- Что такое эмоциональные потребности и чем чревато их неудовлетворение
- Деление эмоций на группы
- Что происходит при неудовлетворении эмоциональных потребностей
- Какие бывают категории схем
- Глава 6 Эмоциональные потребности
- Читайте также
- ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния
- ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ»
- ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?
- РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
- Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД
- Глава 1. Отвержение Эмоциональные раны повседневной жизни
- Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы
- Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности
- 5.1. Эмоциональные потребности
- Глава 10. Как устранить эмоциональные шрамы и сделать себе эмоциональную подтяжку лица
- Глава 4 Эмоциональные психические процессы
- ГЛАВА 13 Эмоциональные связи. Попавшийся на крючок, измотанный, жаждущий избавления
- Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
- Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ
Что такое эмоциональные потребности и чем чревато их неудовлетворение
Практикующий психолог. Закончила бакалавриат и магистратуру в Томском госуд.
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
И вновь к тебе на помощь приходит еще один мудрый дяденька – Джефри Янг! Что говорит его теория: с раннего детства у тебя, у твоей подруги, у каждого их твоих друзей и знакомых появляются самые разные эмоции. Вначале они не очень-то приятны, ведь малыш кричит из-за мокрых пеленок, чувства голода и жажды.
К нему бежит мамочка, берет его на руки, кормит, целует и надевает сухие штанишки. Его потребности удовлетворяются. Кому-то не так повезло, и ему приходится кричать подольше. Иногда к нему подходят. Иногда – нет.
Это происходит постоянно, и у малыша начинают формироваться так называемые ранние дезадаптивные схемы (укоренившиеся убеждения в детстве о себе и о других людях). Первый малыш получает, соответственно, здоровые схемы, а вместе с ними и позитивные образы себя, других и мира вообще. А вот второй получает дезадаптивный набор.
Деление эмоций на группы
Групп эмоций всего 5. Сейчас ты в них разберёшься.
Ты наверняка помнишь, как это было важно чувствовать мамину любовь, видеть ее улыбку, ощущать ее теплые руки.
- Это эмоции первой группы – привязанность и безопасность. Базовые потребности. Твои, мои, каждого человека в детстве.
Безопасную среду организовали – отлично! Но это только начало пути помощи малышу. Когда кроха не чувствует опасности, ему интересно изучать этот огромный, удивительный мир. Помнишь? – вот ты делаешь первые шаги, берешь в руки ложку и размазываешь кашу, а вот уже – о-ля-ля!… – рисуешь фломастером на стене изумительные картины.
Потребности человека: узнай и удовлетвори свои
Тебе все хочется делать самостоятельно, ты большая, умная и сильная. Ты много умеешь, и тебе важно это ощущение – своего достоинства, признания, чувства «я могу». А далее и отделиться бы от мамы, что ведет к вопросу своей идентичности… Кто же я такая?
- Это вторая группа эмоций: независимость, компетентность и идентичность.
Но и это еще не все.
- Отсюда плавно вытекает следующая группа: свобода выражать, высказывать свои важные потребности и чувства.
Малыш осознал в какой-никакой степени, кто же он такой, и тут приходит жажда показать себя мамуле, да и остальным, поделиться своим бесценным опытом жизни уже такого взрослого двухгодовалого товарища.
Тебе ведь недостаточно самой любоваться на свой маленький нарисованный шедевр. Очень важно, чтобы мамочка, а желательно, и вся семья, бурно радовалась, какой у них гениальный ребенок, какие чудные черточки ты сотворила, какой потрясающе красивой стала эта скучная стена.
И если мама, возможно, сцепив зубы и глотая невидимые миру слезы, восторгается каляками на дорогущих обоях – очень вероятно, она открывает дверку будущему Мане, Пикассо, Матиссу… Или же просто открытому творческому человечку. Ты можешь попросить, спросить, точно зная, что за это тебе не прилетит окрик, подзатыльник или шлепок. Тебя всегда выслушают и разделят твои чувства.
- А вот и плавный переход к четвертой группе потребностей – спонтанность, веселье и игра.
И если снова вспомнить твой живописно-настенный опыт, ты ведь не планировала за неделю взять фломастер и сотворить шедевр. Это желание возникло внезапно. Ты не рассматривала это как тяжелый труд. Ты играла. Как и практически все, что делала ты, и делает любой маленький ребенок.
Пока еще реальный мальчик (девочка) не стал внутренним ребенком в теле брутального мужика (длинноногой красотки) – веселая игра – приятный способ проявить все свои таланты. Да и умные мысли приходят чаще всего неожиданно, поэтому нечего держать их при себе.
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
- И вот ты добралась до пятой группы, возможно, не такой комфортной, как предыдущие. Реалистичные границы, самодисциплина и самоконтроль.
Вокруг этой группы много споров и разных мнений. Есть теории отсутствия запретов вообще. Но разумные рамки и конструктивный контроль необходимы, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.
