Слово в похвалу разума
СЛОВО В ПОХВАЛУ РАЗУМА
Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров, что разума ценней?
Хвала ему — всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого — разум,
Признай, что бытия основа — разум.
Он — твой вожатый, он — в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.
От разума — печаль и наслажденье,
От разума — величье и паденье.
Для человека с чистою душой
Без разума нет радости земной.
Ты мудреца слыхал ли изреченье?
Сказал он правдолюбцам в поученье:
«Раскается в своих деяньях тот,
Кто, не подумав, действовать начнет.
В глазах разумных — дураком он станет,
Для самых близких — чужаком он станет».
Друг разума — в почете в двух мирах,
Враг разума — терзается в цепях.
Глаза твоей души — твой светлый разум,
А мир объять ты можешь только глазом.
Был первым в мире создан разум наш,
Он — страж души, трех стражей верных страж,
Те трое суть язык, глаза и уши:
Чрез них добро и зло вкушают души.
Кто в силах разуму воздать почет?
Воздам почет, но кто меня поймет?
Не спрашивай о первых днях творенья
До нашего с тобою появленья,
Но, созданный всевышним в некий миг,
Ты явное и тайное постиг.
Иди же вслед за разумом с любовью,
Разумное не подвергай злословью.
К словам разумных ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй:
Лишь ветви изучив на древе слов,
Дойти ты не сумеешь до основ.
Фирдоуси (940-1020гг)
Другие статьи в литературном дневнике:
- 26.02.2013. Анна Багряна Морские медитации
- 07.02.2013. Слово в похвалу разума
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Инсценированный исторический праздник на тему: «Без разума нет радости земной»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Новый Оскол
Инсценированный исторический праздник на тему:
«Без разума нет радости земной»
Для учащихся 5-7 классов
Подготовила: учитель истории и обществоведения
Город Новый Оскол 2010 год
Задачи проведения праздника:
— прививать учащимся интерес к истории;
— развивать навыки групповой работы;
— воспитывать толерантность и умение общаться друг с другом.
Картины по теме, рисунки, кроссворды, выставка книг.
Используемые технологии: ЛОО, групповая, информационная.
1. Богиня истории Клио. 10. Начальник стражи
2. Царица Томирис. 11. Купец.
3. Епископ. 12. Стражники.
4. Робин Гуд. 13. Воины.
5. Вольные стрелки. 15. Ведущий.
7. Перс-воин. 16.Глашатай.
8. Раб. 17. Малютка Джон.
Ведущий: Сегодня к нам на праздник прибыли различные исторические персонажи, и открыть его мы просим богиню истории Клио.
Богиня Клио просит учащихся средних классов «объединиться» в 4 группы, которые будут отвечать на вопросы и инсценировать сценки. Группы сформированы заранее, исходя из интересов и возможностей учащихся. 5 группа «аналитиков» оценивает ответы и выдаёт фишки за правильные ответы.
Богиня Клио обращается с вопросами к учащимся. Что обозначают эти крылатые выражения.
2«Найти нить Ариадны»,
3«Мене, текел, упарсин»?
Ответы: 1. Определить уязвимое место.
2. Найти выход из затруднительного положения
3. «Исчислено царство твое, взвешено и отдано персам»
Учащиеся 1 группы инсценируют миф «Суд Париса».
Задание даёт богиня Клио учащимся 2 группы: закончить миф. «Суд Париса» (учебник истории древнего мира 5 класс).
Богиня Клио даёт задание 3 группе: инсценирование эпизода «Встреча с Робин Гудом»
Ведущий: Епископ Гефорд держит путь через Шервурдский лес. Отважный Робин Гуд говорит: « Идём наперерез. Убьём, оленя пожирней, на нет и спроса нет. Епископ щедрою рукой заплатит за обед».
Епископ: Что за шум? Откуда эта прыть? И разрешил ли вам король оленя подстрелить?
Робин Гуд: Мы круглый год пасём овец, а ныне, ваша честь, хотим попеть и поплясать, и досыта поесть.
Епископ: Молодцы! Веселье я люблю и всю компанию в цепях отправлю к королю.
Робин Гуд: О, пощади! О, пощади! – заохал Робин Гуд. Повсюду ты творишь добро, твори его и тут.
Епископ: Не пощажу! Не пощажу! Виновнику – петля.
Ведущий: Тут засмеялся Робин Гуд и ловко прыгнул вбок. Из-под дырявого плаща он вынул верный рог.
