- Психологический портрет Бедной Лизы
- М. Н. Карамзин «Бедная Лиза»: характеристика героев
- Характеристика героев
- Эраст
- Мать Лизы
- Рассказчик
- Отец Лизы
- Пастух
- Слуга Эраста
- Пожилая вдова
- Добрая женщина
- Анюта
- Лиза и Эраст — сравнительная характеристика героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
- Происхождение, социальное положение, воспитание, возраст
- Смысл имён героев
- Портрет: описание внешности, речевая характеристика
- Взаимоотношения Лизы и Эраста
- Характер и поступки Лизы и Эраста
- Отношение автора к Эрасту и Лизе
- Сравнительная характеристика Лизы и Эраста (таблица)
- Вывод
Психологический портрет Бедной Лизы
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и изданная отдельной книгой в 1796-м, относится к очень популярному в то время жанру сентиментальной прозы. Эта повесть прочно закрепила за Карамзиным репутацию серьезного и популярного литератора. Читатели приняли повесть восторженно, а коллеги-писатели сравнивали это произведение со «Страданиями юного Вертера» Гете, отмечая, что художественная ценность обоих произведений практически одинакова.
Новаторство Карамзина в «Бедной Лизе»
Сам по себе сюжет «Бедной Лизы» нельзя назвать оригинальным: произведений, где в основе повествования — история несчастной любви бедной девушки и юноши или мужчины из богатой семьи, можно найти немало в литературе разных стран. Причем, произведения с таким сюжетом писались как до повести Карамзина, так и после нее. Например, к такому сюжету не единожды прибегал Пушкин («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
Однако отсутствие оригинального сюжета не помешало повести Карамзина стать и шедевром русского сентиментализма, и сразу после выхода в свет завоевать читательские симпатии.
«Бедная Лиза» — произведение, новаторское во многих аспектах. И в значительной степени новаторство автора проявляется в раскрытии образа главной героини — крестьянки Лизы. Карамзин в противовес господствовавшему во время написания повести классицизму, раскрывая образ главной героини, делает упор не на рассудочности и морализаторстве, как многие авторы того времени, а на чувственности.
Характер Лизы — это средоточие самых добрых нежных и благородных качеств . И автор мастерски иллюстрирует это не длинными монологами или пространными описаниями, а небольшими эпизодами. Например, Лиза отказывается брать за продаваемые ею ландыши большую сумму, чем она просит за цветы.
Лиза поразительно трудолюбива . После смерти отца на ее попечении осталась больная мать, и девушка, чтоб содержать ее и себя, не боится никакой работы: занимается ткачеством, вязанием, собирает для продажи цветы и ягоды. Причем, делает все предельно старательно: сработанные ее руками вещи красивые, прочные и долговечные.
Окружающий мир, как часть психологического портрета персонажей
У Карамзина Лиза — крестьянка, но исследователи творчества писателя отмечают, что социальное происхождение в данном случае — категория весьма условная. В большей степени Лиза, как и ее мать — представители непривилегированного сословия, которым принятые в обществе нормы мешают жить так, как они этого достойны. И литератор, чтоб подчеркнуть разительный контраст между моральной чистотой, высочайшей духовностью этой семьи и трагическим несовершенством мира, в котором живут люди, использует описание природы в местности, где проживают Лиза и ее мать. Красивая дубовая роща, величественный Симонов монастырь, непременные в сентиментальной прозе пастухи противостоят вызывающему отторжение описанию большого города, который и как бы современная Карамзину Москва, и в то же время это — некое условное гнездо порока и вопиющего несовершенства.
Природа как «зеркало» внутреннего мира Лизы
Новаторство Николая Карамзина в «Бедной Лизе» проявляется еще и в очень смелом для русской сентиментальной прозы использовании такого художественного проема, как антропоцентричность природы. Когда у главной героини в душе — мир, лад и покой, то и окружающая природа идиллична под стать состоянию Лизы. Когда же в произведении наступает поворотный момент — в сцене прощания Лизы и Эраста, когда он говорит ей, что якобы уходит на войну, — влюбленные расстаются в алом свете утренней зари. Так автор гениально и мастерски дает понять читателю, что эта сцена уже сама по себе предвещает что-то очень недоброе.
