- ../../Архетипическое содержание чувства безопасности
- Баканова А.А.,
- Базовая безопасность
- Откуда же берет истоки безопасность?
- Что же может нарушить это.
- Какие психологические проблемы может испытывать взрослый человек, у которого нарушено ощущение безопасности?
- Нет ощущения безопасности и своего собственного дома
- Психологическая коррекция базовой безопасности
- Метафорический образ дома
../../Архетипическое содержание чувства безопасности
Для каждого человека переживание чувства безопасности, психологической защищенности и доверия течению жизни глубоко специфичны, что определяется, на первый взгляд, лишь индивидуальным опытом. Однако, отвечая на вопрос, чувствую ли я себя безопасно в этом мире, мы приходим к таким экзистенциальным вопросам, как отношение к жизни и смерти. Столкновение именно с этими категориями и их физическое и/или символическое прохождение могут определять в конечном итоге чувство безопасности не как ситуативное переживание, а как фундаментальную личностную характеристику. Таким образом, базовое чувство безопасности и защищенности — это некая индивидуальная точка в континууме «жизнь — смерть».
Именно поэтому индивидуальный способ разрешения дилеммы между безопасностью и небезопасностью жизни тесно связан с обращением к коллективному бессознательному, а именно к архетипам, которые отражают в индивидуальной символике первичные модели человеческого поведения в универсальных жизненных ситуациях, среди которых особое место занимают рождение и умирание. Можно предположить, что формирование чувства собственной безопасности на более глубоких уровнях сознания сопровождается архетипическим прохождением цикла жизни-смерти-возрождения.
Так как чувство безопасности определяется отношениями между архетипами Жизни и Смерти, то оно может быть выражено в определенных символах. Интересным здесь является тот факт, что выбор личностью символики, дающей представление о переживании безопасности в контексте архетипов Жизнь-Смерть, тесным образом связан с такими личностными особенностями, как уверенность, эмоциональная уравновешенность, наличие внутренних ресурсов, умение разрешать критические ситуации, противостоять стрессу.
Для подтверждения этих идей обратимся к результатам нашего исследования, посвященного изучению символики архетипов Жизни и Смерти и ее взаимосвязи с личностными особенностями старшеклассников. Так, в представлении о жизни юношей, имеющих выраженный уровень фрустрации и тревожности, а также использующих в своем поведении неэффективные копинг-стратегии, отсутствуют типичные символы, связанные с жизненной энергией (Дерево, Солнце, Бегущая Лошадь, Звезда, Рыба). Символика кризиса в данной группе представлена образами препятствий (стена, клетка, камни, дыры, человек в яме), а преодоление кризиса связывается с образами посторонней помощи (Ангел-спаситель; Орел, вытаскивающий человека из ямы), что может свидетельствовать о затрудненном доступе к личностным ресурсам.
С другой стороны, у старшеклассников, использующих эффективные копинг-стратегии, отсутствуют символы кризиса как разрушительной силы (расколотое молнией дерево, разбитое надвое сердце, расколотая звезда) или стихийного бедствия (гроза, смерч, наводнение, тонущий корабль). Это может говорить о более конструктивном восприятии кризиса, основанном на возможности преобразования и использования его энергии; отсутствии в его характеристиках категорий непоправимости, масштабности, фатальности.
Для старшеклассников, чья символика жизни связана с безопасностью (образы Дома, Земли, рубашки младенца, а также норы, пещеры), смерть не является на уровне ассоциаций и символов пугающим событием и, что особенно интересно, юноши этой группы обладают значимо низким уровнем тревожности и фрустрации. Хочется сказать несколько слов о символах, отражающих чувство защищенности и безопасности в жизни. Так, например, Земля — универсальный символ материнства и защиты, плодородия и хлеба насущного. Дом символизирует освоенное, покоренное пространство, где человек чувствует себя в безопасности. Рубашка младенца — образное изображение эмбриональной пеленки, которая считается счастливой приметой и воспринимается как талисман. Образы норы и пещеры имеют одинаковое значение, являясь еще с первобытных времен символами убежища, укрытия и материнской утробы; местом, где сконцентрированы жизнетворные силы и где посвященные возрождаются в духовном смысле.
Таким образом, базовое чувство безопасности, дающее уверенность в своих силах и оптимистическую установку на жизнь, приводит к тому, что юноши используют в своем поведении в основном эффективные копинг-стратегии и могут самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.
