На фоне продолжающейся пандемии коронавируса все больше людей испытывают различные психологические проблемы. Одним из таких состояний может быть апатия. Рассказываем, как она проявляется и как с ней справиться.
Анастасия Афанасьева, врач-психиатр, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Апатия — это безразличие и отсутствие эмоций. Само слово «апатия» происходит от греческого слова «pathos» — «эмоция, чувство, страдание», к которому добавляется префикс «а», вносящий значение отрицания. Изначально апатия определялась как свобода от страдания, но где-то в XVIII веке это слово стало означать ощущение отсутствия каких бы то ни было эмоций или чувств, особенно по отношению к вопросам, которые важны или интересны.
Апатия в той или иной степени часто наблюдается у здоровых людей, но также служит симптомом различных нарушений психического и физического здоровья. Надо понимать, что апатия — это не отдельное состояние, а синдром, который может входить в структуру абсолютно разных заболеваний, от депрессии и болезни Альцгеймера до начальных стадий инфекционных заболеваний.
Апатия может быть разной по степени тяжести. Более легкие формы могут проявляться в трудности выбора действий или каких-то самых обычных бытовых шагов, нежелании что-либо делать. Часто апатия идет рука об руку с ангедонией — отсутствием радости и удовольствия от занятий, которые раньше радовали. В тяжелых случаях апатия достигает такой стадии, что людям сложно вставать с кровати, принимать душ, даже идти в туалет при необходимости, они не могут выбрать одежду, составить список покупок, позаботиться о себе. Переживающие это состояние равнодушны к происходящим событиям, подолгу сидят или лежат не двигаясь, не разговаривая. Для этого состояния характерна рассеянность, невнимательность.
В запущенных и тяжелых случаях апатия может приводить к тому, что человек полностью перестает о себе заботиться, следить за своевременным употреблением пищи и личной гигиеной. В результате возможны истощение, обострение хронических заболеваний, возникновение инфекций.
Апатию можно заподозрить по следующим симптомам:
Ответьте на следующие вопросы:
Если на многие из этих вопросов вы дали положительный ответ, то, скорее всего, вы находитесь в состоянии апатии и вам стоит проконсультироваться с врачом.
Апатия — достаточно распространенная часть расстройств психики. В основном это:
Среди подобных проблем:
Исследование 2011 года обнаружило у людей с симптомами апатии поражения лобных долей головного мозга. Считается, что «центр апатии» расположен в передней части мозга, которая контролирует наши эмоции, цели и поведение. Так что к развитию апатии может привести все, что поражает лобные области коры:
При ощущении сильной апатии важно не поддаваться ей, а составить список активностей, которые вам, пусть не сейчас, но когда-то нравились, и делать каждый день что-то из этого списка хотя бы 5-10 минут. Это называется поведенческая активация. Полезно отмечать свои успехи (например, сегодня вы на 10 минут вышли на прогулку).
Лучше всего уговорить человека с апатией обратиться к врачу. Так как человек в таком состоянии мало что чувствует и ему сложно что-либо делать самостоятельно, то задача это непростая. Однако только врач, при помощи диагностики и анализов, сможет определить причину апатии и рекомендовать эффективное лечение, поскольку апатия может быть вызвана абсолютно разными причинами, от психологических до тяжелых неврологических.
Если же речь про психологические и психиатрические причины апатии, то, помимо обращения к врачу, важно активизировать человека. Выходить с ним на небольшую прогулку, которая не будет его чрезмерно утомлять, заниматься вместе с ним тем, что раньше приносило ему удовольствие (например, смотреть небольшие фильмы или ролики), и понемногу вовлекать в деятельность семьи или коллектива. Главное — делать это по чуть-чуть и радоваться любым успехам. Потому что, например, пожарить яичницу для человека с депрессией и апатией уже может быть достижением.
Главное, чего не стоит делать при апатии, — поддаваться ей и лежать целыми днями в кровати. Однако во всем должен быть баланс: отрицание своего состояния и загрузка себя делами сверх меры не помогут. Начинайте с дел понемногу, насколько будет хватать сил — 5, 10, 15 минут в день.
Не следует также затягивать с визитом к врачу, пуская состояние на самотек, так как причины его возникновения, как говорилось выше, могут быть серьезными.
Источник
Жить без чувств — это не значит, что в жизни человека нет совсем никаких чувств, он может исключать какие-то чувства, например, боль (душевную). Но с исключением одного чувства исключается и другое, противоположное ему. В моем примере вместе с болью исключить можно любовь, привязанность, симпатию, сочувствие. Это первый вариант решения «не чувствовать».
Второй вариант можно проиллюстрировать анекдотом:
— Нет, ты кушать хочешь.