Но в куда большей степени раскрывает психологическое состояние Лизы описание пруда, возле которого обычно встречаются Лиза и Эраст. Когда отношения молодых людей светлы и безоблачны, пруд и растущие рядом с ним древние дубы — часть умиляющей идиллической картины. Но как только любовь разрушена, как только Лиза понимает, что была жестоко обманута, мысленному взору читателя предстает совсем другой пруд. Тогда невольно вспоминается одно из первых описаний пруда, а именно — одна из его характеристик — глубокий. И в этом кратком описании проявляется суть антропоцентричности природы в «Бедной Лизе». Уже зная, каким будет финал жизни Лизы, читатель понимает, что упоминание о глубине пруда было не случайным. Оно — как бы намек, что Лиза — из тех людей, у которых, как много позже напишет Зинаида Гиппиус, «любовь одна, как смерть одна». То есть, девушка способна любить беззаветно, жертвенно, самозабвенно. Но — только один раз. Лиза — максималистка. Для нее обман убийственен, предательство смерти подобно. И ее забыть его, как того просил Эраст во время их последней встречи, когда он рассказал о своей женитьбе, Лиза, конечно же, не могла. Не могла продать свои чувства за предложенные в качестве компенсации сто рублей (кстати, очень большая сумма по тем временам).
Потому финал вполне закономерен не только для сентиментальной прозы, но и для конкретных художественных обстоятельств, созданных Карамзиным. Автор любит и жалеет свою героиню. И подтверждение тому — он в качестве места ее упокоения выбирает не хоть и кладбище (это невозможно для самоубийцы), но красивое место, а на могиле Лизы стоит крест. Как символ того креста, который она честно несла всю свою короткую жизнь.
Источник
М. Н. Карамзин «Бедная Лиза»: характеристика героев
Характеристика героев
Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был кормильцем семьи. После его смерти они с матерью быстро обеднели. Мать Лизы была доброй, чувствительной старушкой, но уже неспособной на работу. Поэтому Лиза бралась за любую работу и трудилась, не щадя себя. Она и холсты ткала, и чулки вязала, собирала ягоды и цветы, а затем продавала в городе. Основные черты характера Лизы – это чувствительность, наивность, непорочность и умение преданно любить. В людях она видит только хорошее, хотя мать ее предупреждала, что встречаются и «злые» люди, которые могут и обидеть.
Однажды, продавая цветы в Москве, она познакомилась с молодым богатым дворянином, который просил впредь продавать свою продукцию только ему. Мать Лизы такая новость обрадовала, ведь дочери не придется больше так часто ездить в город. Новоиспеченный знакомый Лизы по имени Эраст начинает часто навещать девушку и молодые люди влюбляются. Они часто встречаются и гуляют у пруда. Однако Эраст впоследствии предает Лизу. Сказав, что уходит на службу, он больше не возвращается к ней. Во время службы он много играл в карты и проиграл все состояние. В результате ему пришлось жениться на богатой вдове. Сердце Лизы не выдержало такой новости, и девушка утопилась в глубоком пруду.
После ее смерти к могиле девушки стали приходить и другие несчастные в любви девушки. Эраст до конца жизни был несчастен и считал себя виновным в смерти Лизы.
Эраст
Эраст – один из главных героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза», молодой, привлекательный и довольно богатый дворянин с добрым сердцем и изрядным разумом. К недостаткам Эраста относятся легкомыслие, ветреность и слабоволие. Он ведет неправильный образ жизни, много играет в азартные игры, по-светски развращен, быстро увлекается и также быстро разочаровывается девушками. Он все время находится в поиске и пытается «сменить обстановку». После встречи с Лизой, ему кажется, что он, наконец, нашел любовь всей жизни, символ непорочности и чистоты. Эраст влюбляется в нее и проводит с ней почти каждый день. Когда к Лизе сватается сын какого-то зажиточного крестьянина, он отговаривает девушку от этого брака, обещая забрать ее к себе навсегда.
