Социальная тревога — маркер антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте
Сагалакова О.А. (Барнаул), Стоянова И.Я. (Томск), Труевцев Д.В. (Барнаул)
Сагалакова Ольга Анатольевна
– кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул).
Стоянова Ирина Яковлевна
– доктор психологических наук, руководитель группы медицинской психологии в Федеральном Государственном Бюджетном учреждении «НИИ психического здоровья» СО РАМН, профессор кафедры психологического консультирования и психотерапии на факультете психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.
E-mail: Fiale@yandex.ru redo@mail.tomsknet.ru
Труевцев Дмитрий Владимирович
– член научно-редакционного совета журнала «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика»;
– кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой клинической психологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул).
Исследовались проявления социальной тревоги и антивитального поведения у 408 учащихся обоего пола в возрасте 16—19 лет, проживающих в Алтайском крае. Рассматривались выраженность страха оценивания, психологического благополучия и психологической жизнестойкости личности, определялась возрастная динамика этих характеристик. Использовались следующие методики: Анкета «Психологическая безопасность и возможность самореализации», Пункты Интегративного теста тревожности (Л.И. Вассерман, А.П. Бизюк, Б.В. Иовлев), Опросник социальной тревоги и социофобии (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев), Опросник гелотофобии (Р.Т. Пройер, В. Рух в адаптации Е.А. Стефаненко, Е.М. Ивановой, С.Н. Ениколопова), «Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при социальной тревоге» (О.А. Сагалакова, Д.В. Труевцев) (шкалы психологической беспомощность в отношении неудач и успехов), Опросник COPE («совладание», «копинг-стратегии») (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина), Опросник суицидального риска (Шмелев А.Г., модификация Т.Н. Разуваевой). Обработка данных осуществлена в программах SPSS 22.0, STATISTICA 8.0.
В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования в трудных жизненных ситуациях. Установлено, что блокирование наиболее доступного и действенного способа совладания с трудными жизненными ситуациями у юношей приводит к длительным переживаниям психологической небезопасности, незащищенности перед лицом возможных ситуаций осмеяния, отвержения, критики. В дальнейшем возможно формирование психологической беспомощности как убеждение, что «изменить ситуацию невозможно. Как юноши, так и девушки оказываются в плену «замкнутого круга» — при выраженных социальных потребностях страх публичного осмеяния провоцирует избегание участия в социальных ситуациях, а избегание не позволяет активно преобразовывать реальность и в свою очередь усиливает реакции тревоги и страха. В результате нарастает апатия и другие симптомы депрессивного состояния.
Социальная тревога в ситуациях выражения чувств и собственного мнения более выражена в 16 и 17 лет, чем в 18 и 19. Исследование показало, что ключевыми условиями в антивитальной настроенности подростка выступают случаи отвержения, осмеяния, неприятия сверстниками на фоне отсутствия возможностей компенсации неприятных переживаний в ближайшем окружении, дисфункциональных отношений в семье. Кризисными возрастными периодами для подростков является возраст 14 лет, для юношей — 16—17 лет. Профилактические и коррекционные мероприятия должны осуществляться специалистами с учетом территориальных, социально-демографических, социально-психологических, культурно-специфических и иных особенностей региона, а также с учетом комплексной жизненной ситуации подростка, его возраста, включенности в жизнедеятельность.
Ключевые слова: социальная тревога, антивитальное поведение, подростковый и юношеский возраст.
Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.
Публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) (Конкурс 2014 года «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами», номер 14–18–01174).
Проблема антивитального поведения в подростковом и юношеском возрасте требует внимания специалистов и проведения комплексной диагностики и профилактики данного феномена. Антивитальное поведение включает в себя как возникновение мыслей о возможном уходе из жизни, размышления и настроенность на реализацию задуманного, так и собственно суицидальную и парасуицидальную активность на разных этапах ее осуществления. Психология антивитального поведения и психологическая помощь диктуется высоким уровнем самоубийств и покушений на собственную жизнь среди подростков в некоторых регионах России, снижением возраста первых попыток антивитальной направленности поведения, а также завершенного суицида, отсутствием на настоящий момент научно обоснованного и постоянно действующего алгоритма профилактических действий с учетом региональных особенностей.
