Автором информационно потребностной теории эмоций является

Потребностно-информационная теория П. В. Симонова

В статье «Прокрастинация. Причины и 10 способов с ней справиться» мы говорили о том, что в борьбе с промедлением необходимо учитывать психологические особенности деятельности человека. В частности, это касается мотивации и влияния эмоций на работу. Объяснить, как они воздействуют, нам поможет потребностно-информационная теория П. В. Симонова, ведь именно этот ученый внес огромный вклад в теоретическое и практическое исследование психофизиологии мотивации и эмоций и их роли в поведении человека.

Основы теории П. В. Симонова

Павел Васильевич Симонов – советский и российский психолог, биофизик, психофизиолог и нейрофизиолог, известный тем, что создал и разработал методы диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Впервые свою потребностно-информационную теорию ученый представил в 1981 году в работе «Эмоциональный мозг».

По мнению П. В. Симонова, посредством эмоций человеческий мозг отражает какую-либо актуальную потребность (ее величину и качество), а также вероятность ее удовлетворения. Оценивает же мозг все это, беря за основу генетический и приобретенный ранее индивидуальный опыт.

Эмоции имеют в жизни индивида огромное значение, т.к. выполняют несколько важных функций:

  • Оценочная (или отражательная) функция. Индивид переживает отношение и оценивает значимость событий или ситуации внутри или вне себя, свои возможности и производимые действия, а также достигаемые результаты своей деятельности.
  • Предвосхищающая (или упреждающая) функция. Индивид переживает ожидание предстоящих событий, начало своих действий, вероятность достижения успеха (будет ли получен результат, достигнута цель или удовлетворена потребность).
  • Мотивирующая (или побуждающая) функция. Индивид переживает необходимость достижения конкретного результата. Генерируется активность, необходимая для этого. Также формируется желание и намерение повторять в дальнейшем действия, которые приводят к положительному опыту, или избегать действий, приводящих к противоположному результату. В некоторых случаях данная функция побуждает человека изменять свое поведение.
  • Мобилизующая функция. Обеспечивает прилив энергии, применение имеющихся в распоряжении индивида возможностей и своего общего потенциала для достижения поставленной цели и преодоления препятствий на пути к ней.
  • Подкрепляющая функция. Подтверждает степень соответствия достигнутой цели испытываемому желанию, намеченному результату. Закрепляет в памяти все важное и полезное, что помогло достичь цели. Обеспечивает принятие для будущего тех методов действий, которые приводят к эмоциональному удовлетворению, и отторжение действий, приведших к негативному опыту. Положительные эмоции являются сильнейшим внутренним условием, при котором вырабатываются рефлексы и образуются условно-рефлекторные связи высшего порядка. Отрицательные эмоции не дают образовываться таким связям и разрушают уже существующие связи.

Чтобы появилась эмоция, направляющая действия, необходимы несколько условий: внезапность, необычность и новизна ситуации или события. Если человек оказывается неподготовленным к встрече с этими условиями, если он не может найти возможность удовлетворить имеющуюся у него потребность, появится только эмоция, не приводящая ни к каким действиям. А чем ограниченнее собственная система приобретенного опыта человека в удовлетворении потребностей в подобных ситуациях, тем больше эмоций он будет испытывать.

Также Симонов выделял некоторый оптимум мотивации, обусловленной потребностью, за границами которой появляется эмоциональное поведение. Другими словами, эмоциональный отклик возникает только тогда, когда есть достаточно сильная мотивация. В то же время, если мотивация оказывается чрезмерно высокой, нет никакого эмоционального поведения, т.к. есть только эмоциональная реакция.

Но чтобы стало понятнее, каким все же образом эмоции формируют поведение человека, нужно разобраться в теории более подробно. Главным образом, нам необходимо изучить формулу – правило, по которому возникают эмоции.

Суть теории П. В. Симонова

Центральным понятием в потребностно-информационной теории П. В. Симонова является формула, отражающая процесс возникновения эмоции. Выглядит эта формула так:

Э = П * (Ин – Ис), где:

  • Э – эмоция;
  • П – сила и качество актуальной потребности;
  • Ин – информация о средствах, времени и ресурсах, теоретически необходимых для удовлетворения потребности;
  • Ис – информация о средствах, времени и ресурсах, которые в данный момент есть у человека в распоряжении;
  • Ин – Ис – оценка возможности удовлетворения потребности с учетом имеющегося опыта (генетического и приобретенного).