Из этих результатов мы видим, что существование в индивидуальном бессознательном категории безопасности жизни, является мощным личностным ресурсом, позволяющим человеку занимать активную жизненную позицию и развиваться. Как полагал К.Г. Юнг, архетипы являются богатейшим хранилищем унаследованного от предков знания о глубинных взаимоотношениях между Богом, Человеком и Космосом, а потому могут стать незаменимым источником для возрождения этой связи, утерянной современным человеком и потому погрузившимся в состояние экзистенциальной изоляции, растерянности, тревоги и беззащитности перед собственной жизнью.
Баканова А.А.,
Статья опубликована:
Архетипическое содержание чувства безопасности. // «Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности, Санкт — Петербург, 14-21 ноября 2003 г. — СПб., Изд-во «Союз», 2003. С. 27-29.
Источник
Базовая безопасность
Базовая безопасность — это то, в чем нуждается каждый человек.
Это жизненная необходимость, которая важна для каждого.
Это фундамент, на который надстраивается все остальное.
Как же мы можем вернуться к ощущению безопасности, если по каким-то причинам оно потеряно? Через то теплое и приятное нашей душе, наши приятные воспоминания из детства, вкус, запах и многое другое, что оставило в нашей памяти тепло, любовь и самые приятные воспоминания.
Откуда же берет истоки безопасность?
Беременность и роды — один из самых запоминающихся моментов в жизни женщины и ее семьи. И, конечно же, один из важных периодов для того, кого вынашивали 9 месяцев.
Появление малыша – это то, что оживляет наши чувства, наделяет нашу жизнь смыслом.
И кто, как не родители, дарят ребенку заботу, любовь и безопасность.
Базовое понятие – безопасность – это то, что начинает формироваться у нас еще в тот период, когда мы находимся в утробе матери.
Что же может нарушить это.
- Длительные стрессы матери.
- Нежелание матери иметь ребенка на протяжении всей беременности.
- Курение во время беременности – одна из серьезных опасностей для ребенка. У матерей-курильщиц дети постоянно испытывают кислородное голодание. Причем существуют исследования, подтверждающие, что матери достаточно подумать о сигарете, как ребенок начинает демонстрировать признаки паники. Курение приводит к замедлению роста тканей тела ребенка.
По последним данным, дети, рожденные у курящих матерей, меньше и физически слабее, чем дети некурящих женщин. В семилетнем возрасте дети курящих матерей имеют больше проблем при обучении чтению и больше психологических нарушений, чем другие. - Травмы, которые произошли во время родов.
- Употребление алкогольных напитков.
- Неконтактная мама. Мать безразлична к малышу, не проявляет любви, заботы.
Все эти факторы воспринимаются ребенком как угроза жизни, а значит, и его безопасности.
Какие психологические проблемы может испытывать взрослый человек, у которого нарушено ощущение безопасности?
Вот некоторые из них:
- контроль над собой и окружающими;
- чрезмерное планирование;
- повышенный уровень тревожности;
- страх изменений;
- неумение выстраивать отношения;
- чрезмерная осторожность или агрессивность;
- неуверенность в себе.
Именно поэтому парам, готовящимся к родительству уже на первой ступени зарождения жизни, на протяжении беременности женщины важно проявлять любовь и заботу к своему малышу.
И здесь можно поговорить о дородовом воспитании малыша (Сидоров П.И. Перинатальная психология).
Так как ребенок подвергается влиянию матери, то сегодня специалисты не без основания говорят, что возможно его внутриутробное воспитание, то есть «дородовое воспитание малыша».
В основе такого воспитания должны быть положительные эмоции, которые испытывает беременная. Созерцание красивых вещей, прогулки на природе, рукоделие, рисование.
Также важно учитывать не только связь матери и ребенка, но и то, какие органы чувств развиваются у ребенка, чтобы оказывать на них влияние.
В Голландии существует система тактильного взаимодействия матери и плода — гаптономия. В нее входит беседа с неродившимся малышом, проговаривание по отношению к малышу ласковых слов, поглаживание и легкое похлопывание по животу — и определение ответа по его толчкам. Помимо матери с ребенком может играть и отец.
Дети в утробе хорошо слышат голос матери, уже к 22-й неделе формируются слуховой и вестибулярный аппараты, Поэтому очень важно, чтоб мать разговаривала со своим ребенком, пела песни, слушала различные музыкальные произведения, читала сказки. А вот голос отца и окружающих ребенок слышит не так хорошо, так как ему мешает шум материнского кишечника, сосудов матки, стук сердца. Для того, чтобы ребенок мог услышать отца, предлагается сделать картонный рупор, положить его на живот и говорить или петь в него.
Позитивный опыт усваивается малышом через эндорфины – гормоны радости, которые при положительных эмоциях вырабатывают гипоталамические структуры мозга матери, проникая через плаценту.
