Бетховен радость через страдания

Радость через страдание

«….Мой ангел, моё всё, моё я. Сегодня лишь несколько слов и притом карандашом…Почему эта глубокая печаль, там где говорит необходимость. Разве может наша любовь существовать без жертв, без требования всей полноты? Можешь ты изменить то, что ты не всецело моя, и я не всецело твой. Ты страдаешь, моё самое дорогое существо… Как ты не любишь меня, я люблю тебя ещё сильнее…Все мои мысли стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная. То радостные, то грустные, они ожидают от судьбы, услышит ли она нас… Моя жизнь, моё всё, прощай! О, не переставай любить меня и никогда не суди ложно, вернейшее сердце твоего возлюбленного Людвига».
Эти несколько фраз из писем Бетховена, найденных после его смерти, раскрывают нам образ человека, способного на чистую и нежную любовь. За маской озлобленности и человеконенавистничества скрывалась чистая и добрая душа. Его сердце было полно любви к людям и желания делать добро. Но судьба была слишком жестока к нему. Однако, композитор нашёл в себе силы противостоять ей и войти в число избранных.
Людвиг ванн Бетховен родился 16 декабря 1770 года в городе Бонне. Детство Людвига было тяжёлым. Его отец, пройдоха и пьяница, решил извлечь выгоду из музыкальных способностей сына, показывая публике это маленькое чудо. Он запирал мальчика в комнате на весь день со скрипкой или заставлял играть на клавесине, таким образом, чуть совсем не отвратил Бетховена от музыки. В 1787 году умирает мать Людвига, и все семейные заботы ложатся на плечи 17-летнего подростка. Он стал главой семьи, заботился о воспитании двух братьев и взял на себя хлопоты по назначению пенсии отцу. Деньги выдавали на руки Людвигу, так как его отец был неспособен содержать семью. Эти горести оставили в душе юноши глубокий след.
В ноябре 1792 года Бетховен уехал из Бонна и устроился в Вене-музыкальной столице Германии. Здесь он добился успеха у венской публики, однако страшная болезнь мучила композитора, он стал постепенно терять слух. В течение нескольких лет он не признавался в этом никому, даже самым близким друзьям: «Как я мог открыться что у меня поражён орган чувства, который должен быть более совершенным нежели у других»,- пишет он в своём завещании. Но в 1801 году, не в силах больше молчать, Бетховен расскажет о своей болезни доктору Вегелеру и пастору Аменда. И тут природная стойкость не покидает его. Бетховен не желает покоряться судьбе и не сдаётся. Но бывают минуты, когда он чувствует себя самым несчастным и одиноким из всех людей.
К физическим страданиям Бетховена, кроме того, присоединялись страдания душевные. Его друзья рассказывали, что Людвиг находился постоянно в состоянии страстной влюблённости. Но его любовь всегда отличалась поразительной чистотой. Вольные разговоры и мысли внушали ему ужас. Он без конца влюблялся до безумия, без конца предавался мечтам о счастье, затем наступало разочарование и он переживал горькие муки.