Потеряв интерес к Лизе, он начинает избегать ее, а однажды и вовсе сообщает, что уходит служить в армию. Во время службы Эраст часто играл в карты и проиграл все состояние. В результате для него остается только один известный выход – жениться на богатой вдове, которая давно с ним флиртует. К Лизе он так и не вернулся, не хватило смелости признаться в предательстве. Узнав новость о предстоящей свадьбе Эраста, сердце девушки не выдержало, и Лиза прыгнула в глубокий пруд.
Эраст же до конца жизни был несчастен и понимал, что он виновен в ее смерти. Образ этого героя автор связывает с «большим» городом, развращающим и уничтожающим в человеке все «естественное».
Мать Лизы
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» особого внимания заслуживает старушка-мать Лизы. Это добрая, заботливая и чувствительная женщина, проживающая в деревне недалеко от Москвы. После смерти мужа, который был главным кормильцем семьи, они с дочерью быстро обеднели. Здоровье ей не позволяло много трудиться, да и видела она уже плохо. Для того чтобы заработать себе и матери на хлеб, Лиза бралась за любую работу. Она по натуре была очень благодарной и доброй дочерью. Зная это, мать ее часто предостерегала от «злых» людей и просила держаться подальше от города, так как видела в нем источник развращенности. Когда Лиза познакомила ее с Эрастом, молодой человек ей очень понравился и показался любезным. Но более всего ей понравилось то, что он предлагал Лизе больше не ездить каждый день в город, так как он мог сам приезжать и забирать у них всю ее работу.
Можно сделать вывод, что для этой женщины на первом месте было счастье и комфорт ее дочери. Она даже хотела выдать Лизу за сына богатого крестьянина, однако та не согласилась, так как уже встречалась с Эрастом. Об этих свиданиях старушка-мать ничего не знала, иначе вовремя предостерегла бы дочь от опрометчивых поступков. Когда Эраст предал Лизу и помолвился с другой ради денег, доброе сердце девушки не выдержало. Она утопилась в пруду, у которого раньше гуляла с возлюбленным. Узнав о трагической гибели дочери, мать Лизы тут же скончалась от удара и ветхая хижина опустела.
Рассказчик
Автор, кто поведал нам эту повесть, знакомый Эраста. Именно от него он узнал эту историю и все её подробности. После повествования Эраст даже отвёл автора на могилку Лизы.
Отец Лизы
Эпизодический персонаж, был зажиточным и трудолюбивым поселянином, никогда не пил алкоголь. После его смерти его жена и дочь быстро стали испытывать нужду.
Пастух
Эпизодический персонаж, молодой человек, который прогонял мимо Лизы своё стадо. Вместо него, Лиза представляла своего возлюбленного Эраста.
Слуга Эраста
Эпизодический персонаж, вывел со двора Лизу, после того, как Эраст сказал ей, что он женится.
Пожилая вдова
Эпизодический персонаж, богатая, но пожилая невеста Эраста, на которой он вынужден жениться, так как проиграл в карты всё своё имение.
Добрая женщина
Эпизодический персонаж, случайная женщина, которая привела в чувство Лизу и помогла ей подняться, после того, как та упала в обморок, выйдя от Эраста.
Анюта
Эпизодический персонаж, пятнадцатилетняя девушка, соседка Лизы, которую она случайно встретила около пруда. Отдав ей деньги и попросив их передать матери, а также поцеловать её и объяснить, что Лизу предали и жить она больше не может.
Источник
Лиза и Эраст — сравнительная характеристика героев повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»
Происхождение, социальное положение, воспитание, возраст
Эраст принадлежит к дворянскому сословию. Сколько лет герою, автор не сообщает, но из текста можно понять, что этот молодой человек постарше Лизы, которая в 17 лет продаёт ландыши в Москве и впервые встречает там Эраста.
Главная героиня повести принадлежит к крестьянскому сословию. Слово «бедная» в названии повести означает и то, что судьба Лизы трагична, и то, что эта девушка — бедная крестьянка. Когда ей было 15 лет, умер её отец, девочка и её мать обеднели. Лиза была воспитана трудолюбивыми родителями. Когда мать от горя, что потеряла мужа, становилась всё слабее, девушка стала неутомимо трудиться, чтобы прокормить и себя, и мать. Чтению и письму Лиза не была обучена.