При этом очень важно учитывать факторы, влияющие на эмоции. Среди них можно выделить:

  • индивидуальные особенности человека (мотивационная, волевая, эмоциональная сферы);
  • временной фактор (как долго продолжается эмоциональное состояние, т.е. носит оно аффективный характер и проходит очень быстро либо становится настроением, которое может сохраняться на протяжении нескольких часов, дней и даже недель);
  • качественные характеристики потребности (например, духовная и социальная составляющие, на основе которых появляются те или иные чувства).

Важно указать на то, что есть закономерная зависимость эмоций от испытываемой в данное время потребности и анализа вероятности ее удовлетворения человеком. Основой этой зависимости служит сопоставление возможностей, которые нужны человеку для достижения цели, и возможностей, которые у него уже есть.

Так, если Ис превышает Ин, эмоция будет положительной, а если Ин превышает Ис, эмоция будет отрицательной, причем чем более актуальна потребность человека, тем сильнее будет его эмоция.

Можно также немного упростить вышеназванную формулу, представив ее в таком виде:

Э = П * (ПУ — РУ), где:

  • Э – эмоция;
  • П – потребность;
  • ПУ – прогнозируемые усилия;
  • РУ – реальные усилия.

Отрицательные эмоции возникают, когда объем реальных усилий оказывается больше объема прогнозируемых усилий, и наоборот. Чем сильнее будет мотив (потребность), тем сильнее будет и сама эмоция. Говоря проще, если ваша мотивация высока и на процесс достижения цели вы смотрите слишком оптимистично, ваши эмоции от процесса работы будут отрицательными, ведь ожидания не будут соответствовать реальности.

Как раз это и следует учитывать при планировании любых дел и задач. В противном случае очень легко попасть в ловушку апатии, стресса и прокрастинации – привычки откладывать выполнение важной работы на потом. А развивать формулу П. В. Симонова продолжил советский физиолог Георгий Иванович Косицкий. Он предложил оценивать степень эмоционального напряжения с помощью формулы:

СН = Ц * (ИнВнЭн – ИсВсЭс), где:

  • СН – состояние эмоционального напряжения;
  • Ц – цель;
  • ИнВнЭн – информация, время и энергия, необходимые человеку для достижения цели;
  • ИсВсЭс – информация, время и энергия, которые в данный момент есть у человека.
Читайте также:  Эмоциональное выгорание педагога способы преодоления

С помощью этой формулы можно установить одну из четырех стадий эмоционального напряжения, влияющего на поведение человека. Укажем на основные характеристики этих стадий:

  • Первая стадия напряжения – СН0. Положительное эмоциональное состояние, мобилизация сил организма, повышенная активность, обостренное внимание, максимальная работоспособность. На этой стадии отмечается также повышение функциональных возможностей организма.
  • Вторая стадия напряжения – СН2. Максимальное увеличение энергетических ресурсов организма, учащенное сердцебиение и дыхание, повышенное артериальное давление. Подобные состояния представляют собой стеническую отрицательную эмоциональную реакцию, чаще всего выражаемую в форме гнева и ярости.
  • Третья стадия напряжения – СН3. Ее можно охарактеризовать как астеническую отрицательную реакцию, которой свойственны истощение всех ресурсов организма. Выражается данное состояние в форме таких психических состояний как тоска, страх или ужас.
  • Четвертая стадия напряжения – СН4. Эту стадию Косицкий называл стадией невроза. Деятельность всех систем положительного подкрепления ослабляется, а систем отрицательного подкрепления – усиливается. Это приводит к развитию гипотимии – депрессивного состояния, которое может проявляться в страхе, тревоге и апатии, а также нарушении функционирования внутренних органов.

На основе этого можно сделать вывод, что для положительного эмоционального состояния и гипертимии – повышенного настроения – оптимальной является именно первая стадия эмоционального напряжения. Находиться же в ней можно, опять же, используя в своей деятельности формулу П. В. Симонова.

