Арт терапия при работе с депрессиями

Арт-терапия в лечении невротических состояний

Шумилина Елена Сергеевна, врач-психотерапевт учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Арт-терапия – это одно из направлений психотерапии, которое в настоящее время активно развивается, и благодаря ряду своих преимуществ находит все больше сторонников. В этой статье мне бы хотелось познакомить с ней больше людей, показать ее целительные свойства.

В переводе с английского арт-терапия означает лечение искусством (art- «искусство, мастерство» и therapy – «лечение, терапия»). Впервые этот термин был использован художником Адрианом Хиллом в 1938 году. Работая в санатории с пациентами больными туберкулезом, он заметил, что творчество благотворно влияет на самочувствие и позволяет лучше справляться с заболеванием. Описывая свою работу, он стал пользоваться этим термином, который остается актуальным и сейчас. В дальнейшем в своем развитии арт-терапия нашла поддержку у З.Фрейда и К.Г. Юнга поскольку позволяла получить доступ к бессознательной части психики, в которой содержится источник внутреннего конфликта с его невротической симптоматикой. А в 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

В настоящее время арт-терапия широко развивается, благодаря тем возможностям которые она открывает для любого человека, который хочет найти для себя новые способы по познанию себя, регулированию своего психоэмоционального состояния, адаптации к окружающему миру (который становится все сложнее и предъявляет новые требования), и конечно же арт-терапия способствует развитию способности к более близким и глубоким взаимоотношениям с другими людьми, особенно групповые ее варианты.

Чаще всего этот вид психотерапии ассоциируется с рисованием (изотерапия), но это лишь одно из направлений. Арт-терапия – это прежде всего творческий процесс самовыражения и поэтому к ней можно отнести все, что в том или ином виде позволяет осуществит эту задачу. Это музыкальная, танцевальная и песочная терапия, создание коллажей, библиотерапия, цветотерапия, сказкотерапия, игротерапия, лепка из глины и других материалов, создание кукол, работа с метафорическими ассоциативными картами, а также многие другие виды.

Арт-терапия отличается от обычных занятий соответствующих видов искусства тем, что не требует никаких навыков, важно только желание! Здесь вся работа направлена не на результат, а на сам процесс. Важна спонтанность и открытость творчеству, способность отказаться от контроля и оценивания происходящего, своих результатов. Как писал Пабло Пикассо: «Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…»

Арт-терапией может заниматься каждый, найти свои способы творческого самовыражения, чтобы развивать свою чувствительность к собственным потребностям, лучше узнавать и понимать себя, влиять на свое психоэмоциональное состояние и тем самым жить более полнокровной, гармоничной и счастливой жизнью, развивать себя, решать различные жизненные сложности и находить ресурсы для их преодоления. Арт-терапия уместна в любом возрасте и хороша для любого жизненного периода. Но особенно актуальна в невротическом состоянии.

Невротическое состояние имеет психогенный характер (это значит, что причина кроется в психике человека), часто в его возникновении имеют место различные стрессы и психологические травмы. Они могут быть как одномоментные интенсивные разовые (нападение злоумышленника, потеря близкого человека), так и неявные длительно существующие (сложные конфликтные отношения, сложности на работе к которым не удается адаптироваться, болезнь и т.д.)

Для невротического состояния характерна обратимость симптомов, их функциональный характер. Невротические состояния – это группа расстройств, достаточно разнообразных по своему проявлению. К ним относят: соматоформные расстройства, проявляющие себя различными симптомами со стороны физического состояния, но не находящие своей причины при проведении соответствующих обследований, тревожно-фобические, неврозы навязчивых состояний, неврастению, диссоциативные расстройства и некоторые другие.