Должны быть в этом огромном непонятном мире какие-то незыблемые вещи и правила: что можно, что нельзя, что опасно, что нет. Важно ощущение своих границ и границ других людей. Малышу необходимо принять тот печальный факт, что иногда приходится соотносить свою автономию и самовыражение с потребностями окружающих.
Научиться здоровым способам терпеть и бороться с разочарованием, чтобы через 2 десятка лет не успокаивать свои бушующие чувства где-то в Кащенко с Наполеоном по соседству. Ты наверняка видела картинки, как маленький демон носится, например, по больнице, раздирая жуткими воплями воспаленную тревожную тишину, и люди стискивают зубы, сдерживая патологическое желание придушить милое мамино чудо.
Вопящее, пробивающее ногами и головой пол в магазине создание, мало в этот момент напоминающее ангела, тоже не самое приятное зрелище для окружающих, да и для любящей мамочки тоже. Малышу нужно научиться мирно жить с собой и окружающим миром.
Все наши хвостики из детства растут вместе с нами и вырастают в хвостищи, напрямую выражая наше душевное состояние. Удовлетворяя и во взрослом возрасте эти потребности, мы делаем нашу жизнь ярче, радостнее и счастливее. Так как схемы формируются в самом начале жизни, они становятся знакомыми, удобными и прям родными. И все события, нашей жизни искажаются, чтобы их сохранить. Схемы могут оставаться в спящем виде, пока волшебный пинок не активируют ее.
Что происходит при неудовлетворении эмоциональных потребностей
Формируются так называемые «ловушки». Потребность малыша в безопасности не удовлетворялась – и вот ты встречаешь уже взрослого мужчину, не умеющего жить в безопасных отношениях. Ни с тобой, ни с другими. То, что дядюшка Фрейд назвал «навязчивым повторением».
Giphy
Схемы – штука очень устойчивая и живучая. Их трудно менять, они не подчиняются логике. И романтические прогулки по граблям повторяются снова и снова. Ты можешь в лепешку расшибиться, вырастить ангельские крылья и нимб в стремлении стать идеальной возлюбленной, но в один не прекрасный миг он вдруг сбежит к безобразной стерве, ежеминутно выносящей ему мозг. Умом он может понимать, что ты для него богом посланное чудо, но его внутренние схемы гонят его к стервам за привычными ощущениями.
Какие бывают категории схем
Выделяют 5 категорий схем (а всего их – схем – 18):
- потеря привязанности (отвержение);
- ограничение автономии;
- нарушение границ;
- ориентировка на других;
- гипербдительность и ингибиция (торможение).
Каждая из них исходит из типа неудовлетворенных потребностей. И здесь у каждого есть два пути. Либо сохранение деструктивной схемы, либо ее исцеление. Как сохраняются схемы? Поведением человека.
- Человек сдается. Просто пассивно принимает схему.
Если у тебя есть приятель, который выбирает легкомысленных кокеток, порхающих по отношениям, ты можешь его поздравить (или выразить соболезнования) с хвостом в виде схемы «Покинутости/Нестабильности».
Фото автора Polina Zimmerman: Pexels
Неделя без любви повергает его в глубокую депрессию, и его несчастные мученические глаза будут вызывать у тебя безмерную жалость. Он будет сходить с ума от переживаний, рыдать и жаловаться тебе на эту развратную наглую тварь, но при этом оставаться с ней, ведь он не умеет по-другому. Это его привычная колея.
- Стиль «избегание» – мужчина и на Эверест попрет, лишь бы сбежать от активации схем и страданий. Есть три типа такого избегания: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Он может осознанно или бессознательно закрывать информацию (когнитивное избегание), блокировать болезненные эмоции (к примеру: жена его оскорбляет, он не чувствует гнева, чувства «немеют» – эмоциональное избегание), или просто избегать ситуаций-будильников для схем (поведенческое избегание).
Если у тебя есть коллега, компетентный, хороший специалист, но раз за разом увиливает от новой ответственной, полезной ему должности – скорее всего, это «счастливчик» со схемой «некомпетентности и неизбежных неудач»
- А может быть и так, что твой мужчина ведет себя противоположно схеме, чтобы избежать ее активации – «нападает».
Вроде бы, это вполне разумно, но, если зайти слишком далеко – последствия только закрепят схему. Схему дефективности, к примеру, он может гиперкомпенсировать: водрузить на чело гигантскую корону, обругивая ближних и дальних. Те, недолго думая, вернут бумеранг, подтверждая его убеждение в собственной дефективности. Проблемный ребенок – проблемный взрослый. Логичная связка.
Фото автора cottonbro: Pexels
Конечно, в идеальных условиях растут и развиваются не так уж много детей. Ни ты, ни я не можем поменять свое детство, если оно не было идеальным. Но можно поменять настоящее и будущее, работая со своими внутренними установками.
