Авторами гуморально конституционных теорий темперамента являются указанные кроме

Гуморальная и конституциональная теория темперамента

Совокупность динамических свойств психики, которые проявляются в поведении индивида, называется темпераментом. В переводе с латинского языка темперамент означает “смешиваю в надлежащем отношении частей”. Это название ввел римский врач Гален, который наследовал взгляды греческого врача Гиппократа. Сам Гиппократ совокупность психических свойств называл “красис”, как смесь частей в надлежащем отношении. Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси “соков” в организме человека. Основными “соками”, от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал:

  1. желчь;
  2. кровь;
  3. черная желчь;
  4. холодная скользкая жидкость (лимфа).

Так как все четыре “сока” смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из “соков”. Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь – сангвиник, если преобладает черная желчь – меланхолик, а если преобладает флегма – флегматик. Название типов темпераментов сохранилось к настоящему времени в психологии, а учение Гиппократа-Галена получило название гуморальной теории темпераментов. Не смотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой – смесью “соков” в организме индивида. Мы неоднократно будем возвращаться к наследству Гиппократа, кого великий русский физиолог И. П. Павлов назвал “греческим гением”. В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Он издал свою книгу “Строение тела и характер”, в которой старался отстоять мысль о том, что люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

  1. Лептосоматик (лептос – хрупкий, тонкий, сома – тело).
  2. Пикник (толстый).
  3. Атлетик (борьба).
  4. Диспластик (дис – плохо, пластик – сформированный).

Кречмер также выделил еще один тип строения тела, которое назвал “неопределенным”. Рассматривая отклонения в сторону патологических проявлений психики, Кречмер установил некоторую зависимость этих проявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типу темперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Его поведение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Атлетики проявляют склонность к эпилепсии (иксотимики).

Другим путем к выделению соматотипа, от которого зависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованиях американский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, что темперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темперамента преимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению, главные системы в организме человека: внутренности , мышечную систему и центральную нервную систему . Приписывая степень выразительности (развитости) любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения тела типы поведения:

  1. Висцеротоник (7-1-1),
  2. Соматотоник (1-7-1),
  3. Церебротоник (1-1 -7).

В скобках приведена выразительность каждой системы в баллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1балл).

При норме психического развития, согласно Э. Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону – церебротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону – висцеротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (по Шелдону- соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.

Читайте также:  У нас с мужем депрессия

Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевали популярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшему критически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствия конституционального типа с типом поведения использовались не свойства темперамента, а свойства характера. Обратим внимание на название основной работы Э. Кречмера. Как разумеется, в характере проявляются такие свойства личности, которые возникают под влиянием воспитания. Сам Э. Кречмер признавал, что три его основных типа, это лишь “сфокусированные точки” в разнообразии конституций человеческого тела.

Недоказанным считается связь конституционального типа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо. Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существует зависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведении индивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраивается конституциональный тип.

Источник

Контрольные вопросы

1. Авторами гуморально-конституционных теорий темперамента являются указанные, кроме:

2. Свойствами индивида являются указанные, кроме:

3) ценностных ориентаций;

3. Свойствами личности являются указанные, кроме:

2) позиции и статуса;

4. Степень зрелости и износа организма и нервной системы определяется:

1) паспортным возрастом;

2) биологическим возрастом;

3) социальным возрастом;

4) психологическим возрастом.

5. К типологическим свойствам нервной системы относятся указанные, кроме:

6. Свойствами темперамента являются указанные, кроме:

3) темпа деятельности;

7. Чертами характера являются указанные, кроме:

4) чувства долга.

8. Автор теории отношений личности:

9. Определите тип акцентуации характера по Личко, если главными чертами являются нерешительность и тревожная мнительность; нерешительность проявляется особенно при необходимости сделать самостоятельный выбор; защитой от постоянной тревоги служат выдуманные приметы и ритуалы:

10. Определите тип акцентуации характера по Личко, главной чертой которого является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло; для него свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, педантизм:

11. Способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям называется:

12. В структуру способностей входит указанные, кроме:

13. Автор концепции иерархической структуры потребностей:

14. Последствиями воздействия неблагоприятной Я-концепции на человека являются указанные, кроме:

1) снижения самоуважения;

2) стимуляции конформистских реакций;

3) отношения к себе как к неспособному на хорошие поступки;

Источник

Часть II. Основы социальной психологии


Глава 5. Социальная психология как наука, ее структура и история становления

Предмет социальной психологии. С незапамятных времен человек задумывался над тем, как лучше понимать других людей, влиять на них, устанавливать с ними определенные отношения. Это было вызвано потребностями практики — поиском наилучших форм организации и взаимодействия людей в различных областях — хозяйственной, политической, военной, воспитательной, лечебной и др.

