- Анализ повести Достоевского Белые ночи
- Вариант 2
- Анализ произведения Белые ночи Достоевского
- Также читают:
- Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи
- Популярные сегодня темы
- Тема любви в повести Достоевского Белые ночи
- Анализ повести Достоевского «Белые ночи»
- Жанровое и тематическое своеобразие «Белых ночей»
- Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
- Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?
- Образ Петербурга в повести «Белые ночи»
- Языковые особенности в произведении
- Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
- Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»
- Темы в романе «Белые ночи»
- Идея «Белых ночей» Достоевского
- В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Анализ повести Достоевского Белые ночи
Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальный роман, основной тематикой которого является изображение людей, отличающихся мечтательностью, изображенных в образе одиноких людей, который живут в собственных иллюзиях, но при этом нуждаются в настоящих чувствах и участии в реальности.
Центральное место в повести занимаются душевные чувства героев, выражающиеся в изображении их эмоций, переживаний, ощущений, передающиеся ключевую проблематику в виде одиночества большого города.
Повествование в повести осуществляется от лица рассказчика, который оказывается влюбленным в главную героиню, образ который в его интерпретации является идеализированным.
Композиционная структура произведения представляет собой пять глав, четыре из которых являются нумерацией питерских ночей, а последней дается название в виде утра, что позволяет придать повествованию динамическое развитие, начинаясь со сна и заканчиваясь пробуждением.
Главными героями повести являются Мечтатель и Настенька, представленные в образе изолированных от общества людей, чутких, чувственных, беспомощных в любви.
Особую роль в системе персонажей повести является образ третьего героя, создающую определенную атмосферу, представленного в качестве Петербурга, который выступает как собеседник и старый приятель рассказчика. Образ города способствует раскрытию внутренних переживаний Мечтателя, а также создает великолепный фон в отношении его романтического настроения и передает смысловое значение названия повести.
Отличительной особенностью произведения является мастерское применение писателем метода параллелизма, заключающегося в начальном описании каждой главы природных зарисовок, дающих невольные подсказки на финал главы либо веселого, либо печального.
Средства художественной выразительности представляются в повести в виде включения в повествование внутренних монологов героев, а также диалоговой манере речи. Кроме того, писателем применяются многочисленные метафоры, выстраиваемые в длинные, развернутые предложения, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску и придающие возвышенный стилистический характер.
Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах.
Вариант 2
«Белые ночи» повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру «сентиментальный роман». Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.
Произведение Фёдор Михайлович начал писать в конце 1847 году. Журнал «Отечественные записки» опубликовал его в 1848 г. Роман посвящён другу и поэту Алексею Плещееву.
Главная тематика: огромный город и одиночество, которое царит в нём. В конце 19 века в Петербурге существовала именно такая обстановка, неустойчивый общественный уклад в городе. Многая молодёжь ощущала себя замкнутыми, несчастными. Их давило одиночество, не было цели в жизни.
Мечтатель и Настя — одни из главных героев романа. «Маленькие люди», к которым относятся они, живут кротко, просто. Настя общается лишь с бабушкой да с жильцами. А мечтатель только со служивыми. Вот и весь круг общения. Чтобы не сойти с ума от серости жизни, забыть о постоянных проблемах, они уходят с головой в свои фантазии, мечтания.
Петербург — это третий персонаж. Он является и собеседником и верным товарищем автора произведения. Город проникается к переживаниям героя. Создаётся романтическое настроение, которое доказывает идею заглавия романа «Белые ночи».
Также показана в романе и тема любви. Настенька любит одного человека. А Мечтатель питает чувства к нежной милой девушке. Но любовь его безответна. Он вовсе не сердится на Настю, хоть она оставила его в глухой разобщённости. Он сумел сделать заключение: благодарность должна быть во всём и даже в том, что Настя уже когда-то преподнесла ему в своё время минуты счастья. И эти чувства нужно уметь сберечь, сохранить внутри себя, своей души. Это и есть крупицы истинного счастья, вот оно блаженство.
Мысль романа: оторваться «мечтателям» от реального серого мира. Они устали и не могут жить посреди народа, ощущать радость от обыденного, постоянных и простых вещей. Им свойственно летать в облаках и фантазиях, обрекая себя самих на одиночество, замыкаясь в её рамках.
В четырёх первых главах романа идёт посвящение Петербургу, его ночам. А пятая глава (последняя) названа «Утро». То есть отражается полная динамика развития сюжета: пробуждение от сна. Гуляя в романтике белых ночей, Мечтатель полюбил Настю. В нём открывается душевный порыв треволнений, мечты кипят. И наступило неизбежное «утро», когда главный герой прозревает, хоть и наносится ему личная травма. Он попадает в лапы своей драмы. Герой обретает неразделённую, но сладкую любовь. Но ему просто вынуждено с ней навсегда расстаться — наступившее утро рассеяло все никчемные фантазии и мечты. Но подарило ему надежду. Теперь есть чем жить — новым светлым будущим.
