Арт терапия песочная терапия метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания

Использование методов арт-терапии для профилактики эмоционального выгорания педагогов
план-конспект по теме

Занятие для педагогв по профилактике эмоционального выгорания с использованием методов арт-терапии

Скачать:

Вложение Размер
ispolzovanie_metodov_art-terapii_dlya_profilaktiki_emocionalnogo_vygoraniya.docx 24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов арт-терапии

для психологической профилактики

«эмоционального выгорания» педагогов

ГБОУ д\с 2673Кунафеева Г.Ю.

Главным фактором развития ребенка, активно саморегулирующегося в дальнейшей жизни, является личность самого педагога. От эффективности деятельности педагога во многом зависит будущее всего общества. Забота о физическом, психическом и духовном здоровье педагога напрямую связана с ростом его профессионального мастерства, с эффективностью его работы по выполнению социального заказа общества.

Синдром профессионального выгорания – это профессиональная деструкция личности, которая проявляется в виде устойчивых психических переживаний, а так же в изменении качества, структуры и содержания профессиональной деятельности.

Данные изменения возникают вследствие стрессов на работе и, как правило, носят дезадаптивный характер. В комплекс данного синдрома входят эмоциональные, мотивационные, установочные и оценочные переживания в виде эмоционального истощения, цинизма и редукции профессиональных достижений.

Переживание синдрома связаны с изменением смысло-жизненных ориентиров и неудовлетворенностью личности в самореализации, поэтому оказание психологической помощи должно осуществляться с позиций гуманистического подхода.

Эмоциональное истощение связано с рабочей перегруженностью и неудовлетворенными ожиданиями относительно работы в организации, в том числе неудовлетворенностью профессиональным общением.

Развитие синдрома выгорания может начинаться с неудовлетворенности личными достижениями и перспективами профессионального развития.

Синдром выгорания развивается при истощении личностных ресурсов стрессоустойчивости.

Симптомы эмоционального выгорания

Сопротивление выходу не работу

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Ощущение придирок со стороны других

Бессилие, эмоциональное истощение

Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Циничное отношение к клиентам, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Активное совладающее поведение препятствует процессу выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания педагогов очень эффективны техники арт-терапии.

Искусство — невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества, или арт-терапия.
Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Арт-терапия — это способ работать с Вашей душой через творчество.

Арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической помощи и поддержки, в усилении жизнестойкости личности.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда.

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;

• «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

• психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Материалы : листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, картон, бумага, пластилин, ножницы, клей.

  1. Приветствие
  2. «Мешочек нежности»
  3. «Нарисуй свое имя»
  4. Техника «Куст роз»
  5. Техника фракталов
  6. Коллаж «Я сегодня»
  7. Психологическая поддержка и обратная связь

Приветствие «Я рад тебя видеть»

Все участники стоят в кругу. Ведущий со словами «Я рад тебя видеть» прикасается к плечу участника справа. Все участники повторяют упражнение по очереди.

Ведущий просит всех закрыть глаза и по очереди опустить руку в мешочек, при этом говорить нельзя что там лежит. После того, как все закончат упражнение, ведущий просит поделиться впечатлениями, что почувствовали участники.

Знакомство с симптомами эмоционального выгорания.

Для профилактики эмоционального выгорания можно использовать различные техники арт-терапии. Эти техники просты в применении, интересны, их можно выполнять дома и на работе, в том числе и с детьми.

Материалы: бумага, карандаши, ножницы, клей.

Для начала давайте с вами немного познакомимся. Я прошу вас каждого нарисовать свое имя, так как вам хочется.

После того, как все нарисуют, каждый участник может рассказать почему его имя именно такое.

Материалы: картон, пластилин, стеки.

Материалы: бумага, карандаши цветные.

Материалы: бумага, клей, карандаши, журналы.

  1. Психологическая поддержка и обратная связь.

Каждому присутствующему дается лист тонированной бумаги А4. Его надо разделить на 4 части. На трех написать послания трем сидящим справа после него участникам круга. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. На четвертой части листка формулируется впечатление от прошедшего занятия – это для тренера. Оно может иметь либо конструктивную, либо эмоциональную направленность. Листочки передаются адресатам.

Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. — СПб.: Речь, 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или.

Из опыта работы.

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д.

конспект семинар-практикума для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания для педагогов&quot.

В ходе занятия раскрываются понятия «эмоциональное выгорание», пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ — разв.

Компоненты, пути развития и факторы эмоционального выгорания педагогов. Пути профилактики. Развитие коммуникативных навыков как условие профилактики эмоционально выгорания. Практические приемы развити.

Источник

Видеолекция «Арт-терапия, песочная терапия, метафорические карты как методы профилактики эмоционального выгорания»

Войти с помощью:

Нашим экспертом при подготовке видеолекции выступила: Наталья Белая

Ведущая детских проектов: «Каникулы», «Детская группа выходного дня». Ведущая тематических проектов «Дочки-матери», «Денежный поток».

