Базовые эмоции роберта плутчика

Теория эмоций Роберта Плутчика

Сколько существует человечество, столько его волнует вопрос эмоций – что же это за явление, почему они возникают и почему с таким трудом поддаются контролю, какой смысл в них заложен и сколько всего их существует. Множество художественных книг посвящено эмоциям, чувствам и переживаниям души, либо так или иначе затрагивает эту тему, и не меньшее число академических статей и исследований написано о них. На данный момент существует около сотни научных определений эмоций, десятки классификаций и ряд теорий касательно этого животрепещущего феномена.

В данной статье мы хотим рассмотреть адаптационную модель эмоций, которую разработал американский психолог Роберт Плутчик. Исследованиям природы эмоций, а также их эволюционных предпосылок и механизмов, особенностей и причин защитных психических реакций, как и психодиагностическим деталям человеческих типов, Плутчик посвятил многие десятилетия. Плодом всех этих научных изысканий и явилась адаптационная (или психоэволюционная) модель эмоций и так называемое Колесо эмоций, которые мы и рассмотрим.

Давайте разберемся в эволюционной подоплеке наших эмоций получше и познакомимся с моделью Плутчика детально.

Психоэволюционная модель эмоций

В основе теории Плутчика лежит понимание эмоций как эволюционных механизмов, призванных обеспечивать наилучшую адаптацию к внешним условиям и эффективное выживание. В этой парадигме каждая эмоция играет свою роль как стимулятор адаптивного поведения, и за каждой эмоцией стоит естественный импульс, который должен находить свое выражение. Эти механизмы генетически обусловлены и работают автоматически, двигая нами и помогая реагировать на внешние обстоятельства.

Так, выделяется 8 первичных, базовых (или прототипных) эмоций:

  • гнев;
  • страх;
  • печаль;
  • радость;
  • отвращение;
  • удивление;
  • предвкушение (также называемое ожиданием, причем это радостное ожидание);
  • доверие.

Одновременно с этим, все их можно соединить в пары противоположностей (биполярных пар): гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание)– доверие.

Плутчик отмечает, что все эти эмоции наблюдаются и у животных по тем же эволюционным причинам. То есть тот факт, что эмоции присущи не только хомо сапиенс, но и другим биологическим видам, подтверждает, что они обладают глубинным витальным смыслом. Базовые эмоции и стимулы движут животными, так же, как и нами, подталкивая к наиболее целесообразному поведению с точки зрения адаптации к жизни.

Чтобы лучше понять, в чем именно заключается роль каждой из базовых эмоций, давайте рассмотрим их подробнее. Плутчик разложил возможные явления, вовлеченные в развитие базовых эмоций, в своеобразные цепочки. В них внешнее явление (стимул) влечет за собой определенное восприятие, вывод о нем (когницию). Это включает определенное переживание (собственно эмоцию), которая влечет соответствующее поведение. И венчает все это эффект или цель, которую преследует индивид в этой психоадаптационной модели. Плутчик представил все элементы этой системы в виде таблицы в своей книге «Теории эмоций», вышедшей в 1980 году. Из нее мы видим, что:

  1. Страх (ужас) характерен для ситуации угрозы (сигнал: «Опасность!»), и его значение лежит в самосохранении.
  2. Эмоция гнева (злости, ярости) – это ответ на препятствие («Враг»), и имеет целью разрушение, устранение этого препятствия.
  3. Радость(экстаз) возникает при виде потенциального партнера, и порождает желание целью воспроизводства потомства.
  4. Потеря значимого индивида вызывает печаль, горе, сигнализируя о заброшенности, и сподвигает людей к реинтеграции (воссоединению с людьми, обществом).
  5. Принятие, доверие характерны для ситуаций, где мы встречаемся с членом нашей группы, «своим»(опознавая его как «друга»), и стремимся к присоединению, более тесной связи с ним.
  6. Если мы сталкиваемся с отвратительным объектом, естественной будет реакция отторжения и эмоция отвращения(ненависть). Цель этого процесса заключается в том, чтобы отторгнуть, отвергнуть то, что может навредить, отравить или убить.
  7. Предвкушение (радостное ожидание) свойственно ситуациям, где мы сталкиваемся с чем-то новым, неизвестным нам, новой территорией. Нами движет интерес и желание познать терра инкогнита: «Что там?» Следовательно, наши последующие действия исходят из посыла исследовать.
  8. И, наконец, удивление – это ответная реакция на какой-то новый, неожиданный или неизведанный объект(«Что это?») В такой ситуации мы движимы целью определить свое место относительно этого объекта, найти ориентиры и понимание ситуации так, чтобы знать, что мы в безопасности относительно этого объекта и можем быть спокойны.

