, который предполагает наличие физической и психологической усталости. Человек испытывает эмоциональное истощение, измучен, отмечается раздражительность, повышенная или не совсем адекватная чувствительность. Фактически, все функционирование его организма кричит о том, что он перегружен, ему необходимо изолироваться, минимизировать стресс, в котором он сейчас находится. Если обратиться к биологии и миру животных, то астения – это, скорее всего, лабораторный феномен. В живой природе ослабленное животное или растение достаточно быстро становится пассивным участником пищевой цепочки, то есть, погибает. Человек в этом плане более совершенен и общество дает ему право быть слабым, истощенным. Этим правом следует уметь пользоваться.

Астенический синдром – расплата за жизнь на износ

Мы все живем в таких реалиях, когда требования к организму на физическом и интеллектуальном уровне предъявляются очень серьезные. Изо дня в день, находясь в погоне за каким-то результатом приходится испытывать большое напряжение, с которым нужно справляться, переживать его, расслабляться. Но, напрягаться все умеют, а расслабляться — нет.

Полюс активности современного человека смещен в сторону интеллектуальной нагрузки, поэтому очень много времени занимает компьютер, смартфон или планшет. Соответственно, возникает состояние гиподинамии, когда происходит крайне мало движений, часто выполняется однообразная работа, которая требует сосредоточения и напряжение внимания. В результате, возникает своеобразный перекос в функционировании – отказываясь от движения, человек слабеет, сначала физически, а затем – эмоционально и интеллектуально.

Люди начали предъявлять к себе завышенные требования, совершенно не задумываясь о том, что их жизненные ресурсы ограничены, и стали жить на износ. Для нашего общества такое поведение сейчас очень характерно. Стремление к повышению благосостояния и успеху вынуждает многих отдавать работе все свои часы бодрствования, совершенно не заботясь о полноценном отдыхе. В результате возникает астения, при которой работоспособность существенно падает. Не смотря на это, человек не уменьшает требования к себе, считая по-прежнему, что должен работать как можно больше и доводит свой организм до полного физического и интеллектуального изнеможения. Трудоголик считает, что всего необходимо добиваться тяжким непрерывным трудом. Не достигнув высоких достижений, он считает, что не состоялся как личность и ничего не добился в жизни.

Результаты нервного истощения

На фоне таких издевательств над собственным организмом, а также вследствие болезней, стрессов, жизненных потрясений появляется нервное истощение – синдром, характеризующийся полным отсутствием сил и маскирующийся под лень, депрессивное состояние, дурной характер. Появляется сильная утомляемость даже после обычной нагрузки, которая сопровождается снижением работоспособности, внимания, наличием тревожности, раздражительности и плохого самочувствия. Астенический синдром часто сопровождается головной болью и головокружением, болью в мышцах конечностей, нарушением сна. Сон становится неглубоким и беспокойным. В дневное время возникает слабость, желание прилечь, но отдых не восстанавливает силы. Постепенно формируется малоподвижный образ жизни, который только усугубляет проявления астении. Часто астению связывают с синдромом хронической усталости, эмоционального выгорания от большого количества контактов с людьми.

Астенический синдром характеризуется состоянием, когда никого не хочется видеть. Попытки разговоров приводят к еще большему конфликту и его усугублению. Человеку с нервным истощением полезно сделать паузу, немножечко отойти в сторону, отдышаться, попытаться разобраться, с чем связано напряжение, обратиться за помощью к специалисту, который обязательно поможет выйти из тупиковой ситуации.

Астения вызывается хроническими конфликтами, внутренней эмоциональной утомительной работой, длящейся в течение значительного времени. Если сравнить организм астеничного человека с батарейками, то можно сказать, что у него заканчивается заряд — нервные клетки получают мало питания. Человек нуждается в обретении баланса активности и отдыха. Стимулирование на повышенную продуктивность в этом случае, подстегивание и мотивация – это как попытка выжать заряд из этих севших батареек, пытаясь их как-то расплющить, постучать по ним. Как правило, такие действия приводят к дополнительной декомпенсации, то есть последствия будут еще драматичнее.

Читайте также:  Сьюзан дэвид эмоциональная гибкость аудиокнига

Обращение к психотерапевту гарантирует восстановление психологического здоровья

Вся усталость делится на физическую и моральную. Физическая усталость довольно легко восстанавливается хорошим сном, нормальным питанием, одним словом – отдыхом. Если человек психологически вымотан, уставший и его тяготят какие-то переживания, сном и бездействием эту проблему не решить. Дело в том, что организму, чтобы восстановиться во сне, также нужны психологические ресурсы. Отдохнуть во сне не получается — бессонница и расстройства сна мешают..

Поэтому лучший подход к терапии астенического синдрома предполагает обращение к психотерапевту, который для восстановления хорошего самочувствия займется решением внутренних конфликтов, в которых человек в этот момент находится. Специалист посоветует такую смену деятельности, которая позволит человеку пережить радость и восторг. Общение с психотерапевтом поможет подобрать комплекс действий, при котором человек с нервным истощением будет находиться в балансе, сможет понимать конфликты и проблемы, которые его тяготят, определит, за счет чего они могут быть решены.

