Арт терапия против эмоционального выгорания

«Потерянные крылья»: психодрама и арт-терапия в работе с синдромом эмоционального выгорания

Автор — Екатерина Лесовая

Часть 4. © Материалы VIII Московской психодраматической конференции

Работа с выгорающей частью психики: ее творческое насыщение внутренними ресурсами. Материалы воркшопа. В заключение статьи расскажем о воркшопе «Потерянные крылья: психодрама и арт-методы в работе с эмоциональным выгоранием», проведенном нами в прошлом году на конференции. Этот семинар может быть проведен с любыми представителями выгорающих профессий (медиками, психологами, педагогами, администрацией и проч.), а также с родителями как особой выгорающей группой. Предварительные психологические знания о синдроме эмоционального выгорания не требуются.

Данный воркшоп был опробован на психологах, педагогах, директорах школ и включен в курс «Профилактика эмоционального выгорания».

Цели воркшопа:

  1. Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии и психодрамы.
  2. Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…).
  3. Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация.
  4. Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание.
  5. Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников, с помощью арт-методов. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».
  6. Активизация творческого потенциала участников, усвоение принципа трансформации нересурсного состояния в ресурсное.

Сценарий воркшопа по выгоранию (июнь 2010 г.)

I. Введение в тему эмоционального выгорания

  1. Представление ведущего. Опыт работы. Почему ведущего интересует тема выгорания?
  2. Если группа маленькая — сбор ожиданий: чего лично я жду от группы, хотел бы поработать над собой?
  3. Участников просят 4 раза выстроиться в психодраматическую линейку, чтобы оценить свое состояние выгорания и позицию относительно других членов группы.
    1. Насколько часто вы оказываетесь в ситуациях повышенной активности, временного цейтнота, перегруженности информацией и работой? (начало линейки — минимальная перегруженность, конец линейки — максимальная перегруженность).
    2. Насколько сильно ваше ощущение усталости, потери сил, нехватки энергии в последнее время?
    3. Часто ли бывает так, что вы не хотите общаться со своими домашними, или клиентами?
    4. Часто ли вы обесцениваете важную для вас сферу деятельности, свои результаты? Комментарий ведущей: 4 психодраматические линейки — это 4 феномена и одновременно 4 стадии выгорания.
  4. Конкретизация сферы выгорания: Поднимите руки те, кто иногда испытывает выгорание в семье? В воспитании детей? В работе? В общении с коллегами? С начальством? В хобби? С друзьями?

II. Создание и конкретизация образа выгорающей части личности

1. Арт-терапевтическая часть.

Материалы: бумага, картон, клей, ножницы, мелкий хлам, пуговицы, нитки, киндер-сюрпризы, ленты, пластилин, вырезки из журналов для коллажа и проч. В процессе создания портрета, скульптуры и образа своей выгорающей части человек может шить, лепить, клеить, рисовать.
Инструкция: Создайте рисунок, маску, коллаж, скульптуру той части вас, которая выгорает сейчас или выгорала раньше. Используйте все имеющиеся материалы. В процессе создания найдите имя для вашей выгорающей части, услышьте ее послание, что главное она хочет вам сказать. Часто ли эта часть бывает обожжена? Хорошо ли вы ее знаете? Какие чувства к ней испытываете?

2. На общий круг

Погружение в роль своей выгорающей части и представление из ролей по кругу. Имя, характерный жест, главное качество персонажа. Снятие ролей.

3. В парах — соконсультирование (три части)

  • Интервью из роли: «что необходимо тебе, выгорающая часть, какой вид заботы, какое внимание? Какие у тебя потребности»?
  • Человек снимает с себя роль выгорающей части и становится самим собой (идентификация с взрослой частью личности). Вспомогательное «Я» передает пожелания и требования выгоревшей части.
  • От своего лица человек принимает решение — как он будет заботиться о выгоревшей части, как ей помогать — и говорит об этом выгоревшей части.

