Арт конструктор диагностика эмоциональной сферы

«Эмоциональный арт-конструктор»:
оригинальный метод диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы

Занятия в первый день обучения — с 11.00 до 18.00 ч., во все последующие дни — с 10.00 до 17.00 ч.

Уникальная технология «Эмоциональный арт-конструктор» разработана доктором медицинских наук, председателем Арт-терапевтической ассоциации А. И. Копытным в соавторстве с художником и специалистом по арт-терапии Р.А. Черенковым. В методике используются авторские произведения, изображающие различные эмоциональные фоны и силуэты человеческих фигур в разных эмоциональных состояниях. Важным инструментом также является специальный набор стимульных изобразительных материалов, который применяется для конструирования эмоциональных портретов.

Оригинальная красочная арт-терапевтическая технология открывает перед специалистами широчайшие возможности для тонкой и экологичной работы с эмоциональной сферой детей, подростков и взрослых.

Семинар адресован широкому кругу практических психологов, арт-терапевтам, психотерапевтам, социальным работникам, педагогам дополнительного образования, всем специалистам помогающих профессий, использующих в своей работе методы арт-терапии и арт-педагогики.

  • освоить базовые алгоритмы работы с методикой;
  • осуществлять диагностику и развитие эмоционального интеллекта;
  • использовать методику в работе с эмоциональными проблемами клиента;
  • развивать художественное мышление и воображение.
  • Структура технологии «Эмоциональный арт-конструктор»:
    • субтест «Эмоциональные фоны»,
    • субтест «Эмоциональные фигуры»,
    • субтест «Эмоциональные портреты».
  • Базовый диагностический алгоритм.
  • Диагностика способности к восприятию и распознаванию эмоций.
  • Психологическая коррекция эмоциональный состояний.
  • Технология работы с травматическим опытом.
  • Работа с эмоциональной сферой при психосоматических заболеваниях и проявлениях алекситимии.
  • Коррекция эмоциональных проблем у детей с ОВЗ.
  • Технологии использования с детьми и взрослыми, имеющими расстройства аутистического спектра.
  • Примеры использования метода на основе применения комплекса средств творческого самовыражения (изобразительного искусства, музыки, движения и танца).

Источник

Эмоциональный арт-конструктор

Арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста.

Добавить в избранное

Описание

Назначение и сфера возможного использования методики

Эмоциональный интеллект трактуется, как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности. В более широком плане он определяется как способность человека к эффективной когнитивной переработке любой эмоциональной информации.

Эмоциональный Арт-конструктор опирается на многообразие средств и форм художественной экспрессии. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Благодаря применению специально подобранных или нарисованных стимульных образов в виде фонов и фигур, насыщенности образов эмоциогенной информацией (символическими, цветовыми, психомоторными триггерами эмоций) осуществляется целенаправленное воздействие на «эмоциональный мозг», возникают эмоционально окрашенные фантазии, воспоминания, психомоторные реакции, дающие богатый материал для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы.

Методика имеет следующие достоинства:

  • Практичность и мобильность набора фигур и фонов. Его можно легко переносить, использовать, даже не имея специально оснащенного кабинета, как своеобразную «портативную студию».
  • Используя готовые изображения, позволяет участникам занятий реализовать свои творческие возможности, создавать свои картины или целые серии картин, комбинировать готовые конструктивные элементы друг с другом и, в случае необходимости, дополнять готовые изображения новыми образами.
  • Наличие готовых элементов позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в психотерапевтическом процессе.
  • Использование готовых изобразительных элементов в качестве конструктивного материала и в сочетании с иными художественными средствами и образами, в том числе, созданными самими клиентами, позволяет также осваивать и использовать приемы современного искусства, развивая художественное мышление и способы творческого самовыражения клиентов.
  • Использование стимульных фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний.
  • Наличие силуэтов с изображениями людей, находящихся в разном состоянии, позволяет выявлять и развивать способность понимать «язык тела», телесные основы эмоционального восприятия, а также дополнять изобразительную деятельность техниками телесно-ориентированного, драматерапевтического и танцевально-двигательного характера, основанными на использовании психомоторной экспрессии, пантомимики.
  • Возможность использования для совместной творческой и игровой деятельности двумя и более лицами – членами семьи, группы – в качестве особой символической среды, что создает дополнительные перспективы для диагностики, развития и коррекции семейных и групповых отношений.
Читайте также:  Изнутри себя чувствую запах

Методика будет полезна психологам, психотерапевтами и другим помогающим специалистам, особенно тем, кто осуществляет программы арт-терапии и арт-педагогики. Эмоциональный арт-конструктор может быть использован не только в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности.

