Базальная тревога нарушенное чувство базовой безопасности

Базальная тревожность

* * *
– переживаемые человеком чувства одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире.

Понятие базальной тревожности было введено в психоаналитическую литературу К. Хорни (1885–1952) в работе «Невротическая личность нашего времени» (1937). Она исходила из того, что хотя существуют различные формы тревожности и многообразные виды защиты от нее, тем не менее можно говорить о базальной тревожности, которая везде остается более или менее одной и той же. Эту базальную тревожность можно описать как «чувство собственной незначительности, беспомощности, покинутости, подверженности опасности, нахождения в мире, который открыт обидам, обману, нападкам, оскорблениям, предательству, зависти».

Базальная тревожность связана прежде всего с чувством незащищенности ребенка. По мнению К. Хорни, это чувство может породить у ребенка широкий диапазон бессознательных реакций, включая безразличие, сумасбродное поведение, недостаток доверительности или теплоты, изоляцию от других детей, необходимость принимать чью-либо сторону при разногласиях родителей, явное или скрытое доминирование, невыполнение обещаний и ряд других проявлений. Ощущение собственной беспомощности в детстве остается в человеке на протяжении всей его жизни, предопределяя возможность возникновения различного рода психических заболеваний.

С точки зрения К. Хорни, у пациентов-параноиков базальная тревожность ограничивается отношениями с одним человеком или с несколькими определенными людьми. У шизофреников часто имеет место острое ощущение потенциальной враждебности со стороны окружающего их мира. У невротиков может наблюдаться такое осознание базальной тревожности, которое не соответствует истинному значению ее в их жизни. Базальная тревожность относится к людям, однако в представлении некоторых пациентов она может быть лишена личностного характера и трансформирована в ощущение опасности, исходящей от политических событий, ударов судьбы и других обстоятельств жизни. В этих случаях требуется интенсивная психоаналитическая терапия, прежде чем такие пациенты поймут, что их тревожность в действительности относится к людям, а не к чему-то безличному.

Для К. Хорни базальная тревожность означает эмоциональную изоляцию, сочетающуюся с чувством внутренней слабости Я. Чем более невыносимой становится эта тревожность, тем более настоятельной становится потребность в защите от нее. Рассматривая данную связь, К. Хорни обратила внимание на четыре основных средства, с помощью которых человек пытается защититься от базальной тревожности: любовь, подчинение, власть и отстранение (реакция ухода). Первое средство защиты наиболее наглядно выражено формулой «если вы меня любите, вы не причините мне зла», второе – «если я уступлю, мне не причинят зла», третье – «если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть». Четвертое средство защиты от базальной тревожности – бегство от мира, предполагающее не полное уединение в буквальном смысле, а обретение независимости от других в удовлетворении внешних или внутренних потребностей, что может быть осуществлено путем накопления собственности, подавления своих потребностей или ограничения их до минимума, ухода от серьезного отношения к чему-либо, включая собственное Я.

Анализ базальной тревожности и возможных способов защиты от нее привел К. Хорни к выводу, согласно которому невроз возникает в том случае, когда конфликт между желаниями человека и социокультурными требованиями порождает тревожность, а попытки уменьшить ее приводят в свою очередь к защитным тенденциям, «которые хотя и являются в равной мере настоятельными, тем не менее несовместимы друг с другом».

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике . 2013 .

Источник

Базальная тревога

Как было описано в предыдущей статье Травма рождения, ребенок, по причине своего рождения на свет, испытывает стресс, который порождает тревогу. При определенных неблагоприятных обстоятельствах, которым посвящена эта и следующие статьи, тревога оказывается спутницей его жизни. Такую тревогу в психоанализе принято называть базальной тревогой.

Именно базальная тревога является ядром депрессии. Она окрашивает все вокруг в темные тона, отравляя жизнь человека. Все мрачные философские рассуждения о бренности бытия и бессмысленности существования, соломонова мудрость и экзистенциализм, пессимизм и фатализм являются следствием такой интоксикации тревогой. Хотя тревога, сама по себе как тревога, может и не осознаваться, а только проявляться в симптомах депрессии, мрачных мыслях, кошмарных сновидениях.

