Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии
Автор: педагог- психолог МБОУ СОШ с.Суадаг, РСО- Алания, Агнаева Лариса Сергеевна.
В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации, разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей.
Исследования показывают, что успех в жизни не зависит от одного показателя IQ. Чтобы состояться как личность, нужны хорошие эмоциональные способности. Эмоционально-личностная стабильность способствует успеху, физическому и психическому здоровью и более высокому качеству взаимоотношений. Было выявлено, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум. Так появился термин «эмоциональный интеллект».
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Его подразделяют на низкий и высокий ЭИ.
Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию; низкая успеваемость и концентрация внимания; отсутствует интерес к учёбе; затруднение в осознании и определении собственных эмоций; повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других; более успешно протекает адаптация; в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью; низкий уровень тревожности; могут управлять эмоциями.
Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.
1. Общение Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? .Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.
2. Понимание или эмпатия Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.
3. Самопознание Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.
4. Управление эмоциями Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.
Высокий уровень ЭИ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий.
Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой.
Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими, правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов исследований , можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков .
Методики диагностики эмоционального интеллекта
1.Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.
2.Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.
3.Методики «мульти-оценщики»: тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей, проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.
Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт- терапия.
Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.
Ценность применения арт- терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..
Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.
Основанная на изобразительном искусстве.
Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:
- каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
- схемы и полусхемы: стереотипные изображения;
- пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;
- художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.
Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости
Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.
Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений
- Дает возможность активизировать чувства;
- учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
- помогает улучшать эмоциональное состояние;
- является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Драматерапия
Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.
Танцевальная терапия
- Выражение своих эмоции через танец;
- способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;
- движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;
- движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.
Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.
Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся — уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.
Список литературы:
1. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга .:СПб: СПбИУиП, 2009.
2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997
3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT., 2008.
4. Вачков И. В. Еще раз о месте психолога в школе / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2008.
5. ГоулманД. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2008.
6. Зарипова Ю. Р. Поверь в себя : Программа психологической помощи подросткам / Ю. Р. Зарипова. – М. : Чистые пруды, 2007
7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко. — СПб. : Речь, 2003
Источник
Арт терапия как метод развития эмоционального интеллекта
В последние годы в нашей стране арт-терапия используется довольно широко, в том числе, и в психиатрии. В большинстве случаев она дополняет психофармакотерапию и другие методы лечения. Лиманкин (2015) отмечает роль различных форм терапии искусством, терапии художественным выражением в создании терапевтической среды и в психосоциальных программах. Автор также считает, что «занятия творческими видами деятельности побуждают пациентов к креативному выражению, косвенно помогая им достичь более высокого уровня социального функционирования» (с. 87). По мнению Малкиоди (2004), искусство и творчество в ходе арт-терапевтической работы ведут к самопознанию на более глубоком уровне: клиенты осознают свои эмоции, освобождаются из их плена, перерабатывают, получают возможность посмотреть на свои чувства, находясь от них на некотором расстоянии. В то же время творчество помогает избавиться от отрицательных эмоций, понять, что кроме страдания в жизни есть и другие чувства. Арт-терапия может быть полезной при работе с эмоциями и эмоциональными состояниями у пациентов с выраженными алекситимическими чертами за счет специфики изобразительной работы. Во время изображения своих проблем, воспоминаний, эмоций и ощущений пациент конкретизирует их в физическом материале (используя художественные материалы, бумагу). Видя свои проблемы в физическом воплощении, он может посмотреть на них и проанализировать как бы со стороны (с помощью терапевта), понять свое беспокойство и отношение к проблеме. Это ведет к