Ассоциация чувств с цветом

Что означают цвета в психологии

«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.

Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.

Цвет и возраст

У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.

Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.

Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.

Цвет и пол

Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.

Цвет и вкус

Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.

Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.

Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.

Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.

Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.

Нарушение восприятия цвета

Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.

Цветовые ассоциации и характер

Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.

Красный цвет

Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.

Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.

Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.

Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.

Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.

Розовый цвет

Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.

Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.

Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.

Оранжевый цвет

Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.

Читайте также:  Уходят чувства за один день

Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.

Желтый

Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.

Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.

Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.

Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.

Зеленый

Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.

Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.

Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.

Зеленый — цвет искренних и честных людей

Фиолетовый

Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.

Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.

Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.

Синий и голубой

Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.

Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.

Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.

Коричневый

Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.

Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.

Белый

Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.

Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.

Серый

Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.

Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.

Черный

Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.

В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.

Цветовая диагностика

Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.

Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.

Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.

При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.

Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.

А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.

Изображение в шапке — Marion Michele, Unsplash.

Читайте также:  Мне бы только слышать здравствуй моя радость

Источник

Арт-директор Playrix о Цвете. Часть 1. Как цвет влияет на наши эмоции?

Начинаем серию статей о феномене цвета от арт-директора Playrix Светы Саблиной. Света поделится собственным видением и расскажет, как знания о цвете могут помочь в работе художника.

Эмоции. Очевидность с неочевидной точки зрения

Что такое эмоции?

Почему именно они, эмоции? Это объективная область исследований, которая касается непосредственно каждого человека. Это не физика, не теория цвета, не колористика. Хотя в какой-то мере все эти вещи связаны. Но все же эмоции — это про наш мозг. И мне, как художнику, очень важно изучить механизм процессов, связанных с цветом и вызывающих эмоции, чтобы увереннее и с большим пониманием использовать цвет в своей работе.

Согласно теории, за эмоции человека отвечает лимбическая система. Она координирует эмоциональные, мотивационные, вегетативные и эндокринные процессы и интегрирует две важнейшие функции мозга животного и человека: эмоции и память. От нее зависит эмоционально-гормональная активность животного, которая, как правило, плохо поддается рассудочному контролю даже у человека.

Среди ученых нет единого мнения о составе лимбической системы, но считается, что эмоции рождаются именно в ней. От лимбической системы возбуждение передается в кору, спинной мозг и периферическую нервную систему. Поэтому эмоции в прямом смысле «захватывают нас с головой». Вспомните, когда у вас по телу бежали мурашки от восторга или удивления?

Американский ученый Яак Панксепп создал классификацию базовых эмоциональных систем. Эмоции типа гордости, стыда и вины он отнес к эмоциям самосознания — вторичным, так как их порождает культура, а первичные эмоции человек изначально несет в себе, независимо от влияния общества.

Целые мировые индустрии — кино, телевидение, производство игр — опираются на наши базовые эмоции, вызывая в нас ярость, страх, похоть. Но сегодня мы подробнее остановимся на такой базовой эмоциональной системе, как seeking (поиск). Это самая большая и наиболее универсальная эмоциональная система, доставшаяся нам от животных.

Животному для выживания необходимо искать и находить ресурсы, причем делать это достаточно энергично, с энтузиазмом. Высшее чувство, производимое этой системой – эйфория. В более умеренной форме – энтузиазм.

Давайте попробуем заглянуть дальше и предположить следующую стадию — религиозный, мистический экстаз, присущий только человеку. Самопознание — тоже своего рода поиск, но более высокого порядка. И это жизненно необходимые процессы.

Иногда эйфорию ошибочно путают с экстазом. Эти состояния действительно в чем-то похожи, но абсолютно разнородны с точки зрения психологии.

Что означает эйфория? Положительно окрашенный аффект, состояние отличного самочувствия как эмоционального, так и физического, а экстаз — это крайняя степень духовного напряжения, высший восторг, пребывание будто бы вне себя.
И уже на этом этапе мы можем проследить связь эмоций и цвета. Во многих культурах и религиях мира цвет используется, чтобы вызвать у человека определенный эмоциональный отклик, например, витражные окна в готических соборах или разноцветные мандалы.

Многие великие люди связывали цвет, свет, эмоции и ощущения. Немецкий писатель Иоганн Гете писал, что цвета — это деяния и страдания света. По Карлу Юнгу, цвет — это родной язык бессознательного. Психическое воздействие цвета, по Кандинскому, рождает “вибрацию души”. Поль Сезанн был уверен, что для импрессиониста писать с природы значит не нарисовать какой-либо предмет, а осознать свои ощущения.

Энтузиазм, эйфория, экстаз — чтобы вызвать такие яркие эмоции, используя цвета в наших играх, нужно хорошо разбираться в физиологии возникновения этих состояний.

