Антоновские яблоки настроение первой части

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы 11 класс.

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

« Антоновские яблоки»

Скачать:

Вложение Размер
poteryannyy_ray.doc_urok_1.doc 71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 11 класс.

« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа

  • Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
  • Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
  • Развить навыки анализа прозаического текста.

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

письменной речи; интерес к истории языка и народа

Тип урока : урок объяснение нового материала

Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.

Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах

Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», интерактивная доска, презентация, тетрадь.

Этапы урока и виды деятельности учеников и учителя

Организация учащихся на уроке

Пробуждение познавательного интереса

Повторение ранее изученного и его расширение

Активное слушание, беседа

Репродуктивный, просмотр презентации

4.Создание проблемной ситуации

Учитель побуждает учеников обратить внимание на тему урока, объяснить ее

5.Поиск, разрешение проблемной ситуации

Формировать собственное мнение; учиться слушать другого человека;

Работа в тетради, .составление таблицы

Представление полученной таблицы, обощение, вывод

Работа с интерактивной доской

7.Отработка новых знаний в творческом задании

Работа с индивидуальными заданиями

8. Подведение итогов

рефлексия услышанного на уроке

Вариативное домашнее задание

О счастье мы всего лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно-

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет очень интересный урок, на котором мы продолжим знакомиться с творчеством И.А. Бунина и поговорим о его рассказе « Антоновские яблоки». Для того , чтобы создать нужную атмосферу, я предлагаю послушать стихотворение И.А. Бунина « Вечер», отрывок из которого я вынесла в качестве эпиграфа к нашему уроку. ( Подготовленный ученик читает стихотворение « Вечер»)

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним. Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

— Каким настроением проникнуто это стихотворение? Какая основная мысль этого стихотворения? ( настроение тихой грусти, печали. Основная мысль – счастье можно найти в самых простых вещах, которые окружают нас, главное, самому быть счастливым).

И.А.Бунин был убежден, что не должно быть « деления художественной литературы на прозу и стихи», и признавался, что такой взгляд кажется ему « неестественным и устарелым». Он писал: « Поэтический элемент стихийно присущ произведениям изящной словесности одинаково как в стихотворной, так и в прозаической форме. Проза также должна отличаться тональностью. Многие чисто беллетристические вещи читаются как стихи, хоть в них не соблюдаются ни размер, ни рифма. К прозе не менее, чем к стихам, должны быть предъявлены требования музыкальности и гибкости языка».

Наиболее полно эти требования реализовались в шедевре бунинской прозы – рассказе « Антоновские яблоки». Рассказ был написан в 1901 году. Внимательный читатель заметит, что это рассказ представляет собой единый лирический монолог героя, передающий его душевное состояние. Рассказ напоминает стихотворение. Прежде всего тем, как строиться сюжет. Многие могут сказать, что сюжета –то здесь и нет. И будут не правы. Сюжет есть. В основе его- воспоминание. Значимыми становятся ритм поэтического дыхания, неопределенная зыбкость интонации, импрессионистическая образность. Лирика как бы ведет за собой прозу. Благодаря насыщению повествования поэтической образностью вырабатывается особый лаконизм, сопряженный с магической плавностью и завораживающей протяженностью. Повторы слов, паузы создают выразительный музыкальный лад. Послушаем отрывок : « Вспоминается мне ранняя погожая осень…Помню раннее , свежее , тихое утро Помню большой , весь золотой ,подсохший и поредевший сад , помню кленовые аллеи , тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновский яблок , запах меда и осенней свежести « . Предельная концентрированность деталей , смелость сравнений производят впечатления нарядности , богатого убранства повествования , остающегося при этом строгим , резким , четким .В произведении постоянно присутствует аромат антоновских яблок, и этот запах звучит как музыкальный лейтмотив.

Бунин — величайший мастер слова, внимателен к деталям. Часто этот рассказ сравнивают с картинами импрессионистов. Если подойдешь к картине совсем близко, то ничего не увидишь, кроме мазков, чуть отойдешь – появляются отдельные предметы, а отойдешь еще дальше – увидишь всю картину.

-Дома вы прочитали этот удивительный рассказ, наполненный запахами, звуками , впечатлениями, воспоминаниями, скажите, какое общее настроение от рассказа? ( печаль, ностальгия, уныние, прощание с прошлым).

— Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком « потерянном рае» повествует писатель? ( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)

— Какова композиция произведения? ( произведение состоит из 4 частей) И если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис , проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:

Источник

Чудная власть прошлого в рассказах И.А. Бунина «Антоновские яблоки». 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа «Антоновские яблоки».

1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;

2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;

3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;

4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;

5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».

1). Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;

2).развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;

3). Развивать умение делать выводы и обобщения.

1). Привить учащимся чувство прекрасного;

2). Воспитание культурного читателя;

Оборудование: текста рассказа И.Бунина «Антоновские яблоки», записи на доске (тему урока, эпиграф урока, таблица)

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски я стремлюсь подметить,
А то, что в этих красках светит, —
Любовь и радость бытия.
(И.Бунин)

Форма урока: урок-беседа.

Ход урока

1. Орг момент

2. Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока «Чудная власть прошлого в рассказе Бунина «Антоновские яблоки». Наиболее ёмко и совершенно философские размышления И.А. Бунина о прошлом и будущем, тоска по уходящей России и понимание катастрофичности грядущих перемен отразились в рассказе «Антоновские яблоки», который был написан в 1900 году, на рубеже веков. Дата эта символична, поэтому и привлекает особое внимание. Она разделяет мир на прошлое и настоящее, заставляет ощутить движение времени, обратиться к будущему. Именно эта дата помогает понять, что рассказ начинается («. Вспоминается мне ранняя погожая осень») и заканчивается («Белым снегом путь-дорогу заметал. «) нетрадиционно. Образуется своеобразное «кольцо» — интонационная пауза, которая делает повествование непрерывным. Фактически рассказ, как и сама вечная жизнь, не начат и не закончен. Он звучит в пространстве памяти и звучать будет вечно, так как в нём воплощена душа человека, душа многострадального народа. В нём отражена история государства Российского.

А.Т.Твардовский говорил, что Бунин «обоняет мир всегда и везде; он слышит и передает запахи — и дивные, и отвратительные, и утонченные, и непередаваемо сложные. Он умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как бы вонзается в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателям».

Согласны ли вы с утверждением Твардовского? С чем согласны, и почему? Приведите примеры из текста.

Этот рассказ проникнут ностальгией. О чем этот рассказ? Каков его сюжет?

— Вопрос вызывает затруднения. О чем рассказ? Об Антоновских яблоках, о воспоминаниях: Рассказ вызвал недоумение критиков-современников Бунина — «описывается всё то что попадает под руку». Действительно, привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. По жанру — это рассказ-впечатление, рассказ-воспоминание. В этом смысле можно считать этот рассказ импрессионистским, т.е. произведением, запечатлевшим мгновения. (Импрессионизм — направление в искусстве, для него характерна передача тонких настроений, психологических нюансов, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости).

3. Композиция рассказа

— Как организовано произведение?

Рассказ разворачивается как череда воспоминаний. Повествование ведется от 1 лица. Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях («Воздух так чист, точно его совсем нет:» Иногда глаголы стоят во 2 лице ед ч , таким образом читатель вовлекается в действие («распахнешь бывало окно, в прохладный сад, наполненным лиловым туманом: «).

Этот рассказ — воспоминание, а что именно вспоминает герой рассказчик?

— Вспоминаются не какие-то события, а картины, впечатления, ощущения. Например: праздничный день в 1 главе, описание охоты в 3 главе, чтение книг в 3 главе. Всё что относится к прошлому: барский дом, крестьянский двор, дерево или столетний старик Панкрат, — все имеет мощный запас прочности, кажется надежным, вечным.

Особое внимание следует обратить на композицию произведения. Автор разделил рассказ на четыре главы, и каждая глава — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют целый мир, которым так восхищался писатель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим как меняется герой-рассказчик и его настроение.

