Базовые эмоции человека экман

Система базовых эмоций Экмана

Идея о том, что мимика универсальна, была впервые предложена Дарвином, но обрела популярность лишь в 1970-е годы благодаря Полу Экману. Экман заявил, что мимика создается посредством движений лицевых мышц и связь этих движений и эмоций универсальна.

Система базовых эмоций по Полу Экману.

Он демонстрировал снимки лиц с выражением различных эмоций людям из разных частей света – жителям Северной и Южной Америки, Японии и даже представителям народности форе, проживающей в горах Папуа – Новой Гвинеи. Все они идентифицировали одни и теже эмоции. Он также заснял американских и японских студентов во время просмотра фильмов и увидел, что и они используют одинаковую мимику.

Результаты этих экспериментов Экман воспринял как доказательство того, что люди разных культур выражают эмоции одинаково, и предположил, что в основе подобной универсальности лежат эволюция, врожденные механизмы мозга или общие процессы развития. Свои находки Экман применил для создания Системы кодирования лицевых движений (Facial Action Coding System, FACS).

Он использовал эту систему для изучения того, как меняется мимика при психических расстройствах, и пришел к выводу, что страдающие депрессией и шизофренией теряют способность распознавать некоторые эмоции. FACS классифицирует и документирует все возможные выражения лица в зависимости от того, какие мышцы или «двигательные единицы» сокращаются в один отрезок времени.

Список и характеристика базовых эмоций.

Базовые эмоции появляются благодаря нейронным программам, заложенным в человеке с рождения, так что большая часть этих эмоций является врожденной. На их основе образуются комплексные социальные структуры и явления. Ниже приведен список таких эмоций:

Радость — эмоция, обычно мотивирующая, поднимающая настроение, связана со счастьем. Считается противопоставлением печали. Обычно проявляется как смех, повышение голоса, подпрыгивание, хлопанье в ладоши.

Удивление — самая кратковременная эмоция, появляющаяся вследствие какой-либо неожиданной ситуации, которая может быть как приятной, так и неприятной. У нее нет противопоставлений.

Печаль — эмоция, возникающая при утере чего-либо или бедности. Печаль – нормальное состояние человека, которое обычно быстро проходит. При неблагоприятных ситуациях возможно появление скорби.

Гнев — отрицательная эмоция, основанная на борьбе против несправедливости, которую испытывает человек, и желанием как можно быстрее избавиться от нее.

Отвращение — кратковременная или длительная эмоция, выражающая ненависть, отрицательную реакцию на кого-либо или что-либо.

Презрение — эмоция, выражающая пренебрежение, неуважение, индифферентность к кому-либо или чему-либо. Связана с гордыней, высокомерием, чувством собственного достоинства, самоуверенностью.

Страх — отрицательная эмоция, выражающая напряженность в связи с ожиданием определенных ситуаций, поступков, которые представляют угрозу. Может варьироваться от опасения до настоящего ужаса.

По Экману, мимика считается универсальным языком эмоций. Однако в ходе исследования, проведенного в 2009 году, выяснилось, что жители Западной Европы и азиаты расшифровывают эмоции по-разному, в частности азиаты не различают выражение страха и отвращения на лице человека (согласно Системе кодирования лицевых движений – FACS).

Таким образом, можно сделать предположение, что мимика все же не является универсальной.

Источник

Правило формирования эмоций. Атлас эмоций. Пол Экман

Добра и мира всем желающим прожить счастливую жизнь, читателям блога «Антидот».

Ну что скажете, как ощущения? Немного легче стало жить? Судя по комментариям, создается впечатление, будто эта методика помогает не только мне.

Мы уже разобрали три секрета из пяти, которые нужно узнать, чтобы жить счастливо, и вот уже три выпуска подряд мы говорим о четвертом секрете – об эмоциональном интеллекте. В прошлых двух выпусках мы разобрали суть эмоционального уравнения, и в последующих мы будем разбирать наши эмоции по кирпичикам. И начнем со страха.

Но перед этим позвольте мне внести несколько слов о, разной степени выраженности наших эмоций.

Я уверен, что в вашей жизни не раз возникала ситуация, когда что-то у вас вызывало негативную эмоцию. Вы видели или слышали что-то, что вас немного расстраивало, но следующая мысль была типа: «Да ладно, буду я еще свои нервы на это тратить. Проехали».