В 1801 году предметом его страсти была Джульетта Гвиччиарди. Она отвечала ему взаимностью. Бетховен был счастлив. Ей он посвятил свою знаменитую «Лунную сонату». Но он дорого заплатил за эти счастливые минуты жизни. Людвиг не смог женится на девушке из-за непрочного положения в обществе, а больнее всего было для него почувствовать какое несчастье его глухота. Джульетта была кокетливой, ребячливой и себялюбивой пустушкой, и вскоре вышла замуж за графа Галленберга. Эта страсть сокрушила Бетховена вконец. Он пережил минуты страшного отчаяния и готов был наложить на себя руки. И только несокрушимая воля спасла его.
В 1806 году Бетховен обручился с Терезой Брунсвик. Он был знаком с семьёй Брунсвиков с 1799 года. Тереза была двоюродной сестрой Джульетты Гвиччиарди и давно испытывала нежные чувства к композитору. Бетховен дружил с её братом Францем и давал ей уроки игры на фортепиано. Согласие на это обручение дал лишь брат Терезы.
Эта любовь длилась до 1810 года. Именно Терезе посвящает он эти тёплые строки, приведённые вначале. Какая загадочная причина помешала их счастью? Быть может недостаток средств или различие в общественном положении, нам это неизвестно. Но даже после разрыва помолвки, они продолжали любить друг друга и не смогли забыть этой любви. Тереза умерла в 1861 году. До конца своих дней она любила Бетховена.
Любовь покинула его. Он остался совсем одиноким. «Больше нет у меня друзей, и я в мире один»,- пишет он в своих заметках. Глухота его стала полной, и он может общаться с людьми только при помощи письма. Отрезанный болезнью от людей, он находил утешение только в природе. Часто гулял он за городом один, без шляпы, в любую погоду. Только там он обретал минуты успокоения.
В 1815 году Бетховен возьмёт на себя заботу о племяннике Карле и перенесёт на него всю жажду любви, переполнявшую его сердце. Но племянник оказался недостойным его привязанности. Он шатался по игорным домам, делая долги. Дошло даже до того, что в 1826 году Карл пытался застрелиться, но выжил. Зато Бетховен чуть не умер от потрясения.
7 мая 1824 года в Вене впервые была исполнена 9-ая симфония. Успех был триумфальный. Бетховена пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, многие плакали. Композитор после концерта упал без чувств. Написать музыку к «Оде к Радости» Шиллера было замыслом всей его жизни. Он достиг своей Цели и чувствовал себя победителем. «Из бездны скорби он восславил Радость» Бетховен победил свою судьбу и своё страдание. Никакая сила не смогла сломать его могучий дух.
Бетховен умер 26 марта 1827 года. Племянник Карл не присутствовал при последних минутах дяди. И глаза Бетховену закрыл не тот, кого он называл своим сыном. «Конец комедии»,- произнёс он умирая. Но вряд ли для нас была «комедией» вся «трагедия» его жизни. Чужая рука закрыла ему глаза. Он умер в полном одиночестве. Это удел большинства гениев. Но сейчас, спустя более 180 лет после смерти, он остаётся лучшим другом тех, кто страдает и борется. «Создатель « Аппассионаты» и 9-ой симфонии, он, которому мир отказал в радостях, всегда останется для нас творцом Радости. Он куёт её из своего страдания, как сказал он сам этими гордыми словами, которые передают суть его жизни и являются девизом каждой героической души: «Радость через страдание».

Читайте также:  Приемы составляющие рефлексии настроения

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1560)
  • Симфоническая (545)
  • Фортепианная (399)
  • Камерная (294)
  • Скрипичная (187)
  • Духовная (112)
  • Хоровая (92)
  • Народная (54)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1507)
  • Музыкальные жанры и формы (720)
  • Концерт (244)
  • Симфония (171)
  • Соната (107)
  • Вальс (80)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (384)
  • Певцы (355)
  • Музыканты (350)
  • Пианисты (179)
  • Скрипачи (111)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (248)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (198)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкальный словарь (103)
  • Музыкотерапия (96)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (36)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Бетховен. Ода к радости.

Бетховен уже сильно болел. Это не только наступившая глухота, а еще неполадки с желудком, которые привели к необратимым последствиям. Денег тоже не хватало, были проблемы и в личной жизни (воспитание племянника). В этих условиях родилось то, что иногда трудно считать человеческим творением. Обнимитесь, миллионы! (Бетховен. 9-я симфония, финал.) Как бы там ни было, речь идет как раз о том, что 9-я симфония может оказаться самой зрелой, самой мощной – после нее уже трудно что-то сообщить миру.Ее еще называют Хоральной симфонией, благодаря тому, что в финале там звучит ныне всем известный хор на слова Фридриха Шиллера – «Ода к радости». Влияние этой музыки на современное общество трудно переоценить. Музыка симфонии звучит во многих кинофильмах.. Периодически «Ода» становилась разными гимнами, сейчас это – Гимн Евросоюза. Симфония была исполнена в Вене. «. 7 мая 1824 г., дирижируя «Симфонией с хорами». он совсем не слышал восторженного шума, который поднялся в зале; он только тогда обнаружил это, когда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к публике, – и тут он неожиданно увидел, что все поднялись с мест, машут шляпами и рукоплещут». Это даже успехом назвать трудно, потому что возникли и некоторого рода беспорядки. «Успех был триумфальный, граничащий с потрясением основ. Когда Бетховен появился, его пятикратно приветствовали взрывами аплодисментов, тогда как в этой стране этикета императорскую фамилию полагалось приветствовать лишь троекратным рукоплесканием. Понадобилось вмешательство полицейских, чтобы положить конец овациям. Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали. Полиция справилась с беспрецедентными «беспорядками». А Бетховен, вероятно, испытал чувство необыкновенной Радости. Радости, Оду которой он написал в своей Девятой симфонии. Это была радость не за себя. Это была Радость. Итак, он достиг цели, к которой стремился всю жизнь. Он овладел Радостью… Страдалец, нищий, немощный, одинокий, живое воплощение горя, он, которому мир отказывает в радостях, сам творит Радость, дабы подарить ее миру. (Роллан)