Эраст, очевидно, получил воспитание и образование, типичное для дворянских детей. Он был довольно разумен, любил читать романы. Богатство позволяло ему вести беззаботную светскую жизнь.
Смысл имён героев
Портрет: описание внешности, речевая характеристика
Автор даёт такую оценку внешности Лизы — прекрасная девушка редкой красоты, голубоглазая и светловолосая. Авторская оценка внешности Эраста такова: «молодой, хорошо одетый человек, приятного вида».
Речь Эраста была красива, и даже мысли свои он облекал красивыми фразами, например: «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям».
Лиза, хоть и неграмотна, говорит так, как будто эта крестьянка воспитывалась в пансионе благородных девиц. В этом автор отступил от правды — в мужицкой среде так не говорили.
Взаимоотношения Лизы и Эраста
История любви Лизы и Эраста началась в Москве. Когда Лиза впервые встречает Эраста, она продаёт на улице ландыши. Молодой человек предложил ей за цветы рубль, но она взяла за них только 5 копеек, сказав: «Мне не надобно лишнего». Это, а также красота девушки произвели на молодого человека приятное впечатление, и он сказал, что желал бы, чтобы она рвала цветы только для него. Узнав, где она живёт, молодой человек расстался с ней. Через день он пришёл к дому девушки, познакомился с её матерью Лизы. Эраст предстал перед нею учтивым, приятным, вежливым господином. «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!» — сказала старушка дочери. Но девушка не могла быть женою Эраста, и мать, и дочь это прекрасно понимали, ведь он барин, а она крестьянка.
Отношения Лизы и Эраста развивались очень быстро. На следующее утро, сидя на берегу Москвы-реки, девушка увидела в лодке Эраста. Он выскочил на берег, взял её за руку, поцеловал, признался ей в любви и узнал, что она его тоже любит.
Эраст действительно любил Лизу за её красоту, непорочность, невинность, и чувство его было искренним. А любовь Лизы к Эрасту можно охарактеризовать как обожание. Она не понимала, как могла раньше, не зная его, жить весело и спокойно.
Эраст называл Лизу своей пастушкой и восхищался её красотой и добрым сердцем. Молодой человек обещал своей любимой, что после смерти её матери будет жить с ней в деревне неразлучно. «Однако же тебе нельзя быть моим мужем!» — со вздохом сказала девушка. Но Эраст убедил её, что ему неважно, что она крестьянка, что ему важнее всего её «чувствительная, невинная душа».
После того, как они вступили в близкие отношения, Лиза уже не стала для своего любимого «ангелом непорочности». Девушка боялась потерять его любовь, чувствуя изменение его отношения к ней.
Эраст и Лиза расстались, потому что полк, в котором молодой человек служил, пошёл в военный поход. Эрасту пришлось покинуть Лизу. В армии он проиграл в карты своё состояние и задолжал товарищам много денег. Чтобы поправить свои дела, он решил жениться на богатой пожилой вдове.
Последняя встреча Эраста и Лизы произошла, как и первая, в Москве. Случайно девушка увидела в карете своего любимого, а когда он вышел из кареты, бросилась его обнимать. Молодой человек сообщил ей, что обстоятельства изменились, что он помолвлен с другой, а Лиза должна его забыть. Эраст дал Лизе 100 рублей, пожелал «всякого добра» и велел слуге проводить её со двора.
Характер и поступки Лизы и Эраста
Лиза привлекла Эраста не только своей красотой, но и мягким характером, нежностью, невинностью и доверчивостью. Ему нравилось её трудолюбие и нежное отношение к старой матери. Он был тронут верностью девушки, тем, что она отказалась выйти замуж за сына зажиточного крестьянина из соседней деревни.
Девушка нежно любила родителей. Когда отец умер, она долго была безутешна, но скрывала свою печаль от матери, которая от горя стала слабеть и заболела. Чтобы прокормить мать и себя, Лиза трудилась не покладая рук.