Заключение

Конечно же, мы рассмотрели потребностно-информационную теорию П. В. Симонова лишь поверхностно. Если она вас заинтересовала, следует обратиться к более узким – специализированным источникам, посвященным именно его исследованиям (это же касается и идей Г. И. Косицкого). Вот несколько работ, которые можно взять на заметку:

  • П. В. Симонов «Эмоциональный мозг»
  • П. В. Симонов «Отражательно-оценочная функция эмоций»
  • Г. И. Косицкий «Физиология человека»
  • Г. И. Косицкий «Нервная система и стресс»

Однако даже такое неглубокое изучение теории П. В. Симонова позволяет нам сделать несколько выводов. Во-первых, эмоции следует рассматривать как механизм внутреннего приспособления человека к его деятельности. Именно поэтому оптимальное для работы эмоциональное состояние мобилизует энергетические ресурсы организма.

Во-вторых, положительные эмоции действуют так, что организм продолжает активно работать даже после удовлетворения актуальной потребности. Позитивные эмоции многократно превосходят негативные, максимизируют ощущение удовольствия и являются бесконечным источником активного взаимодействия человека с окружающей средой и другими людьми.

И в заключение лишь добавим, что П. В. Симонов, указывая на различия между положительными и отрицательными эмоциями, говорил, что поведение человека направлено на минимизацию воздействий, которые вызывают негатив, и максимизацию позитивных эмоциональных состояний. Но интереснее всего то, что эта максимизация практически бесконечна, тогда как минимизация ограничена состоянием покоя. Так что у любого из нас есть безграничные возможности для положительных изменений и работы в позитивных эмоциональных состояниях.

А в качестве дополнения к теории П. В Симонова для понимания причин, влияющих на эффективность любой деятельности человека, рекомендуем почитать о законе Паркинсона и законе Йеркса-Додсона, позволяющих посмотреть на этот вопрос с разных сторон. Желаем вам продуктивности и успехов во всех предприятиях!

Источник

Потребностно-информационная теория эмоций

Эволюционная теория Чарльза Дарвина

Эволюционная теория происхождения эмоций Чарльза Дарвина, опубликована в книге «Выражение эмоций у человека и животных» в 1872 году. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу его теории. Эмоции, согласно этой теории, появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма. И действительно, общность эмоциональных выражений человека и, во всяком случае, высших животных, стоящих наиболее близко к человеку, настолько очевидна, что не поддается никакому оспариванию.

Органическая теория эмоций Джемса-Ланге

Органическая теория эмоций выдвинута независимо друг от друга американским философом и психологом Уильямом Джеймсом и датским медиком Карлом Георгом Ланге в 1880—1890 годах. Основанием для теории послужил анализ соответствия между объективным проявлением активности вегетативной сферы и субъективным ощущением переживаемой эмоции. Согласно данной теории, эмоциональное ощущение — это проявление в сознании функциональных перестроек в организме, происходящих на уровне вегетативной нервной системы. Внешнее раздражение вызывает рефлекторные изменения в деятельности сердца, дыхании, кровообращении, тонусе мышц, вследствие чего в сознание проецируются разные ощущения, из которых и слагается переживание эмоций. То есть, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Если вегетативные реакции являются причиной, а эмоции следствием в континууме взаимодействия организма со средой, то «мы грустим, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим». В сравнении с рудиментарной теорией эмоций, которая рассматривает их в контексте элементарных программ поведения, теория Джемса-Ланге затрагивает более глубокие механизмы поведения, оценивая эмоции на подготовительной стадии, как набор вегетативных реакций, обеспечивающих реализацию плана действий. Следует обратить внимание, что в обеих концепциях эмоции рассматриваются несколько односторонне, как атрибут небольшого набора врожденных программ поведения, поэтому создается впечатление, что ряд процессов нашего сознания лишен эмоционального сопровождения, соответственно становится труднообъяснимым присущее человеку богатство эмоциональной сферы.