Неврозы проявляются психическими и физическими нарушениями. Физические симптомы обусловлены сбоем в работе вегетативной нервной системы, управляющей внутренними органами кровеносными сосудами, обменом веществ и др. Она не подчиняется нашей воле, работает в автоматическом режиме. При неврозе из-за этого могут возникать предобморочные состояния, головокружения, чувство неустойчивости, дрожание конечностей, подергивания мышц, мышечные судороги, учащение пульса, боли и неприятные ощущения в груди, повышение или понижение артериального давления, чувство холода или жара, ощущение удушья, нехватки воздуха или неполноты вдоха, зевота, нарушения аппетита, различные диспепсические расстройства, учащенное мочеиспускание, боли, зуд и неприятные ощущения в промежности, потливость, ознобы и незначительное беспричинное повышение температуры. Характерными особенностями вегетативных нарушений являются их непостоянство и полисистемность.

При невротических расстройствах часто наблюдаются нарушения сна: трудности при засыпании из-за мыслей, связанных с травмирующей ситуацией, частые пробуждения, поверхностный сон, яркие или кошмарные сновидения, чувство слабости и разбитости после ночного сна. Нередко возникает сонливость, а ночью – бессонница.

Еще одним признаком неврозов является астения. Плохо переносятся нагрузки, быстро наступает истощение. Невротические расстройства сопровождаются неустойчивостью настроения, раздражительностью и снижением работоспособности различной степени выраженности. Страдает и сексуальная сторона жизни пациентов – половое влечение пропадает или снижается.

При невротических расстройствах наблюдаются нарушения в эмоциональной сфере. Общий фон настроения снижается, появляется печаль, тоска и безнадежность. Привычные удовольствия (вкусная еда, увлечения, общение с друзьями и родными), ранее доставлявшие радость, становятся безразличными. Круг интересов сужается, страдающие неврозом становятся менее общительными и начинают избегать контактов с другими людьми. Часто развивается депрессия. Повышается уровень тревоги. Будущее видится неблагоприятным, неблагополучным, в предчувствии неопределенной катастрофы, они склонны излишне концентрироваться на негативных вариантах развития событий.

Невроз может себя проявлять в виде навязчивого состояния, для которого характерны непроизвольные навязчивые мысли, влечения, страхи и для избавления от которых выполняются компульсивные действия, нередко приобретающие вид сложных ритуалов и со временем сильно осложняющих жизнь человека, страдающего этим расстройством.

Невротическое состояние может быть в виде фобий, которые представляют собой страхи предметов или ситуаций, в данный момент не представляющих реальной опасности. Это могут быть простые фобии (страх пауков, полетов, птиц, клоунов и пр.), агорафобию (боязнь открытых пространств, мест, которые невозможно незаметно покинуть, и ситуаций, в которых можно остаться без помощи) и социофобию (страх ситуаций, в которых человек оказывается в центре внимания).

Читайте также:  Франц фон штук чувственность

Таким образом невротические состояния отличаются многообразием симптомов, перечисленные выше далеко не все. В развитии данных состояний имеют значение личностные особенности, черты характера и история жизни человека, которые могут делать его более уязвимым либо достаточно устойчивым перед развитием невроза, несмотря на наличие стресса и других провоцирующих факторов.

Общим для всех этих состояний является наличие внутреннего конфликта, противоречия между различными потребностями, чувствами, желаниями и адаптационными психологическими механизмами. Как пишет психотерапевт А.Александров: «Невроз – психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности…».

Арт-терапия позволяет выявить это противоречие, осознать и найти способы его разрешения.

Каждый человек на протяжении своей жизни сталкивается в той или иной степени с невротическим состоянием на собственном опыте и поэтому важно иметь способы как ним справляться. Арт-терапия является одним из них. Достоинство этого метода психотерапии, на мой взгляд, заключается прежде всего в бережном и отношении к человеку, который является достаточно уязвимым и настрадавшимся за время нахождения в невротическом состоянии, истощившим свои ресурсы. Этот вид психотерапии позволяет приоткрыть дверь к внутреннему миру человека достаточно мягко и ненавязчиво, избегая директивности, и таким образом позволяет преодолеть сопротивление, которое всегда присутствует в терапии. На первый взгляд может показаться, что идет несерьезная игра, но на самом деле за ней происходит очень глубокая терапевтическая работа. Те, кто пробовал заниматься арт-терапией часто с удивлением замечали, какие глубокие и интенсивные чувства возникали в процессе. Таким образом можно получить доступ к вытесненным чувства, к их осознанию и пониманию того, какие конфликты они собой представляют. Благодаря тому, что арт-терапия развивает символическое мышление, она позволяет внутренним конфликтам и связанным с ними чувствам находить образное выражение, способствуя их разрешению и освобождению. Очень важно, что этот процесс происходит в большей степени благодаря внутренней работе пациента, психотерапевт является сопровождающим в творческом процессе. Арт-терапия является инсайт-ориентированной методикой, направленной на переживания инсайта (от англ. insight — озарение, прозрение) — это состояние, в котором человеку внезапно приходит решение насущной задачи или новое видение ситуации, что является очень ценным и открывает богатые возможности по собственному исцелению.