При желанной и нормально протекающей беременности малыш находится в состоянии комфорта и безопасности. Пребывание в состоянии покоя, счастья и радости способствует гармоничному формированию психики, определяет характер его поведения и поступков в дальнейшей жизни.
И это то, что дает начало формированию безопасности — а что же дальше? Мы живем, запечатлеваем в нашей памяти события, чувства, ощущения, то, что нас поддерживало, доставляло радость, тепло, уют нашей душе.
И так как разговор идёт о безопасности, ответьте себе на вопросы:
- Что для вас безопасность?
- Что для вас быть в безопасности?
И, быть может, в своих ответах вы найдете то, что поддерживает вас, дает силы и энергию.
Еще один момент – есть такое понятие «Тело помнит всё». Может быть, вы замечали, как тело поддерживает нас, когда происходят стрессовые ситуации. Кто-то сворачивается калачиком, кто-то сидя на диване, подтягивает к себе колени, кому-то, наоборот, необходимо встать в полный рост и конечно же, дышать — не замирать, дышать.
Предлагаю вам найти телесную комфортную позу. Какие ощущения и чувства вы при этом испытываете? Какие приходят воспоминания, а вместе с этим, возможно, вкусы и запахи — то, что вызывает у вас ощущение безопасности? Побудьте в этом комфортном состоянии, напитайтесь им.
И это может быть вашим ресурсом в стрессовых ситуациях. Ведь безопасность – это внутреннее ощущение, и к этому ощущению вы всегда можете вернуться.
Источник
Нет ощущения безопасности и своего собственного дома
Нет дома мне в доме и чувства покоя нигде.
«А дом, заставленный добром, ещё не дом.
И даже с люстрой над столом – ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайника баском – ещё не дом.»
Тяжелое чувство, которое где-то глубоко-глубоко внутри, четко не проявлено, его непросто поймать и отследить.
А в жизни вот что:
Отсутствие реального дома/квартиры и бесконечные препятствия для приобретения/ ремонта.
Дом есть и все хорошо, а ощущения себя полноправным хозяином нет.
Постоянные переезды и смены мест жительства. В поисках подходящего, своего.
Под солнцем все места уже заняты. Нет места мне нигде. Сюда же все хорошее уже разобрали.
Бесконечное движение «во вне». Перфекционизм. Тревога. Всегда чего-то еще не хватает для «счастья».
Систематическая смена видов деятельности, мест работы. Интерес быстро пропадает. Много телодвижений, но все в разных направлениях, ничего серьезного и ценного.
Затрудненный выдох, перенапряжение в теле.
Страх и дискомфорт от холода (непогоды, холодной зимы), холодные конечности.
Женские заболевания, связанные с репродуктивной системой.
Сложности в общении с мамой.
И с собственными детьми, высокая тревожность и отсутствие уверенности в себе и в своей взрослой родительской роли.
Чаще всего это ощущение воспроизводится в осенне-зимний период. Но поскольку ощущение наше, значит поменять холод на тепло так же в наших силах.
Психологическая коррекция базовой безопасности
Базовое ощущение безопасности, доверие миру, оптимизм и стремление к жизни формируется на самых ранних стадиях: беременность, рождение и младенчество (до 1 года).
насколько желанным был ребенок, какие чувства испытывали родители в момент зачатия и когда узнали о беременности, как протекала беременность, отношения между родителями;
как проходили роды, какие были вмешательства, как чувствовала себя мама, сохранялся ли эмоциональный контакт с ребенком во время и сразу после родов;
после рождения: грудное вскармливание, эмоциональное состояние мамы, ее уверенность в себе и «счастливость», тактильный контакт с ребенком (прикосновения, поглаживания), обстановка в доме («Психологические конфликты родителей становятся биологическими конфликтами ребенка» Ж. Рено), эмоциональный отклик на потребности ребенка.
Естественно, большинство этих фактов взрослому человеку могут быть не известны, но в памяти бессознательного они остаются. В терапии мы имеем доступ к самым глубоким воспоминаниям через образы (не гипноз!) и успешно с ними работаем методом трансперсональной и эмоционально-образной терапии.
Страх — это главное чувство травмы! Психологические травмы прорабатываются только в работе с психологом или психотерапевтом!
Что можно сделать самостоятельно опишу далее.
Метафорический образ дома
Понятие Дома является глубоким смысловым полем. Дом – это символ безопасности. Он дает человеку ощущение почвы под ногами и крышу над головой, состояние надежности, внутренней уверенности и доверия. Чтобы вернуть себе это чувство, важно понять в какой конкретно период времени и при каких условиях произошла его «утрата» или дом вовсе пока не достроен.