Ода к радости.

Русский перевод И. Миримского

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди — братья меж собой.
Хор
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!
Там, над звёздною страной, —
Бог, в любви пресуществлённый!
Кто сберёг в житейской вьюге
Дружбу друга своего,
Верен был своей подруге, —
Влейся в наше торжество!
Кто презрел в земной юдоли
Теплоту душевных уз,
Тот в слезах, по доброй воле,
Пусть покинет наш союз!
Хор
Всё, что в мире обитает,
Вечной дружбе присягай!
Путь её в надзвёздный край,
Где Неведомый витает.
Мать-природа всё живое
Соком радости поит,
Всем даёт своей рукою
Долю счастья без обид.
Нам лозу и взор любимой,
Друга верного в бою,
Видеть Бога херувиму,
Сладострастие червю.
Хор
Ниц простерлись вы в смиренье?
Мир! Ты видишь Божество?
Выше звёзд ищи Его;
В небесах Его селенья.
Радость двигает колёса
Вечных мировых часов.
Свет рождает из хаоса,
Плод рождает из цветов.
С мировым круговоротом
Состязаясь в быстроте,
Видит солнца в звездочётам
Недоступной высоте.
Хор
Как светила по орбите,
Как герой на смертный бой,
Братья, в путь идите свой,
Смело, с радостью идите!
С ней мудрец читает сферы,
Пишет правды письмена,
На крутых высотах веры
Страстотерпца ждёт она.
Там парят её знамёна
Средь сияющих светил,
Здесь стоит она склонённой
У разверзшихся могил.
Хор
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, —
Там награда и возмездье!
Не нужны богам рыданья!
Будем равны им в одном:
К общей чаше ликованья
Всех скорбящих созовём.
Прочь и распри и угрозы!
Не считай врагу обид!
Пусть его не душат слёзы
И печаль не тяготит.
Хор
В пламя, книга долговая!
Мир и радость — путь из тьмы.
Братья, как судили мы,
Судит Бог в надзвёздном крае.
Радость льётся по бокалам,
Золотая кровь лозы,
Дарит кротость каннибалам,
Робким силу в час грозы.
Братья, встаньте, — пусть, играя,
Брызжет пена выше звёзд!
Выше, чаша круговая!
Духу света этот тост!
Хор
Вознесём Ему хваленья
С хором ангелов и звёзд.
Духу света этот тост!
Ввысь, в надзвездные селенья!
Стойкость в муке нестерпимой,
Помощь тем, кто угнетён,
Сила клятвы нерушимой —
Вот священный наш закон!
Гордость пред лицом тирана
(Пусть то жизни стоит нам),
Смерть служителям обмана,
Слава праведным делам!
Хор
Братья, в тесный круг сомкнитесь
И над чашею с вином
Слово соблюдать во всём
Звёздным Судиёй клянитесь!

Ода к радости.( Финал 9-й симфонии)

Процитировано 17 раз
Понравилось: 12 пользователям

Источник

Демон в ушах. Великий Бетховен творил радость через страдания

«Радость через страдания». Именно так однажды сказал Людвиг ван Бетховен. Пожалуй, этот девиз каждой героической и гордой души прекрасно передает суть его жизни. Радость жизни он ковал из своего страдания. Отчего так мрачно? Одинокий и бедный страдалец, он наперекор судьбе, отказывающей ему в радости, сам творит радость, чтобы непременно подарить ее миру. Немощный, но великий духом, Бетховен напишет в конце своей жизни знаменитую Девятую симфонию, успех которой будет ошеломляющим! Этот поздний грандиозный успех, впрочем, будет последним в его прекрасной, вдохновенной и до слез трудной жизни…

