- Эмоциональный арт-конструктор
- Описание
- Назначение и сфера возможного использования методики
- Содержание теста и особенности работы с методикой
- Арт-конструктор Диагностика и развитие эмоциональной сферы
- Подробное описание Арт-конструктор Диагностика и развитие эмоциональной сферы
- Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы
- Описание
- Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы
- Арт терапевтический комплекс эмоциональный арт конструктор
- Инструментарий
- Программы обучения
- Скоро
- «Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
Эмоциональный арт-конструктор
Арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста.
Добавить в избранное
Описание
Назначение и сфера возможного использования методики
Эмоциональный интеллект трактуется, как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности. В более широком плане он определяется как способность человека к эффективной когнитивной переработке любой эмоциональной информации.
Эмоциональный Арт-конструктор опирается на многообразие средств и форм художественной экспрессии. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Благодаря применению специально подобранных или нарисованных стимульных образов в виде фонов и фигур, насыщенности образов эмоциогенной информацией (символическими, цветовыми, психомоторными триггерами эмоций) осуществляется целенаправленное воздействие на «эмоциональный мозг», возникают эмоционально окрашенные фантазии, воспоминания, психомоторные реакции, дающие богатый материал для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы.
Методика имеет следующие достоинства:
- Практичность и мобильность набора фигур и фонов. Его можно легко переносить, использовать, даже не имея специально оснащенного кабинета, как своеобразную «портативную студию».
- Используя готовые изображения, позволяет участникам занятий реализовать свои творческие возможности, создавать свои картины или целые серии картин, комбинировать готовые конструктивные элементы друг с другом и, в случае необходимости, дополнять готовые изображения новыми образами.
- Наличие готовых элементов позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в психотерапевтическом процессе.
- Использование готовых изобразительных элементов в качестве конструктивного материала и в сочетании с иными художественными средствами и образами, в том числе, созданными самими клиентами, позволяет также осваивать и использовать приемы современного искусства, развивая художественное мышление и способы творческого самовыражения клиентов.
- Использование стимульных фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний.
- Наличие силуэтов с изображениями людей, находящихся в разном состоянии, позволяет выявлять и развивать способность понимать «язык тела», телесные основы эмоционального восприятия, а также дополнять изобразительную деятельность техниками телесно-ориентированного, драматерапевтического и танцевально-двигательного характера, основанными на использовании психомоторной экспрессии, пантомимики.
- Возможность использования для совместной творческой и игровой деятельности двумя и более лицами – членами семьи, группы – в качестве особой символической среды, что создает дополнительные перспективы для диагностики, развития и коррекции семейных и групповых отношений.
Методика будет полезна психологам, психотерапевтами и другим помогающим специалистам, особенно тем, кто осуществляет программы арт-терапии и арт-педагогики. Эмоциональный арт-конструктор может быть использован не только в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности.
Авторы методики:
- Копытин А. И. — доктор медицинских наук, председатель «Российской Арт-терапевтической ассоциации»
- Черенков Р. А. – художник, арт-терапевт
Содержание теста и особенности работы с методикой
Основным конструктивным принципом использования технологии «Эмоциональный арт-конструктор» является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых, а также создаваемых клиентами изобразительных элементов. Методика использует две основные категории (модуля) образных элементов – эмоциональные фоны и фигуры. Дополнительной, третьей категорией (модулем) образных элементов являются детали фотопортретов с лицами людей, выражающих разные эмоции и чувства. Данные три группы эмоциогенных стимулов дополняют друг друга и обеспечивают целостное и, в то же время, дифференцированное восприятие и выражение эмоций, их осознание и интеграцию.
При использовании с диагностической целью Эмоциональный арт-конструктор определяется как Тест художественно-эмоционального восприятия и включает два субтеста:
- Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния.
- Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональных экспрессии (выразительных движений) и фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства.
При разработке теста учитывались современные психологические теории и классификации эмоций и чувств, соответствующие дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. На их основе был составлен список из одиннадцати эмоций: вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх, тревога, экстаз (восторг).
Тестирование может проводиться индивидуально или в группе. Методическое руководство включает описание процедуры и критериев психодиагностического применения теста художественно-эмоционального восприятия, сведения о его валидности и надежности. Описаны методики и программы, связанные с использованием технологии с целью коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, подростков и взрослых с применением эмоционального арт-конструктора.
Для создания дополнительных возможностей по развитию эмоциональной сферы в методику включены:
- модуль для создания «эмоциональных портретов», позволяющий развивать способность воспринимать эмоции на основе мимических проявлений;
- специально подобранная коллекция музыкальных произведений, передающих разные эмоции и чувства;
- программа развития эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста;
- технология применения в развивающей работе с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.
