Ассоциации с красным цветом эмоции

Красный цвет в психологии: значение, влияние на человека

Приветствую Вас, друзья!

Влияние цветов и оттенков на настроение человека – известное психологическое явление. Избыток определенных красок в окружающей среде может взбудоражить или успокоить, взбодрить или помочь расслабиться, настроить на позитив или заставить грустить. Одним из наиболее мощных по силе воздействия на нашу психику является красный цвет.

В этом плане он весьма неоднозначен, поскольку может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоциональные реакции. Он ассоциируется у нас с красотой и любовью, и он же символизирует опасность. Давайте разберёмся, почему так происходит. Мы рассмотрим значение красного цвета с точки зрения психологии, выясним, почему он имеет такое значение для нас и почему может вызывать столь неоднозначные эмоции.

Красный цвет в психологии

Чувства, вызываемые красным цветом, разнообразны и противоречивы. Он может ассоциироваться с радостью, красотой, любовью и величием, вызывая у человека положительные эмоции. Но нельзя забывать, что красный – это также цвет крови и огня. Поэтому он вызывает и негативные ассоциации, такие как опасность, риск и угроза. У людей, переживших определенные потрясения, он может ассоциироваться с аварией, несчастным случаем, физическим насилием или даже войной.

Поразительным образом красный цвет сочетает в себе такие разнообразные ассоциации. Поэтому его активно используют, чтобы передавать эмоции или дополнительный смысл в картинках, обозначениях и на всевозможных предупреждающих знаках. В одних случаях им обозначают жизнь, радость или любовь, а в других – опасность, физическую боль или даже ненависть.

Психологи выделяют три основных аспекта влияния красного цвета на нашу психику:

  1. Возбуждение. Красный цвет действует возбуждающе во всех смыслах. В подходящей обстановке он может усилить романтические и сексуальные переживания. Он же может сделать человека вспыльчивым и раздражительным, спровоцировать ссору или драку. Поэтому психологи рекомендуют не переусердствовать с красными элементами в интерьере. К примеру, красное бельё для супружеской постели – не лучший вариант, а вот для халатов и нательного белья «для особых случаев» этот цвет вполне подходит.
  2. Тонизирующий эффект. Красный цвет делает человека более активным, энергичным и работоспособным. Это можно использовать, если требуется быстро привести себя в тонус, чтобы выполнить важную работу. Однако данный эффект длится недолго, и через некоторое время энергичность сменяется утомлением, человек становится нервным и раздражительным. Поэтому для оформления рабочего места красный цвет не подходит (это касается и обоев на рабочем столе компьютера).
  3. Повышение внимательности. Красный цвет помогает человеку сконцентрироваться, ненадолго делая его более внимательным и восприимчивым. Это может объясняться тем, что он ассоциируется с огнём или кровью. Кроме того, красный цвет является самым заметным, поэтому его всегда используют для различных предупреждающих элементов.

Перечисленные эффекты заложены в психике человека и не являются следствием воспитания или определенного жизненного опыта. Они проявляются в одинаковой мере у всех людей, независимо от культурной среды, в которой они выросли. Интересно, что даже у приматов и некоторых других высших млекопитающих присутствуют такие же реакции на красный цвет.

Влияние красного цвета на человека

Основная волна исследований, направленных на то, чтобы лучше понять, какое место занимает красный цвет в психологии человека, пришлась на XX век. В частности, данному вопросу посвятил значительную часть своей научной карьеры советский и украинский психолог Борис Базыма, автор книг «Психология цвета. Теория и практика» и «Цвет и психика», а также ряда научных работ по данной теме.

