Познавательная теория эмоций М.Арнольд — Р. Лазаруса
Познавательная теория эмоций М. Арнольд – Р. Лазаруса
У М. Арнольд в качестве познавательной детерминанты эмоций выступает интуитивная оценка объекта. Эмоция, как и действие, следует за этой оценкой. «Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это «нечто» опасно, – и как только я представляю это, я напугана и бегу». Таким образом, по Арнольд, мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. Она считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать, будучи выражена в различных телесных изменениях, и переживается как эмоция. Оценка, по Арнольд, характеризуется мгновенностью, непосредственностью и непреднамеренностью, т.е. интуитивностью. Эта интуитивная оценка понимается автором как «чувственное суждение», в отличие от абстрактного «рефлексивного суждения».
В концепции Р. Лазаруса (Lazarus et al., 1970) центральной тоже является идея о познавательной детерминации эмоций. Он считает, что когнитивное опосредование является необходимым условием для появления эмоций. Однако он критикует М. Арнольд за то, что понятие «оценка» остается у нее субъективным и не связывается с фактами, поддающимися непосредственному наблюдению, что ведет к игнорированию вопроса об условиях, детерминирующих оценку. Кроме того, Лазарус не согласен с Арнольд по поводу того, что оценка признается ею чувственной (эмоциональной) по характеру.
Два положения являются главными в концепции Лазаруса:
? каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания или оценки;
? эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, каждый из компонентов которого отражает какой-либо важный момент в общей реакции.
Центральным понятием концепции Лазаруса является «угроза», понимаемая как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом, причем предвосхищение основано на сигналах, оцениваемых с помощью познавательных процессов. По существу, Лазарус рассматривает аффективные реакции, а не только переживание, так как для него эмоция, судя по первой и особенно последней работам, является синдромом, включающим три основные группы симптомов – субъективные переживания, физиологические сдвиги и моторные реакции. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы. Тенденции к действию по поводу наличия угрозы и ее устранения отражаются в различных симптомах эмоциональных реакций. Таким образом, схема возникновения эмоции выглядит так: восприятие ? первичная оценка ? исследовательская активность ? (личное значение действий в оцениваемой ситуации) ? вторичная оценка ? тенденция к действию ? эмоция как проявление тенденции в переживании, физиологических сдвигах и моторных реакциях.
Положительным в представлениях автора является то, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные, т.е. свойства личности. Отсюда одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие – разную эмоциональную реакцию. Однако надо отметить, что в теории Лазаруса уделяется излишне много внимания как анализу детерминант процесса оценки, так и приспособительным реакциям по поводу осознания угрозы, и меньше – механизмам появления самой эмоции.
Детальный критический разбор концепции Лазаруса дал И.А. Васильев (1976). Оценивая в целом эту концепцию как шаг вперед на пути сближения эмоции и действия, эмоциональной сферы и поведения, он делает и ряд замечаний. Наиболее существенные, на наш взгляд, следующие:
1. Эмоция появляется не только в конце познавательной деятельности как ее итоги, но и в ходе познавательной деятельности, способствуя ее успешности. Лазарус это игнорирует.
2. Имеются два значения понятия «оценка», в одном из которых эмоция сама выполняет оценочную функцию (эмоциональная оценка). Лазарус не соотносит свое понимание оценки с существующим в психологии, что создает неопределенность в ее трактовке.
3. Лазарус доказывает зависимость возникновения эмоций от оценки, используя в экспериментах примитивную познавательную деятельность. Поэтому действительные процессы оцен-ки остаются в концепции автора гипотетическими.
4. Лазарус, отождествляя мотивацию только с побуждением, т.е. сузив это понятие, не совсем обоснованно критикует мотивационную теорию эмоций. (Это бросается в глаза; ведь приведенная выше схема сама напоминает этапы развертывания мотивации.)
5. Если эмоция является конечным этапом процесса оценки, то остается необъясненным, для чего она нужна.
Наконец, вряд ли оправдано связывать возникновение эмоций только с познавательной активностью.
Как отмечает Н.Н. Данилова (2000), когнитивные, оценочные операции, которые влияют на эмоции, реализуются в мозге, который уже эмоционален и не является аффективно-нейтральным. Она считает, что чисто когнитивной детерминанты эмоций вообще не существует. Эмоция на значимый стимул – это единство аффективно-когнитивных процессов.
21. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.
Объектом изучения в этой теории являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:
1) основную мотивационную систему человеческого существования образуют 10 базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;
2) каждая базовая эмоция обладает уникальными мотивационными функциями и подразумевает специфическую форму переживания;
3) фундаментальные эмоции переживаются по-разному и по-разному влияют на когнитивную сферу и на поведение человека;
4) эмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние;
5) в свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные процессы влияют на протекание эмоционального процесса.
