Беспредельная радость охватывает тебя

Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Тема: Написание приставок пре- и при- . Обобщающий урок.

Цели: — закреплять умения различать приставки по их значению и правильно писать.

-формировать умения правильно писать слова с приставками неясного значения и пользоваться справочным материалом.

— развивать речемыслительные способности учащихся.

Знать: — знать правила правописания приставок пре- и при-.

— лексическое значение слов.

Уметь:— различать приставки по их значению и правильно писать слова с приставками пре- и при-.

— пользоваться толковым словарём.

Ход урока

I Оргмомент. Здравствуйте, ребята. Мы начнём урок необычно. Я буду показывать каждому из вас слово с приставкой пре- и при-. Вы называете ту букву, которую необходимо вставить в слове. И те , которые вставляют букву – е – садятся слева от меня, а те ребята, которые вставят – и – справа. Что же, в добрый путь!

Приехал, премилый, прилёг, преследование, прибил, пребольшой, приморский, преодолеть, прирос, преграда, приоткрыл, преодолеть.

(Назовите свои команды «Аз» и «Буки»)

— Итак, у нас 2 команды. И отправимся мы с вами в путешествие. Мы будем покорять пик Знаний. На нашем пути нам встретятся поляна Эврика, аллея Мыслителей, бухта Знатоков и Проблемная гора. Преодолев эти препятствия мы взберёмся на пик Знаний. Но в начале нам предстоит преодолеть поляну Эврика.

I. Актуализация знаний

Мини – тест. Читается задание, в ответе пишется только приставка пре- или при-.

  1. Эта приставка имеет значение «очень». (пре- )
  2. Эта приставка пишется в словах приблизится, причудливы. (при-)
  3. Эта приставка имеет значение «законченное действие».
  4. Эта приставка имеет значение «пере -»
  5. Эта приставка пишется в словах прелестный, прекрасный. (пре- )
  6. Эта приставка имеет значение неполноты действий.
  7. Эта приставка пишется в слове приставка (при-).
  8. Эта приставка пишется в словах премудрая, преподаватель, предание. (пре- )
  9. Эта приставка имеет значение присоединения.
  10. Эта приставка имеет значение «самый — самый».

Проверка: каждая команда зачитывает по 5 примеров. Если кто –то ошибся, записать эти слова и рассказать правило.

II. Проверь свои знания.

Вот мы на аллее Мыслителей. Команда «Аз» записывает слова с приставкой пре- , команда «Буки »записывает слова с приставкой при-.

Приморский край, сидел преспокойно, преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывал, прервать рассказ, привести пример, приглушить свет, призадуматься над пресложной задачей, превратиться в чудовище, прекратить разговор, старинные предания, хороший приятель, захватывающее приключение, колючая преграда, пришпилить к делу, прирасти к дереву, приободрить товарищей, примирить неприятелей, преследовать Оленя.

  • Теперь каждый читает по одному словосочетанию и объясняет правописание приставки. Если кто ошибается, ребята из команды должны помочь.
Читайте также:  Как дать мужчине чувствовать себя мужчиной

III. Работа с текстом. Проверяю себя. Бухта Знатоков.

У каждого текст.

  1. Прочтите текст и озаглавьте его.
  2. Определите тему текста и тип речи.
  3. Спишите текст, вставляя буквы.
  4. Найдите в тексте олицетворение, метафору.
  5. Устно нарисуйте картину, которую вы представили себе после прочтения текста.
  6. От каждой команды один учащийся выходит к доске. Оба у доски пишут слова с пропущенными буквами. Если кто из них ошибается, кто – то из команды исправляет и объясняет правописание.

ТЕКСТ.

Осенью лес приумолкает! Прислушайтесь! Какая стоит необыкновенная тишь! В предчувствии холодов притихли птицы. Ветка слегка пригнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особое наслаждение приносит причудливая музыка дятла.

Природа зовёт, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

IV. Мы подходим к Проблемной горе.

Предать – придать

  • Скажите, какое из слов написано верно.

Учащиеся отвечают — ОБА

  • Особенность этих слов в том, что это однокоренные слова могут употребляться с обеими приставками, имея при этом разное лексическое значение.
  • По словарю определите значение этих слов и скажите, к какому глаголу можно добавить существительное — форму, а к какому — друга?

В русском языке ещё есть такие слова.

