- «Звезда чувств»
- #арттехники #рекомендую
- Метафорические карты и «Звезда эмоций»
- Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ
- Все записи Записи сообщества Поиск Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Наталья Кузьмина Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Наталья Кузьмина Арт-фото марафон Поэтически-чувственный образ Я ⠀ Начинаем 1 сентября во вторник! Показать полностью. 1 сентября обещает быть скоро, и эти первые дни осени — это самые душистые и самые вкусные поэтические деньки. Если они и сопряжены с мыслями о грустном, надвигающемся, осеннем, то я предлагаю сделать их максимально насыщенными и живыми, чтобы взять с собой весь этот вкусный и красивый ресурс для свершений нового этапа. ⠀ Итак, приглашаю в креативный, яркий, мягкий, увлекательный и глубоко трансформационный терапевтический фото-марафон! В этот раз мы будем не только фотографировать, а также: Трогать Нюхать Пробовать на вкус Слушать — Закрывая глаза, пребывая в моменте, чувствовать. ⠀ Марафон для вас, если вы: 1. Никак не найдете для себя лёгкости в создании селфи и в презентации себя. 2. Порой ощущаете себя незаметной(ым) или невидимой(ым), чувствуете, что способны на что-то большее. 3. Вам не хватает внимания и признания, но неудобно и страшно признаться или их привлекать, а также не понятно, стоит ли оно того. 4. Не принимаете своё лицо, тело, то, как выглядите на фото и видео. 5 Не можете найти свои мотивы вести странички в соцсетях и развивать свои проекты, идеи, творчество, показывать себя миру. ⠀ ⠀ Что будет? 2 недели перезагрузки через фото- и арт-задания, связанные с созданием фото, селфи, творческими экспериментами и сенсорным исследованием окружающего мира. ⠀ В процессе фототерапии мы также будем выполнять арт-терапевтические задания, а также спонтанно творить. Наши основные задачи: ⠀ 1. Терапия и поддержка на глубинном уровне потребностей во внимании, восхищении, творческом исследовании окружающего мира. 2. Баланс процесса и результата, здоровой нарциссической части с чувствительностью, положительного и творческого образа Я с креативностью и внутренним бунтарем. 3. Самораскрытие, самопринятие, проявленность на фоне ощущения поддержки и безопасности окружающего мира. ⠀ Дополнительные плюсы: у вас всегда будет масса отличных и неординарных фото, которые можно использовать в соцсетях, отправлять любимым и друзьям, создавать на их основе МАК или творческие выставки. Вы найдете новые вдохновения и возможности развития в простых и доступных уже сейчас вещах. Вы раскроете свою креативность, с большим удовлетворением и увлечением и дальше будете создавать свои памятные фото и фото для соцсетей. ⠀ Продолжительность 2 недели с перерывами на выходные дни. ⠀ Стоимость участия полная 500 грн ⠀ При оплате сегодня и завтра 24-25 августа стоимость 50% — 250 грн Далее будет действовать динамическая скидка Для участия в марафоне потребуется лишь фотокамера вашего телефона, при желании и возможности, можно использовать и другую фототехнику, но это совсем не обязательно. Увлекательный творческий процесс — это ключ к ресурсному состоянию, из которого вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы. Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Наталья Кузьмина Мечтаете о путешествиях? Этим мечтам суждено сбыться! Free он-лайн арт-терапевтический марафон: Могу путешествовать 12-18 ноября Показать полностью. Сейчас не путешествует только ленивый. и этот ленивый — Вы? Потому что не понимаете, где взять столько денег (времени) на путешествия. Да и просто нет компании. И работа (семья, дом, кот, пёс, здоровье и т.д.) А поэтому — когда-нибудь! Давайте развеем эти стереотипы и отправимся в путешествие уже в ближайшем времени! А марафон будет о том, что лень тут ни при чём, как и деньги, время, компания, обстоятельства, звёзды. Всё дело в ответах для себя на главные вопросы — зачем? стоит ли оно того? и с чего начать? Нужно также пробудить в себе неукротимую энергию, искру, драйв, ведь от настоящего всегда мурашки. А дальше путешествия, как и многое другое давно желанное, просто прийдут в вашу жизнь. Или вы прийдёте в них, тихо ожидавших за порогом вашей устоявшейся реальности. Давайте взбодрим себя! Путешествовать намного реальнее, чем налить сейчас себе стакан воды! Условие участия — безоплатно, но не бесплатно. Нужно вложить некоторую сумму (по вашему усмотрению) в свою мечту путешествовать. Это может быть покупка себе рюкзака в дорогу, оплата оформления загранпаспорта или просто покупка удобной мыльницы, но непременно той, что вы возьмёте в своё первое путешествие! Без этих вложений приступать к работе не рекомендую, вы не будете достаточно мотивированы. Также вашей оплатой будет считаться перепост, отметка друзей, активное участие и при желании, размещение своих творческих работ в соцсетях с хештегом группы. И подпишитесь на мой телеграм-канал, где я буду выкладывать советы, лайфхаки, интересные случаи, связанные с путешествиями, о том, как это делаю я, много полезного. А также много всего об арт-терапии — @treveltherapy Что мы будем делать — каждый день выполнять небольшие увлекательные задания, творить, общаться и закладывать фундамент своей счастливой жизни. Я познакомлю вас с арт-терапией, методом, который позволил мне наладить свою жизнь и путешествовать. Думаю, вы полюбите её возможности! А может захотите использовать и в работе. Также я уверена, что этот марафон сделает вас более уверенными ещё и в профессиональном плане, более целеустремлённым и успешным, т.к. вы, наконец, поймёте, чего хотите от жизни. Работа будет проходить в закрытой группе, для добавления в неё поставьте под этим сообщением плюсик, сердечко или что-то ещё, что вам нравится. Начало марафона уже в понедельник. Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Наталья Кузьмина Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Наталья Кузьмина Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Упражнение «Метафорические предметы и изображения в работе со сновидением» Для работы можно взять любое сновидение: недавнее, часто повторяющееся, ярко запомнившееся или детское. В любом из случаев, это сновидение будет иметь отношение к актуальной жизненной ситуации клиента. Показать полностью. Первый этап: подбор метафорических изображений или предметов к частям сновидения. Клиенту нужно восстановить в памяти сновидение поэтапно, каждый раз задавая себе вопрос: «А как это относится к тому, что происходит в моей жизни сейчас? И при нахождении ответа, попросите клиента подобрать этому соответствующее изображение (предмет). Если ответа нет, подбирается метафора для самого этапа (части) сновидения. Все изображения (предметы) выкладываются в последовательность или композицию, соответственно динамике сновидения. Второй этап: трансформация. Обсуждение всех чувств, мыслей и осознаний, обратная связь. Предложите клиенту (если он ещё этого не сделал сам) поменять местами метафорические изображения (предметы), чтобы это соответствовало его ощущению гармонии. Если сновидение имело негативные (или некомфортные) образы, предложите поискать более комфортные варианты завершения или развития ситуации (особенно если пришло осознание, как это связано с реальностью). Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Заземление в психологическом понимании этого понятия – расслабление не задействованных в данную минуту мышц тела и активация задействованных. Это сброс избыточного напряжения тела посредством взаимодействия с окружающей действительностью. Определение себя и удержание внимания на том, что происходит здесь и сейчас. Показать полностью. Участникам группы предлагается обратить всё своё внимание на точки соприкосновения их тел с поверхностями окружающего пространства – если группа стоит, то контакт стоп с полом; если группа сидит – контакт поверхности стульев с ягодицами и спинами, плюс стоп с полом. Ведущий проговаривает заземляющие настройки: «Почувствуйте и расслабьте свои ноги, соприкасающиеся с поверхностью пола. Расслабьте и выпрямите тело, отдайте его вес полу. Представьте, что не только вы давите своим весом на пол, но и сам пол поддерживает вас, притягивает, заинтересован в этом контакте, надёжен. Отпустите всё своё тело, доверьте его тяжесть полу. Двигайтесь в любом направлении, удерживая внимание на этом контакте так, как будто вы взаимодействуете с партнёром». Углубление заземления: контакт спинами в парах, контакт со стенами в помещении для занятий. Глубинное значение этого упражнения – осознание ответственности участников за свои терапевтические процессы и снятие излишней ответственности с ведущего, управление интенсивностью переживаний, скорая помощь при аффекте. Поэтому ведущему нужно проинструктировать участников, что к самостоятельному заземлению участникам нужно возвращаться как можно чаще во время всей арт-терапевтической сессии. К числу этих приёмов относятся все действия ведущего, направляющие внимание участников на участки тела, находящиеся в непосредственном контакте с окружающим пространством (реальностью). Это точки соприкосновения с поверхностями: полом, стулом, а также дыхательные пути, находящиеся в движении и контактирующие с воздухом. Перед началом работы для профилактики аффективного поведения следует информировать участников, каким образом им стоит действовать при первых признаках потери эмоционального контроля. Они должны знать технику эмоциональной безопасности – заземляющие действия. Заземляющие действия – это действия возвращения в реальность. Перед началом любого упражнения стоит направлять внимание участников в точки контакта и напоминать об этом как можно чаще, пока у них не выработается привычка делать это самостоятельно. Эти действия возвращают также участникам ответственность за их собственное эмоциональное состояние, обучают практическим способам эмоциональной регуляции. Арт-техники глубокого действия могут поднять на поверхность подавленные эмоции очень высокой интенсивности, когда обычной степени заземления будет уже недостаточно. В этом случае, участнику будет необходимо увеличить пространство соприкосновения с поверхностями – лечь, согнуть ноги в коленях и поставить их ступнями на пол, а также упереться, интенсивнее надавить на стопы, иногда даже стоит положить ладони на пол и также прижать их. Вместе с этим наблюдать за дыханием, делать глубокие и медленные вдохи и выдохи. Если аффект очень интенсивный, необходима помощь ведущего – ведущему нужно приложить ладонь к области груди клиента (ниже яремной впадины) и зафиксировать её так на несколько минут – нажатие должно быть средней интенсивности, ощутимым, но не болезненным. Если участнику сложно наблюдать за дыханием, проговаривайте: «вдох и выдох», протяжённостью этих команд добейтесь нужной долготы вдоха и выдоха, особенно если дыхание частое и прерывистое. Можете сами начать дышать в этом ритме, это ускорит эффект. Приложить ладонь можно и к другим частям тела, таким как плечо, рука, область между лопатками – всё зависит от положения тела клиента и степени его погружения в эмоции. В это время не просите клиента говорить, пусть он заговорит, когда будет готов. А ведущему стоит проговаривать, что всё хорошо, задавать ритм дыхания, комментировать свои действия, давать простые указания (поставь ногу сюда, положи руку на пол и т.д.). Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Цель упражнения – снятие напряжения и установление доверительной атмосферы в группе. Исследование актуального запроса участников группы. Погружение в самоисследование. Преодоление барьера перед творческим самораскрытием. Повышение самооценки. Показать полностью. Инструкция: участникам предлагается представить себя в роли корреспондента СМИ, придумать название данного СМИ и задать вопросы интервьюируемому. Спрашивать можно обо всём, что может интересовать читателей (слушателей, зрителей). После интервью участники готовят материал к «выходу» иллюстрируют его рисунком или какими-либо другими способами (стихотворение, предмет и т.д.). Далее каждый делает презентацию результатов своего интервью, рассказывает о чувствах, которые сопровождали процесс. Анализ: значение имеет как название СМИ, его тематика, выбранные участником, так и вопросы, которые он задавал. Всё это можно рассматривать как проекцию его бессознательных потребностей, репрезентацию ценностей. После предоставления стоит спросить интервьюируемого, что он чувствует, и что этот процесс значил для него, каковы его мысли и осознания. Насколько легко было ему общаться на данную тему. Получилось ли выразить свои мысли, смог ли «корреспондент» передать смысл ответов. Каковы осознания в связи с этой работой. Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена Диагностика в Мандале. Большой круг мандалы Дж. Келлог. 0. Пустота. Она может соответствовать двум состояниям личности:1. Абсолютный жизненный тупик(самостоятельно не выберется).2.Состояние глобального перехода. Пустота в данном случае может соответствовать ощущению вибрационной невесомости, внутренней тишине, отсутствие пространства и времени. Существование со всеми, объединяющий опыт, единение. Яйцо. Показать полностью. 1. Паутинка. Черные круги. Ощущение черной пустоты. Данное состояние чаще описывается как ощущение расщепления, тяжести инерции, покинутости, безнадежности, сдавленности. Чувство холода, падение в бездну. При рисовании чаще используется только два цвета (как ребенок в момент рождения создает себе систему координат). Эта мандала характерна для наркоманов, больных в тяжелом, кризисном состоянии как экзистенциональном, так и реактивном. (Изгнание из рая.) 2. Блаженство. Соответствует состоянию: полета, бесплотности, невидимости, доверия, безграничности пространства, самоотдачи, экстаза, отпущения грехов (я чист). На мандале нет центра, нет структуированности, выход за границы круга, часто используется синий цвет, изображается вода, звезды. Состояние человека соответствует состоянию родившегося ребенка. Чувство базового доверия к миру. Невероятная эмпативность. Это состояние свойственно художникам и алкоголикам. 3. Лабиринт, спираль. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: фокусировка, вихрь. Стрела, дыхание, ворота (в храм), вход в подземелье, судьба. Паутина, пуповина, плацента. Это состояние соответствует состоянию отделения от матери, виден выход, признак наличия динамики. Если спираль закручивается по часовой стрелки это хороший доступ к регрессивному материалу, если против, то регресс есть, но он не осознается. 4.Начало. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: мать и дитя, мадонна, рост, магия. При рисовании появляется треугольник. Продолжается формирование системы координат. Если треугольник стоит на основании, это является признаком хорошей дифференциации себя от других (формирование эго), крепко стоит на ногах. Если треугольник вершиной вниз, то человеку нужна поддержка. Используется палитра млекопитающихся – красный, оранжевый. 5. Мишень. Используемые слова при описании: сдавление, засасывание, водоворот, конфронтация, ритуалы, паранойя. При рисовании часто используют концентрические круги, что говорит о формировании психологических защит, копинг-механизмов. Появляется поведенческая гибкость. Формируется этические представления, социальные роли, нормы. Происходит первичное самоопределение, формируется первичное эго. Это характерно для ритуального поведения, компульсий, навязчивостей. Палитра млекопитающих. БПМ – 2. 6. Единоборство с драконом. Патологическое расщепление. Используемые слова при описании: дракон, негативизм, противоречия, амбивалентность, расщепление, страх, уход. Эта мандала характерна для подростков13-14 лет (вторичная сепарация с родителями). Возможен дебют эндогенных заболеваний. Если у человека в таком состоянии есть тревога, она становится меньше при агрессивном поведении. Также такая мандала характерна для богемного типа личности — тратится много энергии на поддержание инаковости: «Я не такой как все». Чаще используется желтый цвет. Изображают солнце, звезды, небо, землю. 7. Оквадрачивание круга. Использованные слова при описании мандалы: равновесие, внутренняя нравственность, воля, целеполагание, мышление. В этот момент у человека развивается рациональная парадигма ( я хочу понимать). На мандале чаще рисуют крест, квадрат, жесткие фигуры. Человек ищет новую систему координат. Палитра земноводных и млекопитающих, много зеленого цвета. 8. Функционирующее Эго. Используемые слова при описании: форма и размер, сила, деяние, прямота, гармония, функциональность. На этом этапе происходит углубление рациональной части. Сформирована установка « Я есть». Идет отработка «Я есть», когда я что-то делаю. Социализация сознания. Это ранняя зрелость 22-29 лет, есть профессия, решение духовных вопросов откладывается. В мандалах рисуют свастику и пятиконечные звезды. Характерна человеческая, сложная палитра. Ассоциация с музыкой Моцарта. 9. Кристаллизация. Используемые слова: опыт, я в мире, я и другие, общество, местоположение. На этом этапе возможна зависимость от социальных ролей, маски начинают прирастать. Ограниченна степень свободы. В мандале рисуют цветы, орнамент, кристаллы, симметричные рисунки. Основной цвет – голубой. Преддверие хорошего экзистенционального кризиса. На этом этапе возможна смена профессии. 