Азбука развития эмоций ребенка карточки
Издательство «Генезис» запись закреплена
Снова в продаже!
Лебедева М. — «Азбука развития эмоций ребенка. Набор развивающих карточек «Рисуй, стирай и снова играй»»
Набор игровых карточек «Азбука развития эмоций ребенка» научит вашего малыша узнавать и понимать свои эмоции и эмоции других людей и правильно на них реагировать. Понимание эмоций, как собственных, так и других людей, не является врожденным умением. Ему надо учиться, так же как учиться читать, писать и считать. И чем раньше ребенок будет знать про эмоции, тем успешнее и эффективнее он будет в общении, тем проще ему будет взаимодействовать с окружающими. С помощью игровых карточек ваш ребенок познакомится с шестью основными эмоциями — радость, страх, гнев, грусть, интерес, вина (стыд).
В процессе игр с карточками ребенок научится знать и понимать:
— мимическое выражение эмоций;
— как могут вести себя люди в том или ином настроении;
— как реагировать на то или иное эмоциональное состояние других людей;
— причину возникновения эмоций у себя и у других людей;
— как справиться с собственными эмоциями.
Источник
Комплект карточек по развитию эмоциональной сферы
Комплект карточек по развитию эмоциональной сферы Дисциплина: занятия с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы. Возрастная группа: дети 5 – 7 лет. — закрепление умений узнавать эмоции по схематическим изображениям, по мимике; — развитие умения анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются. Тип занятия: возможно использование в индивидуальной и групповой работе. Требуемые для работы знания и умения ребенка: требуется предварительная работа по изучению основных эмоций, способах их выражения. — ребенок узнает эмоции по схематическим изображениям, по мимике; — понимает, чем могут быть вызваны определенные эмоции; — определяет эмоциональное состояние героя по описанию ситуации. Инструкция по работе с карточками Комплект карточек включает в себя четыре набора. Набор карточек №1 используется во всех трех играх, которые представлены ниже. Наборы карточек №2, №3, №4 может быть дополнен педагогом самостоятельно, изменен в соответствии со знаниями детей (изученными эмоциями). Стимульный материал: набор карточек №1, набор карточек №2. Цель: закреплять умение распознавать эмоции по схематическому изображению, по мимике; развивать умение анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны. Учитывая уровень подготовленности ребенка, ему предлагается либо схематическое изображение эмоций, либо выражение лиц. Вариант №1. Ребенку выдается набор карточек №1 (если работа групповая, то набор выдается на каждого ребенка). Педагог показывает по очереди карточки из набора №2. Ребенку нужно поднять карточку с изображение эмоции, которая возникнет в результате ситуации, изображенной на карте. Вариант №2. На столе перед ребенком (или детьми) выкладываются картинки из набора №1. Ребенку дают карточки из набора №2. (Если работа групповая, то карточки из набора №2 необходимо поровну разделить между детьми). Необходимо разложить картинки на группы (эмоция – ситуация, которая ее вызывает). Стимульный материал: набор карточек №1, набор карточек №3. Цель: развивать способность определять эмоциональное состояние по описанию. Учитывая уровень подготовленности ребенка, ему предлагается либо схематическое изображение эмоций, либо выражение лиц. Ребенку выдается набор карточек №1 (если работа групповая, то набор выдается на каждого ребенка). Педагог читает стихотворение. Ребенок (дети) по описанию должен понять о какой эмоции идет речь и поднять нужную карточку. Стимульный материал: набор карточек №4 (ребенок или педагог сам может составить письмо из набора карточек №1). Цель: развивать умение анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются; развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; развивать воображение. Игра может проводиться индивидуально или детей можно разделить на группы. «Вам (тебе) почтальон принес письмо (вручаются письма). Но оно необычное, а зашифрованное. В каждом письме схематически изображено несколько эмоциональных состояний. Их надо расшифровать, составить небольшой рассказ о том, что произошло». Например, в письме изображены грустное, затем веселое лицо. Пример рассказа. «Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу». Источник Азбука развития эмоций ребенка карточкиЦентр дошкольной педагогики ВятГУ запись закреплена
Эта игра поможет вам познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения. Занятия с детьми можно проводить индивидуально или в небольших группах.
