Базовые эмоции для детей 6 7 лет

Конспект развивающего занятия для детей 6–7 года жизни «Удивительный мир эмоций»

Оксана Мойсеюк
Конспект развивающего занятия для детей 6–7 года жизни «Удивительный мир эмоций»

Цель: Развитие эмоциональной сферы детей старшего возраста.

Задачи:

— создать положительный эмоциональный микроклимат в группе,

активизировать детей на предстоящую деятельность;

— снять эмоциональное и мышечное напряжение;

— продолжать развивать эмоциональную сферу ребёнка, мелкую моторику, воображение;

— развивать умение детей различать эмоции в графическом изображении, умение понимать свое внутреннее состояние и состояние окружающих людей, и передавать настроение с помощью мимики, выразительных движений;

— развивать коммуникативные навыки и активизировать словарь детей.

— закреплять умение ребенка справляться с отрицательными эмоциями

Методы:

1. Игровые методы снятия психоэмоционального напряжения.

2. Этюды на развитие выразительных движений.

3. Беседа с детьми.

5. Элементы арттерапии.

6. Здоровьезберегающие технологии (пальчиковая и дыхательная гимнастастика, динамическа пауза)

Материалы и оборудование: Цветок; мешочки разных цветов; пиктограммы: радость, удивление, злость, грусть, страх; листы бумаги А4, краски, кисточки, стаканы с водой; поднос с продуктами; мяч, индивидуальные коврики, магнитофон с диском записи музыки для релаксационного упражнения и динамической паузы.

Литература:

1. Сидорова И. В. Развитие коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего возраста.

2. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.

3. Гурин Ю. В. Монина Г. Б. Игры для детей от трех до семи.

4. Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. Цветик — семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет. — СПб. : Речь; 2014. — 160 с.

Ход занятия.

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

Приветствие.

Цель: создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Дети стоят в кругу. Педагог-психолог: — Здравствуйте ребята, как же я рада видеть вас, я так ждала нашей встречи.

Придумано кем-то просто и мудро — при встрече здороваться:

«Доброе утро!» (дети произносят хором)

«Доброе утро!» — солнцу и птицам! (дети руки поднимают вверх)

«Доброе утро!» — улыбчивым лицам. (каждый ребенок поворачивается к соседу и улыбается ему)

— Ребята, а вы уже заметили, что у нас гости. Давайте поздороваемся и поприветствуем наших гостей». А можете ли вы сказать, какое настроение сегодня у наших гостей?».

«Как вы догадались?» (Ответ детей: по выражению лица.).Здорово, ребята! Вы такие внимательные.

Разминка. Упражнения «На что похоже мое настроение».

Цель: Снять внутреннее напряжение, настроить на взаимодействие в группе. Выражение эмоционального состояния через ассоциации. Осознание своего внутреннего мира.

Инструкция: «Прислушайтесь к себе. На какое природное явление похоже ваше настроение?». Упражнение выполняется в кругу с мячом.

Упражнение «Мысли и настроение»

Цель: Настрой детей на занятие.

Сейчас я буду перечислять мысли и настроения. Если мы какую-либо мысль берем с собой в дорогу вы хлопаете в ладоши, если не берем – вы топаете ногами.

— У меня все получится

— Мне очень грустно

— Все будет хорошо

Вот такие мысли будут с нами на занятии.

Психогимнастика «Волебный цветок».

Ритуал вхождения (звучит спокойная музыка)

— Сегодня мы отправляемся в сказочную страну под названием «Царство эмоций», а попасть в нее нам поможет «волшебный цветок». Детям предлагается встать вокруг волшебного цветка, чтобы не мешать друг другу, протянуть над ним руки, закрыть глаза и попросить цветок пропустить нас в сказочную страну.

— Глубоко вдохните и полностью выдохните. Волшебный цветок несет нас по морю «Радости», он дает нам силу, уверенность. Еще раз вдохните и выдохните. Откройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох, расправьте плечи. Наш волшебный цветок привел нас в «Царство эмоций».

Что-то нас никто не встречает? А вы хотите узнать, кто живет в этой волшебной стране? А живут в этом царстве необычные жители – эмоции и наше настроение. Они пока невидимы для нас, но каждый кто попадает в эту страну ощущает их присутствие. Жители этого царства такие выдумщики и фантазеры, здесь нас ожидают разные игры и задания.

Читайте также:  Гифки красивые цветы для женщин для настроения

— Посмотрите, какой красивый мешочек нам оставили жители сказочной страны. Давайте посмотрим, что же там внутри. Дети отгадывают загадку и достают мешочек соответствующего цвета.