Он пишет, что оттенки красного цвета вызывают сильную ответную реакцию вегетативной нервной системы, отвечающей за работу всех внутренних органов, включая сердечно-сосудистую систему. Таким образом, красный цвет влияет не только на психику, но и на физиологические процессы в нашем организме. В частности, у человека, помещенного в красную комнату, наблюдаются следующие реакции:

  • учащается дыхание, увеличивается ЧСС (частота сердечных сокращений);
  • повышается кровяное давление;
  • возникает ощущение, что в помещении жарко;
  • появляется чувство голода, усиливается выработка слюны.
Читайте также:  Гадание сознание подсознание чувства

Последний эффект часто используется в ресторанах и кафе. В оформлении их интерьера используется больше красного цвета, чтобы посетители чувствовали себя более голодными, заказывали быстрее и больше, не тратя времени на раздумья и выбор блюд. Однако есть у этого эффекта и неприятная особенность: человек теряет возможность наслаждаться едой, вследствие чего ест в спешке, стараясь закончить трапезу побыстрее.

Интересной особенностью красного цвета является также сексуальное возбуждение, проявляющееся в подходящей обстановке. Именно поэтому красное женское бельё так возбуждающе действует на мужчин.

О чем говорит красный цвет в одежде

Многие люди любят красные вещи и регулярно обогащают ими свой гардероб. Это свидетельствует не столько о вкусовых особенностях человека, сколько о его характере и настроении, а также о том, к чему он стремится в данный момент и чего ему не хватает. Исследуя значение красных вещей в гардеробе, психологи выделили несколько ключевых аспектов:

  • Красный цвет в одежде предпочитают энергичные люди, ведущие активный образ жизни и демонстрирующие выраженные лидерские качества.
  • Данный цвет свидетельствует о целеустремленности, готовности преодолевать препятствия. Надевая красную вещь, человек демонстрирует намерение совершить в этот день нечто грандиозное.
  • Людям, в гардеробе которых много вещей красного цвета, свойственны такие качества как самоуверенность, завышенная самооценка, эгоизм и даже жестокость.
  • В гардеробе мужчины красный цвет часто свидетельствует о том, что он пребывает в поиске полового партнера. Здесь он играет двоякую роль: привлекает внимание, а также демонстрирует мужественность и сексуальность.
  • Женщины также часто надевают красные вещи, чтобы продемонстрировать, что открыты к новым отношениям. Помимо этого, обилие красного цвета в женском гардеробе свидетельствует о склонности доминировать. Иными словами, женщина в красном не просто ищет мужчину – она на охоте.
  • Женщины, предпочитающие красные вещи, обычно более свободолюбивы, раскрепощены и любят смелые эксперименты в постели.
  • Независимо от пола, человек в красном однозначно любит быть в центре внимания. Впрочем, это нередко временное или сезонное желание (довольно часто мужчины и женщины носят красное весной, а летом переходят к более нейтральным тонам).
  • Красный цвет в одежде говорит об оптимизме. Редко можно встретить этот цвет в одежде пессимиста. Обычно люди, одетые в красное, уверены в себе и своем будущем, они ведут себя активно и довольно эмоционально.
  • Красные вещи надевают смелые и решительные люди с высокой самооценкой. Данная особенность гардероба свидетельствует о том, что человек не боится попасть в неловкую ситуацию. Он сознательно одевается так, чтобы привлечь к себе внимание, и он всегда готов к любым событиям.

Категорически не рекомендуется надевать красные вещи на важные переговоры. Во-первых, не нужно демонстрировать партнерам своё мужество или женственность, поскольку для них важнее деловые качества. Во-вторых, человек в красном в подобной обстановке выглядит несерьезным – всегда помните это.

Стоит отметить, что восприятие красного цвета женщинами и мужчинами действительно отличается довольно сильно. Одеваясь в красное, они демонстрируют разные черты характера, желания и настроения. Да и реагируют на этот цвет они тоже по-разному. Рассмотрим этот момент подробнее.

Значение красного цвета для мужчин

С точки зрения психологии, красный цвет ассоциируется с сексуальностью. Надевая красные вещи, мужчина стремится привлечь к себе внимание и продемонстрировать свою мужественность. При этом он заинтересованно смотрит на женщин, в одежде которых также присутствует красный цвет. Статистика показывает, что мужчины чаще обращают внимание на девушек в красном, охотнее приглашают их на свидания, покупают им подарки и оказывают другие знаки внимания.