Избыточная социальная тревога является компонентом антивитального поведения. Страх оценивания — обратная сторона сформированных социальных потребностей в принятии, достижении, признании и одобрении другими, позитивном оценивании. Социальная тревога в ситуациях оценивания сверстниками выражена в подростковом и юношеском возрасте в связи с актуальностью данных потребностей наряду с еще незначительным опытом коммуникации, самопозиционирования, а также неуверенностью в себе и собственных способностях [9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 19; 20; 21]. Для молодых людей возможен единичный негативный опыт осмеяния, насмешек в свой адрес, критики и недоброжелательного отношения, чтобы сформировалась тенденция к избеганию множества ситуаций взаимодействия, чтобы актуализировались и приобрели фиксированный характер дисфункциональные убеждения о собственной несостоятельности и неловкости, а также негативном прогнозировании публичного фиаско при участии в социальной ситуации [3; 18; 22; 23; 24; 26].
В возрасте 14—19 лет молодой человек оказывается уязвим перед лицом потенциальной угрозы социальному престижу, и, опасаясь обнаружить свою неловкость на людях, не будучи уверенным в своих коммуникативных способностях и умении совладать с любыми оценочными аспектами общения, может предпочесть социальную изоляцию и избегание ситуаций, вызывающих тревогу и страх оценивания [12; 14; 15; 16; 17; 21]. Зачастую невозможностью удовлетворения социальных потребностей в признании, принятии, одобрении в силу субъективных убеждений о невозможности их реализации в сложившихся жизненных обстоятельствах у молодежи «перечеркивается» ценность жизни.
Социальные потребности ставятся важнее биологических в подростковом и юношеском возрасте. Поэтому в критических ситуациях для них являются характерными убеждения «лучше вообще не жить, если не можешь заслужить признания, одобрения» или «жизнь не имеет смысла, так как меня отвергли / осмеяли», «не стоит даже пытаться общаться с другими, меня обязательно отвергнут…» и т.п. Часто в стрессовой оценочной ситуации приходят в голову антивитальные мысли, снижается опосредствованность эмоций и поведения, возрастает импульсивность. Молодой человек разрешение проблемы представляет в антивитальной направленности поведения. Инвертированная система ценностей («будь признанным или умри») создает высокую степень уязвимости юношеского возраста к стрессорам, связанным с отвержением, осмеянием, негативным оцениванием в широком смысле [11; 16; 17; 21].
В этой связи, очевидно, что жизнестойкость и психологическая безопасность молодого человека определяется степенью его субъективной убежденности в потенциально возможном удовлетворении именно социальных потребностей, преодолении страха и тревоги в ситуациях взаимодействия с другими, умением совладать с трудными жизненными ситуациями, критическим оцениванием и возможным отвержением другими, сформированностью компенсаторных механизмов личности [5; 7].
Материалы и методы
В исследовании социальной тревоги и антивитального поведения приняли участие 408 испытуемых обоего пола в возрасте 16—19 лет, учащиеся училищ разного профиля из районов Алтайского края. Исследование проводилось с целью выявления психологических параметров, определяющих выраженность страха оценивания, психологического благополучия и психологической жизнестойкости личности, а также определения возрастной динамики данных параметров с рассмотрением наиболее «уязвимого» в плане психологической безопасности возрастного периода.
В соответствии с целью и общими сведениями об особенностях исследуемого возрастного периода выборка испытуемых была продиагностирована в отношении следующих параметров: 1) общая психологическая безопасность в образовательном учреждении; 2) возможность самореализации; 3) обратная связь, субъективные представления; 4) тревога; 5) социальная тревога; 6) страх осмеяния; 7) беспомощность в трудных ситуациях; 8) общая жизнестойкость; 10) копинг-стратегии; 10) суицидальный риск, депрессивные реакции.