Запишите их:

Притворить дверь – претворить мечту в жизнь

Прибывать на вокзал – пребывать в городе

Призреть сироту – презирать врага

  • Объясните лексическое значение этих слов с помощью словаря. Допишите слова из упр.193, попробуйте самостоятельно подобрать к ним зависимые слова.
  • V. Творческое задание.

Из «Трудных» слов составить перфокарту, не менее 24 слов, со стр.78-79 упр.196, ЗСП – 6,7.

Та команда, которая выполнила задание первой, читает записанные слова. Другая команда дополняет.

VI. Итак, ребята, мы взобрались с вами на пик Знаний и теперь подведём итоги.

Что необходимо знать нам, чтобы не ошибиться в написании приставок пре-, при- ?

  • Есть ли трудные случаи написания приставок пре-, при- ? Что необходимо знать, чтобы правильно выбрать приставку.
  • Да, необходимо знать лексическое значение слова.
  • А если вам сложно определить лексическое значение слова. Что для этого необходимо сделать?

Ребята, я благодарю вас за сотрудничество, за увлекательное путешествие. Вы были активны, внимательны, рассудительны. За работу вы получили следующие отметки.

VII. Домашнее задание: упр.195,199 3СП – 6,7 повторить.

Источник

Беспредельная радость охватывает тебя

II Опрос. Тест на повторение изученного

II Новое * 32 с 68 изучение лингвистического материала

*синт разбор предложения

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые.

*морф разбор глагола прилетят

Приморский край, сидел преспокойно, лес преобразился, прекрасная музыка, слегка прихрамывать, первать рассказ, привести пример, приглушить свет, прерывистые звуки, призадуматься над проблемой, превратить в чудовище, приклонить к земле, прекратить разговор, колючая преграда, старинные предания,

* Запись под диктовку: Отец призрел сироту. Не презирай совета ничьего. Не хлопай дверью, притвори ее. Очень важно суметь претворить свои планы в жизнь. Поезд прибывает вовремя. Во время своего пребывания в городе мы посетили многие его достопримечательности. Он придавал большое значение умению говорить точно.

Читайте также:  Медитация для органов чувств

* разбор слов по составу:

прибрежный, приморский, пренеприятно, прибежать, примчалась, прилетела, пришедший, прекрасный, преспокойно.

ИГРА: Сейчас я прочитаю стихотворение. Ваша задача назвать приставку ПРЕ или ПРИ, когда я подниму руку.

При или пре, пре или при?

Это совсем не секрет.

На содержание слова смотри _

Сразу получишь ответ.

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной –

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет,

Пишется ПРИ непременно.

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело –

Помни, что пишется ПРИ обо всем,

Что добрые руки приделали.

Язык прикусил _ не совсем откусил,

Пригорело – не значит горе.

Помни, что сделано, но не совсем,

Пишут с приставкой ПРИ.

Предлинный достанет с крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету,

Кто очень такой с и сякой _

Пре мы напишем об этом.

Дожди неперерывные льют в октябре,

Но грамотным – дождь не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ
там только Пре и ставить надо.

V Обобщение. Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание *32, упр 156, выучить правило

ТЕМА: : Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: : учебник, таблица, тетрадь, справочник.

I Организационный момент.

II Опрос- взаимопроверка домашнего задания

— предупредительный диктант (уч-ся должны объяснить значение приставок)

Пренеприятный разговор, приободрить товарищей, Василиса Премудрая, прескверный характер, преудивительная история, примирить друзей, преподаватель, старинные предания, присутствовать на лекции, прекращать разговор, преследовать оленя.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

III Новое изучение лингвистического материала учебника на с. 71

Запись в «Словарь трудных слов»

Прибыть (приезжать) – пребывать (находиться где-нибудь)

Приёмник (аппарат для приема сигнала) – преемник (продолжатель дела)

Призреть (приютить) – презирать (не уважать)

Приступить (начать) – преступить (закон)

Притворить (закрыть) – претворить (осуществить)

Придать (добавить) _ предать (предал, выдал)

Приходящий (кто приходит) – преходящее (временное)

Составить предложения с данными словами

1. Упр 158, 159 (устно, по учебнику)

3.Работа по карточкам

4.Синтаксический разбор предложения:

*Ты ничего не потеряла, но все ты вдруг приобрела.

* Только художник на всем чует прекрасного след.

5. Фонетический разбор слова ЧУЕТ

Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к прицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится. (В. Шефнер)

Всегда ли можно проверить правописание приставок ПРЕ, ПРИ, опираясь на ее значение?