Но если спросить мужчину, что именно привлекло его в этой женщине, он никогда не ответит, что это была красная блузка. Кто-то скажет, что ему понравились глаза или стройная фигура, кто-то ответит, что всё дело в очаровательной улыбке или озорном смехе. Все будут отвечать искренне, но никто не скажет, что дело в красной одежде, поскольку реального влияния этого цвета никто не осознаёт.

Значение красного цвета для женщин

Красный цвет в одежде может быть инструментом для решения многих задач, и особенно хорошо этим инструментом умеют пользоваться женщины. Они используют его для привлечения внимания, демонстрации своей женственности и, конечно же, для соблазнения мужчин. Впрочем, не всегда красные вещи говорят о том, что женщина готова к знакомству.

Читайте также:  Какое успокоительное выпить при сильном стрессе

Довольно часто данный цвет – это просто инструмент самовыражения. Так если на женщине надета заметная красная вещь, это характеризует её как сильную, смелую и независимую личность, высоко ценящую свою личную свободу и нередко стремящуюся доминировать над окружающими. Такие дамы обычно умеют ценить жизнь и наслаждаться каждым её моментом, поэтому с ними всегда интересно проводить время.

Заключение

Красный цвет в психологии считается самым мощным по воздействию на человека. Интересно, что в природе в чистом виде он встречается довольно редко. Тем не менее, это очень важный цвет, мгновенно приковывающий к себе внимание. Этим пользуются многие люди, неосознанно выбирая красные вещи, чтобы подчеркнуть свой статус или поскорее найти потенциальную «половинку». Самое интересное, что силу влияния красного цвета на нашу психику не осознают даже те люди, которые сами активно её используют.

Источник

Что означают цвета в психологии

«Цвета — родной язык подсознания», — Карл Юнг, психоаналитик.

Реакции на цвет человека связаны с изменением моторики и сознания. Мышцы тела могут сокращаться или расслабляться в зависимости от увиденного цвета. Но все мы по-разному воспринимаем цвет в зависимости от нашего культурного воспитания, пола и возраста.

Цвет и возраст

У детей до 1 года нет цветовых предпочтений. Дети в возрасте 4 месяцев хорошо различают красный, желтый, зеленый и синий, но не дифференцируют их по оттенкам.

Считается, для детей от 4 до 10 лет излюбленными чаще всего являются красный и синий цвета . При этом, красный предпочитают дети младшего возраста.

Детям школьного возраста обычно нравятся яркие и насыщенные цвета и не нравятся нейтральные серые тона.

Цвет и пол

Цветовые предпочтения различны в зависимости от пола. Мальчикам чаще нравятся (по убыванию) синий, красный, зеленый, фиолетовый, оранжевый и желтый, а девочкам — синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, желтый и белый. Взрослым мужчинам нравятся синий, фиолетовый и зеленый, а взрослым женщинам — красный, оранжевый и желтый.

Цвет и вкус

Цвет может усиливать даже вкусовые ощущения и этот принцип используется в дизайне упаковки. Самыми неаппетитными являются желтый и желто-зеленый. Более сладкими кажутся продукты, упакованные в красный, оранжевый, белый и розовый.

Натуральные продукты в упаковке ненатуральных цветов имеют меньший успех у аудитории.

Упаковка сине-зеленых тонов подсознательно ассоциируется с грибковой плесенью.

Продукты синего и черновато-пурпурного цвета избегаются покупателями из-за инстинкта самосохранения, так как в природе встречаются ядовитые ягоды и фрукты такой окраски.

Красные и оранжевые соки кажутся более сладкими чем другие.

