Аппарат визуальной цветоимпульсной стимуляции с бос для снятия эмоционального напряжения

Применение визуальной цветоимпульсной стимуляции в лечении гиперактивности с дефицитом внимания у детей.

И.А. Вякина, И.Е. Повереннова.

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРдВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте [4]. Оно проявляется не свойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефицитом внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами взаимоотношениях с окружающими. Распространенность ГВдВ высока, им страдают около 5% детей школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками [2, 3].

Перенесенные в процессе внутриутробного развития повреждения цНС могут стать причиной развития у ребенка ГРдВ. Воздействие различных патологических факторов во время беременности и родов способно вызвать гипоксию плода и асфиксию новорожденного. Вызванные гипоксией биохимические и морфологические изменения способны в той или иной степени искажать нормальный ход сложных процессов развития головного мозга [2, 7].

Между тем установлено, что отдаленные исходы патологии беременности и родов в значительной степени опосредуются социальными факторами. у детей из благополучных семей, в которых родители уделяют большое внимание преодолению имеющихся у ребенка трудностей обучения и проблем поведения, последствия раннего органического повреждения мозга постепенно регрессируют, тогда как у детей, воспитывающихся в социально неблагоприятных условиях, нарушения сохраняются и создают предпосылки для формирования школьной дезадаптации, а в дальнейшем и социальной дезадаптации [5, 8]. Высокая частота и социальная значимость ГРдВ обусловливают научный интерес к этой проблеме [4]. В последнее десятилетие наблюдается подъем заболеваемости, и назрела необходимость поиска новых методов лечения.

Одним из новых методов, рекомендованных в 2000 году Минздравом РФ для снятия эмоционального напряжения у детей в возрасте старше одного года, является визуальная цветоимпульсная стимуляция. Процедуры проводятся с помощью окрашенного видимого модулированного света [1, 6]. так как в литературе отсутствуют сведения об использовании данного метода при ГРдВ, было проведено настоящее исследование, целью которого явилось изучение эффективности визуальной цветоимпульсной стимуляции с помощью аппарата «АСИР» в комплексной терапии ГРдВ у детей.

Материалы и методы исследования. Под нашим наблюдением на базе МуЗ «Городская поликлиника № 2» г. тольятти Самарской области находились 123 ребенка в возрасте от 5 до 15 лет с синдромом гиперактивности с дефицитом внимания. При обращении к неврологу у детей и их родителей отмечались жалобы на повышенную возбудимость, неусидчивость, легкую отвлекаемость, двигательное беспокойство, расторможенность, непослушность, трудности обучения и проблемы в поведении ребенка. у всех больных отмечались церебрастенические проявления в виде повышенной утомляемости, капризности, колебаний настроения, плохого аппетита, головных болей. Выявлялись нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями.

Всем пациентам до начала лечения и в конце его проводилось комплексное обследование, включающее общий осмотр и исследование неврологического статуса, а также исследование эмоционального состояния, тревожности и психологических особенностей ребенка. диагностика ГРдВ дополнялась использованием структурированного опросника для родителей [4], позволяющего подробно охарактеризовать общее состояние и поведение ребенка. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам:

  • Церебрастенические симптомы.
  • Психосоматические нарушения.
  • Тревожность, страхи и навязчивости.
  • двигательные нарушения.
  • Нарушения устной речи.
  • Внимание.
  • Эмоционально-волевые нарушения.
  • Нарушения поведения.
  • Агрессивность и реакции оппозиции.
  • Трудности школьного обучения.
  • Нарушения чтения и письма.

тщательно изучался акушерский анамнез и история жизни ребенка. у всех больных использовались дополнительные методы исследования, включающие электроэнцефалографию, реоэнцефалографию, эхоэнцефалоскопию, осмотр глазного дна. При необходимости выполнялась компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга. С учетом полученных данных каждому ребенку индивидуально составлялась программа лечения.

В ходе исследования все пациенты были разделены на две группы, сопоставимые по возрасту, полу, демографическим, клиническим и другим основным характеристикам. В группе сравнения у 61 ребенка (26 мальчиков и 35 девочек) использовалось только традиционное лечение: транквилизаторы, нейролептики, сосудистая и метаболическая терапия. Основная группа состояла из 62 детей (24 мальчика и 38 девочек), у которых на фоне аналогичной комплексной терапии применялась методика визуальной цветоимпульсной стимуляции.

