Ария ивана сусанина передает радость или грусть

Характеристика арии Ивана Сусанина.. . Помогите пожалуйста! Заранее спасибо)

В речитативе и арии Сусанина полностью раскрывается образ героя и патриота.
Речитатив Сусанина «Чуют правду» — образец выразительной песенной декламации Глинки.

Речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада.

В арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

В арии соединяются черты русского романса и песни.

Реприза более трагическая, на органном пункте, который придает траурность. Кода. Драматизм прорывается наружу. Звучит тремоло у струнных в басах: “Мой час настал, мой смертный час”.

После арии звучит речитативная сцена. Это – воспоминания Сусанина. Здесь собраны темы из других частей оперы.

В речитативе и арии Сусанина полностью раскрывается образ героя и патриота.
Речитатив Сусанина «Чуют правду» — образец выразительной песенной декламации Глинки.

Речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада.

В арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

В арии соединяются черты русского романса и песни.

Реприза более трагическая, на органном пункте, который придает траурность. Кода. Драматизм прорывается наружу. Звучит тремоло у струнных в басах: “Мой час настал, мой смертный час”.

После арии звучит речитативная сцена. Это – воспоминания Сусанина. Здесь собраны темы из других частей оперы.
Источник: Интернет

В арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

Наш герой идёт на смерть, но не боится её.

В речитативе и арии Сусанина полностью раскрывается образ героя и патриота.
Речитатив Сусанина «Чуют правду» — образец выразительной песенной декламации Глинки.

Речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада.

В арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

В арии соединяются черты русского романса и песни.

Реприза более трагическая, на органном пункте, который придает траурность. Кода. Драматизм прорывается наружу. Звучит тремоло у струнных в басах: “Мой час настал, мой смертный час”.

После арии звучит речитативная сцена. Это – воспоминания Сусанина. Здесь собраны темы из других частей оперы.

В арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни.

Источник

Конспект урокапо музыке на темуИван Сусанин 3 кл

Урок музыки в 3 – м классе по теме: Опера «Иван Сусанин»

5 урок 1 четверти

Акимова Елена Алексеевна учитель музыки МБОУ «Гимназия №1 г.Новопавловска»

Задача: Вызвать эмоциональное отношение к народной и композиторской музыке.

развивать музыкальную память

-накопление музыкально- слуховых впечатлений

— умение анализировать, сравнивать, выделять главное.

— развивать певческий голос, добиваться гибкости, стройности звучания.

-формирование музыкальных понятий – канон,народная песня, кант, кантата, опера, ария, повторить понятие «героическая музыка»;

— умение анализировать музыкальное произведение.

— воспитывать любовь, пробуждать интерес к русской музыке.

— воспитывать чувства патриотизма

— способность ученика к сопереживанию, к целостному восприятию произведения.

4 Художественная идея:

— дать представление о музыке композитора.

5 Музыкальный материал:

— музыкальная попевка «Мы – третиклассники»

-хор «Вставайте, люди русские» из кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева

-русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки»

— песня «Родина» муз.А.Полячек сл.Ф.П.Сафинова

— ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» муз. М.И. Глинки

— фортепиано, проигрыватель, магнитофон, иллюстрационный материал: рисунки с изображением русских орденов; репродукции картин с изображением русских полководцев: , картина П. Корина «Александр Невский» , А. Суворова, М. Кутузова; репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»; портреты С.С. Прокофьева, М.И. Глинки; рисунки с изображением музыкальных инструментов военного оркестра, военных парадов. 7 Предварительная работа:

Читайте также:  Эмоционально неуравновешенные дети это

— подготовить презентацию к уроку.

— подготовить эссе по теме: «Героическая тема в музыке М.И.Глинки.

Входят в кабинет музыки под марш, музыкальное приветствие .

Ученики исполняют распевания на слоги (ма,мо,му) по полутонам стоккато и легато,повторение попевки «Мы – третиклассники»

Ребята какую песню мы называем народной песней? (ту.которую сочинил народ)

Разучивание и исполнение 1-го куплета русской народной песни «Со вьюном я хожу».