Взрослый раскладывает перед ребенком по вертикали все карточки, на которых изображен один и тот же персонаж, например, все карточки с кошкой в разных настроениях. Ребенок должен разложить остальные карточки соответственно настроению персонажа, т.е. рядом с веселой кошкой положить веселого попугая, рыбу, мышку и т. д., причем по горизонтали должны быть расположены разные персонажи с одинаковым настроением, а вертикальные колонки должны составлять карточки с одним и тем же персонажем. После того как раскладка пасьянса закончена, попросите ребенка назвать вам те настроения, которые имеют персонажи в горизонтальных рядах.
Попросите ребенка найти среди карточек сначала всех веселых людей и зверей, потом всех недовольных и т.д. Пусть он внимательно рассмотрит все изображения персонажей, выражающих определенную эмоцию. Затем нужно предложить ребенку воспроизвести на своем лице сходное настроение, разрешая ему изредка смотреть на соответствующие картинки. Если в игре участвует несколько детей, то они выполняют это задание по очереди. Выигрывает тот, кто сделает это лучше всех. Если же все дети испытывают затруднения, то в игру включается ведущий и демонстрирует мимику настроений.
Попробуйте придумать вместе с ребенком разные ситуации, приводящие к тому или иному настроению. Подберите соответствующие картинки. Сначала используйте в качестве персонажей ваших рассказов людей, затем животных. Разыграйте сценки, в которых дети изображали бы придуманные ситуации.
В игре участвуют от 2 до 6 детей. Ведущий (взрослый) раздает каждому из них по 6 карточек с одним и тем же персонажем в разных настроениях. Ведущий называет какое-то настроение, а дети должны как можно быстрее положить на стол ту карточку, на которой оно изображено. Выигрывает тот, кто даст больше правильных ответов и сделает это быстрее других.
Все карточки по одной раздаются играющим детям. Цель игры — остаться без карточек. Это осуществимо двумя способами: можно отдать свои карточки другим игрокам либо, если на руках все 6 карточек с одним персонажем, предъявить их другим игрокам и вывести всю масть из игры. Играют так. Первым ходит игрок, сидящий рядом со сдающим по часовой стрелке. Он кладет на стол любое (от 1 до 5) количество карточек рубашкой вверх и спрашивает следующего игрока, согласен ли он, что на всех этих карточках изображен один и тот же персонаж. Например, он может сказать: 3 кошки (2 мужчины, 1 попугай и т.д.) — веришь? Если партнер верит, то он должен добавить сколько- нибудь карточек (рубашкой вверх) и утверждать, что добавил карточки с тем же персонажем (например, еще 2 кошки). Если спрашиваемый игрок не верит, то он может перевернуть карточки и проверить это утверждение. Если оно было правильным, то все лежащие на столе карточки берет тот, кто не поверил, а если неправильным, то карточки остаются у сделавшего ход игрока. Проверке подлежат только карточки последнего хода. Следующий ход делает тот игрок, который дал правильный ответ, или тот, который сидит рядом с игроком, которому не удалось его угадать. Проигрывает тот, кто остался с карточками последний. Источник Азбука развития эмоций ребенка карточкиСпособы взаимодействия со злостью: Трудно выдерживать злость, когда внутри всё кипит. Тут в помощь дыхательные упражнения, медитация, йога, танцы а также любая деятельность, направленная на созидание: рисование, лепка, пазлы, конструкторы, мозаика, вышивание, вязание и т.п. Иногда это помогает и ситуация со временем разрешается. Человек успокаивается и смотрит на ситуацию под другим углом, иногда даже с юмором. Но как не выдерживай в себе сильный гнев и злость, наступает момент когда эти эмоции хочется выразить. Как же это сделать? Во-первых – распознать в себе и понять, что это злость. Во-вторых признаться себе в этом: «Сейчас я злюсь, я ужасно разгневан(а)». В-третьих энергию злости надо «выпустить на свободу». Тут в зависимости от ситуации и характера человека подойдут следующие методы: вначале об этом поговорить. Когда разговариваете, ссылайтесь на свои чувства и состояние. Разбирайте ситуацию которая злит. Не в коем случае не обвиняйте