- Башня татлина определения эмоциональные
- Памятник III Интернационалу: башня Татлина. Описание, история, особенности
- Назначение башни
- Личность Владимира Татлина
- Передовой архитектурный проект
- Нижний и средний ярусы
- Верхний ярус
- Противопоставление буржуазному искусству
- Публичный успех
- Отказ от строительства
- Судьба Татлина
- Память о башне
Башня татлина определения эмоциональные
Все люди на земле имели
один язык и одинаковые слова…
И сказали они: построим
себе город и башню до небес.
Быт. 11
Современное общество озабочено поисками общенациональной идеи. Не менее озабочено отсутствием ярких идей и художественное сообщество. Есть желание построить общенациональный архитектурный символ, но нет четкого представления о том, каким он должен быть и что должен олицетворять. Для осуществления амбициозных планов строительства самого высокого в Европе здания под гордым названием «Федерация» в Москву приглашены иностранные специалисты и архитекторы. Однако на одном из проектов полузавиток спирали, концентрирующийся вокруг мачты-шпиля, кажется очень знакомым. На Западе хорошо помнят уроки и наследие русского авангарда начала ХХ в. и через столетие возвращают его нам в виде метафорической отсылки к нашему же наследию, заставляя задуматься над механизмами, порождающими великие художественные идеи.
Проект памятника III Интернационала Татлина, именуемого им просто «башня», появился в разоренной двумя войнами и революцией полуголодной стране и стал первой ласточкой бурного подъема новаторского архитектурного творчества как у нас, так и на Западе. Это грандиозное по своему замыслу сооружение, высотой в 400 м, состоящее из мачты-консоли, двух свивающихся, устремленных вверх стальных спиралей и подвешенных между ними хрустальных объемов куба, пирамиды, цилиндра и полусферы, ломало все традиционные представления об архитектуре. Благодаря этому оно обрело всемирную известность и стало своеобразным образцом, стимулирующим творческую мысль современных архитекторов вплоть до наших дней.
Самое интересное, что идеи Татлина до сих пор не реализованы полностью. В виде отдельных фрагментов они присутствуют в геометрической символике зданий правительственного комплекса столицы Бразилии г. Бразилиа (автор — О. Нимейер), в вантовых конструкциях Центра им. Ж. Помпиду в Париже, в мощной спирали здания Музея Гугенхейма в Нью-Йорке, в поверхностях сложной кривизны Оперного театра в Сиднее. А идея вращения свободно висящей в пространстве конструкции воплощена не на земле, а пока только в космосе — на международной космической станции. Что же одушевляло Татлина, откуда появилась такая дерзость мысли? Невольно вспоминается другая башня — Вавилонская, столь же утопичная по своему замыслу, обладающая таким же невероятным побудительным энергетическим зарядом главенствующей идеи и столь же роковым образом нереализуемая на протяжении четырех тысяч лет мечта человечества.
Обладая изначальным единством слова и языка, легендарные строители замыслили построить «башню, высотою до небес», чтобы этим «сделать себе имя» и укрепить свое единство («чтобы мы не рассеялись по лицу земли»). Татлин проектирует свою башню, чтобы воссоединить утерянное некогда единство всего человечества. Здание-памятник должно было вместить в себя верховные органы всемирного социалистического государства — «Совет Рабочих и Крестьянских депутатов Земного Шара». Оно должно было стать мировым информационным центром, несущим единое слово миру. Кроме агитационного центра в нем должны были разместиться мобильные подразделения мотоциклистов, автомобили, гигантский экран, радиоприемник «мирового масштаба», «телефонная и телеграфная станция и другие возможные аппараты информации», «станция прожекторов, которые проектировали бы световые буквы на облака».
Слово в облаках — в этом есть что-то подспудно богоборческое, антитеза «смешению языков» и разобщению людей и одновременно мистическая вера в силу слова, помноженного на технические возможности. Слова, которое, подобно божественному откровению, может спускаться на людей с небес и преобразовывать их: «крепкая и лаконичная фраза оратора-агитатора и далее — последнее известие, постановление, решение, последнее изобретение, взрыв простых и ясных мыслей, творчество, только творчество…»
Новые, антропогенного происхождения материалы вдохновляли древних строителей своими возможностями и практической неисчерпаемостью: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а асфальт вместо извести». Для Татлина «материалом современного классицизма» становится металл и стекло, которые требуют «новых соотношений материи с целью получения новых напряжений и изобретения на этой основе сложной формы».
