Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012
Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012.
Книга посвящена пониманию эмоций, саморегуляции и развитию эмоционального интеллекта. Автор предлагает методики для изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, а также техники для использования эмоциональной сферы в целях повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Понятие «компетентность» означает обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. Компетентность предполагает умение вырабатывать стратег ию действия, намечать рубежи, которые предстоит пройти для достижения запланированной пели, делать полезные выводы из успехов и неудач при составлении жизненных планов. Согласно определению К. Скайе, «компетентность» фенотипическое выражение комбинации генотипических факторов поведения, которые обеспечивают адаптивное поведение в специфической ситуации или классе ситуаций. Компетентное поведение — это применение интеллектуальных способностей в повседневных жизненных ситуациях.
Аналитические, творческие и практические способности, измеряемые тестами, могут рассматриваться как формы развиваемой компетентности. Однако компетентность можно понимать не только как свойство человека, но и как особенность восприятия его другими людьми — в аспекте взаимодействия человека и ситуации. В этом случае компетентность аналогична обретению общественного статуса.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Единство эмоций и интеллекта в религиозных и философских учениях.
Глава 2. Современное понимание эмоционального интеллекта (ЭИ). Структура ЭИ в различных его моделях.
Предыстория.
Является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым?.
Определение эмоционального интеллекта.
Модели эмоционального интеллекта.
Классификация зарубежных моделей эмоционального интеллекта.
Место эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности.
ЭИ, эмоциональное мышление и эмоциональная глупость.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность.
Глава 3. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта: существует ли «женский» или «мужской» эмоциональный интеллект?.
Различение (идентификация) и выражение эмоций.
Фасилитация мышления (использование эмоций для повышения качества мыслительной активности).
Понимание эмоций.
Управление эмоциями.
Глава 4. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект и успешность в жизнедеятельности человека.
Эмоциональный интеллект и личностные особенности.
Эмоциональный интеллект и просоциальное поведение.
Эмоциональный интеллект и проблемы поведения.
Эмоциональный интеллект и адаптивность.
Эмоциональный интеллект и академическая успешность.
Эмоциональный интеллект и профессиональная успешность.
Глава 5. Можно ли развить эмоциональный интеллект?.
Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта.
Возможности целенаправленного развития эмоционального интеллекта.
Глава 6. Как научиться выражать, различать и понимать эмоции. Язык эмоции.
Глава 7. Как управлять эмоциями.
Глава 8. Как использовать эмоции для повышения эффективности умственной деятельности.
Карта желаемых чувств.
Техника конструирования эмоциональных переживаний.
Умеют ли студенты вызывать эмоции, фасилитирующие учебную деятельность?.
Как вызвать состояния уверенности, невозмутимости, веселья.
Заключение.
Приложении.
Приложение 1. Методики для изучения эмоционального интеллекта.
Приложение 2. Методики для изучения эмоциональной креативности.
Приложение 3. Методики для изучения личностных особенностей.
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012
Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012.
Книга посвящена пониманию эмоций, саморегуляции и развитию эмоционального интеллекта. Автор предлагает методики для изучения эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, а также техники для использования эмоциональной сферы в целях повышения эффективности учебной и профессиональной деятельности.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Понятие «компетентность» означает обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение. Компетентность предполагает умение вырабатывать стратег ию действия, намечать рубежи, которые предстоит пройти для достижения запланированной пели, делать полезные выводы из успехов и неудач при составлении жизненных планов. Согласно определению К. Скайе, «компетентность» фенотипическое выражение комбинации генотипических факторов поведения, которые обеспечивают адаптивное поведение в специфической ситуации или классе ситуаций. Компетентное поведение — это применение интеллектуальных способностей в повседневных жизненных ситуациях.
Аналитические, творческие и практические способности, измеряемые тестами, могут рассматриваться как формы развиваемой компетентности. Однако компетентность можно понимать не только как свойство человека, но и как особенность восприятия его другими людьми — в аспекте взаимодействия человека и ситуации. В этом случае компетентность аналогична обретению общественного статуса.
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение.
Глава 1. Единство эмоций и интеллекта в религиозных и философских учениях.
Глава 2. Современное понимание эмоционального интеллекта (ЭИ). Структура ЭИ в различных его моделях.
Предыстория.
Является ли термин «эмоциональный интеллект» противоречивым?.
Определение эмоционального интеллекта.
Модели эмоционального интеллекта.
Классификация зарубежных моделей эмоционального интеллекта.