Часть рассказа Образ природы Изображение мира людей Настроение героя-рассказчика Возраст героя Образ-символ Вывод
1 Ранняя погожая осень: «свежее утро», «сочный треск» яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август) «как лубочная картинка», ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: «черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым «позументом понева» Радостное, бодрое: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете» подросток Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
2 Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзов ое небо (сентябрь начало) Молодой человек Образ смертной старухи с могильным камнем
3 Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо (конец сентября) Чтение книг, любование стариной журналы Человек в зрелом возрасте Мертвая тишина. Овраг — как образ одиночества
4 Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег Взрослый человек

В начале первой главы описан удивительный сад, «большой, весь золотой, подсохший и поредевший». И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей — всё это как будто на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот — символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые «. ещё со времён дедушки славились богатством», и стариков и старух, которые «жили. очень подолгу», и большой камень около крыльца, который хозяйка «сама купила себе на могилу», и «овины и риги, крытые впричёску». И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он — символ нового времени, новой жизни, которая «всё громче и сердитее» проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает какое-то щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в «тёмно-синюю глубину» неба, «переполненную созвездиями», и думает: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» И в этих словах заключена вся тайна бытия: радость и скорбь, мрак и свет, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, в них прошлое, настоящее и будущее, в них вся душа человека.

Вторая часть, как и первая, начинается с народной мудрости: «Ядрёная антоновка — к весёлому году», с добрых предзнаменований, с описания урожайного года — осени, которая была порой престольных праздников, когда народ «прибран, доволен», когда «вид деревни совсем не тот, что в другую пору». Проникновенной поэзией согреты воспоминания об этой сказочно богатой деревне с кирпичными дворами, которые были построены ещё дедами. Всё вокруг кажется близким и родным, и над усадьбой, над деревней ощущается удивительный запах антоновских яблок. Этот сладостный запах воспоминаний тонкой нитью связывает в одно целое весь рассказ. Это своеобразный лейтмотив произведения, и замечание в конце четвёртой главы о том, что «запах антоновских яблок исчезает из помещичьей усадьбы», говорит, что всё меняется, всё уходит в прошлое, что начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства». И далее автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!» И вновь начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее, только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Так, описывая во второй главе раннее утро, герой вспоминает: «. распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом. » Видит он, как «сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной»; замечает он и «свежие, пышно-зелёные озими». Не менее богата и разнообразна и звуковая гамма: слышится, «как осторожно поскрипывает. длинный обоз по большой дороге», раздаётся «гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок», звучат голоса людей. В конце рассказа всё настойчивее слышится «приятный шум молотьбы», и «однообразный крик и свист погонщика» сливаются с гулом барабана. А потом настраивается гитара, и кто-нибудь начинает песню, которую подхватывают все «с грустной, безнадёжной удалью».

5. Пространство рассказа

— Особое внимание в рассказе Бунина необходимо обратить на организацию пространства. Как вы думаете, каково пространство рассказа?

С первых строк создаётся впечатление замкнутости. Кажется, что усадьба — это отдельный мир, который живёт своей особой жизнью, но в то же время этот мир — часть целого. Так, мужики насыпают яблоки, чтобы отправить их в город; проносится куда-то вдаль мимо Выселок поезд. И внезапно возникает ощущение того, что все связи в этом пространстве прошлого разрушаются, утрачивается безвозвратно целостность бытия, исчезает гармония, рушится патриархальный мир, изменяется сам человек, его душа. Поэтому так необычно в самом начале звучит слово «вспоминается». В нём светлая грусть, горечь утраты и одновременно надежда.

6. Время в рассказе

Необычна и организация времени. Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро — день — вечер — ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: «съезжаются мелкопоместные друг к другу» и «по целым дням пропадают в снежных полях». И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: «А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля». И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним — ноябрь, за осенью — зима.

7. Работа с текстом

Сейчас мы рассмотрим как проявляются тематику рассказа «Антоновские яблоки». Как вы думаете какие 3 темы переплетаются в этом рассказе?

— Социальная тема, тема природы, психологическая тема.

Теперь рассмотрим каждую тему и попробуем найти в тексте доказательства этих тем в каждой главе.

1 тема: Социальная.

В 1 главе описание дома «В шалаше устроена постель (2 абзац)» Описывается социальный уклад крестьян, дворян и помещиков. Зачитайте мне как описывает Бунин крестьян: «Красивые и грубые дикарские костюмы:».

Во 2 главе мы попадаем в деревню, описывается дом Анны Герасимовны — основательный, большой, прочный, деревянный дом, вокруг сад с птицами. Цитата.