IV. Психодраматическая работа с образом выгоревшей части. Виньетки

  1. Диалог с выгоревшей частью, переговоры с «королем в голове», «центральным Я». Претензия выгоревшей части — ответ взрослой части — решение о взаимодействии и помощи выгоревшей части. Возможно — экологическая проверка.
  2. Ресурсная работа. Чего хочет выгоревшая часть, психодраматическая реализация желаний.
  3. Баланс «Хочу — надо». Для каждого «Надо» находится реальная компенсация для обеспечения отдыха, безопасности и реализации желаний (удовлетворения потребностей).
Читайте также:  Как оградить себя от людей которые портят настроение

V. Авторская «карта ресурсов души»

Включение в карту ресурсов выгорающей части. Нахождение ей места, помощников, питательной среды, возможностей развития, безопасности, украшений и проч., исходя из имени и потребностей.

  1. Создание карты внутриличностных ресурсов. Инструкция: Предлагаю вам вновь обратиться внутрь себя. Каждый из нас имеет не только опыт пребывания в трудных жизненных ситуациях, но и выхода из них. Мы имеем багаж ресурсов в виде определенных мыслей, эмоций, психотехник, людей к которым мы обращаемся за помощью, ресурсных мест и т.д. Вспомните, что больше всего помогает вам в трудных ситуациях, в условиях нехватки ресурсов, поддержки, во временном и денежном цейтноте, усталости… Сейчас мы будем создавать карту ресурсов души. Вы можете нарисовать ее на листе, а можете добавить элементы коллажа. Можно карту вылепить из пластилина или сделать трехмерной. Вспоминайте все то, что помогает вам, и наносите это на вашу карту. Если это ситуации или люди — они тоже есть в вашем внутреннем мире как поддерживающие образы. Изобразите их. Вы можете на первом этапе просто творить, никак не называя фрагменты карты ресурсов. Пусть вас ведет творческий поток.
  2. Интеграция выгорающей части в ресурсную карту. Через 10-20 мин. Инструкция: Сейчас, когда вы находитесь в процессе создания карты ресурсов, обратите внимание на образ своей выгорающей части. Пожалуйста, включите ее в вашу ресурсную карту. Найдите ей место, исходя из того, какие потребности у вашей выгорающей части. Может быть, вы сделаете ей безопасный дом или украсите ее, или покормите, или подружите с каким-то ресурсом. Выгорающая часть должна присутствовать или быть физически связанной с вашей картой ресурсов.
  3. Общий круг после завершения интеграции выгорающей части в карту ресурсов. Вернисаж — работы раскладываются по кругу, люди молча смотрят, осознают свои чувства.
  4. В парах (тех же) — участники поочередно вживаются в роль своей выгорающей части и делятся ощущениями. Что изменилось, когда о выгорающей части позаботились у нашли ей место (роль).
  5. Виньетка «Карта ресурсов», или путешествие выгорающей части по стране ресурсов.

VI Заключительный шеринг

VII. Завершение. Теория

Общий круг.

Что происходит с выгорающим человеком?

  • а — усталость, истощение, психосоматика
  • б — редукция личных достижений
  • в — деперсонализация (обесценивание, эмоциональное отстранение).

Что сильнее всего мешает творчеству и нашим крыльям? (интроекты, негативные установки, неконструктивные модели поведения, неумение попросить помощь…

Выводы по выгоранию

  1. Выгорание сопровождает нехватка ресурсов, нарушение баланса «брать-давать»
  2. Выгорание бывает спровоцировано нарушением психологической безопасности
  3. Выгорание «заразно», так как выгоревшие люди мало отдают и много берут
  4. Выгорание — это психологическая защита в ответ на многочисленные стрессы

Выводы — с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) на уровне тела обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч. 5) тренинг совпадающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс.