Можно ли работать со схемами, меняя деструктивные на конструктивные? Можно. Можно ли работать с ними самой? – тоже можно. Для этого надо вначале определить свои типы схем (скорее всего, это будет не одна схема). Осознание самой проблемы – уже половина успеха. Можно определить и типы схем твоего мужчины. Задача это непростая, но никто и не обещал, что будет легко.
Ну и… стоит помнить, что, если тяжело справиться своими силами, у тебя всегда есть психолог, который разложит ситуацию по полочкам, направит и поможет!)
Источник
Глава 6 Эмоциональные потребности
Эмоциональные потребности связаны с богатством переживаний и насыщенностью эмоциональной жизни, со способностью воспринимать широкий спектр эмоций и чувств, со способностью любить и принимать любовь, симпатизировать другим или гневаться.
Эмоциональные потребности связаны с необходимостью ориентироваться в окружающем мире, поскольку эмоции являются средством ориентации в собственных нуждах и в событиях, происходящих вокруг.
Эмоциональные потребности нужны для того, чтобы эмоциональная система работала на полную мощность. В свою очередь, эмоциональная система и тело – это единый организм: для того, чтобы вы чувствовали себя хорошо, работать должна вся система, весь организм. Подробнее об этом вы можете прочесть в книге серии «Тренинг управления эмоциями» «Ваш персональный тренер».
Правило 12
Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, мы должны чувствовать.
Один из научных экспериментов показал, что эмоциональная сфера, тесно связанная с органами чувств, имеет жизненно важное значение. Эксперимент заключался в том, что человека поместили в абсолютно лишенную звуков и света камеру, в которой, кроме всего прочего, была организована невесомость. Таким образом, находившийся в ней испытуемый не получал никакой информации для своих органов чувств, то есть был лишен возможности что-либо чувствовать, получать информацию. Чувства – это ответ организма на события в окружающей его среде. Не получая информации, человек не вырабатывает ответ. Когда эксперимент был окончен, человек находился на грани психического срыва. Таким образом, этот эксперимент показал, что мы нуждаемся в нескольких вещах:
– в информации от окружающего мира;
– в собственных реакциях на эту информацию.
Чувства представляют собой энергию, которую вырабатывает организм как ответ на воздействие внешней среды. Они могут стать побуждением к действию, если организм изнутри испытывает дефицит чего-либо. Эта энергия выражается первоначально в виде чувства, которое является средством идентификации направления и формы действий.
Например, если вам наступили на ногу (вы испытали воздействие внешней среды), то в ответ на это в вашем организме возбуждается энергия, призванная восстановить целостность организма и его комфорт (приспособление к окружающей среде, или, другими словами, гомеостаз), и эта энергия выражается в форме протеста против нарушения целостности ваших границ. Такую энергию мы можем называть гневом или возмущением.
Чтобы гомеостаз был восстановлен, необходима энергия для действий, которая как раз и вырабатывается в виде чувства. Именно возникшее чувство указывает организму, как ему следует поступить.
В детстве многие из нас были вынуждены отказываться от своих чувств, вытеснять их по причине неудобства этих чувств для родителей. Вы можете найти этому массу примеров: родителям неудобно, когда маленький ребенок кричит, плачет, возмущается, жадничает, ревнует и так далее. Поэтому родители предпочитают запретить эти чувства, чтобы с ними не сталкиваться. Почему? Потому что их родители поступали точно так же. Нас не обучают в детстве обращаться с чувствами, зато нас обучают их подавлять. Однако чувства никуда не исчезают. Выработавшаяся энергия должна быть реализована. И если она не реализована в окружающем мире, она начинает реализовываться в организме, то есть начинает его разрушать. Соответственно, если энергия не нашла выхода наружу, то и во внешней среде никаких действий по гомеостазу не совершается, перемен не происходит. В этом случае человеку ничего не остается, кроме как искать виноватых в этом вокруг себя. Поскольку чувства подавлены в детстве, то их осознавание необходимо восстанавливать, потому что, пока я не почувствую своего чувства, я не пойму, какое действие мне совершать для моего гомеостаза, для приспособления к среде, для удовлетворенности.
Таким образом, если мы не осознаем своих чувств, подавляем свою эмоциональность, которая является внешним выражением этих чувств, мы сталкиваемся с целым рядом проблем:
– направление энергии чувств на себя (сами на себя злимся, сами себя поедаем (достаточно вспомнить, как желудочный сок вместо переработки пищи начинает перерабатывать сам желудок);
– дезориентация в окружающем мире;
– невозможность что-то изменить в окружающем мире;
– неудовлетворенность, то есть – несчастливость!
Собственно, что такое быть счастливым? Это быть удовлетворенным, чувствовать себя таковым.
Правило 13
Быть счастливым – значит чувствовать.
