Барическое чувство что это

Развитие «барического чувства» у дошкольников
статья по математике

В данной статье мы будем рассматривать особенности развития у детей дошкольного возраста о весе предмета, о массе и барического чувства, так как развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей.

Скачать:

Вложение Размер
baricheskie_stastya.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие «барического чувства» у дошкольников

А.М. Леушина считает, что сенсорное развитие детей многогранно. Важное значение имеет развитие «чувства веса», называемое барическим чувством, которое является необходимой основой для усвоения в дальнейшем понятия о весе тел и способах его измерения.

Уже маленькие дети различают все предметы по их массе, отражая свои восприятия в словах тяжело, легко. Малыш пытается поднять стул и, убедившись, что это ему не под силу, обращается за помощью к взрослым. Слово тяжело сравнительно рано появляется в речи детей. Различия в тяжелых и легких предметах дети воспринимают при участии мышечных групп и вначале лишь при резких контрастах в весе (стул детский и стул кукольный и т. д.).

Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком веса и массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких.

От возраста к возрасту увеличивается количество предметов, сравниваемых ребенком по массе: от двух (различение легкого и тяжелого предмета в паре) к сравнению трех и установлению зависимости между ними, а затем пяти, шести и более. Упражнения, осуществляемые ребенком в данных условиях, способствуют абстрагированию веса (массы) от других свойств — цвета, формы, размера, назначения предмета — и углубленному познанию всех свойств во взаимосвязи. Сравнение предметов, объема жидкости сыпучих веществ по массе гораздо сложнее, чем по длине, ширине, высоте, объему.

Венгер Л.А. считает, что включение в проблемные ситуации таких действий, как группировка, определение порядка следования предметов разной массы, измерение массы условными мерками, и других способов оценки массы активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности.

Развитие барического чувства углубляет познавательную деятельность детей. Если вначале представление детей о тяжести всегда связывается с большим объемом предмета, то по мере развития барического чувства дети убеждаются, что предметы малого размера могут быть тяжелее крупных (большой воздушный шар легче, чем маленький резиновый мяч), одинакового размера шары различны по своему весу, в зависимости от материала, из которого они сделаны, и т. д. Постепенно дети начинают практически познавать, почему маленький металлический шарик тонет в воде, а большой мяч плавает; взвесив на своих ладонях оба объекта, ребенок убеждается в различии их по весу. Подобный практический опыт подводит детей к пониманию новых, иных связей между весом и объемом не только прямых, но и обратных.

Отсюда следует вывод о важности разработки методических приемов развития у детей барического чувства как сенсорной основы дальнейшего усвоения детьми измерения веса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология состоит из теоретических выкладок, описания системы работы, изложения опыта работы и её результатов. В приложении даны конспекты занятий, перспективные планы, консультации для родител.

Данный материал поможет родителям в воспитании у своих детей чувства патриотизма, чувства Родины.

Очень важно с ранного возраста формировать в ребенке человеческие ценности и идеалы, особое значение принадлежит родительскому поведению, так как родители служ.

В настоящее время исследование особенностей нравственного развития детей дошкольного возраста является актуальной психологической проблемой так как, работа в данном направлении позволяет оптимизироват.

Использование ИКТ в развитии чувств у детей дошкольного возраста. Применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как поз.

laquo;Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом&raquo.

Изучение истории развития Волгоградской области, воспитание уважения к героическому прошлому, приобщение детей к духовному богатству многих поколений, знакомство с культурой, обычаями и традициями каз.

Источник

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый — лёгкий) упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.
план-конспект занятия (3 класс)

Конспект (технологическая карта урока) по внеурочной деятельности учащихся 3 — го класса. Психомоторика.

— формировать у детей понятие о том, что различные предметы и материалы имеют свой вес;

— знакомство учащихся с появлением новой величины, которая называется масса;

— развитие речи и мышления при формулировании высказываний.

Скачать:

Вложение Размер
psihomotorika_3_klass_vneurochka.docx 27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога — психолога : Матвиенко Светлана Александровна

Учебный предмет : психомоторика.

Автор УМК (программы учебного курса) : составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0 – IV кл. под редакцией И. М. Бгажноковой – М, «Просвещение» 2011».