Читайте также:  Как вы себя чувствуете по понедельникам

Стал консул императором, увы…Бетховен молча выслушал известье,Сказал, не поднимая головы:«Век не простит подобного бесчестья!…Так пусть честолюбивый генералНайдет признанье лишь в солдатском гаме…»Он встал и посвященье разорвалИ в гневе растоптал его ногами.Николай РЫЛЕНКОВ, «Бетховен»

Маленький провинциальный городок Бонн на берегу неторопливого Рейна. Заштатное место. Ничем не примечательное провинциальное детство. Без всяких просветов. Людвиг и его младшие братья рано лишились матери. Отец был с сыновьями крайне суров. Будучи артистом и певцом при дворе боннского князя, он, человек небогатый, имел пристрастие к вину, а оттого был не в состоянии обеспечить детям достойного существования.

Что за будущее могло ждать маленького Людвига?

Придворный певец с помощью ремня и шлепков заставляет необыкновенно одаренного, но упрямого сына усиленно – чуть не до потери сознания – заниматься музыкой. Затрещины получались болезненными, следы от ремня на теле мальчика не заживали несколько дней. Зачем такие крайности?

Объяснение тому простое: демонстрируя почтенной публике его уникальные способности в музыке, отец умело зарабатывает приличные деньги, которые, как правило, пропивает. Так продолжается день за днем…

Но вот однажды Людвиг приезжает в Вену, музыкальную столицу Европы. Здесь он с нарастающей мощью проявляет свой несомненный дар пианиста и виртуозного сочинителя музыки. Завоевывает признание публики.

Однако до безусловной победы ему пока далеко. Он запасается терпением и ждет, когда кто-либо из сиятельных вельмож Вены пригласит его к себе в светский салон, где аристократы австрийской столицы соизволят усладить свой слух игрой талантливого малого из захолустного и далекого Бонна. Он угловат и выглядит странновато.

В Вене Людвиг живет в сыром полуподвале. Здесь бывает холодно и влажно. Чтобы согреться, а заодно преодолеть свою провинциальную скованность, он на досуге учится танцевать. Правда, изящно танцевать у него не больно-таки получается. Виной тому – приземистая и плотная фигура самого Людвига. Да и характер у него не сахар: оттого у него, скорее, в Вене в те годы становится больше врагов, чем друзей.

Теперь поговорим вот о чем. О прогрессирующей болезни композитора! Не первого и не последнего Бетховена постигло это несчастье: мы говорим о самом деликатном моменте в его жизни – о глухоте Бетховена. Иногда хочется верить, что слухи о ней крайне преувеличены, чтобы придать его жизни драматический характер. Либо этот немецкий композитор был настолько велик и гениален, что даже потеря слуха вроде бы для него почти ничего не значила…

Но все дело в том, что Бетховен страдал неизлечимой глухотой! А значит, прогрессирующее понижение слуха великий композитор должен был воспринять не иначе, как удар судьбы или как жизненную катастрофу…

Когда у него ухудшится слух?

Сам Бетховен, верно, не знал об этом точно. Глухота, она, как темная ночь, подкрадывается и наступает не сразу. Венские врачи долго не ставят ему правильный диагноз, хором утверждая, что молодой человек несколько переутомился…

Чего только не прописывают ему доктора! Но неоправданный оптимизм врачей сыграет с Людвигом злую шутку: болезнь окажется запущенной. Однажды Людвиг обнаружит, что плохо воспринимает на слух высокие тона. Кроме того, в ушах у него день и ночь стоит непрерывный шум. Этому мучительному шуму Бетховен придумает поэтическое название – «демон, поселившийся в ушах».

Изматывающий нервы недуг заставит музыканта на месяц-другой покинуть Вену и поселиться недалеко от столицы в маленькой деревушке Гейлингенштадт. Он ощутит все прелести этого волшебного места! Чистые ручьи, зеленые рощи, тишина и простор долины, где пастухи пасут свои стада, играя на свирели, подобно персонажам из сказок Шарля Перро и братьев Гримм. Что может быть лучше этого рая?

И вот к Бетховену в гости сюда приезжает ученик. Он очень расстроит учителя, когда укажет на искусную игру одного из пастухов. Похоже, это и будет как раз самый переломный момент в жизни великого музыканта.