Таким образом, получается, что главная роль эмоций адаптивная. Они развились в процессе эволюции как у животных, так и у людей для того, чтобы помогать наилучшим образом справляться с возникающими ситуациями. В зависимости от того, какая это ситуация и каково её значение для индивида, эмоция позволяет действовать из подходящего импульса, сохраняя целостность тела и благополучие.

Здесь можно провести любопытную аналогию с другой точкой зрения на основные эмоции, свойственные всем людям. Давайте рассмотрим ее поподробнее.

Базовые эмоции по Экману и как их опознать

Базовыми или основными эмоциями называют и семь эмоций, которые описал Пол Экман. Этот американский психолог и исследователь приобрел большую известность благодаря своим работам, в которых показал, что мимические выражения различных эмоций являются универсальными для всех людей, независимо от их культурной, расовой и прочей принадлежности. Опубликованная в 1978 году «Система кодирования лицевых движений» (FACS) наглядно и исчерпывающе демонстрирует, как выглядят микродвижения и выражения лица и предлагает своеобразный код прочтения эмоций.

7 универсальных эмоций, описанных Экманом, включают:

Каждая из 7 универсальных эмоций отличается присущими лишь ей специфичными микродвижениями и микровыражениями мимики, по которым и возможно ее точно распознать. Детально изучить этот аспект вы можете в статье «Микровыражения»,но лучше разобраться во всей системе,ознакомившись с книгами Пола Экмана «Психология эмоций» и «Психология лжи».

Также обращаем внимание на то, что для тех, кто хочет пойти еще дальше в умении понимать и «читать» людей, существует онлайн-программа по обучению профайлингу. Она призвана научить узнавать человека лучше, в том числе оставлять психологический портрет и понимать реальные эмоции, распознавая истинные и фальшивые. Кроме того, программа обучает навыкам выявлять ложь, пресекать манипуляции и влиять на людей. Но продолжим.

Как мы легко можем заметить, вышеперечисленные эмоции практически совпадают со всеми базовыми эмоциями, выделяемыми Плутчиком. Исключение составляют радостное ожидание (предвкушение, интерес) и доверие, которые присутствуют в системе Плутчика, но отсутствуют у Экмана, и презрение. Однако же данный факт не обесценивает ни ту, ну другую теорию.

Таким образом, теория эмоций Роберта Плутчика во многом пересекается с другими теориями базовых эмоций, в частности с системой базовых эмоций, мимические микровыражения которых четко описаны в работах Пола Экмана.

Колесо эмоций Роберта Плутчика

Колесо эмоций, созданное Плутчиком в 1980 году, представляет эмоции в виде некоего цветка с восемью лепестками. Каждый «лепесток» символизирует одну из прототипных эмоций, причем противоположные эмоции располагаются напротив друг друга. Получается, что полярные эмоции противостоят и уравновешивают одна другую:

Различных эмоций и чувств может быть огромное множество, но все они являются либо базовыми эмоциями, либо их смесью и производными. Так, восемь эмоций, располагающихся вне колеса, в пространстве между лепестками, являются сочетанием эмоций смежных лепестков.

Колесо эмоций выполнено в цвете, что обладает большим смыслом. Каждая эмоция обладает своим цветом, а его насыщенность отражает интенсивность переживания, яркость эмоции. Получается, что в самом сердце схемы располагаются наиболее яркие по силе, насыщенные эмоции, во втором ряду (втором сегменте лепестков) собственно основные (или базовые) эмоции, и далее – менее выраженный вариант каждой из эмоций.