уменьшению эмоционального напряжения. Ощущение внутренней безопасности в процессе творчества в спокойной атмосфере артстудии также снижает негативную эмоциональную напряженность. Экспрессивная коммуникация означает одновременное открытое выражение в своем произведении скрываемых до этого негативных эмоций и получение положительных эмоций при творческом процессе. Проблема получает визуальное выражение, и пациент сам или с помощью терапевта ищет новые пути изображения, и вместе с этим приходит и новое осмысление проблемы. Арт-терапия включает как ментализирование, так и эмпатию, как необходимые компоненты человеческих взаимоотношений. Чтобы понять опыт другого человека, не обязательно его вербализировать (HassCohen, 2008). Эмоциональный опыт в процессе арт-терапии может активизировать эмпатический резонанс. Зеркальные нейроны активируются во время наблюдения за действиями другого человека (HassGohen, 2008). Нами ранее уже проводилась арт-терапевтическая работа с эмоциональной сферой пациентов, результаты которой описаны в статье (Назарова, 2015). Результаты проведенной работы в открытой арт-терапевтической группе показали, что, работа с эмоциями в арт-терапии может быть очень продуктивной и полезной для пациентов с психическими расстройствами с алекситимическими чертами личности, в частности, для развития их эмоционального интеллекта. В настоящей статье представлены результаты исследования возможностей развития эмоционального интеллекта у пациентов с психическими расстройствами, участвовавших в закрытой арт-терапевтической группе на базе медико-реабилитационного отделения психоневрологического диспансера.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Общий уровень эмоционального развития личности, по мнению Ильина (2011), определяется качеством развития таких компонентов эмоциональной сферы, как: • эмоциональные явления, под которыми подразумеваются различные по силе и длительности эмоциональные состояния; • эмоциональные свойства, то есть характеристики эмоционального реагирования, постоянно и ярко проявляющиеся у данного человека; • эмоциональные образования, в частности эмоциональный интеллект, который подразумевает под собой способность отслеживать собственные чувства и чувства других людей, различать их и использовать данную информацию для управления своим мышлением и действиями. Согласно Salovey, Mayer (1990), в структуру эмоционального интеллекта входит ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, эмпатия, самомотивация. Важнейшим компонентом эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом. В то же время, распознавание эмоций является проблематичным для личностей с выраженной алекситемией. Существенными чертами алекситемического конструкта являются: трудности в идентификации и описании своих чувств; неспособность к дифференциации чувств и телесных ощущений; недостаток воображения, ригидность и конкретность. По мнению Андреевой (2004), распознавание эмоций способствует более эффективной коммуникации, поскольку позволяет адекватно идентифицировать, описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции. Понимание эмоций связано с возможностями их выражения. Овладение языком эмоций требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций у людей, с которыми человек живет и работает. Андреева (2004) отмечает, что понимание эмоций сложнее, чем их выражение, а также, что понимание эмоций связано с уровнем развития эмпатии. Говоря о самомотивации, она также отмечает, что эмоции обладают мотивирующей силой, заставляя людей действовать. Слово «эмоция» произошло от латинского глагола «emovare», что означает «двигаться». Обобщая данные существующих определений эмоционального интеллекта, Андреева (2012), отмечает, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию эмоций (собственных и других людей), выражению эмоций и к управлению эмоциональной сферой, что способствует адаптивности и эффективности в общении и деятельности. Также автор считает, что возможно рассматривать личность с высоким уровнем эмоционального интеллекта в сопоставлении с личностью, имеющей низкий уровень эмоциональных способностей, как более мудрую и успешную в решении проблем. Уровень эмпатии, эмоциональной чувствительности и, в то же время, стрессоустойчивости, у нее выше, поскольку она способна интеллектуализировать собственные эмоции. Андреева (2004) делает вывод, что эмоциональный интеллект представляет собой совокупность эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПРИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВАХ
Отмечается немногочисленность существующих как западных, так и российских исследований эмоционального интеллекта при психопатологических состояниях (Рычкова и др., 2014). Изучая структуру эмоционального интеллекта при психических заболеваниях, Плужников (2010) отмечает, что снижение эмоционального интеллекта при аффективных расстройствах связано с ведущим психопатологическим синдромом и наличием коморбидного расстройства личности. Нарушения эмоционального интеллекта при данных расстройствах выступают в качестве предрасполагающих и хронифицирующих личностных факторов. Исследование, проведенное Менделевич и Пырковой (2015) показало, что у больных с невротическими расстройствами уровень эмоционального интеллекта ниже. У них, в частности снижен внутриличностный эмоциональный интеллект, что проявляется в слабо развитой способности управлять своими эмоциями (вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные). Структурные компоненты межличностного эмоционального интеллекта у испытуемых этой группы связаны с такими личностными характеристиками, как конформизм и практичность. При сравнении в группе здоровых лиц выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, большинство структурных компонентов межличностного интеллекта и креативные качества связаны с