Почему различные люди по-разному воспринимают и оценивают одни и те же явления? Как формируются убеждения человека и можно ли их изменить? Какие силы и каким образом влияют на поведение людей? На какой основе мы доверяем или, наоборот, не доверяем тому или иному человеку? Почему люди часто соглашаются с мнением большинства? Каким образом можно согласовать действия нескольких человек и даже больших масс людей? Отчего многие из нас стремятся помогать другим? Что может вызывать агрессивное поведение людей? По каким причинам люди ссорятся? Почему так разнообразны проявления дружбы и любви? Возможно ли обучение успешному общению? Как особенности взаимоотношений людей могут отражаться на их здоровье?

На все подобные вопросы, вытекающие из многообразных форм контактов между людьми, пытается ответить такая отрасль научного знания, как социальная психология. Это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний.

Читайте также:  Стресс как трудная жизненная ситуация

Предметом исследования в социально-психологической науке являются различного рода контакты между людьми. Эти контакты могут быть непосредственными, как говорится, «лицом к лицу». Они бывают и опосредствованными: например, путем использования средств массовых коммуникаций — прессы, радио, телевидения, кино, Интернета. Таким образом осуществляется влияние на людей не только со стороны тех или иных лиц, но и отдельных социальных групп, и общества в целом. Контакты между людьми могут быть случайными и сравнительно непродолжительными, как разговор двух попутчиков в одном купе железнодорожного вагона. И, наоборот, межличностные контакты могут приобретать систематический и продолжительный характер — в семье, на работе, в компании друзей. При этом объектом социальной психологии выступают не только небольшие по своей численности группы людей, но и такие общности, которые включают в себя значительное количество распределенных на большой территории лиц. Это нации, классы, партии, профессиональные союзы, крупные контингенты различных предприятий, фирм. Эти общности могут характеризоваться различной степенью организованности. Сравним, например, огромную толпу на площади, собравшуюся по поводу массового праздника, и крупное воинское подразделение. Самые разнообразные большие группы также выступают в качестве объектов социальной психологии. Те или иные отношения возникают не только между отдельными индивидами, но и между целыми группами, как малыми, так и большими. Межгрупповые отношения могут носить различный характер — от взаимопонимания и сотрудничества вплоть до острой конфронтации.

Рассматривая структуру социальной психологии как науки, можно выделить следующие ее разделы:

— социальная психология личности; — социальная психология общения и межличностного взаимодействия; — социальная психология групп.

Социальная психология личности охватывает проблематику, обусловленную общественной природой личности, ее включенностью в различные группы и общество в целом. Это вопросы социализации личности, ее социально-психологических качеств, мотивации поведения, влияния на него социальных норм.

Социальная психология общения и межличностного взаимодействия рассматривает различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей — от кооперации до конфликта. Тесно связаны с данной проблематикой и вопросы социального познания, такие как восприятие, понимание и оценка людьми друг друга. Социальная психология групп охватывает групповые явления и процессы, структуру и динамику малых и больших групп, различные стадии их жизнедеятельности, а также межгрупповые отношения.

Само по себе название науки — социальная психология — уже говорит о ее тесной связи и с социологией, и с психологией. Это положение обусловливает различное понимание проблематики социальной психологии и ее места в системе наук как отечественными, так и зарубежными исследователями. Одни из них считают, что социальная психология целиком входит в систему психологических наук. Другие, наоборот, включают ее в состав социологии. Третьи полагают, что социальная психология — это наука пограничная, рассматривающая проблематику, которая должна изучаться и психологами, и социологами, но с различных методологических и теоретических позиций. Дискуссии о предмете социальной психологии, ее месте в системе наук продолжаются. Все это говорит о сравнительной молодости социальной психологии как науки.

