Антенатальная психология причины антенатального стресса

Антенатальная психология

Многие исследователи, а также практикующие психиатры и психоло­ги сталкиваются с фактами, доказывающими существование в памяти человека воспоминаний о внутриутробном периоде жизни и биоло­гическом рождении. Во многих странах мира ученые разных специ­альностей, в основном акушеры, психиатры и психологи, пытаются собрать факты, объясняющие этот феномен, и проникнуть в тайны психической жизни плода.

Пытаясь установить «контакт» с плодом, исследователи изучали его двигательные реакции и сердцебиение. При помощи анализа сердце­биений удалось определить динамику суточного ритма плода и его реакции на звуки. Были определены и другие сенсорные способности плода, например его способность различать вкусы, реагировать на раздражения кожного покрова. Таким образом в последние годы уче­ные выявили ряд фактических данных о психической деятельности плода, хотя такие открытия были известны еще в древности. Напри­мер, в Древнем Египте, Греции, Китае, Индии, на Руси считалось, что у плода человека зачатки психики имеются с первых дней беремен­ности.

Современные открытия в области психологии внутриутробного пло­да позволили исследователям ряда ведущих стран мира еще в семи­десятые годы объединиться в «Национальные ассоциации пренатального воспитания» (пренаталъным называют период от зачатия до рождения). Главной целью этих общественных организаций являет­ся предоставление подходящих условий и средств, обеспечивающих формирование и развитие человека. Эта идея получила определен­ный общественный резонанс и позволила выделиться отдельной об­ласти науки «антенатальной психологии».Антенатальным на­зывают период жизни внутриутробного плода от зачатия до момен­та родов.

Таким образом, антенатальная психология изучает развитие головного мозга, сенсорной чувствительности, процессы вос­приятия, памяти и другие психические явления в этот пери­од жизни ребенка.

Память клеток

В основе памяти плода лежит клеточная память биологического ор­ганизма. Это явление было открыто и описано на основе фундамен­тальных исследований, посвященных волновому геному. Эти иссле­дования начали АГ. Гурвич и АА. Любищев, а в настоящее время их развивают Дзян-Каньджень и школа академика Казначеева. Механизм клеточной памяти довольно подробно описан в монографии П.П. Га-ряева «Волновой геном» [М., 1994].

Явление клеточной памяти заключается в том, что клетки сохраня­ют память о событиях, происходящих с организмом. Основным но­сителем памяти в живой клетке является генетический материал, со­держащийся в ядре, а именно молекула ДНК. Любая информация, ре­гулярно повторяющаяся или важная для организма, сохраняется клеткой довольно долго (в эксперименте от 1 до 3 месяцев), но если воздействие было длительным и охватило не одну, а сотни клеток, то эта память сохраняется на годы. Эмбриональные клетки отличаются от зрелых клеток взрослого организма необычайно большой емкос­тью памяти, что позволяет им фиксировать и сохранять на неопре­деленно длительное время информацию обо всех дошедших до них событиях. Одним из доказательств существования соборной памяти клеток яв­ляются исследования известного американского психиатра Стани­слава Грофа, где он рассматривает значение физических травм и пе­реживаний, связанных с опасной для жизни ситуацией, болезнью, операцией, ситуацией утопания и пр., в жизни индивидуума и их зна­чение в развитии различных психопатологий. Согласно его исследо­ваниям, «остаточные эмоции и телесные ощущения, возникшие при угрозе жизни или целостности организма, играют значительную роль в развитии самых разных форм психопатологии», поскольку па­мять о них остается на клеточном уровне и влияет на развитие и жиз­недеятельность организма. К счастью, в памяти клеток сохраняются не только отрицательные, но и положительные воздействия. Зная об этом, можно понять, почему так важно, чтобы запись в эмбриональ­ных клетках была наиболее благоприятной. Явление клеточной памяти объясняет возможность сохране­ния воспоминаний о самом раннем периоде эмбрионального развития человека, начиная с момента оплодотворения.

Читайте также:  Слабому неуравновешенному инертному типу высшей нервной деятельности соответствует тип темперамента

Активность плода

Представление о способности развивающегося организма к сложной деятельности можно получить при изучении его функциональной активности. Активность внутриутробного плода может выра­жаться в таких процессах, как работа сердца, двигательная ак­тивность, ритм сна и бодрствования.

Работа сердца

Первым цикличным движением зародыша человека является сокра­щение сердца, которое появляется на 3-й неделе (18—23-й день) вну­триутробного развития, при этом до 5-й недели беременности тело эмбриона остается неподвижным. Сердце представляет собой струк­туру, которая первой начинает работать в качестве ритмически со­кращающегося органа.