Для решения диагностической задачи были использованы следующие методики: 1) Анкета «Психологическая безопасность и возможность самореализации», 2) Пункты Интегративного теста тревожности Л.И. Вассермана, А.П. Бизюка, Б.В. Иовлева [1], 3) Опросник социальной тревоги и социофобии О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева [10]; 4) Опросник гелотофобии Р.Т. Пройера, В. Руха в адаптации Е.А. Стефаненко, Е.М. Ивановой, С.Н. Ениколопова) [3]; 5) «Многофакторный опросник когнитивно-поведенческих и метакогнитивных паттернов реагирования при социальной тревоге» О.А. Сагалаковой, Д.В. Труевцева (шкалы психологической беспомощность в отношении неудач и успехов) [17]; 6) Опросник COPE («совладание», «копинг-стратегии») (К. Карвер, М. Шейер и Дж. Вейнтрауб в адаптации Е.И. Рассказовой, Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина) [8]; 7) Опросник суицидального риска Шмелева А.Г. (модификация Т.Н. Разуваевой) [2; 25].
Обработка данных осуществлена в программах SPSS 22.0, STATISTICA 8.0. Использованы следующие методы математико-статистической обработки данных: факторный анализ, параметрический и непараметрический корреляционный анализ, критерий Манна — Уитни, критерий Крускала — Уоллиса, однофакторный дисперсионный анализ.
Результаты и обсуждение
В результате факторного анализа (метод главных компонент, поворот факторов — Varimax normalized) матрицы психологических параметров жизнестойкости, самореализации, тревог и опасений, активной или пассивной стратегий реагирования в трудных жизненных ситуациях (проверка знаний, переживание насмешек, выражение чувств и мнения, преодоление жизненных препятствий). В результате получены комплексные паттерны эмоционально-когнитивного и поведенческого реагирования в трудных жизненных ситуациях.
Смысловое пространство данных паттернов, полученное с помощью факторного анализа, представлено семью факторами. Наибольшее собственное значение имеет четвертый фактор (3,43) «Беспомощность и потеря перспективы», а также первый фактор (3,31) «Страх осмеяния и общая социальная тревога». Наибольшее собственное значение факторов и максимальное объяснение данными паттернами реагирования дисперсии смысла общей матрицы данных позволяет говорить об их большей значимости и выраженности в ментальности.
Большинство испытуемых юношеского возраста переживают данные эмоции и соответствующим образом интерпретируют эти события, реагируют в таких ситуациях. Так, в ситуациях угрозы социальному престижу, критики и осмеяния характерны убеждения о собственной непривлекательности для окружающих и избегание таких ситуаций. В ситуации переживания субъективной невовлеченности в события жизни и переживаний, связанных с предполагаемым отсутствием интереса у других к собственной персоне, испытуемый юношеского возраста склонен к интерпретации ситуаций как неизменных и постоянных, которые он не может изменить собственными усилиями и не способен к этому. Это приводит к «потере перспективы», негативному восприятию будущего, оценке себя как «никому ненужного», а своей жизни «как пустой и никчемной».
Источник
Международный журнал
гуманитарных и естественных наук
Ниябаева, Н. Н. Особенности антивитальных настроений в подростковом возрасте / Н. Н. Ниябаева, Р. А. Сатыбалдина. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2017. – 12. – С. 88-91.
ОСОБЕННОСТИ АНТИВИТАЛЬНЫХ НАСТРОЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ
Н.Н. Ниябаева 1 , к анд . пед . н аук , доцент
Р.А. Сатыбалдина 2 , педагог-психолог
1 Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова
2 Костанайский политехнический высший колледж
(Казахстан, г . Костанай )
Аннотация . В данной статье расс матриваются особенности подросткового возра с та, раскрывается понятие антивитальности , особенности формирования антивитал ь ного настроения у подростков и факторы, составляющие природную основу антив и тальности , описываются факторы, обуславливающие антивитальное состояние, также раскрываются факторы, составляющие природную среду антивитальных настроений. Данная работа может быть полезна для педагогов-психологов, социальных педагогов и кураторов учебных групп для просвещения субъектов образовательного процесса.
Ключевые слова: подростки, новообразования, взросление, психология, возрастные особенности .
Для развития человека важен каждый возраст , но п одростковый возраст заним а ет особое место в психологии. Подростк о вый возраст – трудный период полового созревания и психологического взросл е ния ребенка, период бурного и неравн о мерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, с о вершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоотве т ствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто прив о дят к некоторым временным расстро й ствам кровообращения, повышению кр о вяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков, а также к п о вышению их возбудимости, что может в ы ражаться в раздражительности, быстрой утомляемости, головокружениях и сердц е биении. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в с о стояние торможения или, наоборот, сил ь ного возбуждения [2, с. 31].