Татлин полностью отказывается от архитектоники традиционных стоечно-балочной и каркасной конструкций, которые несли в себе метафорическую формулу преодоления сил тяжести и косности материи. «Как принцип необходимо утвердить… чтобы памятник был местом наиболее напряженного движения: меньше всего в нем следует стоять и сидеть, вас должно нести механически…» Стальные спирали башни без видимых усилий возносятся к небу — в самой форме спирали заложена идея движения. Зрительно это движение поддерживается заполняющими витки треугольными конструкциями, обращенными острыми углами вверх, а на деле его реализуют многочисленные электрические подъемники, связывающие отдельные части здания. Категория движения осмысливается не только метафорически, но и реально — движение лифтов, свободное парение в пространстве и вращение основных объемов сооружения вокруг своей оси входят в художественный образ.
Предполагалось, что Вавилонская башня возвысится до небес и тем самым заменит мифологическую Мировую ось, объединяющую земной и небесный миры. Недаром в этой идее древним иудеям виделась непомерная гордыня. В ней пафос первого крупного строительства, энергия начала человеческой цивилизации. Человек строил, подобно Богу, измеряя свое творение космическими ритмами. ХХ век тоже мыслился как начало новой эпохи (Октябрьская революция — как один из вариантов). Двойная спираль башни Татлина несла в себе идею бесконечности, бесконечности прогресса, путь которому открывало новое единение людей в масштабах планеты на основе новой гуманистической идеологии.
Образ бесконечности прогресса и картина бесконечного мироздания на тот момент счастливо совпали в мировидении эпохи и Татлина. Социальная идея одушевилась космическими масштабами. Несущая мачта-консоль получила наклон параллельно земной оси. Нижний кубический объем, символизирующий Землю, должен был вращаться вокруг своей оси со скоростью планеты, совершающей годичный цикл по орбите вокруг солнца. Верхняя полусфера, символ неба, синхронизировалась с суточным вращением Земли вокруг своей оси. Промежуточные звенья (треугольная призма и цилиндр) делали полный оборот за месяц. Само Время вплеталось в ткань архитектуры.
Строительство Вавилонской башни было прервано по воле Бога, смешавшего все языки. Само понятие «вавилонская башня» стало метафорой принципиального непонимания и отчуждения народов и невозможности реализации одной из первых утопий человечества. Это, впрочем, не помешало людям в течение четырех тысяч лет продолжать попытки прорваться к небу. Башня Татлина не могла быть построена в нищей, разоренной стране, в которой с трудом нашли рейки и бумагу для макета. Рок изначального противоречия тяготел и над самой идеей памятника III Интернационала, и над породившим ее формальный символизм абстракционизмом.
Дело в том, что абстракционизм, из которого вышел Татлин, стремясь к обретению предельных единиц художественной выразительности, сам сужал до нуля, до Ничто поле своей деятельности. Трудно что-либо еще сказать на языке «черного квадрата». В то же время искомые предельные сущности (геометрические фигуры и тела, локальные цвета и др.) наделялись многозначным до бесконечности символическим смыслом, что делало их в противоположность Ничто – Всем.
Источник
Памятник III Интернационалу: башня Татлина. Описание, история, особенности
Так и не построенная башня Татлина была одним из самых смелых экспериментов в советской архитектуре в первые послереволюционные годы. Сегодня она стала одним из символов невоплощенного социалистического рая на территории СССР.
Назначение башни
После Октябрьской революции новая власть старалась увековечить свою победу в самых смелых по тем временам формах. Конец 10-х – начало 20-х гг. был периодом авангардизма и других новаторских течений в культуре, искусстве и архитектуре. Пропагандистские проекты реализовывались даже несмотря на гражданскую войну и тяжелое положение на фронтах.
