Барьер отрицательных эмоций пример

Барьер отрицательных эмоций

Для определения стиля социально-психологической активности в конфликтной ситуации существенна не только волевая, но и эмоцио­нальная активность личности.

Эмоции могут так сильно доминировать в процессе конфликта, что говорят об эмоциональной установке. Неко­торые психологи определяют конфликт как аффективную несовмести­мость, столкновение противоположных эмоций.

Эмоциональное напряжение может мобилизовать или затормозить сознание и поведение. При конфликте активизируются способы соци- ально-психологического взаимодействия: убеждение, внушение, демон­страция силы, групповое давление, агрессивные акты.

Достаточно силь­но проявляются отрицательные эмоции, антипатия, взаимная неприязнь, ненависть. Эскалация конфликта приводит к разрыву всех связей, со­здается иллюзорный мир согласия с самим собой и полярного несогла­сия с окружающими.

Усиливаются крайности во взглядах и формах поведения, ригидность, резко повышаются психическое напряжение, эмоциональная возбуди­мость. Обостряются чувства обиды, неудовлетворенности от неприоб- ретенной или потерянной ценности.

Негативные эмоции взаимно воз­буждаются и охватывают все отношения. Искажаются понимание и восприятие мыслей, чувств, поведения противника. Любое его действие истолковывается как враждебное, направленное против интересов лич­ности.

Увлеченному взаимной враждой присуща психологическая защита своего целостного «Я» путем рационализации, то есть оправдания, прежде всего, в собственных глазах своего поведения, а также проек­ции, то есть приписывания противной стороне желаемого или своих нежелательных, сознательно отвергаемых, осуждаемых мыслей, чувств, поступков, качеств.

Активно используются стереотипы, предубежде­ния. Делаются необоснованные, крайние обобщения и преувеличения. Суждения друг о друге становятся категоричными, поверхностными и случайными. Контакты нарушаются.

Снижается положительная эмпа­тия, и обостряется отрицательная, «холодная»: представляются и пре­дугадываются неприятности, страдания недруга, наносимый ему вред.

К. Левин, разрабатывая «теорию поля», выделил конфликты четы­рех типов, которые непосредственно связаны с эмоциональными, аф­фективными проявлениями человека.

Первый тип конфликта — эквивалентный (приближение — приближение), когда человека одновременно и примерно с одинаковой силой привлекают минимум две вещи, например лекции в разных мес­тах, предложения по работе, билеты в театр и т. п. Обычный способ решения — компромисс, частичное замещение одного другим.

Второй тип конфликта — витальный (избегание — избегание), когда человек вынужден выбирать минимум из двух в равной мере не­привлекательных, отвергаемых альтернатив, образно говоря, находиться между двумя огнями.

Такие ситуации нередко встречаются и в быту, и на работе. С ними сталкиваются и дети, и взрослые. И решение здесь может быть тоже различным: подросток может забросить учебу, сбе­жать из дома, стать наркоманом, супруги — подать на развод, рабо­чий — уволиться, начать пить. Кто-то способен на самоубийство, а кто- то готов, по выражению Г. Гессе, «бросаться судьбе навстречу, отдаваясь во власть случая».

Третий вид конфликта — амбивалентный (приближение — уда­ление) — предполагает, что один и тот же объект (цель, действие) одновременно привлекает и отталкивает, вызывает любовь и ненависть.

Это конфликт между симпатией и долгом, антипатия к личным каче­ствам и признание деловых достоинств человека.

Так, по теории П. Хофштеттера, люди склонны разделять лидеров на деловых и эмо­циональных, противопоставляя личные и деловые качества в каждом из них. Решая подобные конфликты, люди чаще приходят к компро­миссу, отказываясь от стопроцентного притязания на ценности.

Четвертый тип конфликта — фрустрирующий (‘приближение — избегание), когда на пути к желанной цели, предмету, ценности встре­чается препятствие, помеха в виде запрета, табу, противодействия окружающих, непредвиденных или неодолимых трудностей.

Класси­ческие примеры такого рода конфликтов — трагедии, изображенные в Драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь», в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Это конфликт между «хочу» и «могу».

Конфликты, определяемые эмоциями, особенно отрицательными, превращаются в социально-психологические, когда их пытаются раз­решить за счет окружающих.

