ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
консультация на тему
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_suitsidalnogo_povedeniya.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Антисуицидальные факторы личности — это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений.
К антисуицидальным факторам авторы относят:
o эмоциональная привязанность к значимым родным и близким;
o выраженное чувство долга, обязательность;
o концентрация внимания на состоянии собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба;
o учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения;
o убеждения о неиспользованных жизненных возможностях;
o наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов;
o наличие духовных, нравственных и эстетических критериев в мышлении;
o психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
o наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
o проявление интереса к жизни;
o привязанность к родственникам, близким людям, степень значимости отношений с ними;
o уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
o планирование своего ближайшего будущего и перспектив жизни;
o негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства.
Для формирования антисуицидальных установок следует:
o постоянно общаться с ребенком, не оставлять его наедине со своими мыслями;
o вселять уверенность в свои силы и возможности;
o внушать оптимизм и надежду;
o проявлять сочувствие, окружать теплом и пониманием;
o осуществлять контроль за поведением ребенка, анализировать его отношения со сверстниками.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо.
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул.
Этот материал предназначен для проведения семинаров среди заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и классных руководителей по профилактике суицидального поведения обущаю.
В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом является наиболее актуальной среди других проблем современного общества. Мир высоких технологий, порождающий бо.
Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки.
В плане отражены мероприятия для профилактики суицида в коррекционной школе со учителями, учащимися, родителями.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног.
Источник
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков
Несмотря на наличие приведенных выше факторов и ситуаций, которые могут повлечь суицидальные намерения, каждый человек обладает средствами для решения проблем — это та сила личности, которая служит основой жизнестойкости и повышает вероятность преодоления кризиса. В психологии такие «средства» называются ресурсами.
Переживая кризис человек часто забывает о них, и задача психолога состоит в том числе и в актуализации этих ресурсов. Ресурсы бывают внутренние (например, инстинкт самосохранения, опыт преодоления трудностей, интеллект) и внешние (например, поддержка семьи и друзей, вера в Бога, работа с психологом или психотерапевтом).
Кроме того, существует и ряд антисуицидальных факторов, т.е. мыслей, душевных переживаний, положительных жизненных установок, позиций и психологических особенностей человека, препятствующих осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
— нежелание вызывать отрицательные переживания близких;
— боязнь физических страданий (в т.ч. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, опасения остаться инвалидом);
— выраженное чувство долга, обязательность;
— наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
— представление о греховности и о позорности суицида (в т.ч. религиозные мотивы);
— наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.);
— надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.
Соответственно, чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем сильнее его антисуицидальный барьер.
Ряд авторов указывает на то, что антисуицидальный барьер подразумевает выраженную эмоциональную привязанность к близким, родственные обязанности, чувство общественного долга, понятие о чести, дружеские привязанности, зависимость от общественного мнения и мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида, наличие планов, определяющих цель в жизни.
Безусловно, все эти факторы формируются на протяжении всего периода взросления ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
faktory.doc | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы, препятствующие возникновению
суицидального поведения у подростков
Несмотря на наличие приведенных выше факторов и ситуаций, которые могут повлечь суицидальные намерения, каждый человек обладает средствами для решения проблем — это та сила личности, которая служит основой жизнестойкости и повышает вероятность преодоления кризиса. В психологии такие «средства» называются ресурсами.
Переживая кризис человек часто забывает о них, и задача психолога состоит в том числе и в актуализации этих ресурсов. Ресурсы бывают внутренние (например, инстинкт самосохранения, опыт преодоления трудностей, интеллект) и внешние (например, поддержка семьи и друзей, вера в Бога, работа с психологом или психотерапевтом).
Кроме того, существует и ряд антисуицидальных факторов, т.е. мыслей, душевных переживаний, положительных жизненных установок, позиций и психологических особенностей человека, препятствующих осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
— нежелание вызывать отрицательные переживания близких;
— боязнь физических страданий (в т.ч. негативная проекция своего внешнего вида после самоубийства, опасения остаться инвалидом);
— выраженное чувство долга, обязательность;
— наличие актуальных жизненных ценностей, целей;
— представление о греховности и о позорности суицида (в т.ч. религиозные мотивы);
— наличие нереализованных планов (жизненных, творческих, семейных и др.);
— надежда на то, что кто-то знает выход из ситуации и сможет помочь.
Соответственно, чем большим количеством жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, тем сильнее его психологическая защита и внутренняя уверенность в себе, тем сильнее его антисуицидальный барьер.
Ряд авторов указывает на то, что антисуицидальный барьер подразумевает выраженную эмоциональную привязанность к близким, родственные обязанности, чувство общественного долга, понятие о чести, дружеские привязанности, зависимость от общественного мнения и мнения товарищей, представление о трусости, позорности суицида, наличие планов, определяющих цель в жизни.
Безусловно, все эти факторы формируются на протяжении всего периода взросления ребенка.
Источник
Суицидальные и антисуицидальные факторы
К суицидальному поведению могут привести как разрушение этнических традиций, этнопсихологических норм, так и засилья обычаев, патриархальных законов. Например, к самосожжению таджикскую женщину приводит социальная неудовлетворенность, протест против традиционного выданья замуж вопреки ее воле, запрет продолжать обучение, обидные слухи, многочисленные конфликты на бытовой почве, острый конфликт между традиционными стереотипами поведения и новым образом жизни, который разрушает предыдущие нормы, и др.