10. Врата смерти. Это промежуточная стадия между низом и верхом. Используемые слова: распятие, унижение, поражение, могила, богооставленность, статика, изоляция. Изменения, происходящие с человеком, пока не могут быть осознанны. Человек утрачивает контроль. Это экзистенциональный кризис. В мандалах появляется перевернутый треугольник (разрушение всего, что строил), андреевский крест. Палитра человеческая – темные цвета (темно-коричневый, темно-синий). Ассоциация с музыкой Стравинского, Шнитке. 11. Фрагментация. Используемые слова: расчленение, утрата я, дезинтеграция, гниение, шизофрения, мрачный ритуал, неприятно, ничего не хочу менять, бесполезно. Часто рисуют концентрические перечеркнутые круги (мишень, паутина). Встречается при шизофрении, онкологических заболеваниях (терминальные стадии), тяжелом старческом маразме. Субъективно переживается как распад «Я». В палитре полный хаос. Смотрится такая мандала очень тяжело. Рисующий стремится нарисовать мандалу большего размера. 12. Трансценденция. Экстаз. Используемые слова: белый цвет, нирвана, фонтан, божественная энергия, деяния без бытия, воскрешение, естественная красота. В рисовании встречается изображение пламени (пламя разума), летящей птицы (парящий орел), павлинье перо. Разнообразная палитра (млекопитающихся и взрослая). Попадание в самость. Источник
«Звезда чувств»
#арттехники #рекомендую
Продолжаю делиться арттехниками для индивидуальной работы над собой или в качестве подспорья к личной психотерапии. В прошлый раз я рекомендовала юнгианскую технику рисования кругов (или мандал), и сегодня вот тоже рекомендую круг, но уже совсем другой.
Эта техника называется «Звезда чувств». Её автор Удо Баер – педагог, философ и практикующий психотерапевт из Германии, основатель института подготовки арттерапевтов «Мастерская будущего». Техника помогает лучше понять себя и разобраться во внутренних переживаниях, увидеть картину актуального состояния более объёмно, прожить сложные чувства.
Необходимо использовать большой белый лист бумаги, лучше всего А1 (ватман) или большой кусок обоев на их обратной стороне. Нужно нарисовать на этом листе круг (или многолучевую звезду), затем поделить этот круг на 10 (или 8, или 12) секторов.
Далее, по краю сектора напишите какое-нибудь важное для вас чувство. На краю противоположного сектора напишите чувство, которое считаете противоположным первому. Занесите в следующий сектор еще одно важное чувство и снова в противоположный сектор — полярное ему чувство.
Заполните таким образом весь круг или звезду. Раскрасьте одной краской, либо смешанными красками каждое поле в точности тем оттенком цвета, который соответствует вашему чувству, записанному в этом секторе.
Лучше воздержаться от рисования в секторах звезды чувств каких-либо символов, так как в таком случае существует возможность попасть под влияние клише. Сердечки в таком случае легко превращаются в любовь, кресты – в печаль и таким образом заслоняют внутреннее переживание чувства.
Создание звезды чувств может занимать различное время. Иногда выбранные цвета или сочетания получаются неожиданны и поразительны для нас самих. Иногда во время работы над каким-либо чувством возникают актуальные переживания, которые требуют проживания. Работа с чувствами всегда довольно энергозатратна.
Желательно начинать с чувства, которое в данный момент занимает вас больше всего.
Иногда после рисования определённого чувства хочется сразу перейти к противоположному чувству. А иногда встреча с чувством настолько затрагивает, что будет другие чувства, но не «противоположные», а «соседние», близкие. Например, чувство одиночества человек хочет разместить в соседнем секторе со страхом, так как одиночество для него дополняет страх и эти чувства взаимно усиливают друг друга. Или, например, чувство печали, будучи нарисованным и прожитым, вдруг внезапно переходит в чувство злости.
В индивидуальной терапии создание звезды чувств и углубленная работа с ней может занять длительный период. Работа иногда прерывается возникающими актуальными темами и переживаниями, которые могут прорабатываться с помощью других методик и техник, а затем снова появляется потребность вернуться к Звезде чувств. Если же работа идёт единоразово, минимально на технику отводится от 40 минут до нескольких часов.
После завершения работы, важно рассмотреть Звезду чувств со всех сторон.Обратить внимание на то, что привлекает в первую очередь.Какое чувство цепляет больше других и какие чувства соседствуют с ним?
Как, например, в Звезде чувств на картинке, которую я привела, любовь находится между доверием и страхом. Можно заметить, что у Звезды чувств есть правая и левая, или верхняя и нижняя половины. Иногда одна из них кажется позитивнее, другая – негативнее, одна – светлее, другая – темнее, одна кажется дружелюбнее, другая – неприветливее. Можно подумать о том, что разделяет эти части и как их можно соединить, можно ли перейти из одной части в другую?
Можно физически встать на определённые сектора или положить руки так, чтобы прочувствовать каждое чувство по отдельности или связь между ними.
Можно поразмышлять, какая окружающая среда необходима вашему миру чувств? И затем раскрасить пространство вокруг Звезды чувств так, чтобы оно обрело необходимый цвет и форму.
Интересующие чувства также можно поисследовать дополнительно, переведя в другое медиа – например, проиграть их на музыкальных инструментах, подвигаться, сделать объёмную скульптуру и т.д.
В общем, данная техника – кладезь разнообразных возможностей для психотерапевтической работы. Некоторые клиенты вешают звезду чувств на стену у себя дома, другие – возвращаются к ней неоднократно в процессе терапии. Или рисуют новую Звезду чувств, спустя время, чтобы почувствовать изменения в работе над собой.