Стоит отметить, что сам Плутчик не называл свою графическую схему цветком и не пользовался термином «лепестки». В своих работах он представил модель колеса и модель конуса, которые образуют одно целое. Если Колесо эмоций – это развернутая двухмерная схема, то конус – это та же модель, но в свернутом трехмерном виде. Оригинал графической модели, наглядно демонстрирующий обе схемы и их соотношение, можно найти в статье Плутчика от 2001 года [The Nature of Emotions, 2001]

Читайте также:  Как воскресить чувства мужа

Подведем итог: основные 8 эмоций и разные степени их интенсивности могут быть представлены в виде круга, цветка или колеса. Эта схема, названная Колесом эмоций, отражает как насыщенность каждой из эмоций посредством цветового кода, так и демонстрирует отношения полярности или противоположности эмоций. Помимо самих базовых эмоций она указывает 8 производных, образуемых смешиванием двух прототипных эмоциональных состояний.

В заключение

Из теории эмоций Роберта Плутчика можно извлечь несколько практических выводов. Знание этой модели помогает быть более осознанным и лучше управлять своими эмоциями. Чтобы извлечь из этих знаний наибольшую пользу для своей жизни, стоит помнить следующие моменты:

  1. Нет плохих или ненужных эмоций. Все 8 базовых эмоций адаптивны, то есть необходимы для жизни и адекватного ответа на внешние стимулы. Деление на негативные и позитивные эмоции условно, а о вреде и опасности эмоций можно говорить, когда они перестают быть соразмерными ситуации и выходят из-под контроля.
  2. У каждой эмоции есть своя роль, импульс, который нас толкает к наиболее эффективному действию с точки зрения адаптации. Осознанный человек видит эту нить. Например, гнев обоснован и естественен в ситуации, где ваши границы каким-то образом нарушаются или есть угроза физическая или чувству собственного достоинства. А что-то отталкивающее будет вызывать отвращение и отторжение, даже если это исходит от близкого и любимого человека. И винить, стыдить себя за то, что что-то во внешнем виде любимого или какое-то его проявление вызвало в вас спонтанное отвращение, и подавлять это – глупо.
  3. Если вас охватывают эмоции и вам кажется, что управлять ими невозможно, вам поможет развитие осознанности и навыка лучшего понимания своих эмоций и позывов. При любом таком эмоциональном натиске задайте несколько специальных вопросов. Это позволяет не только успокоиться, но и проливает свет на то, что было сокрыто под пеленой острых эмоций и болезненных состояний. Повышая осознанность, вы начинаете лучше понимать свои потребности и движущие вами импульсы. Более того, сниженная активность лимбической системы и вновь включенный неокортекс дают возможность найти эффективные и подходящие варианты в данной ситуации. Вот эти вопросы:
  • Что именно я чувствую?
  • Какова интенсивность этой эмоции?
  • Как это можно назвать, обозначить наиболее точно?
  • Что я хочу сделать под влиянием этой эмоции, на что она меня толкает?
  • Что мне важно, что я хочу получить и как чувствовать себя в этой ситуации?
  • Какие есть иные, более уместные и эффективные способы добиться этого?
  1. Понимание себя помогает выстраивать свою коммуникацию и взаимоотношения с ближним и дальним окружением. Помня о том, что базовые эмоции и кроющиеся за ними импульсы универсальны, и к тому же умея определять эмоции по микровыражениям мимики, вы становитесь более осознанным и компетентным коммуникатором и знатоком людской природы. Вы даже можете помочь людям лучше понимать себя и разбираться в том, что ими движет.
  2. Эти знания и навык осознанности эмоций очень хорошо помогают в воспитании детей. Обучите своих детей простому алгоритму прояснения эмоций, описанному в третьем пункте. Покажите им важность осознанности и трезвого подхода к эмоциональным переживаниям и своим потребностям. Лучше всего, если вы сами освоите навык управления эмоциями (эмоциональной регуляции) и станете для них примером для подражания.

Итак, адаптационная модель эмоций Роберта Плутчика – это не только любопытная теория о базовых эмоциях и эволюционных предпосылках их формирования. С ее помощью возможно лучшее понимание внутреннего механизма психоэмоциональных динамик, и это знание служит большей осознанности и самоорганизации. Отталкиваясь от модели Плутчика, можно более эффективно использовать энергетический потенциал и импульс каждой из эмоций, и, сохраняя осознанность и понимание, выбирать адекватную модель поведения и ответ на ситуацию.

Напоминаем, что у нас на сайте имеется программа «Психическая саморегуляция», цель которой обучить практическим навыкам управления эмоциями и своим психическим состоянием. Она может заинтересовать тех, у кого есть сложности с контролем эмоций и уровня стресса, а также всех тех, кто просто хочет научиться управлять любыми своими состояниями.