Место эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности.
ЭИ, эмоциональное мышление и эмоциональная глупость.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность.
Глава 3. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта: существует ли «женский» или «мужской» эмоциональный интеллект?.
Различение (идентификация) и выражение эмоций.
Фасилитация мышления (использование эмоций для повышения качества мыслительной активности).
Понимание эмоций.
Управление эмоциями.
Глава 4. Зачем развивать эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект и успешность в жизнедеятельности человека.
Эмоциональный интеллект и личностные особенности.
Эмоциональный интеллект и просоциальное поведение.
Эмоциональный интеллект и проблемы поведения.
Эмоциональный интеллект и адаптивность.
Эмоциональный интеллект и академическая успешность.
Эмоциональный интеллект и профессиональная успешность.
Глава 5. Можно ли развить эмоциональный интеллект?.
Биологические и социальные предпосылки эмоционального интеллекта.
Возможности целенаправленного развития эмоционального интеллекта.
Глава 6. Как научиться выражать, различать и понимать эмоции. Язык эмоции.
Глава 7. Как управлять эмоциями.
Глава 8. Как использовать эмоции для повышения эффективности умственной деятельности.
Карта желаемых чувств.
Техника конструирования эмоциональных переживаний.
Умеют ли студенты вызывать эмоции, фасилитирующие учебную деятельность?.
Как вызвать состояния уверенности, невозмутимости, веселья.
Заключение.
Приложении.
Приложение 1. Методики для изучения эмоционального интеллекта.
Приложение 2. Методики для изучения эмоциональной креативности.
Приложение 3. Методики для изучения личностных особенностей.
Литература.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Азбука эмоционального интеллекта, Андреева И.Н., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Читать онлайн «Азбука эмоционального интеллекта»
Автор Ирина Андреева
Азбука эмоционального интеллекта
Однажды на концерте в Полоцком государственном университете я слушала музыкальное произведение «Жига, матросский танец», написанное в XVII веке. В те времена этот старинный британский танец считался быстрым. Медленное по современным меркам произведение воспринималось публикой с иронией – какой же он быстрый? Ведущий концерта Михаил Казиник пояснил: «Ритмы жизни за последние триста лет настолько ускорились, что музыка, быстрая для средневекового человека, воспринимается нашим современником как достаточно медленная». Но физиологические ритмы организма не изменились! Задумывались ли вы о том, как молниеносно растет нагрузка на организм: все больше возможностей, дел, информации и одновременно с этим возрастающая конкуренция и ответственность?
«У меня сейчас нет на это времени!», «Опять на работе аврал, и я не смогу выкроить время для своей семьи», «У меня нет времени, чтобы правильно питаться. Хорошо, если мне удается выпить чашку кофе на ходу». Знакомые фразы, не правда ли? Стресс.
Популярные психологические издания советуют избегать стрессов. Однако некоторые стрессогенные факторы невозможно устранить из жизни (например, потерю близких). Избегая стрессов, человек рискует упустить ряд возможностей для личностного роста. Вместо безуспешных попыток исключить стресс нужно направить усилия на разработку стратегии противостояния ему.
Давайте посмотрим, умеют ли люди противостоять стрессу?Чему нас учат «семья и школа»? «Не реви, ты не девчонка!» – заявляет отец хнычущему малышу. «Не влюбляйся – не будешь страдать», – советует «многоопытная» студентка своей неудачливой подружке. «Не плачь, тебе нужно быть сильной!» – а это уже мать внушает взрослой дочери. «Возьми себя в руки, мужик ты или нет?» Не плачь, не расстраивайся, не беспокойся, подавляй эмоции – не чувствуй?
Эмоции в нашем обществе опускаются в иерархии ценностей все ниже. Они не нужны, потому что мешают успеху. В современной культуре главная роль отводится знаниям, а проявление собственных чувств рассматривается как недостаточная воспитанность, свидетельство низкого уровня интеллектуального развития.
В обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, воплощенный в образе несгибаемого и лишенного эмоций супермена. Но успешен ли этот так называемый супермен (или супервумен) на самом деле?Счастлив(а) ли он(она)?
Начнем с детства. Сейчас родители активно «развивают» дошкольников: учат читать, рисовать, говорить на иностранном языке. Но, может быть, для ребенка в этом возрасте важнее душевная теплота и безусловное внимание родителей, чем академическая премудрость?