Читайте также:  То чувство когда тебя разбудили

Тревога

В психоанализе принято отличать тревогу от страха. В отличие от страха, тревога характеризуется расплывчатостью и неопределенностью, она связана с беспомощностью перед неизвестным. Такое разделение восходит к фрейдовскому определению тревоги:

«Тревога имеет очевидное отношение к ожиданию. Ей присущ характер неопределенности и беспредметности. Когда тревога находит свой объект, то это слово заменяется в нашей речи словом страх
(“Торможение, симптом, тревога”)

Младенец, только что родившийся на свет, в силу своей психической неразвитости, не может испытывать страх, т.е. боятся чего-то конкретного, например огромных людей в белых одеждах, его окружающих. В силу незрелости своего восприятия он даже еще не может дифференцировать окружающих его людей как объекты, в первые минуты после рождения младенец видит только ослепительный свет, зажмуривает глаза и кричит.

Тревога, таким образом, оказывается самым первым переживанием, которое мы испытываем в своей жизни. У младенца еще не сформирована психика, и он не может самостоятельно справляться с тревогой. Только мать или лицо ее замещающее может ослабить эту тревогу. С этой точки зрения, нарушение развития можно рассматривать как следствие переживания непереносимости тревоги.

Рождение разрывает изначальное физиологическое единство между матерью и ребенком. И последствия этого могут быть катастрофические, если эта связь не восстановится вновь. Каким будет это новое единство, зависит от отношения матери к младенцу. Удовлетворены должны быть не только его физиологические потребности, но также и постоянная потребность в эмоциональном и телесном контакте, которые заменяют ему физиологическое единство с матерью.

Мать представляет для младенца окружающий мир. Своим отношением она должна доказать своему младенцу, что мир прекрасен. Как мать относится к ребенку – такое же представление об окружающем мире у него и формируется. Именно благодаря первым представлениям об окружающем мире у ребенка формируются (или не формируются) первые невротические страхи.

Невротические страхи

Очень быстро тревога начинает рядиться в одежды невротических страхов, находя, как говорил Фрейд, свои объекты. Первым из страхов в восьмимесячном возрасте появляется страх чужака.

По достижении восьми месяцев младенец способен отличать лицо матери и близких родственников от посторонних лиц. Такая способность формирует новую реакцию младенца на постороннего человека, которая может варьироваться от поведения, которое можно назвать застенчивостью (ребенок отворачивается, закрывает лицо руками), до проявлений паники (ребенок громко плачет, забивается в угол). Очевидно, что в последнем случае мы можем смело говорить о страхе перед чужаком. Если младенец не был реально когда-либо испуган чужим человеком – очевидно, что такая паника связана с его изначальной тревожностью, базальной тревогой, преодолеть которую не смогла помочь ему мать.

Тревога порождает страхи, цепляясь за любые объекты или события, могущие оказаться для этого подходящими. Это может быть страх перед дикими животными (которых ребенок никогда не видел вживую) или страх потеряться (даже если он никогда не терялся на самом деле). И объекты, пригодные для проявления страха не обязательно должны существовать в реальности. Самым ярким примером фантазийного страха ребенка является страх темноты и чудовищ в ней обитающих.

Детские страхи называются невротическими в том случае, если они не являются результатом травматического события, пережитого ребенком. Так, например, страх собак не является невротическим, если ребенок реально пережил нападение собаки – в этом случае такой страх называется травматическим или актуальным страхом. Страшные мультфильмы и фильмы, показанные ребенку без соответствия возрастным ограничениям, также могут вызывать травматические страхи.

Невротические страхи являются проявлением базальной тревоги. Чем больше страхов имеет ребенок – тем более сильная базальная тревога стоит за ними. С другой стороны, травматические страхи могут усиливать базальную тревогу и порождать новые невротические страхи.

Базальная тревога

Базальный – анатомический термин означающий основание, происходящий от греческого слова basis (основа), взятый психоаналитиком Карен Хорни для обозначения переживаний, составляющих основу невроза или депрессии: базальное чувство беспомощности, базальное недоверие, базальная тревога, базальный страх.

Читайте также:  Что если чувствуешь сердце холодным

Младенец рождается беспомощным, поэтому всем рожденным на свет характерно чувство беспомощности. Станет ли это чувство базальным ядром, вокруг которого будет формироваться психика ребенка, или будет скомпенсировано любовью матери в ближайшие месяцы его развития, зависит от того, насколько мать окажется способной удовлетворять физиологические и психологические потребности своего младенца.