Но были и другие моменты в вашей жизни, когда что-то вас раздражало настолько, что вы не могли ничего с собой поделать и высказывали все, что вы думаете по этому поводу, или, может быть, даже прикладывали свой кулак к наглому рыжему лицу, которое сделало что-то оскорбительное или подлое.

На самом деле в двух подобных ситуациях возникала одна и та же эмоция, но разной степени выраженности.

Это были просто два разных уровня гнева, которые наш мозг сгенерировал в двух разных жизненных ситуациях.

Иногда мы даем этим разным уровням эмоций совершенно разные имена, даже если они происходят от одной базовой эмоции, с которой они связаны. Например, страх на низком уровне — это то, что мы называем беспокойством или иногда нервозностью.

Хотя страх на высоком уровне мы часто называем паникой или ужасом. Гнев на самом низком уровне можно назвать раздражением, а на более высоком — классифицировать как ярость. Грусть на низком уровне можно считать разочарованием, а на высоком — отчаянием.

Читайте также:  Социальные эмоции это виды социальных эмоций

У каждой уникальной эмоциональной группы есть эти субъективные уровни серьезности, и, честно говоря, слова, которые мы используем, являются полностью субъективными.

Я обычно разделяю каждую эмоциональную группу на пять различных степеней, но при этом я также смиренно признаю, что из-за субъективной природы их восприятия, Может быть, мы узнаем, что на самом деле есть двадцать уровней гнева, а не пять. Кто знает?

Всемирно известный исследователь эмоций — доктор Пол Экман вместе со своей дочерью — доктором Евой Экман выпустили визуальный Атлас эмоций на своём сайте. paulekman.com где страх, Экман разбивает на 9 степеней, гнев – на 7, а грусть на 11.

Так в чем разница между состоянием раздражения и ярости? Или это просто два разных слова для одной и той же эмоции?

Наш мозг просто создает наши основные эмоции разной степени выраженности, которые мы в свою очередь называем разными именами.

Поэтому давайте обсудим то, как наш мозг определяет например степень гнева, которого он будет генерировать. Это будет – просто раздражение или это будет ярость.

Назовем это « Правилом выраженности эмоции » или « Правилом, по которому наш мозг определяет, насколько сильная эмоция будет генерироваться ». Это в принципе не сложно.

Вот это правило: степень эмоции, которую вы будете испытывать, определяется отношением между значениями Ожидания-Предпочтения и Восприятия. Чем выше значение Ожидания-Предпочтения и ниже значение Восприятия, тем более серьезная эмоция будет генерироваться.

Это заумное определение на самом деле очень легко понять. Из нашего уравнения эмоций мы знаем, что наши ожидания-предпочтения создаются автоматически для каждого элемента на нашей карте себя. И не секрет, что мы заботимся о некоторых вещах больше, чем о других, поэтому не все вещи на нашей карте.

Некоторые вещи важнее для нас. Например, вы можете быть более привязаны к своей маме, чем к дальнему родственнику, которого вы никогда не встречали.

Поэтому, когда ваша мама звонит, чтобы одолжить у вас последние 100 долларов, но в тот же самый момент вы получаете неожиданное электронное письмо от одного из ваших анонимных двоюродных братьев, просящих вас об этом же, то ваши деньги скорее всего, получит ваша мама, а не двоюродный брат.

Различия в уровне нашей привязанности есть также с нашими материальными ценностями. Например, у вас есть любимая пара туфель, и если бы я взял их из вашего шкафа, чтобы отдать их бездомному, вы бы сразу же забрали их у меня и со словами: «Да, я за то, чтобы помогать другим, но давай пожертвуем другую пару вместо этих».

Короче говоря, все элементы на нашей карте себя имеют разное значение или разную важность для нашего мозга.

И степень их важности будет определять силу эмоции. Более или менее сильными они будут в зависимости от того, насколько вы привязаны к этому элементу, создающему Ожидание-Предпочтение.

Если элемент для вас важнее и находится ближе к центру вашей карты себя, то возникающая в результате эмоция, связанная с этой идеей, потенциально будет более мощной, чем если бы элемент находился ближе к краю вашей карты себя, то есть о чем вы не особо паритесь.