В школе обучение детей сводится к элементарной грамотности. Эмоциональная жизнь ребенка вынесена за рамки педагогического процесса. И учителей, и многих родителей в первую очередь интересует не то, что пережил и прочувствовал ребенок на протяжении дня, а полученные им оценки.
Делая ставку на интеллектуальное познание, педагоги упускают возможности для действительно прочного усвоения знаний. Собственные эмоции и эмоции окружающих позволяют ребенку ориентироваться на другого, осознавать субъективное значение происходящих событий.
В процессе воспитания не учитывается необходимость развития эмоциональных способностей ребенка для становления его представлений о нравственности. Именно интеллектуальная оценка эмоциональной информации позволяет найти золотую середину между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято в обществе, и тем, как лучше поступить по отношению к конкретному человеку. Древнегреческая мудрость гласит: «Если человек не усвоил науку добра, для него бесполезна любая другая наука».
Представим, что наш юный супермен к окончанию школы обладает значительным багажом знаний, умений и навыков. И все бы неплохо, но он не понимает чувств других людей (отсюда бесчувственность и жестокость) и подавляет собственные эмоции. Может быть, в этом нет проблемы?
Одна из участниц психологического семинара как-то задала автору этих строк риторический с ее точки зрения вопрос: «А разве деньги и высокое положение в обществе – это не счастье?» Так-то оно так, но известно, что запрет на отдельные эмоции и эмоциональную жизнь в целом приводит к физиологическим и эмоциональным нарушениям.
Очень разные по своему проявлению расстройства (депрессия, психопатии) имеют одну и ту же «механику» – отсутствие соответствующей связи между интеллектом и эмоциями. Интеллект не оценивает должным образом внутренние и внешние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Вместо адекватных ситуации эмоциональных программ поведения автоматически вступает в действие один и тот же наиболее свойственный личности стереотип. В ситуации, когда нужно сдержаться, человек привычно реагирует гневом и нервными срывами. Если необходимо выразить чувства, он застывает, «не дрогнув мужественным лицом». Его поведение становится не соответствующим ситуации. А в результате – разрушенные деловые и личные отношения, конфликты.
Замена коллективистских ценностей на культ индивидуального успеха способствует тому, что агрессия становится атрибутом семейных отношений. Тот, кто не умеет идентифицировать свои чувства, адекватно выражать их, чаще прибегает к насилию как средству разрешения конфликтов. Агрессивные отношения между супругами становятся образцом для ребенка. У психологов и педагогов вызывает все большую тревогу так называемая «эстафета насилия». Суть ее в том, что дети, видевшие проявления насилия в отношениях между собственными родителями, склонны воспроизводить подобные действия по отношению к другим людям [114].
В настоящее время идеал жертвенной братской любви заменяется иными гуманистическими идеалами – свободного развития личности, достижения успеха, справедливости. Подобная замена приводит к тому, что люди в большинстве не склонны прощать обидчиков и «любить врагов своих». Как современные граждане реагируют на нарушение справедливости (в их понимании)? Враждебностью, местью, разрывом социальных связей – «око за око».
Недооценка важности эмоциональной стороны жизни, ее игнорирование ведут к заболеваниям, возрастанию числа эмоциональных взрывов и конфликтов, к гнетущему состоянию неудовлетворенности собой и окружающим миром, к трудностям установления теплых, доверительных контактов и получения социальной поддержки. Может ли наш супермен быть счастлив, если он болен, недоволен собой, нелюбим и не имеет друзей? Вы все еще считаете его успешным в плане карьеры и денег? А разве можно сделать карьеру, имея неблагополучные отношения с руководством и коллегами по работе?
Известный педагог К. Д. Ушинский отмечал, что общество, заботящееся об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, как он чувствует, нежели в том, как он думает [109]. «Воспитание чувств», напротив, дает надежду позитивных изменений в сторону большей человечности.
Социальные проблемы современного общества, связанные с ростом жестокости, насилия, агрессивности, требуют изменения ценностных представлений о личностном развитии человека. По мнению X. Кюнга, если «раньше предпочтения отдавались развитию таких качеств человека, как усердие… любовь к порядку, основательность, пунктуальность и работоспособность, то теперь гораздо большее значение приобретают человечность, сила воображения, эмоциональность, душевная теплота, нежность» [37, с. 68].
Однако я совсем не призываю читателей плыть на волнах собственных эмоций и отправить свой разум в бессрочный отпуск. Культ эмоций не менее опасен, чем культ рациональности: и то и другое крайность. .
Источник