Одним из известных факторов обусловливания конфликтного пове­дения отрицательными эмоциями является «аффект неадекватности». Он возникает при столкновении высокой самооценки личности и бояз­ни не оправдать ее, не подтвердить своих притязаний.

Читайте также:  Ни с чем не сравнимое чувство нравственного удовлетворения

Направленность на себя — обязательное условие для появления данного аффекта. Сра­батывает и механизм психологической защиты от нарушений внут­реннего равновесия.

В тех случаях, когда противоположность интере­сов не осознается и, следовательно, борьба мотивов тоже имеет неосознанный характер, побеждает тот мотив, который соответствует основной тенденции личности, ее направленности.

Эмоции способны резко усилить или ослабить скованность, робость в поведении. Однако не любая, а лишь устойчивая отрицательная эмо­ция может воздвигнуть серьезный барьер на пути нормального поведе­ния.

К таким фундаментальным эмоциям относятся: горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх и другие. Рассмотрим ряд барье­ров, возникающих при включении сильных эмоций.

Барьер страдания действует двояко, снижая, во-первых, уровень контактности, общительности человека, переживающего страдания; во- вторых, уровень коммуникативности тех, кто вступает в контакт со стра­дающим.

Страдание может быть вызвано: трагическими событиями; неудовлетворенностью своим социальным статусом; сильно занижен­ной самооценкой; физическими болями и т. п.

Барьер гнева преодолеть особенно трудно, ведь гнев рождается в ответ на неожиданные препятствия, оскорбления и т. д. Гнев букваль­но удваивает физическую и психическую энергию. И чем он сильнее, тем активнее человек его изливает в словесных или агрессивных дей­ствиях.

Барьер отвращения н брезгливости возникает в результате нару­шений кем-либо элементарных этических норм или вследствие «гигие­нического неприятия» другого человека.

Возникновение этого барьера могут спровоцировать: излишне небрежная жестикуляция собеседни­ка; гигиенически неприятные действия партнера (почесывания, подер­гивания, сморкание и т. д.); мокрые, потные ладони рук; грязные ногти протянутой для рукопожатия руки; отталкивающие манеры; наруше­ние психологической дистанции общения; запах изо рта; мятая или гряз­ная одежда; гнилые передние зубы; рубцы от ожогов на лице и пр.

Если на физические дефекты окружающие быстро перестают обращать вни­мание, то гигиенические отклонения они не приемлют никогда.

Барьер презрения, как и барьер отвращения, ограничивает кон­такты с человеком, вызвавшим отрицательные эмоции. Презрение обычно вызывают: аморальные поступки; неприемлемые черты харак­тера (трусость, скупость); предрассудки и т. д.

Барьер страха — один из самых труднопреодолимых в межлич­ностном общении. Он побуждает свести к минимуму контакт с тем, кто является его источником.

Страх можно рассматривать и как своеобразный защитный меха­низм внутреннего «Я» личности. В коммуникативном аспекте исследо­вания проблемы страха целесообразно выделить его дезорганизующую функцию.

Она проявляется прежде всего на уровне разрушения ком­муникативных отношений и коммуникативных умений субъекта обще­ния. Страх — явление динамичное. Модусы страха можно классифи­цировать по степени выраженности, имея в виду экспрессивный характер страха. Это дает возможность построить динамический ряд страха.

Тревога. Первичный модус страха. Основная функция страха в этом состоянии — оценочная. Модели общения дезинтегрируются в силу большой концентрации внимания не на его содержательной стороне, а на оценке возможной угрозы.

Испуг как состояние осознания опасности и неподготовленности к ее отражению.

Собственно страх как состояние полной дезорганизации психоло­гической структуры личности.

Состояние ужаса обусловлено вмешательством дезорганизующей функции. На этом этапе возможны: деструкция отражательного меха­низма; деградация личности; разрушение организма.

Пребывание личности как субъекта общения в том или ином модусе страха не дает возможности перейти на адекватный целям уровень по­ведения.

Человечество испытывает огромное количество страхов. Большин­ство из них имеет научные названия и таится в многочисленных уточ­няющих словах к загадочному — фобия.

Психологи определяют фобию как навязчивое состояние в виде не­преодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков, ситу­аций. Это может быть боязнь закрытых помещений, высоты, страх перед переходом улиц, страх острых предметов и заболеваний.