гибкостью интегративной характеристикой личности, позволяющей успешно адаптироваться. Исследованием эмоционального интеллекта как составляющей более общего понятия социальный интеллект, занимается Рычкова. с соавторами (2014). Перечисляя такие нарушения при шизофрении, как нарушение восприятия лицевой экспрессии, эмоций, как собственных, так и других лиц, автобиографической памяти как тесно связанной с эмоциональным опытом и его переработкой, нарушения «прагматики речи», Рычкова рассматривает их как компоненты социального интеллекта, влияющие на социальное взаимодействие больных шизофренией. Автор считает, что эмоциональный интеллект является необходимой для успешного социального взаимодействия способностью к распознаванию, пониманию эмоций и управлению ими. Причем речь идет как о собственных эмоциях субъекта, так и об эмоциях других людей, их распознавании и понимании. Рычкова изучала, как экспрессивный компонент эмоционального интеллекта (способность адекватно проявлять свои чувства), так и импрессивный компонент эмоционального интеллекта (способность определять эмоции других людей по различным проявлениям невербального поведения выражению лица, взгляду, позе и жесту). Полученные в данные свидетельствуют, что эмоциональное состояние больных шизофренией характеризуется резким повышением таких параметров, за которыми стоит преобладание негативных переживаний в виде чувства потери энергии, безрадостности, утраты интересов, утомляемости, раздражительности, безнадежности, с пессимистической оценкой перспектив. Также пациенты испытывают беспокойство, неспособность расслабиться, ощущение страха перед окружающим миром (данные подтверж
дают показатели по общепатологическим шкалам и клинические наблюдения). Снижение импрессивного компонента эмоционального интеллекта свидетельствует о резком снижении способности пациентов определять эмоциональное состояние партнера по общению. Это касается как способности распознавать чувства других по мимике, так и по парамимическим проявлениям. В ходе проведения исследования Рычкова отмечала затруднения, отказы от ответов, использование описательных формулировок и неэмоциональных суждений. Экспрессивный компонент эмоционального интеллекта оценивался автором на основе методики, измеряющей запрет на выражение чувств, поскольку, чем более отчетливо выражен запрет, тем менее вероятным будет как спонтанное, так и произвольное выражение эмоций. Полученные автором данные демонстрируют выраженный, в части случаев почти предельный запрет на выражение базовых эмоций, особенно гнева, страха и печали, а также общий запрет на выражение чувств. Запрет на выражение чувств, по мнению автора исследования, ведет к отчуждению больными генуинных, внутренних переживаний, отрицание их порождает дискомфорт, растерянность из-за невозможности точного осознания собственного состояния, а в тяжелых случаях симптомы деперсонализации. Также запрет на выражение чувств не дает возможности справляться с ними, перерабатывать и отреагировать эмоции, что приводит к эффекту кумуляции (особенно негативных переживаний, запрет на выражение которых выше). Рычкова предполагает, что это ухудшает эмоциональное состояние больных, стабилизирует и хронифицирует нарушения эмоциональной сферы. Автор делает вывод, что установленные нарушения эмоционального интеллекта и сопутствующие им коммуникативные и социальные трудности пациентов с шизофренией требуют психологического сопровождения медикаментозного ведения больных, использования специализированных психокоррекционных вмешательств.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта в психологии существуют разные мнения. Mayer, Salovey, Caruso (2000) придерживаются точки зрения, что эмоциональный интеллект относительно устойчивая способность. Эмоциональные знания вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения. В то же время ряд ученых, среди которых, в частности Goleman (1995), считают, что эмоциональный интеллект можно и нужно развивать. По их мнению, эмоциональный интеллект может быть целенаправленно сформирован как у ребенка в процессе обучения и воспитания, так и у взрослого человека в процессе специально организованных тренингов. Также неоднозначным остается вопрос о наиболее оптимальном периоде развития эмоционального интеллекта. Некоторые авторы полагают, что наиболее благоприятным периодом для развития эмоционального интеллекта является детство. Привычки и умения, которые складываются в детском возрасте, способствуют формированию системы основных синаптических проводящих путей в архитектуре нервной системы и в дальнейшем они с трудом поддаются изменению. По мнению ученых, все попытки серьезных изменений эмоционального интеллекта взрослых требуют «перемонтажа» компонентов высшей нервной системы. Другие авторы, напро тив, отмечают, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. Поэтому возможно эмоциональное развитие в период зрелости. Оно проявляется в увеличении способности сознательного регулирования эмоций (Андреева, 2012). Андреева (2012) отмечает, что результаты исследований указывают на возможность произвольного повышения как интегрального уровня эмоционального интеллекта, так и выраженности отдельных компонентов при помощи тренингового воздействия. Результаты эмпирического исследования Березовской (2004) подтверждают возможность развития эмоционального интеллекта путем специально организованного обучения и воспитания. Установлено, например, что обучение сценической деятельности содействует расширению эмоциональной осведомленности старшеклассников в целом, в том числе у юношей развитию способности распознавать эмоции других и эмпатии, у девушек произвольности в управлении эмоциональной сферой. Андреева (2012) пишет о том, что в последние годы появились сообщения об эффективности тренинга эмоционального интеллекта в клинической психологии.