Кому особенно рекомендую попробовать?
— Т ем людям, которых чувства настолько захлёстывают, что им трудно разобраться, что же они чувствуют, какие чувства для них важны.
Создание звезды чувств поможет лучше ориентироваться в мире своих чувств и развивает способность понимать значение отдельных чувств и их оттенков и не тонуть в море эмоций.
— Тем, кто говорит, что «редко испытывает чувства» и является скорее «человеком рассудка», но, в то же время, хочется познакомиться со своими чувствами поближе. Работая над созданием собственной звезды чувств, такие люди приоткроют дверь в свой внутренний мир, в царство своих чувств.
Если есть желание попробовать, но не хочется или страшно разбираться в одиночку, возможно попробовать в рамках консультации или терапевтической встречи. А если желающих наберётся несколько, возможен групповой формат. Обращайтесь!
Источник
Метафорические карты и «Звезда эмоций»
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ И «ЗВЕЗДА ЭМОЦИЙ»
Доброго времени суток! Продолжаем рассказывать вам о работе с метафорическими ассоциативными картами. Сегодня — это работа с эмоциональной сферой.
Многим психологам, практикующим арт-терапию, знакома техника «Звезда эмоций» («Звезда чувств», «Круг эмоций») немецкого педагога, философа, практикующего психотерапевта, Удо Баера. Техника подробно описана в его книге «Творческая терапия — терапия творчеством».
На основе этой техники создаются различные варианты и модификации, которые также направлены на работу с эмоциями и чувствами человека.
Одним из вариантов является создание «Звезды чувств» с помощью метафорических карт. Для примера мы взяли уже известную вам колоду метафорических карт «Пряжа мамы шамана» (автор Яна Мори).
Первый этап.
Для первого этапа нам понадобится лист бумаги и ручка. Вспоминаем и записываем на листе известные нам эмоции и чувства, затем к каждому подбираем противоположное чувства. Здесь нет правильных ответов. Для кого-то противоположной эмоцией к гневу будет спокойствие, для кого-то радость.
Второй этап.
Здесь мы выбираем пары эмоций, с которыми хотим поработать (4-5 пар). В нашем случае были выбраны следующие пары: гнев-спокойствие, печаль-радость, интерес-равнодушие, страх-бесстрашие.
Третий этап.
На третьем этапе из колоды карт к выбранным эмоциям/чувствам подбираются образы. Создаётся своеобразный «круг» или «звезда», где парные эмоции расположены на противоположных «лучах».
Четвертый этап.
На этом этапе следует ответить на вопросы:
— Какие чувства Вы выбрали из списка и почему?
— К какому чувству было проще всего подобрать карту/образ, а к какому сложнее всего? Почему Вы выбрали такие образы?
— Какие чувства из «круга» для Вас наиболее:
2. Знакомые/незнакомые (про что это чувство…)
3. Часто/редко испытываемые
Пятый этап.
На пятом этапе можно поработать с одной парой, либо со всеми парами эмоций из «круга». Варианты работы: сочинить сказку про выбранные эмоции, подобрать музыку, художественно проработать образы.
В нашем случае выбрана пара эмоций «гнев — спокойствие», которые были дополнены художественно. К карте «спокойствие» был создан фон «море и отражение солнце» по которому плывет надувной матрац. Волны укачивают персонажей, «успокаивают»; усиливается эффект спокойствия, умиротворения ещё и за счет выбранного цвета. Карта «гнев» была трансформирована с помощью созданного фона, выдержанного в более спокойных «природных» тонах. Персонаж карты достиг своей мечты, его желание исполнилось и гнев его уходит.
Для данной техники можно использовать любые метафорические и фотографические карты. В том числе и с абстрактными изображениями.
Источник
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ
АРТ-ТЕРАПИЯ: упражнения, техники, механизмы, тонкости и секреты!
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ! У нас интересно.
- Все записи
- Записи сообщества
- Поиск
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Наталья Кузьмина
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Наталья Кузьмина
Арт-фото марафон
Поэтически-чувственный образ Я
⠀
Начинаем 1 сентября во вторник!
Показать полностью.
1 сентября обещает быть скоро, и эти первые дни осени — это самые душистые и самые вкусные поэтические деньки. Если они и сопряжены с мыслями о грустном, надвигающемся, осеннем, то я предлагаю сделать их максимально насыщенными и живыми, чтобы взять с собой весь этот вкусный и красивый ресурс для свершений нового этапа.
⠀
Итак, приглашаю в креативный, яркий, мягкий, увлекательный и глубоко трансформационный терапевтический фото-марафон!
В этот раз мы будем не только фотографировать, а также:
Трогать
Нюхать
Пробовать на вкус
Слушать —
Закрывая глаза, пребывая в моменте, чувствовать.
⠀
Марафон для вас, если вы:
1. Никак не найдете для себя лёгкости в создании селфи и в презентации себя.
2. Порой ощущаете себя незаметной(ым) или невидимой(ым), чувствуете, что способны на что-то большее.
3. Вам не хватает внимания и признания, но неудобно и страшно признаться или их привлекать, а также не понятно, стоит ли оно того.
4. Не принимаете своё лицо, тело, то, как выглядите на фото и видео.
5 Не можете найти свои мотивы вести странички в соцсетях и развивать свои проекты, идеи, творчество, показывать себя миру.
