Базовые эмоциональные потребности схема терапия

psyonline

Психологическая помощь онлайн

Базовые потребности в схема-терапии

Дистанция между собой и другим человеком — такая же, как

дистанция между собой и своим внутренним Я.

Мое знакомство со схема-терапией произошло в начале 2013 года. Вместе с ним пришло осознание: вот он, тот подход, в котором органично сплелись все методы и техники, которые я использовала в своей практике, и те, с которыми была только знакома: И КПТ, и гештальт, и психоанализ, и эриксоновский гипноз, и транзактный анализ, и психодрама, и символ-драма и многие другие. Гармоничная, естественная, толерантная, построенная на научной доказательной базе, структурированная интеграция.

Что такое схемы? Это наш опыт, организованный на уровне нейронных сетей, отвечающих за обработку информации, распознавание образов, прогнозирование событий и регуляцию движений. Схемы включают в себя убеждения о себе, других и мире, которые воспринимаются как истина, мы верим им автоматически; схемы — это воспоминания, эмоции, когниции и телесные ощущения. Мы смотрим на мир сквозь свои схемы, как сквозь индивидуальные очки, и у каждого они своего цвета: у кого-то розовые, у кого-то серые, у кого-то ядовито-зеленые… редко у кого – прозрачные. Схемы — это нормальная организация опыта. Без схем мы бы каждый раз заново учились понимать мир и себя. Схемы формируются в детском и подростковом возрасте и корректируются на протяжении всей жизни. Здоровые схемы адекватно отражают реальность. Проблема возникает тогда, когда ребенок проживает опыт неудовлетворения базовых потребностей. Чтобы уменьшить боль формируются схемы, по словам Янга, «обеспечивающие самозащиту модели восприятия, эмоций и физических ощущений». Ожидание боли и негативных эмоций остается даже тогда, когда реальный опыт изменился, угроза миновала, но внутренний ребенок продолжает реагировать не адаптивно на ситуации (триггеры), напоминающие те, которые когда-то вызвали эти болезненные переживания. И это происходит автоматически, и осознание не спасает от запуска болезненного цикла. Таким образом, когда-то спасавшие нас схемы, теперь мешают нам жить в мире и комфорте с собой и окружающими. Спасибо Джефри Янгу – основателю этого замечательного метода. Когда-то он столкнулся в своей практике с проблемой, которая знакома, практически, каждому психотерапевту – терапия пробуксовывает, ни один метод не работает. Причина – неудовлетворенные в детстве базовые потребности. Имеются в виду потребности не физиологические (воздух, вода, еда и др.) а психологические. Их пять:

Для того, чтобы ребенок вырос психически здоровым, по мере взросления формировалась его Здоровая Взрослая Личность, родителям и воспитателям необходимо заботиться об удовлетворении их базовых потребностей. Все должно происходить вовремя. Неудовлетворенные в нужное время в детстве потребности являются причинами проблем взрослых людей. Я бы сказала, условно взрослых. Так как психологически человек может застрять в том возрасте, в котором не были удовлетворены его потребности. Причем застрять жестко, вплоть до пограничного или других расстройств личности.

Кто такой действительно Взрослый человек? Тот, кто научился удовлетворять самостоятельно свои потребности, кто способен соблюдать баланс между своими и чужими потребностями, кто способен принимать адекватные решения и брать ответственность за себя и других (имеются в виду, например, дети, подчиненные, речь никоим образом не идет о формировании созависимых отношений).

Но если у человека нет детского опыта удовлетворения базовых потребностей, если близкие взрослые не наполнили его в детстве заботой, безопасной привязанностью, любовью, не сформировали базовое доверие, не показали ценность его личности, не раскрыли возможности принадлежности к человеческому сообществу, не научили самоконтролю, установлению личных границ и уважению к границам другого; не привили способность открыто говорить о своих эмоциях и потребностях, не дали права на спонтанность и игру, в его психике сформируются дисфункциональные схемы, Янг их назвал ранними дезадаптивными схемами. Он определил 18 схем, разделив их на 5 сфер, каждая из которых формируется из соответствующей неудовлетворенной потребности.

Что способствует формированию дезадаптивных схем?