Главной кузницей таких идей стал народный комиссариат просвещения. В 1919 году Отдел Изобразительных Искусств, бывший частью наркомата, поручил известному передовому художнику Владимиру Татлину взяться за проект памятника Третьему Интернационалу. Большевики еще грезили мировой революцией и считали, что именно эта международная организация станет их главным инструментом в достижении великой цели. Через несколько лет пролетарский поход закончится поражением от Польши. Пока же Интернационал занимал в государственной идеологии одну из главных позиций.
Личность Владимира Татлина
Названная в честь своего автора, башня Татлина могла родиться такой, какой она была задумана, только в его голове. Этот живописец и художник был одним из самых оригинальных авангардистов своего времени. В царскую эпоху он много путешествовал по Европе, впитывая в себя все популярные тогда зарубежные веяния. Большое влияние на Татлина оказал Пабло Пикассо. Отчасти именно идеи этого мэтра сделали молодого русского заезжего адептом конструктивизма.
Башня Третьего Интернационала Татлина была создана им в самое подходящее время. В Советской России еще не устоялась идеологическая оценка искусства. Уже в сталинскую эпоху все модные веяния вроде конструктивизма, авангардизма и кубизма окажутся под запретом. Восторжествует социалистический реализм. Этому кондовому стилю будут чужды формы и идеи, которые воплотила в себе башня Татлина.
Деконструктивизм, конструктивизм и другие школы были живы именно в начале 20-х годов. Как раз тогда Татлин вернулся на родину, надеясь воплотить в жизнь свои самые смелые мечты. Этим настроениям была подвержена вся тогдашняя творческая интеллигенция — от писателей до архитекторов. Для них Советская Россия стала утопией – новым миром, противопоставившим себя старым и надоевшим европейским порядкам.
Передовой архитектурный проект
Готовившаяся башня Татлина должна была стать чем-то абсолютно новым и невиданным. Ее проект родился как синтез смелых творческих и в то же время утилитарных и монументальных форм. Основой памятника были три стеклянных «башенки», установленные друг на друга с помощью сложной системы спиралей и стержней. Несмотря на то что изначально помещения были отдельными, все вместе они создавали уникальную композицию из сочетания разных геометрических форм.
Башня 3 Интернационала Татлина была амбициозной затеей еще и потому, что, согласно плану «творческого коллектива» (так сам Татлин называл авторское объединение), каждая часть постройки должна была получить новейшие механизмы. Они позволили бы помещениям двигаться вокруг своей оси, что было инженерным вызовом для той эпохи.
Нижний и средний ярусы
Скорость вращения ярусов увеличивалась с каждым «этажом». Самое нижнее помещение в форме куба должно было совершать один оборот в год. Оно предназначалось для законодательной власти. Здесь могли проходить съезды Интернационала, на которых обсуждали бы конституции, указы и т. д.
Средняя пирамида вращалась со скоростью одного оборота в месяц. Она стала бы домом для исполнительной власти. В помещении должны были проходить заседания исполнительного комитета, секретариата, а также других административных органов.
Верхний ярус
Верхний цилиндр совершал один оборот в день. Здесь находились бы все СМИ: газеты, информационные бюро, центры издания брошюр, прокламаций и манифестов. Это место по задумке архитекторов должно было стать кузницей агитматериалов для пролетариев всего мира. Цилиндр был и самым хорошо оборудованным помещением. В нем располагался телеграф, радио и все новейшие технологии передачи информации. Снаружи на улице висел настенный огромный экран, освещенный фонарями. Это были только наброски, касавшиеся оборудования. Дальнейшая судьба помещений должна была быть обсуждена на заседаниях специальных комиссий, которые так и не приступили к работе из-за закрытия проекта.
Для вращения ярусов планировалось создать невиданную по сложности электросеть, снабжавшую здание всей необходимой энергией. Башня Татлина была бы не только удивительной для прохожих, но и комфортной для людей, работавших и заседавших в ней. Стеклянные стены должны были быть двойными, по аналогии с устройством обычного термоса, что позволило бы поддерживать внутри комфортную для деятельности температуру.
Противопоставление буржуазному искусству
Важным было не только эксплуатационное, но и художественное значение, которое несла в себе башня Татлина. Конструктивизм и другие смелые идеи архитектора противопоставлялись буржуазному искусству и градостроительству. Социалистический мегаполис будущего (первоначально возвести цитадель Третьего Интернационала планировалось в Петрограде) должен был стать полной антитезой европейских капиталистических столиц вроде Лондона и Парижа.