Он поднял рог раструбом вверх, и на протяжный зов полсотни доблестных стрелков сбежались из кустов
Епископ: О, пощади! О, пощади! Я не поехал бы сюда, когда бы только знал,
Робин Гуд: Не пощажу! Не пощажу! Идём со мной, почтенный поп, тебя обедать ждут.
Епископ: Я вижу, тут меня введут в неслыханный расход.
Джон: Не трусь, я сам проверю счёт.
Разослал плащ и триста золотых натряс он из епископа во имя всех святых.
Богиня Клио задаёт присутствующим вопросы.
-Что вы знаете о Робин Гуде?
-В каком веке, в какой стране он жил?
Ответ: Робин Гуд – народный герой для бедных и разбойник для богатых, проживал в Англии в 6 веке.
Игра – «Зоосад», которую проводит богиня Клио.
Картины, рисунки животных, предметов высвечиваются на доске.
-Что вы можете рассказать об этих животных.
-С какими историческими событиями и предметами они связаны? (гуси, кошка, змея, гиря.)
Ответы: 1. Гуси спасли Рим.
2. Змея – символ мудрости в Египте.
3.Кошка – богиня Бастет в Египте.
4. Четыре льва – герб Индии.
Ведущий предлагает поучаствовать в конкурсе «Поймай термин».
Приглашаются все присутствующие.
1. Феод. 9. Древнекаменный век.
2. Барщина. 10. Царь Вавилонии.
3. Оброк. 11. Богиня плодородия
4. Цех. 12. Бог моря в Греции.
5. Индульгенция. 13. Священное письмо.
6. Фараон. 14. Покорность.
7. Жакерия. 15. Феодал.
8. Авиценна. 16. Коран.
За правильный ответ выдаётся фишка. Фишку выдаёт член группы «аналитиков».
Ведущий: Учащиеся 2 группы предлагают вам сценку «Законы Хаммурапи».
(Действие происходит на площади.) Входит Богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ними.
Богач: Сиди здесь. (Удар плетью.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)
Купец: За что тебя не любит твой хозяин? Наверное, ты очень ленив? Кстати, куда ушел твой хозяин?
Раб: Он ушел к судье, господин.
Купец: Он хочет судить тебя, ты провинился?
Раб: Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от неё будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьёт меня.
Купец: Да нелегко тебе живётся.
Раб: А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?
Купец: Я купец. Мой корабль стоит в гавани, красивый корабль. У него на носу золочёная богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трёх матросов за борт. А я смотрю, ты толковый.
Раб: Я знаю три языка, умею считать…
Купец: (перебивая раба). Клянусь богиней правды Исидой, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, а когда мы придём в родную гавань, ты получишь свободу.
Раб: Спасибо тебе, господин! Падает в ноги к купцу. Затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву
Богач: Ограбили! Раба украли. Люди, это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну!
На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит Глашатай.
Начальник стражи: Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи.
Глашатай: (читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь, поставленный богами, указует: если кто-либо украдёт имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается, укравшему чужого раба…
Богач: (перебивая Глашатая). О, да будут благословенны твои дни, повелитель. Теперь берегись, проклятый вор!
Начальник стражи: Как ты смеешь говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!
Богач: (падает в ноги). Прости, великий! (Даёт Начальнику мешочек денег.) Пусть это поможет тебе забыть о моём невольном проступке.
Начальник стражи: Ладно, уж…
Глашатай: (продолжает чтение). Я Хаммурапи, царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны.
Начальник стражи: А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего царя.
Ведущий: После просмотра этой сценки ответить на следующие вопросы (вопросы набраны в компьютере):
1. В какой стране, городе произошли эти события?
Ответ: В Вавилоне, потому что упоминают законы Хаммурапи. Хаммурапи – царь Вавилона ().
2. Из какой страны был купец?
Ответ: Из Египта, ибо упоминал в молитвах имя Исиды.
3. На каком материале были записаны прочитанные глашатаем слова?
Ответ: На папирусе. Он разворачивал свиток.
В заключении инсценирование рассказа «Кир, царь персидский» 4 группой.
Богиня Клио: Покорив много стран и городов, алчный Кир обратил свой взор на север, где восточнее Каспийского моря жил полудикий народ племени массагетов, они не пахали и не сеяли. Питались разными кореньями, рыбой, плодами и мясом. Они не знали вина. Была у них царица Томирис, которая управляла страной вместе с сыном. Персидский царь Кир решил покорить народ массагетов, но добиться этого хитростью.
(Царь Кир в это время восседает на троне).
Кир обращается к своему воину: Возьми, отнеси послание царице Томирис!
Воин-посол персов прибыл в замок царицы Томирис и передаёт послание.