Автор статей как детский психолог на портале «Минск-новости».

Стаж работы практическим психологом c 1998 года. С 2007 г. ведет раздел онлайн консультаций на портале www.Semeistvo.by Второй год сотрудничает с театром РТБД г.Минск, участвует в проекте «Псixaлогiя сапраудных эмоцый», где совместно с коллегой анализирует спектакли, театр — как психотерапия.

Основные направления работы: детский психолог; ведущая терапевтических групп и тематических проектов; бизнес-тренер.

Использует в работе методы: Арт-терапия, Песочная терапия, Психодрама, Сказкотерапия, Телесно-ориентированная терапия, Эмоционально-образная терапия.

Для кого: Учителя-предметники образовательных учреждений, педагоги, педагоги дополнительного образования, педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности, заместители директора, методисты, педагоги дошкольного образования, воспитатели ГПД.

План видеолекции:

— Часть 1. Актуальность песочной терапии для всрослых
— Часть 2. Определение маркеров состояния
— Часть 3. Техники арт-терапии
— Часть 4. Нейрографика
— Часть 5. Практическое занятие

Описание: Психолог и многодетная мама расскажет о том, как побороть состояние эмоционального выгорания, как не допустить его развитие. Познакомит нас с одной из самых давних и естественных форм коррекции эмоционального состояния — арт-терапия. Которая дает возможность выразить и воспроизвести внутренние переживания, сомнения, конфликты и надежды. Расскажет нам о таких методах, как песочная терапия, нейрографика, работа с метафорическими картами.

Источник

Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Надежда Викторовна Картунова
Практикум с элементами тренинга «Арт-терапия как профилактика эмоционального выгорания педагогов»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Знакомство с понятием профессиональное «выгорание», с его характеристиками;

3. Создать положительный эмоциональный настрой;

4. Активизировать внутренние творческие ресурсы педагогов;

5. Способствовать самопознанию и самопринятию педагогов.

Материалы и оборудование: сердечки разных цветов, цветные карандаши, листы бумаги на каждого участника, цветная бумага, ножницы, клей, ролик «Что такое эмоциональное выгорание глазами детей», фоновая музыка, памятка для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания», анкета «Обратная связь», презентация «Эмоциональное выгорание педагога»

Ход практикума.

Приветствие. Объявляется тема мероприятия.

Перед участниками лежат сердечки разного цвета.

Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент. Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.

Черный – вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.

Коричневый – вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.

Красный – вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.

Желтый – ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».

Зеленый – состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.

Педагогам предлагается посмотреть ролик «Что такое эмоциональное выгорание педагога глазами детей».

Выступление педагога-психолога (показ презентации)

Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты — все хуже и хуже, взгляд — безразличнее, а сам он вдруг делается какой-то вялый и неживой. Или руководитель принимает на работу сотрудника, который быстро включается в работу, показывает хороший результат, работа у него «горит», а затем человек перестает работать в полную силу, у него портятся отношения с коллегами, свои обязанности он выполняет плохо, и никакие меры не действуют или дают краткосрочный результат… Или мы сами увлекаемся какой-то идеей, ставим перед собой серьезную цель и с воодушевлением беремся за работу, а потом у нас «опускаются руки», цель перестает быть интересной, и мы чувствуем себя опустошенными.

В таких случаях обычно говорят, что человек «сгорел». В медицине такое состояние человека называют «синдромом эмоционального выгорания». Что же представляет собой данное состояние? Чем оно вызывается? И что делать если обнаружены симптомы выгорания?

Определение и история вопроса

Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером.В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

Симптомы эмоционального выгорания

Поведенческие Сопротивление выходу не работу

Откладывание деловых встреч

Уединение, нежелание видеть коллег

Нежелание видеть детей

Нежелание заполнять документацию

Формальное исполнение обязанностей

Аффективные (эмоциональные) Утрата чувства юмора

Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения

Ощущение придирок со стороны других

Бессилие, эмоциональное истощение

Когнитивные Мысли о смене профессии, уходе с работы

Слабая концентрация внимания, рассеянность

Ригидность мышления, использование стереотипов

Сомнения в полезности работы

Разочарование профессией

Циничное отношение к детям, коллегам

Озабоченность собственными проблемами

Физиологические Нарушение сна (бессонница/ уход в сон)

Изменения аппетита (отсутствие/ «заедание»)

Длительно текущие незначительные недуги

Восприимчивость к инфекционным заболеваниям

Усталость, быстрая физическая утомляемость

Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ

Обострение хронических заболеваний

Кто же все-таки виноват в том, что некоторые буквально «выгорают» на своем рабочем месте? Казалось бы, лучший педагог с многолетним опытом работы с детьми, всегда в отличном настроении и, вдруг, «гаснет на глазах».

Как правило, «выгоранию«на работе способствуют несколько факторов:

— Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;

— Загруженность в течение рабочего дня;

— Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;

— Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;

— Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;

— Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения;

— Отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;

— Жесткие временные рамки деятельности, ограниченность времени занятия для реализации поставленных целей;

-Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;

«Неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, режим работы, моральное и материальное стимулирование;

— Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с воспитанниками, родителями, коллегами, администрацией.

