Базой мышления является чувственный опыт

Базой мышления является чувственный опыт

Выберите верные суждения о мышлении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.

2) Объективной материальной формой мышления является язык.

3) Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

4) Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

5) Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер. Да, верно.

2) Объективной материальной формой мышления является язык. Да, верно.

3) Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Да, верно.

4) Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Нет, неверно, здесь описан анализ.

5) Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Нет, неверно, здесь дана характеристика наглядно-действенного мышления; наглядно-образное мышление характеризуется совокупностью способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Источник

Базой мышления является чувственный опыт

Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.

2) Объективной материальной формой мышления является язык.

3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.

4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.

5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.

Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира (изобретения).

1) наглядно-образное, абстактно-логическое, предметно-действенное;

2) теоретическое (познание мира), практическое (постановка целей, выработка планов);

3) логическое, интуитивное, репродуктивное (воспроизводство), продуктивное (творчество).

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер — да, верно.

2) Объективной материальной формой мышления является язык — да, верно.

3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему — нет, неверно.

4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны — нет, неверно.

5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения — да, верно.

Источник

Базой мышления является чувственный опыт

Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.

2) Объективной материальной формой мышления является язык.

3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему.

4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны.

5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения.

Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Роль мышления: позволяет познать окружающий мир, развивает способность к творчеству, целеполагание, накопление опыта, развитие способностей человека, преобразование окружающего мира (изобретения).

1) наглядно-образное, абстактно-логическое, предметно-действенное;

2) теоретическое (познание мира), практическое (постановка целей, выработка планов);

3) логическое, интуитивное, репродуктивное (воспроизводство), продуктивное (творчество).

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер — да, верно.

2) Объективной материальной формой мышления является язык — да, верно.

3) Дедукция – это логическое умозаключение от частного к общему — нет, неверно.

4) Синтез как приём мышления есть разложение предмета на составляющие его части и стороны — нет, неверно.

5) Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения — да, верно.

У меня вопрос относительно первого суждения.

Разве мышление носит опосредованный характер? По-моему, мышление сугубо индивидуальный процесс, носящий индивидуальный характер.

Индивидуальность, не исключает опосредованность.

Категорически не согласен с ответом! Тут все варианты подходят!

де­дук­ция — это умо­за­клю­че­ние от об­ще­го к част­но­му.

а почему синтез не подходит?

Здесь определение анализа. Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Полагаю, что 5-ый пункт ошибочно помечен верным. Например, можно мыслить исключительно м помощью абстрагирования.

Нет, нельзя, вам все равно будет необходимо сравнение.

Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания.

3) Мышление человека тесно связано с речью.

4) Мышление имеет исключительно коллективный характер.

5) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления.

1) Мышление характеризуется способностью человека рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Да, верно, это логические операция, которые человек осуществляет при помощи мышления.

2) Мышление позволяет получать знания, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственном этапе познания. Да, верно, это рациональный уровень познания.

3) Мышление человека тесно связано с речью. Да, верно, речь это способ вербализации мыслей.

4) Мышление имеет исключительно коллективный характер. Нет, неверно, еще индивидуальный.

5) Анализ как операция мышления предполагает прежде всего выделение одной отличительной стороны свойства предмета или явления. Нет, неверно, это характерная черта абстрагирования.

Выберите верные суждения о мышлении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер.

2) Объективной материальной формой мышления является язык.

3) Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

4) Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

5) Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

1) Особенностью мышления является его опосредованный характер. Да, верно.

2) Объективной материальной формой мышления является язык. Да, верно.

3) Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Да, верно.

4) Синтез — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Нет, неверно, здесь описан анализ.

5) Наглядно-образное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Нет, неверно, здесь дана характеристика наглядно-действенного мышления; наглядно-образное мышление характеризуется совокупностью способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мышление»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления;

− одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о результатах процесса мышления, опирающейся на знания курса, например: Результатами процесса мышления могут быть выработанные обобщения (житейские, научные, философские), понимание проблемы или ситуации (как на обыденном, так и на научном уровне), вывод на основании рассуждения, план (проект) действий и др.;

Читайте также:  Поспеши восхититься человеком ибо упустишь радость

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка, например: Язык позволяет фиксировать, сохранять и передавать результаты мыслительной деятельности.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов. Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при

оценивании

Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «мышление»;

2) составьте два предложения:

− одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления;

− одно предложение, раскрывающее сущность любой из этих операций (приёмов).

Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: мышление — способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность любой из операций (приёмов) мышления, например: Анализ — это мысленное разложение предмета на составляющие его части, элементы.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность любой из операций (приёмов) мышления.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Укажите, чем, по мнению автора, отличается сознание (мышление) человека, по сравнению с психикой животных?

