Аттракция это эмоциональная привлекательность

Межличностная аттракция и её факторы

Межличностная аттракция – механизм восприятия другого человека на основе положительного чувства, формирующего симпатию, привязанность, любовь или дружбу. Межличностная аттракция – это одна из центральных тем социальной психологии. В статье вы узнаете, какие факторы влияют на симпатию к человеку. Чтобы научиться располагать к себе собеседника и создавать о себе то впечатление, которое выгодно именно вам, приходите на программу «Профайлинг».

Частота контактов

Повторяющиеся контакты увеличивают межличностную аттракцию. Например, соседи по комнате в общежитии почти всегда оказываются друзьями. Чем чаще вы взаимодействуете с другим человеком, тем больше вероятность, что у вас сформируются дружеские отношения.

Но даже контакты без взаимодействия приводят к повышению межличностной аттракции. Если вы будете каждый день видеть в автобусе одного и того же человека, вы начнёте узнавать друг друга. Со временем вы можете начать здороваться и даже обсуждать что-то.

Как говорят исследователи из области социальной психологии, частные контакты со стимулом приводят к всё более положительным оценкам этого стимула. Это справедливо как для рекламируемых товаров, новостей, так и для людей. Чем чаще вы будете видеть человека, тем сильнее он будет вам нравиться.

Но есть исключения: если человек вызывает у вас резкое отвращение и даже враждебность, то частота контактов может только усилить неприязнь.

Также последние исследования говорят о том, что социальные контакты через Интернет по глубине и качеству сопоставимы с непосредственным общением. То есть частота контактов в Сети тоже влияет на межличностную аттракцию.

Эмоции

Эксперименты и исследования показывают, что позитивные эмоции ведут к позитивной оценке человека, а негативные – к негативной. Кажется, что это очевидно, но тут следует подчеркнуть, что влияют любые эмоции, не обязательно связанные с оцениваемым человеком.

То есть если вы наступили в лужу, и в этот момент к вам подошёл какой-то человек, допустим, спросить который час, он вам не понравится. Ваши негативные эмоции от того, что вы наступили в лужу, отразятся на оценке незнакомца.

И наоборот. Если вы получили повышение на работе и идёте счастливый домой, при встрече с незнакомцем вы, скорее всего, оцените его положительно. Таким образом, на межличностную аттракцию влияют в том числе и внешние факторы.

Другая сторона влияния эмоций заключается в том, что мы симпатизируем тем, с кем испытываем приятные эмоции. Например, если человек обладает хорошим чувством юмора и с ним всегда весело, он, скорее всего, будет нравиться своим собеседникам.

Физическая привлекательность

Конечно, главное – душа, но, тем не менее, физическая привлекательность сильно влияет на межличностную аттракцию. Причём это особенно характерно для мужского восприятия. Красивые люди имеют преимущество, но физической привлекательности недостаточно. Не стоит забывать о других факторах межличностной аттракции и чертах характера человека.

Сходство

Нам нравятся люди, которые похожи на нас, относятся к той же социальной группе, имеют те же взгляды на жизнь, те же хобби и т.д.

Важно отметить, что критерии сходства будут меняться. Например, если вы находитесь в чужом городе, вы можете симпатизировать землякам, которых неожиданно встретите. Но в родном городе землячество уже вряд ли будет являться критерием сходства.

Читайте также:  Перестала чувствовать запахи духов

Межличностную аттракцию повышает даже сходство темпераментов: сангвиник будет симпатизировать такому же сангвинику.

Все эти факторы в совокупности вызывают симпатию к человеку. Но необязательно наличие каждого фактора: некоторые другие могут быть настолько сильными, что их будет достаточно. Например, если вы постоянно видитесь с каким-то очень приятным человеком, то шанс подружиться высок, даже если между вами нет сходства и физически этот человек непривлекателен.

Проанализируйте свои межличностные отношения и выявите, какие факторы оказывают на них положительное влияние, а какие – негативное. Можете ли вы увеличить межличностную аттракцию, воздействуя на какой-либо фактор? Если да, попробуйте это сделать.

Источник

Феномен аттракции в межличностных отношениях, различные уровни аттракции.

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на людей в ходе совместной Д. и общения.

Люди не просто воспринимают др. др., но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств – от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. «Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека» Исследования аттракции — это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. «Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения.»

