- Конспект НОД по познавательному развитию «Как мы чувствуем время» план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект непосредственной образовательной деятельности.
- Тема: Как мы чувствуем время
- Педагогическая деятельность «Как мы чувствуем время» план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Конспект НОД в старшей группе «Беседа о времени»
- Ход занятия
Конспект НОД по познавательному развитию «Как мы чувствуем время»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД с элементами ТРИЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности.
Тема: Как мы чувствуем время
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)
Приоритетная область «Познавательное развитие»
С элементами ТРИЗ технологий.
Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки времени» (временные эталоны)., ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.
Развивающие: развивать эстетические чувства детей; приемы лепки – раскатывание пластилина между ладонями, сплющивание.
Обучающие: Формировать у детей представление о времени как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Побуждать искать «следы» времени. Учить детей называть разные «кусочки времени» (временные эталоны), ввести в активный словарь детей названия временных эталонов.
Воспитывающие: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Интеграция образовательных областей:
ОО «Познание» — ориентировка во времени, закрепление знаний о смене времен года;
ОО «Коммуникация» — развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
ОО «Социализация» — развитие игровой деятельности;
ОО «Художественное творчество» — развитие продуктивной деятельности
Материал: песочные часы, машина времени (имитация), картины из серии «Весна», мяч. Нарисованные на листе божьи коровки (без точек), пластилин черного цвета, доска для лепки, салфетка на каждого ребенка.
Предварительная работа: Рассматривание картин, отображающих разные периоды жизни человека (от ребенка до старика), жизни растений, смену времен года, частей суток и т. д., игры типа «Когда это бывает?», рассматривание старинных предметов и их изображений на фотографиях и картинах. Посещение музея.
Содержание организованной деятельности детей.
Чтение стихотворения «Королевство минуток»
Раз — секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались — И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз
И четыре про запас — Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы начинаем большой разговор о времени. Я хочу предложить вам поговорить о времени. Кто может сказать, что такое время?
Ответы детей: часы и т.д.
Воспитатель: Можем мы увидеть время? А пощупать, понюхать, услышать, попробовать на вкус?
Воспитатель: Значит, время — невидимка? Но даже в сказках невидимка оставляет следы. Давайте попробуем их поискать.
Где мы можем увидеть следы времени? Что нам подсказывает, что прошло какое-то время? (Седина – след времени, времена года оставляют следы, старинные вещи – след времени). Значит, мы можем увидеть следы времени, хотя само время невидимо.
Воспитатель: Мы можем потрогать руками следы времени?
Дети: Листья на деревьях весной и осенью; руки мамы и бабушки и т.д.
Воспитатель: Оставляет ли время звучащие следы?
Ответы детей: Днем машины шумят, телевизор работает, радио, люди разговаривают, а ночью — тишина. Летом в лесу птицы поют, а зимой — нет, они улетают. У детей голос тонкий, а у взрослых — другой.
Воспитатель: я предлагаю вам понюхать следы времени, что мы чувствуем? (Цветок распустился, пахнет, значит время прошло. Запах испорченных продуктов отличается от свежих).
Воспитатель: А на вкус можно следы времени попробовать? (Вкус испорченных продуктов отличается от свежих).
Воспитатель: Значит, время не такое уж невидимое? Сделаем вывод: на чем время оставляет следы?
Дети: На объектах природного и рукотворного мира.
Воспитатель: Можно ли время посчитать? Как? Что мы считаем, говоря о времени?
Дети: Часы, минуты, секунды, дни, недели, месяцы, годы и т.д.
Воспитатель: Все это кусочки времени.
Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Я возьму тебя в будущее, если ты назовешь кусочек времени» . С помощью мяча дети называют «кусочки времени»: весна, час, минута, день, вечер, месяц, неделя и т.д.
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
Воспитатель: Если мы сейчас попадем в будущее, какое время года будет?
Отправляемся в полет на машине времени в будущее. (звучит музыка).
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в будущее, здесь уже наступила весна.