Авторы методики:

  • Копытин А. И. — доктор медицинских наук, председатель «Российской Арт-терапевтической ассоциации»
  • Черенков Р. А. – художник, арт-терапевт

Содержание теста и особенности работы с методикой

Основным конструктивным принципом использования технологии «Эмоциональный арт-конструктор» является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых, а также создаваемых клиентами изобразительных элементов. Методика использует две основные категории (модуля) образных элементов – эмоциональные фоны и фигуры. Дополнительной, третьей категорией (модулем) образных элементов являются детали фотопортретов с лицами людей, выражающих разные эмоции и чувства. Данные три группы эмоциогенных стимулов дополняют друг друга и обеспечивают целостное и, в то же время, дифференцированное восприятие и выражение эмоций, их осознание и интеграцию.

При использовании с диагностической целью Эмоциональный арт-конструктор определяется как Тест художественно-эмоционального восприятия и включает два субтеста:

  • Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния.
  • Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональных экспрессии (выразительных движений) и фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства.

При разработке теста учитывались современные психологические теории и классификации эмоций и чувств, соответствующие дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. На их основе был составлен список из одиннадцати эмоций: вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх, тревога, экстаз (восторг).

Тестирование может проводиться индивидуально или в группе. Методическое руководство включает описание процедуры и критериев психодиагностического применения теста художественно-эмоционального восприятия, сведения о его валидности и надежности. Описаны методики и программы, связанные с использованием технологии с целью коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, подростков и взрослых с применением эмоционального арт-конструктора.

Читайте также:  Почему человек чувствует запах аммиака

Для создания дополнительных возможностей по развитию эмоциональной сферы в методику включены:

  • модуль для создания «эмоциональных портретов», позволяющий развивать способность воспринимать эмоции на основе мимических проявлений;
  • специально подобранная коллекция музыкальных произведений, передающих разные эмоции и чувства;
  • программа развития эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста;
  • технология применения в развивающей работе с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.

Источник

Психологическая книга

Интернет-магазин издательства «Когито-Центр»

Каталог

Подпишитесь
на нашу рассылку

Эмоциональный арт-конструктор. Диагностика и развитие эмоциональной сферы

Формат книги: 330x240x45 мм; Вес 1.6 кг

Аннотация:

Положите товар себе в корзину, оформите заказ. Но не оплачивайте его. Наш менеджер свяжется с Вами и уточнит наличие данного товара и сроки доставки.

Если товары ИМАТОН участвуют в акции, скидки по программе лояльности на них не распространяются (во время акций мы предоставляем минимальную возможную цену).

Арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста.

Обработка результатов: ручная

Форма проведения: индивидуальная, групповая

Возрастной диапазон: с 8 лет

Категория методики: психокоррекционная

Назначение и сфера возможного использования методики

Эмоциональный интеллект трактуется, как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности. В более широком плане он определяется как способность человека к эффективной когнитивной переработке любой эмоциональной информации.

Эмоциональный Арт-конструктор опирается на многообразие средств и форм художественной экспрессии. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Благодаря применению специально подобранных или нарисованных стимульных образов в виде фонов и фигур, насыщенности образов эмоциогенной информацией (символическими, цветовыми, психомоторными триггерами эмоций) осуществляется целенаправленное воздействие на «эмоциональный мозг», возникают эмоционально окрашенные фантазии, воспоминания, психомоторные реакции, дающие богатый материал для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы.