Витамины и адаптогены – это средства, которые в данном случае, скорее всего не повредят, но восстановиться организму при нервном истощении они помогут лишь в случае устранения стрессового фактора. Найти его – задача работы с психотерапевтом. Он поможет найти баланс, благодаря которому человек с астенией компенсирует свою жизнь отдыхом, это позволит больше радости и удовольствия.

В арсенале психотерапевтов существует большое количество методов помощи людям с астеническим синдромом. Основной метод коррекции таких расстройств – научить чередованию отдыха и напряжения. Врач может назначить занятия физическими упражнениями, с учетом того, что нервное переутомление часто ведет к быстрому физическому истощению. Он расскажет, в каком темпе необходимо будет входить в физические упражнения, объяснит, что быстрая усиленная физическая активность сможет усугубить эмоциональное напряжение, подскажет, каким образом от пеших прогулок переходить к более затратным нагрузкам.

И все же, основная работа с астеническим синдромом лежит в области психологии.

Когда незавершенные конфликты накапливаются, у человека возникает состояние, при котором он все свое раздражение выливает на людей, совершенно не причастных к его конфликтным ситуациям. Здесь тоже очень уместны будут занятия с психотерапевтом, помогающие разрешить внутренние конфликты до конца, что означает — разрешение проблемной ситуации с наименее отсроченным эффектом. Незавершенные внутренние конфликты превращаются в лавину, которую трудно сдерживать. Тогда к человеку приходит чувство, что он находится на грани, что ему трудно справляться и невозможно ничего контролировать. В этом случае следует незамедлительно обращаться к психотерапевту. Учитывая, что нервное переутомление является маской многих заболеваний, люди ошибочно идут к врачу общей практики, гастроэнтерологу, невропатологу, лечат следствия, не обращая внимания, на причину своего состояния.

Источник

Подросток бьёт себя и винит во всём

4 месяца назад у сына резко поменялось поведение, настроение. Я заметила депрессивное состояние, стал бить себя по голове, по телу, по ногам, наказывает себя. За все: что не так сказал, не так подумал, не так ходит и т.д. Я, конечно, виню себя, что лет в 8-10 я была нетерпелива и орала на сына, что он туго понимает учебный материал. Но позже я смирилась, что он не такой, каким хочу его видеть, и терпимее отношусь к сыну, люблю его, всегда рядом, люблю его и поддерживаю во всем. Консультируемся у психиатра, невролога. До этого никаких серьезных отклонений не наблюдала, кроме плохой успеваемости в школе из-за медленного восприятия учебного материала. Поставили диагноз — депрессия в легкой форме. Принимаем препараты. Результата не вижу. Так же бьет себя, стал еще медленнее во всем, появилось раздражение и агрессия. Грамотного психолога, который помог бы нам с такой проблемой, я не нашла. Все ограничиваются обычной беседой (по типу полюби себя), какую я и сама могу проводить с сыном, и провожу. Главный вопрос: что сделать и как помочь ребенку, чтобы сын перестал себя бить и винить во всем.

Читайте также:  Поздравления пусть она приносит радость

Не стоит пренебрегать рекомендациями врачей. Для вашего спокойствия вы можете проконсультироваться ещё у одного психиатра, чтобы картина была более полной и понятной. Однако все медикаменты были выписаны не просто так.

Для того, чтобы от лекарств появился эффект, обычно необходимо подождать некоторое время. Часто при введение нового препарата, воздействующего на психику, первые 1-2 недели состояние может ухудшаться. После этого наступает прогресс. Однако все эти тонкости следует обсуждать с врачом и довериться его знаниям. Потому что, если у ребёнка есть депрессивные тенденции, ему нужна помощь. И очень часто это сочетание медикаментов с работой у психолога.

Если вы решите дать психологической помощи ещё один шанс (а это необходимо в вашем случае), на нашем Портале можно найти адреса и контакты бесплатных психологических служб в вашем городе — https://www.ya-roditel.ru/map/.

Беседа с психологом может показаться обычной, однако это не так. Она может выглядеть просто и «по типу полюби себя», потому что специалист во многом ориентируется на возраст клиента и его возможности. Однако глубокая работа всё равно происходит.

Разговор с психологом отличается от обсуждения сложностей с вами беспристрастностью, другим качеством отношений, определёнными способами установления контакта и выяснения причин возникшей проблемы, особыми инструментами коррекции, которые используют профессионал.

Очень важно в этом вопросе ориентироваться на ребёнка. А как вашему сыну было с тем психологом? Понравилась ли ему беседа? Получил ли он что-то? Хотя от одной встречи при депрессивном состоянии изменения не наступят. Но было ли ему спокойно, комфортно, интересно, безопасно? Психолог будет работать с мальчиком, поэтому и выбирать специалиста должен он.

Второй момент – ваше присутствие на сессиях. Вы можете найти толкового психолога, изучить всю его подноготную, с приемлемым для вас образованием и опытом работы (если у вас в городе такого не окажется, сейчас большинство специалистов проводят онлайн-сессии). Однако на консультации желательно, чтобы сын ходил один.