Рассматривание иллюстраций о весне: поляна, цветы.
Воспитатель: А кого здесь не хватает.
Воспитатель: А каких вы знаете насекомых?
Дети : пчелы, бабочки, божьи коровки.
Воспитатель: Я предлагаю вам за определенный кусочек времени проделать небольшую работу. С помощью песочных часов мы проследим этот кусочек. У каждого есть картинка с божьей коровкой, но чего на ней нет??
Дети: черных точек!
Воспитатель: Правильно. Их у нее всего семь. Поэтому ее называют семиточный жук.
Показ воспитателя, как нужно за определенное время сделать из пластилина точки и прикрепить их на божью коровку. То же самое предлагается детям.
Воспитатель: ребята, наш полет в будущее подходит к концу и нам пора возвращаться в настоящее.
Итог: воспитатель задает каждому ребенку вопрос:
Источник
Педагогическая деятельность «Как мы чувствуем время»
план-конспект занятия по математике (старшая группа) по теме
Игра — путешествие, для детей старшего дошкольного возраста, способствующая расширению представлений детей о времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie-kak_my_chuvstv.vremya.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как мы чувствуем время» в старшей группе (5 – 6 лет)
Бабкиной Татьяны Владиславовны,
высшей квалификационной категории
МКДОУ ЦРР – детский сад №18 «Рябинка»
Обоснование темы занятия: педагогическая деятельность образовательной области «Познание»
Дидактическая цель занятия: способствовать расширению представлений детей о времени.
Тип деятельности: повторение материала, игровое.
Вид деятельности: интегрированная
Обучающая – способствовать формированию у детей представлений о времени как категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств. Ввести в словарь детей понятие «кусочек времени», соответствующее одному отрезку времени.
Развивающая – развивать логическое мышление с помощью проблемных ситуаций.
Воспитательная – воспитывать любознательность, ценностное отношение ко времени.
Методы обучения: игровой, объяснительно — иллюстративный , проблемный.
Формы организации детей: фронтальная, индивидуальная.
Средства обучения : красивая коробка, пинетки, фотографии детей во младенчестве, две хлебницы, хлеб свежий и черствый, живая роза, засушенный букет роз в вазе, детские рисунки с изображением «золотой осени», акварельные и гуашевые краски, кисти, бумажные салфетки, баночки для воды.
— Ребята, сегодня мама Маши принесла вот эту коробку, как вы думаете, что там? (не знаем)
В: И я не знаю, тогда посмотрим? (открываем, достаём — пинетки)
В: Ребята, что это? (пинетки)
В: Может, быть примерим?
Дети: Не подойдут, малы!
В: Почему не подходят? (ноги выросли)
В: Почему вдруг выросли? Что произошло? (время прошло)
В: Вы говорите время прошло. А как вы думаете — что такое время? (дети говорят)
В: А мы можем его увидеть? — нет, а потрогать? -нет, а понюхать? -нет, а попробовать на вкус?
В: Тоже нет, так значит время это невидимка ? Но вы знаете, мне кажется, даже невидимка может оставлять следы . Давайте попробуем их поискать! Может на этих пинетках найдем? (рассматриваем пинетки- воспоминания детей.)
В: Дети, а мы можем вернуться в те времена, когда вы были младенцами? – нет.
В: Действительно, мы с вами знаем, что прошедшие «кусочки времени» вернуть нельзя.
В: Но мне бы так хотелось хоть одним глазком увидеть вас малышами, с помощью чего это можно сделать? (с помощью детских фотографий)
(достаю из конверта и выкладываю на стол, дети рассматривают и находят себя малышами….вы такие милые и озорные).
В: Ребята, значит, с помощью фото мы можем с вами вернуться в те времена , которые уже прошли .
В: Вы знаете, мне так интересно было за вами наблюдать, как вы улыбались и радовались, глядя на себя, вспоминали своё детство. Оказывается, мы с вами можем время почувствовать ?