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

. Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие характеристики целеполагания:

— появление сознательных целей;

— способность анализировать ситуацию;

— способность раскрывать причинно-следственные связи.

2) Объяснен смысл понятия, например:

— деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Укажите, какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе сделан правильный выбор из двух понятий:

— деятельность человека целенаправленна, а активность животного целесообразна.

2) В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным, а к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»:

— поведение животных направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием;

— деятельность человека предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность.

3) Приведен пример:

— Иван, прежде чем построить дом, продумывает его планировку, необходимые материалы, инструменты, только потом начинает строить, следуя разработанному плану.

Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей. (Всего укажите не менее двух аспектов значения)

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе приводятся слова автора:

— способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению.

2) Раскрыто два аспекта значения языка:

— речь является важнейшим инструментом коммуникации;

— речь позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели;

— в результате использования речи совместная деятельность становится гораздо эффективнее.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как:

— способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

— наличие у человека абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Деятельность и мышление». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

При анализе ответа учитывается:

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

– наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

– корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие деятельность.

2. Структура деятельности:

3. Виды деятельности:

а) игра, учение, труд, общение;

б) духовная, практическая (материальная) и др.

4. Мотивы деятельности:

в) убеждения и т.д.

а) сознательный характер;

б) преобразовательный характер;

в) орудийный характер и т.д.

6. Понятие и виды мышления:

7. Взаимосвязь мышления и деятельности:

а) мышление как основа рационального познания;

б) мышление и речь и т.д.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

Наличие любых двух из 2—6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Читайте также:  Чувство жалости при разводе

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Анализ, синтез, мышление, суждение, умозаключение.

Мышление — обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Анализ —метод научного исследования путём рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.

Синтез — метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

Суждение — форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо

Умозаключение — форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово.

Анализ, синтез, суждение, умозаключение, мышление.

Все это относится к мышлению.

Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей

Б) направленность на практически полезный результат – различные блага

В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности

Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе

Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности

3) учение

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей — труд.

Б) направленность на практически полезный результат – различные блага — труд.

В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности — учение.

Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе — игра.

Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности — учение.

Д — труд, а не учеба

Вы не правы, в труде средства направлены в основном на изменение объекта действительности.

Блин, «Д». Не вчитался внимательно. Отнёс в итоге к труду.

Совет, тем, кто так же по-глупости ошибся — читайте всегда внимательно на самом ЕГЭ )

Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет сознательный характер.

2) К основным видам деятельности относят образование, мышление и производство.

3) В процессе деятельности человек преобразует себя и окружающий мир.

4) Цель — это сознательное представление о результате деятельности.

5) Цель и результат деятельности всегда совпадают.

1) Деятельность человека имеет сознательный характер. Да, верно, это ее ключевой признак.

2) К основным видам деятельности относят образование, мышление и производство. Нет, неверно, к ним относят игру, учение, труд, общение.

3) В процессе деятельности человек преобразует себя и окружающий мир. Да, верно, преобразующий характер — ключевой признак деятельности.

4) Цель — это сознательное представление о результате деятельности. Да, верно, это осознаваемый и предвосхищаемый образ результата деятельности.

5) Цель и результат деятельности всегда совпадают. Нет, неверно, результат может быть отрицательный (неудачный).

Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

. Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Укажите, чем, по мнению автора, отличается сознание (мышление) человека, по сравнению с психикой животных?

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как:

— способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

— наличие у человека абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий

Укажите, какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе сделан правильный выбор из двух понятий:

— деятельность человека целенаправленна, а активность животного целесообразна.

2) В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным, а к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»:

— поведение животных направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием;

— деятельность человека предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность.

3) Приведен пример:

— Иван, прежде чем построить дом, продумывает его планировку, необходимые материалы, инструменты, только потом начинает строить, следуя разработанному плану.

Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей. (Всего укажите не менее двух аспектов значения)

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе приводятся слова автора:

— способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению.

2) Раскрыто два аспекта значения языка:

— речь является важнейшим инструментом коммуникации;

— речь позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели;

— в результате использования речи совместная деятельность становится гораздо эффективнее.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие характеристики целеполагания:

— появление сознательных целей;

— способность анализировать ситуацию;

— способность раскрывать причинно-следственные связи.

2) Объяснен смысл понятия, например:

— деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) направленность на практически полезный результат

Б) формирование знаний и умений, развитие мышления

В) побудительный мотив деятельности заключается не в её результате, а в самом процессе деятельности

Г) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельности

Д) особенностью деятельности является условная ситуация

3) учение

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Труд отличает нацеленность на получение практически полезного результата.

Игра отличает условность и то что мотивом часто бывает не результат, а сама деятельность.

Учение формирует знания и меняет самого человека.

Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей. (Всего укажите не менее двух аспектов значения)

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Как и активность животных, деятельность представляет собой информационно направленный процесс, предполагающий способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.

Сознание человека основано на способности к словесно-логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического» — наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

. Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т. е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т. е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Укажите, чем, по мнению автора, отличается сознание (мышление) человека, по сравнению с психикой животных?

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть названы такие черты, сближающие поведение животных и деятельность человека, как:

— способность ориентироваться в среде — воспринимать значимые сообщения, перерабатывать их в командные коды поведения, которые вызывают, направляют и контролируют физическую реакцию системы.

— наличие у человека абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий

Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики. Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе могут быть указаны следующие характеристики целеполагания:

— появление сознательных целей;

— способность анализировать ситуацию;

— способность раскрывать причинно-следственные связи.

2) Объяснен смысл понятия, например:

— деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Укажите, какое из двух понятий — целенаправленность и целесообразность — следует отнести к деятельности человека, а какое к активности животного? Обоснуйте свой ответ, опираясь на данный текст, а также знания из курса обществоведения. Приведите конкретный пример, который бы доказывал Ваше рассуждение в отношении деятельности человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе сделан правильный выбор из двух понятий:

— деятельность человека целенаправленна, а активность животного целесообразна.

2) В ответе объясняется, почему поведение животных следует считать целесообразным, а к деятельности человека применимо понятие «целенаправленность»:

— поведение животных направляется непосредственно потребностями без предварительной обработки внешних воздействий сознанием;

— деятельность человека предваряет созданный сознанием идеальный образ желаемого результата, на достижение этого результата и направлена деятельность.

3) Приведен пример:

— Иван, прежде чем построить дом, продумывает его планировку, необходимые материалы, инструменты, только потом начинает строить, следуя разработанному плану.

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «деятельность».

(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

Деятельноть — это способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в сознательном преобразовании и подчинении его целям человека.

Содержание верного ответа(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

1) В ответе приводятся слова автора:

— способность к словесно-логическому, «вербальному» мышлению.

2) Раскрыто два аспекта значения языка:

— речь является важнейшим инструментом коммуникации;

— речь позволяет выразить и сделать понятными для всех участников деятельности ее правила и цели;

— в результате использования речи совместная деятельность становится гораздо эффективнее.

Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной автором мысли о том, что человек представляет собой «микрокосм социальности».

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Конечно, утверждение о том, что вне сознания нет и не может быть деятельности, осуществляемой человеком как социокультурным субъектом, нуждается в серьёзных уточнениях. В самом деле, «композитивный» характер социального действия, осуществляемого в соответствии с законами физики и биологии, а не вопреки им, заставляет нас учитывать теснейшую связь, а зачастую и взаимопроникновение, между собственными социальными и природными измерениями деятельности.

В этом плане целенаправленная деятельность, свойственная людям, не исключает наличия у них набора регуляторов поведения альтернативных сознанию. В действительности деятельность содержит в себе признаки не только простейшего физического процесса, но и приспособительного поведения животных, активности не в её родовом, а в сугубо биологическом понимании.

В этом нет ничего удивительного, если вспомнить, что деятельность осуществляется людьми, каждый из которых представляет собой не только «микрокосм социальности», но и живой организм, наделённый как «витальными» потребностями животного, так и рефлекторными программами поведения – не только условными, но и безусловными. Человеческого младенца, только появившегося из утробы матери, никто не учит дышать, кричать или сосать грудь; вполне взрослые люди отдергивают руку от огня или инстинктивно сохраняют равновесие, ничуть не задумываясь над необходимостью или последовательностью предпринимаемых усилий.

Велик соблазн заявить, что подобные рефлекторные программы поведения отвечают лишь за внутренние и внешние реакции нашего «тела», и никак не вмешиваются в собственно деятельность, т. е. поведение людей как социальных существ. Однако подобное заявление едва ли соответствует истине, поскольку значимые социокультурные реакции человека вызываются отнюдь не только логическими расчётами и планами.

Мало того, что система человеческого сознания включает в себя совокупность эмоциональных процессов, сопровождающих и существенно влияющих на целеполагание. Следует признать, что необходимым внутренним компонентом человеческого сознания является обширная сфера так называемых бессознательных импульсов, без учёта которых картина социального поведения человека будет явно неполной.

На языке психологии поведенческие реакции, в которых отсутствует сознательная регуляция и контроль каждого из необходимых движений, именуют навыками. Место сознательного расчёта в них занимает автоматизированное восприятие действительности в форме двигательных и интеллектуальных навыков, являющихся основой полноценной предметной деятельности во внешней среде.

Источник

Читайте также:  Чувства лавиной нас снова накрыло
Оцените статью