Итак, Мечтатель терзается, но не приходит к трагической развязке. Любовный фронт терпит неудачу. Но судьбу нужно благодарить за то, что ему выпадает счастье, хоть и призрачное. Полная гармония героя с собой — вот доказательство, что роман пропитан сентиментализмом.
Анализ произведения Белые ночи Достоевского
Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» является прекрасным образцом сентиментального романа. Так о ней отзывался и сам автор. Действительно, отличительной чертой таких романов является смещения акцента с действий героев на их чувства и переживания. Так и «Белые ночи» показывают читателю персонажей, которые предпочитают действиям размышления и чувства.
Основные персонажи это Мечтатель и Настенька. Они случайно находят родственную душу в огромном городе. Оба они довольно необычны. Герои принадлежат к такому типу людей, которые предпочитают больше размышлять, даже о несуществующих вещах, чем взаимодействовать с внешним миром. Именно поэтому они кажутся такими оторванными от жизни, витающими в облаках. Для них фантазии гораздо важнее, потому что они в несколько сотен раз ярче, чем их обыденная жизнь.
Им очень сложно найти себе друга из-за этой особенности. Но Достоевский не осуждает эту их черту. Наоборот, мечтательность становится их положительной характеристикой. Именно такие люди способны разглядеть что-то новое и прекрасное, поскольку обыденные радости для них чужды. Именно поэтому Мечтатель не воспринимает свою неразделенную любовь к Настеньке, как нечто плохое. Он рад, что в его жизни были те минуты радости, которые ему подарила девушка. Ведь каждый человек сам выбирает, как ему оценивать происходящее. А от этой оценки зависит и его эмоциональное состояние.
В повести есть и третий главный герой – Петербург. Сложно представить, что подобная история могла произойти в другом месте. Северная столица выступает не только локацией, она является другом героя. Шумный город со своим многочисленным разношерстным населением и замысловатой архитектурой подпитывает натуру Мечтателя, подавая ему все новые темы для размышлений.
Интересно автором использована и подача времени суток. Действия почти во всех главах разворачивается ночью, оправдывая название повести. Ведь ночь это самое благоприятное время для раздумий и мечтаний. А последняя глава описывает утро. Здесь происходит развязка. Также как утро знаменует окончание темноты, разрушая ночные грезы. А в жизни героев заканчивается их недолгое общение, как заканчивается сон.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи
Популярные сегодня темы
Совсем-совсем скоро весь мир будет поздравлять всех мам, сестренок, любимых бабушек, педагогов и просто знакомых подруг с прекрасным весенним днем 8 марта!
В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.
Рассказ описывает Россию в те времена, когда действовало крепостное право. Мальчик Митька Мышкин был крепостным и жил в деревне Закопанка. Хозяева решили продать несколько семей крепостных, в том числе семью Митьки
Я живу в замечательной стране, называется она Россия. Наша страна самая большая на планете по территории. Путешествуя по ней, можно любоваться бескрайними полями и зеленью лесов.
Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения пронизаны искренними и дружелюбными чувствами
Источник
Тема любви в повести Достоевского Белые ночи
Ф. М. Достоевский в своей повести «Белые ночи» показывает читателю, что любовь может выглядеть странной, безответной, сумасшедшей, слепой, глупой, но несмотря на это, всегда – счастливой.
Главного героя автор, специально не дав ему имя, называет — «Мечтатель». С одной стороны это показывает, что главный герой наивно поверил в сказку и обманулся, а с другой стороны – он добрый романтик, способный сделать счастливой любую девушку.
Достоевский показывает развитие отношений между девушкой Настенькой и Мечтателем. Отношения продлились всего четыре ночи. Автор подчеркивает, что пока оба главных героя были одинаково несчастны, одиноки, потеряны, оба тосковали – им друг с другом было хорошо. Они поддерживали друг друга, помогали, рассказывали друг другу личные и значительные для каждого из них вещи, они выглядели и вели себя – как пара.
Но все это длилось ровно до тех пор, пока Мечтатель, узнавший от Настеньки о ее бывшем возлюбленном – не предложил передать ему письмо от нее. У Настеньки появилась надежда, бывшая любовь снова ожила в ее сердце и едва начавшиеся теплые чувства к Мечтателю, побледнели.
Автор раскрывает чувства Настеньки как практически безответные, а ее «любимого человека» как эгоиста, которого Настенька почти не интересует. Мечтатель на его фоне выглядит гораздо привлекательнее, правильнее, добрее, внимательнее, заботливее. Но девушке нужен только тот, кого она любила год назад молодой «Жилец» их дома.
Даже в нарицательных именах, Достоевский распределяет их роли – один – Мечтатель – добрая натура с возвышенной душой и Жилец – довольно приземленный материалист, которому нужно крепко стоять на ногах, чтобы чувствовать себя счастливым и который, не поддается чувствам, а мыслит рационально и реалистично.