И напоследок желаем вам осознанности и обращения своих эмоций себе на пользу!

Источник

Как использовать колесо эмоций Роберта Плутчика для развития эмоционального интеллекта.

Колесо эмоций Роберта Плутчика: общая информация

Американский психолог Роберт Плутчик закончил работу над теорией в 1962 году — тогда она была представлена в виде монографии.
Он изобразил 8 основных эмоций человека, представил их в виде противоположных пар. В итоге получилась яркая наглядная схема, напоминающая цветок. Колесо эмоций Роберта Плутчика включает в себя:

Центральный круг — аффекты — эмоции.
Средний — базовые или простые эмоции.
Внешний — сложные эмоции, получаемые, если соединить простые чувства в определенном порядке.

Обратите внимание: чем дальше эмоция удалена от центральной оси, тем слабее является переживание. В нижней точке смыкания лепестков — полное спокойствие или эмоциональный ноль. С помощью колеса эмоций Роберта Плутчика удается лучше представить свои или чужие чувства, понять их и научиться вызывать нужные, а при необходимости — корректировать поведение.

Эмоция состоит из нескольких компонентов.
Во-первых, это некое возбуждение в организме человека.
Во-вторых, это особое переживание в теле (например, при сильных эмоциях учащается пульс, краснеют щёки, трясутся руки).
В-третьих, эмоции экспрессивны, т.е. люди их выражают в интонации голоса, в словах, в движениях тела и в поведении.

Эмоции являются очень полезным приобретением эволюции человека. Благодаря эмоциональному реагированию люди лучше понимают друг друга, поскольку эмоции передают большое количество информации. Например, если собеседник злится, то можно делать некоторые предположения относительно его дальнейшего поведения и решений.

Кроме того, эмоции помогают вовремя осознать опасность или благоприятность момента. Они предупреждают нас, сигналят, привлекают наше внимание к чему-то важному и дают возможность найти верное решение в конкретной ситуации.

Эмоции подкрепляют нашу мотивацию и решимость совершить то, что хочется. Если бы наши цели были нам безразличны, мы бы к ним не стремились.

Однако эмоции могут и мешать нам. Человек, который не умеет осознавать свои переживания и не умеет их контролировать, зачастую это сталкивается с конфликтами в общении, переживает серьезную внутреннюю борьбу и испытывает общую неадекватность.

Вот простые вопросы, которые помогают осознать свои эмоции:

1.Что сейчас со мной происходит?
2. Что чувствует моё тело?
3. Что я хочу сделать?
4. Как называется это переживание?

Инструмент полезен и в работе с персоналом. С помощью него можно влиять на сотрудников во время развития, обучения и вовлечения, мотивировать работать лучше, разрабатывать тактику личного развития. Колесо дает возможность спрогнозировать не только действия конкретных людей, но и результаты работы команд.

Жук в коробке.

Как-то Людвиг Витгенштейн предложил такой эксперимент: представьте, что у вас и у меня есть по коробке. Я спрашиваю: «Что у тебя в коробке?» – и вы отвечаете: «Жук». Я говорю: «Вот классно, у меня тоже жук». И если мы оба не слишком-то интересуемся насекомыми, то вполне можем решить, что в наших коробках одинаковые жуки. А вот если захотим проверить, так ли это, что мы будем делать? Вероятно, скажем: «У меня здоровенный жук там, а у тебя?» – «У меня тоже здоровенный». Вроде бы по одному параметру совпало… Но что значит «здоровенный жук»? Для человека, который видел когда-либо южноамериканского жука-геркулеса, и для человека, который не видел ничего крупнее рогача, понятие о том, что значит «здоровенный жук», будет сильно отличаться. И хорошо, что жуков можно вытащить из коробки, поставить рядом и сравнить. А потом найти способ классифицировать их. А что если бы жуки водились только в закрытых коробках, видеть их могли бы только их владельцы, и то не целиком и краем глаза, – как бы мы говорили о них тогда? Представили? Вот и хорошо, теперь нет никакой нужды объяснять, почему описание и уж тем более классификация эмоций – одно из самых гиблых начинаний психологии.