Счастье – это категория чувственная, и складывается она из целого спектра составляющих. Ведь мы понимаем, что счастливы, именно по своему эмоциональному отклику, по тому, что мы чувствуем. Таким образом, чувства и эмоции – это сигнальная система, которая ежесекундно с помощью нашего эмоционального состояния говорит нам о том, насколько нам нравится или не нравится то, что с нами происходит. Тело говорит нам об этом посредством ощущений, но так как мы не всегда понимаем этот язык, то подключаются эмоции, язык которых нам намного понятнее.
Упражнение 36
Давайте начнем с того места, где вы прямо сейчас находитесь. Откиньтесь на спинку кресла, прикройте глаза, если это поможет вам поближе соприкоснуться с самим собой, и попробуйте определить, какие чувства вы сейчас испытываете. Многие люди, которые приходят к нам на тренинги или консультации, испытывают затруднения с тем, чтобы дифференцировать свои чувства: «Ну, вроде как нормально я себя чувствую». Если вдруг вы испытываете похожие трудности, можете заглянуть в наш список чувств, который мы приводим ниже. Он поможет вам на первых порах ориентироваться в своем эмоциональном мире.
Азарт, алчность, аппетит, беззащитность, безмятежность, безразличие, безысходность, беспокойство, бессилие, бережность, бешенство, благодарность, благосклонность, блаженство, бодрость, боль, брезгливость, важность, веселье, вдохновение, вина, влечение, возбуждение, возмущение, волнение, восторг, восхищение, враждебность, высокомерие, вялость, гадливость, гнев, голод, гордость, горе, горечь, грусть, деловитость, досада, духота, жажда, жалость, зависть, замешательство, защищенность, злорадство, злость, значимость, изумление, интерес, любовь, любопытство, надежда, напряжение, настороженность, насыщение, негодование, недоверие, недоумение, нежность, ненависть, неуверенность, неудобство, неудовольствие, неценность, обида, огорчение, одиночество, озадаченность, опасность, оскорбленность, отвращение, отстраненность, отчаяние, печаль, подавленность, подозрительность, потерянность, почтение, предвкушение, предубеждение, презрение, равновесие, равнодушие, радость, раздражение, разочарование, расслабленность, растерянность, ревность, робость, симпатия, скованность, скорбь, скука, смущение, сочувствие, спокойствие, стеснение, страдание, страх, стыд, счастье, тепло, томление, торжество, тоска, трагичность, тревога, убежденность, уважение, уверенность, увлеченность, удивление, удовлетворенность, удовольствие, ужас, умиротворенность, унижение, уныние, усталость, утомленность, холодность, ценность, ярость, ясность. (В этом списке могут быть не все существующие чувства, это та коллекция, которую нам удалось собрать.)
Прислушиваясь к себе, обращайте внимание на то, что чувства обозначаются очень простыми словами: радость, разочарование, интерес и т. д. Вы можете спутать их с мыслями: «Я чувствую себя мамой», «Я чувствую, как ты на меня смотришь», «Я чувствую себя так, словно меня переехал трамвай». Чувствовать себя мамой невозможно, потому что мама – это не чувство, это роль, образ, функция. Кроме того, разные мамы свое материнство ощущают по-разному. Но нахождение в образе мамы может включать в себя ряд чувств: например, любовь, нежность, заботу, тревогу, щедрость и т. д. Точно так же нельзя чувствовать, что кто-то на вас смотрит, – это умозаключение, которое рождает определенные переживания, скажем, беспокойство, волнение, радость и т. д. Выражение «Я чувствую себя так, словно меня переехал трамвай» является образом, за которым скрывается вполне конкретное чувство, например усталость. Продолжим упражняться в чувствах.
Упражнение 37
Если вы ловите себя на мыслях, а не на чувствах, просто попытайтесь заглянуть за них – какое же чувство скрывается за этой мыслью? Для этого можно задать себе вопрос: «И как я это переживаю? Какие чувства это у меня вызывает?»
Итак, прислушайтесь к себе и попытайтесь определить, что вы сейчас чувствуете. Ответьте на вопросы:
Обнаружили ли вы сами свое чувство или использовали наш список?
Быстро ли вы осознали свое чувство?
Это чувство сильное и яркое или слабое и бледное?
Чувствуете ли вы, что оно владеет вами?
Насколько оно вам знакомо?
Насколько оно характерно для вас?
Как вы его переживаете: смущаетесь ли вы, осознавая его, приятно ли вам или, наоборот, дискомфортно?
С чем это связано?
Можете ли вы понять, какие обстоятельства вызвали это чувство?
Давно ли вы его чувствуете?
Скажите вслух или про себя, используя те чувства, которые вы испытываете в данную минуту: «Я волнуюсь/довольствуюсь/печалюсь». Не используйте оборот «Я сейчас чувствую волнение/удовлетворение/печаль» – назовите свой процесс без слов-посредников.