Давайте представим ситуацию, когда мы берем статическое восприятие и сравниваем два разных уравнения для примера.

Допустим, восприятие состоит в том, что кто-то заболел раком. Если ваша дочка заболела раком то вы, скорее всего, будете более обеспокоены, чем, если бы, скажем, раком заболел ваш друг. Они оба существуют в вашем мире, и вы заботитесь о них обоих, но дочка ближе к центру вашей карты, чем друг, поэтому степень беспокойства выше.

Привыкайте смотреть на свои эмоции таким образом. Когда вы сосредотачиваете свои мысли на уровнях мощности предметов на своей карте, вы находитесь в комнате управления мозгом и в режиме реального времени можете менять значение Ожидания-предпочтения, и тем самым снижать степень эмоции,то есть контролировать свой мозг.

Другая половина, определяющая серьезность эмоций, столь же проста. Это связано со значением другой половины уравнения эмоций, а именно, нашего Восприятия.

Мы можем согласиться с тем, что мой сын находится близко к центру моей карты меня моего мозга.

И я думаю, вы согласитесь что, у меня будет два различных уровня эмоциональной реакции, если я получу два разных по значению восприятия.

Например, если я стану свидетелем того, что кто-то в костюме медведя бежит по лужайке к моему двухлетнему сыну, и что этот, пьяный дядя Вася в костюме медведя почти ничего не видит и может споткнуться в любую секунду и упасть на него, или может напугать моего сына, потому что он еще не знает, что это просто переодетый дядя, а не настоящий медведь.

Однако, если бы я увидел настоящего дикого медведя, бегущего по лужайке к моему сыну, то второй сценарий с настоящим медведем — это совсем другой уровень восприятия опасности для моего сына.

Читайте также:  Для чего пишут дневник чувств

Ну, вы поняли. Значения ОП и В определяют выраженность эмоции, которая будет сгенерирована нашим мозгом.

Сначала мозг выясняет, насколько серьезна эта ситуация. Затем он понимает, следует ли проявлять беспокойство или панику, если выбрана группа страха, или что следует выбрать: раздражение или ярость — если это группа гнева. И это работает так же для счастья, грусти и всех других эмоциональных групп с их индивидуальными эмоциями.

Не правда ли просто? Ну, я же говорил.

Вот вам две ручки, которые можно крутить в режиме реального времени в комнате управления своим мозгом для того, чтобы регулировать свои эмоции.

Правило простое, если вы хотите ослабить негативную эмоцию – снижайте значение ожидания-предпочтения, то есть отодвигайте этот элемент подальше от центра карты себя. И увеличивайте значение восприятия.

Как это делать? Да очень просто.

Чтобы понизить значение элемента на карте себя достаточно подумать о том, насколько наша жизнь коротка и наше присутствие незаметно для Вселенной.

Подумать о том, что, ровно через пару лет вы даже не вспомните о чем сильно беспокоитесь именно сейчас, потому что это кажется крайне важным.

Как часто вы сейчас думайте о проблемах, которые у вас возникали к школе с одноклассниками? И как смешны и наивны вам кажутся ваши переживания по поводу не сданного зачета в институте. Так происходит всегда. Жизнь течет, и то, что кажется жизненно важным сегодня, завтра будет вызывать только ухмылку.

А увеличивать значение восприятия можно следующим образом. Просто старайтесь найти позитив во всем, чтобы не происходило. Таким образом значение восприятия будет выше и степень выраженности негативной эмоции будет ниже.

Да это прописные истины, но теперь вы знаете, как и, самое главное, почему они работают.

Попробуйте управлять вашими эмоциями прямо после этой статьи. Это несложно, если привыкаешь это делать. Если есть вопросы, пишите, отвечаю каждому лично. Если есть успехи, тоже не забывайте делиться. В следующий раз через несколько дней и разберем, как наш мозг выбирает эмоцию, которую необходимо генерировать: страх, гнев, грусть или какую то другую эмоцию. На этом позвольте раскланяться.

С вами был и остаётся доктор Майкл Свобода.

Источник

Три самых популярных заблуждения об эмоциях в Affective Computing

Сегодня эмоции играют все более важную роль в бизнесе. В какой-то момент люди пришли к пониманию, что покупатель принимает решение о покупке, основываясь не только на том, что он думают о продукте, но и на том, что чувствует по отношению к нему. Именно поэтому компании активно пытаются добавить эмоциональный аспект в свою работу: аналитику, сервис, технологии.