Нарушение восприятия цвета

Около 8% мужчин и всего 0,5% женщин страдают дальтонизмом. С чем связан дальтонизм? В нашем глазу находятся три вида колбочек: L-колбочки отвечают за распознавание длинных (красных) волн, M-колбочки распознают средние (зеленые) волны и S-колбочки — короткие (синие) волны. Дефекты L- и M-колбочек называются дальтонизмом красного и зеленого. Крайне редко встречаются дефекты S-колбочек. Если у человека нарушено восприятие красного цвета, то для него такой свет будет выглядеть как зеленый.

Цветовые ассоциации и характер

Для каждого цвета у нас есть негативные и позитивные ассоциации, что связано не только с физиологическими реакциями на него, но и с культурным воспитанием.

Красный цвет

Если человека поместить в комнату с обилием красного цвета, то у него может даже кратковременно повыситься давление и участиться пульс, ускориться дыхание. Кроме этого, красный цвет заставляет нас считать, что время идет быстрее, чем на самом деле.

Ассоциации с красным цветом насыщенных тонов: энергичный, сексуальный, веселый, пылкий, активный, агрессивный, жаркий, взволнованный, теплый, святой, патриотичный, сухой, воинственный, беспокойный, напряженный, греховный, ненависть, гнев, снижение прибыли, то, что сбивает с толку, страх, восстание.

Немецкие ученые определили, что красный цвет формы футбольной команды повышает шансы на победу при игре на своем поле.

Наличие красного в образе увеличивает привлекательность как мужчин, так и женщин. Женщины, которые носят красное, кажутся мужчинам более интересными и красивыми.

Считается, что люди, предпочитающие красный цвет, — страстные, с выраженными лидерскими качествами, эмоциональные, целеустремленные, склонные к экстриму.

Розовый цвет

Ассоциации с розовым цветом насыщенных тонов: волнующий, счастливый, возбуждающий, цвет любви, молодой, жизнерадостный, чувственный, девический, инфантильный, незрелый.

Читайте также:  Чувство жжения бедер ног

Пастельный розовый вызывает уже другие ассоциации: мягкий, сладкий, нежный, детский, уютный, тонкий, романтический, женственный, ласковый, интимный, слабый, хрупкий, сентиментальный.

Люди, предпочитающие розовый, часто мягкие, нежные, слабовольные и мечтательные натуры, любят комфорт, инфантильны.

Оранжевый цвет

Ассоциации с оранжевым цветом насыщенных тонов: продуктивный, вкусный, теплый, жизнерадостный, мужественный, бесстрашный, любопытный, детский, счастливый, энергичный, горячий, сочный, общительный, дружелюбный, громкий, лучистый, отзывчивый, комедийный, гордый, амбициозный, веселый, радостный, оживленный, стремительный, юный, опасный.

Оранжевый — цвет жизнерадостных и активных людей, мечтателей с развитой интуицией.

Желтый

Желтый является тонизирующим и бодрящим цветом.

Ассоциации с желтым цветом насыщенных тонов: радостный, гостеприимный, решительный, благородный, молодой, скорость, движение, Солнце, дружелюбие, энергия, интуиция, интеллект, благоприятный, безопасный, высокодуховный, здоровый, веселый, громкий, подлость, трусость, тупость, обман, предательство, ревность, зависть.

Ассоциации с желто-оранжевым цветом насыщенных тонов: предприимчивость, целеустремленность, богатство, жизнерадостность, веселье, агрессия, сила, энергия, тепло, удовольствие, здоровье, гордость, назойливость.

Желтый — цвет общительных , смелых и интеллигентных людей, которые умеют приспосабливаться. Обычно этот цвет не нравится пессимистам и замкнутым личностям.

Зеленый

Зеленые и синие тона в отличии от красных могут снизить давление и мускульное напряжение, успокоить нервы, расслабить.

