- Как правильно: слушать или нюхать духи?
- Многие стали «слышать» запах, что за глупая безграмотность, откуда это пошло?
- Почему аромат слушают, а не нюхают?
- Как лучше высказаться в том случае, если речь идет о запахах и ароматах? Наверняка многие не раз задавали себе этот вопрос. Слышать или нюхать запахи?!
- Запахи определенно не улавливают ушами. Так в чем же здесь дело? Давайте разберемся!
- «Я слышу запах». История фразы и кто сейчас так может говорить.
- Запах слышат или чувствуют?
Как правильно: слушать или нюхать духи?
Сказать продавцу в парфюмерном магазине: «Хочу понюхать вон те духи», — значит глубоко оскорбить. Вас тут же исправят: не нюхать, а слушать, — это же ароматы, а не какие-то там запахи с кухни. Парфюмерный критик Галина Анни постаралась решить вечный спор эстетов и обывателей.
Ольфакторных глаголов у нас мало. Собственно, и для остальных каналов восприятия их не так много. Разве что для зрения, которое нам дает около 80% информации о мире, кое-что есть: видеть, смотреть, наблюдать, глядеть, зреть, — остальные используются в переносном значении.
Для аудиального канала (примерно 10% информации) — только слова «слышать» и «слушать», отчасти «внимать».
10% информации приблизительно поровну распределены по остальным трем каналам.
- Мы осязаем (ощущаем, но это более общее слово, относится ко всем трем чувствам).
- Мы обоняем, нюхаем (это более активный глагол), чуем (это слово лишь отчасти относится к обонянию, а скорее к внутреннему, интуитивному постижению чего-либо).
- И мы ощущаем вкус.
То есть для чувства вкуса собственного глагола даже нет. Вкушать — это поглощать что-либо с наслаждением, но не ощущать вкус. Заметим здесь, что вкус мы воспринимаем большей частью через обоняние, самих по себе вкусов всего пять: горький, сладкий, кислый, соленый, умами.
Итак, обонять — производное от старославянского слова «воняти». Это слово редко используется в быту, оно скорее книжное, специальное. Синонимы: нюхать, ощущать запах, вдыхать запах.
Владимир Даль в своем словаре кроме «нюхать», «чуять» приводит также слова «слышать» (носом, обоняньем, чутьем) и «слушать». У каждого слова есть свои семантические характеристики, я не филолог, чтобы изложить их исчерпывающе, но в практическом применении мы интуитивно выбираем подходящие глаголы. Мы нюхаем и обоняем предмет, источающий запах (духи, блоттер).
Мы ощущаем, слышим, чувствуем и ощущаем сам запах. К запаху мы также принюхиваемся.
Все эти глаголы мы можем использовать для описания действия и восприятия. «Послушайте новый аромат», — говорит нам консультант в магазине, протягивая блоттер. Это не противоречит грамматике языка, я не буду негодовать по этому поводу. Но «послушайте эти духи» — специфический жаргон, по поводу которого мой внутренний граммар-наци протестует. Духи — это объект, источающий запах. Их можно нюхать и обонять, слышать можно запах или аромат.
Консультантов сейчас учат на тренингах не употреблять слово «нюхать». Оно кажется слишком физиологичным, бытовым, низменным, недостойным того, чтобы быть употребленным в контексте высокой парфюмерии. Даже слово «пахнет» порой маркируется как презренное. «Пахнет знаете где? — доводилось мне слышать. — А духи благоухают!»
Как профессионалов, так и серьезных любителей эти пошлейшие «куриные фрукты» вместо «яиц» забавляют и раздражают. Особенно когда термины «слушать» и «слышать» навязываются как единственно верные.
Эвалюаторы и парфюмеры нюхают, пронюхивают, обоняют, тестируют, иногда даже «смеллят» (арго от английского smell), но иногда и слушают, почему нет?
Английский химик и парфюмер Септимус Пиесс во второй половине XIX века написал труд «Искусство парфюмерии», где сопоставил структуры музыкальные и структуры парфюмерные, придумав одофон. Мы пользуемся терминами «ноты» и «аккорды» для описания ароматов. Да, мы их слышим. И делаем с ними все остальное вышеперечисленное. Особенно нюхаем. Носом. С удовольствием.
