Арт терапия эмоциональный интеллект

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

Автор: калинкина людмила николаевна

МКОУ «Новосельская СОШ» МО Красноуфимский округ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКА

Работая по программе «От рождения до школы» наша дошкольная организация строит образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС, в которой одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является развитие эмоционального интеллекта. Это и указано в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования.

Актуальность. Мамы и папы сегодняшних детишек не раз, наверное, задавали себе вопрос – почему один их одноклассник, трудолюбивый отличник, часто в жизни оказывается далеко позади другого – вроде бы — не обладающего столь высоким IQ? И, самое главное, что именно влияет на степень успеха человека, кроме интеллекта? Психологи уже нашли ответ на этот вопрос: второго одноклассника от первого отличает высокий уровень эмоционального интеллекта. Очень часто, забывая об эмоциональной сфере, родители направляют все усилия на развитие интеллектуальной сферы, а ведь эмоции помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный ум, гораздо быстрее, чем рациональный, бросается действовать, — это радар для обнаружения опасности. Поэтому говорят, сначала эмоции — потом разум. Так мы устроены, что в основном мы не контролируем тот момент, когда нас охватывает какая либо эмоция, но мы можем оказать некоторое влияние на то, как долго она будет действовать. Надо постараться не позволять эмоциям: нас «захватывать», надо научиться разуму, подключаться для ответственных решений, независимо от внешнего давления. Именно дошкольное детство является сензитивным периодом, наиболее чувствительным периодом формирования эмоциональной сферы. А в детстве самое главное – это сказка. Ведь с помощью сказки маленький человек учится преодолевать различные жизненные преграды, познает этот огромный и многообразный мир, готовится к взрослой жизни. С помощью сказочного путешествия ребенок может справиться с различными психологическими проблемами (страхами, застенчивостью и другие), научиться общаться с другими детьми, выразить свои мысли и чувства.

Единый сказочный сюжет помогают ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивают способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главными персонажами истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая собственную картину мира, тренируясь преодолевать жизненные ситуации. Так, исподволь, сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка.

Цель проекта: развитие эмоционального интеллекта дошкольников средствами арт-терапии.

· Развивать эмоциональный интеллект через использование средств арт-терапии.

· Использовать ресурсы сказкотерапии для развития решения целого ряда задач: обучение, воспитание, развития личности, развития эмоционального интеллекта, поведения.

· Расширить кругозор детей, прививать любовь к культурному наследию через музыку, живопись, поэзию, танец.

· Стимулировать креативность, оригинальность мышления.

· Развивать уверенность в себе.

· Гармонизировать эмоциональное состояние.

· Способствовать развитию детского коллектива.

Участники проекта: дошкольники- будущие первоклассники.

Виды арт-терапии для дошкольников:

Программа создает условия для совместной игры с ребенком. Все задания объединены единым сказочным сюжетом. Где учитель- это Путешественник, то есть человек, находящийся в поиске, увлеченный Дорогой. Такая позиция помогает освободиться от обыденных дел и позволит себе погрузиться в особое «детское» состояние радости жизни, приключений и исследования мира. Единый сказочный сюжет — сквозные персонажи — тучка Пушистик и его друг Ветерок — помогают ребенку формировать целостное восприятие разнообразных жизненных явлений, развивать способность упорядочивать собственный жизненный опыт, учиться познавая. Это происходит даже без специальной работы — просто сказка делает свое дело. Ребенок неосознанно ассоциирует себя с главным персонажем истории и перенимает их жизненный опыт, дополняя, выстраивая свою собственную картину мира, тренируясь преодолевать трудные жизненные ситуации. Так, исподволь, сказка развивает эмоциональный интеллект ребенка. Нам кажется, что мы выполняем учебные задания, а на самом деле идет тонкая работа по развитию базовых компетенций эмоционального интеллекта.

Начинается занятие с прослушивания сказки, раздаются рисунки с заданиями, где необходимо ребенку самому раскрасить при желании дорисовать, вырезать и наклеить на основную картинку и придумать окончание сказки.

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и воспитанника. Использование средств арт-терапии дает возможность неформально реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной, художественно- эстетической и т.д.) Как показывает наш опыт работы, использование арт-терапии с детьми повышает мотивацию, способно значительно оптимизировать развитие ребенка. Наблюдения показали, что совместная деятельность, включающая арт-терапевтические технологии, дает больший воспитательный, развивающий и обучающий эффект.

Читайте также:  Что сделать чтобы мужчина чувствовал себя мужчиной

1. Анисимова Г.И. «100 музыкальных игр для развития дошкольников». Ярославль: Академия развития,2005г,96стр.

2. Баженова О.В. «Развивающее пособие для маленьких гениев».Рабочая тетрадь для детей5-6 лет,2008г.

3. Вахрушева Л.Н. «Познавательные сказки для детей 4-7 лет. Методическое пособие» М6ТЦ Сфера,2001.-80с.

4. Ломакина Г.Р. «Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем». Издательство Центполиграф,2010год,160стр.