Ассоциации с зеленым цветом насыщенных тонов: жизнь, польза, движение, младенчество, природа, надежда, мир, изобилие, приспособляемость, тишина, нетребовательный, миролюбивый, мягкий, не нервный, безмятежный, задумчивый, сосредоточенность, размышление, прохлада, изобилие, здоровье, сочувствие, слабый, неопытность.

Зеленый цвет текста может вызывать согласие с утверждением.

Зеленый — цвет искренних и честных людей

Фиолетовый

Ассоциации с пурпурно-фиолетовыми насыщенными тонами: ностальгия, воспоминания, сила, духовность, бесконечность, достоинство, созерцательный, мистический, ночь, консервативный, мысль, царственность, благородство, меланхолический, траур, помпезность, одиночество, отчаяние, грусть.

Ассоциации с красно-фиолетовыми насыщенными тонами: сладкий вкус, утонченный, жажда нежности, романтизм, взволнованность, страсть, творчество, уникальный, хитрый.

Фиолетовый — цвет творческих и эмоциональных людей.

Синий и голубой

Ассоциации с синими насыщенными тонами: достоинство, умеренность, спокойный, богатый, приятный, сила, робота, расслабленность, зрелость, тихий, холодный, надежный, хладнокровный, меланхолия, пустота, грусть.

Оттенки синего служат для расслабления, снятия напряжения, тревоги.

Синий — цвет духовно развитых людей, возвышенных, часто меланхоличных и скромных.

Коричневый

Ассоциации землистыми тонами: простой, богатый, теплый, дружелюбный, жизнь, мужественный, прочный, безопасный, фамильярный, грязь.

Коричневый — цвет уверенных в себе и консервативных людей.

Белый

Ассоциации с белым цветом: свет, прохлада, снег, чистота, ясность, надежность, невинность, тишина, нормальность, гармония, познание, духовность, молодость, пустота, страх, грусть, труд.

Белый цвет нравится почти всем, поэтому интерпретация его неоднозначна — он может означать и холод, и духовность, гармонию.

Серый

Ассоциации с нейтральными серыми тонами: качественный, спокойный, инерция, практичный, старый, холодный, сообразительный, здравомыслящий, бесшумный, эгоизм, депрессия, безразличие, самостоятельность, нерешительный, обман, недостаток сил.

Серый — цвет рассудительных и осторожных людей.

Черный

Ассоциации с черным цветом: столкновение, сильный, элегантный, таинственный, тяжелый, престижный, хладнокровный, неэмоциональный, благородный, отчаяние, тишина, сдержанный, негативный, уныние, ненависть, злоба, гнев.

В Западной культуре черный цвет является цветом траура, тогда как на Востоке это символ добра, благородства и опыта.

Цветовая диагностика

Макс Люшер (1923 —2017 годы) , бывший директор Института психолого-медицинской диагностики в Люцерне, — известная личность в области психологии цвета. Знаменитый «тест Люшера» используют психологи, терапевты и психиатры с 1947 года. Кстати, в 1947 году Люшеру было всего 23 года, когда он представил основные положения цветовой диагностики на всемирном конгрессе по психологии.

Проведение теста заключается в выборе человеком наиболее предпочтительного цвета из 8 карточек. После выбора карточка убирается и тестируемому предлагается выбрать из оставшихся, и так до момента, когда все карточки будут выбраны.

Карточки анализируются по системе Люшера и от порядка выбора делаются выводы о личности. Цвета в системе Люшера не простые, а наиболее ярко влияющие на физиологию и психологию человека. Цвета, участвующие в тесте, выбирались из 4500 тонов и оттенков.

При письменных опросах в форме анкетирования человек может слегка приукрашивать, выбирая морально правильные с его точки зрения ответы. Но выбор цвета происходит бессознательно и это помогает выявить то, каков человек на самом деле.

Вы можете пройти цветовой тест Люшера на нашем сайте.

А еще у нас есть тест для девушек, состоящий всего из одного вопроса — Характер по цвету лака для ногтей.

Изображение в шапке — Marion Michele, Unsplash.

Источник

Оцените статью