Вы знаете, что многие русские народные песни были игровыми: они объединяли пение и игру. Вот к таким игровым произведениям относится и песня «Со вьюном я хожу». Пели ее, становясь в круг, а один человек — водящий — ходил позади игроков и держал в руках свитое в жгут полотенце или ленту. Это и был вьюн. По окончании пения куплета водящий должен был положить вьюн на плечо другого игрока, а сам вставал на его место, и игра продолжалась. ( Школьники исполняют 1-й куплет песни «Со вьюном я хожу».)

Теперь попробуем исполнить эту песню необычно — каноном. Давайте поделим класс на две группы. Каждая группа будет петь свой голос.

Петь эту песню начнет первая группа, а потом по моей команде к ней присоединится вторая группа. Но вторая группа начнет петь песню опять с самого начала. Возникнет впечатление, будто бы вторая группа догоняет первую, бежит за ней. Послушайте, как необычно зазвучит эта простенькая песенка.

Поскольку первая группа начинает петь раньше, то она и завершит свое пение раньше. После первого исполнения группы можно поменять ролями.

— Как называется прием исполнения, при котором одна группа начинает пение раньше, а другая — позже, но обе группы поют одно и то же? (Канон.)

— Какую песню вы учились петь каноном? («Со вьюном я хожу».)

Есть ли у этой песни автор? (Нет.)

— Как мы называем такие песни? (Русские народные.)

— К какому жанру русских народных песен можно отнести песню «Со вьюном я хожу»? (К игровому, хороводному.)

— Каков характер этой песни? (Плавный, распевный, неторопливый, спокойный.)

Что же такое канон? « Канон -исполнение произведения на несколько голосов «с опозданием»».

3. Разучивание и исполнение песни- « Родина» муз.А.Полячек сл.Ф.П.Сафинова.

На прошлом уроке мы с вами послушали и разучили первый куплет этой песни — — —Каков характер этой песни?— О чем поется в песне? (Ответы учащихся.) В этой песне человек описывает красоты родной земли, рассказывает, насколько хороша окружающая его природа. И все это говорит о возвышенном отношении к Родине.

— С каким чувством исполняется эта песня?

— Кто исполняет песню?

— Правильно ли выбран характер исполнения — протяжно, распевно, легато?

— Подошла бы к этой песне другая манера исполнения — острая, стаккатная? (Нет.)

— Какая музыкальная форма у песни? (Одночастная — куплет.)

— Сколько было куплетов? (Три.) ( Повторение первого куплета,разучивание второго куплета.)

( Ученики исполняют песню «Родина» с дирижированием и танцевальными движениями.)

4. Знакомство с арией Сусанина из опера «Иван Сусанин» музыкаМ.И.Глинки

— Вам знакомо слово «опера»? Что оно означает? (Музыкальный спектакль, где все поют.)

В 1 и 2 классах вы знакомились с отрывками из опер разных композиторов — русских и зарубежных.

— Вспомните, какие музыкальные отрывки из опер вы слушали и что это были за оперы. Какие композиторы создали для них музыку? (Примерный ответ. Хор «Уж как по мосту, мосточку» из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», увертюра и «Марш Черномора» из оперы М. И- Глинки «Руслан и Людмила», увертюра из оперы В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», отрывок из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», партии козлят и хор из оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят».)

Вы слушали в основном увертюры и хоры, оперные инструментальные отрывки. Сегодня вы послушаете арию из великой русской оперы, которую сочинил композитор Михаил Иванович Глинка. Эта опера названа именем главного героя — «Иван Сусанин».

События оперы происходят в 1612 г., в городе Костроме. На Русь напали поляки, они захватили Москву. Русские люди, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрали наролное войско и прогнали поляков из Москвы. Но отдельные отряды поляков еще оставались в России в надежде переломить ход войны. Один из таких отрядов ворвался в избу к костромскому крестьянину Ивану Сусанину, требуя, чтобы тот показал дорогу на Москву. Сусанин сделал вид, что согласился, но на самом деле завел поляков в лесную глушь. Враги убили Ивана Сусанина, но и сами не смогли выбраться и погибли. В память об этом подвиге в Костроме на площади поставлен памятник русскому герою — Ивану Сусанину. А спустя почти 200 лет после этого события композитор М.И. Глинка написал оперу «Иван Сусанин».