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

1) Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

2) Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

«Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.» (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: «Другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Читайте также:  Время стекло наверно это мои чувства

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р «изучается вопрос «о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия», о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, «экстремальность» обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения.

Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Симпатия – устойчивое одобрительное отношение человека к др. людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и т.д. Симпатия обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера др. человека.

В своей динамике симпатия может достигать напряженности, переходя в страстное увлечение, либо прочную привязанность, а может закончиться охлаждением, разочарованием, даже перейти в антипатию и неприязнь. В межличностных отношениях симпатия – один из факторов интеграции людей и сохранения психологического комфорта.

Дружба – вид устойчивых, индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующийся взаимной привязанностью участников, усилением процессов аффилиации (стремления быть в обществе др. людей), взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Развитие дружбы предполагает следование неписанному «кодексу» (взаимопомощь, доверительность и т.д.). Серьезные нарушения «кодекса» ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к вражде.

Дружба зависит от общности цели, интересов, идеалов, намерений; в ней необходимо проявляется ценностно-ориентационное единство.

Любовь – 1) Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта: л. к родине, к матери, к детям, к музыке и пр. 2) Интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта, физиологически обусловленное сексуальными потребностями; выражается в социально формируемом стремлении быть максимально полно представленным своими личностно-значимыми чертами в жизнедеятельности др. так, чтобы пробудить у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. «естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.»

Феномен аттракции связан с перцептивной стороной межличностного общения, возникает при включении в процесс восприятия эмоциональных регуляторов. «Если весь процесс межл. перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека» Исследования аттракции — это выявление механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку. «Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. Некоторое качество отношения.»

Эта многозначность термина в контексте перцептивной стороны общения проявляется в вопросах:

Каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека

Какова роль этого явления (и процесса, и продукта его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Читайте также:  Открытки для хорошего настроения бесп скач

«Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.» (Андреевой важно про общественные и межличностные отношения)

Раньше не исследовали аттракцию, так как считалось, что дружба, симпатия, любовь не могут научно изучаться. Это область искусства, литературы… Но еще важны этические проблемы, и до сих пор некоторые считают, что из-за них невозможно изучать эти явления.

Однако сейчас ведется множество исследований: Гозман предлагает рассматривать аттракцию как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент: «Другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Эмпирические исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к положительным отношениям между людьми. Н-р «зучается вопрос «о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия», о роли экологических характеристик (пространственная близость партнеров по общению, частота встреч, «экстремальность» обстановки и т. п.)

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Еще нет удовлетворительной теории аттракции. Отечественные исследования немногочисленны. Интересно посмотреть, как аттракция проявляется в группе. Сейчас начинаются эти исследования. «естественное развитие представления о человеческом общении как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции в контексте общения индивидов в группе.»

Структурные компоненты межличностных отношений

Дистанция – степень психологической близости.

Валентность – оценка отношений: положительные, отрицательные, нейтральные, противоречивые.

Позиция партнера – доминирование, зависимость, равенство.

Степень знакомства – родственные, вражеские, любовные.

Внешние факторы аттракции:

Степень выраженности у человека потребности в аффилиации

Эмоциональное состояние партнеров по общению

Потребность в аффилиации — потребность создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, желание нравится, привлекать внимание, интерес, чувствовать себя ценной и значимой личностью. Степень выраженности данной потребности у того или иного человека в значительной мере определяет тип его межличностных поведения. Человек со слабо выраженной потребностью в аффилиации производит впечатление необщительного, избегающего людей и наоборот.

Эмоциональное состояние в конкретной ситуации общения может быть рассмотрено как внешний фактор аттракции в том случае, если хорошее настроение человека распространяется на все вокруг, включая окружающих людей.

Пространственная близость — при прочих равных условиях, чем ближе пространственно находятся люди друг к другу, тем вероятнее их взаимная привлекательность.

Внутренние факторы аттракции:

К внутренним, или собственно межличностным, детерминантам аттракции можно отнести:

физическую привлекательность партнера по общению.

Демонстрируемый стиль общения.

фактор сходства между партнерами по общению

выражение личного отношения к партнеру в процессе общения.

Понятия: физическая привлекательность (эффект ореола — «красивый, значит хороший»), фактор сходства (приятный человек — это человек , который со мной согласен), дополнительность, фактор поддержки (аттракция возникает в ответ на положительные действия, неприязнь — на отрицательные.

(Межличностное общение, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М.Погольша)

Источник

Оцените статью