Революционность проекта подчеркивалась авторами в любом их начинании. Социалистические архитекторы утверждали, что старая привычка мещан вести свою жизнь на земле (она зародилась вместе с сельским хозяйством) была в корне неправильной. Поэтому башня и задумывалась как фантасмагорический небоскреб, где вся деятельность кипела бы буквально в воздухе. Согласно проекту высота здания должна была достигнуть 400 метров – невиданная цифра для начала 20-х годов.
Когда макет уже был готов, Советская власть выпустила несколько брошюр, посвященных башне, в том числе и очерк Николая Пунина. В нем восхвалялась идея построить небоскреб будущего, который стал бы символом победы социализма. Пунин на страницах своей работы заявил, что наконец-то искусство впервые послужило практическому назначению, приводя в пример три концептуально разных яруса.
Публичный успех
Впервые миниатюрная башня Татлина в Москве была представлена на заседании VIII Всероссийского съезда Советов в 1920 году. Этот проект вызвал восторг и вскоре уже был представлен на нескольких международных выставках как символ утопических намерений новой социалистической власти.
На Западе также получила известность башня Татлина. Факты о России и ее авангардном строительстве регулярно появлялись в европейской печати. Это был отличный инструмент пропаганды, затмевающий ужасы и преступления гражданской войны.
Отказ от строительства
Как показало время, вся идея о монументальном небоскребе будущего оказалась лишь пропагандистской кампанией большевистского правительства. Возможно, Советская власть действительно хотела воплотить в жизнь памятник III Интернационалу. Башня Татлина даже получила несколько воплощений в деревянных макетах. Однако в 1924 году Татлину, трудившемуся над своим грандиозным проектом несколько лет, был дан первый намек о сворачивании работы – его не пустили за границу на презентацию памятника.
Еще через несколько месяцев правительство окончательно отказалось от амбициозной затеи. Причин было несколько. Во-первых, страна переживала страшную экономическую разруху, когда денег не было буквально ни на что. Всему виной была затянувшаяся война. Чтобы выправить положение, большевики пошли на кардинальные меры, в том числе ввели продразверстку.
Накануне смерти больной Ленин согласился пойти на идеологический компромисс. Он стал вдохновителем новой экономической политики, и положение в стране постепенно начало выправляться. Однако в 1924 году вождь революции умер, и к власти пришел Сталин.
Наконец именно по инициативе Генерального секретаря ЦК ВКП(б) началась кампания террора против авангардистов, к которым принадлежал и Татлин. Идеи смелых художников-новаторов были слишком независимыми от центральной власти. Авангардистов, сразу после революции завладевших основными постами в государственных образовательных и пропагандистских учреждениях, начали под разными предлогами вытеснять с должностей. Кроме того, их идеи были совершенно непонятны простому народу и тому самому пролетариату, которому новаторы якобы служили. Для советской пропаганды нового образца нужны были простые мотивы и сюжеты, понятные рабочим. Так постепенно зарождался социалистический реализм, ставший государственной доктриной.
Судьба Татлина
Именно башня Татлина стала одной из первых жертв новой политики, направленной против авангардизма и конструктивизма. Сам архитектор оказался перед типичным выбором своих современников – пойти на конфликт с властью или принять новые догматы и творить уже в их рамках. Татлин решил уступить государству.
Правда, в дальнейшем он так и не создал ничего схожего по масштабу со своей башней. При жизни архитектор смог организовать всего лишь одну выставку. Он скончался в 1953 году, вслед за Сталиным. Интерес к творчеству Татлина возродился уже в период перестройки, когда было написано множество исследований о забытых и запрещенных течениях в русском искусстве.
Память о башне
Сегодня макет знаменитой башни Татлина можно увидеть в Третьяковской галерее, где в 2011 году прошла концептуальная выставка, посвященная 125-летию художника. Его монумент III Интернационалу остался и в европейской памяти. Модель башни есть в стокгольмском музее современного искусства. При этом оригинальный макет, представленный в 1920 году в Доме Советов, был утерян в спецхране, а возможно, и специально уничтожен.
Источник