Источник

Пренатальный стресс

Пренатальный стресс – выраженные психоэмоциональные переживания беременной, негативно влияющие на актуальное состояние плода и будущее здоровье ребенка. У матери проявляется аффективной напряженностью, неустойчивостью, плаксивостью, беспокойством, у плода – повышенной двигательной активностью. К последствиям относятся детские неврозы, гиперактивность, психосоматические заболевания, поведенческие расстройства, РДА. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение включает когнитивно-поведенческую терапию, релаксацию, групповые занятия беременных.

Общие сведения

Исследования пренатального стресса, его влияния на психику плода ведутся с начала 70-х годов прошлого века. В настоящее время доказано негативное влияние отрицательных эмоций беременной на развитие плода, а также на течение родов. Последствия пренатального стресса изучаются специалистами различных направлений: психиатрами, психологами, сексологами, эндокринологами, иммунологами. Данные о распространенности расстройства отсутствуют. Установлено, что девочки легче адаптируются к антенатальным и перинатальным отрицательным факторам, последствия стресса матери у них часто слабовыраженные, но разнообразные. У мальчиков преобладают легкие и умеренные отклонения в развитии, психосоматические расстройства.

Причины пренатального стресса

Беременные более подвержены стрессам – происходит физиологическая перестройка организма, изменяется гормональный фон, снижается сопротивляемость внешним негативным факторам. Эмоциональное напряжение провоцируется неопределенностью будущего. Женщина переживает о протекании беременности и родов, изменении привычного жизненного уклада после появления на свет малыша. К причинам стресса будущих мам относятся:

  • Нежеланная беременность. Вынашивание в первом триместре сопровождается выраженным внутренним конфликтом женщины между побуждениями сделать аборт и родить ребенка. Во втором и третьем триместре возникают сомнения в правильности выбора, беспокойство о будущих взаимоотношениях с ребенком, изменении образа жизни.
  • Психологические особенности. Развитию эмоционального стресса способствует мнительность, тревожность, впечатлительность, эгоцентризм, истерические черты беременной. Ближе к третьему триместру часто формируются страхи, переживания по поводу боли, возможных осложнений родов.
  • Семейные проблемы. Конфликты с мужем, его непринятие беременности, алкоголизм, недостаточное внимание к беременной, уход из семьи являются мощными стрессовыми факторами. Переживаниям также подвержены женщины, вынашивающие ребенка без супруга (партнера), имеющие серьезные финансовые проблемы, вынужденно проживающие с родителями.
  • Состояние здоровья. Беспокойство, тревожность нередко являются следствием осложнений беременности, обострения хронических и развития острых заболеваний. Многие соматические патологии даже без эмоционального компонента вызывают изменения организма аналогичные тем, что провоцируются психологическим стрессом.
Читайте также:  Манера речи помогающая выразить эмоции 9 букв

Патогенез

В период беременности происходит физиологическое усиление производства гормонов коры надпочечников. Повышенный уровень глюкокортикоидов (ГКК) стимулирует метаболические процессы, обеспечивает правильную закладку и дифференцировку тканей и органов плода, участвует в запуске родовой деятельности в оптимальное время. В норме поступление этих гормонов в кровь будущего ребенка контролируется рядом соединений (ферментами, специальными протеинами). При переживании стресса матерью концентрация глюкокортикоидов в кровотоке резко увеличивается, нейтрализующих факторов оказывается недостаточно, гормоны поступают в организм плода. Развиваются нейрогормональные нарушения, квалифицируемые как стресс. ГКК проникают в головной мозг, вызывая различные дисфункции, которые проявляются сразу после рождения или по мере развития ребенка (к концу первого года, в 7-9 лет). Циркулируя в экстрагипоталамических структурах, они провоцируют состояние тревоги, беспокойства, страха, способствуют развитию невротических расстройств.

Симптомы пренатального стресса

Центральными симптомами стресса беременной являются эмоциональная неустойчивость и напряженность. Женщина становится плаксивой, беспокойной, гневливой, раздражительной. Аффективные реакции быстро возникают и угасают. Тревога сопровождается формированием навязчивых мыслей о возможных осложнениях, болезнях. Ночью развивается бессонница, днем – сонливость. Аппетит сниженный или повышенный, с тягой к сладким и жирным продуктам. Вегетативная симптоматика представлена головными болями, головокружениями, перепадами кровяного давления, приступами учащенного сердцебиения. Длительное нервное перенапряжение приводит к усталости, быстрой утомляемости, подавленности. Беременная становится апатичной, ничем не интересуется, предпочитает проводить время дома, в постели.

Симптом стресса плода – повышенная двигательная активность. Беременные отмечают учащение шевелений, «толчков» непосредственно после интенсивного переживания и на протяжении последующих нескольких суток. Новорожденные, перенесшие пренатальный стресс, часто имеют низкую оценку по шкале Апгар, больше плачут, долго остаются безутешными. Вегетативные дисфункции проявляются частыми пробуждениями, длительным формированием биоритмов дня и ночи, обильными срыгиваниями, нарушениями пищеварения. В ходе развития малыша обнаруживаются психофизиологические особенности – низкие адаптационные способности организма, повышенная впечатлительность, ранимость, эмоциональная лабильность, трудности в установлении социальных контактов.