По-идее, такой возвышенной умной, тонкой девушке как она — нужен такой же, как она – интеллигент с тонкой душевной организацией. Но нет – она любит другого.
Автор демонстрирует, что Мечтатель почти сразу становится не интересен, что его роль в ее жизни становится незначительной, он нужен ей как будто только для того, чтобы передавать новости от того, кого она любит. Она сравнивает Мечтателя с Жильцом и все равно выбирает не его. Это – несправедливо, но Мечтатель добровольно соглашается на эту роль, потому, что сам успел полюбить.
Автор оставляет читателя самого решить как сложится дальнейшая судьба Настеньки – будет ли она несчастна с человеком, который вроде о ней даже не вспоминал или он наоборот – слишком любит ее и потому сомневаясь сможет ли сделать ее счастливой – не был рядом.
Он совершенно внезапно обрывает роман Мечтателя и Настеньки, который даже не успел толком завязаться – ради прошлых отношений. И кажется, именно потому, что он — на стороне Мечтателя – он разлучает его с девушкой.
«Но я вас насмешу, я расскажу вам, что несколько раз думал заговорить, так, запросто, с какой-нибудь аристократкой на улице,…сказать, что погибаю один, чтоб она не отгоняла меня, что нет средства узнать хоть какую-нибудь женщину; внушить ей, что даже в обязанностях женщины не отвергнуть робкой мольбы такого несчастного человека, как я.» — эти слова он говорит Настеньке в самом начале их знакомства.
Он всю жизнь искал идеал, он нашел его снова в этой простой, но чутко на все отзывающейся девушке. Возможно – он не был бы с ней счастлив, потому, что как бы ни была она хороша и духовно тонка, она все равно была достаточно приземлена, чтобы быть с ним рядом всегда, что бы ни случилось. Она – подходила как раз второму герою – Жильцу, его характер описан мало, но он также совестлив и думает о будущем, а увлекается искусством и высокими материями, ровно настолько, насколько это украшает жизнь.
Мечтатель – это артист, он увлекающаяся натура – он либо мог увлечься случайно другой, либо просто его бы не хватило на решение житейских проблем и возможно это прекрасно почувствовала Настенька. Но он ей нравился – возможно если бы Жилец не вернулся, она бы выбрала Мечтателя. Но опять же, выбрала бы, как девушка, которой нужно строить семью и жизнь, выходить замуж, больше умом, а не сердцем.
Достоевский в этой повести дает читателю понять, что любовь бывает и «братская», дружеская», что люди порой встречаются только для того, чтобы дать друг другу поддержку и разойтись. Спасти друг друга, потому, что никого рядом больше нет и строить долгосрочные отношения слишком долго, а спасти нужно немедленно.
Происходит какое-то внезапное «любовное сдруживание», когда кажется, знаешь человека всю жизнь. Мечтатель и Настенька спасли друг друга в каком-то смысле, в нужную минуту оказались рядом. Они признаются в этом друг другу:
«Ох, Настенька, Настенька! знаете ли, как надолго вы помирили меня с самим собою? знаете ли, что уже я теперь не буду о себе думать так худо, как думал в иные минуты?»
«Благодарю! да! благодарю вас за эту любовь…я вечно буду помнить тот миг, когда вы так братски открыли мне свое сердце и так великодушно приняли в дар мое, убитое, чтоб его беречь, лелеять, вылечить его…»
В конце Мечтатель говорит Настеньке, что: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу! Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»
Восточная мудрость гласит, что «все люди встречающиеся нам на пусти – наши учителя и врачи и они с нами до тех пор, пока мы и они – что-то можем дать друг другу и научить друг друга чему-то. Как только и мы и они – выполняют свою задачу полностью – судьба разводит людей».
Что-то вроде этого и случилось здесь. Мечтатель спас Настеньку от пьяного, а затем поддержал морально, воскресил ее разбитое сердце и дал ему надежду. Настенька – дала Мечтателю жизненные ориентиры, словно сестра показала путь в реальную жизнь, поддержала и дала понять, что он не безнадежен, что он тоже достоин любви.
И то, что они разошлись – не значит, что они не будут общаться как друзья, Автор дает на это надежду. Любовь – бывает разной, но она всегда прекрасна, в чем бы она не выражалась и как бы мало не длилась.
Источник
Анализ повести Достоевского «Белые ночи»
Автор: Guru · Опубликовано 23.06.2017 · Обновлено 08.10.2017
Жанровое и тематическое своеобразие «Белых ночей»
Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.
Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.
Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?
Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?
В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.
Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?
Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.
Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.
Образ Петербурга в повести «Белые ночи»
Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.
Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.
Языковые особенности в произведении
Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.
Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.
Образ Настеньки в романе «Белые ночи»
Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.
Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»
Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.
В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.
Темы в романе «Белые ночи»
Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.
Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.
Идея «Белых ночей» Достоевского
Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую. » В этой фразе и заключается идея произведения. Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.
В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?
Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.
Источник