Источник

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии

Светлана Фесенко
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста посредством арт-терапии

Понятие «эмоциональный интеллект (EQ)» не является новым в педагогике. Об этом писали многие учёные, но использовали другие термины. Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе эмпатия, которое первоначально означает процесс эмоционального проникновения в состояние другого человека.

Впервые термин “эмоциональный интеллект” был употреблен в 1990 году Дж. Мейером и П. Саловеем.

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми.

Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1. Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2. Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т. к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3. У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявлялся и сработал, он должен развиваться не путём тренингов и семинаров во взрослой жизни, а ещё в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

Эмоциональный интеллект — это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению.

Оказывается, что совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта,а именно:

• умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;

• способностью сознательно влиять на свои эмоции;

• умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);

• способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;

• умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения

• способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.

Фундамент эмоционального разума закладывается в детстве. Поэтому в образовательной деятельности включаются занятия с пластилином, рисование красками, карандашами, вырезанием из бумаги, прослушиванием сказок и классической музыки.

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Уже изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. В настоящее время все больше вызывает к себе интерес проблема связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния. Восточная мудрость говорит, что «картина может выразить то, что не выразит и тысяча слов». По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для детей является не искусством, а речью. Каждая линия и каждый цвет имеют свой характер, свое настроение. Ребенок передает с их помощью все, что у него происходит внутри. Все это указывает на то, что нетрадиционная техника рисования- есть ни что иное, как педагогическая арт-терапия, которая тесно связана с развитием эмоциональной сферы ребенка, и является одной из разновидностей развития эмоционального интеллекта.

Здесь эмоции — это и процесс, и результат практической деятельности — художественного творчества.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.Их использование способствует:

Читайте также:  Как можно управлять своим настроением 2 класс

-интеллектуальному развитию ребенка;

• — коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

• — развивает уверенность в своих силах;

• — развивает пространственное мышление;

• — учит детей свободно выражать свой замысел;

• — развивает мелкую моторику рук.

Арт-терапия относительно новое направление в российской педагогической практике, которое объединяет арт-терапию и обучение. Арт–терапия имеет мощный потенциал, актуализация которого позволяет менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развития личности. Давно известно, что с помощью сказки маленький человек учится самоконтролю, преодолевать различные жизненные преграды, познает многообразный мир. Рисуя, ребенок учится самовыражению, развивается творчески. Работая с пластилином, ребенок развивает мышление и воображение. А музыка помогает расслабиться и снять эмоциональное напряжение. Совместные занятия с бумагой и выполнение коллажа учат детей сплочению, сотрудничеству.

Итак, арт – терапевтические подходы используемые в программе, способствуют благоприятному развитию личности и эмоционального интеллекта детей. Используются следующие виды арт-технологий: изотерапия, цветотерапия, игротерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, танцевально-двигательная терапия.

Поэтому изобразительная и художественно-продуктивная деятельность есть ничто иное, как опосредованное развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. В этой деятельности создаются условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное, происходит гармонизация состояния, приобретение уверенности в собственных силах, самореализация, развитие эмоциональной сферы средствами коллективной творческой деятельности, где дети приобретают навыки взаимодействия.

Источник

Развитие эмоционального интеллекта с помощью арт-терапии

Автор: педагог- психолог МБОУ СОШ с.Суадаг, РСО- Алания, Агнаева Лариса Сергеевна.

В настоящее время растет количество детей с эмоциональными нарушениями, прежде всего это связано с нестабильной экологической обстановкой, негативным воздействием средств массовой информации, разобщенностью детей, их неумением общаться между собой. Современные дети стали менее восприимчивы к чувствам и эмоциям других людей.

Исследования показывают, что успех в жизни не зависит от одного показателя IQ. Чтобы состояться как личность, нужны хорошие эмоциональные способности. Эмоционально-личностная стабильность способствует успеху, физическому и психическому здоровью и более высокому качеству взаимоотношений. Было выявлено, что люди с высоким IQ не способны выполнять задачи из-за того, что ими управляют чувства, а не разум. Так появился термин «эмоциональный интеллект».

Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей для решений практических задач. Его подразделяют на низкий и высокий ЭИ.

Дети с низко развитым эмоциональным интеллектом проявляют агрессию; низкая успеваемость и концентрация внимания; отсутствует интерес к учёбе; затруднение в осознании и определении собственных эмоций; повышение риска возникновения психосоматических заболеваний. Дети же с высоко развитым эмоциональным интеллектом проявляют эмпатию и понимают чувства других; более успешно протекает адаптация; в большей степени удовлетворены своей школьной жизнью; низкий уровень тревожности; могут управлять эмоциями.

Низкий ЭИ отражается в неуверенности в себе, чрезмерной самокритике и сложностях в общении с людьми — всем том, что мешает людям эффективно работать. Высокий же уровень эмоционального интеллекта выражается в четырех признаках.

1. Общение Умеете ли вы и ваш ребенок слушать и ясно выражать свои мысли? .Положительные ответы на эти вопросы — признаки хорошо развитой стороны эмоционального интеллекта. Если эта сторона ЭИ близится к идеалу, вы должны не только говорить и слышать, но и уметь объяснить свои ожидания, улаживать конфликты и вдохновлять других.