В своей теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически.
Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).
Говоря о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:
1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты;
2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики);
3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком;
4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов;
5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.
Однако сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.
Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.
Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой — как фундаментального личностного процесса.
22. П.В. СИМОНОВ Потребностно–информационная теория(1964 г.).
Эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. Эмоция есть функция 2-х переменных, таких как актуальная потребность + вероятность удовлетворения этой потребности. Э = f [П; ВУ] = f [П; (Ин – Ис)]. Вероятность удовлетворения потребности (п; ву) оценивается мозгом на основании сравнения двух переменных: Ин – информация о средствах, ресурсах и времени, необходимых для удовлетворения потребности. Ис – информация о средствах, существующих в данный момент у субъекта. Информация, которая нужна для удовлетворения потребности – совокупность всех средств достижения цели (знания, совершенство навыков, энергетические ресурсы, время и т.д.). В этой формуле заключены отражательная и оценочная функции эмоций.
Факторы, к-е обуславливают вариации эмоции: 1. Индивидуальные особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.; 2. Фактор времени (развитие аффекта), в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями; 3.Качественные особенности потребностей. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей, принято называть чувствами.
Переключающая Ф.При конкуренции эмоций (какая потребность вызывает большую эмоцию). Подкрепляющая Ф:роль в образовании условного рефлекса. Н-р, у крыс не удалось выработать инструментальный условный рефлекс при введении пищи через канюлю в желудок, т.е., минуя вкусовые рецепторы, а на морфий выработали – вызывает очень быстрое эмоциональное состояние). Компенсаторная(замещаюшая) Ф. При положительной эмоции компенсаторная функция – инициирование поведения (положительная эмоция усиливает потребность достижения цели согласно правилу П = Э/ (Ин – Ис). Стремление испытать положительную потребность – поиск неудовлетворенной потребности и ситуации неопределенности. На основе этого компенсируется недостаток неудовлетворенных потребностей, который мог бы привести к остановке процесса самодвижения и саморазвития.
Источник
Познавательная теория эмоций М.Арнольда-Р.Лазаруса.
Арнольд считает, что как только человек непосредственным и интуитивным способом придет к выводу, что тем или иным предметом стоит овладеть, он сразу ощущает привлекательность этого предмета. Как только человек интуитивно заключает, что нечто угрожает ему, он сразу чувствует, что оно приобрело отталкивающий характер и что его нужно избежать. Возникающая тенденция действовать и переживается как эмоция.
Два положения являются главными в данной концепции: 1) каждая эмоциональная реакция, независимо от ее содержания, есть функция особого рода познания, или оценки; 2) эмоциональный ответ представляет собой некий синдром, включающий три основные группы симптомов — ●субъективные переживания,● физиологические сдвиги и ● моторные реакции.
По мнению Лазаруса, можно выделить два основных типа оценки ситуации:
1) угрожающей; 2)благоприятствующей.
Центральным понятием концепции Лазаруса является понятие «угрозы», понимаемой как оценка ситуации на основе предвосхищения будущего столкновения (конфронтации) с вредом. Как только некоторый стимул оценивается как угрожающий, тут же приводятся в действие процессы, направленные на устранение или уменьшение вреда, т.е. процессы преодоления угрозы.
Кроме того, автор отмечает, что детерминантами оценки являются как ситуативные факторы, так и диспозиционные (свойства личности): одна и та же ситуация вызывает у разных людей разную оценку и как следствие — разную эмоциональную реакцию. Много внимания уделяется и приспособительным к угрозе реакциям.
Источник
Магда Б. Арнольд и эмоциональная оценка
Согласно Уильяму Джеймсу (1842–1910), эмоции являются результатом оценки изменений на уровне тела, которые происходят, когда человек получает определенную стимуляцию или находится в конкретной ситуации. Таким образом, эмоции были бы невозможны без производства или восприятия этих изменений, которые были бы особенно связаны с симпатической нервной системой. Тем не менее, Магда Б. Арнольд (1903-2002) представил иной взгляд на это явление через концепцию эмоциональной оценки или оценка.
Арнольд предположил, что эмоции не следуют за физическими изменениями, а скорее необходима прямая оценка того, влияет ли объект или ситуация на нас так или иначе. Эта оценка будет вызывать чувство влечения или отвращения, и это приведет к приближению или удалению объекта или ситуации. Последовательность будет следующей: восприятие — оценка — эмоция. Давай углубимся.