Например, развитие эмоционального интеллекта посредством кратковременного тренинга эмоций с использованием когнитивных психотерапевтических и арт-техник способствует адаптации и ускоряет процесс ресоциализации больных шизофренией. Воздействие на такие компоненты, как способность распознавать и описывать свои чувства и чувства других, а также возможность управлять своими эмоциональными состояниями позволяет повысить уровень эмоционального развития личности. Эти компоненты могут быть использованы в качестве объектов для арт-терапевтического воздействия в проводимом нами исследовании.
ВЫБОРКА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выборка включала 15 пациентов с психическими расстройствами, из которых 13 с шизофренией (параноидная форма), два человека с органическими поражениями головного мозга. Все находились в состоянии ремиссии. В группе было 11 мужчин и четыре женщины в возрасте от 23 до 40 лет. Все пациенты относились к третьей функциональной группе, имели длительный стаж заболевания, у всех инвалидность 1-ой, 2-ой или 3-ей группы, никто из них не работал. В группу сравнения вошло 20 человек схожей возрастной группы без психических расстройств. Арт-терапевтические сессии в формате закрытой группы проводилось на базе медико-реабилитационного отделения психоневрологического диспансера № 5 г. Санкт-Петербурга. Набор участников группы проводился по рекомендациям лечащих врачей отделения. С каждым участником была проведена предварительная мотивационная беседа, в которой разъяснялись темы будущих занятий и особенности групповой арт-терапевтической работы. Было получено индивидуальное согласие каждого на участие в групповых арттерапевтических занятиях и проведение диагностики. Арт-терапевтические сессии проводились два раза в неделю по 1,5 часа в течение полутора месяцев в формате закрытой группы. Было проведено 12 тематических занятий: шесть по разным темам, связанным с эмоциями и эмоциональными состояниями, а также 6 занятий на тему коммуникации и взаимодействия. Поскольку все пациенты относились к третьей функциональной группе, то с учетом рекомендаций по работе
с такими пациентами (Копытин, 2017) были использованы, в основном, не интерактивные и низко интерактивные формы групповой арт-терапии с преимущественно индивидуальнона-правленными интервенциями. Были также включены элементы совместного восприятия созданных изобразительных работ, краткого обсуждения процесса и результатов изобразительной деятельности. Позиция ведущей была исключительно поддерживающая, фасилитирующая, состояла в организации и регулировании деятельности пациентов, в дозировании психологической нагрузки на пациентов. Краткое описание программы проведенных занятий представлено в таблице 1. В ходе работы было проведено два диагностических среза: первый перед проведением групповых занятий и второй после окончания групповых занятий. Для диагностики использовались следующие методики: Торонтская алекситимическая шкала (TAS); тест эмоционального интеллекта Холла (EQ), тест «Нарисуй историю», тест художественно-эмоционального восприятия (ТХЭВ) (Копытин, Черенков, 2016). Математический анализ проведен с использованием SPSS for Windows, Version 24.0.
После проведения всех занятий и подведения итогов диагностики с каждым участником была проведена индивидуальная консультация по итогам работы и результатам диагностики.
Источник