Активационная теория Линдсея-Хебба

Данная теория основана на работах Джузеппе Моруцци и Хораса Мэгоуна, которые показали наличие в стволе мозга неспецифической системы, способной активировать кору больших полушарий. Более поздние исследования установили наличие неспецифической активирующей системы в таламусе и участие стриопаллидарной системы к регуляции уровня активности. Поскольку данные образования обеспечивают силу и интенсивность протекающих в мозге процессов, помогают организму адаптироваться в среде обитания, а отдельные участки данной системы находятся в реципрокных отношениях, было сделано предположение, что эмоции есть сенсорный эквивалент активирующей системы мозга. Дональд Олдинг Хебб произвел анализ электроэнцефалографической картины работы мозга в связи с деятельностью ретикулярной формации и показал, что её активность коррелируется с силой, продолжительностью и качеством эмоционального переживания. Свои идеи Хебб выразил графически и показал, что для достижения успешного результата деятельности, человеку необходим оптимальный, средний уровень эмоционального возбуждения. Данная теория дополнила существующие представления о связи эмоций с поведением и вегетативными реакциями, показав их связь с активирующей системой мозга.

Читайте также:  Как научится справляться со своими эмоциями

Потребностно-информационная теория эмоций

Потребностно-информационная теория эмоций Павла Васильевича Симонова развивает идею Петра Кузьмича Анохина о том, что качество эмоции необходимо рассматривать с позиций эффективности поведения. Все сенсорное разнообразие эмоций сводится к умению быстро оценить возможность или невозможность активно действовать, то есть косвенно привязывается к активирующей системе мозга. Эмоция представляется как некая сила, которая управляет соответствующей программой действий и в которой зафиксировано качество этой программы. С точки зрения данной теории, предполагается, что «… эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (её качества и величины) и вероятности (возможности) её удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта». Это утверждение можно представить в виде формулы:

где Э — эмоция (её сила, качество и знак); П — сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) — оценка вероятности (возможности) удовлетворения данной потребности, на основе врождённого (генетического) и приобретённого опыта; Ин — информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения существующей потребности; Ис — информация о средствах, которыми располагает человек в данный момент времени.

Учитывая, что потребность (П), рассматривается как «побуждение, отрицательное в биологическом смысле для организма» , то из формулы становится ясно, что при Ис Ин — положительный.

2.2.Эмоции и личность, индивидуальное своеобразие эмоций

Индивидуальные особенности эмоциональной сферы. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная сфера людей различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности. Это обстоятельство используется психологами при конструировании тестов, предназначенных для изучения личности. По характеру эмоций, которые у человека вызывают представленные в тестах ситуации и предметы, судят об их личностных качествах.

Формирование эмоциональной сферы. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни личности человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоции, как многие другие присущие ему психологические явления, развивается вместе с личностью.

На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и касаются разных классов эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных личностных характеристик человека.

Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов, а значит обучаем в этом плане. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти по линии усиления волевого контроля своих чувств, а также включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей.

Эмоциональные особенности личности связаны, прежде всего, с ее природными особенностями, выраженными в темпераменте, а также зависят от ее воспитанности, общей культуры. Как известно, темперамент зависит от врожденных свойств нервной системы, в частности, таких, как сила, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Различная комбинация этих свойств образует тип нервной системы. Наиболее ярко представлены три сильных и один слабый тип. Сильные нервные системы в свою очередь подразделяются на подвижные и инертные, уравновешенные и неуравновешенные. Установлена связь темпераментов с типами нервной системы: холерический — сильный, неуравновешенный, сангвинический—сильный, уравновешенны и подвижный, флегматический—сильный, уравновешенный, но инертный, меланхолический—слабый.

«Темперамент влияет на психическую жизнь, проявлении всех психических процессов и свойств личности. Особенно заметно влияние темперамента на эмоциональную жизнь человека. Так, для человека холерического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость, сочетающаяся с силой переживания. И. П. Павлов назвал холериков безудержными людьми. Характерной для них эмоцией является гнев, поэтому холериков называют агрессивными индивидами. Однако, это не совсем так. Они способны бурно радоваться, смеяться до слез, увлекаться до самозабвения. Именно они способны к страстному увлечению каким-либо делом. И. П. Павлов относил себя к холерикам, он был чрезвычайно страстным человеком. Однако не стоит делать из холерика идеал. Ему присущи и недостатки: несдержанность, иногда переходящая в бестактность и грубость, неадекватность реакции, сильные эмоциональные вспышки».