Читайте также:  То самое чувство когда мем

для проведения цветоимпульсной терапии использовался аппарат визуальной цветоимпульсной стимуляции «АСИР», разрешенный Министерством здравоохранения РФ для использования в медицинских учреждениях любого профиля с 2000 года. В основе данного лечения лежит воздействие электромагнитных волн светового диапазона (от 380 нм до 780 нм) через зрительный анализатор на центральную нервную систему. Визуальная цветоимпульсная стимуляция оказывает биоритмостимулирующее влияние на биоэлектрическую активность зрительного анализатора и центральную нервную систему [6], и тем самым вызывает седативный, снотворный, миорелаксирующий, психостимулирующий и антидепрессивный эффекты [1].

блока управления установлены органы управления. К блоку управления присоединяется оптическая система с излучателями (специальные очки). длительность процедуры составляла 8 минут. Продолжительность лечения для всех пациентов включала 15 сеансов. Применялись следующие светофильтры: утром зеленый + плавное увеличение яркости по синусоидальной кривой, вечером синий

+ плавное снижение яркости излучателя по синусоидальной кривой.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ эффективности лечения в исследуемых группах осуществлялся в два этапа. 1-й этап — индивидуальная оценка эффективности терапии у каждого больного; 2-й этап — сравнительная характеристика результатов лечения в двух группах с использованием статистической обработки данных исследования. В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:

  • регресс жалоб, отмечавшихся при первом обследовании;
  • улучшение характеристик поведения по данным опросника для родителей;
  • положительная динамика показателей психического тестирования и данных дополнительных методов исследования.

Анализ полученных данных показал, что регресс клинических и субъективных симптомов у пациентов в группе с использованием стандартной терапии наступал на второй неделе от начала лечения, а в группе с применением визуальной цветотерапии — уже в течение первой недели.

Одним из важных аспектов воздействия комплексного лечения явилась эффективность в преодолении повышенной возбудимости, гиперактивности, нарушений поведения и расстройств внимания. На фоне лечения с использованием визуальной цветоимпульсной терапии у большинства детей отмечалось уменьшение выраженности церебрастенических симптомов, в том числе повышенной утомляемости, капризности, колебания настроения, плохого аппетита, головных болей, нарушений сна в виде трудностей с засыпанием, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В ряде случаев это сопровождалось регрессом психопатических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения).

Вполне закономерным явилось улучшение характеристик внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей сохранения внимания при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задании самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы, не задумываясь.

безусловно, особого внимания заслуживает уменьшение в основной группе детей выраженности нарушений поведения (дразнится, шумный, непослушный дома, не слушает воспитателя или учителя) и проявлений агрессивности и реакции оппозиции (вспыльчивость, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи).

устройство аппарата «АСИР». блок управления выполнен в прямоугольном пластмассовом корпусе. На основании корпуса закреплена печатная плата с радиоэлементами. На лицевой панели

В табл. 1 представлена динамика общего состояния и поведения детей, получивших курс комплексного лечения с применением визуальной цветоимпульсной стимуляции, по данным анкетирования их родителей.

Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализируемых шкал. В то же время, в группе сравнения не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам (табл. 2).

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что проведение комплексного лечения с использованием визуальной светоимпульсной стимуляции у детей с гиперактивностью с дефицитом внимания сопровождалось в 79% случаев продолжительным положительным эффектом, который проявлялся улучшением характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти, функции организации, программирования и контроля психической деятельности.

Полученные результаты, таким образом, показывают целесообразность использования визуальной цветоимпульсной стимуляции в комплексной терапии гиперактивности с дефицитом внимания у детей. Это позволяет уменьшить суточную дозировку и продолжительность приема транквилизаторов и нейролептиков, следовательно, снизить вероятность таких побочных эффектов, как привыкание и зависимость, токсические и аллергические воздействия на расту-щий детский организм. Использование метода визуальной цветоимпульсной стимуляции способствует расширению диапазона лечебных приемов для практикующего врача.