Читайте также:  Чувствую вкус железа когда ем печень

Колесо эмоций

Попыток классификации эмоций было бессчетное множество, и большинство разбивалось об эту «жучиную» проблему. Ну в самом деле, как классифицировать штуки, которые нельзя ни пощупать, ни померить, ни отделить четко одну от другой? А слова, которыми они описываются, имеют множество близких, но в то же время разных значений, что создает отличную почву для шуток («Гоги, ты помидоры любишь?» – «Кушать да, а так – нэт»), но безобразную – для исследования. Однако даже на такой почве какую-никакую определенность можно прорастить.

Совместными усилиями социальных психологов вроде Пола Экмана, этологов, эволюционных и когнитивных психологов (которым удивительно хорошо удаются красивые и симметричные схемки) было создано несколько разных классификаций базовых эмоций. Самой удачной, на мой взгляд, является «колесо эмоций» Роберта Плутчика. Центральный круг на колесе – аффекты, средний – базовые эмоции, внешний – некоторые сложные эмоции. Чем дальше от центра, тем менее интенсивным является переживание, в нижней точке, где лепестки смыкаются, – полное спокойствие, эмоциональный ноль. Итак, эмоции бывают базовые и сложные.

Сложные эмоции получаются из базовых, базовые – из аффективно-поведенческих реакций на типичные ситуации (а вернее, на ситуации, типичные для наших гоминидных предков).

Альфрид Лэнгле, автор экзистенциальной теории эмоций, определяет аффект как непосредственное чувство, вызванное раздражителем. Он не длится долго – с исчезновением стимула почти сразу (или спустя недолгое «время затухания») исчезает и вызванный им аффект. В отличие от аффекта, который является всего лишь психической реакцией на раздражитель и личностно еще не интегрирован, эмоция – это продукт «преломления» аффекта через призму субъективных ценностей.

«Эмоция – это то, как человек переживает… то, что он воспринял из ситуации, – считает Аль¬фрид Ленгле, – эмоция – это не реакция, а своего рода внутренняя речь». Путем «преломления» аффекта через призму базовых социально-биологических ценностей мы получаем социально-биологические базовые эмоции. Сложные эмоции в схеме Плутчика получаются путем сложения простых.

Упражнения для тренинга эмоций.

Попробуйте несколько упражнений, которые можно сделать с этой таблицей (особенно полезны они будут тем людям, у которых типичные эмоциональные состояния описываются словами «плохо», «так себе» и «нормально».)

Гнев + Предвкушение = ЗАПАЛ

Предвкушение + Радость = ОПТИМИЗМ

Отвращение + Гнев = НЕГОДОВАНИЕ

Страх + Удивление = СМЯТЕНИЕ

Радость + Доверие = ЛЮБОВЬ

Печаль + Отвращение = ПРЕЗРЕНИЕ

Удивление + Печаль = ДОСАДА

Доверие + Страх = ПОКОРНОСТЬ

Гнев + Радость = ТРИУМФ

Предвкушение + Доверие = НАДЕЖДА

Отвращение + Предвкушение = ЦИНИЗМ

Страх + Печаль = ОТЧАЯНИЕ

Радость + Страх = РИСК

Печаль + Гнев = ЗАВИСТЬ

Удивление + Отвращение = ШОК

Доверие + Удивление = ЛЮБОПЫТСТВО

Гнев + Доверие = ДОМИНИРОВАНИЕ

Предвкушение + Страх = ТРЕВОГА

Отвращение + Радость = НЕЗДОРОВАЯ ТЯГА

Страх + Отвращение = ВИНА

Удивление + Гнев = ВОЗМУЩЕНИЕ

Доверие + Печаль = СОЧУВСТВИЕ

Радость + Удивление = ВОСТОРГ

Печаль + Предвкушение = ПЕССИМИЗМ

Эмоциональный ноль = ПОКОЙ

Воспринимайте эту таблицу не как Истинный и Непреложный Словарь Эмоциональных Проявлений, а как тренажер для развития эмоциональной компетентности.

  1. Внимательно просмотрите на таблицу. Допишите в нее недостающие, на ваш взгляд, варианты или исправьте предложенные. (Например, почему «Доверие + Грусть = Сочувствие»? Я бы сказал скорее «Сентиментальность» или «Ностальгия».) Подумайте, чем именно отличается ваш вариант от предложенного? Почему вы считаете, что он больше сюда подходит? Почему автору таблицы более подходящим показалось другое слово, из каких соображений он поставил его туда, какое значение он вкладывал?