Источник
Арт-конструктор Диагностика и развитие эмоциональной сферы
Подробное описание Арт-конструктор Диагностика и развитие эмоциональной сферы
Диагностика и развитие эмоциональной сферы.
Это целый арт-терапевтический комплекс, позволяющий специалисту не только проводить диагностику ключевых способностей, характеризующих эмоциональный интеллект личности, но и работать с выявленными нарушениями эмоциональной сферы в психокоррекционном и развивающем ключе.
Диагностика и развитие эмоциональной сферы.
Это целый арт-терапевтический комплекс, позволяющий специалисту не только проводить диагностику ключевых способностей, характеризующих эмоциональный интеллект личности, но и работать с выявленными нарушениями эмоциональной сферы в психокоррекционном и развивающем ключе.
- Методическое руководство
- Набор «эмоциональные фоны»
- Набор «эмоциональные фигуры»
- Развивающий модуль «эмоциональные портреты»
- Флеш-накопитель с коллекцией музыкальных произведений
- Бланк фиксации результатов
- Ключ для ручной обработки
- Маркеры
- Набор защитных экранов
- Зажим для защитных экранов
- Карта гарантийного обслуживания
- Сертификат качества «Иматон»
- Коробка-футляр
Источник
Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы
Описание
Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы
— это целый арт-терапевтический комплекс, позволяющий специалисту не только проводить диагностику ключевых способностей, характеризующих эмоциональный интеллект личности, но и работать с выявленными нарушениями эмоциональной сферы в психокоррекционном и развивающем ключе. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Конструктивные элементы методики, легко комбинируясь, могут быть использованы в психотерапевтической работе с актуальными переживаниями клиента. Сочетание фигуры и фона позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный с состоянием, характером переживаний.
- Методическое руководство «Эмоциональный арт-конструктор. Технология диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы», А.И. Копытин
- Набор «Эмоциональные фоны»
- Набор «Эмоциональные фигуры»
- Развивающий модуль «Эмоциональные портреты»
- Флеш-накопитель с коллекцией музыкальных произведений
- Бланки фиксации результатов
- Ключ для ручной обработки
- Маркеры
- Набор защитных экранов
- Зажим для защитных экранов
- Документы (сертификат качества, карата гарантийного обслуживания),
- Коробка-футляр с магнитным клапаном
Подходит для занятий с детьми от 8 лет. Это бланковое тестирование для диагностики эмоциональной сферы.
Комплектующие поставляются в коробке с магнитным клапаном. Набор фонов, силуэтов и фигур позволяет проводить творческие уроки, во время которых ребенок составляет картины.
Задействуются элементы, выражающие 11 основных эмоций: гнев, радость, восторг, вина, грусть, нежность, страх, раскаяние, отвращение, тревога, интерес. Правильно интерпретируя выбор ребенка, педагог делает вывод о навыках эмоционального восприятия.
Музыкальное сопровождение помогает школьнику погрузиться в мысли, а методическое руководство подскажет специалисту, как провести ручную обработку результатов.
Источник
Арт терапевтический комплекс эмоциональный арт конструктор
Инструментарий
Программы обучения
ВЕБИНАР: Помощь женщине в трудной жизненной ситуации: арт-терапевтические техники групповой и индивидуальной работы
ВЕБИНАР: «Техника эмоциональной свободы». Практика применения в работе психолога
ВЕБИНАР: Практика работы с травмой инструментами выразительного искусства
Скоро
III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»
VIII Международная научно-практическая конференция «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика»
Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
«Эмоциональный арт-конструктор» для детей, подростков и взрослых
Автор
Основоположник арт-терапии в России доктор медицинских наук Александр Иванович Копытин рассказал о диагностических и терапевтических возможностях своей новой методики «Эмоциональный арт-конструктор» (выпускается Компанией «Иматон», авторы А.И. Копытин, Р.А. Черенков), созданной для диагностики и развития эмоциональной сферы:
«Методика «Эмоциональный арт-конструктор» является новым словом в работе с эмоциональной сферой. Эта работа включает диагностический и коррекционно-развивающий аспект. «Эмоциональный арт-конструктор» предназначен для решения комплекса задач в сфере эмоционального интеллекта детей, подростков, взрослых и предлагает им воспользоваться средствами, характерными для арт-терапии — совокупностью методов, использующих изобразительную, игровую деятельность. «Эмоциональный арт-конструктор», с одной стороны, является формализованным, стандартизированным инструментом, который можно использовать для оценки различных характеристик эмоционального интеллекта. С другой стороны, он позволяет также работать с эмоциями человека в контексте развивающего и коррекционного воздействия.