ни кого, не оценивайте личность другого человека, не перекладывайте ответственность за своё состояние на другого. Сказать можно так: «Ситуация непонимания, вызывает во мне сильную злость. Давай разберёмся с этим» или «Сейчас я чувствую сильную злость, во мне всё кипит, нам надо об этом спокойно поговорить и объясниться». В конструктивном общении градус злости снижается, а высвободившуюся энергию будет полезно направить в позитивное русло. Конечно же есть ситуации, когда общение не возможно или не складывается по разным причинам, люди друг друга «не слышат» или не хотят слушать. Тогда агрессивную энергию можно отреагировать другим путём. Тут подойдёт такая деятельность, которая связана с высвобождением энергии из тела: спорт, бокс, бить подушку, рубить дрова, копать землю, бить посуду, рвать бумагу, прокричать злость, нарисовать её на бумаге и разорвать, сконструировать и сломать и т.п. Дайте этой энергии выйти, не застаиваться. Она разрушает тело, вызывает болезни и непонимание. И на этом пути откроются новые ресурсы, необходимые для дальнейшей счастливой семейной жизни, любимой работы, творчества и здоровья. Злость – базовая человеческая эмоция, которая проявляется с раннего детства. Злость возникает в ситуации, когда появляется препятствие для удовлетворения потребности человека. В злости колоссальное количество энергии. Она направлена как на разрушение, так и на созидание, творчество, работу, спорт и учебу. Каждое целеустремленное, целенаправленное действие, в некотором роде, агрессивный акт. Чтобы решиться и создать что-то новое и разрушить старое, нужна энергия – энергия злости. Иначе все останется как было и без изменений. Злость создаёт цели, помогает дать отпор, разобраться в ситуациях, идти вперёд, обозначать свои интересы и границы и защищать их. Казалось бы такая созидательная эмоция, но почему так тяжело с ней жить? Как выдерживать ее? Как выражать злость? А может молчать и контролировать, или выразить и, возможно, обидеть человека? Попробуем разобраться с этим. Если пытаться скрывать злость, контролировать, не признавать в себе, то злость переходит в аутоагрессию (злость на себя) или ощущается, как обида на других, или ещё хуже, опять же, на себя. А так же переходит в чувство вины. А это очень ядовитые чувства, которые разрушают человека изнутри. Они вызывают болезни тела, головные боли напряжения, депрессии, конфликты в отношениях, трудности в коммуникациях, в семье и на работе. Конечно в обществе принято скрывать злость, контролировать её проявления, молчать о наличии у себя агрессивных чувств. Этакий милый добряк! Такие люди не злятся в силу следующих причин: нельзя, не умею, не имею права, это «очень не красиво». Эти установки формируются, как правило из семейных сценариев, из родительских установок, из социо-культурных правил. 9 веселых игр, которые позволят вам воспитать эмоционально сильных детей Когда ребенок расстроен, капризничает или очень возбужден, можно поиграть в несколько интересных игр. Ни звука! Смотай клубочек. Я — воздушный шар. Успокой мышку. Спокойная вода. Не дай листику упасть. Как растет дерево. Юный археолог. Ласковые прикосновения. Природа обиды или как дети учатся обижаться Является ли обида врожденной эмоцией — вопрос спорный, в любом случае маленькие дети обижаться еще толком не умеют и энергично этому обучаются. Для детей, обида — естественное средство давления на близких людей — родителей, друзей, братьев и сестер. Взрослея, люди начинают понимать, что обида — не цивилизованный способ решения разногласий, и учатся жить без обид. Однако взрослеют не все, и как-то реагировать на обиды окружающих приходится все-равно. Обиды — не врожденные эмоции, а социальный инструмент, результат социального научения. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит. Дети быстрее учатся обижаться там, где их окружение (в первую очередь родители и бабушки) обиды от них ждет, их уже заранее видят и интерпретируют самые разные их эмоции и их поведение, как обиду. Не как страхи, не как давление на взрослых, а как несчастную и горькую обиду. «Маленький мой, иди сюда, не плачь. Кто тебя обидел?!» — Если родители ищут поводы ребенку посочувствовать и ребенка пожалеть, они эти поводы найдут, ребенка обижаться научат и скоро будут утешать постоянно обижающегося ребенка. Мама любящая, папа ответственный. При этом, как родители, они невнимательны, и на фоне этого дочка выучила обиды и активно ими пользуется. Девочка ведет себя нехорошо, но ее поведение спровоцировано родителями. Родители же ее поведение — подкрепляют. В окружении недалеких взрослых обижаться оказывается — выгодно. Примеряют к себе обиду и пробуют ее пользоваться дети уже с годовалого возраста, но пока это редкие эпизоды. Всерьез, основательно дети выучивают обиду в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Обиженное выражение лица и обиженные интонации — одна из самых простых для узнавания эмоций, видимо в силу повсеместного распространения. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь». Обиду обычно используют для обвинения других в нанесении обиды. Ситуация. Девочке лет пять, по крайней мере на своем трехколесном велосипеде она ехала свободно, не задумываясь. Остановилась и, приподнявшись на велосипеде, спокойно и звонко крикнула подруге: «Я видеть тебя не выношу!» — Похоже, эту фразу она услышала в каком-то сериале, фраза ей показалась сильной, действенной, и она ее примерила: будет ли это иметь эффект? Подруга, впрочем, повернулась к ней равнодушной спиной. Ничего, наша девочка будет учить обиду день за днем, будет знать уже много фраз обиды, выучит к ним правильные горько обиженные интонации и научится все это инсценировать ситуативно. Через год, можно быть уверенным, она будет уже мастером обиды. Дети начинают пользоваться обидами просто потому, что обиды — работают. На них — реагируют. Дети пользуются обидой в достаточной мере произвольно, можно сказать — осознанно: они знают, кому они обижаются и зачем. Впустую, зря, никому — так глупо маленькие дети практически не обижаются. Из письма читателя: «Моему племяннику Максиму сейчас три года. И он уже замечательно освоил обиду. Когда ему что-то не нравится, например, как ведут себя взрослые рядом с ним, он ложится на пол, лицом вниз, закрывая лицо руками, при этом периодически выглядывает из под ладошек в поисках зрителя. Если видит, что на него смотрят — обиженно прячется обратно в ладошки. Лицо несчастное – губы надуты, глаза грустные. В такой ситуации самый эффективный способ – не обращать внимания, ребенку просто надоедает демонстрировать обиду. Также можно спокойно объяснить, почему нельзя/невозможно дать то, что он хочет получить, и «валяние на полу» ему в этом случае не поможет». Впрочем, со временем между детьми появляются различия. Есть дети, которые уже с двух лет обижаются практически осознанно и легко отвечают на вопрос: «Ты кому обижаешься? Зачем обижаешься?». Их обиды имеют цель, это обиды «для того, чтобы». Продолжение темы обиды. В отличие от таких детях-манипуляторов есть дети простые, которые скорее традиционно реагируют так, как принято между детьми. Их обиды могут быть похожи на адресные и целесообразные, на самом деле такие дети затрудняются сразу ответить на вопрос «Зачем ты обиделся?», потому что они действительно обижаются не «Зачем», а «Потому что»: «Потому что он меня обозвал!» Со временем, а именно с подросткового возраста, чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная эмоциональная реакция. Отметьте это: чувство обиды возникает не стихийно, не природно, обидам учит общество так же, как владению языком или умению готовить. Девушек учат, на что обижаться можно, а на что нельзя. Молодых людей учат, какие обиды девушек правомерны, обоснованы, а на какие внимания обращать не нужно, глупо. Смотри На что обижаются юноши, На что обижаются девушки Обиды — результат привычки и воспитания, и люди, привыкшие чуть что обижаться, получают название обидчивых. Сами обидчивые обычно уверены, что все дело в окружающих, которые относятся к ним недоброжелательно, окружающие же видят в обидчивых людях или наивных манипуляторов, или плохо воспитанных людей. Заметим, что давление — не самое эффективное средство