Ваше присутствие рядом не делает плохо. Но вы можете помешать ему раскрыться и быть откровенным со специалистом. У всех нас есть секреты. Хотя бы потому что все мы – отдельные и очень отличные друг от друга люди. 14 лет – уже достаточно большой возраст, чтобы иметь такие мысли, желания и потребности, которые касаются только души мальчика, и больше никого.

Попробуйте дать сыну больше свободы и позволить ему посещать кабинет психолога без вас. Это важно и для взращивания его самостоятельности, и для более качественной работы со специалистом, и для повышения доверия в ваших отношениях. Потому, что если вы отпустите подростка решать хоть какую-то часть его проблем самостоятельно, уже один этот поступок начнёт укреплять его веру в себя. И позволить увидеть, что и вы на его стороне и видите его силу.

Ремарка: решать проблемы самостоятельно – это не перестать обращать внимание на депрессию сына, а дать ему свободу как-то себе помочь. Найти баланс между защитой, заботой и гиперопекой сложно. Пробуйте ориентироваться на состояние сына. Давать ему возможность как можно больше делать самому. Но быть рядом и всегда показывать, что вы готовы обнять, поговорить, поддержать, помочь. Однако до его просьбы не побежите вмешиваться в ситуацию.

И ещё один важный момент. Часто удары по своей голове, телу и т.д. – это проявление аутоагрессии. А аутоагрессия – это агрессия, которая изначально возникла на внешний мир, но после по разным причинам была направлена на себя.

Читайте также:  Эмоциональный срок что это

Механизм её формирования следующий. Агрессия возникает, когда нарушаются личностные границы: ребёнок попадает в ситуацию, когда его потребности не слышат, с ним не считаются и не обеспечивают соответствующую возрасту степень свободы. Чаще всего злость возникает на маму, потому что именно мы стараемся защитить и позаботиться, но иногда можем перегибать палку, не со зла. При этом любовь к маме тоже остаётся, а ещё, мама – это главная фигура в жизни, сколько бы лет человеку ни было. И часто злость и агрессивные импульсы её сторону воспринимаются как нечто ужасное (хотя любое чувство должно иметь место и быть прожито, иначе остаётся запертым в теле и выливается в психосоматические симптомы). За агрессию на маму возникает вина. И случается тот самый переворот – агрессия направляется на себя, чтобы:

1. Наказать себя за осуждаемые чувства в сторону матери.

2. Хоть как-то сбросить напряжение. Потому что все градации гнева очень сильно заряжены энергетически. Субъективно вам может быть знакомо это состояние – как некий трудно выносимый зуд в теле, который хочется сбросить, хочется что-то сделать. Но если нельзя сказать маме, что на неё злишься, вообще даже чувствовать это нельзя, а зуд есть, вариантов его снять немного: пойти и крушить что-то на улице, бить других или себя.

И вот с этой проблемой работает психолог. Но для того, чтобы ребёнок смог ощутить себя более свободно и хотя бы прикоснуться к этим сложным и запретным чувствам (а без этого эффекта не случится), он должен быть со специалистом тет-а-тет. Не потому что вы мешаете, а потому что это уже касается только его. И это путь, который в данный момент его психика должна пройти самостоятельно.

Ваша задача сейчас – обеспечить ребёнку нужную ему помощь, соблюдать назначение врача. И менять обстановку дома. Там должно быть тепло, комфортно. Должна чувствоваться атмосфера понимания, принятия и свободы. Потому что очень важно, чтобы ребёнок мог сказать вам, что ему плохо, что его обижают какие-то ваши действия, что он злится на вас. И вы оба должны через такие сложные откровения пройти и увидеть: ваши отношения от этого не разрушатся. Наоборот – вы станете только ближе друг к другу. Потому что сможете быть рядом и давать друг другу свободу. Быть мамой и сыном, но не «слипаться» в единое существо, где один главный, а другой находится в безвольном подчинении и теряет себя.

Чтобы помочь сыну выражать эмоции, чтобы вообще показать, что теперь это делать можно, пробуйте начать с себя. Потому что ваш пример – самое главное, на что опирается ребёнок.

Вы можете спрашивать сына: Ты сейчас на что злишься?

Или говорить: По-моему, тебе сейчас больно/грустно/одиноко…Что случилось? Как я могу тебе помочь? Можно я тебя обниму? Или давай поговорим об этом? Мне очень важно, что с тобой происходит.

Но не менее важно говорить самой о себе: Я переживаю за тебя. Мне кажется, иногда меня заносит и я тебя слишком ограничиваю. Что ты об этом думаешь? Где бы ты хотел больше свободы? Что бы хотел делать, если бы я тебе ничего не говорила? Давай искать компромиссы, я очень хочу, чтобы ты был счастлив и спокоен.

Иногда я злюсь, что ты меня не слушаешь. Объясни, почему ты не хочешь делать что-то? Я хочу понять твою точку зрения.

Я очень рада, что ты – мой сын. Никогда, ни за что в жизни я бы не пожелала себе никого другого. Я очень тебя люблю. (И эти слова ребёнку важно слышать и в 5 лет, и в 35).

Источник

Оцените статью