В первую очередь, травмы (эмоциональные, сексуальные, физические). С одной стороны, слишком суровые правила, нормы, системы наказаний, унижение достоинства, обвинения ребенка, жесткая гиперопека, а с другой стороны – вседозволенность, идеализация ребенка, подчеркивание его превосходства. Это были активные способы, но существуют и пассивные: когда ребенка не замечают, формально общаются, не реагируют на его просьбы, потребности, с ним эмоционально холодны; сам факт отсутствия родителей, утраты, болезни, парентификация ребенка (на ребенка взваливают груз взрослых обязанностей, навязывают роль родителей).

В своих последующих статьях я более подробно остановлюсь на каждой сфере, и на основе уже личного опыта поделюсь, как с ними работать, как вырастить своего Внутреннего Ребенка, как сформировать Здоровую Взрослую Личность.

Читайте также:  Как научить ребенка управлять своими эмоциями

Важно помнить: это никогда не поздно сделать, изменить свои схемы – значит изменить свое качество жизни.

Источник

Базовые эмоциональные потребности схема терапия

Это хорошо структурированный, высокоэффективный и динамично развивающийся метод психотерапии. Он основан американским психотерапевтом Джеффри Янгом в 90-х годах прошлого века.

Схема-терапия является интегративными подходом, выросшим из «семьи» когнитивно-поведенческой психотерапии, но включившим в себя идеи психоаналитической терапии, теории привязанности, теории объектных отношений, транзактного анализа и гештальт-терапии и других направлений.

Цель схема-терапии — уменьшить влияние ранних дезадаптивных схем на жизнь человека и помочь ему осознать и научиться удовлетворять свои базовые эмоциональные потребности эффективными способами.

Три основных понятия

Одно из центральных понятий схема- терапии. Системное неудовлетворение эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем. На сегодняшний день в схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей:

  • Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, заботу, поддержку, руководство, стабильность)
  • Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
  • Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
  • Потребность в спонтанности и игре
  • Потребность в реалистичных границах и обучении самоконтролю

Устойчивые структуры (наподобие черт характера), которые сформировалась в детстве в результате недостаточного удовлетворения важных эмоциональных потребностей ребенка и/или психотравматического опыта. Формируется в возрасте от 0 до 12 лет, но продолжают свое развитие в течение жизни, находя всё новые подтверждения в жизненном опыте.

Схема включает:

  • Когниции (убеждения, мысли, жизненые правила);
  • Эмоции;
  • Телесные ощущения;
  • Воспоминания.

В настоящее время выделе но 18 ранних дезадаптивных схем.

Отражают сиюминутное состояние, которое возникает в результате активации когнитивной схемы тем или иным триггером. Режимы могут быстро и часто сменять друг друга, что объясняет, быструю смену эмоций у пациентов с пограничным расстройством личности.

Существует четыре группы схема-режимов :

  • Дисфункциональные детские режимы
  • Дисфункциональные критикующие (родительские) режимы
  • Дисфункциональные копинговые режимы
  • Здоровые режимы (Young et al. 2003)

Подробнее о режимах

Виды схема-терапии

Наиболее распространенный подход среди существующих видов схема-терапии, когда терапевт работает один на один с пациентом. Как правило проводится с частотой 1 раз в неделю. Относится к долгосрочной терапии. Средний протокол лечения включает 40 сессий. В практическом применении при работе в индивидуальной схема-терапии выделяют 3 фазы:

Фаза 1. Диагностика, установления терапевтических отношений, построение концептуализации.
Фаза 2. Изменение схема-режимов с помощью экспериенциальных, когнитивных и поведенческих техник.
Фаза 3. Стимулирование автономии пациента.

Групповая схема-терапия (ГСТ) была разработана Джоан Фаррелл и Айдой Шоу (Farrell and Shaw, 1994), ее эффективность доказана на различных популяциях пациентов (амбулаторных, проходящих лечение в стационаре, находящихся на дневном стационаре).

В ГСТ используются терапевтические факторы экзистенциально-гуманистического подхода (Ялом) и расширяется понятие «ограниченного родительства», присутствующего в индивидуальной схема-терапии, до «семейного» родительства, способствующего коррекции эмоционального опыта замещающими родителями (терапевтами) и замещающими сиблингами (члены группы).