Для человека сангвинического темперамента характерна легкая эмоциональная возбудимость и умеренная, вследствие уравновешенности нервных процессов, эмоциональная реакция на воздействие. Сангвиник отличается подвижностью нервных процессов, а потому его эмоции быстро сменяют одна другую, не оставляя тяжелых последствий в организме. Характерный эмоциональный тон сангвиника — жизнерадостность, веселость. Страдания его мимолетны и поверхностны. Павлов определяет сангвиника как «живой тип», которого ничем не возьмешь, в какие условия его ни поставь».

Флегматик, в отличие от сангвиника, инертен во всем, в том числе и в эмоциональном отношении. Эмоции у него возникают и развиваются медленно: вы его невзначай обидели сегодня, и он отреагировал на это молча или даже улыбкой. Однако на другой день он всем своим обликом, особенно мимикой лица («надутый», «угрюмый») проявляет обиду: не желает быть рядом и разговаривать с вами. Эмоции флегматика, умеренные вследствие уравновешенности нервных процессов, носят затяжной характер (инерция) и с трудом изменяются. Именно у флегматика отчетливо наблюдается суммация эмоций. Наступает момент, когда чувства его переполняют и он неожиданно для окружающих проявляет эмоциональный взрыв.

Меланхолик отличается очень большой эмоциональной чувствительностью, вследствие чего бывает очень раним. Эмоции меланхолика внешне слабо выражены. Он предпочитает печалиться и радоваться наедине или, по крайней мере, в кругу близких ему людей. У меланхолика часто наблюдается суммация эмоций. Смотришь, тихий, смирный и покладистый человек вдруг становится агрессивным или, выражая горе, рыдает, обливаясь слезами, Считают, что меланхолики более чувствительны к эмоциональному состоянию других и склонны сопереживать и сочувствовать им.

Читайте также:  Мужчины как собаки чувствуют страх

Эмоциональность человека определяется не только темпераментом, но и тем, как он воспитан, в какой культуре жил и какую культуру воспринял. Ф. М. Достоевский среди открытых и описанных им типов людей указывает на типы душевного, страстного и холодного человека. Душевный человек — это идеальная личность. К таким людям у него относятся Алеша в «Братьях Карамазовых», Иван в «Униженных и оскорбленных». Эти люди способны понимать других, сочувствовать им, проявлять по отношению к ним доброту и ласку и даже готовность на самопожертвование.

«Страстные люди — это личности, увлеченные чем-либо. Они ни о чем не могут думать, кроме предмета своей страсти, ничего иного не желают, кроме овладения этим предметом. Все эмоции — от радости и восторга до страдания и отчаяния — связаны с каким-то страстным увлечением, успехом или неуспехом деятельности. Страстность таких людей по своему характеру приближается к болезненному состоянию навязчивой идеи. Страстные люди могут быть благородными, а их страсть социально значима. Это люди науки, искусства, а также практики. Но есть страсти и отрицательные, такие, как страсть к спиртному, картежной игре, половая страсть. Ф. М. Достоевский очень ярко изобразил страстных людей, их душевный мир и поведение. Примером проявления любовной страсти выступают Рогожин в «Идиоте» и Свидрнгайлов в «Преступлении и наказании».

«В литературе описаны, да и в жизни встречаются люди другого склада характера — это «сухие», «холодные» и «черствые» люди, которые глухи к страданиям людей. Яркий пример такого типа человека описал Салтыков-Щедрин в романе «Иудушка Головлев». Иудушку Головлева не тронула не только болезнь брата, которого он ограбил, но даже безысходное положение сына, который намекал, что покончит с собой, если отец не даст ему денег на погашение долга. Даже тогда, когда Иудушка Головлев получил известие о смерти сына, ни одно человеческое чувство не пробудилось в его сердце. Можно говорить и о типе пылкого человека, который отличается большой эмоциональностью и импульсивностью поведения. Ф. М. Достоевский считал, что «пылкие люди» даже гордятся своей эмоциональной реактивностью и считают жизненную выдержку за условный предрассудок. Пылкий человек, как правило, импульсивен, часто действует очертя голову».