2. Повторите это же упражнение в паре или в группе. Вас может удивить, что те названия, которые вам кажутся подходящими, вызывают возражения и недоумение у других людей, или то, что кто-то настойчиво станет предлагать слова, которые, по вашему мнению, явно не подходят. Возможно, вы понимаете эти слова по-разному. Обсудите и попытайтесь выяснить, в чем конкретно заключается разница.

3. Вспомните любую эмоцию, которой нет в таблице. Теперь подумайте, в какую ячейку ее лучше вставить? Чем эта эмоция отличается от всех прочих? Интенсивностью? Объектом, на который направлена? Чем-то еще?

Процесс выполнения упражнения позволит вам лучше разобраться в эмоциональном мире. А значит, не только лучше понимать чужие эмоции, но и чувствовать собственные. Ведь, как сказал тот же Витгенштейн, «границы моего языка определяют границы моего мира».

Плюс на минус.

Альберт Эллис, основатель рационально-эмоционально-поведенческой терапии, предложил когда-то простую и удобную формулу для описания того, как это «перемножение» происходит. А х В = С, где А – это активирующее событие, В – это наши взгляды и верования об устройстве мира, а С – это следствия (в нашем случае – сложная эмоция). Сложная эмоция определяется тем, как мы эту ситуацию интерпретируем. Одни люди позволяют себе оказаться раздавленными «негативными эмоциями», а другие – нет. И это говорит не столько о том, что у них другие физиологически реакции, сколько о том, что они переживают эти реакции иначе. Верования Эллис делит на рациональные и иррациональные. Первые выражены в форме пожеланий и предпочтений: «Мне нравится, когда мне удается то, чем я занимаюсь». Вторые – в форме абсолютных требований: «Я должен добиваться успеха во всем, за что бы ни взялся». И одна и та же эмоция при «умножении» на рациональное верование оказывается неприятной, но вполне выносимой, а при «умножении» на иррациональное – пыткой. Таким образом, здоровая негативная эмоция отличается от нездоровой лишь верованием, которое к ней применено.

Как выявить и как работать с иррациональными верованиями.

Узнать иррациональное верование можно по нескольким типичным признакам (следите за внутренним диалогом!)

Абсолютное требование к себе: «Я всегда должен всем нравиться».

Сверхобобщение: «Мне никогда ничего не удается».

Драматизация: «Это невыносимо! Я этого не переживу!»

Абсолютное требование к миру: «Такого не должно было случаться! Никогда!»

Катастрофицирование: «Не сдал отчет вовремя – теперь меня точно уволят, другую работу я не найду, денег не будет, через месяц меня вышвырнут из квартиры…»
Эти штуки, кстати, любят тусоваться вместе.

Инструмент для работы по выявлению иррациональных убеждений.
В спокойных размышлениях нет заранее фиксированного, ожидаемого результата в виде предполагаемого решения какой-либо задачи;
в спокойных размышлениях нет самой необходимости мыслить, т.е., выходить рассуждениями из проблемной ситуации;
в этих размышлениях одинаково ценно как логическое, так и алогическое мышление;
это скорее образное мышление, чем понятийное;
этот тип размышлений близок к музыкальному мышлению и его логике.

Здесь прямая ссылка: https://agb.podster.fm/

Прослушайте треки (их 19) в свободном режиме можно не по порядку и дайте обратную связь Александру Беляеву.
Если внутри спорите с информацией, которую услышите. то аргументы записываете и отправляете их в «личку», тогда по этому материалу Александр Беляев сможет сказать на каких базовых жизненных темах есть ограничения, которые мешают вам в жизни.

Вина – стыд: и вина, и стыд берут начало в отвращении и страхе быть отвергнутым референтной группой. Но если в случае вины отвращение вызывает отдельно взятый поступок, то стыд – это следствие распространения отвращения на того человека, который сделал то, чего не смел делать.

Досада – разочарование: вам грустно, что фортуна вдруг повернулась к вам задом, – это вполне здоровая досада. Но если вы считаете, что она не имела никакого права так с вами поступать и вообще мир жесток и преступно злонамерен – то это уже первый шаг к депрессии.