– Какая свирель? – растерянно и неловко крутит головой композитор. – Постойте, где, кто играет?

– Разве вы не слышите?! Вот здесь, совсем рядом с нами!

Смуглое лицо Людвига в один момент становится серым. Оказывается, даже здесь, на отдыхе, в тишине и покое Гейлингенштадта, слух у него стал еще хуже. Значит, болезнь прогрессирует!

Одарив ни в чем не повинного ученика гневным взглядом, Бетховен вдруг срывается с места и бросается бежать куда глаза глядят, перепрыгивая через заросли кустарника…

Только самым близким людям в письмах он доверительно сообщает о своем недуге, просит сохранить его тайну. Бедный Людвиг боится, что о его несчастье узнают другие – враги и завистники. А таковых в Вене у Бетховена немало!

Популярность и мастерство маэстро стремительно растут. Но его недуг развивается почти так же стремительно! Вена аплодирует ему! Австрийцы считают, что после великого Моцарта никто так великолепно не играет на фортепьяно, как Бетховен. Слава – нелегкая штука! Наконец в придворных кругах его имя ставят в один ряд с Моцартом, Гайдном и Глюком, а иногда и выше…

Теперь венские меценаты наперебой желают заполучить его в свой светский салон, чтобы «угостить» им гостей, как восточным диковинным блюдом. Аристократы готовы простить ему и терпеть его несносный и очень тяжелый характер. Столичные газеты отводят творчеству маэстро первые полосы и все чаще посвящают ему строки, полные лести и похвалы. Кажется, Бетховен находится на гребне славы. Чего же ему желать еще?

Но болезнь прогрессирует, а оттого все тоскливее становится на душе у маэстро. Он опасается, что факт его глухоты станет общеизвестным после очередной публикации в столичных газетах. И сразу кумир венцев превратится в посмешище! На него будут смотреть как на неполноценного! Кому сказать: что это за недоразумение такое – служитель музыки без слуха?!

Читайте также:  Лучший статус про настроение

Знает ли он, что в это же время в Испании творит свои шедевры великий живописец Гойя, тоже глухой? Да и музыкант Бах, поговаривают, тоже туговат на уши. Правда, Бах сочинял и играл на органе, а этот мощный инструмент, похоже, и мертвые услышат…

Так чем же будет заниматься маэстро, когда полностью и навсегда потеряет слух? Строгать ложки? Чистить сапоги? Зарабатывать деньги трубочистом? Или пасти коров и коз за городом?

И вот Людвиг загоняет себя в угол, оставаясь один на один со своим отчаянием. Недоброжелатели приписывают эти перемены его головокружению от успехов. Он замкнут и колюч в общении, причем порой сам ранится о свои колючки.

В его творчестве назревают решительные перемены. Сначала маэстро пишет салонную легкую музыку, очаровывая сиятельных венцев. Но все чаще в его сонатах и симфониях слушатели обнаруживают грозные раскаты духовых инструментов, шквальные громоподобные ливни рояльных пассажей, разряженные работой смычковых на пределе их возможностей. Получается, музыка маэстро, с самого начала бывшая уделом аристократических салонов, теперь вихрем вырывается на улицу, и ее главным слушателем становится сам простой народ.

С этих пор музыка Бетховена расколет австрийское общество. Профессора консерваторий строго-настрого запрещают студентам исполнять «Патетическую сонату», усматривая в ней посягательство Бетховена на незыблемые каноны музыки. Напротив, молодежь Европы обожает композитора-новатора!

Знает ли эта молодежь о его тайне? Слышит ли, кроме громовых раскатов его сонат и симфоний, пронзительный вопль негодования маэстро на собственную судьбу?

И все-таки маэстро верит, что со временем болезнь отступит! Он, впрочем, больше не полагается на искусство венских докторов, а все надежды на исцеление возлагает исключительно на себя. Он забывается, уходя в интенсивную работу. «Портреты Генделя, Баха, Глюка, Моцарта и Гайдна – в мою комнату, – делает он красноречивую запись в своем дневнике. – Они могут способствовать укреплению моей стойкости».

Он пишет одно сочинение за другим, словно бросая вызов судьбе! Выступает с концертами, дирижирует оркестром…

Никто не может вообразить, глядя на маэстро, что тот день за днем теряет слух.