В каждом человеке заложена потребность и способность к самоактуализации, творческому выражению и арт-терапия позволяя получить доступ к нашему внутреннему миру, способствует этим процессам, которые делают нас более гармоничными и цельными личностями, налаживая связи и знакомя нас с разными сторонами собственной личности.

И мне бы хотелось закончить статью словами О.Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему становимся.»

Источник

Депрессия

Комментарии 1

Мне нравится 3

Довольно часто задается вопрос, насколько возможно самостоятельно выйти из депрессии. Ответ в данной ситуации неоднозначен. Важно понимать, насколько далеко все зашло. Депрессия не слишком глубокая, может быть выведена за счет создания положительной эмоциональной атмосферы. Это может быть отдых, хобби, интересные увлечения. Не стоит забывать и о том, что отказ от определенного вида продуктов и дополнительная витаминизация организма, может способствовать уменьшению депрессивного состояния. Распорядок дня, соблюдение режима сна, все это необходимо учитывать при данной работе. И, наконец, спортивные упражнения тоже являются хорошим средством при работе с неглубокими формами депрессии.

Более серьезная депрессия требует как психотерапевтической работы, так и вмешательства медикаментозных средств. Иногда, хватает только краткосрочной психотерапии. В другие моменты психотерапия может занять недели илимесяцы. Необходимость использования лекарственных средств определяется врачом-психотерапевтом.

При органической форме депрессии, речь идет в первую очередь о медикаментозных средствах и только после этого о психотерапии. В иных случаях психотерапевтическое вмешательство не требуется.

Медикаментозное лечение депрессии. Основным классом лекарственных препаратов для лечения депрессий являются антидепрессанты. В настоящее время существуют различные препараты этой группы, из них трициклические аптидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) используются уже с конца 50-х годов.

В последние годы число антидепрессантов значительно увеличилось. Основными преимуществами антидепрессантов новых поколений являются улучшение переносимости, уменьшение побочных действий, снижение токсичности и высокая безопасность при передозировке.

К новым антидепрессантам относятся флуоксетин (прозак, профлузак), сертралин (золофт), циталопрам (ципрамил), пароксетин (паксил), флувоксамин (феварин), тианептин (коаксил), миансерин (леривон), моклобемид (аурорикс), милнаципран (иксел), миртазапин (ремерон) и др.

Антидепрессанты являются достаточно безопасным классом психотропных лекарственных препаратов при правильном их применении согласно рекомендации врача. Доза препарата определяется индивидуально для каждого клиента. Необходимо знать, что терапевтический эффект антидепрессантов может проявляться медленно и постепенно, поэтому важно позитивно настроиться и ждать его появления.

Психотерапевтические методы работы с депрессией.

Когнитивная терапия депрессии.

Основная задача когнитивной терапии – выявление негативных мыслей или установок, которые в процессе жизни приводят человека к депрессии. На данном этапе, когнитивная терапия является одной из наиболее эффективных и зарекомендовавших себя техник. Когнитивный терапевт использует несколько этапов при работе с клиентом.

На первом этапе, он пытается выявить неадаптивные убеждения. Эта задача требует объединения усилий терапевта и пациента. Терапевт направляет пациента, помогая ему обнаружить, каким убеждением вызвана та или иная дисфункциональная мысль, и затем, побуждая его проверить достоверность этих базовых убеждений.