Причин для эмоционального выгорания может быть множество. На рабочем месте, как и в жизни, бывают взлеты и падения, а ежедневная рутина неизбежна.

Многие психологи выделяют три основных признака синдрома эмоционального выгорания:

1. предельное истощение, стадия приглушенности;

2. отстраненность от воспитанников и от работы, одиночество.

3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.

Что делать, если у Вас эмоциональное выгорание?

1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.

2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.

3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.

4. Начинать действовать.

Как справиться со своей усталостью?

— Стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

— Учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

— Проще относиться к конфликтам на работе;

— Не пытаться быть лучшим всегда и во всем. «И неповторимых заменили и незаменимых превзошли».

Людям, страдающим эмоциональным выгоранием прежде всего, необходимо почувствовать вновь свою значимость и нужность, найти новую струю вдохновения и мотивации.

Арт-терапия является наиболее давней и естественной формой коррекции эмоционального состояния, какой можно пользоваться для снятия накопленного психического напряжения, для того, чтобы успокоиться или просто сосредоточиться. Творчество, как ребенка, так и взрослого, реализованная в процессе арт-терапии, дает возможность выразить и воспроизвести внутренние чувства, переживания, сомнения, конфликты и надежды в символической форме, пережив еще раз важные события, ведь спонтанная изобразительная деятельность способна выражать скрытое содержание психической жизни.

Арт-терапия — это способ работать с Вашей душой через творчество.

Арт-терапевтические техники эффективны в исследовании и преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической помощи и поддержки, в усилении жизнестойкости личности.

Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда.

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний, эмоциональная разрядка;

«проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых;

психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение;

• содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств;

• гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста;

Практическая часть.

Упражнение «Дорисуй рисунок»

Педагогам предлагается нарисовать одну деталь на листе белой бумаге цветными карандашами (круг, волна, горы, квадрат и т. д.) и передать соседу. Следующий рисует или пополняет аппликацией то, что видит и что чувствует, можно сделать оригами и приклеить на бумагу. И так каждый рисунок обходит круг, пока не дойдет до хозяина. Дается 2-3 минуты на каждый рисунок. Необходимо узнать свой рисунок.

Рефлексия и обратная связь.

Узнали ли вы свой рисунок?

Нравится ли вам что в итоге получилось?

Что вы чувствуете глядя на свой рисунок?

Хотите ли вы изменить, закрасить или дорисовать на своем рисунке?

С каким настроением вы выполняли задание?

Что понравилось и что нет? Почему?

Памятка для Вас дорогие педагоги:

1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.

2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.

3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, работа — деятельность.

5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.

6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.

7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.

8. По возможности путешествуйте, набирайтесь впечатлениями, расширяйте свой кругозор.

9. Выберете себе увлечение или хобби.

10. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу,задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?

11. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».

Прикреплённые файлы:

0c3f2c4107a2ae4499c883a13b43d03f_agqsr.ppt | 5086 Кб

Использование технологии здоровьесбережения в профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Игровой практикум Приветствие: Добрый день, уважаемые коллеги! — Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово “работа” В последнее время много.

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания и формирования позитивного мышления Мастер-класс для педагогов Центра с элементами тренинга. Цель: Формирование позитивного мышления педагогов, восприятия окружающей действительности.

Мероприятие для педагогов ДОО с элементами тренинга «Профилактика эмоционального выгорания в профессиональной деятельности» Цель: профилактика психологического здоровья педагогов. Задачи: 1. Познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», его стадиях;.

Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов. Педагог-психолог Дьяченко Н. Г 2 Цель и задачи: обучать педагогов.

Консультация «Профилактика эмоционального выгорания у педагогов» Профилактика эмоционального выгорания у педагогов. 1. Упражнение «Паутина» Участники садятся в круг, каждый называет свое имя и рассказывает.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в форме релакс-сеанса «Дотянись до звезды» Релакс-сеанс «Дотянись до звезды!» (Профилактика эмоционального выгорания педагогов) Педагог-психолог МБДОУ «ЦРР – ДС № 9» Кабурова Л. И.

Семинар-практикум с элементами тренинга по саморегуляции через использование методов арт-терапии «Тайны Востока» Цель: Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции через использование методов арт-терапии (эбру-терапия, танцетерапия, сказкотерапия).

Профилактика синдрома эмоционального выгорания Всякая профессиональная деятельность, связанная с большой эмоциональной вовлечённостью, ответственностью, может стать причиной возникновения.

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания или как жить полной жизнью и не сгореть» Подготовила и провела: старший воспитатель Бойко Ольга Владимировна 2018 год ЦЕЛЬ: развитие ресурсов противодействия «выгорания», формирование.

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания. Доверие» Цель: Знакомство с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками.

Источник

Читайте также:  Почему почерк меняется от настроения
Оцените статью