Тема урока : Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжёлый — лёгкий) упражнения на сравнение различных предметов по тяжести.

Тип урока : урок – открытие нового знания.

Цель: формировать у детей понятие о том, что различные предметы и материалы имеют свой вес.

Задачи : — знакомство учащихся с появлением новой величины, которая называется масса;

— развитие речи и мышления при формулировании высказываний.

— уточнить и расширить представление обучающихся о бытовом представлении веса и объёме тел;

— создать условия для формирования навыка выразительно излагать свои мысли среди одноклассников;

— развивать связную речь при составлении ответов на вопросы;

-развивать умение анализировать и обобщать;

— развивать речь и мышление при формулировании высказываний;

— способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.

Планируемые результаты урока:

Знакомство с понятием меры веса.

Сформировать представление о том, что разные предметы имеют различный вес и объём.

Ожидаемые результаты: могут использовать свои знания на практике, могут анализировать, сравнивать, обобщать.

ознакомление детей со свойствами реальных предметов;

обогащение сенсорного опыта с помощью наглядного материала;

формировать представление о том, что вес не зависит от величины предмета;

формировать представление о том, что весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравниваются.

Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью психолога и самостоятельно , выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

1) Рабочие тетради учащихся по психомоторике.

2) карточки с заданиями;

3) интерактивная доска;

4) практический материал, предметы для наглядности.

I.Орг. момент (3 мин)

  1. Приветствие. Психологический настрой.

Милые мои друзья

К нам пришли учителя!

Рты, ребята, на замок,

Демонстрируют эмоциональную подготовку к уроку.

Приготовились и настроились на урок

II. Основная часть.

Устная работа. Актуализация знаний. Первоначально просит выяснить бытовое представление учащихся о весе и объеме тел. На свете много разных предметов. Все они имеют вес. Мы с вами тоже разного веса. Как вы думаете, я тяжелая или легкая? Почему? А вы?

Педагог — психолог предупреждает ребят

— Во время работы на уроке, при правильном ответе, каждый из вас будет получать по одному жетону, у кого в конце урока будет больше набрано жетонов, тот и побеждает.

Предлагает картинки на доске рис.№1 — 5

— Что вы видите на рисунке? Хорошо, молодцы!

-А как вы думаете, что тяжелее из предметов? Умницы!

— А как вы догадались, что одни легче, а другие тяжелее? Хвалит детей, активно работающих, и дает жетон.

— Ну а как можно определить вес тел, при помощи чего?

Правильно ребята при помощи весов.

Ребята, существуют разные виды весов: промышленные (с двумя чашами и гирями — старого образца), аптекарские (также с двумя маленькими чашечками и гирьками), весы для домашнего использования (безмен или с одной чашей на подставке).

Психолог достает весы и показывает детям как ими можно измерить вес предмета.

Ну а теперь давайте перейдем к заданию №2. Игра «Чем различаются?»

Работают всего класса. Рассуждают, дают устные ответы.

Источник

Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Филипповых
Развитие барического чувства тяжести в процессе предметно-игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

При знакомстве ребенка с предметами окружающего мира имеет очень большое значение наличие у него представлений о массе предметов. В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений.

Следует различать массу и вес предмета

С понятием вес предмета дети знакомятся в школе в курсе физики. Терминологическая некорректность, которую позволяют себе взрослые в обиходе, часто путает ребенка, поскольку мы, иногда не задумываясь,говорим: «Вес предмета 4 кг для того чтобы ребенок не усваивал неправильную терминологию, которая будет путать его в дальнейшем в начальной школе, в детском саду следует всегда говорить масса предмета.

Формирование понятия «масса» опирается на развитие у ребенка «барического чувства», а оно возникает в результате давления предмета на поверхность его тела. Давление предмета на ладонь руки дает возможность определить его тяжесть относительно другого. Это явление получило название «взвешивание на ладонях». Оно является первичным в восприятии ребенком массы, определении и выделении предмета, который легче, чем другой, тяжелого и легкого среди нескольких.