2. Понимание или эмпатия Насколько хорошо вы улавливаете настроение других? Часто ли у вас возникает недопонимание в общении? Специалисты в области эмоционального интеллекта утверждают, что люди с высоким ЭИ отлично ощущают себя в группе и быстро понимают эмоциональные посылы других ее участников. Поэтому ни конфликтов, ни недопонимания при работе в коллективе у них не возникает.

3. Самопознание Признаком высокого эмоционального интеллекта является и знание сильных и слабых сторон своего «я» и умение уживаться с ними.

4. Управление эмоциями Преодоления ситуаций, в которых эмоции берут верх. Вершина ЭИ — это не только знать свои эмоции, но и уметь ими управлять.

Высокий уровень ЭИ помогает во многих жизненных ситуациях: сдать сложный экзамен, найти общий язык с одноклассниками в трудном возрасте, закончить школу, поступить в вуз. Он помогает не поддаваться стрессу, а значит и не «терять» из-за него знания во время контрольных, ЕГЭ и сессий.

Читайте также:  Витамин b стресс формула

Если у детей младшего возраста относительно простые эмоциональные задачи (что такое хорошо, что плохо, что делать, если я расстроен, почему я грущу или злюсь), то у подростков все сложнее. В «трудном» возрасте их эмоции меняются, а каждая ситуация кажется новой.

Подростки предпочитают занятия, которые не нагружают мозг, предпочитают виртуальное общение, заботятся о своем здоровье, не читают книг. Если подросток не читает книги, то у него не развивается воображение, наблюдается низкий уровень словарного запаса, а также недостаточно формируется умение понять свои эмоции, управлять ими, правильно их выражать, понимать чувства окружающих, проявлять сочувствие. Исходя из результатов исследований , можно сделать акцент на необходимость развития эмоционального интеллекта подростков .

Методики диагностики эмоционального интеллекта

1.Методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта.

2.Методики, основанные на самоотчете и самооценке испытуемых.

3.Методики «мульти-оценщики»: тесты, которые должен заполнить не только испытуемый, но и 10-15 знакомых ему людей, проставляющих баллы его эмоциональному интеллекту.

Хорошим инструментом для развития ЭИ является арт- терапия.

Арт-терапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Арт-терапия с её принципами формами работы вполне соответствует концепции сопровождения, а потому она легко «вписывается» в систему работы с детьми из неблагополучных семей.

Ценность применения арт- терапии в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д..

Наиболее часто используются следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и её продукта: рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве, сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия.

Основанная на изобразительном искусстве.

Типы изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:

  • каракули: бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;
  • схемы и полусхемы: стереотипные изображения;
  • пиктограммы: схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позиции по отношению к миру;
  • художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью, обеспечивающие переживания без дополнительных разъяснений.

Выбор того или иного материала может быть связан с особенностями состояния и личности ребенка, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Ребенку должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы. Как правило, в начале работы дети предпочитают пользоваться карандашами, восковыми мелками или фломастерами. Выбор этих средств может быть связан с потребностью в психологической защищённости

Краски смешиваются и создают разнообразные оттенки, делают изобразительный процесс менее предсказуемым, сопряжённым с проявлением тонких нюансов эмоциональных состояний пациента и различных аспектов его опыта. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызывать сильный эмоциональный отклик, ощущения радости открытия, стимулировать воображение.

Литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений

  • Дает возможность активизировать чувства;
  • учит преодолевать неблагоприятные установки и отношения;
  • помогает улучшать эмоциональное состояние;
  • является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Драматерапия

Метод использующий разнообразные формы драматического самовыражения: ✓сценические; ✓ролевые; ✓ актерские; ✓импровизационные техники. Только во взаимодействии-диалоге ребенок может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.

Танцевальная терапия

  • Выражение своих эмоции через танец;
  • способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке;
  • движения под музыку оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие;
  • движения под музыку создают благоприятную основу для совершенствования эмоционального интеллекта.

Глина, тесто, песок и иные пластические материалы обладают значительными возможностями для выражения сильных переживаний, в том числе чувства гнева. Работа с ними предполагает большую степень физической вовлечённости и мышечной активности.

Мы живем и учимся, и одна из вещей, которой мы научаемся — уравновешивать эмоции и разум. Управление собой – это умение человека выбрать среди возможных эмоций ту, которая поможет ему эффективно взаимодействовать с людьми.

Список литературы:

1. Андреева И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга .:СПб: СПбИУиП, 2009.

2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. – М. : Совершенство, 1997

3. Бредберри Т., Гривз Д. Эмоциональный интеллект: Самое важное. М.: ACT., 2008.

4. Вачков И. В. Еще раз о месте психолога в школе / И. В. Вачков // Школьный психолог. – 2008.

5. ГоулманД. Эмоциональный интеллект. М.: ACT, 2008.

6. Зарипова Ю. Р. Поверь в себя : Программа психологической помощи подросткам / Ю. Р. Зарипова. – М. : Чистые пруды, 2007

7. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Т. М. Грабенко. — СПб. : Речь, 2003

Источник

Оцените статью