Методика имеет следующие достоинства:

  • Практичность и мобильность набора фигур и фонов. Его можно легко переносить, использовать, даже не имея специально оснащенного кабинета, как своеобразную «портативную студию».
  • Используя готовые изображения, позволяет участникам занятий реализовать свои творческие возможности, создавать свои картины или целые серии картин, комбинировать готовые конструктивные элементы друг с другом и, в случае необходимости, дополнять готовые изображения новыми образами.
  • Наличие готовых элементов позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в психотерапевтическом процессе.
  • Использование готовых изобразительных элементов в качестве конструктивного материала и в сочетании с иными художественными средствами и образами, в том числе, созданными самими клиентами, позволяет также осваивать и спользовать приемы современного искусства, развивая художественное мышление и способы творческого самовыражения клиентов.
  • Использование стимульных фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний.
  • Наличие силуэтов с изображениями людей, находящихся в разном состоянии, позволяет выявлять и и развивать способность понимать «язык тела», телесные основы эмоционального восприятия, а также дополнять изобразительную деятельность техниками телесно-ориентированного, драматерапевтического и танцевально-двигательного характера, основанными на использовании психомоторной экспрессии, пантомимики.
  • Возможность использования для совместной творческой и игровой деятельности двумя и более лицами – членами семьи, группы – в качестве особой символической среды, что создает дополнительные перспективы для диагностики, развития и коррекции семейных и групповых отношений.
Читайте также:  Когнитивные теории эмоций когнитивный диссонанс л фестингера

Методика будет полезна психологам, психотерапевтами и другим помогающим специалистам, особенно тем, кто осуществляет программы арт-терапии и арт-педагогики. Эмоциональный арт-конструктор может быть использован не только в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности.

  • Копытин А.И. — доктор медицинских наук, председатель «Российской Арт-терапевтической ассоциации»
  • Черенков Р.А. – художник, арт-терапевт

Содержание теста и особенности работы с методикой

Основным конструктивным принципом использования технологии «Эмоциональный арт-конструктор» является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых, а также создаваемых клиентами изобразительных элементов. Методика использует две основные категории (модуля) образных элементов – эмоциональные фоны и фигуры. Дополнительной, третьей категорией (модулем) образных элементов являются детали фотопортретов с лицами людей, выражающих разные эмоции и чувства. Данные три группы эмоциогенных стимулов дополняют друг друга и обеспечивают целостное и, в то же время, дифференцированное восприятие и выражение эмоций, их осознание и интеграцию.

При использовании с диагностической целью Эмоциональный арт-конструктор определяется как Тест художественно-эмоционального восприятия и включает два субтеста:

  • Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния.
  • Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональных экспрессии (выразительных движений) и фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства.

При разработке теста учитывались современные психологические теории и классификации эмоций и чувств, соответствующие дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. На их основе был составлен список из одиннадцати эмоций: вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх, тревога, экстаз (восторг).

Тестирование может проводиться индивидуально или в группе. Методическое руководство включает описание процедуры и критериев психодиагностического применения теста художественно-эмоционального восприятия, сведения о его валидности и надежности. Описаны методики и программы, связанные с использованием технологии с целью коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, подростков и взрослых с применением эмоционального арт-конструктора.

Для создания дополнительных возможностей по развитию эмоциональной сферы в методику включены:

  • модуль для создания «эмоциональных портретов», позволяющий развивать способность воспринимать эмоции на основе мимических проявлений;
  • специально подобранная коллекция музыкальных произведений, передающих разные эмоции и чувства;
  • программа развития эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста;
  • технология применения в развивающей работе с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.

Комплектация методики

  • Методическое руководство «Эмоциональный арт-конструктор. Технология диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы», А.И. Копытин
  • Набор «эмоциональные фоны»
  • Набор «эмоциональные фигуры»
  • Развивающий модуль «эмоциональные портреты»
  • Флеш-накопитель с коллекцией музыкальных произведений
  • Бланк фиксации результатов
  • Ключ для ручной обработки
  • Маркеры
  • Набор защитных экранов
  • Зажим для защитных экранов
  • Карта гарантийного обслуживания
  • Сертификат качества «Иматон»
  • Коробка-футляр с магнитным клапаном

Источник

Оцените статью