Читайте также:  Запахи не чувствую почему это коронавирус
Библиографический список
  1. Адашинская, Г.А. К вопросу о влиянии цветоимпульсной терапии на психоэмоциональное состояние человека / Г.А. Алашинская, А.В. Котровский, е.е.Мейзеров // Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии. — М., 2005. — С. 38–47.
  2. Гуровец, Г.В. детская невропатология /Г.В. Гуровец. — М., Владос. — С. 227–237.
  3. Клинико-генетическое, уЗИ и ЭЭГ исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста: Методич. рекомендации / л.С. журба, О.В. тимонина, т.Н. Строганова, И.Н.Посикера — М., 2001. — 134 с.
  4. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания / Н.Н. Заваденко. — М., 2000. — 112 с.
  5. Клиническая неврология с основами медикосоциальной экспертизы: Руководство для врачей / Под. ред. А.ю. Макарова. — СПб., 2002. — С. 400–414.
  6. Котровский, А.В. К вопросу о физиологических основах лечебного воздействия аппаратов визуальной цветостимуляции светом /А.В. Котровский // Визуальная цветостимуляция в рефлексологии, неврологии, терапии и офтальмологии. — М., 2005. — С. 84–86.
  7. Яхно, Н.Н. болезни нервной системы / Н.Н. яхно, д.Р. штульман — М., 2005 — т. 2. — 431с. clinical psychiatry. Williams&Wilkins. — 2002. — Vol. 2, — p. 188–189.

Оценка результатов комплексного лечения у детей с неврозами по данным анкетирования родителей с помощью структурированного опросника (основная группа).

Источник

НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ЧТО ДЕЛАТЬ?

Наш век – век электронных технологий. Врачи офтальмологи обеспокоены ростом развития нарушения зрения у детей дошкольного и школьного возраста.

Статистика удручает: к 12 годам 50% школьников страдает от детской близорукости, и эта цифра растет с каждым годом.

Компьютеры, планшеты, мобильные телефоны смартфоны, интерактивные доски становятся доступными каждой семье, а значит, и ребенку с самых ранних лет жизни. Это ведет к постоянному росту зрительной нагрузки на близком расстоянии: школа – дом – дополнительные занятия – компьютерные игры.

У еще несформировавшегося глаза ребенка развивается дисбаланс в работе аккомодационного аппарата глаз (способности глаза видеть одинаково хорошо на разном расстоянии) и конвергенции (схождение наружных мышц глаза при работе на близком расстоянии), а это в свою очередь приводит к развитию нарушений зрения:

  • астениопии,
  • спазму аккомодации,
  • миопии (близорукости),
  • ускорению прогрессирования уже имеющейся миопии,
  • синдрому компьютерной усталости глаз.

НЕ УПУСТИТЬ МОМЕНТ!

Забота о состоянии зрения должна начинаться с самого раннего детства, поэтому первый полный осмотр офтальмолога ребенку показан в возрасте 1 месяца. Важно помнить: чем раньше будет диагностировано отклонение зрения от нормы, тем больше шансов на его восстановление и дальнейшее нормальное развитие органа зрения.

Присмотритесь к своему ребенку. Если вы заметили, что ребенок стал прищуриваться, близко подносить к глазам текст, стал плохо усваивать школьный материал, у него изменился почерк, быстро устает, часто беспокоят головные боли или боль в глазах, необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения тщательного обследования зрения.

В АРСЕНАЛЕ ОФТАЛЬМОЛОГА НЕ ТОЛЬКО ОЧКИ…

Проблемы со зрением у детей нередко требуют комплексного подхода в лечении. Помимо очковой или контактной коррекции детский офтальмолог может назначить медикаментозное и аппаратное лечение.

Ношение очков

Хотя близорукость невозможно вылечить, а можно лишь скорректировать зрение, очки не позволяют глазу сильно напрягаться, и болезнь не будет быстро прогрессировать. Детям, как правило, выписывают очки.

Контактные линзы назначаются детям строго по показаниям и подбираются врачом. Нельзя самостоятельно покупать линзы в линзоматах или заказывать и интернете. Это опасно для здоровья!

Прием витаминов

Некоторые исследования показали, что в организме людей, страдающих глазными болезнями, наблюдается недостаток некоторых веществ. Такие минералы и витамины как кальций, фтор, селен, магний, хром, витамины А, D, группы В, С помогут поддержать здоровье глаз.

Гимнастика для глаз

Гимнастика не в силах изменить форму глазного яблока или повлиять на хрусталик. Однако если близорукость связана со зрительным переутомлением, то упражнения помогут снять напряжение и тренировать мышцы глаз.

Читайте также:  Как чувствовать потоки энергии от человека

Аппаратное лечение

Аппаратное лечение — это один из самых эффективных методов лечения глазных заболеваний в детском и подростковом возрасте, а так же для поддержания высокой остроты зрения в зрелом возрасте.

Совокупность аппаратных методов лечения, опыт врачей-офтальмологов медицинского центра «Омега Сервис» позволяют успешно применять аппаратное лечение у детей при таких заболеваниях глаз, как:

  • астенопия,
  • спазм аккомодации,
  • синдром компьютерной усталости глаз,
  • миопия (близорукость) приобретенная,
  • амблиопия на фоне астигматизма, гиперметропии, врожденной миопии,
  • нарушение бинокулярного зрения,
  • косоглазие.