⠀
⠀
Что будет? 2 недели перезагрузки через фото- и арт-задания, связанные с созданием фото, селфи, творческими экспериментами и сенсорным исследованием окружающего мира.
⠀
В процессе фототерапии мы также будем выполнять арт-терапевтические задания, а также спонтанно творить.
Наши основные задачи:
⠀
1. Терапия и поддержка на глубинном уровне потребностей во внимании, восхищении, творческом исследовании окружающего мира.
2. Баланс процесса и результата, здоровой нарциссической части с чувствительностью, положительного и творческого образа Я с креативностью и внутренним бунтарем.
3. Самораскрытие, самопринятие, проявленность на фоне ощущения поддержки и безопасности окружающего мира.
⠀
Дополнительные плюсы: у вас всегда будет масса отличных и неординарных фото, которые можно использовать в соцсетях, отправлять любимым и друзьям, создавать на их основе МАК или творческие выставки.
Вы найдете новые вдохновения и возможности развития в простых и доступных уже сейчас вещах. Вы раскроете свою креативность, с большим удовлетворением и увлечением и дальше будете создавать свои памятные фото и фото для соцсетей.
⠀
Продолжительность 2 недели с перерывами на выходные дни.
⠀
Стоимость участия полная 500 грн
⠀
При оплате сегодня и завтра 24-25 августа стоимость 50% — 250 грн
Далее будет действовать динамическая скидка
Для участия в марафоне потребуется лишь фотокамера вашего телефона, при желании и возможности, можно использовать и другую фототехнику, но это совсем не обязательно.
Увлекательный творческий процесс — это ключ к ресурсному состоянию, из которого вы найдете ответы на многие интересующие вас вопросы.
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Наталья Кузьмина
Мечтаете о путешествиях?
Этим мечтам суждено сбыться!
Free он-лайн арт-терапевтический марафон: Могу путешествовать
12-18 ноября
Показать полностью.
Сейчас не путешествует только ленивый. и этот ленивый — Вы?
Потому что не понимаете, где взять столько денег (времени) на путешествия. Да и просто нет компании. И работа (семья, дом, кот, пёс, здоровье и т.д.) А поэтому — когда-нибудь!
Давайте развеем эти стереотипы и отправимся в путешествие уже в ближайшем времени!
А марафон будет о том, что лень тут ни при чём, как и деньги, время, компания, обстоятельства, звёзды. Всё дело в ответах для себя на главные вопросы — зачем? стоит ли оно того? и с чего начать?
Нужно также пробудить в себе неукротимую энергию, искру, драйв, ведь от настоящего всегда мурашки. А дальше путешествия, как и многое другое давно желанное, просто прийдут в вашу жизнь. Или вы прийдёте в них, тихо ожидавших за порогом вашей устоявшейся реальности. Давайте взбодрим себя! Путешествовать намного реальнее, чем налить сейчас себе стакан воды!
Условие участия — безоплатно, но не бесплатно. Нужно вложить некоторую сумму (по вашему усмотрению) в свою мечту путешествовать. Это может быть покупка себе рюкзака в дорогу, оплата оформления загранпаспорта или просто покупка удобной мыльницы, но непременно той, что вы возьмёте в своё первое путешествие! Без этих вложений приступать к работе не рекомендую, вы не будете достаточно мотивированы.
Также вашей оплатой будет считаться перепост, отметка друзей, активное участие и при желании, размещение своих творческих работ в соцсетях с хештегом группы.
И подпишитесь на мой телеграм-канал, где я буду выкладывать советы, лайфхаки, интересные случаи, связанные с путешествиями, о том, как это делаю я, много полезного. А также много всего об арт-терапии — @treveltherapy
Что мы будем делать — каждый день выполнять небольшие увлекательные задания, творить, общаться и закладывать фундамент своей счастливой жизни.
Я познакомлю вас с арт-терапией, методом, который позволил мне наладить свою жизнь и путешествовать. Думаю, вы полюбите её возможности! А может захотите использовать и в работе. Также я уверена, что этот марафон сделает вас более уверенными ещё и в профессиональном плане, более целеустремлённым и успешным, т.к. вы, наконец, поймёте, чего хотите от жизни.
Работа будет проходить в закрытой группе, для добавления в неё поставьте под этим сообщением плюсик, сердечко или что-то ещё, что вам нравится. Начало марафона уже в понедельник.
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Наталья Кузьмина
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Наталья Кузьмина
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Упражнение «Метафорические предметы и изображения в работе со сновидением»
Для работы можно взять любое сновидение: недавнее, часто повторяющееся, ярко запомнившееся или детское. В любом из случаев, это сновидение будет иметь отношение к актуальной жизненной ситуации клиента.
Показать полностью.
Первый этап: подбор метафорических изображений или предметов к частям сновидения. Клиенту нужно восстановить в памяти сновидение поэтапно, каждый раз задавая себе вопрос: «А как это относится к тому, что происходит в моей жизни сейчас? И при нахождении ответа, попросите клиента подобрать этому соответствующее изображение (предмет). Если ответа нет, подбирается метафора для самого этапа (части) сновидения. Все изображения (предметы) выкладываются в последовательность или композицию, соответственно динамике сновидения.
Второй этап: трансформация. Обсуждение всех чувств, мыслей и осознаний, обратная связь. Предложите клиенту (если он ещё этого не сделал сам) поменять местами метафорические изображения (предметы), чтобы это соответствовало его ощущению гармонии. Если сновидение имело негативные (или некомфортные) образы, предложите поискать более комфортные варианты завершения или развития ситуации (особенно если пришло осознание, как это связано с реальностью).