Отличительная черта психического ра з вития состоит в том, что оно носит пр о грессивный и вместе с тем противореч и вый гетерохромный характер на протяж е нии всего периода развития. Психофизи о логическое функциональное развитие я в ляется в это время одним из основных н а правлений психической эволюции [5, с. 45].
Центральным психологическим нов о образованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому [3, с. 56].
Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный ст а тус его в школе и семье не меняется. И т о гда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кр и зис подросткового возраста. Характерол о гическая особенность 10 — 15-летнего р е бенка проявляется в обостренном стре м лении утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и во з можностей. На первой стадии для детей специфично стремление получить призн а ние факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании лишь утвердить свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости (на уровне, например, «я могу одеваться так, как я хочу»). У других детей стремление взрослости заключается в ж а жде получить признание их новых во з можностей, у третьих – в желании учас т вовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Переоценкой своих возросших возмо ж ностей определяется стремление подрос т ков к известной независимости и сам о стоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость. Повышенная критичность по отношению к взрослым, острая реакция на попытки окружающих умалить их дост о инство, принизить их взрослость, нед о оценить их правовые возможности явл я ются причинами частых конфликтов в подростковом возрасте.
Ориентация на общение со сверстник а ми часто проявляется в боязни быть о т вергнутым ими. Эмоциональное благоп о лучие подростка все больше и больше н а чинает зависеть от того места, которое он занимает в коллективе, начинает опред е ляться прежде всего отношением и оце н ками товарищей. Появляется тенденция группирования, что обусловливает скло н ность к образованию группировок, «братств», готовность безоглядно след о вать за лидером.
Интенсивно формируются нравстве н ные понятия, представления, убеждения, принципы, которыми подростки начинают руководствоваться в своем поведении. З а частую у них формируется система своих собственных требований и норм, не совп а дающая с требованиями взрослых.
Одним из важнейших моментов в ст а новлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к к а чествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и пережив а ниях.
Самооценка формируется под влиянием оценок других людей, сравнения себя с другими, важнейшую роль в ее формир о вании играет успешность деятельности.
Кризис подросткового возраста, пож а луй, самый трудный по протеканию, как для ребенка, так и для окружающих его взрослых. Еще одной особенностью кр и зиса является размытость его границ: один ребенок может входить в кризис в 11 лет, другой – в 13 лет. Именно поэтому подр о стковый кризис называют затянувшимся кризисом.
Его особенностью является ломка и п е рестраивание всех прежних отношений ребенка к миру и самому себе, в итоге, развиваются процессы самосознания и с а моопределения. Эти процессы приводят к той жизненной позиции, с которой нач и нается самостоятельная жизнь. Итог кр и зиса определяет дальнейшее развитие по д ростка.
Появление антивитальных настроений в подростковом возрасте – это реакция по д ростка на проблемы, кажущиеся ему н е преодолимыми. Тема антивитальных н а строений в подростковом возрасте дост а точно серьезна и требует раздумий о р е альных причинах, толкающих подростка на такую «новую» жизнь. Субкультура и г рает немаловажную роль при формиров а нии антивитальных настроений подростка, а также оказывает влияние на развитие его жизненных взглядов и установок.
Подросток с антивитальными мыслями склонен к переживанию отчужд ения : утр а те собственного мира, утрат е восприятия своей общности, смысла бытия. Такой подросток переживает отстранение не только от человеческого мира, но также страдает от внутреннего мучительного убеждения в собственной отчужденности от окружающего мира. Отсюда, от отчу ж дения от мира, идут корни потери собс т венного мира, связанного и с недостатками общения, и с трудностями в межличнос т ных отношениях. Быть отчужденным от самого себя – значит быть отрезанным и от мира, не имея возможности воспольз о ваться своими человеческими силами [6; 7] .
Антивитальные настроения могут в р е зультате привести подростка к самоуби й ству, которое занимает третье место среди причин смерти в подростковом возрасте. По статистике, каждые три секунды в мире один подросток думает о ненужности и бессмысленности жизни. Именно наличие социальных и психологических проблем приводит к суицидальным попыткам (н а силие, агрессия и жестокость, чувство одиночества, деструктивное поведение).
