Бальмонт снежинка жанр тема какие чувства вызывает

Анализ стихотворения «Снежинка» Константина Бальмонта

К. Д. Бальмонт родился в усадьбе Гумнищи, первые 10 лет жизни прожил в деревне. Отец поэта привил сыну любовь к русской природе, а мать обучила пониманию красоты музыки. Стихотворение «Снежинка» было написано в 1903 году. Именно в этот период написаны произведения, которые признаны самыми лучшими, которые создали ему имя.

Стихотворение «Снежинка» — это попытка автора погрузится в мир переживаний и ностальгии от увиденного зимнего пейзажа. Данные ощущения всегда вызывают восторг и чувство гармонии. Бальмонт эмоционально характеризует частицу зимнего пейзажа, спускающуюся на землю. Он выбирает одну из снежинок, придавая ей признаки, которые присущи живому миру. В этих моментах проявляется его внимательность и любовь к родному краю.

С самой первой строчки заметно особое отношение автора к частице снега. Он с особо нежностью и сочувствием изображает ее падение с неба. Благодаря поэтому, мы наблюдаем легкость и светлые оттенки снежинки. За счет пушистой поверхности объект стихотворения кажется мягким, структура напоминает звезду. Благодаря этим деталям взгляд останавливается на объекте стихотворения. Частица снега проделала большой путь, препятствием для нее была сила зимнего ветра. Зародившись высоко в небесах, она «дорогой бурной» медленно спустилась на землю. Ее хаотичные движения, неорганизованное направление зависит от потока ветра. Но автор наделяет снежинку смелостью, которая помогает ей «крутиться бешено».

При прохождении через неблагоприятные условия, она занимает положение на земле в первозданном виде.

Образу присущ прозрачный символизм. Ее можно прировнять к другим образам, которые преодолевают многие препятствия. В конце наблюдается покой и умиротворенность, что указывает на достижение цели.

В произведении преобладают олицетворения, с их помощью автор придал снежинке человеческие качества. Это выделило ее из массы подобных. Также проводится сравнение со звездами, имя в виду особенности геометрии снежинки. Также подчеркивается и легкость при падении. В стихотворении преобладают светлые тона и лазурные цвета.

К.Бальмонт с помощью образа снежинки передал свое отношение к наблюдаемому пейзажу и родному краю. Он подчеркнул неповторимость природы зимой. Благодаря яркому изображению непогоды в стихах, поэт превратил обычное явление в необычное событие. Вьюга из унылого явления становится предметом восхищения.

Источник

К. Д. Бальмонт «Снежинка»: анализ стихотворения


(Иллюстрация: Сона Адалян)

Константин Дмитриевич Бальмонт считается одним из ярчайших представителей русского символизма, но начинал поэт в романтическом течении, под влиянием авторитетных в его время поэтом Надсона, позднего Тютчева и Фета. Стилевой чертой Бальмонта всегда была непринужденная легкость, воздушность строк, поэт утверждал, что записывает произведения с первого раза и не переделывает их, «вымучивая» более удачные строки. Еще одной особенностью творчества и жизни Бальмонта было его легкое созерцательное мировоззрение, с налетами то меланхолии, то оптимизма, внимание к природе и каждому её вздоху, каждому шевелению.

Блок, считающийся одним из родоначальников символизма и авторитетом в этом направлении, охарактеризовал творчество Бальмонта как «яркое и жизнеутверждающее, как весна». На самом деле, в нем была глубокая гамма оттенков – от огненности, торжества лета до осеннего сиротства и безысходности зимы.

Именно таким, легким и воздушным стихотворением, хорошо иллюстрирующим общую тенденцию творчества поэта, стало стихотворение «Снежинка», опубликованное в 1903 году и вошедшее в сборник «Только любовь».

Главная тема стихотворения

Темой стихотворения «Снежинка» является в широком смысле красота природы, в каждом, даже таком микроскопическом, как снежинка, её проявлении. В философском смысле можно усмотреть в теме стихотворения жизненный путь любого живого существа от расцвета и развития до ухода. Но главной героиней стихотворения автор делает именно снежинку – неодушевленное, в сущности, создание, которое неведомым человеку способом рождается где-то в небесах, получается невероятно красивым и гармоничным, совершает медленное красивое падение и тает.