То есть когда родители учат «правильным» чувствам , что можно чувствовать в одних ситуациях и что «нельзя». Например, если мама/папа пришли с работы уставшие, то веселиться нельзя . И если тебе рассказали смешную историю, то надо смеяться, так как это «прилично» . Таким образом вырабатываются выученные чувства , а не истинные, те, которые «надо» испытывать в той или иной ситуации.
Третий вариант . Похож на второй. Только чувства делятся на «девочкины» и «мальчуковые» . Что «должна» чувствовать девочка и что «должен» чувствовать мальчик. Самый распространенный вариант – мальчик не должен грустить, плакать, бояться , но может злиться, быть агрессивным, саркастичным, унижающим. Девочка не должна злиться, быть уверенной в себе и самостоятельной , но может быть плаксивой, тревожной, беспомощной.
В общем, в каждой избушке свои погремушки, то есть в каждой семье свои «любимые чувства», которым учат ребенка. И не всегда эти чувства положительные.
Родители могут знать, что делать с ребенком, который плачет или злится , но совершенно не знают, что делать, когда ребенок радуется или веселится. Поэтому они учат малыша плакать и злиться.
Четвертый вариант . Не чувствовать — не доверять своим чувствам, полагаться на мозги. Это происходит, когда чувства ребенка игнорируются и обесцениваются . На головную боль малыша может быть реакция: «Поболит, пройдет!» или «Глупости, чему там болеть? Это же кость». Первые душевные переживания ребенка в расчет не берутся. И в ответ на рассказ дочери/сына о том, что тетя Света ее/его обидели говорится: «Сама/сам виноват/а» или: «Отстань, мне не до тебя» .
Пятый вариант. Держать свои чувства при себе и никому о них не говорить . Это может выражаться и в том, что ребенку в открытую запрещают проявлять свои чувства: «Помолчи, это неприлично», «Держи хорошую мину при плохой игре», «Если ты кому-то скажешь о своих чувствах, тебе сделают больно». И в косвенных запретах: недовольном выражении лица родителей , насмешках с их стороны, когда ребенок осмелился показать свои чувства.
Часто решение «не чувствуй» — это микс всех 5 вариантов . Родители, не умеющие контактировать со своими чувствами, передали это ребенку.
И отдельным вариантом этого решения я бы выделила психологическую травму, событие, где чувства «выключаются», чтобы сохранить жизнь .
К таким событиям относится смерть или угроза жизни родителей, близких людей или самого ребенка, катастрофы, проживание с человеком, который сильно болен (в том числе алкоголизм), проживание в дисфункциональной семье с частыми скандалами, драками, выяснением отношений.
Клиентка приняла решение «не чувствовать» в 2 года , когда мама и папа, выводя ее на улицу, расходились в разные стороны и просили ее выбрать, к кому она пойдет в первую очередь. Выбор был невыносим и доставлял такую душевную боль, что она захлопнула свои чувства и долго старалась жить умом .
Другой мой клиент исключил чувства из своей жизни, так как мама всегда восхищалась умственными способностями людей, а чувства игнорировала , в том числе и сына. Какой смысл чувствовать, если это никому не нужно и неинтересно?
Еще один мой клиент это решение принял в подростковом возрасте, когда вытаскивал из петли отца .
Последствия этого решения печальные , как, впрочем, и другие решения.
Во-первых, они могут влиять на здоровье, на физическое благополучие . Если ты не чувствуешь ничего на уровне чувств, чувствуй через тело – боль, дискомфорт, ограничения, раздражение.
Во-вторых, страдает зона «хочу» . Человек знает, что он «не хочет», но не знает, что он «хочет». И, соответственно, не может получать радость и удовольствие от жизни, заменяя это алкоголем, наркотиками, экстримом или создавая себе проблемы , чтобы через них хоть что-то почувствовать, так сказать взбодриться.
Людям «без чувств» сложно делать выбор или они делают его «безбашенно». Определиться с профессией. Остановиться в своем порыве что-то сделать. Они или совсем ничего не делают или, начав что-то делать, не включают «тормоза» (классический вариант — переедание и отсутствия голода).
И, конечно же, в-третьих, страдают отношения . Последствием этого решения являются зависимые отношения . Те самые токсичные, ядовитые, которые дают бурю страсти и эмоций.
Жить без чувств невозможно , это здоровая потребность организма. А когда контакта со своими чувствами нет, человек идет искать чувства на стороне.
Здоровые отношения не дают вулкана страсти . Поэтому единственный вариант соприкоснутся с чувствами — влезть в какие-нибудь тяжелые отношения и желательно попроблематичнее. Человеку с таким решением, когда «все хорошо», становится плохо, тревожно , он теряет контакт со своими чувствами, а значит теряет вектор движения.
Про чувства и их «потерю» можно писать тома, которых будет больше, чем в полном собрании сочинений Ленина . Но я думаю, что основные моменты этого печального решения, я вам рассказала. Если появились вопросы – задавайте. С удовольствием отвечу!
Источник