Эпоха безэмоционального рационализма подошла к концу для человека давным-давно, но для современных машин сейчас наступает рассвет их эмоционального интеллекта. На протяжении последних десяти лет мы наблюдали стремительное развитие эмоциональных технологий, область которую чаще называют «аффективные вычисления» (Affective Computing). Но там, где есть эмоции, всегда находится много загадок.

Некоторые ошибочные клише встречаются особенно часто. Мы рассмотрим три наиболее популярных мифа о эмоциях в Affective Computing, которые активно распространяются в бизнес среде и медиапространстве.

Миф 1: Наследие Пола Экмана

Вкратце теорию Пола Экмана можно описать так: когда дело касается лицевых экспрессий, люди способны выражать и узнавать определенный набор эмоций, который он называет «базовым». Вне зависимости от того, где мы находимся и с кем разговариваем, мы всегда способны распознать, когда наш собеседник проявляет 5* эмоций: гнев, страх, отвращение, радость, грусть.
*После того, как теория была пересмотрена, удивление исключили из списка базовых эмоций.


Базовые эмоции по Полу Экману (плюс нейтральное состояние) в исполнении Тима Рота, актера, сыгравшего главного героя сериала «Обмани меня».

Джеймс Рассел – один из первых критиков теории Экмана, отрицал идею универсальности эмоций. Он считал, что взаимосвязь лица и эмоций не настолько прямолинейна, как изначально полагал Экман, а эмоции имеют определенное значение в зависимости от контекста. Позже в своей книге «Эмоции и тело» Беатрис де Гелдер писала, что в результате экспериментов с фМРТ не удалось выявить никаких неврологических оснований для подтверждения универсальности тех или иных эмоций.

Не так давно одна из самых видных критиков теории базовых эмоций, знаменитый нейробиолог Лиза Баррет заявила, что эмоции — это не врожденное, а приобретенное через опыт качество. Понимание эмоций проявляется иначе для разных людей и культур. Существует серия исследований, в которой научная группа поехала в Намибию, чтобы изучить, как племя отшельников Химба будет распознавать радостные, печальные, злые, испуганные или нейтральные выражения лиц. С восприятием проявлений позитивных эмоций не возникло, однако Химба часто путали гнев и отвращение. Аналогичные эксперименты в других племенах показали похожие результаты. Это позволило Баррет сделать вывод, что наше объяснение и понимание эмоций заложено в культуре – мы даем похожие названия вещам, которые в реальности означают разные понятия.

Несмотря на то, что в 2011 году Экман изменил своё определение «эмоций», включив туда культурный и индивидуальный аспекты, и даже исключив одну из базовых эмоций, многие компании по-прежнему основывают свою работу в аффективных вычислениях на старой теории. Они все еще включают понятие «базовые эмоции» в свои базы данных, и, как считает Лиза Баррет, именно этот подход станет их Ахиллесовой пятой. Однако, добавляет одна, если учитывать внешний и внутренний контекст, то у данной технологии есть огромный потенциал, чтобы совершить революцию в сфере науки об эмоциях.

Читайте также:  Не чувствую себя счастливой при беременности

Лабораториям и компаниям, которые работают с эмоциональной аналитикой, не следует понимать эмоции как нечто универсальное. Во-первых, аффективные датасеты должны быть специфичными, ведь они используются для обучения алгоритма, а значит должны включать в себя информацию о культуре, языке, гендерной принадлежности и даже возрасте, чтобы корректно определить эмоцию. Во-вторых, алгоритмы распознавания эмоций должны быть восприимчивы к контексту. Очень важно отметить тот факт, что некоторые лаборатории пытались учитывать контекст (например, здесь), но ни одна «большая» компания, занимающаяся аффективными вычислениями, пока не предпринимала подобных попыток.

Миф 2: Улыбка — показатель счастья

С другой стороны, теория Экмана привела к естественному выводу о том, что выражаемая эмоция может быть связана с чувствами, которые переживает человек.
Например, у улыбки, которую алгоритмы детектируют проще всего, могут быть разные значения: чувство счастья, радости, удовлетворения, поддержки, и т.д. Отсюда рождается вопрос: какая у нее функция?