В: Ребята, давайте присядем и я вас ещё о чем — то спрошу (пока рассаживаются на ковер, я беру вазу с засохшими розами накрытыми салфеткой)
В: Скажите, а можно время понюхать ? – нет.
В: Тогда послушайте вот такую историю: однажды на мой день рождения мне подарили розы (снимаю салфетку с роз).
В: Они мне так понравились, что я не захотела с ними расставаться и решила их засушить, чтобы оставить на память об этом радостном для меня дне.
В: Скажите, а на этих цветах можно увидеть следы времени ?- да.
В: Какие стали цветы? – старые, высохли, сухие (беру один цветок и передаю по кругу, дети рассматривают и высказываются)
В: А если мы посмотрим на этот цветок, (достаю и показываю живую розу ), что вы о нем скажите? (передаем по кругу и рассматриваем)
В: На нем есть следы времени?
В: А если понюхать? Живой цветок пахнет, у него замечательный аромат. А сухого цветка есть запах? — нет.
В: А почему нет запаха? – время прошло , и запах со временем улетучился.
В: Но у меня остались воспоминания о том дне. Тем самым они мне дороги, как вам ваши фото.
В: Ребята, скажите, а на вкус можно следы времени попробовать ? — нет. ( встаем с ковра)
В: А у меня для вас есть сюрприз, но сначала отгадайте загадку:
Было так:
В какой-то миг
Народился пых-пых-пых!
Пых пыхтел, пыхтел, пыхтел,
Пока в печку не сел.
Вышел оттуда не пых,
А чудо:
Румяный, блестящий,
С корочкой хрустящей
В: Молодцы, это хлеб! (Дети сами открывают хлебницы: 1- свежий хлеб, 2- сухарики.)
В: Что вы можете сказать о хлебе? Давайте сравним, какой здесь у меня хлеб? (рассказывают, что он черствый, не свежий и свежий)
В: Почему хлеб стал старым, черствым? – прошло время и он засох, превратился в сухари. (можно предложить попробовать)
-В: Ребята, так значит время не такое уж и невидимое, оказывается его можно что…? Дети: Увидеть, понюхать, попробовать на вкус.
В: И время на всём оставляет свои следы .
В: Пройдет немного времени и в нашей коробочке окажутся наши сегодняшние туфельки.
В: Мы сейчас с вами тоже попробуем оставить свой след в истории времени. И сделаем мы это с помощью бумаги и красок.
В: Помните, мы с вами недавно рисовали какое-то время года, кто мне подскажет какое?
В: А какую мы рисовали осень?
В: Она уже прошла или ещё будет?
В: Как вы думаете, а этот «кусочек времени» ещё повториться? – нет.
В: Но мы с вами об этом «кусочке времени» уже оставили след . И эти следы времени лежат у меня в конверте, посмотрим?
Дети: Наши рисунки «золотая осень».
В: А не оставить ли нам с вами ещё один след во времени ? А как? ( рисуем позднюю осень ).
В: я беру кисточку, набираю коричневую краску ( все свои действия воспитатель комментирует, т.к он рисует с детьми за одним столом, во время рисования читает стихи, импровизирует)
В: Вы знаете ребята, а поздняя осень оставляет с вой след на моем рисунке в виде белых снежинок (пальчиком, белой краской, оставляю следы на рисунке)
Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
падает, ложится. (Иван Суриков)
В: Ребята, какое у вас сейчас настроение? (высказываются) А у меня радостное.
В: А бывает снег разноцветный? А может он на солнышке блестит.
В: А вот этим пальчиком я наберу желтую краску и прямо в белую снежинку, а этим пальчиком красной краской нарисую ( между делом оцениваю работы детей)
В: Какие мы с вами замечательные следы во времени оставили. Молодцы!
В: А сейчас пришло время отправляться к Наталье Леонидовне, на рыбок полюбоваться.