Посол: Томирис, персидский царь Кир покорил многие народы. Он велел передать, что захватил в плен твоего сына Спарганиса, который покончил с собой. Кир объявляет тебе свою волю: он хочет взять тебя в жены, а твой народ – массагетов превратить в рабов.
Ведущий: Очень опечалилась царица Томирис, но самообладания не потеряла и отправила вестника к Киру с ответом.
Томирис: Кровожадный Кир! Не очень — то гордись доступным. Ведь чтобы достичь победы над моим сыном, ты прибегнул к обману, к виноградной лозе и коварно овладел людьми, не привыкшим к вину. Оставь свои коварные замыслы. Не надо думать, что всё будет так, как ты задумал – царствуй в своих землях. Разве мало тебе жен и подданных?
Кир засмеялся, прочитав послание Томирис: Что ты сможешь, слабая женщина?
Ведущий: Томирис, гордая и скорбная, подняла на битву весь свой народ, став сама во главе войска. Битва была длительной и жестокой. Персы были разбиты. Томирис нашла мёртвого Кира, и, наполнив бурдюк человеческой кровью, Томирис опустила туда голову мёртвого Кира.
Томирис: «Пей же, ненасытный Кир, кровь своих людей. Я обещала тебе сделать это. Знай же, что может сделать слабая, оскорблённая женщина»!
Ведущий: Таким бесславным был конец великого царя Кира, который правил персами около тридцати лет, не дав им дня для мирной передышки.
Событие это происходило в 529 г. до н. э.
Богиня Клио задаёт вопрос, какие страны и в каком году покорил Кир?
В заключении члены группы аналитиков собирают жетоны, определяют лучших знатоков и вручают им памятные медали «Лучшие знатоки истории». Учитель благодарит участников праздника. Он может выставить оценки в журнал, если присутствуют родители и среди учащихся имеются именинники, то все поздравляют их с днём рождения, вручают подарки, сделанные своими руками, если именинников нет, то родители вручают игрокам призы. Учитель, если он является классным руководителем, может объявить благодарность учащимся в дневнике.
1. , , . История древнего мира. Учебник для 5 класса.- Москва: Просвещение, 2007 .
2. и . Хрестоматия поэтических произведений по истории древнего мира и средних веков.- Москва: Просвещение,1967
4. Я. Милиадис. Истории из Геродота. Перевод с Новогреческого языка
. В. Соколюка.- Москва: Детская литература, 1983
Источник
блин срочно помогите, найти стих Шах Наме!
В 976 году Фирдоуси
начал работать над огромной эпопеей «Шахнаме» , ставшей одним их
выдающихся памятников мировой культуры, жемчужиной восточной поэзии. По
преданию, Фирдоуси посвятил своему труду 30-35 лет жизни, в результате
было создано около 60 тысяч бейтов (двустиший) .
Вступление
Слово в похвалу разума
Пришла пора, чтоб истинный мудрец
О разуме поведал наконец.
Яви нам слово, восхваляя разум,
И поучай людей своим рассказом.
Из всех даров что разума ценней?
Хвала ему – всех добрых дел сильней.
Венец, краса всего живого – разум,
Признай, что бытия основа – разум.
Он – твой вожатый, он – в людских сердцах,
Он с нами на земле и в небесах.
От разума – печаль и наслажденье,
От разума – величье и паденье.
Для человека с чистою душой
Без разума нет радости земной.
Ты мудреца слыхал ли изреченье?
Сказал он правдолюбцам в поученье:
«Раскается в своих деяньях тот,
Кто, не подумав, действовать начнет.
В глазах разумных – дураком он станет,
Для самых близких – чужаком он станет» .
Друг разума – в почете в двух мирах,
Враг разума – терзается в цепях.
Глаза твоей души – твой светлый разум,
А мир объять ты можешь только глазом.
Был первым в мире создан разум наш,
Он – страж души, трех стражей верных страж,
Те трое суть язык, глаза и уши:
Чрез них добро и зло вкушают души.
Кто в силах разуму воздать почет?
Воздам почет, но кто меня поймет?
Не спрашивай о первых днях творенья
До нашего с тобою появленья,
Но, созданный всевышним в некий миг,
Ты явное и тайное постиг.
Иди же вслед за разумом с любовью,
Разумное не подвергай злословью.
К словам разумных ты ищи пути,
Весь мир пройди, чтоб знанья обрести.
О том, что ты услышал, всем поведай,
С упорством корни знания исследуй:
Лишь ветви изучив на древе слов,
Дойти ты не сумеешь до основ.
Источник