Источник
Многие стали «слышать» запах, что за глупая безграмотность, откуда это пошло?
Многим привычнее «нюхать» или «чувствовать» запах, но только не парфюмерам, которые запахи «слышат». Как же все-таки правильно, и откуда взялось выражение «слышать аромат»?
Исследователи-словесники сходятся в том, что «слышать запах» можно. Ушаков разрешает воспринимать запах любым способом, как и Даль, который сопоставляет «слышать» с глаголами «чувствовать», «осязать», «обонять».
Вам наверняка знакомо слово «чуять». У славянских народов оно звучало и толковалось по-разному — «слышать», «чувствовать» и «нюхать». В русском языке «чуять» имело несколько значений, которые позже обрели собственную форму. Поэтому слова «нюхать», «слышать» и «чувствовать» так близки. Но одной родственной связи недостаточно, чтобы объяснить, почему мы воспринимаем запахи тремя способами: мы же не говорим — «слышать боль» или «чувствовать пение птиц».
Появлением путаницы в глаголах мы обязаны еще и английскому парфюмеру Джорджу Септимусу Пьесу. В середине XIX века он разработал систему ароматов, которая зиждилась на музыкальных законах. Ученый увидел связь между музыкой и парфюмерией, поэтому отдельные ингредиенты в этой системе стали нотами, а их сочетания — аккордами. Такой способ классификации оказался, увы, неудобным, и в итоге от нее осталось только выражение «слышать запах».
Кстати, запахи принято не только «слушать», но еще и «носить», и даже «примерять». Так говорят еще со времен Г. Шанель, которая сделала парфюм необходимым аксессуаром. Модельер соединила запах и одежду, и с тех пор духи тщательно подбираются к образу.
Источник
Почему аромат слушают, а не нюхают?
Как лучше высказаться в том случае, если речь идет о запахах и ароматах? Наверняка многие не раз задавали себе этот вопрос. Слышать или нюхать запахи?!
Запахи определенно не улавливают ушами. Так в чем же здесь дело? Давайте разберемся!
Аромат, к примеру, слышат, а не нюхают!
Конечно же, «слышать аромат» — это образное выражение. И не нужно подносить флакон духов к уху, чтобы что-то там услышать. И, тем не менее, почему же иногда можно услышать это выражение «слышать запах» или «слышать аромат»?
А все дело в ассоциативности нашего мышления.
Ассоциации как круги, расходящиеся по воде после брошенного камня и всколыхнувшие не только воду. Они заставляют двигаться по волнам совершенно не связанные друг с другом предметы: соломинки на поверхности воды, кувшинки, осенний листок, поплавок рыбака. Так и услышанное слово вызывает похожие волны. Это волны возбуждения, расходящиеся в коре головного мозга. Они вызывают движение мысли, пробуждают образы и воспоминания. Так рождаются ассоциации. Например, ассоциации между запахом и вкусом. Оценивая оттенки вина, мы, скорее всего, скажем о его потрясающем букете. Вино может быть хорошо сложенным, покладистым, гибким, устойчивым, богатым, породистым, возмужалым (или, наоборот, вялым).
А многие ароматические растения ассоциируются у нас с определенным вкусом, так как мы часто используем их в качестве приправ.
Ученые также пытались провести параллель между цветом и запахом.
Они предполагали, что семь основных цветов спектра могут соответствовать семи музыкальным нотам.
Были так же проведены смысловые параллели между запахом и звуком. Большой вклад в изучение структуры музыки и структуры ароматов сделал английский парфюмер Джордж Уильям Септимус Пьесс (Septimus Piesse), который первым ввел в обиход понятие о гармоничном и дисгармоничном сочетании запахов и расположил основные ароматические экстракты в звуковые ряды.
С тех пор парфюмерию начали считать искусством, а вопрос слушать запахи или нюхать их отпал сам собой. Сами парфюмеры стали создавать свои ароматы по принципу музыкального произведения: из нот и аккордов.