Что касается диагностического аспекта: в основе использования «Эмоционального арт-конструктора» для оценки эмоциональной сферы лежат современные представления о структуре эмоционального интеллекта. О том, что развитие эмоционального интеллекта осуществляется на основе различных видов деятельности, в том числе, художественно-творческой активности. И основным каналом, который задействуется при использовании «Эмоционального арт-конструктора», является визуальный канал. Мы предлагаем клиенту два основных набора стимульных материалов — эмоциональные фоны и эмоциональные фигуры. Каждый из этих субтестов может использоваться как отдельный стимульный материал для оценки комплекса способностей, связанных с конструктом эмоционального интеллекта. В то же время, показатели по каждому из субтестов могут формировать более обоснованную картину, связанную с эмоциональной сферой испытуемых разного возраста.
Оригинальность методики заключается в том, что использованы художественные фоны, которые задействуют средства художественной выразительности — прежде всего, цвета, а также набрызга, линии, фактуры как составляющие для выражения и восприятия эмоций, но связанных с творческой, изобразительной деятельностью. Поэтому методика (в диагностическом ее применении и называется — тест художественно-эмоционального восприятия). Это означает, что мы оцениваем эмоциональную сферу на основе предъявления художественных полотен, где люди с более высоким развитием эмоционального интеллекта и художественной одаренностью, развитыми художественными навыками могут более успешно считывать эмоциональную нагрузку образов, что, конечно, отражается на показателях методики.
Второй набор стимульных материалов — это так называемые эмоциональные фигуры, представленные силуэтами людей, выражающих эмоции через характерные позы психомоторной экспрессии. Это также важнейший канал, связанный с выражением и восприятием эмоций, как в контексте повседневной жизни, так и при использовании различных искусств (сценического, искусства хореографии, а также изобразительного искусства). Изображение фигуры человека, конечно же, очень многое говорит об эмоциональном состоянии. Испытуемым предлагаются оба этих набора и результаты выполнения ими тестовых заданий могут различаться по двум субтестам, формируя, тем не менее, комплексный показатель, говорящий о соотношении этих двух механизмов переработки эмоциональной информации — фонов и фигуративных элементов.
Методика на сегодняшний день, наверное, не имеет аналогов: она позволяет задействовать характерные для арт-терапии и изобразительного искусства способы выражения и восприятия эмоциональной информации.
Она прошла соответствующие исследования валидности и результаты на разных контингентах разных возрастных группах людей с условной нормой и с проблемами психического здоровья (с разными функциональными возможностями, в т.ч. касающихся эмоциональной сферы) показали, что методика обладает валидностью и может быть рекомендована в качестве одного из инструментов психодиагностики, обеспечивающего дополнительные возможности для комплексной оценки эмоционального интеллекта. А также других характеристик его личности, в частности, способности использовать язык искусства для выражения и восприятия эмоций.
Методика также может быть использована с целью развития и психотерапии различных расстройств — расстройств настроения (аффективных), психогенных нарушений, а также использоваться в рамках программ, направленных на преодоление черт алекситимии (очень важного фактора, приводящего к развитию различных нарушений адаптации, клинических расстройств). Коррекционное воздействие методики основано на использовании различных форм изобразительной деятельности, которые заданы технологией «Эмоциональный арт-конструктор». В частности, это обусловлено тем, что клиент может, используя готовые фоны и фигуры, комбинируя их друг с другом, создавать своеобразные аппликации, собирать картины. Отсюда и название «Эмоциональный арт-конструктор», ибо есть значительное сходство с конструированием. Тем не менее, речь идет о фундаментальном принципе и механизме создания произведений изобразительного искусства, где совмещение фона и фигуры формирует целостное полотно. Клиент учится использовать язык изобразительной экспрессии для выражения своих эмоций, их описания.
Психотерапевтическое применение технологии позволяет клиенту выражать эмоции, прежде всего, через невербальные элементы конструктора, а потом уже начинать описывать собственные эмоции. Ему даются визуальные подсказки в виде элементов, человеческих фигур, которые позволяют путем контекстуализации, внесения этих элементов в конкретные обстоятельства, например, травматического характера, связно описывать ситуацию и в динамике видеть возможные варианты выхода из этой ситуации. Коррекционные возможности связаны не только с отреагированием, осознанием эмоционального содержания опыта, динамики эмоционального состояния, но и моделированием различных альтернативных или дополнительных способов реагирования в той или иной ситуации. »:
Мастер-класс А.И. Копытина «Арт-конструктор: арт-терапевтическая технология для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы детей и подростков» состоялся в рамках Всероссийского фестиваля «Цветы жизни. Детская психология: от поражений к победам»:
Источник