Что с вами происходит, когда вы так говорите?
Легко ли вам это произносить или сложно?
В чем состоит сложность?
В обществе существует глубокое убеждение, что быть счастливым – значит чувствовать только радость. Одно чувство из всего спектра. Ну, может быть, два: радость и наслаждение.
Улыбайтесь! Шеф любит идиотов.
Когда мы говорим о том, что для того, чтобы быть счастливым, важно чувствовать, мы недаром не уточняем, что именно важно чувствовать. Это значит, что мы подразумеваем ровно то, что написали: чувствовать все. Если вы думаете, что быть счастливым – это чувствовать только радость, удовольствие, спокойствие, вдохновение и симпатию ко всем людям, то вы ошибаетесь.
Желать только радоваться – это значит быть несколько необъективным к реальности или быть от нее дальше, чем нужно, и подвергать себя большому риску. Если вы все время радуетесь, это означает – вам все подходит. И тогда у вас могут возникнуть проблемы с тем, чтобы понять, где и с кем вам лучше всего и что вам не подходит. Вам будет трудно понять, почему вдруг случилась неприятность, ведь все было так хорошо.
Чувствовать только хорошее – это значит в том числе перестать чувствовать, что вас что-то разрушает, не чувствовать голода, холода или потребности в сне, не чувствовать опасности и так далее, то есть подвергать себя риску разрушения.
Однако желание испытывать только положительные чувства вполне понятно и объяснимо. Желать для себя исключительно радости могут только те, кто хорошо знает, что такое жить только в грусти, тоске или боли. Человек устроен так, что познать одно он может лишь в сравнении с другим. И хорошая новость состоит в том, что если бы вы не знали, что такое горе, отчаяние или печаль, то вам было бы трудно дифференцировать эти понятия, ощутить, в чем же состоит ваша радость, как и чему вы можете радоваться.
Не стоит запрещать себе чувствовать обиду, боль, гнев, печаль. Только регулярно ощущая всю гамму чувств, всю палитру эмоциональных тонов и полутонов, мы можем быть счастливыми и полноценными. Чем ярче и разнообразнее наша палитра чувств, тем насыщеннее наша жизнь, тем больший диапазон возможностей нам доступен. Если я знаю свой гнев, то я знаю и то, что его вызывает, я знаю, как я гневаюсь, и знаю как я могу обращаться со своим гневом. Если я знаю, как я обижаюсь, то я знаю и то, как быть со своей обидой – позволять ли ей брать верх и управлять моим поведением или самому контролировать ее. Но если я отказываюсь испытывать гнев и обиду, то я отказываюсь и что-либо понимать про них, а вместе с тем отказываюсь их контролировать. Тогда я оказываюсь обреченным их испытывать. Каждое чувство является важным, ни одно из них не может быть никчемным, ненужным, «плохим». Каждое чувство – это информация о нас, о том, как мы реагируем, как мы живем, и вообще о том, что мы живем. Если бы не было гнева, мы не могли бы понять, что нам что-то не подходит, и не могли бы отстоять то, что нам нравится. Принятие своих чувств – это первый шаг к самому себе и пониманию того, что мы собой представляем.
Кроме всего вышеперечисленного, нельзя отключить какое-то одно чувство. Если вы попытаетесь это сделать, то вы столкнетесь с тем, что вы вообще перестанете чувствовать, поскольку выключается не чувство, а чувствительность.
Правило 14
Если мы отказываемся испытывать какие-то определенные чувства, то одновременно перестаем испытывать все остальные.
Упражнение 38
Выберите любое чувство, которое вас интересует или которое вы испытываете регулярно. В каких ситуациях, в связи с чем вы его испытываете? Позвольте себе сейчас его испытать.
Ощутите его максимально, позвольте ему развернуться. Ответьте на вопросы:
Что за энергия стоит за этим чувством?
Какая она – сильная, яркая, сдержанная? Контактируйте с этой энергией, погружайтесь в нее, станьте ею.
Прислушайтесь к этой энергии: какое действие стоит за ней? Не спешите его делать, просто чувствуйте, аккумулируйте энергию.
Какая фраза стоит за чувством?
Что это чувство от вас хочет?
Какое у него для вас сообщение?
Если бы оно имело образ и голос, что бы оно сказало, как бы оно выглядело?
Как изменилось ваше восприятие себя после выполнения упражнения?
Каков теперь ваш энергетический тонус?
Что нового вы узнали про свое чувство?
Как вы можете использовать энергию, стоящую за этим чувством в жизни?
Итак, чувства – это энергия. Чем больше мы позволяем себе чувствовать, тем больше в нашем распоряжении энергии – разной. Энергия агрессии позволяет нам преодолевать препятствия и защищать себя и свою территорию. Энергия любви позволяет нам получать и дарить поддержку, внимание и тепло. Энергия боли позволяет нам протестовать против того, что нам не подходит, осознавать, что нам важно, дорого и что мы не хотели бы потерять. Много эмоций – это яркая, насыщенная жизнь.