Какого цвета мешочек? Постарайся почувствовать, каким тебе кажется этот цвет, какое настроение он вызывает?

Это мешочек не обычный, он с заданием.

Отгадайте «Как мы можем определить, какое у человека настроение? (по мимике лица). Давайте потренируемся и выполним упражнение «Тренируем эмоции».

Я буду вам давать задания, а вы его выполнять.

Упражнение «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

1. Нахмурьтесь, как

-как рассерженный человек;

-как злая волшебница.

2. Улыбнитесь, как

-как самый счастливый человек на свете;

-как хитрая лиса.

3. Разозлитесь, так

-как ребенок, у которого отняли любимую игрушку;

-как человек, которого ударили.

4. Испугайтесь, как

-заяц, увидевший волка;

-как котенок, на которого лает собака;

-как ребёнок, потерявшийся в лесу.

-папа после работы;

-как человек, поднявший тяжелый груз;

-как муравей, притащивший большую соломинку.

6. Засмейтесь самым счастливым смехом.

7. Удивитесь так, как будто вы увидели чудо.

Замечательно вы справились! Давайте отгадаем следующую загадку.

Ребёнок вынимает из волшебного мешочка маленький мешочек соответствующего цвета цвета.

Какого цвета мешочек? Постарайся почувствовать, каким тебе кажется этот цвет, какое настроение он вызывает?

Это мешочек не обычный, это «Мешочек-Угадай-ка»

Упражнение «Угадай эмоцию».

Цель: Развивать умении по схеме узнавать эмоции и изображать их с помощью мимики и пантомимики.

На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики. Остальные дети — зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок.

(робота с пиктограммами радость, удивление, злость, грусть, страх)

Вы замечательно справились и с этим заданием.

Давайте отгадаем следующую загадку.

Ребёнок вынимает из волшебного мешочка маленький мешочек соответствующего цвета.

Какого цвета мешочек? Постарайся почувствовать, каким тебе кажется этот цвет, какое настроение он вызывает?

Упражнение «Повтори фразу».

Цель: Развивать умение различать настроение по интонации голоса.

-Молодцы ребята вы хорошо различаете настроения, но ведь мы узнаём настроение не только по мимике, но и по интонации голоса. Давайте попробуем сказать фразу «Маша ела кашу» с разными эмоциями, а значит используя соответствующую мимику и интонацию.

Упражнение «Отгадай по вкусу».

Цель:Развивать умение устанавливать ассоциации.

-Каждое настроение имеет свой вкус и запах. Угадайте,о каком настроении напоминает вам этот вкус?».

(Дети закрывают глаза и по вкусу лука, кислого лимона, сладкого винограда определяют ту или иную эмоцию) .

-Ну, молодцы! Давайте вытащим следующий мешочек.

Ребёнок не глядя вынимает из волшебного мешочка следующий маленький мешочек.

Какого цвета мешочек? Как ты думаешь, какое у него настроение? (ребёнок, опираясь на цвет, определяет, какую эмоцию это могло бы выражать)

Это мешочек не обычный, он с игрой. Мешочек с игрой.

Динамическая пауза «У жирафа….»

Цель: Снять психоэмоциональное напряжение у ребенка.

— Жители «Царства эмоций» любят играть в игры и у них есть любимая игра «У жирафа…» (звучит аудиозапись).

Мы с вами поиграли, но у нас еще что –то осталось в волшебном мешочке. Давайте отгадаем следующую загадку и узнаем задание.

Ребёнок вынимает из волшебного мешочка маленький мешочек соответствующего цвета.

Какого цвета мешочек? Постарайся почувствовать, каким тебе кажется этот цвет, какое настроение он вызывает?

— Ребята, жители царства рассказали, что у них бывает разное настроение.

Чаще они радуются и удивляются, но бывает, что жители злятся, грустят, обижаются.

— Бывает ли у нас грустное, плохое настроение?

Что мы делаем, чтобы победить грусть? (ответы детей). Например, поиграть с друзьями, вспомнить о чем-нибудь приятное, вспомнить о сладкой конфете, взять свою любимую игрушку, прижать к себе, поиграй с ней, сделать доброе дело, поговорить с другом, поиграть с домашними животными, посмотреть любимый мультфильм, нарисовать рисунок, улыбнуться себе в зеркале. Вот видите как много способов повышения настроения.

Упражнение «Волшебный мешочек с обидами».