В 3 главе — другая усадьба, но нет домовитости («И вот вижу себя в усадьбе Арсения Семеныча:»)

В 4 главе — мелкопоместная нищенская жизнь, («Вот вижу я себя снова в другой деревне», «Мелкопоместный встает рано:»)

Вывод: Таким образом, мы видим постепенное оскудение, разорение дворянского поместья. Ничего не осталось от прежнего изобилия в 1 главе.

2 тема: Тема природы.

В 1 главе — август теплый, ранняя погожая осень. Описание сада — создается ощущение проницаемости сада «воздух так чист», запах яблок ВЕЗДЕ;

Во 2 главе — холодная осень, усиливается мотив холода, печи, но ещё чувствуется гармония жизни и природы. Зачитайте.

В 3 главе — сентябрь, темно, вечер, ночной дождь, пустынно, скучно, тревожно.

В 4 главе — ноябрь, снег за окнами, сумерки, вечер, цвет — синий.

Вывод: Природа сначала с первых глав — яркая, живая, летняя, в последних главах — природа тускнеет, дождь. Осень умирает.

3 тема: психологическая.

В 1 главе: воспоминания ребенка, детское, сказочное восприятие мира и природы, читает сказки («К ночи в погоду становится: «) ребенок бежит по саду

Во 2 главе подросток вспоминает «Мне порою казалось заманчивым быть мужиком», он и не ребенок ,но и не взрослый, он хочет работать, хочет жениться.

В 3 главе «Когда случалось проспать охоту: вот тайны Алексиса:» Герой читает уже Жуковского, что говорит о его романтизме.

В 4 главе — совсем взрослый человек, пьет, ест капусту.

Вывод: Лирический герой взрослеет, в рассказе он от детства до старости. Но постепенно круг впечатлений и воспоминаний сужается. В начале ему хочется жить, а в конце — скука и однообразность.

Рассмотрев три темы, можно сказать, что они развиваются синхронно, они идут параллельно друг другу, они есть в каждой главе. Но развиваются они от мажора к минору.

1 глава — «холодно и росисто»;

2 глава — «прочно»

3 глава- «сладкая усталость»

4 глава — «грустная безнадежная удаль»

Лейтмотив «Антоновских яблок» проходит через все 4 главы, но во всех главах эти яблоки разные: попробуем проследить:

1 глава — запах зеленых яблок

2 глава — много яблок, уют от запаха яблок

3 глава — одно яблоко, но вкусное

4 глава — исчезает запах яблок

Таким образом, яблоки являются символом детства, которые при взрослении исчезают, так же символом России, символом жизни вообще.

8. Опрос

Сейчас проверим, что вы запомнили из урока, а что нет. Проведем небольшой опрос, я буду задавать вопрос, а вы должны ответить:

1). Главная черта импрессионизма в рассказе «Антоновские яблоки» (передача тонких настроении, стремление запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости)

2). Жанр рассказа (рассказ-воспоминание, рассказ-впечатление)

3). Какие три темы переплетаются в рассказе? (психол, социолог, тема природы)

4). В каком году написано это произведение? (1900)

5). Какова интонация рассказа? Как она меняется? (сначала радостная, бодрая, ностальгические ноты, затем сладкая и странная тоска, грусть)

9. Подведение итогов

Вывод

Итак, главным символом в рассказе с самого начала и до конца остаётся образ антоновских яблок. Неоднозначен смысл, вкладываемый автором в эти слова. Антоновские яблоки — это богатство («Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась»). Антоновские яблоки — это счастье («Ядрёная антоновка — к весёлому году»). И наконец, антоновские яблоки — это вся Россия с её «золотыми, подсохшими и поредевшими садами», «кленовыми аллеями», с «запахом дёгтя в свежем воздухе» и с твёрдым сознанием того, «как хорошо жить на свете». И в связи с этим можно сделать вывод, что в рассказе «Антоновские яблоки» отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

10. Домашнее задание

1). Прочитать рассказ о любви Бунина «Чистый понедельник».

2). Письменно ответить на вопрос: «В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина «Антоновские яблоки».

Источник

Читайте также:  Ucrazy ru источник хорошего настроения список
Оцените статью