Терапевт не должен спешить самостоятельно, формулировать убеждение пациента, ибо существует опасность, что пациент примет предложенную ему формулировку только из желания подчиниться терапевту или, напротив, решительно отклонит ее, что сделает невозможным дальнейшее исследование соответствующего убеждения. Следует помнить, что у человека, не обладающего навыками интроспекции, базовые убеждения, как правило, не сформулированы. Терапевт наверняка столкнется с проблемами, если заявит пациенту: «Вы говорите себе: «Я должен быть безупречным во всем»» или «У вас есть убеждение: «Все должны любить меня»». Дело в том, что пациенту гораздо легче отслеживать свои автоматические мысли, нежели убеждения.

Выделяют следующие иррациональные установки клиента, предрасполагающие к возникновению депрессивных переживаний.

Читайте также:  Чувство что язык распух

1) чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех начинаниях;

2) чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить и принимать все и всегда;

3) если я допускаю ошибку, следовательно, я глупый;

4) если я не достиг вершины, то потерпел провал;

5) как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком;

6) моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди;

7) я не могу жить без любви. Если мой партнер (Значимый Другой) меня не любит, я ни на что не годен, я ничтожество;

8) если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.

Ряд депрессогенных установок клиентов, основаны на теории долженствования.

1) я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным-мужественным, самоотверженным и красивым;

2) я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом;

3) я должен справляться с любым затруднением легко и с полным самообладанием;

4) я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы;

5) я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным;

6) я должен все знать, понимать и предвидеть;

7) я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами;

8) я всегда должен считать виноватым себя; я не имею права причинять боль никогда и никому;

9) я никогда не должен испытывать усталости и боли;

10) я должен быть всегда на пике эффективности.

Второй этап включает в себя изменение убеждений, а в частности, формирование альтернатив. Давайте рассмотрим небольшой пример. На утверждение клиента о том, что он должен все знать, понимать и предвидеть, психолог может привести ситуацию, возможно из жизни клиента, которая была неподвластна его контролю. После того, как клиент согласиться с данным утверждением, когнитивный терапевт должен помочь выработать альтернативную установку. В новой фразе может быть идея о том, что есть вещи, которые можно знать, понимать и предвидеть, а есть вещи, которые не подвластны никакому контролю.

На завершающем этапе сформированные альтернативные мыслительные «программы» и полезные установки закрепляются в мышлении и поведении методом регулярного использования: первоначально – в ходе тренинга, а в дальнейшем – в реальной жизни. Конечно, когнитивная терапия намного шире, чем тот пример, который приведен в данном параграфе. Если читателя заинтересует данный метод, то мы рекомендуем обратиться к книге: Когнитивная терапия депрессии, написанной популярным американским психотерапевтом Айроном Беком.

Телесно-ориентированный подход при работе с депрессией.

Представители телесно-ориентированной терапии видят причину депрессии в подавленных эмоциях, таких как гнев, враждебность несогласие, которые в свою очередь блокируются в теле в виде телесных зажимов. При проработке телесных зажимов, подавляемая прежде эмоциональная энергия находит выход, что способствует избавлению от депрессивного состояния. Александр Лоуэн в своей книге «Депрессия и тело» очень подробно приводит примеры работы с депрессией.

Первым шагом является сбор информации. Важным моментом выступают значимые воспоминания из жизни, клиента.

Вторым шагом является отработка правильного глубокого дыхания. Данное упражнение позволяет с одной стороны сконцентрироваться на своих внутренних чувствах и ощущения, а с другой стороны начать осознавать их.

Следующим шагом являются биоэнергетические упражнения по установлению связи с землей и дальнейшая работа с телом. Клиенту, предлагается по очереди выполнять ряд техник, которые включают в себя наклоны, способность стоять на коленях, сгибаясь при этом к земле, работа руками и ногами и т.д. Очень важно при этом удерживать правильное дыхание. В процессе выполнения упражнений происходит разблокировка мышечных блоков, что приводит к освобождению подавленной до этого энергии и способности организма к естественной саморегуляции.