Если мать не справляется должным образом со своими обязанностями, ребенок испытывает хроническое чувство беспомощности. Это нарушает нормальное формирование Эго ребенка: Окружающий мир воспринимается ненадежным, непонятным, несправедливым, враждебным, беспощадным и страшным – так формируется базальное недоверие. Это вызывает, в свою очередь, нарушение отношения ребенка и к себе самому, он кажется себе слабым и никчемным – так формируется низкая самооценка. Непосредственным следствием этого является то, что Карен Хорни назвала базальной тревогой – это общий термин обозначающий чувство внутренней слабости и беспомощности по отношению к миру, воспринимаемому как потенциально враждебный и опасный.

Базальное чувство беспомощности и тревога формирует особую потребность в защите и привязанности, что закономерно порождает страх потери такой защиты или страх брошенности – такие страхи Хорни назвала базальными страхами. Таким образом, невротическая потребность в привязанности, цепляние ребенком за мать, является средством устранения тревоги.

Базальная тревога остро повышает чувствительность к любому последующему опыту, который может быть действительным или лишь возможным повторением первоначальной травмы рождения, символизирующей потерю объекта любви, что вызывает страх перед жизнью, способствуя развитию депрессии.

Детская депрессия

Детская депрессия, по своей сути – всегда анаклитическая (от греческого anaklitos – отзывный). Анаклитическая депрессия возникает у ребенка в связи с отсутствием отзывного отклика на его физиологические и психологические потребности. Для развития анаклитической депрессии не обязательно, как описывал психоаналитик Рене Шпиц, оставлять ребенка в приюте на несколько месяцев.

Анаклитическая депрессия является следствием эмоциональной атмосферы отвержения, в которой растет ребенок. В атмосфере тепла, заботы и внимания он расцветает, но в обстановке холодности, безразличия и тревоги у него развивается нарушение пищеварения, появляются болезни, он даже может умереть от общего истощения организма.

Клиническая картина детской депрессии отличается от таковой у взрослого и, в основном, состоит в том, что ребенок имеет плохой аппетит и сон, а его, астеничность, апатичность и плохое настроение могут выглядеть как последствия плохого физического состояния, вызванного болезнью, всегда сопровождающей развитие детской депрессии. Нередко ребенок бесцельно бродит по квартире, говоря, что ему скучно – это тоже является признаком депрессии. Но, родители, как правило, уделяют внимание болезни, а не ребенку, проявляя заботу только о его физическом состоянии. Учитывая, что лечение болезни связано с посещениями медицинских учреждений и проведением манипуляций, это только усиливает тревогу ребенка и, как следствие, депрессия только прогрессирует, порождая новые соматические заболевания.

В подростковом возрасте депрессия тоже, чаще всего, оказывается незамеченной ни самим подростком, ни его родителями. Подростковая депрессия тоже, как правило, не имеет явной клинической картины, а то, что подросток растет спокойным, послушным, тихим и замкнутым, может даже устраивать родителей; если только этот подросток убедительно не продемонстрирует свою депрессию попыткой к самоубийству.

Детская депрессия оставляет в психике незаживающую рану, вызывающую боль в течение всей жизни. Все последующие депрессии могут являться следствием этой анаклитической травмы. Но взрослый уже не помнит детских переживаний – поэтому депрессия для него всегда оказывается беспричинной. Этим депрессия отличается от горя.

В следующих статьях мы подробнее проанализируем, как формируется базальная тревога в результате недостатка внимания и заботы или неадекватного поведения родителей, которое психоаналитик Рене Шпиц назвал психотоксическим.

Источник

11.Основные положения теории базальной тревожности к. Хорни.

К. Хорни — одна из создателей неофрейдизма, и ее социокультурную концепцию личности отличает отказ от упрощенного биологизма, присущего теории Фрейда. Основу сущности человека она видит в его врожденном чувстве тревоги. Младенец начинает испытывать тревогу с самых первых минут своего рождения, своего существования вне чрева матери. Это чувство тревоги фиксируется и становится внутренним свойством психической деятельности — «‘базальной тревогой»‘.