В противоположность ему встречаются сентиментальные натуры, эмоции которых поверхностны и не имеют действенного характера. Эти люди постоянно вздыхают по поводу несчастья других, высказывают сочувствие, дают советы, но практически не оказывают им никакой помощи. В. Г. Белинский в свое время писал о таких людях: «Иной сентиментальный управляющий из немцев рыдает от стихов к Лауре и тут же идет на конюшню пороть мужика». Подлинно гуманный человек меньше говорит, а больше делает для других людей. Его переживания искренни, но он их не афиширует.

Можно выделить два полюсных типа людей — оптимистичный и пессимистичный. Первый видит во всем только хорошее, а второй — только плохое, теневые стороны жизни. Первый чаще всего проявляет радость, восторг, сторон — эмоции горечи, недовольства. Он брюзжит по всякому поводу, вздыхая, показывает, что он огорчен происходящим.

По степени владения своими эмоциями и их внешним выражениям можно выделить два типа, один из них является непосредственным и открытым типом. Когда человек этого типа испытывает радость, то громко смеется, приплясывает, всем и всякому рассказывает о причине своего состояния. Представители второго типа умеют хорошо владеть своими эмоциями и склонны скрывать свои переживания. Они могут бурно переживать в душе, а внешне оставаться спокойными или даже улыбаться, переживая неприятность.

Эмоциональные переживания человека открывают перед ним совершенно особый мир – мир творчества и искусства. Необходимым условием для осуществления любого творческого замысла, для реализации уникальной идеи является вдохновение, а ведь это ни что иное, как своеобразное эмоциональное состояние человека, характеризующееся сильным напряжением и подъемом душевных творческих сил. Часто чувства человека представляют собой непосредственный материал для творчества: когда эмоции соединяются с воображением, рождается новый творческий образ. Например, многие писатели наделяют своего героя собственными чувствами, а про художников мы говорим, что они буквально выплескивают свои эмоции на полотно. Таким образом, эмоции побуждают и сопровождают любой творческий процесс, будь то открытие нового научного закона или написание эссе. Не будь эмоций, мы не смогли бы оценить неповторимую привлекательность поэзии, музыки и живописи. Эмоции делают мир человека более богатым и интересным, они задают вектор развития личности. Благодаря способности чувствовать мы имеем возможность восхищаться прекрасными произведениями искусства, сочувствовать герою фильма или книги, переживая все, что переживает он, плакать и радоваться вместе с ним.

Таким образом, только в единстве интеллектуальной и эмоциональной сфер, первая из которых отвечает за отражение объективных условий деятельности, а вторая – за отражение субъек­тивной значимости этих условий, достигается конечная цель деятельности, состоящая в удовлетворении потребностей. Несмотря на то, что часто эмоции берут верх над нами в самые неподходящие моменты, что только наши чувства приносят нам столько горя и несчастья, именно эмоции придают настоящий вкус жизни, делая ее более яркой, красочной и насыщенной. И как, наверное, скучно было бы жить без импульсивных, необдуманных поступков, которые порой делают жизнь только интересней.

Список использованных источников

1. Непомнящая, Н.И. Психодиагностика личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / Н.И. Непомнящая — М.: Владос, 2013. — 191 с.

2. Норакидзе, В.Г. Методы исследования характера личности. Теория и практика. [Текст]: учебное пособие / В.Г. Норакидзе — Тбилиси, 1915. — 243 с.

3. Орлов, Ю.М. Методики изучения личности и коллектива[Текст]: Методические указания/ Ю.М. Орлов, Н.Д.Творогова. — М., 1915. — 127 с.

4. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст]: учебное пособие / К.К. Платонов. — М.: Наука, 1914.

5. Хьелл, Л. Теории личности [Текст]: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер — СПб.: Питер, 1912. — 608 с.

Источник

Оцените статью