Фобии не воз­никают на пустом месте, а, как правило, возникают при психопатии и многих вяло протекающих психических заболеваниях. Но и у здоровых людей могут проявляться отдельные элементы фобий, порой весьма причудливых.

Читайте также:  Теперь стало больше радости это здорово

Нет ничего странного в том, что люди боятся высоты (акрофобия), пауков (арахнофобия) или толпы (агорафобия, антропофобия), ведь все это действительно представляет угрозу. Вполне объяснимо, к при­меру, и такое явление, как апопатофобия, — страх заходить в туалеты (например, в привокзальные).

Не исключено, что право на жизнь имеет и кипридофобия (страх заразиться венерическими заболеваниями). По крайней мере, человек с подобной «чудинкой» будет застрахован от случайных связей. А уж обзавестись пениафобией (боязнью обнищания) в нашей стране весь­ма актуально.

Однако некоторые страхи могут стать для их обладателя сущим на­казанием. Например, довольно тяжело идти по жизни с боязнью нане­сти кому-либо поражение (блаптофобия) или со страхом перед на­слаждением (гедонофобия ).

Неврозы стали актуальной проблемой жителей больших городов. Постоянные стрессы, шум, толпа, невозможность скрыться от люд­ских взглядов моделируют ситуацию опасности.

По некоторым дан­ным, каждому второму жителю крупного города было бы желательно один раз в пять лет проходить профилактический курс в клиниках.

Но легкие случаи фобии, как правило, не вызывают беспокойства ни у са­мих «боящихся», ни у окружающих. Попробуйте спросить у своего друга, какими фобиями он страдает, и он наверняка с упоением пере­числит несколько.

До появления психоанализа самым передовым методом излечения фобий считался гипноз. Врач заставлял находящегося в гипнотическом сне пациента заново пережить ситуацию, которая вызывала у него страх, и давал ему установку: «Не бойся!»

Неординарный подход был предложен психологами университета Эмери из американского города Атланта. Они лечат фобии с помощью компьютерных игр.

Посредством «игротерапии» психотерапевты со­здают виртуальную грозу для тех, кто боится летать, виртуальное брев­нышко над виртуальной пропастью для тех, кто боится высоты.

Кроме всенародно известных клаустрофобии и ее антипода агора­фобии, в природе существует воистину огромное количество страхов. В частности, американский словарь медицинской терминологии при­водит около 400 видов.

Барьер плохого настроения также входит в группу барьеров, вы­званных эмоциями. Эмоционально-негативное состояние индуцирует­ся на партнера, парализует его коммуникативные устремления. Плохое настроение часто служит источником конфликтов.

Болгарский психолог Ф. Генов, исследуя причины возникновения служебных конфликтов, установил, в частности, что, во-первых, у лю­дей, занятых административной работой, уровень эмоциональной урав­новешенности значительно ниже среднестатистического, а с возрастом еще более снижается; во-вторых, плохое настроение руководителя су­щественно ухудшает настроение подчиненных.

Источник

Барьер отрицательных эмоций

Эмоции вообще – это субъективные реакции человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей Они проявляются в чувствах удовольствия или неудовольствия, радости и страха, расслабления и напряжения и т п. Эмоции принято делить на положительные и отрицательные. Соответственно человек стремится испытать положительные эмоции и избежать отрицательные. Существует много теорий сущности эмоций Информационная теория эмоций (П. В. Симонов) представляет собой развитие взглядов выдающегося отечественного физиолога П. К. Анохина. В числе положений этой теории следующие а) чем сильнее потребность, тем сильнее эмоция, ее сопровождающая и чувство удовлетворения после достижения цели; б) когда нет потребности, нет и эмоции; в) чем меньше вероятность удовлетворить потребность, тем сильнее возникающая отрицательная эмоция.

Основной причиной отрицательных эмоций являются чувство неудовлетворения, межличностные конфликты, стрессы.

Барьеры отрицательных эмоций, негативно сказывающихся на результатах общения, можно подразделить на несколько. Это, прежде всего, барьер общения, возникающий на почве страдания или даже горя. Здесь и трагические события, и разочарования, и неудача в важном деле, и неудовлетворенность своим положением, недовольство личным статусом, и тягостные физические и нервные ощущения. Этот барьер может возникать и в ответ на события, и в преддверии их.