Читайте также:  Что такое матримониальные чувства

Сейчас вы послушаете арию Ивана Сусанина из оперы «Иван Сусанин».

Ария Сусанина — образец русской героической музыки. М.И. Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью. Он знает, что пути назад нет. Сусанин ждет зарю, она возвестит ему о спасении Родины, и эта весть укрепит его в смертный час Композитор показал нам величие души героя. Для этого М.И. Глинка выбрал напев, близкий русской народной песне. Об этой сцене оперы один современник М.И. Глинки сказал так: «В эту минуту напев Сусанина достигает высшего трагического стиля. сохраняя во всей своей чистоте русский характер» (В.Ф. Одоевский).

Итак, представьте себе заснеженный лес, уснувших врагов и Ивана Сусанина, который знает, что утром его ждет неминуемая гибель. Герой поет свою последнюю, предсмертную арию.

Читаю текст. Ты взойдешь, моя заря, Взгляну в лицо твое, Последняя заря, Настало время мое. Обратите внимание на то, какой голос будет исполнять эту арию.

Слушание арии Ивана Сусанина

— Каков характер музыки? (Плавный, скорбный, суровый, гордый.)

— Слышалась ли в музыке жалость? Может быть, Сусанин пожалел о своем поступке? (Нет.)

— Похожа ли мелодия, которую сочинил композитор М.И. Глинка, на мелодию народной песни? (Да.)

— В чем заключается это сходство? (Ария плавная, протяжная, в ней много распевов слогов.)

-Ария — отдельный вокальный номер.

Разучивание с классом начало арии, обращая внимание на распевы слогов.

— Какой голос исполнял арию? (Бас — низкий мужской голос.)

— Менялась ли музыка в середине арии? (Да, становилась более быстрой.)

— В конце арии возвращалась ее начальная тема? (Да.)

— Сколько частей в арии? (Три.)

— Как можно назвать форму арии? (Трехчастная репризная.)

Какие части в трехчастной форме одинаковые? ( первая и третья)

— С чего начиналась ария? (С инструментального вступления.) Во вступлении мелодия двигалась сверху вниз. Покажите это движение ладонью — ступеньками, а начало и окончание арии спойте вместе с певцом. ( Повторное прослушивание арии с частичным вокальным исполнением.)

6.Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой

Упражнение 1. «Кулачки» Для выполнения данного упражнения необходимо принять следующее исходное положение: стать прямо, голову поднять, ноги выпрямить и расставить на ширину плеч, стопы поставить параллельно друг другу, выпрямленные руки свободно опустить вдоль туловища. После этого следует произвести короткий, шумный и резкий вдох через нос, и в то же время сильным движением необходимо сжать пальцы рук в кулаки. Далее спокойно вывести воздух через рот и одновременно разжать кулаки, выпрямив пальцы. Упражнение следует повторить не менее четырёх раз. Далее следует отдохнуть в течении трёх- пяти секунд, после чего вновь провести упражнение четыре раза с последующим отдыхом

Упражнение 3. «Накачаем мяч». Немного наклониться вперёд, руки расслабить, вывести вперёд ,плечи округлить, голову опустить, мышцы расслабить и одновременно сделать резкий и энергичный вдох, втягивая воздух через нос. После этого следует принять исходное положение и в тот же момент произвести слабый выдох только через рот либо через рот и нос.

Далее следует вновь с шумом, активно и коротко вдохнуть, наклоняя корпус и расслабляя мышцы верхней части тела, после чего сделать выдох и принять исходное положение: выпрямиться, поднять голову, расправить плечи, руки опустить вдоль туловища .Необходимо провести 12 повторений по 8 наклонов с одновременным наклоном корпуса вперёд и расслаблением мышц верхней части туловища.

Жизнь русского человека всегда была наполнена музыкой. Писатель Н.В. Гоголь однажды отметил, что «под песни. рождается, женится и хоронится русский человек». Действительно, русские дети часто пели песни во время игр, взрослые пели песни во время работы, в праздники танцевали под музыку и делали под песни инсценировки. Музыка звучала, когда в семье появлялся ребенок — ему пели колыбельные, когда праздновали свадьбу, когда провожали в солдаты. И сами солдаты во время военной службы пели песни. Когда песня исполнялась во время военного похода, она помогала легче перенести тяготы солдатской жизни, а во время привала помогала отдохнуть, напоминала о доме. Вы знаете такую форму народного творчества — былины. Например, былины о русских богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.