За энтузиазм отвечает серотонин — гормон счастья, радости. Он вырабатывается в нашем организме в моменты экстаза, а во время эйфории его уровень повышается. Для выработки серотонина обязательно нужен солнечный цвет. А это, безусловно, яркие, насыщенные краски. Если серотонина слишком мало, то есть риск получить депрессивное расстройство.

Когда человек испытывает радость, кроме серотонина (спокойная и светлая радость), выделяются еще окситоцин, дофамин и эндорфины (буйная радость, эйфория). Эти гормоны, помимо повышения настроения, уменьшают страх, снижают боль, увеличивают регенерацию клеток, замедляют старение, улучшают сопротивляемость стрессу.

Читайте также:  Как испытать чувство эйфории

В темное время суток, когда все цвета вокруг нас приглушены, вырабатывается мелатонин. Он помогает нам расслабиться и уснуть. В определенном сочетании с серотонином порождает яркие видения, озарение и экстаз, например, во время медитации. Именно благодаря мелатонину мы можем видеть цветные сны.

Если яркие краски стимулируют выработку этих гормонов, то выходит, что наблюдение за цветом не только приятно, но и полезно! Поэтому мы используем в своих играх яркие насыщенные иллюстрации, которые нравятся большинству людей, ведь это базовая потребность организма.

В чем связь эмоций и цвета?

Каждый цвет вызывает у нас свои ассоциации и имеет огромное количество связей: цвет и бренд, цвет и искусство, цвет и национальная культура.

Цвет — это символ эмоций. Мы можем не догадываться о точном значении цвета, но наше подсознание выделит его из окружающей среды и даст нам о нем информацию на уровне эмоций. У каждого эта ассоциация индивидуальна, но все же доказано, что тот или иной цвет вызовет у всех схожую эмоцию.

В 2019 году прошел интересный эксперимент — исследование ассоциативных связей в современном русском языке.
В ходе исследования участникам показывали названия основных цветов и просили указать одну или несколько эмоций, которые у них ассоциировались с этим цветом, и передать их интенсивность.

В результате выяснилось, что наиболее выраженные ассоциации с гордостью повторяли цвета российского триколора и, по всей видимости, отражали официально принятые ассоциации красного цвета с державностью, силой, кровью, пролитой за Родину, с победой; белого цвета – со свободой и независимостью, миром, чистотой и непорочностью; синего – с верой и постоянством. Как мы видим, в большинстве случаев связь цвет-эмоция закладывается на уровне культурного и национального кода, но все же нельзя отрицать, что восприятие цвета человеком зависит от многих факторов — от эмоционального состояния, физического самочувствия и времени суток. Многие реакции на цвет возникают в процессе развития личности и меняются с годами, а некоторые — присущи нам по праву рождения.

Взаимосвязь цвета и эмоций — многоуровневое явление. Мы видим, что с одной стороны, цвета и их сочетания являются символами эмоций, а с другой — эмоциональное состояние человека часто влияет на наше восприятие цвета.

Как цвет влияет на человека? Цвета не существуют локально и изолированно. Мы не воспринимаем эмоционально каждый кусочек цвета где бы то ни было отдельно. На то, как мы видим цвет в конкретный момент времени, влияет освещение, окружающие предметы, контекст. Но большинство исследований занимаются изучением именно локальных цветов, упуская из виду спектральные градиенты.

Невозможно пройти мимо этой розы флорибунда — ее цветовые переходы на лепестках, богатство оттенков завораживают и заставляют остановиться и рассматривать эту цветовую пульсацию. Почему это происходит?

Наш взгляд всегда привлекают оттенки и цветовые переходы — радуга, северное сияние. Нас завораживают блеск металла, светящиеся глаза животных, блики каустиков. Вспомните, как мы реагируем на салют? Мы радуемся как дети. Для некоторых народов, живущих на севере, характерно явление мерячения. Этот удивительный эффект описан очень давно. Под влиянием полярного сияния определенной силы и цвета люди, подверженные этому явлению, впадают в гипнотический транс.

Как объяснить эти феномены? Вероятно, цвет и свет являются определенным стимулом, который одинаково влияет на всех нас, заставляя испытывать восторг и удивление, впадать в транс или эйфорию. По своей природе эта реакция похожа на экстатическое состояние, о котором мы говорили раньше.

Выходит, что наше восприятие цвета субъективно и объективно одновременно, а его воздействие на нас происходит на физическом уровне. Как, учитывая это, можно выработать общие рекомендации по работе с цветом, которые будут актуальны и для художников в игровой индустрии? Для этого предлагаю посмотреть, как менялось наше цветовосприятие на протяжении последних ста лет.

Источник

Оцените статью