В недавнем исследовании [1] испытуемых попросили сделать девять сложных упражнений, которые выводились на монитор. Когда участникам удавалось дать правильный ответ на какую-либо из этих непростых задач, они улыбались, хотя перед ними был только экран компьютера. В то же время, теория социальных инструментов (social displays) утверждает, что функция улыбки может варьироваться в зависимости от того находится ли человек один или в определенном общественном окружении.

В аффективных вычислениях, по крайней мере в их коммерческой версии, современные технологии распознавания способны анализировать эмоции только в отдельности от социального контекста. Таким образом, чтобы действительно понимать значение улыбки, мы должны научить машину различать эмоции в разных ситуация, как социальных, так и нет. То, как мы выражаем эмоции счастья зависит от контекста: иногда мы улыбаемся, а иногда — нет. Именно поэтому следует подходить к природе эмоций серьезнее. Анализ выражения лица может быть проведен в совокупности с добавлением акустических параметров, анализом движения тела или физиологических характеристик – подобный подход называют мультимодальностью эмоций.

Миф 3: «Язык» тела?

Итак, мы пришли к выводу, что эмоции не универсальны, понятие «базовых эмоций» дискуссионно, а проявление эмоций напрямую связано с культурным, индивидуальным и контекстуальным аспектами. Так как выражение эмоций не ограничено нашим лицом, но и включает в себя голос, движения тела, межличностную дистанцию и различные физиологические проявления, ситуация усложняется.

Также, как люди зачастую пытаются понять обманывают ли их, ориентируясь на лицо собеседника, они наблюдают и за телом. Телодвижения пытались связать практически с чем угодно. Самые известные варианты – человек дотрагивается до своего рта, когда врет, или принимает открытую позу, когда чувствует себя спокойно и в безопасности. Эта теория стала настолько распространенной, что ее эхо попало в сферу управления стрессом, вопросов безопасности и даже кинематограф.

Например, безопасность в аэропортах всегда был в приоритете. Первые автоматические системы распознавания паттернов поведения (behavior detection systems) установили в аэропортах США в конце 20 века. С тех пор они распространились по всему миру. Обычно подсчет вероятности того, опасен ли потенциально пассажир, основывается на учете ключевых характеристик, которые ассоциируются с высоким риском. До сегодняшнего дня многие ученые утверждают, что определенных психологических особенностей личности, которые могут быть свойственны террористам, найдено не было. [2] Точно также корреляция между тем, как человек двигается и врет ли он в этот момент не так прямолинейна, как утверждает народная психология.

Существование народной версии «языка» тела, раскрывающего истинные чувства человека – вопрос более чем спорный. Конечно, можно провести связь между невербальными сигналами и эмоциональным поведением. На сегодняшний день существует целая технология трекинга телодвижений, body-tracking. В Affective Computing трекинг используется для сбора статистических данных о связи между движениями и определенными эмоциями.

В заключение

Аффективные вычисления удивительная, но сложная сфера, как для науки, так и для бизнеса. Она поистине находится на рубеже высоких технологий. Однако во многих случаях подход к использованию технологий распознавания эмоций в коммерции по-прежнему старомоден. Кого-то привлекает авторитет имени основателя знаменитого подхода, кого-то ограниченность целей, которых можно достичь.

Конечно, все хотели бы обладать способностью «читать» эмоции, как главный герой сериала «Обмани меня». Однако не следует забывать, что эмоции намного сложнее и загадочнее, и не стоит увлекаться френологией и хиромантией.

Мы рассказали о трех наиболее распространенных мифах об эмоциях в Affective Computing. Важно искоренить подобные заблуждения, чтобы эти технологии могли работать на благо человечества с точностью и беспристрастностью.

Соавтор: Ольга Перепелкина, главный научный сотрудник Neurodata Lab.

[1] Harry J. Witchel et al. A trigger-substrate model for smiling during an automated formative quiz, Proceedings of the 36th European Conference on Cognitive Ergonomics — ECCE’18 (2018). DOI: 10.1145/3232078.3232084

[2] Airline Passenger Profiling Based on Fuzzy Deep Machine Learning (2016). Zheng, Yu-Jun et al. doi: 10.1109/TNNLS.2016.2609437

Источник

Оцените статью