Метафору ДОМА использовали много известные психотерапевты для описания психики человека и последующую коррекцию. На мой взгляд, это один из эффективных способов взглянуть на проблему в объеме.
Дома-личности строятся с самого детства. У ребенка это всего одна комната с подвалом. Она уже имеет уникальную структуру, размер и наполнение оригинальными вещами. Родители то и дело заглядывают в этот домик, и если им там что-то «не нравится» – ребенок вынужден спрятать ЭТО в подвале. Но, в таком случае, он и сам этого больше не замечает. Чем более «жесткие» и догматичные родители – тем больше в подвале накапливается вещей (изначально важных и нужных хозяину). Чем больше родители или окружение навязывают «СВОЕ» ребенку – тем больше ненужных вещей появляется в гостиной, загромождая ее.
Одна из задач родителей обеспечить психическую безопасность ребенку, выстраивать прочные стены и крышу дома вплоть до подросткового возраста, но далеко не все родители успешно справляются с этой задачей. В подростковом возрасте ребенок уже сам начинает приносить в свой дом-психику все, что считает важным и нужным, достает из подвала вещи и прячет их туда по своему желанию.
Условно, дома во взрослом возрасте можно разделить на 4 типа:
1. Дом на луне. Мистическое, алогичное мышление как способ защиты от пугающей реальности. Непереносимые события в детском возрасте. Отсутствие какой-либо структуры. Решение сменить дом реальный на выдуманный, но безопасный.
2. Недостроенный дом. Внутри беспорядок, отсутствие структуры и чистоты. У хозяина всегда есть более важные и значимые дела, времени на уборку просто не остается. А в самом доме то и дело возникают неожиданные проблемы: то крыша протечет (совесть), то из подвала (бессознательное) в гостиную (собственное Я) пробираются сырость и плесень и нужно срочно решать эти проблемы. Кроме того, периодически ломаются замки на дверях и окнах, и в дом могут пробраться посторонние люди, что-то разрушить, что-то переложить или принести посторонний предмет, так что потом хозяин сам не понимает откуда что взялось, где что лежит, что можно выкинуть, а что нужно оставить.
3. Крепкий дом с чистой гостиной. В такой дом могут пригласить только тех, кому доверяют. У других людей просто нет доступа (личностные границы выдержаны хорошо, иногда даже слишком хорошо). Интерьер прекрасно отражает характер владельца. Основная сложность здесь с «темными комнатами», в которых сам хозяин едва ли ориентируется, и подвал заваленный под завязку предметами, о наличии которых владелец даже не догадывается.
Да, дом взрослого уже не подлежит капитальной перестройке. Что есть, то есть.
Но дом можно достроить, если он был разрушен или не до конца построен, сделать капремонт или навести порядок в подвале и всех закрытых комнатах. И в каждом конкретном случае работа должна быть проделана бережно и с учетом уникального содержимого дома.
А что после всех неврозов и скитаний?
4. Крепкий, понятный и приятный лично Вам дом. Место, где в любую непогоду можно найти для себя укрытие. Такая структура личности практически никому не достается «по наследству», а является следствием серьезной внутренней работы и продолжительного интереса к своей личности. В такой дом нестрашно пригласить гостей на чай и не бояться, что кто-то может причинить страдания и боль владельцу, нарушить внутренний порядок.
А когда в собственном доме каждый уголок изведан и наполнен принятием, его не страшно оставить и отправиться в путь, осваивая новые пространства и другие дома. Тогда и только тогда, на этом фундаменте, мы можем выстраивать и создавать новое в своей жизни: людей, отношения, связи, дело по душе, материальное (дома, квартиры, машины), из собственного внутреннего состояния безопасности и удовольствия. И уже не пытаясь самоутвердиться и унять боль внутри высоким красивым забором и искусственной коммуникацией. И дом становится повсюду и рады наши нам везде.
Самостоятельно Вы можете поисследовать как Вы ощущаете себя в своем реальном доме или месте, где Вы проживаете. Попробуйте спонтанно нарисовать Ваш текущий дом и что Вы чувствуете в нем, чего не хватает, какие элементы разрушены? Почему Вы в нем не ощущаете себя спокойно и защищенно? Есть ли чужерождые объекты или предметы? Кто или что пугает? А рядом пофантазируйте и нарисуйте дом Вашей мечты, как он выглядит, какой в нем заведен порядок и правила. Что конкретно его отличает от Вашего текущего дома?
Психолог Татьяна Малышева.
Страницы в соц сетях, присоединяйтесь. Там много ценной информации.
Источник