VI Домашнее задание $32? Упр. 160, выучить слова в рамочках

ТЕМА: Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ

ЦЕЛЬ УРОКА: закрепление знаний о правописании ПРЕ, ПРИ

Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков

Оборудование: учебник, таблица, тетрадь, справочник, карточки

I Организационный момент.

Как различить на письме гласные в приставках ПРЕ, ПРИ?

Проверка домашнего задания (по цепочке)

  • Запись по памяти словарных слов с приставками ПРЕ, ПРИ, написание которых зависит от значения слов.
  • Монологический рассказ «Правописание приставок ПРЕ. ПРИ»

1.Выборочный диктант (пре, при)

(прибежать, прервать, пристроить, неприступный, преодолеть, препятствие, присутствовать, примета, пренебрежительно, прикосновение, беспрекословно, пребогатый, преградить, претихий, предобрый, преспокойно.)

2.Упр. 163 ( по заданию учебника)

3. Диктант «Ледниковый период»

Читайте также:  Помогает справиться со стрессом синоним

В ледниковый период на Земле в пещерах жили пещерные медведи. Они часто опускались до больших глубин, преодолевали в подземельях различные преграды. Они карабкались по отвесным стенам узких колодцев, проползали по узким коридорам пещер, в которых трудно было даже приподняться. Беспредельная тьма пещер не пугала их. Здесь звери резвились, взбирались по склонам горок, скатывались вниз.

(задание 1.– выписать слова, строение которых соответствует схемам:

2. сделать морфологический разбор слова преодолевали

дополнительный материал: (Работа с текстом: тип, стиль, языковые средства)

1.Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла. Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия.

V Обобщение. Как определять правописание приставок ПРЕ, ПРИ?

VI Домашнее задание Упр 165, повторить слова из рамочек учебника

Источник

Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 6-го класса «Правописание приставок»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК»

Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:

правописание приставок ПРЕ и ПРИ;

правописание приставок на З, С;

Ы, И после приставок;

умение составлять слова по заданным схемам;

умение составлять схемы предложений.

Задание повышенной трудности: работа с тезисами, написание сочинения.

ФИО обучающегося ______________________________________________

Прочитайте словосочетания. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

Пр. следовать противника, пр. рвать разговор, пр. двинуть стул, пр. открыть окно, пр. высить скорость, пр. вокзальная площадь, пр. ступить к работе, пр. одолеть пр. пятствие, пр. неприятное известие, пр. градить дорогу, пр. шить пуговицу, пр. спокойно спать, пр. амурский регион, пр. встать со стула, пр. вратиться в лёд, пр. морский климат, пр. мкнуть к движению, пр. мирить спорящих, пр. мерзкая погода, пр. небречь опасностью.

С любым из словосочетаний составьте сложное предложение, графически объясняя свой выбор.

Вставьте пропущенные буквы, графически объясняя свой выбор.

Без…дейность, вз…мать, вз…скать, дез…нформация, небез…звестный, контр…гра, пред…дущий, под…тожить, сверх…нтересный, спорт…гра, дез…нфекция, пед…нститут, об…скивать, без…дейный, под…тожить, с…грать, спорт…нвентарь, без…сходный, без…нициативный.

Составьте слова по данным схемам.

Осенью лес молчит. Прислушайся! Какая стоит тишь! В предчувствии холодов приумолкли птицы. Ветка слегка согнулась и прикоснулась к твоему лицу. Беспредельная радость охватывает тебя. В такую пору особую радость приносит рабочая музыка дятла.

Березки шелестят своими золотыми монетками. Природа зовет, манит к себе. Настроение приподнимается. Кажется, что преодолимы все препятствия. (По В. Пескову .)

Определите стиль речи: _________________________________

Определите тип речи: ___________________________________

Укажите приставки ПРЕ- и ПРИ, приставки на –З, -С.

Укажите предложения с однородными членами. Составьте схемы.

Прочитайте высказывания о природе. Какова основная мысль данных изречений. Аргументируйте свой ответ примерами из жизни или художественных произведений. Напишите небольшое сочинение на тему «Человек и природа».

Природа — дом, в котором живет человек. Дмитрий Лихачев ( выдающийся советский и российский филолог , культуролог , искусствовед , доктор филологических наук (1947), профессор.

Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Евгений Евтушенко ( русский советский поэт , получил известность также как прозаик , режиссёр , сценарист , публицист и актёр .

Источник

Оцените статью