Читайте также:  Как справиться с неприятными эмоциями

Тревога – беспокойство: тревожиться в ожидании пугающих событий – вполне нормально. Но если вы убедили себя, что по этому событию проходит водораздел между потенциальным благоденствием и необратимым крушением всех жизненных чаяний, то тогда тревога перерастает в беспокойство.

Зависть – ревность: грусть и злость от того, что у кого-то есть то, что не помешало бы вам, – здоровая зависть, двигатель свершений. Но стоит вам уверовать, что нечто должно непременно принадлежать исключительно вам, – и вот уже ваши мускулистые черные руки душат девицу.

Список подобных пар можно было бы продолжать, но, думаю, основная мысль ясна: страдание – это следствие не эмоций, а неверного обращения с эмоциями.

Благодарим Андрея Беспалова за материал статьи «Колесо эмоций Роберта Плутчика»

Рекомендации для руководителей:

Как пользоваться колесо эмоций Роберта Плутчика при обучении
Обучение будет успешным, если слушатели усвоят информацию, воспримут ее. Для этого у них должно быть приподнятое настроение, а мысли направлены на запоминание сведений. Если спикер не способен вызвать интерес у публики, люди начинают заниматься своими делами, думать о проблемах, отвлекаться и разговаривать.

До начала проведения обучающего мероприятия воздействуйте на эмоциональную сферу слушателей, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика.

Ваша задача — задействовать внутренние ресурсы подчиненных, а не только мотивировать их обещаниями и внешними стимулами. Это интересно! Одна из важных эмоций, которая участвует в успешной деятельности, — эмоция интереса. В совокупности с доверием и радостью она дает человеку энергию, чтобы достигать цели и быть готовым к вызовам. Коктейль эмоций интерес-радость-доверие побуждает к творчеству.

Вариант №1. Смешивайте эмоции

Выберите чувство, которое вы хотите вызвать у сотрудников. Найдите его в колесе, посмотрите, из каких простых эмоций его можно получить. Например, вызвать любопытство помогает интрига или доверительная обстановка, зарядить оптимизмом — знание конечного результата и т.д. По сути, вам нужно вызвать несколько эмоций, которые в комбинации друг с другом дадут желаемый результат. Какие инструменты для этого использовать — решать вам. Лучше заранее подумайте над этим, чтобы не пришлось импровизировать. Выучите таблицу с эмоциональной арифметикой или распечатайте ее, чтобы при необходимости подглядывать. Эмоциональная арифметика: какие эмоции сочетать

Вариант №2. Создайте позитивную атмосферу

При обучении сотрудников учитывайте тот факт, что познавательная активность мозга зависит от испытываемых человеком эмоций. Сложная информация, требующая умственного напряжения, усваивается только в позитивной обстановке. Если участники напряжены, вызовите эмоцию радости и доверия. Добиться этого можно несколькими способами. Тщательно подготовьтесь к мероприятию, подберите спокойные фоновые мелодии, которые будут расслаблять, но не отвлекать. Дайте участникам время, чтобы они пообщались, познакомились, обсудили что-нибудь. Если у вас нет времени на подготовку, расскажите интересную историю, связанную с темой обучения, в самом начале тренинга, которая вызовет разноплановые эмоции. Важно, чтобы участники прониклись повествованием, сопереживали главным героям.

Пример: Менеджер по обучению компании-дистрибьютора селективной парфюмерии Станислав раз в несколько недель проводит тренинг. Его задача — погрузить новичков в корпоративный контекст, дать информацию о продукте. Приходя на встречу, люди чувствуют благоговение перед новым этапом в жизни. Эта эмоция состоит из страха и удивления. Чтобы воздействовать на аудиторию, тренер добавляет к этим эмоциям чувство доверия. Обычно Станислав начинает мероприятие с интересной истории: «Недавно мы запускали на рынок линию ароматов в красивых флаконах с полудрагоценными яркими камнями. Продукт дорогой. Руководитель проекта, которого назначили популяризировать марку, сомневался в успехе. Не по душе ему были ароматы! А его помощница оценила духи. У нее возникло много новых идей, как донести до потребителей очарование линии. Как вы думаете, чем закончилась история?». Участники приступают к активному обсуждению, осваиваются, начинают доверять тренеру, поэтому мероприятия проходят с максимальной пользой.