Социокультурная обусловленность общения заключается в связях участников коммуникативного процесса с социальной средой через средства массовой информации и массовой культуры: прессу, кино, телевидение, Интернет, книги, музыку, нестандартные, с точки зрения приемлемых социальных норм, образцы поведения — алкоголизм, наркоманию, проституцию и др.
Подталкивание к самоубийству навязывается композициями рок-групп, виртуальным общением с героем книги, телепередачи и т.д. Проявление неадекватного поведения (жестокости, апатии, потери смысла жизни, одиночества, конфликтности и др.) способствуют употреблению алкоголя, наркотиков, токсинов, подражанию «значимой» личности, смакованием в фильме сценами насилия, наблюдение самоубийства, ошибочное восприятие сексуальной реальности и т.п.
Исследуя социально-психологические детерминанты суицидального поведения, следует учитывать точку зрения В. Тихоненко и Л. Анциферовой, согласно которой совокупность факторов, определяющих суицидальный риск представляет собой динамическую систему, которая имеет два полюса:
- суицидальный (неполноценность контактных систем , неадекватная самооценка, потеря ценности жизни и т. д.)
- антисуицидальный (наличие эмоциональных предпочтений, представление о неприятии суицидального поведения в социуме и т.д.).
Следовательно, в каждом конкретном случае рекомендуется определять реальный риск суицидального поведения на основе сопоставления про-суицидных и анти-суицидных факторов личности.
В этом контексте антисуицидальные факторы личности трактуются как установки и переживания, которые мешают реализации суицидальных намерений. Они содержат:
- интенсивные эмоциональные предпочтения и симпатии к значимому близкому;
- семейные обязанности;
- выраженное чувство долга;
- концентрацию внимания на состоянии собственного здоровья;
- зависимость от общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружения;
- рассуждения о позоре суицида;
- представление о неиспользованных жизненных возможностях;
- наличие творческих планов, тенденций, замыслов;
- соблюдения эстетических критериев в мышлении (нежелание иметь нехорошим вид даже после смерти).
Все перечисленные факторы делятся на две категории:
- факторы, которые требуют для своего поддержания постоянной деятельности и дополнительных затрат энергии (в частности наличие творческих планов);
- факторы, не зависящие от энергетических колебаний, не требующие дополнительной активности (например устойчивые представления о позорности суицида).
При этом доказано, что чем большим количеством антисуицидальных факторов наделен субъект, тем сильнее его антисуицидальный барьер и тем менее вероятная реализация суицидальных тенденций, и наоборот.
Также актуализируется рассмотрение индивидуальных факторов личности, имеющие суицидную направленность, в контексте их последовательного введения на пути от дезадаптации к суицидальному поступку.
Исходя из этого, выделяют преддиспозиционные, позиционные, статусные и интенционные суицидальные факторы.
Применительно преддиспозиционных факторов, то они представляют собой «слабые» механизмы психической деятельности, которые состоят из мотивации; ориентации в ситуации, ее оценки, суждения о ней формирование цели и задач; принятия решения; выбора средств осуществления деятельности и необходимых для этого форм контактов.
Опасной относительно суицида, есть такая совокупность предпосылок:
- сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;
- своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), недостаточность механизмов планирования будущего;
- неполноценность коммуникативных систем;
- неадекватная личным возможностям самооценка;
- слабость личностной психологической защиты;
- снижение или потеря ценности жизни.
Позиционные факторы — это «проигрышные», дезадаптирующие, суицидо-опасные позиции, на которых находится личность в ситуации конфликта (протест, призыв, избегание, самонаказание, отказ — «Нет справедливости», «За что вы меня так гневите?», «Продолжение следует еще хуже », « Никогда не прошу себя », « Все потеряно »).
Относительно статусных суицидальных факторов, то ими являются те психические состояния и реакции, которые, возникающие на основе соответствующих переддиспозиций и позиций, несут в себе потенциальную опасность суицида (реакции эгоцентричным переключением, негативные интерперсональние взаимоотношения, отрицательный баланс, реакции смешанные и переходные).
Среди указанных реакций прежде отличаются переживания негативных интерперсональних отношений, ведь речь идет о таких состояния, сопровождающиеся невыносимой сосредоточенностью на суждениях и представлениях, которые направляются резко измененным негативным отношением к субъекту «значимых» для него лиц.
Подобные реакции появляются в ситуации межличностных конфликтов, которым предшествовал период интерперсональной фиксации на «значимом» другом лице в пределах круга общения человека. При наличии конфликта возникает цепная реакция, когда человек, пытаясь оторваться от источника боли, еще сильнее притягивается к нему.
Таким образом, переживания приобретают способности поддерживать себя по типу порочного круга и трансформироваться в пресуицид. А что касается реакции отрицательного баланса, то так следует квалифицировать суицидное опасное состояние, содержанием которого является рациональное «подведение жизненных итогов», оценка пройденного пути, определения реальных перспектив существования, сравнение положительных и отрицательных моментов продолжения жизни.
При накоплении преимущественно внутренних конфликтов, которые объективно не решаются, и ограничений адаптационной деятельности, в сознании индивида выводится «негативный жизненный баланс» и принимается решение о самоубийстве.
Наконец, последние, интенционные факторы личности, имеющие суицидальную направленность, включаются с момента зарождения суицидальных тенденций и проявляются в момент их активности, вероятности реализации, а также истинности и серьезности суицидальных намерений.
Источник