Групповая схема-терапия теоретически и концептуально соответствует модели индивидуальной схема-терапии. Основные различия находятся в адаптации стандартных схема-терапевтических интервенций (работа с воображением и ролевые игры с режимами) в работу группы. В этой модели 2 равных терапевта рассматриваются как необходимое условие установления адекватной привязанности с пациентами.

Схема-терапия пар позволяет партнерам получить доступ и переработать ключевые эмоции, связанные с ранними дезадаптивными схемами, и мешающими построению близких удовлетворяющих отношений. В ходе терапии партнеры учатся активировать здоровые режимы при коммуникации друг с другом. Схема-терапия пар может применяться как в парах, испытывающих сложности во взаимоотношениях, так и в дополнение к индивидуальной терапии, когда партнер объединяется с терапевтом, чтобы помочь исцелить ранние дезадаптивные схемы.

В индивидуальной схема-терапии терапевт практикует ограниченное родительство, чтобы стать «безопасной базой» для клиента, и терапевтические сессии становятся «безопасным убежищем». В терапии пар терапевт работает с парой, чтобы помочь каждому партнеру стать основной «безопасной базой» для другого, а отношения в паре становятся «безопасным убежищем» (Johnson, 2003).

Нередко в схема-терапии пар проводятся дополнительные индивидуальные сессии с каждым из партнеров для более глубокого понимания схем и режимов каждого партнера. На совместных сессиях присутствие партнера может мгновенно активировать ранние дезадаптивные схемы, вызывая быстрые и интенсивные эмоциональные реакции. Терапевт помогает каждому партнеру быстро идентифицировать схемы, копинг стратегии и режимы, возникающие при взаимодействии друг с другом, и создать корригирующий эмоциональный опыт для каждого партнера в паре.

Источник

Описание эмоциональных потребностей

Эмоциональные потребности — одно из базовых понятий в схема- терапии.

Систематическое неудовлетворение важных эмоциональных потребностей в детском возрасте приводит к формированию ранних дезадаптивных схем.

В схема-терапии выделяют 5 групп эмоциональных потребностей.

ПОТРЕБНОСТЬ В НАДЕЖНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ

Начиная с новорожденного возраста и на протяжении всей жизни мы испытываем потребность в том, чтобы нас любили и принимали такими, какие мы есть.

В самом раннем детстве, когда ребенок расстроен, родитель утешает его и говорит ему о своей любви — так удовлетворяется потребность в любви и принятии. Родитель показывает ребенку своим поведением, что «ты дорог мне и нужен, даже если ты плохо себя ведешь, злишься, плачешь или хулиганишь».

Читайте также:  Honor band 5 функция стресс

Однако, если родитель показывает и говорит ребенку, что он нужен и важен, только когда тот хорошо себя ведёт и удобен для родителя, то потребность нарушается. У ребенка может сложиться ощущение, что любовь надо заслужить, и что просто так его никто принимать не будет. Во взрослом возрасте такой человек будет иметь низкую самооценку и зависимость от мнения других людей. Для ребенка любовь и принятие родителей создают важную опору в жизни, являются одними из ключевых потребностей.

Необходимость в защите — ключевой фактор развития для всех новорожденных детенышей млекопитающих, и особенно для человека, учитывая то, насколько уязвимым и беспомощным рождается малыш, и как долго протекает период детства. Постоянное присутствие родительской фигуры рядом в ранние периоды развития, создание безопасного пространства — просто необходимо для выживания.

При удовлетворении потребности в безопасности, родитель своим поведением показывает, что рядом с ним ребенку ничего не угрожает, что он контролирует ситуацию и способен его защитить. Создавая ощущение безопасности, родители также предупреждают ребенка о возможных опасностях, рассказывая как их можно избежать или справиться с ними.

Для ребенка так же важен распорядок дня и постоянство вокруг него — это создает ощущение стабильности и предсказуемости, что повышает ощущение безопасности. Если родителю не удается в полной мере удовлетворить потребность в безопасности, то ребенка начинают преследовать страх, тревога, ощущение беззащитности, мир воспринимается крайне опасным. В детском возрасте это может трансформироваться в страхи, фобии, могут появляться тики, плаксивость.