Когда она хотела, не выдержав разлуки с любимым, бежать за его войском, чтобы быть рядом с Эрастом, её остановила мысль о беспомощной матери.
Решив после измены любимого лишить себя жизни, девушка передала через подружку Анюту матери 100 рублей, которые дал ей Эраст.
Главного героя повести назвать злодеем нельзя. Лизу привлекли такие качества Эраста как доброта, приятное обращение. «У него такое доброе лицо, такой голос…» — говорит она матери.
У юноши чувствительная натура. Эраст читает книги, описывающие идиллическую жизнь людей на природе, где они проводили жизнь в счастливой праздности.
В Лизу он влюбился искренне, ради неё перестал бывать в свете. Он не собирался соблазнять любимую, не хотел причинять ей горя, а желал жить с ней «как брат с сестрой». Но Эраст был слабым, ветреным, легкомысленным человеком и, поддавшись страсти, вступил с девушкой в близкие отношения, а затем, расставшись с ней, сделал её несчастной.
Ветреность героя проявилась и в том, что он проиграл своё имение в карты. Чтобы поправить свои дела, Эраст решил жениться на богатой вдове. Он сожалел, что ему пришлось разлучиться с любимой девушкой, а узнав о её гибели, стал считать себя её убийцей. В дальнейшем жизнь Эраста сложилась несчастливо, он не мог забыть прекрасную крестьянку до конца своих дней.
Отношение автора к Эрасту и Лизе
Повествование в повести ведётся от первого лица. Читатель чувствует, что автор относится к Эрасту и Лизе с сочувствием. Он грустит о трагической судьбе бедной девушки, но не считает Эраста «коварным соблазнителем». Карамзин показывает, что этот герой был искренен в своих клятвах. Эраст обещал Лизе после смерти её матери жить с любимой «в деревне и в дремучих лесах, как в раю», но впоследствии обманул её. Герой был не только виновником трагедии, но и жертвой своего пылкого воображения. Поэтому автор не считает себя вправе вершить над своим героем суд, он знает, что тот мучается из-за гибели Лизы.
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста (таблица)
Сравнительные параметры | Лиза | Эраст |
Происхождение | Родилась в крестьянской семье. | Принадлежит к дворянскому сословию. |
Возраст | Её знакомство с Эрастом произошло, когда девушке было 17 лет. | Молод, но его точный возраст автор не указал. |
Портрет: внешность, речь | Красивая девушка с голубыми глазами и светлыми волосами. | Приятного вида и хорошо одетый молодой человек. |
Отношение героев друг к другу | Очень трудолюбива, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». | Богатый Эраст не трудится, даже офицерскую службу несёт так, что не сражается с врагами, а убивает время игрой в карты. Образ Эраста открывает в русской литературе галерею «лишних людей», праздных богатых бездельников. |
Положительные черты характера | Заботливость, доброта, рассудительность, искренность, верность любимому. | Доброта, искренность. |
Отрицательные черты характера | Излишняя доверчивость и излишняя наивность. | Ветреность, легкомыслие, эгоистичность. |
Поступки, раскрывающие характер | Много трудится, заботится о матери. Влюбившись, забыла свою рассудительность и слишком доверилась любимому. Не согласилась выйти замуж не по любви, сохранив верность Эрасту. | Вёл светскую жизнь, думал только об удовольствиях, искал их в светских забавах. Пресытившись ими и встретив Лизу, подумал, что в ней нашёл то, к чему давно стремилось его сердце. Охладев к девушке и проиграв в карты своё имение, решает жениться на богатой вдове. После гибели Лизы считает себя виновным и осознаёт, что эта бедная девушка была его настоящей любовью. |
Вывод
В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» история любви Лизы и Эраста заканчивается трагически. В этом произведении автор впервые в русской литературе сказал о том, что не только люди из высшего общества, но «и крестьянки любить умеют». Из этого следует, что, если такое высокое чувство доступно всем, значит, все люди равны. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста показывает, что нравственные ценности крестьянки выше нравственных ценностей аристократа, пресыщенного светской жизнью и развращённого бездельем.
Сравнительная характеристика Лизы и Эраста может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Источник