🎼 верхний аккорд или верхние ноты
🎼 средний аккорд или ноты сердца
🎼 и нижний аккорд или базовые ноты
Вместе они формируют аромат, который, наподобие музыкальной симфонии, не является статичным, а играет и развивается во времени.
Теперь вы понимаете, почему говорят, что аромат нужно именно слушать? Согласитесь, в данном контексте слово «нюхать» звучит уже как-то странно 🙂
Однако есть одно небольшое НО. Духи все-таки нюхают.
Источник
«Я слышу запах». История фразы и кто сейчас так может говорить.
Здравствуйте, уважаемые читатели! Обращали ли вы внимание на интересные сочетания слов, которые мы произносим? Вот взять, к примеру, строчку из песни «не выпускать улыбку из открытых глаз» . Как связаны улыбка и глаза? Но сегодня мы поговорим о таком интересном сочетании, как «Слышать запах».
Если мы обратимся к словарям, то сравнительно недавно существовали обе формы, как «слышать запах», так и «чувствовать запах». Но более информативным будет глагол » чуять «, который в русском языке имел несколько значений (напр. «слышать», «чувствовать», «нюхать» ). По этой причине способ восприятия запаха в словарях Даля и Ушакова ассоциировался с любым их этих слов.
Многообразие подобных сочетаний возникает не только в русском языке, ведь мы воспринимаем окружающий мир комплексно, различными органами чувств. Поэтому в физике существует «тёплый и холодный оттенок», в музыке «тяжелый рок», а в кулинарии «острые приправы».
Но всё же свою лепту в путаницу слов внёс англичанин Джордж Септимус Пьес , который был парфюмером по профессии. Именно он в середине 19 века для более точного и выразительного описания запаха использовал музыкальные термины. Отдельные ингредиенты он назвал «нотами» , а их сочетания — «аккордами» . Вот почему до сих пор при описании духов нам встречаются такие фразы, как «древесная и пряные нота»
В итоге, «музыкальная» классификация прижилась только у парфюмеров и такие фразы, как «слышать запах», составлять композиции — прерогатива конкретной профессии. А со времён Шанель запахи стали частью образа, поэтому их стали как «примерять», так и «носить».
В современном русском языке фраза «слышать запах» стала разговорной и чаще встречается у парфюмеров. А общеупотребительной и стилистически нейтральной осталась «чувствовать запах» .
А как вы чаще говорите — «слышать запах», или «чувствовать»?
Друзья, ставьте «лайк», если статья вам понравилась. Хорошего дня и только приятных запахов!
Источник
Запах слышат или чувствуют?
В данном случае- выражение » слышать запах» является метафорой. .
Метафора- оборот речи, заключающийся в употреблении слов и выражений в переносном значении для определения предмета или явления на основе аналогии, сравнения или сходства. .
Словарь Ушаков.
ЗАПАХ, запаха, м. Свойство предмета, вещества, воздуха, действующее на чувство обоняния, воспринимаемое обонянием. Сладкий запах розы. Дурной запах. Запах табака. Одуряющий запах левкоя. Острый запах. Чувствовать, слышать запах чего-н. Чувствуется, слышится запах.
и Ожегов считает, что глагол «слышать» имеет более широкое значение, чем «воспринимать акустический сигнал».
Словарь В. И. Даль
ОБОНЯТЬ чуять, слышать носом, обоняньем, чутьем; быть одарену чутьем; что, вдыхать, впивать запах, дух; слышать, чуть, что пахнет, нюхать. По-видимому низшие животные не обоняют, не слышать никакого запаха. Обонянье ср. действие обоняющего; самое чувство, дающее средство обонять, слышать запах; чутье (бол. говор. о животн.) , одно из пяти чувств.
И примеры из русской литературы. .
Ахматова
А сердцу стало страшно биться,
Такая в нем теперь тоска.. .
И в косах спутанных таится
Чуть слышный запах табака.
Есенин
Легким дымом к дальним пожням
Шлет поклон день ласк и вишен.
Запах трав от бабьей кожи
На губах моих я слышу.
Некрасов
Оборванные нищие,
Послышав запах пенного,
И те пришли доказывать,
Как счастливы они:
Пушкин
Тогда услышал я (о диво! ) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной
Источник