Нередко подростки, у которых возн и кают антивитальные мысли или приб е гающие к самоубийству, имеют родстве н ников или знакомых, покончивших с с о бой, злоупотребляют алкоголем и нарк о тиками, им свойственны синдром наруш е ния внимания с гиперактивностью и др у гие поведенческие расстройства, депре с сия, тревожные состояния. По мнению психологов, среди подростков выявлена тенденция к учащению групповых сам о убийств, следовавших «буквально друг за другом». Психиатры также указывают на тягу подростков к подражательству и по д робное освещение самоубийств в СМИ я в ляется провоцирующим фактором для н е окрепшего сознания подростков. Многие случаи детально освещаются в средствах массовой информации. Специалистами давно обсуждается вопрос влияния средств массовой информации, например, статей в газетах или показов по телевизору о конкретных случаях суицидов, на ант и витальные настроения подростков. Счит а ется, что публикации в СМИ о суицидах могут вызвать подражающие самоубийс т ва в соответствующей возрастной или с о циальной группе, часто называемые «э ф фектом заражения» или «синдромом Ве р тера» по аналогии с романом XVIII века, написанного И. Гёте [1, с. 2].
Еще одной мировоззренческой предп о сылкой антивитальных настроений подр о стков является отношение к жизни. По данным Сорокина В.М., особенностью психосемантики подросткового самосо з нания является то, что в отличие от взро с лых, понятие «жизнь» для подростков имеет другой личностный смысл. Жизнь не всегда является той доминирующей, абсолютной ценностью, каковой она пре д ставляется взрослому. Чем старше стан о вится подросток, тем большую ценность приобретает для него жизнь, становясь б о гаче и разнообразней по своему содерж а нию. Именно поэтому в профилактических программах указание на то, что наркотики угрожают жизни, курение вредит здор о вью, рискованное поведение не является оправданным и так далее, не всегда дост и гают цели.
Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на во з никновение антивитальных настроений подростков, а также на объяснение ос о бенностей данных настроений, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. В становлении антивитальных настроений подростков могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные фа к торы. Сочетание неблагоприятных биол о гических, психологических, семейных и других социально — психологических фа к торов искажает весь образ жизни подрос т ков. Характерным для них становится н а рушение эмоциональных отношений с о к ружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой гру п пы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения сп о собствуют развитию и закреплению «н о вого» поведения [3, с. 464].
Таким образом, имеющий место подр о стковый кризис, обуславливает возникн о вение отчуждённости, грубости, неприя з ни определённой части подростков, стре м ления делать всё назло, вопреки воли о к ружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстр а тивного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий, а также фо р мирует антивитальные настроения в по д ростковом возрасте.
1. А хмадишина Х.С., Коростелева Н. А. Влияние средств массовой информации на во с питание молодежи [Т екст] // Актуальные задачи педа гогики: материалы VI междунар . н а уч . конф . (г. Чита, январь 2015 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. – С. 2.
2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл, 2006. – С.31.
3. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет, учебное пособие 5-е издание – М.: Издательство РАО, 1999. – С. 56.
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный ж изненный цикл развития человека: уч . пос. – 2-е изд. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – С. 464.
5. Мадорский Л.Р., Зак А.3. «Глазами подростков», Книга для учителя . – М. : Просвещ е ние, 1991. – С. 45 .
6. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциальные основания отчуждения личности в педагогич е ском взаимодействии // Мир науки, культуры и образо вания. – 2010. – № 5 (24). – С. 80-82 .
7. Ниязбаева Н.Н., Экзистенциально-психологический подход в образовании: пробл е мы и перспективы // Психологическая наука и образование (э лектронный журнал). – 2011. – № 3 .
FEATURES ANTIVIRALLY SENTIMENT IN ADOLESCENCE
N.N. Niyabaeva 1 , candidate of pedagogical sciences, associate professor
R.A. Satybaldina 2 , pedagogy-psychology
1 Baytursynov Kostanay state university
2 Kostanay polytechnic college
Abstract . This article examines the characteristics of adolescence, reveals the concept of antivirally , the features of the formation of antivirally sentiment in adolescents and the factors that make up the natural basis of antivirally , describes the factors that determine the antivirally state, and also reveals the factors that make up the natural environment of antivirally sentiments. This work can be useful for teachers, psychologists, social educators and curators of educational groups for educating the subjects of the educational process.