Читайте также:  Как проявляется стресс у кота после переезда

Снежинки «производит» сама природа, и они – воплощение удивительной симметрии, конечно, если каждую из них внимательно рассмотреть. В большинстве же случаев человек не рассматривает снег, который для него просто осадки, зачастую мешающие комфортной жизни. Потому поэт и одушевляет свою снежинку – наделяет её теми качествами, которые может иметь только человек:

  • смелость («такая чистая, такая смелая),
  • целеустремленность («легко проносится, на землю просится»),
  • способность чувствовать, способность испытывать эмоции, взаимодействовать с окружением («дрожит», «взметается», «утешается», «ветром лелеется»).

Поэт будто делает открытие для каждого, кто прочитает стихотворение: снег – это миллионы снежинок, каждая со своим жизненным циклом, и каждая кристально чиста, как чист новорожденный, как ангел (налицо символистические традиции). Развернутое олицетворение снежинки, выделение её в потоке падающего снега – основной стилистический прием данного стихотворения.

Авторские эмоции – светлая грусть. Все знают, что происходит со снегом, достигающим земли, — он тает, его красоты не замечают. Была ли миссия снежинки выполнена, да и есть ли цель у её существования, если быстротечный ветер несет её, беззащитную, на верную гибель? Этого автор не знает, но смелая чистая снежинка вполне может вдохновить кого-то на поиск красоты вокруг себя.

Структурный анализ стихотворения

Главное художественное средство, с помощью которого создается центральный образ стихотворения, — это развернутое олицетворение. Снежинка наделена человеческими качествами и способностью к чувствам, поэтому все действия, которые она совершает, укладываются в рамки олицетворения.

Композиция стихотворения кольцевая – первые строфы повторяются в финале, и этим во-первых, подчеркивается цикличность, круговорот живого в природе, во-вторых, замалчивается трагический финал жизни снежинки.

Стихотворение состоит из восьми катренов. Размер – ямб с пропуском ударения в последнем слоге (пиррихием), рифма женская, точная. Женская рифма придает особую мягкость звучащим строкам, а музыкальность им сообщает звукопись – обилие сонорных «р», «л», «н».

Палитра автора светла и направлена на создание невинного, кристально чистого образа. Стихотворение неслучайно входит в сборник «Только любовь», ведь природа – это целиком любовь и жизнь, а художник – то зеркало, которое способно поймать и отразить прекрасное явление.

Источник

Урок литературного чтения по программе «Школа XXI века». Стихи К.Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши»

Цели:

  1. Ввести в круг чтения учащихся стихи К.Д. Бальмонта
  2. Учить различать стихи по темам, интонационному рисунку, закрепить понятие «рифма», «строфа», «эпитет», «сравнение», «олицетворение», «метафора».
  3. Учить выразительному чтению (определять задачу чтения, составлять партитуру чтения).
  4. Учить понимать мысли и чувства автора, анализируя лексику, ритм, художественные детали стихотворения.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой (Тренировочное чтение)

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам интересной работы.
— Посмотрите на доску, прочитайте про себя, вслух, шёпотом, громче, очень громко

На коньках начнём кататься
Мы на звонком льду. ///
Будет смех наш раздаваться
В парке на пруду. ///

— Какую интонацию вы выберите для прочтения отрывка?(на доске рисунки лиц с разными эмоциями)
Ответ:
— Весёлую.
— Читаем весело. Кто знает, из какого произведения этот отрывок?
Ответ:
— «К зиме».
— Кто автор?
— К.Д.Бальмонт
— Какая модель обложки подходит к этому произведению?
Модели обложек раскрашены в три цвета: зеленый – о природе (З), желтый – о детях (Ж), красный – о родине (К). Треугольник на модели обозначает стихотворение.

— Почему вы выбрали вторую модель?
Ответ:
-Жанр – стихотворение, тема – о детях.

2) Проверка домашнего задания.