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Заземление в психологическом понимании этого понятия – расслабление не задействованных в данную минуту мышц тела и активация задействованных. Это сброс избыточного напряжения тела посредством взаимодействия с окружающей действительностью. Определение себя и удержание внимания на том, что происходит здесь и сейчас.
Показать полностью.
Участникам группы предлагается обратить всё своё внимание на точки соприкосновения их тел с поверхностями окружающего пространства – если группа стоит, то контакт стоп с полом; если группа сидит – контакт поверхности стульев с ягодицами и спинами, плюс стоп с полом. Ведущий проговаривает заземляющие настройки: «Почувствуйте и расслабьте свои ноги, соприкасающиеся с поверхностью пола. Расслабьте и выпрямите тело, отдайте его вес полу. Представьте, что не только вы давите своим весом на пол, но и сам пол поддерживает вас, притягивает, заинтересован в этом контакте, надёжен. Отпустите всё своё тело, доверьте его тяжесть полу. Двигайтесь в любом направлении, удерживая внимание на этом контакте так, как будто вы взаимодействуете с партнёром».
Углубление заземления: контакт спинами в парах, контакт со стенами в помещении для занятий.
Глубинное значение этого упражнения – осознание ответственности участников за свои терапевтические процессы и снятие излишней ответственности с ведущего, управление интенсивностью переживаний, скорая помощь при аффекте. Поэтому ведущему нужно проинструктировать участников, что к самостоятельному заземлению участникам нужно возвращаться как можно чаще во время всей арт-терапевтической сессии.
К числу этих приёмов относятся все действия ведущего, направляющие внимание участников на участки тела, находящиеся в непосредственном контакте с окружающим пространством (реальностью). Это точки соприкосновения с поверхностями: полом, стулом, а также дыхательные пути, находящиеся в движении и контактирующие с воздухом. Перед началом работы для профилактики аффективного поведения следует информировать участников, каким образом им стоит действовать при первых признаках потери эмоционального контроля. Они должны знать технику эмоциональной безопасности – заземляющие действия.
Заземляющие действия – это действия возвращения в реальность. Перед началом любого упражнения стоит направлять внимание участников в точки контакта и напоминать об этом как можно чаще, пока у них не выработается привычка делать это самостоятельно. Эти действия возвращают также участникам ответственность за их собственное эмоциональное состояние, обучают практическим способам эмоциональной регуляции.
Арт-техники глубокого действия могут поднять на поверхность подавленные эмоции очень высокой интенсивности, когда обычной степени заземления будет уже недостаточно. В этом случае, участнику будет необходимо увеличить пространство соприкосновения с поверхностями – лечь, согнуть ноги в коленях и поставить их ступнями на пол, а также упереться, интенсивнее надавить на стопы, иногда даже стоит положить ладони на пол и также прижать их. Вместе с этим наблюдать за дыханием, делать глубокие и медленные вдохи и выдохи. Если аффект очень интенсивный, необходима помощь ведущего – ведущему нужно приложить ладонь к области груди клиента (ниже яремной впадины) и зафиксировать её так на несколько минут – нажатие должно быть средней интенсивности, ощутимым, но не болезненным. Если участнику сложно наблюдать за дыханием, проговаривайте: «вдох и выдох», протяжённостью этих команд добейтесь нужной долготы вдоха и выдоха, особенно если дыхание частое и прерывистое. Можете сами начать дышать в этом ритме, это ускорит эффект. Приложить ладонь можно и к другим частям тела, таким как плечо, рука, область между лопатками – всё зависит от положения тела клиента и степени его погружения в эмоции. В это время не просите клиента говорить, пусть он заговорит, когда будет готов. А ведущему стоит проговаривать, что всё хорошо, задавать ритм дыхания, комментировать свои действия, давать простые указания (поставь ногу сюда, положи руку на пол и т.д.).
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Цель упражнения – снятие напряжения и установление доверительной атмосферы в группе. Исследование актуального запроса участников группы. Погружение в самоисследование. Преодоление барьера перед творческим самораскрытием. Повышение самооценки.
Показать полностью.
Инструкция: участникам предлагается представить себя в роли корреспондента СМИ, придумать название данного СМИ и задать вопросы интервьюируемому. Спрашивать можно обо всём, что может интересовать читателей (слушателей, зрителей). После интервью участники готовят материал к «выходу» иллюстрируют его рисунком или какими-либо другими способами (стихотворение, предмет и т.д.). Далее каждый делает презентацию результатов своего интервью, рассказывает о чувствах, которые сопровождали процесс.
Анализ: значение имеет как название СМИ, его тематика, выбранные участником, так и вопросы, которые он задавал. Всё это можно рассматривать как проекцию его бессознательных потребностей, репрезентацию ценностей. После предоставления стоит спросить интервьюируемого, что он чувствует, и что этот процесс значил для него, каковы его мысли и осознания. Насколько легко было ему общаться на данную тему. Получилось ли выразить свои мысли, смог ли «корреспондент» передать смысл ответов. Каковы осознания в связи с этой работой.
Техники арт-терапии от НАТАЛЬИ КУЗЬМИНОЙ запись закреплена
Диагностика в Мандале. Большой круг мандалы Дж. Келлог.
0. Пустота. Она может соответствовать двум состояниям личности:1. Абсолютный жизненный тупик(самостоятельно не выберется).2.Состояние глобального перехода. Пустота в данном случае может соответствовать ощущению вибрационной невесомости, внутренней тишине, отсутствие пространства и времени. Существование со всеми, объединяющий опыт, единение. Яйцо.