НЛП (Нейролингвистическое программирование).

Представители НЛП исходят из того, что депрессия кодируется в нашем мозге в виде звуков, образов и ощущений. С точки зрения НЛП, если разрушить данный код, изменив или модифицировав таким образом, чтобы он стал восприниматься нашим мозгом по иному, то депрессия уйдет. В частности, техника при работе с депрессией, состоит из нескольких шагов.

Шаг первый состоит в том, чтобы создать мотивацию на избавление от депрессии. Мотивация может быть создана за счет морковок, а именно того, что будет стимулировать клиента, чтобы идти вперед, а так же за счет страшилок. Страшилки позволяют клиенту увидеть то негативное, что он может получить, если он не будет меняться.

Шаг второй состоит в том, чтобы понять вторичные выгоды, которые клиент получал или получает от депрессии. Вторичные выгоды представляют собой бессознательные образованияи являются неким магнитом, благодаря которому клиент держится за депрессию. Такими плюсами могут быть: снятие ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, получение внимания и т.д. Во втором шаге клиенту важно не только осознать те вторичные выгоды, благодаря которым он держался за депрессию, но и найти другие, социально-приемлимые формы удовлетворения этих желаний.

Шаг третий включает в себя осознание того, как депрессия кодируется в репрезентативной системе клиента. Клиенту можно задать вопрос: «А так, как если бы ты ощущал присутствие депрессии это было бы внутри или во вне тебя»?. После этого можно расспросить его о форме, цвете, ощущениях, звуках. Задача данного этапа в том, чтобы клиент по всем органам восприятия информации смог обнаружить у себя наличие депрессии.

Шаг четвертый включает в себя непосредственную трансформацию депрессии. Это может быть сделано за счет изменения формы или размера, изменения цвета или звуков, изменения тактильных или телесных ощущений. Задача психотерапевта на данном этапе — произвести трансформацию депрессии, за счет изменения содержания в субъективной реальности клиента.

Последним этапом, который иногда стоит делать до начала работы с проблемой – является этологическая проверка или подстройка к будущему. На данном этапе клиент может увидеть себя в будущем без депрессии, и определить то, какие качественные изменения смогут произойти в его жизни.

Экзистенциальная терапия при работе с депрессией.

Читайте также:  Депрессия от депрессии любимого человека

Экзистенциальная или логотерапия терапия (Exist – существование, Logos — жизнь), утверждает, что депрессивное состояние может быть вызвано потерей или отсутствием жизненного смысла. Экзистенциальный психотерапевт использует различного рода техники, включая беседу, сократовский диалог и т.д. для того, чтобы помочь клиенту вернуть себе смысл своей жизни, смысл своего существования. Если терапевт и клиент добиваются поставленной цели, то депрессия уходит и клиент переключается на новый этап своего жизненного развития.

Арт – терапия при работе с депрессией.

Еще один из методов, о которых мы поговорим в данной статье, называется арт-терапия. Данная форма терапии включает в себя рисование, лепку и другие техники. Мы остановимся лишь на рисовании, чтобы показать основные принципы данного метода. Арт-терапевт просит клиента нарисовать любую картину, касающуюся его текущего состояния. Пусть,к примеру, это будет депрессия. Если клиент будет спрашивать о конкретике, то можно сказать о том, что важна его спонтанность, его креативность и естественность. Объясните, что никаких дополнительных указаний здесь быть не может. Помимо спонтанности попросите клиента вкладывать смысл в каждый цвет, и объясните, что тогда, и только тогда картина будет иметь содержание, отражая его внутреннее состояние.

Следующим шагом, является обсуждение рисунка. Позвольте клиенту дать волю своим чувствам и эмоциям. Пусть он включиться в этот процесс здесь и сейчас, позволит себе быть таким, каким ему хочется быть. Задача терапевта на данном этапе – поощрять самовыражение клиента. В данной части упражнения происходит восстановление естественной эмоциональной регуляции за счет выражения подавленных чувств и эмоций.