Осложнения

Стресс, переживаемый будущей матерью, может привести к гипоксии, аномалиям формирования нервной системы плода, преждевременным родам. У детей последствиями становятся гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, невротические расстройства, психопатии, ранний детский аутизм, психосоматические болезни. Нарушения проявляются в раннем детстве и продолжаются в течение всей жизни. Нередко наблюдаются обсессивно-компульсивное расстройство, страхи, фобии, энурез, аллергия, бронхиальная астма, нейродермит, речевые нарушения, отклонения сексуального развития. Дети испытывают трудности социализации, отличаются зависимостью, неустойчивой самооценкой, обидчивостью, повышенной потребностью в признании, любви.

Диагностика

Диагностика пренатального стресса проводится во время беременности, последствия выявляются в любой период жизни ребенка. Результаты позволяют определить тактику лечения и составить прогноз. В исследовательских целях используются физикальные и лабораторные методы, на практике наиболее распространено клиническое обследование и психодиагностика:

  • Опрос. В беседе с будущей мамой выясняются стрессовые обстоятельства: готовность к беременности, особенности отношений с супругом (партнером), наличие осложнений, соматических заболеваний, условия труда и проживания. При диагностике последствий стресса у ребенка врач-психиатр расспрашивает об особенностях пренатального периода, осложнениях в родах, отношениях родителей, их желании или нежелании иметь детей, ожиданиях в отношении пола ребенка.
  • Психодиагностическое обследование беременной. Используются опросники, определяющие наличие и выраженность стресса: методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН), тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера и другие. Проводится комплексное исследование эмоционально-личностной сферы, позволяющее установить степень дезадаптации, черты, способствующие развитию эмоциональных нарушений.
  • Психологическое обследование ребенка. Методики подбираются в зависимости от клинической картины. Они ориентированы на выявление неврозов, характерологических нарушений, патологий развития, психосоматических заболеваний. Особое внимание уделяется исследованию детско-родительских отношений. Применяются опросники (Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина), проективные методики, особенно рисуночные тесты (Рисунок человека, человека под дождем, семьи).
Читайте также:  Где жизнь моя где чувства где мечты

Лечение пренатального стресса

Стресс, полученный в пренатальном периоде, у взрослых лечится методами глубинной психотерапии, позволяющей выявить бессознательные переживания. Применяется гипноз, психоанализ, телесноориентированная терапия. В детском возрасте используются методы, ориентированные на устранение последствий – неврозов, психосоматических болезней, поведенческих отклонений. Наибольшее распространение получила когнитивно-бихевиоральная и семейная психотерапия, групповые тренинги.

Помощь беременным, переживающим стресс, ведется в двух направлениях: первое нацелено на снижение интенсивности или устранение этиологических факторов, второе – на овладение способами управления собственным эмоциональным состоянием. Причинами переживаний могут быть ситуации, не поддающиеся коррекции – отсутствие будущего отца, хроническое заболевание. Поэтому усилия психотерапевтов сконцентрированы на изменении личностных и эмоциональных реакций женщины. Применяются:

  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. На консультации выявляются, обсуждаются негативные установки, мысли, страхи беременной. Методами убеждения, логической переработки они заменяются на более адаптивные, сообразные ситуации. На поведенческом этапе женщина учится распознавать и анализировать стрессовые факторы, переживать их воздействие с минимальным эмоциональным напряжением.
  • Релаксационные методы. Техники расслабления, эмоционального успокоения позволяют снизить негативное воздействие актуально переживаемого стресса на физиологическом уровне – снять мышечное напряжение, восстановить баланс гормонов и поступление кислорода. Психотерапевт обучает пациентку дыхательным и двигательным расслабляющим упражнениям, экспресс-приемам самомассажа, аутотренингу.
  • Групповая терапия. На совместных встречах психотерапевт проводит занятия, способствующие принятию беременности, роли матери, устранению страхов, связанных с возможными осложнениями, болью и риском смерти при родах. Применяются техники арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии. Отдельное занятие может быть посвящено ситуации родов – освоению специального дыхания, способам переживания физической боли.

Прогноз и профилактика

Прогноз пренатального стресса и его последствий определяется продолжительностью и интенсивностью переживаний беременной. При своевременной психотерапевтической помощи исход благоприятный, ребенок рождается здоровым, развивается без отклонений. Профилактические меры направлены на поддержание эмоциональной стабильности будущей мамы. Необходимо придерживаться правильного режима дня: выделять достаточно времени для сна, активного отдыха на свежем воздухе, не перегружать организм на работе, при ухудшении самочувствия обращаться к врачам. Важно найти источник положительных эмоций – хобби, встречи с друзьями, прогулки.

Источник

Оцените статью