Показать полностью.
1. Паутинка. Черные круги. Ощущение черной пустоты. Данное состояние чаще описывается как ощущение расщепления, тяжести инерции, покинутости, безнадежности, сдавленности. Чувство холода, падение в бездну. При рисовании чаще используется только два цвета (как ребенок в момент рождения создает себе систему координат). Эта мандала характерна для наркоманов, больных в тяжелом, кризисном состоянии как экзистенциональном, так и реактивном. (Изгнание из рая.)
2. Блаженство. Соответствует состоянию: полета, бесплотности, невидимости, доверия, безграничности пространства, самоотдачи, экстаза, отпущения грехов (я чист). На мандале нет центра, нет структуированности, выход за границы круга, часто используется синий цвет, изображается вода, звезды. Состояние человека соответствует состоянию родившегося ребенка. Чувство базового доверия к миру. Невероятная эмпативность. Это состояние свойственно художникам и алкоголикам.
3. Лабиринт, спираль. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: фокусировка, вихрь. Стрела, дыхание, ворота (в храм), вход в подземелье, судьба. Паутина, пуповина, плацента. Это состояние соответствует состоянию отделения от матери, виден выход, признак наличия динамики. Если спираль закручивается по часовой стрелки это хороший доступ к регрессивному материалу, если против, то регресс есть, но он не осознается.
4.Начало. Чаще используемые слова при описании данной мандалы: мать и дитя, мадонна, рост, магия. При рисовании появляется треугольник. Продолжается формирование системы координат. Если треугольник стоит на основании, это является признаком хорошей дифференциации себя от других (формирование эго), крепко стоит на ногах. Если треугольник вершиной вниз, то человеку нужна поддержка. Используется палитра млекопитающихся – красный, оранжевый.
5. Мишень. Используемые слова при описании: сдавление, засасывание, водоворот, конфронтация, ритуалы, паранойя. При рисовании часто используют концентрические круги, что говорит о формировании психологических защит, копинг-механизмов. Появляется поведенческая гибкость. Формируется этические представления, социальные роли, нормы. Происходит первичное самоопределение, формируется первичное эго. Это характерно для ритуального поведения, компульсий, навязчивостей. Палитра млекопитающих. БПМ – 2.
6. Единоборство с драконом. Патологическое расщепление.
Используемые слова при описании: дракон, негативизм, противоречия, амбивалентность, расщепление, страх, уход.
Эта мандала характерна для подростков13-14 лет (вторичная сепарация с родителями). Возможен дебют эндогенных заболеваний. Если у человека в таком состоянии есть тревога, она становится меньше при агрессивном поведении. Также такая мандала характерна для богемного типа личности — тратится много энергии на поддержание инаковости: «Я не такой как все».
Чаще используется желтый цвет. Изображают солнце, звезды, небо, землю.
7. Оквадрачивание круга. Использованные слова при описании мандалы: равновесие, внутренняя нравственность, воля, целеполагание, мышление. В этот момент у человека развивается рациональная парадигма ( я хочу понимать).
На мандале чаще рисуют крест, квадрат, жесткие фигуры. Человек ищет новую систему координат. Палитра земноводных и млекопитающих, много зеленого цвета.
8. Функционирующее Эго. Используемые слова при описании: форма и размер, сила, деяние, прямота, гармония, функциональность. На этом этапе происходит углубление рациональной части. Сформирована установка « Я есть». Идет отработка «Я есть», когда я что-то делаю. Социализация сознания. Это ранняя зрелость 22-29 лет, есть профессия, решение духовных вопросов откладывается. В мандалах рисуют свастику и пятиконечные звезды. Характерна человеческая, сложная палитра. Ассоциация с музыкой Моцарта.
9. Кристаллизация. Используемые слова: опыт, я в мире, я и другие, общество, местоположение. На этом этапе возможна зависимость от социальных ролей, маски начинают прирастать. Ограниченна степень свободы. В мандале рисуют цветы, орнамент, кристаллы, симметричные рисунки. Основной цвет – голубой. Преддверие хорошего экзистенционального кризиса. На этом этапе возможна смена профессии.
10. Врата смерти. Это промежуточная стадия между низом и верхом. Используемые слова: распятие, унижение, поражение, могила, богооставленность, статика, изоляция. Изменения, происходящие с человеком, пока не могут быть осознанны. Человек утрачивает контроль.
Это экзистенциональный кризис. В мандалах появляется перевернутый треугольник (разрушение всего, что строил), андреевский крест. Палитра человеческая – темные цвета (темно-коричневый, темно-синий). Ассоциация с музыкой Стравинского, Шнитке.
11. Фрагментация. Используемые слова: расчленение, утрата я, дезинтеграция, гниение, шизофрения, мрачный ритуал, неприятно, ничего не хочу менять, бесполезно. Часто рисуют концентрические перечеркнутые круги (мишень, паутина). Встречается при шизофрении, онкологических заболеваниях (терминальные стадии), тяжелом старческом маразме. Субъективно переживается как распад «Я». В палитре полный хаос. Смотрится такая мандала очень тяжело. Рисующий стремится нарисовать мандалу большего размера.
12. Трансценденция. Экстаз. Используемые слова: белый цвет, нирвана, фонтан, божественная энергия, деяния без бытия, воскрешение, естественная красота. В рисовании встречается изображение пламени (пламя разума), летящей птицы (парящий орел), павлинье перо. Разнообразная палитра (млекопитающихся и взрослая). Попадание в самость.
Источник