История становления социальной психологии как науки. Началом научного социально-психологического знания можно считать анализ наблюдений за человеческим поведением, представленный в трудах философов античности. Уже в произведениях Платона и Аристотеля обнаруживается немало рассуждений о связи между индивидуальными особенностями тех или иных людей и их положением в обществе, об идеальной личности и идеальном образе жизни, о том, как люди влияют друг на друга. Многие из этих идей послужили исходной основой для разработки социально-психологических концепций в более позднее время. Философы прошлого в течение продолжительного периода сосредоточивали свое внимание на том, какова сущность человека, является ли он по своей природе «хорошим» или «плохим». Отсюда и выводились источники социального поведения людей.

Читайте также:  Стресс боли внизу живота

Источник

Контрольные вопросы

1. Авторами гуморально-конституционных теорий темперамента являются указанные, кроме:

3) ценностных ориентаций;

3. Свойствами личности являются указанные, кроме:

2) позиции и статуса;

4. Степень зрелости и износа организма и нервной системы определяется:

1) паспортным возрастом;

2) биологическим возрастом;

3) социальным возрастом;

4) психологическим возрастом.

5. К типологическим свойствам нервной системы относятся указанные, кроме:

6. Свойствами темперамента являются указанные, кроме:

3) темпа деятельности;

7. Чертами характера являются указанные, кроме:

4) чувства долга.

8. Автор теории отношений личности:

9. Определите тип акцентуации характера по Личко, если главными чертами являются нерешительность и тревожная мнительность; нерешительность проявляется особенно при необходимости сделать самостоятельный выбор; защитой от постоянной тревоги служат выдуманные приметы и ритуалы:

10. Определите тип акцентуации характера по Личко, главной чертой которого является склонность к состояниям злобно-тоскливого настроения с постоянно нарастающим раздражением и поиском объекта, на котором можно было бы сорвать зло; для него свойственны мелочная аккуратность, скрупулезность, педантизм:

12. В структуру способностей входит указанные, кроме:

13. Автор концепции иерархической структуры потребностей:

14. Последствиями воздействия неблагоприятной Я-концепции на человека являются указанные, кроме:

1) снижения самоуважения;

2) стимуляции конформистских реакций;

3) отношения к себе как к неспособному на хорошие поступки;

Источник

PDF. Клиническая психология. Карвасарский Б. Д.
Страница 91

конфликт между Я-идеальным и Я-реальным выражен намного сильнее, чем у психически здоровых людей, человек переживает постоянное недовольство собой, как признак фрустрированности. Кроме того, Я-идеальное включается в структуру защитно-психологических механизмов и стратегий, цель которых — сохранение положительного самоотношения. Психологической защитой в настоящее время считают любые реакции, которым человек научился и прибегает к их использованию неосознанно, для того, чтобы защитить свои внутренние психические структуры, свое «Я» от чувства тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные.

Восприятие себя может искажаться не только защитными механизмами, но также мотивами, целями, установками. В исследованиях выделяются две функции самопрезентации:

1) самопрезентация предпринимается ради самопонимания. Человек стремится согласовать представление о себе со своим поведением;

2) публичное распространение образа «Я». Главное в этой функции — защита самоотношения и обеспечение успешного социального взаимодействия.

Возможны две стратегии самопрезентации: ублажающая и самоконструирующая (Бодалев). «Ублажающая» направлена на то, чтобы представить себя в благоприятном свете и получить одобрение окружающих. Самоконструирующая направлена на поддержание и укрепление идеального «Я», так как вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в идеальное «Я» субъекта.

Ведущей функцией самосознания является регуляция поведения личности. Совокупность знаний о себе и самооценка представляет психологическую основу поведения личности, степень ее уверенности в себе, свободу и ответственность.

1. Авторами гуморально-конституционных теорий темперамента являются указанные, кроме: 1) Шелдона;

2. Свойствами индивида являются указанные, кроме:

3) ценностных ориентаций;

3. Свойствами личности являются указанные, кроме:

2) позиции и статуса;

4. Степень зрелости и износа организма и нервной системы определяется: 1) паспортным возрастом;

2) биологическим возрастом;

3) социальным возрастом;

4) психологическим возрастом.

5. К типологическим свойствам нервной системы относятся указанные, кроме: 1) силы;

6. Свойствами темперамента являются указанные, кроме: 1> активности;

3) темпа деятельности;

7. Чертами характера являются указанные, кроме:

Источник

Оцените статью