Читайте также:  У меня настроение необычное

( Педагог демонстрирует репродукцию картины «Богатыри» В. Васнецова.)

А ведь в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины.

Есть такой жанр народной музыки — военные песни, в которых рассказывалось о знаменитых сражениях и победах русской армии, о великих полководцах, которые командовали русскими войсками и побеждали врагов.

— Посмотрите на портреты, размещенные на доске. Кто знает фамилии этих полководцев? (Суворов и Кутузов.)

Это великие герои, чьи сражения прославили военную мощь России. В XX в. были учреждены ордена Суворова и Кутузова, которыми награждали военные части, особо отличившиеся в боях. А в народе о нашей доблестной армии слагались песни

-С какой солдатской песней мы начали знакомиться на уроке?( «Солдатушки, бравы ребятушки».

-В каком году песня появилась на свет? (после Отечественной войны 1812 г)

— Каков характер этой песни? (Бравый, военный, смелый, отважный, героический.)

В песне подчеркивается, что даже все родственники солдат — их деды, отцы, братья и сестры — служат во славу нашей Родины, России.

Сейчас мы начнем повторим первый куплет и разучим второй и третий. Все ее куплеты начинаються с одной-единственной фразы: «Солдатушки, бравы ребятушки». Обратите внимание: в слове «ребятушки» в одном слоге на гласный звук «у» встретится распевание.

Две последние строчки в каждом куплете будут повторяться. Исполним эту песню в виде переклички. Участвовать будут две группы — девочки и мальчики. Девочки будут задавать вопрос, а мальчики — отвечать на него. ( Исполнение куплета приемом «перекличка».)

— Что было необычным в этих словах? (Перенос ударения в слове «отцы» и незаконченные слова — «бравы» и «русски».)

Вы уже встречались с переносом ударения в слове «жаворонок» в песне «Родина»: «Слышу пенье жаворонка». И вы знаете, что это делается для удобства исполнения песни. Вот и окончание в слове «русские» сократили, чтобы стихотворная строчка уместилась в музыкальную строчку. Получилось «русски». Но, я думаю, песня от этого не пострадала, смысл ее всем понятен. ( Школьники разучивают и исполняют 2-й куплет, а затем всю песню целиком.)

8. Вокальная импровизация Сегодня у меня для вас необычное задание. Вам надо будет создать мелодию для торжественного слова, которым в старину приветствовали победу русских войск. Это торжественное слово — виват. Давайте повторим его хором 3 раза.

В переводе слово означает «да здравствует». И вот каким будет ваше задание для импровизации. Представьте себе картину: в русский город въезжает военный полк, который одержал победу над врагом, и военных приветствуют горожане, которые дружно

и громко кричат «виват!». А на площади города играет военный оркестр и поет хор. Сочините мелодию для военного приветствия «виват».

— Какой должна быть музыка в таком приветствии? (Торжественной, парадной.)

— Какой музыкальный жанр лучше всего использовать? (Марш.)

( Ученики придумывают военные приветствия. Если затрудняются в сочинении текста, то педагог может предложить им следующие варианты:

1. Да здравствует Россия! Виват! Виват! Виват!

2. Героям нашим слава! Виват! Пусть славится держава! Виват!

3. Славься, страна моя непобедимая! Виват! Виват!)

-Что такое опера?

— Какое новое распевание вы разучили?

-Каким приемом вы пели распевание?

-Что такое канон?

— Какую героическую музыку вы сегодня слушали?

— Какой композитор сочинил оперу «Иван Сусанин»?

— Какую еще музыку композитора М.И. Глинки вы знаете?

-Как переводится слово «виват»?

Как использовались былины в старой русской армии? (Их пели во время военных походов.)

Предлагается исполнение начальных музыкальных фраз следующих произведений, школьники отгадывают их названия:

• хора «Вставайте, люди русские!» С.С. Прокофьева;

• начала арии Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки.)

Урок закончен. До свидания . Выход из класса под марш.

Источник

Оцените статью