Согласно Магде Б. Арнольд, эмоции зависят от того, насколько мы ценим объекты и ситуации..
Четыре аспекта эмоциональной оценки
так, Магда Б. Арнольд выделила четыре основных аспекта при оценке ситуации. Эти четыре момента до сих пор очень важны для понимания эмоциональной оценки нашей жизни..
- Разница между восприятием и оценкой.
- Немедленная эмоциональная оценка.
- Тенденция действия.
- постоянство.
1. Разница между восприятием и оценкой
Воспринимать объект — значит знать, каков объект, который я воспринимаю. Оценить это значит связать это со мной, и в этой оценке мы склонны классифицировать его на две категории: приятные или неприятные.. Если однажды мы увидим льва, рычащего посреди улицы, мы расценим это как нечто неприятное, и это заставит нас бояться. Если мы увидим это в зоопарке (не представляя для нас никакой опасности), мы можем квалифицировать его как приятный опыт.
2. Непосредственность эмоциональной оценки
Эмоциональная оценка подразумевает не только то, что что-то является полезным или отвратительным, но также и принятие суждений о ситуации или объекте. Эти суждения имеют в качестве основных характеристик, что они мгновенный, автоматический, прямой и неотражающий.
Когда мы встретимся со львом посреди улицы, почти в полной безопасности, мы побежим. Эта реакция на выживание была вызвана страхом, немедленной, прямой и автоматической эмоцией, то есть мы действовали «недолго думая». Мы не перестаем думать о последствиях, когда увидим льва прямо перед нами на улице потому что это будет означать потерю времени. Очень ценное время, учитывая, что мы можем стать их едой.
В то же время, будучи неотражающими суждениями, они подразумевают ответ, равный или подобный предыдущему. Но вместо страха мы ставим счастливую ситуацию. Что происходит со многими людьми, когда мы сдаем последний экзамен гонки? Или когда мы увидим любимого человека после долгого времени? Мы плачем от радости И мы делаем это без интеллектуальной или рефлексивной умственной обработки, это подразумевает, что мы не останавливаем все, что делаем, и думаем о ситуации, но делаем это спонтанно.
3. Тенденция действия
Когда мы оцениваем объект или ситуацию как приятные или неприятные, мы инициируем тенденцию действия, которую мы чувствуем как эмоцию, связанную с изменениями тела и которая может привести к конкретному действию. Это, Мы начинаем чувствовать физиологические изменения, которые побуждают нас действовать. Когда мы злимся, мы не только чувствуем тепло и волнение в нашем дыхании, но мы также можем хотеть ударить в дверь или бросить объект на землю.
Эти две переменные запускают два поведения. Когда мы ценим что-то как приятное, мы склонны сближаться, физически или эмоционально. С другой стороны, если мы считаем, что что-то неприятно, наше поведение будет одним из отвержения и отчуждения. Итак, тогда, наша эмоциональная оценка определяет наше поведение на том, что мы оценили.
Согласно Магде Б. Арнольд, когда физиологические состояния очень активированы и не сопровождаются действием, мы можем почувствовать большой дискомфорт и разочарование. Автор защищает это сначала мы действуем, а затем мы думаем об объекте, который мы восприняли и который вызвал действие.
4. Постоянство
Обычно мы думаем, что все останется прежним. Обычно, когда мы встречаем кого-то, мы думаем, что он всегда будет вести себя одинаково или что наши любимые всегда будут рядом. Мы обычно приписываем постоянство всему, что нас окружает, практически без возможности изменений. Однако это не так. На этом этапе автор стремится подчеркнуть контраст между нашими ожиданиями относительно реальности и тем, что происходит на самом деле.
Вера в то, что все останется прежним, приводит нас к страданию. Мы также думаем, что другие будут действовать вместе с нами, как они поступили до настоящего момента, и это может измениться. Магда Б. Арнольд подчеркивает важность знания концепции постоянства, чтобы изменения, которые происходят в нашей жизни, не вызывали больших неудобств.
Магда Б. Арнольд, несомненно, была влиятельной личностью в психологии и, в частности, в области эмоций. Его работы позволили Ричарду Лазарусу разработать одну из самых распространенных в научном сообществе теорий о когнитивной оценке, стрессе и эмоциях. Наконец, важно отметить, что в дисциплине присутствуют не только хорошо известные мужчины, но и замечательные женщины, которые внесли фундаментальные знания в развитие различных теорий..
Любопытство об эмоциональном разуме Наш эмоциональный разум обуславливает нас во многих аспектах нашей жизни, он может даже похитить нас. Знайте, каковы их характеристики Читать дальше «
Источник