Во взрослом возрасте неудовлетворение потребности в безопасности может приводить к развитию тревожных расстройств, депрессий, обсессивно-компульсивному расстройству. Также может проявляться повышенной агрессией или, наоборот, изоляцией от общества.

К сожалению, жизнь непредсказуема, но даже в самых непростых ситуациях родителю важно уметь показать ребенку, что ситуация находится под контролем, и взрослые способны с ней справиться. Важно помочь увидеть, что мир не только опасен, но в нем есть много хороших, поддерживающих фактормоментов!

С самого раннего возраста дети нуждаются в понимании их чувств, переживаний и поступков. Очень важны такие послания от родителей как: «Я понимаю, что с тобой происходит, я понимаю твои чувства, я понимаю, почему ты поступаешь именно так». Потребность в понимании тесно связана с потребностью в сопереживании. Взрослый человек может понять, что испытывает ребенок, и почему он себя ведет определенным образом, посмотрев на ситуацию его глазами.

Проявление сочувствия к ребенку дает ощущение, что его переживания и потребности имеют значение, что другой человек способен разделить с ним его чувства. Это дает ощущение, противоположное одиночеству — чувство принадлежности.

Если потребность в понимании и сочувствии не удовлетворяется, ребенок ощущает отвержение. У него возникает убеждение, что его эмоции не важны, и никто никогда не сможет его понять. Очень часто у таких людей формируется схема Эмоциональной Депривации, человек испытывает постоянное чувство одиночества. Они мало говорят о себе, склонны слушать других и не сообщают даже близким людям о своих потребностях и трудностях, не говорят о том, что им необходима любовь и поддержка.

Для ребенка эмоциональная связь также необходима, как кормление и забота о его здоровье. Очень важно родителям учиться понимать чувства своего ребенка и сопереживать ему, тогда он будет ощущать себя любимым, желанным и ценным.

Поощрение даже маленьких самостоятельных шагов ребенка дает ему понимание, что он движется и развивается в нужном направлении. Поддержка решений ребенка приводит к формированию позитивной схемы самостоятельности и ориентации на собственные суждения, обучает видеть результаты своей деятельности и получать удовольствие от них вне зависимости от чьего-либо мнения.

Безусловная поддержка дает ребенку право на ошибку, на любой результат, возможность спокойно и уверенно продвигаться вперед, даже если что-то получается не сразу. Если любая положительная инициатива замечается и поощряется, это формирует позитивное подкрепление и мотивацию на дальнейшие шаги. Зная, что можно рассчитывать на поддержку со стороны своего объекта привязанности, ребенок способен свободно и без тревоги переключать свое внимание на другие стимулы, поисковое поведение, взаимодействие с другими.

Если ребенок получает недостаточно поддержки и поощрения, он может интерпретировать это как собственную ущербность, как негативную оценку того, что он делает. Зачастую такие дети ранимы, крайне уязвимы к недовольству и критике, не уверены в том, что делают, зависимы от мнения окружающих. Формируются различные дисфункциональные копинговые режимы, например, Поиска внимания и одобрения: «Буду всеми способами искать признания!» Или Отстраненного Защитника: «Мне это все и не нужно».

Потребность в безопасной привязанности включает в себя необходимость стабильности и предсказуемости этих отношений. Доверие, ощущение, что близкий человек всегда будет рядом, когда в этом есть нужда, что можно быть уверенным — тебя не оставят и не покинут. Забота стабильна, последовательна, не зависит от обстоятельств, а значит, нет необходимости цепляться за близких, можно идти вперед, зная, что позади надежный тыл. Этот образ любимого и любящего Хорошего Родителя дает поддержкуи спокойствие, и возможность самому справляться с жизненными трудностями.

Читайте также:  Все время чувствую себя ненужной

Стабильность отношений подразумевает постоянную готовность эти отношения поддерживать, неизменное послание «ты желанный, ты нужный, тебе всегда здесь рады». Даже при наличии внешних перемен — переезд, развод родителей и т. д., поддержка и забота не прерываются, что формирует спокойное и здоровое отношение к жизненным изменениям.