Следующим шагом можно предложить клиенту изменить рисунок таким образом, чтобы он ему нравился — дорисовать или перерисовать, сделать краски ярче, рисунок больше, нарисовать то, что он любит. Иногда предлагают нарисовать рисунок с помощью только трех красок – желтой, голубой, зеленой. С помощью этих красок даже депрессивный рисунок будет выглядеть чуть-чуть минорным. Эти цвета гармонизируют внутреннее состояние.

Еще одной из техник изменения состояния в арт-терапии является техника «полярностей». Например, ночь-день, зима-лето и т.д. Первой предлагают зиму, а потом лето и т.д.

И в заключении хочется отметить, что рисование дает возможность извлечь наружу те проблемы и комплексы, которые глубоко сокрыты в человеке. А это, в свою очередь, позволяет уменьшить депрессивное состояние, а порой полностью избавиться от него.

Психотерапевтические притчи и метафоры при работе с депрессией.

Психотерапевтические притчи и метафоры являются эффективным средством при работе с депрессией и помогают использовать имеющийся у человека текущий опыт, для осмысления его нового опыта. Великий гипнотерапевт 19 века М. Эриксон полагал, что люди обладают достаточными способностями для того, чтобы разрешить встающие перед ними проблемы. Они развили эти способности и овладели ими в определенной ситуации, но еще не использовали их в той ситуации, в которой возникла проблема.

Задача метафоры заключается в том, чтобы «перенести» знание из одной сферы в другую. Терапевтическая метафора скрывает свою истинную цель в сути рассказа. Клиент воспринимает только описываемые события и поступки, не задумываясь о скрытом в них смысле.

Притчи и метафоры обладают важным качеством: в них содержатся советы или сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Если, к примеру, клиент столкнулся с депрессией, то терапевтическая притча или метафора может отражать сходное состояние, в котором оказался главный герой . Главные роли могут исполнять как реальные люди, так и сказочные герои. Неважно, кто или что это будет. Основная задача в том, чтобы клиент смог идентифицировать себя и свою проблему с действующим персонажем.

Помимо сходства с текущим состоянием, в терапевтической метафоре должно присутствовать решение проблемы клиента. При подобных ассоциациях вполне вероятно, что клиент почувствует особый интерес к тому, как завершится данная история, и перенесет это на свою жизнь.

Таким образом, целью терапевтических метафор и является инициация сознательного, либо подсознательного поиска, который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения модели мира, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой, а в частности с депрессией.

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные литературные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют у пациента недостаток собственных образов и представлений. Они заменяют у него тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Психолог подбирает для клиента книги соответственно характеру его депрессии. В данном случае учитывается стимулирующая, седативная, отвлекающая и т.п. направленность художественного произведения, предлагаемого клиенту для чтения. В ходе библиотерапии клиентом ведется читательский дневник, анализ которого позволяет психологу или самому клиенту достаточно объективно оценить динамику его психического процесса при проведении терапии.

Американские психологи провели эксперимент с группой добровольцев, которым пришлось пройти психологическое тестирование и подождать 15 минут до следующей серии тестов. Даже, несмотря на то, что за участие в исследование все участники получили вознаграждение, более счастливыми оказались те, кто во время пятнадцатиминутного ожидания мог что-то делать. Психологи считают, что бездействие порождает скуку и в итоге приводит к депрессии и болезням. Поэтому занятые люди чувствуют себя, гораздо эффективнее и счастливей.

Подводя итоги вышеприведенным примерам, хочется отметить, что существует большое количество других техник, которые могут помочь при работе с депрессией. Гипноз, холотропное дыхание, системные семейные расстановки — все эти направления являются эффективными средствами при работе с данной проблемой. Если наш уважаемый читатель заинтересуется проблемой депрессии, то существует большое количества литературы, в которой можно получить дополнительную и полезную информацию.

И в заключении еще раз хочется отметить, что среди применяющихся в настоящее время медикаментозных и немедикаментозных средств лечения депрессии, следует отдавать преимущества именно психотерапевтическим техникам. И именно правильный выбор психотерапевтической техники для определенного клиента, будет определять максимальную эффективность работы с существующей проблемой.

Источник

Оцените статью