Чувства и эмоции тесно связаны с желаниями. Недаром сильное желание обозначается такой эмоцией, как страсть. Именно возникновение сильного желания, страсти позволяет нам осознавать, что мы хотим получить, и сконцентрировать на этом усилия. В то же время, если у нас не возникает эмоционального отклика на что-либо, у нас не возникает и побуждения это получить. Желание создает между нами и желаемым объектом связь, которая тем сильнее, чем сильнее желание. В этой связи важным является способность чувствовать, и чувствовать сильно, не пресекая в себе эмоции. Очень часто мы не получаем чего-то только потому, что не смеем себе признаться в том, что нам это нравится и мы этого хотим. И тогда мы несчастливы, ибо не можем удовлетворить свои потребности. Еще одним препятствием является слабенькое, неразвитое желание, которое не порождает энергию в необходимом количестве для совершения действия. Слабенькое желание – это пребывание в состоянии «чего хочу, не знаю; чего знаю, не хочу» или «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Импульс есть, но он недостаточен для того, чтобы идентифицировать потребность.
Правило 15
Слабо чувствовать – это хотеть вполсилы и получать желаемое лишь частично.
Хочу ли я? Могу ли я? А, магнолия!
Как и любая другая энергия в природе, если она не расходуется, она накапливается. Представьте себе, если бы энергия, скажем, ядерного реактора не расходовалась на электричество, куда бы она направилась? Вероятно, она бы разорвала сдерживающие ее границы и препятствия. То же самое происходит и с нами, если мы удерживаем свою энергию, а не реализуем ее в действиях.
Вместе с тем чувства и действия – это разные вещи. Можно испытывать, чувствовать и переживать гнев, а можно поддаваться гневу. Испытать гнев – не значит тут же отреагировать в грубой форме: наброситься с кулаками на тех, кто рядом, начать браниться и бить посуду. Испытывать гнев – значит реагировать на происходящее вокруг вас и осознавать свою реакцию. К сожалению, очень часто проявления одной из частей нашего Я – эмоциональной – оказывается достаточно для того, чтобы мы слились со своим чувством, приравняли его ко всей своей личности.
Душит – значит, любит.
Мы можем выбирать такую форму для реализации чувств, чтобы она помогала нам выразить энергию, чтобы с ее помощью мы могли изменить что-то в окружающей среде, не навредив при этом себе и другим. Однако, как правило, нас не учат этому в детстве. Зато нас учат верить в то, что наши реакции характеризуют нас как «человека, который…».
Например, если вы злитесь, то можете решить, что вы – злой человек. Это связано с одним из механизмов нашего сознания – механизмом придавания смыслов, значений, названий, обозначений и имен всему, с чем мы находимся в контакте.
Прежде всего это относится к нам самим. Нам важно не просто быть, а быть кем-то или каким-то. С самого детства взращивается это нашими родными, которые сначала дают нам имя, затем объясняют, кто мы – мальчик или девочка, потом по ходу воспитания постоянно говорят нам о том, какие мы – хорошие или плохие, умные или бестолковые, красивые или несуразные, веселые или хмурые и т. д. «Ой, это кто такой к нам пришел?» – спрашивают взрослые, видя малыша. Современное общество транслирует законы конкуренции, борьбы, где для того, чтобы выжить и преуспеть, нужно выделиться. Прежде чем начать взаимодействие, мы знакомимся, называем свое имя, выясняем другие биографические данные, заполняем анкеты. Нам кажется очень важным как-то обозначить себя, найти точку отсчета в себе самом: кто же я такой, от чего я могу оттолкнуться в своей жизнедеятельности, как и в качестве кого я могу подать себя окружающим? Если же мы не можем сказать о себе ничего конкретного, нам часто это ставят в вину, якобы мы еще не созрели, не выросли, не определились со своим местом. «Чем больше обозначений, тем лучше», – транслируют взрослые.
Пример из практики
Ира – молоденькая девушка, студентка, веселая, немного взбалмошная, открытая и непосредственная. На консультацию ее привел один случай. Однажды знакомая спросила у Иры, какие у нее в жизни цели. Ира ответила, что пока не знает, что пока у нее все в порядке и она просто живет. Знакомая неподдельно изумилась отсутствию в Ириной жизни конкретных целей и предположила, что отсутствие целей является признаком того, что Ира ничего о себе не знает. Это заставило Иру задуматься. На консультации она сказала, что хотела бы понять, какие у нее есть черты характера, какой темперамент, как она мыслит и принимает решения, и вообще «кто она такая».
Иногда, пытаясь определить, кто мы такие, мы уподобляемся сороконожке, которая запуталась в ногах, как только ее спросили, с какой ноги она начинает движение.