Барьер общения, создаваемый отрицательными эмоциями данного типа, вызывает искаженное представление о действительности и неправильные оценки. Это находит выражение в агрессивности или в стремлении вообще избежать общения, замкнуться в одиночестве. Невнимание к указанным отрицательным эмоциям вызывает досаду и еще большее переживание, а повышенное внимание, участие и утешение часто провоцируют лишь раздражение. Рационального способа поведения, подходящего для всех, здесь нет. Никакой психотерапевт в этой ситуации, как пишет В. Леви, не имеет права советовать «снизить значимость», «забыть», «отвлечься».

Читайте также:  Укажите два основных источника стресса

Трудно преодолим барьер общения, вызванный сильным раздражением и гневом. Эти эмоции обычно рождаются в ответ на неожиданные (формальные, досадные) препятствия в удовлетворении той или иной потребности. Они могут быть следствием лишения удовольствия, оскорбления, принуждения, побуждения совершить нежелательный посту­пок.

В общении, мотивированном гневом, пыл, эмоциональный потенциал, энергия и смелость, решительность человека могут многократно возрасти. Однако в этом случае ему обычно отказывает трезвый расчет, предусмотрительность и гибкость. Он склонен к резким словам и агрессивным действиям. Партнер, перечащий ему, становится своеобразным «громоотводом», на который изливается весь гнев. Деловое общение с раздраженным или гневным человеком невозможно, не стоит «подливать масла в огонь», создавать условия, о которых всем в дальнейшем придется сожалеть. Выход из такого общения – не демонстрация слабости, а наоборот, смелость и даже великодушие. По-деловому можно и нужно общаться лишь с человеком, который владеет своими эмоциями. И в какой-то мере даже безнравственно использовать ситуацию, где эмоции владеют соперником.

К числу барьеров отрицательных эмоций следует отнести и барьеры страха, стыда и вины. Все эти комплексы отрицательных эмоций – плохие переменные разговора. Субъективно-личностная их окраска может подпитываться стереотипами поведения, воспитания, установки, мотива, а также и особенностями патопсихологии отдельных личностей. В последнем случае носители этих качеств должны быть скорее объектами заботы психиатра и психотерапевта, нежели субъектами делового общения.

Прозой общения чаще всего служат барьеры плохого настроения. Здесь имеется в виду комплекс отрицательных эмоций, менее острых, чем горе или страдания, но, увы, чаще встречающихся. У людей настроение портится от очень многих причин: плохой погоды и самочувствия, безысходности и несбывшихся надежд, заметной для них черствости окружающих и незаметной для себя собственной черствости. К причинам сниженного настроения можно отнести и неудовлетворительное физическое самочувствие, часто возникающее как результат гиподинамии – низкой двигательной активности. Плохое состояние становится «физиологическим фактом»: низкая интенсивность обмена веществ, пониженный тонус организма, болезненность. Плохое настроение можно прямо отнести к низкой культуре быта, плохой его организации. Человек с плохим настроением – плохой работник и еще худший партнер в общении. Одним? из главных источников отрицательных эмоций являются межличностные столкновения. Ссора, конфликт, конфронтация вызывают отрицательные эмоции у всех: и у тех, кто прав, и у тех, кто виноват, и у победителей, и у побежденных. Стало быть, если вас ожидает деловая беседа, а реальность такова, что вы находитесь далеко не в лучшем психическом состоянии, то наиболее разумным будет отказаться от беседы, предложить перенести ее на другое время.

Для этого достаточно перед деловой беседой прикинуть варианты ее развития и возможность достижения конструктивного результата. Легко можно представить себе, что к объективным трудностям и барьерам общения будут добавлены еще и субъективные, спровоцированные плохим настроением.

Имея в виду то, что плохое настроение «эпидемически заразно», легко передается собеседнику, ожидать прочного соглашения, взаимопонимания и доверительности, видимо, не приходится. Рассуждения о факторах, влияющих на разговор, должны подсказать, что круговая цепочка в каком-то месте будет обязательно прервана. Это прерывание скорее всего произойдет между вводными коммуникатора и реципиента, скажется на процессуальной переменной, предопределит развитие внешней переменной и в целом деформирует переменную ситуации из доверительного разговора в острое, конфликтное обсуждение, конфронтацию. Это приведет к разрушению «защитной» оболочки делового разговора.

Источник

Оцените статью