Развитие «барического чувства», способности точного определения массы предмета при помощи активного движения рук происходит не спонтанно, а зависит от упражнений, т. е. от условий обучения.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками — сенсорными эталонами — для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

На втором году жизни ребенок уже воспринимает массу предметано его восприятие имеет сугубо локальный и слабо дифференцированный характер: «тяжесть» связана с самим предметом и неотделима от него. (пытается поднять любой тяжелый предмет и убедившись, что такое ему будет не под силу, обращается за помощью к взрослым).

К трем-четырем годам дети уже понимают значение слов «легкий», «тяжелый» и различают контрастные по массе предметы.

Наиболее простой задачей является различение тяжелого и легкого предмета в паре. Поэтому сначала детей необходимо учить сравнивать между собой только два предмета, резко отличающиеся друг от друга своей массой.Оптимальное соотношение масс в начале обучения 1:4,1:3. Результаты сравнения обозначать словами тяжелый — легкий. В пассивной речи у них содержатся слова — тяжелый и легкий, но активно они ими не пользуются.

Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием»,которое включает 3 компонента: Выполнение задания осуществляется путем «взвешивания» предметов на ладонях рук. Это довольно сложный для детей способ обследования массы, состоящей из нескольких действий.

Надо взять по одному предмету в каждую руку и повернуть ладони кверху. Затем руками имитируется движение весов вверх-вниз, происходит «взвешивание» предмета «на руке». И, наконец, предметы перемещаются с одной ладони на другую, при этом их положение может меняться несколько раз. Такая «проверка» способствует более точному определению отношений между тяжестью двух предметов.

При обучении данному способу выполнения действий дети допускают ошибки.

Следующий этап в работе — сравнение трех предметов по массе, из них один служит образцом. Результаты сопоставления обозначаются словами тяжелее — легче. Рациональный способ решения этой задачи заключается в том. что с образцом надо последовательно сравнивать все предметы и на этой основе определять, какой из них легче, какой тяжелее или они одинаковы. Благодаря такой работе ребенок начинает среди многочисленных признаков предмета выделять массу и абстрагировать ее. Создаются возможности для упорядочивания и группировки объектов по данному признаку, это и является следующим этапом в работе. Расположение предметов по их массе в восходящем или нисходящем порядке, т. е. построение сериационного ряда,— решение этой задачи можно начинать со среднего дошкольного возраста.С этой целью необходимо усвоение рационального способа выполнения действий: выбор самого тяжелого предмета при построении восходящего ряда. Результаты своей деятельностидети должны обозначать словесно: тяжелый, легче, самый легкий, или легкий, тяжелее, самый тяжелый. В средней группе составляется ряд из трех элементов.Следует организовать сравнение одного из элементов упорядоченного ряда с другими: соседними, всеми предшествующими и последующими. Это позволит проверить правильность построения сериационного ряда,приведет к важным выводам: если один из предметов тяжелее другого, а тот в свою очередь тяжелее третьего, то первый предмет также будет тяжелее третьего; каждый последующий элемент тяжелее всех предыдущих. Практическую значимость для детей имеют знания о массе тех предметов, которые традиционно считаются легкими (пушинка, ниточка, вата, соломенная шляпа, перышко и др.) и тяжелыми (гиря, гантели, ведро с песком и др.). Можно применять одинакового размера мешочки, наполненные разными сыпучими веществами. Специально подбираются предметы,сделанные из разных материалов: металла, дерева, резины, пластмассы, поролона, ваты и т. д.В условиях детского сада нетрудно изготовить необходимые пособия: в резиновые, пластмассовые игрушки, различные коробки, бочонки насыпать песок в определенном количестве, чтобы масса предметов была от 50 до 300 г.

Старшие дошкольники, посещавшие магазины со взрослыми, располагают сведениями о взвешивании на весах как способе определения массы, об использовании гирь, о движении стрелки на весах. Но представление о массе и единицах ее измерения у них поверхностно. В старшей группе можно использовать самые простые весы на рычаге с двумя чашками для проверки результатов сравнения масс двух предметов, определенных «на руке». На весах чаша с предметом большей массы опустится ниже. Это действие не является взвешиванием. Оно пока еще напоминает сенсорное действие «взвешивания предметов на ладонях». Детей нужно подвести к пониманию относительности массы по двум параметрам.