-Что было задано на дом?
Ответы детей:

— По выбору выучить наизусть произведения К. Д. Бальмонта «Россия», или «К зиме»
— Поработайте парами, послушайте друг друга, проверьте домашнее задание.
Скажите, кто вам очень понравился, кого вам очень хочется послушать?
Ответ:
— Мне понравилось, как рассказывал Слава, я хочу, чтобы все послушали его.
— А мне понравилось, как рассказывал Илья, я хочу, чтобы он рассказал всем у доски.
(Дети предлагают несколько человек, учитель просит выразительно рассказать наизусть стихотворение, ставит и комментирует оценки)

Читайте также:  Что делать если чувствуешь усталость каждый день

3. Новая тема

— Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством поэта Константина Дмитриевича Бальмонта .
На доске: Константин Дмитриевич Бальмонт
1867-1942)
— Послушайте произведение и определите его жанр и тему.
У доски рассказывает заранее подготовленный ребёнок.
— Понравилось вам произведение?
Что понравилось?
Ответы детей.
— Определите жанр и тему этого произведения.
Ответ:
— Это стихотворение о природе.
— Сделайте модель обложки.
Дети самостоятельно выполняют модель обложки, учитель вызывает несколько человек к доске для проверки.
— Почему вы выполнили такую модель?
Ответ:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает свою модель на доске.

— Прочитайте название произведения
Ответ:
— К.Д. Бальмонт «Снежинка».

4) Работа над текстом. (Стр.47)

— Прочитайте название произведения.
Прочитайте начало произведения.
Что сказано о снежинке?
Какая снежинка?
Прочитайте, куда летит снежинка
Прочитайте, как качается на ветру снежинка?
Что покинула снежинка?
Учащиеся находят и читают вслух ответы на вопросы.
— Поработаем со словарным словом? Ваши предположения, что означает слово «низринула»?
Учитель выслушивает предположения детей
-Давайте прочитаем в словаре, как объясняется это слово. Прочитайте строчки с этим словом.
Ребенок читает строку с этим словом.
— Как скользила снежинка? Прочитайте. С чем сравнивается снежинка?
Ответ:
— Снежинка сравнивается со звездой.
— Найдите: сравнения, олицетворения, эпитеты, метафоры.
Ответы. Дети находят в тексте и доказывают, что это, например: сравнение – снежинка сравнивается со звездой, олицетворение – дрожит, взметается, как живой человек и т.д.
— Прочитайте на стр.47 внизу сноску о метафоре. Найдите и прочитайте в тексте метафоры.
Учащиеся находят в тексте и доказывают свои ответы.
— Какие строки говорят, что поэт восхищается снежинками? Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал эти строки? (Рассуждения детей) Кто из вас любовался снежинкой? Сколько лучей у снежинки? (Всегда 6) Подходит ли иллюстрация к этому произведению?
Ответы детей:
– Нет, не подходит, потому что в стихотворении снежинка красивая, блестящая, белая, как звезда, а на рисунке бледная и маленькая.

5) — Поработаем над выразительным чтением, разберём партитуру стихотворения.

Прочитайте первую строфу, вторую строфу и т.д.
Как написано стихотворение?
Ответ:
— Это четверостишие.
— Назовите рифмы в 1-м, 2-м, 3-м и.т.д. четверостишиях.
Учащиеся находят в тексте и доказывают, что это рифма.
— Какие это рифмы?
Ответ:
— Перекрёстные.
— Определите ритм стихотворения ( Дети считают гласные буквы в каждой строчке, и говорят, что количество гласных в строках одинаково и повторяется)

6) Работа в тетради стр.21

— Прочитайте 1-ое задание, поработайте парами.
Когда дети заканчивают работу в парах, они поднимают ладошку к ладошке вверх. Учитель видит, что работа закончена, проверяет работу у нескольких пар и предлагает детям стать ассистентами. Дети идут по классу и проверяют работу у других учащихся.

7) -Прочитайте стихотворение, расставьте логические паузы, потренируйтесь для пробного выразительного чтения, почитайте друг-другу.

Кто готов попробовать прочитать выразительно?
Проверка 1-2 человека, обсуждение.

8) Физкультминутка

Релаксация под музыку.
— Расслабьтесь, закройте глаза, посидите спокойно, представьте, как по небу, кружась, летят снежинки, откройте глаза, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз, встаньте, руки вверх, потянитесь и т.д.)
Тихо сядьте.

9) — Послушайте ещё одно произведение, определите его жанр и тему.

Рассказывает заранее подготовленный ребёнок
— Понравилось вам произведение? Что понравилось? Определите его жанр и тему.
Ответ:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
— Сделайте модель обложки.
Почему вы сделали именно такую модель. (у доски 3 человека для проверки)
Отвечают ученики:
— Жанр – стихотворение, тема о природе.
Учитель открывает модель обложки.

Читайте также:  Свойства нервной системы по павлову темперамент

— Как называется произведение?
Ответ детей:
— Константин Дмитриевич Бальмонт «Камыши».