Игра «Волшебные мешочки»

Цель: закреплять умение ребенка справляться с отрицательными эмоциями, не подавляя их, направлять в новое, рациональное русло.

Читайте также:  Встречаюсь с девушкой без чувств

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого они могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

Пусть у нас всегда будут только хорошее настроение, и только положительные эмоции! Вы согласны со мной?

Релаксация «Радуга».

Цель: Снять эмоциональное и мышечное напряжение.

Упражнение «Сюрприз».

Цель: Снятие негативных эмоциональных состояний, вызвать радость, удивление.

Посмотрите у меня в руках волшебные листочки. Вам надо закрасить их и вы увидите, что произойдет».

(Дети закрашивают красками заранее подготовленные листочки с нарисованными воском пиктограмм).

Нам пора возвращаться в детский сад, а поможет нам волшебный цветок.

Рефлексия.

Вопросы: давайте вспомним с вами упражнения и игры, в которые мы сегодня играли. Чем мы с вами сегодня занимались, понравилось ли занятие, какие игры запомнились больше всего, что заинтересовало? Почему?

Мы с вами сегодня большие молодцы! Мы хорошо поработали и многое успели!

Упражнение «Пожелания» выполняется по кругу.

«Накормим куклу Машу кашей». Конспект игры-занятия по развитию речи для детей 2-го года жизни Накормим куклу Машу обедом (Конспект игры — занятия по развитию речи с детьми 2-го года жизни) Составила и провела: воспитатель Стрельцова.

Конспект интегрированного занятия «К сороке на угощение» для детей второго года жизни Цель: обогащать эмоциональное, речевое, умственное развитие детей, новыми впечатлениями. С помощью фольклорных произведений закрепить и.

Конспект НОД «Удивительный мир эмоций и чувств» Конспект НОД «Удивительный мир эмоций и чувств» Задачи: 1. Углубить представления детей о различных эмоциональных состояниях. 2. Развивать.

Конспект обобщающего игрового занятия для детей второго года жизни «Сад-огород» Конспект обобщающего игрового занятия для детей второго года жизни Тема: «Сад-огород» Цель: способствовать развитию связной речи, активизировать.

Конспект занятия по формированию лексико — грамматических категорий и связной речи для детей 7 года жизни по теме: Весна Цели занятия. Обучающие: *обобщить и закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; *учить устанавливать простые причинно-следственные.

Конспект занятия по социально-нравственному развитию дошкольников пятого года жизни Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект занятия по театрализованной деятельности с детьми 3-его года жизни с ЗПР «Под грибом» Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с детьми 3-его года жизни с выраженной задержкой психомоторного и речевого развития.

Конспект занятия с детьми 7 года жизни по познавательно-исследовательской деятельности «По следам динозавров» Технологическая карта (автор А. Н. Леонтьев) Вид деятельности: познавательно-исследовательская. (Окружающий мир) Тема занятия: квест-игра.

Обобщение семейного опыта по формированию здорового образа жизни у детей третьего года жизни Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы.

Сценарий новогоднего праздника для детей шестого и седьмого года жизни (декабрь 2016 года) В зал заходит ведущая, поздравляет всех с праздником, предоставляет слово зав. детсадом. Звучит рус. нар. песня «Уж ты, зимушка-зима!» 1-й.

Источник

Как научить ребёнка выражать свои эмоции

Вместе с психологом разбираемся, какие есть виды и способы выражения эмоций у детей и почему так важно обозначать эти состояния.

Полина Жданова

Координатор тьюторов и психологов в «Домашней школе Фоксфорда», магистр консультативной психологии и аспирант НИУ ВШЭ. Знает, как помочь выражать чувства и эмоции.

Для начала разберёмся с понятиями:

  • эмоции — это психические реакции человека на ситуацию;
  • чувства — это эмоциональные процессы, в которых отражается отношение.
    Например: «Мне страшно» — это эмоция, а «Я боюсь этой собаки» — чувство, связанное с отношением к определенному объекту.

Зачастую дети не знают, как им реагировать на ситуацию или как справиться с тем потоком ощущений, что зарождается в них. Поэтому задача родителя — не подавлять чувства и эмоции чада, а научить контролю и управлению. Внимание к эмоциям ребёнка — это важнейший компонент развития эмоционального интеллекта (ЭИ).