Источник
Конспект НОД в старшей группе «Беседа о времени»
Надежда Ефременкова
Конспект НОД в старшей группе «Беседа о времени»
Программное содержание: Познакомить детей с понятием возраст с событиями, которые относятся к этому возрасту. Развивать логическое мышление. Закрепить знания детей о месяцах, неделях, днях недели, сутках. Учить определять время по часам. Расширять знания детей о разнообразии часов. Активировать речь детей. Воспитывать интерес к окружающей действительности.
Словарь: башенные, карманные, настенные, наручные.
Оборудование: картинки с изображением бабушки со скакалкой и девочки с бусами и губной помадой; картинки, изображающие утро, день, ночь; отрывной календарь; часы наручные, настенные, будильник.
Ход занятия
Усаживаю детей полукругом и предлагаю побеседовать о возрасте. Ребята, посмотрите на этот рисунок, что здесь не так? Да, это кажется смешным, что бабушка прыгает на скакалке. А что должна делать бабушка? А кто должен прыгать на скакалках? Это событие должно происходить в определённом возрасте человека, т. е. в детстве. А посмотрите на этот рисунок. Смешно, когда мы видим девочку с накрашенными губами и в туфлях на высоком каблуке. Кто должен носить эти вещи? Ребята, а с какого дня начинается возраст человека? Правильно, с его рождения. Человек рождается, затем вырастает, становится взрослым, затем стареет. А какой вопрос мы задаём человеку, когда хотим узнать его возраст? Правильно. А знаете ли вы, сколько лет вам? Так что же такое возраст-это время, которое человек проживает от своего дня рождения.
А сейчас я вам расскажу сказку о старике-годовике.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул первый раз и полетели три птицы. Повеял холод, мороз. Как называются птицы? Махнул второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Как называются эти птицы? Махнул третий раз- вылетели ещё три птицы. Стало жарко, душно. Как называются эти птицы? Махнул четвёртый раз – полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Как называются эти птицы? А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. Какие это четыре крыла? В каждом крыле по семь перьев. Какие это семь перьев? Каждое перо со своим именем. Назовите эти имена. Одна половина пера белая, другая чёрная. Что это значит? Когда проходит день и ночь, то это время называют сутки.День делится на части: утро, день, ночь. (показ картинок) Что вы делаете утром, днём, вечером? Когда время проходит быстрее утром или днём?
А сейчас отгадайте загадку:
Под Новый год пришёл он в дом
Таким румяным толстяком,
Но с каждым днём терял он вес
И наконец, исчез (календарь)
Для чего нужен календарь? Правильно, чтобы точно знать какой сейчас месяц, день, число. (показ календаря)
Дети читают загадку:
Кто, ворочая усами
Можно есть, пора гулять!
Умываться и в кровать! (часы)
Да, это часы. Они говорят, какое время наступило. Часы, ребята, бывают разные. Как называют те часы, которые будят нас по утрам? (будильник) А часы. Которые висят на стене? (настенные) А часы, которые носят на руке? (наручные) А есть такие часы, которые носят на цепочке и кладут в карман, как они называются? (карманные) А ещё есть большие часы, которые находятся на башне, как они называются? (башенные).
Давайте с вами поучимся определять время по часам. Этот круг называется циферблат, на него нанесены обозначения часов, а движущиеся стрелки показывают, сколько времени в данный момент. Стрелки разные. Длинная стрелка движется быстрее, она показывает минуты и называется минутная. Короткая стрелка показывает часы и называется часовая. Когда большая стрелка сделает круг, значит, прошёл час. Когда большая стрелка стоит на 12, а маленькая на 3, значит сейчас ровно 3 часа.
Вызываю детей для показа времени по часам.
Ребята, так для чего же придумали часы? Для того. Чтобы знать точное время.
На этом занятие заканчиваю.
Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе. «Отрезок и прямая» Конспект по математике в старшей группе «Отрезок и прямая» Цель: развивать логическое мышление, память, воображение, закрепить знания.
Методическое пособие для работы с детьми старших групп «Календарь», «Домик» Цель : овладение детьми знаниями о временах года, днях недели, месяцах, о сутках, о римских цифрах. Материал: панно из кармашков вверху.
Источник