Читайте также:  Если после наркоза плохо себя чувствуешь

Внутреннее беспокойство порождает желание избавиться от него, что и является основной глубинной мотивацией поведения. Именно базальная тревога заставляет человека стремиться к безопасности, строить свое поведение таким образом, чтобы не провоцировать ее усиления.

Ключевой период в процессе формирования личности — детство. Изначальная беспомощность маленького ребенка ставит его в особо уязвимую, зависимую позицию. Множество внешне различных особенностей родительского поведения (недостаток любви и заботы, запугивание, неадекватное восхваление, игнорирование самостоятельности и прочие) приводят в конечном итоге к одному результату — ребенок оказывается не способным выработать в себе должное самоуважение. Это оборачивается его неуверенностью в себе, одиночеством, страхами, ощущением обиды, то есть в основе своей тревожно-враждебным отношением к миру, чаще всего глубоко бессознательным.

Со временем дети интуитивно находят способы, как справиться со своим окружением: кто-то спасается от вторжения в свою жизнь вспышками гнева, кто-то — уходом в мир грез и фантазирование, а кто-то — слепой преданностью и послушанием. В любом случае ребенок вынужден расплачиваться за «выживание» в подавляющей или эмоционально холодной атмосфере семьи утратой своей внутренней свободы — свободы в своих чувствах, желаниях, в отношениях к людям и даже к самому себе. Здесь заключены источники невротических наклонностей, которые могут властвовать над человеком всю его жизнь.

Стремление к удовлетворению своих желаний, противоречащее стремлению к безопасности, может вырабатывать определенные способы («стратегии») поведения — «невротическое стремление к любви» как средство безопасности в жизни; «невротическое стремление к власти», объясняющееся страхом и враждебностью к людям; стратегия самоизоляции от людей («бегство от окружения») и стратегия признания своей беспомощности («невротическая покорность»). Разница между здоровым человеком и страдающим неврозом сводится лишь к степени выраженности конфликтующих тенденций. Под влиянием внешних временных обстоятельств возникают «ситуационные неврозы», а в случае «изначального конфликта» возникает подлинная болезнь —»невроз характера».

Стратегии поведения могут выступать не только предпосылками неврозов, но й в качестве защитных механизмов личности. К. Хор-ни предлагает сделать психоаналитический процесс доступным для всех людей, заинтересованных в своем развитии. Поискам подходов к этой проблеме и посвящена ее книга «Самоанализ». Избавление от невроза К. Хорни видит в освобождении от своего «идеализированного Я». Искажения личности происходят не из-за стремления к идеалу вообще, а из-за неправильного содержания идеала. Структура личности при более мягких неврозах является менее ригидной, чем при тяжелых неврозах, и даже единичное обнаружение бессознательного конфликта может быть поворотным пунктом к более свободному развитию человека. Опыт работы К. Хорни показал реальность для некоторых пациентов самостоятельного преодоления своих внутренних психологических ограничений, оставленных прошлыми переживаниями.

Центральное место в теории Хорни занимает понятие базальной тревожности 138 , понимаемой как (Homey. 1945. P. 41). Это определение в значительной мере характеризует ее детские переживания. Основная тревога является результатом различных форм родительского поведения: подавления, недостатка заботы и любви, неустойчивого поведения. Все, что может нарушить взаимоотношения ребенка и родителей, способно вызывать основную тревогу. Таким образом, это состояние имеет не биологическое, а социальное происхождение. Место фрейдовских инстинктов в качестве факторов мотивации у Хорни занимает стремление ребенка обрести безопасность в угрожающем ему мире. По ее мнению, базовая мотивация человека строится на потребности в безопасности и освобождении от страха.

Как и Фрейд, Хорни считала, что личность человека определяется в раннем детстве, но полагала, что человек сохраняет способность меняться и на протяжении всей жизни. Если Фрейд говорил о стадиях психосексуального развития, то Хорни сосредоточила внимание на том, как обращаются с ребенком его родители и воспитатели. Она не признавала универсального характера стадий развития (таких, как оральная или анальная), но полагала, что если нечто подобное и возникает, то все дело в родителях. В ребенке нет ничего универсального, все есть результат тех или иных культурных и социальных факторов или воздействий окружающей среды.

Источник

Оцените статью