влияния, жить богаче и разнообразнее. С другой стороны, совсем отказываться от обиды также оказывается неверным: язык обиды люди хорошо понимают, и в некоторых ситуациях чувство обиды может быть социально приемлемым и достаточно эффективным средством управления межличностными отношениями. Наверное, все таки важнее учить тому, что обижаться — глупо в принципе, у взрослых и цивилизованных людей есть другие способы налаживать отношения друг с другом. Если вы взрослый, душевно здоровый и воспитанный человек в окружении таких же красивых людей, вам обиды будут не нужны и вы с ними сталкиваться сами не будете. Когда разберетесь с собой и обижаться в основном прекратите, начинайте наводить порядок со своими детьми. Вопрос «Почему обижаются наши дети?» лучше заменить на «Зачем обижаются наши дети?», после чего всерьез спросите себя «Разрешаю ли я своим детям обижаться?» и «Какие другие дурные привычки я разрешил своим детям?» Если вы своих детей любите, то скоро обиды у своих детей вы прекратите: в их жизни они будут им мешать. Мы не обещаем, что все пройдет у вас легко, но позже, в будущем, ваши дети скажут вам спасибо. И у вас начнется светлая жизнь — жизнь без обид. Страхи, фобии и тревога — что делать? Автор: Голощапов Андрей Викторович «Я чувствую, что что-то плохое может произойти» — часто говорят хронически тревожные люди. «Когда я иду по мосту, мой мозг рисует картины того, как мост может провалиться подо мной и я упаду в воду». «Я боюсь выступать, потому что, я могу сказать, что-нибудь глупое и все будут смеяться надо мной». Ни одна из этих мыслей не лишена разумных оснований, однако вероятность каждого из этих сценариев сильно гиперболизирована, а чувство опасности сильно преувеличенно. Ни для кого не секрет, что неприятные случайности иногда происходят, что мосты иногда разрушаются и мы иногда оказываемся в глупых ситуациях. И наш мозг об этом знает тоже. Рациональная часть нашего мозга хорошо осведомлена о том, что такие события происходят достаточно редко и поэтому особых поводов для тревоги прогулка по мосту обычно не вызывает. Но если мы начинаем создавать страшное кино, о том, как рушится мост и мы оказываемся заложниками безвыходной ситуации, и прокручиваем из раза в раз это кино проходя по мосту. Наша иррациональная часть начинает верить в то, что такой исход событий действительно очень вероятен и обязательно наступит, если не в этот раз так в следующий. Что нужно сделать, чтобы избавиться от такого страха — сменить сценарий кино. На каждую мысль о возможной катастрофе, прокрутите 3-4 мысли о том, как вы успешно проходите по мосту и ничего страшного не происходит. Вспомните, сколько раз вы уже успешно проходили по мосту в прошлом и ничего не произошло. Прокрутите в своей голове кино как вы проходили по мосту вчера и позавчера, и как будете проходить завтра и мост будет вас крепко держать. Представьте, сколько мостов существует в мире и сколько миллионов людей возвращаются по мостам домой каждый день, хорошо представьте себе эту картинку зрительно. Постепенно, шаг за шагом, вы вернете себе истинную пропорцию происходящего с мостами в мире и ваш страх постепенно отступит. Более сложную ситуацию представляет собой фобия. Фобия – это чувство сильного навязчивого страха, связанное с определенным объектом, ситуацией или видом деятельности, например страх открытого пространства, боязнь высоты или темноты, боязнь покинуть свой дом или страх посещения общественных мест. Фобия способна очень глубоко закрепляться в психике человека и становиться неконтролируемой. Однако, даже если фобия присутствовала десятилетиями, возврат к нормальной жизни все равно возможен. Лучше всего в этом случае обратиться за помощью к специалисту. Есть еще одно довольно неприятное проявление страха, которое часто путают с фобией, хотя таковой оно не является. Речь идет о панических атаках. Паническая атака это сильный приступ тревоги или страха, часто сопровождающийся сильным сердцебиением, учащенным пульсом, головокружением и прочими физическими симптомами. Такой приступ может длиться 20-30 минут, а иногда и более часа. Источник |