Вариант №3. Вызовите любопытство

Любопытство побуждает людей слушать внимательнее, улавливать каждое слово, поэтому оно важно при обучении. Чтобы его вызвать, смешайте удивления с доверием. Для этого подойдет красочная презентация. Также вы можете задать нестандартный или провокационный вопрос, запускающий мыслительные процессы. Побудите людей задуматься, проанализировать, дать ответ. Будет идеально, если вы спровоцируете жаркую дискуссию среди участников. Применение колеса эмоций Роберта Плутчика при развитии внутренних коммуникаций Многие HR-ры сталкиваются с проблемой развития внутренних коммуникаций компании. Связано это с тем, что они не могут вызвать интерес у сотрудников. Чтобы исправить ситуацию, задействуйте эмоции. Вызовите любопытство. Например, при развитии корпоративного портала ежедневно добавляйте интересные новости, делитесь собственными наблюдениями. Провокационная информация — запрещенное, но мощное оружие. Используйте ее, если ничто другое не помогает. Сочетайте доверие и предвкушение, чтобы «заманить». Вызывайте эти же и другие эмоции на совещаниях. Так вам не придется заставлять сотрудников посещать их, придумывать наказания, если они не придут. При подготовке к мероприятию обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика. Заранее думайте, как и с чего вы начнете, чтобы заинтересовать подчиненных, чем закончите.

Пример: В компании «Альфа» руководитель Александр не заставлял работников ходить на совещания и посещать корпоративный сайт, но сотрудники все равно делали это. После его ухода ситуация изменилась. Новый управляющий Даниил жаловался директору Станиславу, что подчиненные не желают обсуждать даже серьезные проблемы, а посещаемость сайта упала. Станислав решил поговорить с персоналом. Он выяснил, что поведение сотрудников связано с тем, что им скучно на совещания, а ничего нового управляющий не говорит и не предлагает. После разговора директор вызвал Даниила и попросил его изучить колесо эмоций Роберта Плутчика и научиться им пользоваться. Ситуация изменилась, когда управляющий стал вызывать заинтересованность, предвкушение у сотрудников. Они охотнее шли на совещания, ведь на них стало не так скучно. Как стимулировать персонал с помощью эмоций Эмоции влияют на все сферы жизни человека, его здоровье. Чем больше позитивных чувств испытывает работник, тем эффективнее работает. Создайте в коллективе ощущение благополучия, стабильности, радости. Комбинируйте разные эмоции, записывайте, как себя ведут подчиненные, каких результатов достигают. Со временем вы научитесь ловко вызывать те чувства, которые нужны для решения текущих задач. Экспериментируйте на себе. Заведите дневник, в который записывайте то, что произошло в течение дня, перечисляйте испытываемые эмоции. Через месяц проанализируйте, как и в каких ситуациях вы действовали, что вами управляло. Периодически обращайтесь к колесу эмоций Роберта Плутчика, чтобы пополнить арифметическую таблицу собственными комбинациями чувств. Почему не удается вызвать эмоции у других Не каждый руководитель умеет вызывать аффекты у подчиненных, распознавать их и управлять ими. Если вы только начали карьеру в этой области, начните с себя. Повышайте уровень эмоционального интеллекта, практикуйте комбинации чувств, опираясь на колесо эмоций Роберта Плутчика. Только тогда, когда вы научитесь управлять собой, сможете влиять на коллег. Справка: отсутствие эмоций у человека может говорить о профессиональном выгорании, усталости, а не только о низком уровне EQ. Если вы замечаете, что сотрудники отрешены, не реагируют даже на серьезные раздражители, выясните причину поведения и устраните ее. Помните, что умение управлять эмоциями важно не только для вас, но и ваших подчиненных. Уделяйте внимание личностному росту, проводите тестирование, устраивайте тренинги, раздавайте памятки с рекомендациями по развитию EQ. Со временем вы заметите, что вызывать нужные чувства стало проще, как и управлять ими.
Вывод Колесо эмоций Роберта Плутчика — не такой простой инструмент, как кажется на первый взгляд. Научиться им пользоваться смогут люди, которые знают основы психологии, умеют управлять своими эмоции, определять чувства других и вызывать их. Чтобы узнать тонкости влияния на эмоциональную сферу человека, читайте книги, тренируйтесь, тогда у вас все получится.

Рекомендуем следующие книги к прочтению для развития эмоционального интеллекта:

Источник

Оцените статью