Да, порой мы злимся, но это не означает, что мы злые. Время от времени мы радуемся, но само по себе это тоже еще не означает, что мы добрые. Какими бы мы ни были, мы и радуемся, и злимся, и негодуем, и симпатизируем в зависимости от ситуации, от людей, которые нас окружают, и самоощущения.
Человек – это не статичный объект, человек – это процесс. Каждое событие вызывает какие-то чувства, но это не значит, что мы застываем в этом чувстве. Мы можем застыть в нем только в том случае, если заставим себя больше ничего не чувствовать. Тогда энергия накапливается, и происходит взрыв. Человеческий организм устроен таким образом, что какое-то чувство не может длиться долго, поскольку долгое чувствование чего-то одного изматывает и разрушает организм. Мы можем чувствовать долго только искусственно, заставляя себя это делать… и разрушать себя!
Подчеркнутое безразличие – тоже знак внимания.
Упражнение 39
Как вы себя сейчас чувствуете?
Какой эмоциональный тон в настоящее время у вас преобладает?
Представьте, что вы столкнулись с каким-либо препятствием, но еще не знаете, что это такое, и начинаете испытывать тревогу. Вами овладевает беспокойство. Почувствуйте, как это – беспокоиться. Позвольте себе беспокоиться несколько минут. Препятствие не исчезает, и вы начинаете испытывать страх. Вспомните, как вы боитесь, и позвольте себе несколько минут находиться во власти страха. Страх побуждает вас что-то делать с препятствием, и в вас зарождается раздражение. Почувствуйте, как это – раздражаться. Позвольте себе испытать раздражение. Вместе с раздражением в вас растет уровень энергии. Вы горячитесь, закипаете, возбуждаетесь и начинаете гневаться. Позвольте себе несколько минут гневаться. А затем впадите в ярость. Разрешите себе несколько минут чистой ярости. Под натиском ярости препятствие вам поддается, и в вас поднимается энтузиазм. Ощутите это чувство, побудьте в нем. На смену энтузиазму приходит радость от того, что у вас получается, радость от того, что вы действуете. Порадуйтесь этому. Ваши действия принесли плоды – вы справились с препятствием, у вас получилось. Это успех и торжество! Почувствуйте это. Полюбуйтесь достигнутым вами результатом. Ощутите свою силу, свое упорство, свою сообразительность и почувствуйте удовлетворение. Дайте себе довольствоваться столько, сколько нужно, чтобы ощутить его максимально.
Из этого упражнения видно, что чувствами можно играть, чувства можно контролировать, чувствами можно наслаждаться, заряжаться и у них можно учиться. Чувства – вещь, с одной стороны, непроизвольная: мы не можем насильно полюбить или возненавидеть. С другой стороны, чувства, которые в нас возникают, поддаются контролю и управлению в той степени, в какой мы выбираем, как ими воспользоваться и на что направить заложенную в них энергию.
Правило 16
Мы не выбираем свои реакции. Они выбирают нас. Единственное, что можем сделать мы, – это задать для них подходящее русло, форму.
Упражнение 40
Придумайте несколько разных способов для того, чтобы выразить чувство. Используйте для этого несколько чувств. Вам поможет в этом следующая таблица. Заполните ее, описав, как именно будет звучать или выглядеть выражение чувств.
Вы можете вписать в эту таблицу много разных чувств и поэкспериментировать с тем, как их можно выражать.
Пищей для эмоций являются разнообразные впечатления от событий. От количества впечатлений, переживаний напрямую зависит, ощущаем ли мы себя счастливыми. Чем меньше событий в нашей жизни, тем меньше мы получаем впечатлений, и чем меньше диапазон переживаемых нами чувств, тем тусклее жизнь, тем меньше поводов для того, чтобы чувствовать радость.
Часто вы можете столкнуться с тем, что, пытаясь избежать негативных чувств, люди стараются избежать и событий, запираются в своем доме или учатся игнорировать события, происходящие вокруг них.
Острые ощущения, интенсивные переживания и разнообразные впечатления – это в данном случае не то, о чем говорят «найти приключения на одно место». Мы говорим об отсутствии страха перед тем, что можно испытывать разные чувства: и позитивные, и негативные. Борцы же за экстремальные ощущения на самом деле тоже избегают чувств – чувств, связанных с повседневной жизнью. У таких людей много ограничений в том, что касается возможности открыться другим людям и пережить риск в отношениях, поэтому они ищут риска в других местах.
Чем больше чувств мы позволяем себе испытывать, тем они ярче. Мы говорим про стремление развиваться, которое больше стремления к безопасности. Развитие всегда достигается за счет отбрасывания прошлого опыта, за счет разрушения старых моделей поведения. Развитие всегда опасно, потому что мы не знаем, что ждет нас там, впереди. Развитие – это всегда оставление уже знакомого и потому безопасного. Развитие – это интенсивность, это новый опыт, новые впечатления, новые чувства. Без развития счастья не бывает. Без развития мы можем испытывать только довольство кота, который наелся сметаны и вытянулся на коврике, не больше.