Виды и способы выражения эмоций

Современная психология выделяет три способа выражения эмоций:

  • ненастойчивый — по человеку часто невозможно догадаться об истинном состоянии;
  • агрессивный — так называемое «ты-послание», когда ответственность за вызванную эмоцию перекладывается на партнёра (например, «ты просто вывел меня из себя»);
  • открытый (уверенный) — наоборот, «я-послание» (например, «я огорчена, потому что есть ощущение, что ты что-то не договариваешь»).
Читайте также:  Когда у водолея нет настроения

Американский профессор психологии Роберт Плутчик в 1980 году придумал концепцию, в которой обозначил восемь основных видов эмоций (на картинке они находятся в центре) и связанные с ними производные. Он также подчеркнул, что эмоция состоит из трёх компонентов:

  • возбуждение в организме человека;
  • особое переживание в теле, например, дрожь;
  • экспрессия, например, повышающаяся интонация.

Как ребёнок выражает свои эмоции

Эмоции бывают положительными и отрицательными. Формы выражения эмоций могут быть разными: слова, действия или внутренние переживания.

Ребёнок может плакать, когда ему дискомфортно, больно или нужна мама рядом, и улыбаться, когда он сыт и доволен. Уже начиная с этого этапа, родители могут совершить типичную ошибку — говорить ребёнку: «Не плачь», «Прекрати себя так вести», «Тише, сейчас все разбегутся». В таком случае родители как бы запрещают ребёнку чувствовать, проявлять свои эмоции. Спрятанные ощущения малыша могут найти выход в других ситуациях, например, психосоматике или агрессивном поведении с другими детьми.

Когда ребёнок взрослеет, он уже может выражать эмоции словами. Например, говорить, что ему грустно или радостно. Здесь частая проблема — это чёрно-белый мир. Ребёнок не различает оттенки эмоций, а родители не стремятся расширить его представления об этом.

В раннем возрасте дети совершенно не контролируют свои эмоции, которые ярко вспыхивают и быстро гаснут. Ко второму году жизни у детей формируется интерес друг к другу, к третьему — чувствительность к отношениям со сверстниками, к четвёртому — появляется готовность оценивать поступки. Уже к 5–6 годам эмоция регулирует действия ребёнка, а к 7 — зарождается сопереживание. А дальше ребёнок учится контролировать эмоции.

Как научить ребёнка выражать эмоции

Выслушайте

Для того, чтобы ребёнок учился выражать эмоции, очень важно дать ему возможность выразить любые, даже самые сложные чувства в безопасной обстановке без осуждения.

Признайте важность эмоций

Подчеркните, что чувствовать и эмоционировать — это нормально. «Я понимаю, что ты расстроился», «Да, это неприятная ситуация». Не обесценивайте его чувства: то, что пустяк для вас, для него — целый мир.

Создавайте словарик эмоций

Например, «Я счастлив», «Я рад», «Я расстроен», «Я злюсь». Задавайте ребёнку вопросы: «Какое у тебя сейчас настроение? Какую эмоцию испытываешь из-за этого события?».

Обозначайте свои чувства

Ребёнок учится делать то же самое, что видит в поведении родителя. Если вы выражаете свои эмоции, ребёнку будет легче этому научиться, «Я рада, что ты съел целую тарелку каши», «Я расстраиваюсь, когда ты уходишь из дома, но забываешь мне сообщить».

Ищите альтернативные варианты выражения сложных чувств

Например, ребёнок может выместить злость на подушке или нарисовать свою грусть.

Планируйте пути решения

Например, если у ребёнка случился конфликт с одноклассником, подумайте вместе, как он может поступить и как отреагировать. Ситуацию можно проиграть по ролям.

Обсудите героев

Посмотрите вместе мультики или кино, обсудите поступки героев, их мотивы, эмоции и предложите ребёнку поразмыслить, как бы он поступил в сложившейся ситуации.

Формируйте «я-позицию»

Для того, чтобы ребёнок мог выражать свои чувства и эмоции, ему нужно научиться обозначать их через «Я»: «Я огорчён», «Мне было неприятно». Так ребёнок не будет винить другого человека (например, «Ты поступил отвратительно»), а будет выражать своё отношение к произошедшему.

Запишите ребёнка на курсы

Например, в «Домашней школе Фоксфорда» наставники помогают детям развивать такой важный навык, как эмоциональный интеллект, благодаря чему ребёнок сможет лучше понимать свои и чужие эмоции и чувства.

А при таких эмоциональных трудностях в поведении, как агрессивность и плаксивость, проблемах с контролем эмоций можно пройти консультации психологов, которые помогут выявить причины эмоциональных проблем и дадут рекомендации.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Источник

Оцените статью