10) Работа над произведением стр.48

— Прочитайте начало стихотворения.
Что делают камыши? Что спрашивает поэт? Что происходит в полночь?
Дети читают ответы из текста стихотворения.
Вопросы учителя:
— А полночь когда наступает?
Ответ:
— В двенадцать часов ночи.
Учитель продолжает работу над текстом произведения:
— Чей лик – лицо в болоте?

Чем пахнет в болоте?
Что говорят камыши?
Как шуршат камыши?
Почему им тоскливо?

11) — Поработаем над структурой стихотворения

Прочитайте 1-ю строфу, 2-ю строфу, 3-ю строфу.
Как написано стихотворение?
Ответ:
— Это двустишие.
— Прочитайте рифмы. Какие это рифмы?
— Парные рифмы
— Посчитайте ритм этого стихотворения.
Сейчас мы поработаем над выразительностью, расставьте паузы в тексте.
Самостоятельная работа детей с текстом.
Проверка. Ребёнок читает по строчке и говорит: «Короткая пауза /, длинная пауза, // очень длинная пауза///», — в зависимости от знаков препинания и логических ударений.
— Подготовьтесь читать выразительно, выделите слова, подчёркивающие шелест, шуршание.
Учащиеся готовятся к выразительному чтению, читают текст про себя. После подготовки проверка выразительного чтения, 1-2 человека читают выразительно.

12) — Рассмотрите иллюстрацию, подходит ли эта иллюстрация к произведению?

Ответы детей: Кто-то говорит: «Да, подходит»,- и зачитывает строки, подтверждающие его правоту, кто-то из детей говорит: «Нет,не подходит, потому что болото страшное, по нему опасно ходить» и т.д.

13) Сравнение произведений. Учитель задает вопросы:

— С какими двумя произведениями мы познакомились?
Что в них общего? ( Автор, они о природе)
В чём различия? (Дети находят сходства и различия)

14) Работа в группах. Учитель говорит:

— Ветер подул, и перепутал строчки из стихотворений, расставьте их в нужном порядке.
Класс делится на четыре группы, каждой группе раздаются слова, напечатанные на карточках из стихотворений, дети выбирают лидера группы, и он на доске прикрепляет нужные строчки, в две колонки, соответствующие стихотворению.

Полночной порою в болотной глуши,
светло-пушистая,
Чуть слышно,
Бесшумно шуршат камыши,
какая чистая,
О чём они шепчут?
Легко проносится,
О чём говорят?
на землю просится,
И снова забрезжил блуждающий свет.
Дрожит, взметается,
Полночной порой камыши шелестят.
Светло-качается,
то месяц багряный печально поник,
Она утешена,
Трясина заманит, сожмёт, засосёт,
Кружится бешено,
Кого? Для чего? – камыши говорят,
лазурь чудесную,
Но месяц печальный безмолвно поник,
она покинула,
Себя в безвестную,
И, вздох повторяя погибшей души,
Страну низринула,
Скользит, умелая,
Сохранно-белая,
Земли касается,
Звезда кристальная,
Снежинка смелая, какая белая.

В результате этой работы на доске появляется схема.

Таким образом, на доске появляется запись опорных слов из стихотворений, расставленная в том порядке, в каком они находятся в произведении.
Учитель говорит:
— Молодцы ребята, кто хочет попробовать рассказать стихотворение наизусть, с опорой на эти слова?
Несколько детей хотят рассказать стихотворение наизусть, учитель вызывает по одному ученику к доске, ученик показывает указкой на слова и рассказывает стихотворение.
— А кто, ребята, не запомнил стихотворения наизусть, выучите дома по выбору то, которое вам понравилось больше.

15) Итог урока.

Учитель:
— Я благодарю вас, ребята, за совместно проделанную на уроке работу.
Понравился ли вам урок? Что понравилось? С какими произведениями мы познакомились сегодня на уроке? Кто автор этих произведений? Что общего у этих произведений? В чём их различия? Какие произведения писал Константин Дмитриевич Бальмонт?
Ответ детей:
— Жанр – стихотворения. Тема о природе, о родине, о детях.
— Какое произведение вам понравилось больше? Почему? Дома выучите по выбору одно из произведений на стр.47-48 наизусть. По тетради задание на стр.21 №3
Учитель комментирует оценки.
— А я хочу вам сказать большое спасибо за работу на уроке.

Источник

Оцените статью