Краткие выводы
Чувства – это энергия. Чем больше мы позволяем себе чувствовать, тем больше в нашем распоряжении энергии – разной.
Чувствами можно играть, чувства можно контролировать, чувствами можно наслаждаться, заряжаться и у них можно учиться.
От количества впечатлений, переживаний напрямую зависит, ощущаем ли мы себя счастливыми. Чем меньше событий в нашей жизни, тем меньше мы получаем впечатлений, и чем меньше диапазон переживаемых нами чувств, тем тусклее жизнь, тем меньше поводов для того, чтобы чувствовать радость.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния
ГЛАВА 8 Коммуникативные эмоциональные состояния Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на получаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ»
ГЛАВА ВОСЬМАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И «САМОСТЬ» Некоторым отношениям надо положить конецМежду людьми могут сложиться такие отношения которые враждебны духовному росту, вредны для психики, разрушительно воздействуют и на эмоциональное и на физическое состояние
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ?
ПОТРЕБНОСТИ В “СИГНАЛАХ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ” — НОВЫЕ ЛИ ЭТО ПОТРЕБНОСТИ? Первое направление, в котором осуществляется выработка человеком приобретаемых при жизни потребностей есть ни что иное, как выявление им в процессе практического взаимодействия со
РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ
РЕЗЮМЕ. ПОТРЕБНОСТИ В СИГНАЛАХ ВОЗМОЖНОСТИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ — ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ Подведу итог.Потребности в способах (навыках) деятельности, в деятельности и в деятельном состоянии, в эмоциональном тонусе, приобретаемые или развивающиеся при жизни, являются
Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД
Глава 2, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ НА СУИЦИД Суицид причиняет семье больше боли, чем любая другая смерть, и его труднее принять. Близкий человек часто страдает от чувств вины и стыда, которые мешают естественному переживанию горя. Гарвардская медицинская
Глава 1. Отвержение Эмоциональные раны повседневной жизни
Глава 1. Отвержение Эмоциональные раны повседневной жизни Из всех эмоциональных ран отвержение, пожалуй, наиболее распространенная. К моменту окончания начальной школы нас уже многократно отвергали несостоявшиеся партнеры по играм – отказывались брать в команды,
Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы
Глава 10. Как удалить эмоциональные шрамы После ранений, порезов на коже часто остаются шрамы в виде твердых, плотных образований. Их задача – создать на поврежденном месте защитный покров, предохраняющий от повторных травм. Когда неправильно подобранная обувь начинает
Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности
Глава 3. Психопатический профиль: эмоциональные и межличностные особенности Переживаю ли я за других? Трудный вопрос. Да, наверное, все-таки переживаю… но я не позволяю чувствам мешать мне… То есть я такой же нежный и заботливый, как и любой другой человек, но давай
5.1. Эмоциональные потребности
5.1. Эмоциональные потребности Слово «эмоция» знакомо каждому. А вот его научное определение: эмоция – это психический процесс, отражающий отношение человека к самому себе и окружающему миру. Я обедаю, и обед мне нравится или не нравится, я что-то делаю, и то, что я делаю, мне
Глава 10. Как устранить эмоциональные шрамы и сделать себе эмоциональную подтяжку лица
Глава 10. Как устранить эмоциональные шрамы и сделать себе эмоциональную подтяжку лица Гнев на самом деле есть утраченная надежда. Эрика Джонг Косметический бизнес сейчас на подъеме, а доходы пластических хирургов выросли за последние годы в несколько раз. Сейчас вы
Глава 4 Эмоциональные психические процессы
Глава 4 Эмоциональные психические процессы § 1. Понятие об эмоциях Все психические процессы (познавательные, эмоциональные и волевые) системно организованы. И лишь в теоретическом плане возможно их отдельное рассмотрение.Эмоции (от фр. emotion — чувство) — психический
ГЛАВА 13 Эмоциональные связи. Попавшийся на крючок, измотанный, жаждущий избавления
ГЛАВА 13 Эмоциональные связи. Попавшийся на крючок, измотанный, жаждущий избавления Данный отрывок из письма взят из моей восьмимесячной переписки с изменником, имевшим эмоциональную связь (то есть связь без сексуальных отношений). Решившись подобным образом поведать о
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей
Удовлетворяя свои потребности, мы получаем возможность удовлетворить потребности других людей Заблуждение, что удовлетворять собственные потребности — признак эгоизма, столь распространено среди христиан именно потому, что всем нам хочется быть любящими и
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ
Глава I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИР УКОПАШНОГО БОЯ Оптимальное боевое состояние В предлагаемом методическом пособии рассмотрены вопросы индивидуальной психологической самоподготовки бойца, а также любого индивидуума к рукопашному бою. Вид боя
Источник