Важно! Аппаратное лечение глаз совершенно безболезненно, оно никоим образом не может навредить ребенку или ухудшить его состояние.

Кабинет аппаратного лечения медицинского центра «Омега Сервис» оснащен офтальмологическим оборудованием, прошедшим проверку временем и доказавшим свою высокую эффективность.

Аппарат «Ручеек»

Офтальмологический аппарат «Ручеек» разработан для тренировки механизмов аккомодации — способности глаз четко различать объекты, расположенные на разном расстоянии от глаз.

Прибор «Ручеек» используется для:

  • лечения и снятия спазма аккомодации;
  • профилактики недостаточной аккомодации у детей и подростков;
  • лечения и профилактики близорукости и в детском возрасте, в т.ч. прогрессирующей близорукости;
  • нормализации зрительных функций во время приобретенной близорукости;
  • лечения зрительной усталости;
  • лечение косоглазия;
  • стимуляции зрительных способностей при амблиопии, гиперметропии, астигматизме.

«Ручеек» успешно применяется в офтальмологии уже более 15 лет. О его эффективности свидетельствует тот факт, что при спазмах аккомодации заметное улучшение наступает уже после первого курса тренировок.

Аппарат АМВО (вакуумные очки профессора Сидоренко)

Очки Сидоренко (аппарат АМВО) – уникальный прибор, предназначенный для комплексного лечения ряда офтальмологических заболеваний у детей и взрослых:

  • близорукости (миопии);
  • дальнозоркости (в т.ч. возрастной);
  • амблиопии;
  • глаукоме (повышенном глазном давлении);
  • катаракте;
  • косоглазии различных форм, в том числе и у детей до года и ряда других офтальмологических заболеваниях.

Уникальность вакуумного массажа состоит в мягком воздействии на ткани вокруг глаза, что стимулирует микроциркуляцию, обменные процессы, оказывается благотворное влияние на состояние глазных мышц.

Аппарат «Мускулотренер»

  • Аппарат предназначен для:
  • лечения амблиопии высокой степени,
  • тренировки мышц глаза при мышечных порезах,
  • улучшения глазодвигательных функций.

Макулостимулятор «Иллюзион»

Макулостимулятор предназначен для лечения амблиопии у детей, начиная с раннего возраста, позволяет осуществлять тренировку и снятие спазма аккомодации при работе в зрительно напряженных условиях у людей разного возраста.

АСИР

Аппарат визуальной цветоимпульсной стимуляции с биологически обратной связью для снятия эмоционального напряжения «АСИР» применяется для лечения и профилактики:

  • близорукости,
  • амблиопии,
  • косоглазия,
  • рецидива близорукости после операции кератотомии,
  • рефракционной амблиопии при дальнозоркости и близорукости.

Компьютерные программы

Офтальмологические лечебные компьютерные программы предназначены для функционального лечения, то есть для восстановления зрительных функций, нарушенных вследствие тех или иных глазных заболеваний.

Офтальмологические программы чаще применяют для лечения детей, когда зрительная система находится в стадии развития. Программы доступны для детей начиная с 3 лет, а также подросткам и взрослым. В медицинском центре «Омега Сервис» компьютерные программы применяют для лечения:

  • близорукости,
  • амблиопии,
  • косоглазия
  • нарушений аккомодации.

Аппаратное лечение спазма аккомодации, зрительного утомления и прогрессирующей миопии у детей и подростков включает в себя тренировку механизмов аккомодации (способности глаз четко различать объекты, расположенные на различном расстоянии от глаз), и улучшение микроциркуляции и обменных процессов в области глаз. Курсы лечения из 10 процедур необходимо проводить 1 раз в 3 месяца или делать 2-3 курса в год.

Лечение амблиопии («ленивый» глаз), вызванной такими заболеваниями как гиперметропия, астигматизм, косоглазие, должно начинаться как можно раньше. В процессе лечения врач выписывает очки для постоянного ношения, назначает окклюзию (закрывание одного из глаз) и аппаратное лечение. Офтальмологические аппараты и специальные комплексные программы предназначены для восстановления зрительных функций. Лечение проводиться комплексно, курсами до 20 процедур.

Аппаратные процедуры отлично тренируют зрение и улучшают кровоснабжение глаз, такая терапия рекомендована ведущими российскими и зарубежными офтальмологами как результативный способ оказания положительного воздействия на формирующуюся, гибкую зрительную систему растущего организма.

Источник

Оцените статью