Опыт даже эмоционально насыщенной, но нестабильной привязанности может приводить к формированию схемы Покинутости. Человеку становится тяжело переживать любые, даже недолгие разлуки, есть страх, что к нему не вернутся, его бросят. Этот страх и ощущение нестабильности сохраняются и в счастливые благополучные моменты, отравляя их, уменьшая способность к эмоциональной открытости.

ПОТРЕБНОСТЬ В АВТОНОМИИ

Автономия — потребность в независимости от других, самодостаточности и самоопределении, включая контроль над окружающей обстановкой. Автономия — это способность действовать самостоятельно в соответствии с возрастом, а также приобретать независимость от родителей или значимых взрослых.

Компетентность — способность эффективно действовать и добиваться собственных целей.

Потребность в автономии и компетентности не удовлетворяется в ситуациях, когда родители чрезмерно опекают и стремятся делать все, не поощряя самостоятельное поведение ребенка вне дома; сравнивают ребенка с другими не в его пользу и не верят в его успех, в результате чего у ребенка не формируется вера в собственные силы и возможности.

Детям с удовлетворенной потребностью в автономии и компетентности легче будет сформировать свою идентичность, определить свои собственные цели и получить важные компетенции для их достижения.

ПОТРЕБНОСТЬ В РЕАЛИСТИЧНЫХ ГРАНИЦАХ

Важная эмоциональная потребность, которая заключается в установлении структурированных отношений, реалистичных границ, разумной дисциплины, умении следовать правилам и самоконтроле.

Люди, у которых нарушена потребность в границах, часто воспитываются в семьях, где все разрешается и прощается. В отдельных случаях ребенок не научается выдерживать нормальный уровень дискомфорта или не обеспечивается достаточным уровнем руководства и наблюдения. В итоге он испытывает сложности с пониманием того, что у других людей тоже есть права, ему сложно ставить долгосрочные цели и последовательно добиваться их. Это приводит к неспособности уважать права окружающих, сотрудничать с ними, сдерживать обещания. Могут производить впечатление людей эгоистичных, безответственных и избалованных.

Детям с удовлетворенной потребностью в четких границах будет легче следовать правилам, которые соблюдают другие люди, считаться с другими людьми и адекватно контролировать побуждения и импульсы. Так же легче будет выдержать дискомфорт, ставить собственные цели и достигать их, сформируется адекватный уровень самодисциплины.

Без удовлетворения потребности в наставничестве и направлении в младенчестве мы можем не выжить, а во взрослом возрасте — чувствовать тревогу, растерянность, мучаться сомнениями. Мы все хорошо знаем, что дети нуждаются в том, чтобы в их жизни был сильный взрослый, который знает, что нужно делать и как. Такой взрослый сможет показать, направить, научить, на него можно опереться в трудной ситуации. С таким взрослым можно чувствовать себя спокойно, развиваться и постигать новое.

Как правило большинство родителей успешно справляются с задачей удовлетворения потребности в направлении и наставничестве, но в ряде ситуаций могут возникать затруднения, о которых стоит поговорить:

  • Познав важность автономии, родитель не уделяет достаточного внимания потребности в направлении и наставничестве.
  • В результате ребёнок чувствует повышенную ответственность и тревогу, не знает как справиться со сложной задачей, пробует разные, не всегда удачные, стратегии поведения. В итоге есть риск сформировать представления о собственной некомпетентности и склонность к беспокойству.
  • Родители не имеют достаточно времени, чтобы удовлетворить данную потребность, как результат — ребёнок пробует и справляется с задачами сам. Безусловно, данная стратегия приводит к стимуляции самостоятельности, но такой человек не учится опираться на помощь других. При этом сценарии так же может сформироваться выраженный диссонанс между внешней компетентностью и внутренней неуверенностью (по типу синдрома самозванца).
  • Удовлетворяя эту потребность всегда важно помнить о важности баланса между потребностью в направлении и предоставлении автономии. Этот баланс различается в разные возрастные периоды: если в младенчестве 100% заботы осуществляет родитель, то со временем все больше вещей ребёнок пробует сам.

Задача взрослого — научить и поддерживать ребёнка на этом пути формирования навыка в тёплой и поддерживающей манере. Кроме того, у разных людей может быть разная потребность в направлении, и взрослому важно быть чутким и одновременно гибким, обязательно учитывать потребности ребёнка в разные периоды жизни.

Источник

Оцените статью