VIII. Ответы на вопросы

Итак, мы описали некоторые общепсихологические особенности синдрома эмоционального выгорания. Мы полагаем, что творчество, тренинг ассертивного поведения и копинга и формирование позитивного мышления — наиболее важные способы предотвращения и снижения уровня выгорания. Особенно важным нам представляется работа над актуализацией и наращиванием «контейнера» внутриличностных ресурсов и навыков. С выгорающей частью личности можно проводить психодраматическую работу, аналогично работе с любой частью интрапсихической реальности.

Источник

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Надежда Викторовна Картунова
Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками;

3. Создать положительный эмоциональный настрой;

4. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов;

5. Способствовать самопознанию и самопринятию педагогов.

Материалы и оборудование: сердечки разных цветов, цветные карандаши, листы бумаги на каждого участника, цветная бумага, ножницы, клей, ролик «Что такое эмоциональное выгорание глазами детей», фоновая музыка, памятка для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания», анкета «Обратная связь», презентация «Эмоциональное выгорание педагога»

Ход практикума.

Приветствие. Объявляется тема мероприятия.

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Черный – вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Читайте также:  Как зажечь чувства парня снова

Коричневый – вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

Педагогам предлагается посмотреть ролик «Что такое эмоциональное выгорание педагога глазами детей».

Выступление педагога-психолога (показ презентации)

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными.

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать если обнаружены симптомы выгорания?

Определение и история вопроса

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

Симптомы эмоционального выгорания

Поведенческие Сопротивление выходу не работу

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные (эмоциональные) Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Ощущение придирок со стороны других

Бессилие, эмоциональное истощение

Когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к детям, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».

Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:

— Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

— Загруженность в течение рабочего дня;

— Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

— Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

— Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

— Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;

— Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

— Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;

-Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

«Неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;

— Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.

Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.

Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:

1. предельное истощение, стадия приглушенности;

2. отстраненность от воспитанников и от работы, одиночество.

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?

1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.

2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.

3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.

4. Начинать действовать.

Как справиться со своей усталостью?

— Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

— Проще относиться к конфликтам на работе;

— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. «И неповторимых заменили и незаменимых превзошли».

Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Читайте также:  Что вы чувствуете когда матка увеличивается

Арт-терапия — это способ работать с Вашей душой через творчество.

Арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической помощи и поддержки, в усилении жизнестойкости личности.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда.

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Практическая часть.

Упражнение «Дорисуй рисунок»

Педагогам предлагается нарисовать одну деталь на листе белой бумаге цветными карандашами (круг, волна, горы, квадрат и т. д.) и передать соседу. Следующий рисует или пополняет аппликацией то, что видит и что чувствует, можно сделать оригами и приклеить на бумагу. И так каждый рисунок обходит круг, пока не дойдет до хозяина. Дается 2-3 минуты на каждый рисунок. Необходимо узнать свой рисунок.

Рефлексия и обратная связь.

Узнали ли вы свой рисунок?

Нравится ли вам что в итоге получилось?

Что вы чувствуете глядя на свой рисунок?

Хотите ли вы изменить, закрасить или дорисовать на своем рисунке?

С каким настроением вы выполняли задание?

Что понравилось и что нет? Почему?

Памятка для Вас дорогие педагоги:

1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, работа — деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. По возможности путешествуйте, набирайтесь впечатлениями, расширяйте свой кругозор.

9. Выберете себе увлечение или хобби.

10. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

11. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Прикреплённые файлы:

0c3f2c4107a2ae4499c883a13b43d03f_agqsr.ppt | 5086 Кб

Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! — Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” В последнее время много.

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания и формирования позитивного мышления Мастер-класс для педагогов Центра с элементами тренинга. Цель: Формирование позитивного мышления педагогов, восприятия окружающей действительности.

Мероприятие для педагогов ДОО с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», его стадиях;.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока» Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия).

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть» Подготовила и провела: старший воспитатель Бойко Ольга Владимировна 2018 год ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Источник

Оцените статью