А как же личная жизнь Бетховена?

Отношения с женщинами у него были крайне запутанные. За молодой театральной певицей, отвергнувшей его любовь, следуют ровные отношения с юной графиней Джульеттой Гвиччарди, которой тот дает уроки на фортепьяно. У нее очаровательные черные глаза, смотрящие влюбленно и почтительно на маэстро. Ученица очаровала маэстро, немца по происхождению, своей пышной красотой, красотой итальянского Юга. Он пишет другу о «чудесной, милой девушке», которая, по его словам, влюблена в него и которую он пылко любит. Но Людвиг не торопится делать предложение девушке не его круга, закомплексованный на своем «низком» происхождении.

Следует размолвка. Людвиг укрывается в Гейлингенштадте. Он еще верит, что со временем они поженятся. Юная графиня тем временем выйдет замуж за светского музыканта графа Гелленберга, в котором увидит еще одного гения музыки. Об этом она сообщит вскоре в письме Людвигу. Молодая аристократка не умела читать в книге судеб: через год-другой она, конечно же, поймет, кого потеряла и на кого поменяла Бетховена. Она катастрофически ошибется. В один прекрасный день, расставшись с титулованным супругом, она явится прямо на квартиру к маэстро, со слезами раскаяния, потерянная, расскажет свою историю страданий в любви. Джульетта готова на брак с композитором. Но Бетховен уже не в силах простить черноглазую красавицу…

Пожалуй, с изменой Джульетты Гвиччарди многие биографы связывают написание одного из шедевров Бетховена – «Лунной сонаты» с ее холодной печалью и кричащей мольбой о любви и простом человеческом участии. Не ей ли, его «бессмертной возлюбленной», адресована музыка его «Аппассионаты»? Кто знает это, кроме маэстро.

Ясно только одно: великий музыкант был живым, ранимым и глубоко чувствующим человеком! Мало кто знает, что, переживая разрыв с любимой, Бетховен подумывает о самоубийстве и набросает младшим братьям трогательное письмо, известное биографам как «Гейлингенштадтское завещание».

К счастью, маэстро не решится на отчаянный поступок. И, преодолев отчаяние, внезапно приступит к написанию бессмертной «Героической симфонии», которую он, очарованный республиканцем Бонапартом, захочет посвятить ему как гению Свободы.

Однако и здесь ему не везет. Бонапарт к моменту окончания «Героической симфонии» коронуется императором Франции! Разочарованный Людвиг придет в ярость, узнав об этом событии. Маэстро разорвет титульный лист со своим посвящением Бонапарту.

Итак, после череды очарований и разочарований маэстро к сорока пяти годам полностью потеряет слух. Он еще больше уединяется и никого, кроме прислуги, к себе в дом не пускает. Прогулки Бетховен совершает лишь в сумерках. Теперь он вынужден не идти наперекор судьбе, а уживаться с недугом: «Да не будет больше тайной моя глухота – ни в жизни, ни в музыке». Он пользуется слуховыми трубками и просит всех: «Говорите громче! Я глухой!» Позже он заведет «разговорные тетради» – и продолжает писать музыку…

Он становится еще более категоричным, необузданным и несносным в своей прямоте и искренности. Он все так же колюч и угрюм. И все так же добр и сентиментален. Его последним увлечением считается Тереза Брунсвик. Она была образованной и красивой женщиной, к тому же одаренной пианисткой. Они нравятся друг другу, проводят несколько замечательных дней в родовом имении Терезы под Веной. Она уже готова стать женой маэстро. Но почему она так внезапно уезжает в Швейцарию? В чем причина разрыва? Или одинокому и глухому Бетховену снова не везет.

И все-таки была ослепительно-белая полоса в жизни великого маэстро: когда – под овации публики – он, пораженный глухотой музыкант, прекрасно исполнил «Девятую симфонию». Верно, только ради этого грандиозного успеха ему стоило бороться и жить!

…Никто не мог навести порядок в концертном зале, пришлось – театральная история не помнила подобных случаев – вызывать венских полицейских, хорошо знающих свое дело! В эту минуту Бетховен был счастлив, сотворив шедевр: судьбе наперекор.

Снова и снова вспоминаются бессмертные слова поэта Николая Ивановича Рыленкова:

Источник

Оцените статью