1 параметр масса не зависит от величины предмета. Для этого детям предлагается оценить степень тяжести предметовиз разных материалов и разной величины: пакет ваты, гвоздь, толстая книга, настенный календарь, носовой платок, молоток и др. Можно попросить ребенка определить на глаз вес разных предметов,не трогая их: стула, ножниц, подушки, бумаги, игрушек. После ответов дайте возможность детям самим убедиться в их правильности.

2 параметр Весовые характеристики предмета зависят от веса тех предметов, с которыми сравнивается. Например, тетрадь по отношению к книге большого формата (энциклопедии) будет считаться легким предметом, а по отношению к листу бумаги – тяжелым Нужно научить детей, сравнивая предметы по тяжести, понимать построение сериационного ряда по убывающей или нарастающей их массы.

С помощью весов формируется также представление об инвариантности массы. Например, из куска глины предлагается вылепить два одинаковых по размеру шарика. Их равенство по массе проверяется на чашечных весах. Затем из одного из шариков дети делают длинную морковку, палочку или колбаску. На одну чашу весов помещают вылепленный предмет, на другую — шарик. Равновесие чаш покажет детям равенство масс. Можно несколько раз менять форму предмета и, используя весы, убеждаться в неизменности (инвариантности) массы. «Одинаково, потому что к куску глины мы ничего не прибавляли и ничего не убавляли»,- говорят дети. «Кусок глины остается тем же, только форма предметов меняется: то шарик, то палочка, то морковка».Дети на практике приходят к выводу: преобразования, которые изменяют внешний вид объекта, оставляют неизменной его массу.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается количество и значение заданий, где от детей требуется подробное словесное описание массы предметов. Особое значение приобретают также комплексные задания, для выполнения которых необходимо учитывать одновременно различные свойства предметов (форму, величину, массу).

С возрастом восприятие различий становится все более точным. Старшие дошкольникиначинают дифференцировать массы при соотношении 1:2.Это связано с совершенствованием тактильно-кинестетического анализатора: к 5-6 годам заканчивается дифференцировка нервных окончаний в мышцах рук. В этом возрасте ребенка можно обучать работе с эталонами веса.

В шесть – семь лет дети осваивают умения сопоставлять предметы по массе с помощью весов, проверяя таким образом результаты сравнения предметов путем «идеального» действия; определяют равенство и неравенство, независимо от внешнего вида самостоятельно группируют и классифицируют предметы по массе, строят сериационные ряды из 6 предметов.

дети включаются в поиск ответов на вопросы типа «Можно ли, измеряя ложкой песок в двух мешочках, определить массу того и другого? при этом все действия выполняются практически.

На этом этапе возможно ознакомление детей с общепринятыми мерами и способами измерения массы, формирование первоначальных измерительных умений.

Исходя из особенностей восприятия детьми дошкольного возраста массы предметов, обучение следует строить поэтапно,

то есть следует начинать с формирования представлений о массе путем развития «барического чувства» к ознакомлению с массой как измеряемой величиной.

Различение ощущений массы разных предметов закрепляется в дидактических играх и упражнениях.

В предметно-игровой среде каждой возрастной группы необходимо иметь комплект материалов для развития у детей «барического чувства», представлений массе умений сравнивать, изменять вес предметов. Это прежде всего мешочки с речным песком, древесными опилками одинакового веса и разного размера. Оперируя с таким материалом, ребенок может найти, исходя из практической потребности, два мешочка разных по размеру, но одинаковых по массе. Пересыпать часть песка в другой мешочек, чтобы уравновесить их или, наоборот, сделать разными.

Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности «Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности» 1. Зарождение и становление коммуникативной.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд — вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности» Театра мир откроет нам свои кулисы, И мы увидим чудеса и сказки. Там Буратино, кот Базилио, Алиса Легко меняются герои, маски. Волшебный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» Проект «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности» в рамках реализации инновационной деятельности.

Развитие коммуникативной инициативы у детей 3–4 лет в процессе игровой деятельности Развитие коммуникативной инициативы у детей 3 — 4 лет в процессе игровой деятельности Подготовил: Сафьянова А. А., воспитатель МБДОУ «Детский.

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности. «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности» Одной из актуальных.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализовано-игровой деятельности Печенкина Эльвира.

Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.

Источник

Читайте также:  Техника проживания эмоций через тело
Оцените статью