Антенатальная психология
Многие исследователи, а также практикующие психиатры и психологи сталкиваются с фактами, доказывающими существование в памяти человека воспоминаний о внутриутробном периоде жизни и биологическом рождении. Во многих странах мира ученые разных специальностей, в основном акушеры, психиатры и психологи, пытаются собрать факты, объясняющие этот феномен, и проникнуть в тайны психической жизни плода.
Пытаясь установить «контакт» с плодом, исследователи изучали его двигательные реакции и сердцебиение. При помощи анализа сердцебиений удалось определить динамику суточного ритма плода и его реакции на звуки. Были определены и другие сенсорные способности плода, например его способность различать вкусы, реагировать на раздражения кожного покрова. Таким образом в последние годы ученые выявили ряд фактических данных о психической деятельности плода, хотя такие открытия были известны еще в древности. Например, в Древнем Египте, Греции, Китае, Индии, на Руси считалось, что у плода человека зачатки психики имеются с первых дней беременности.
Современные открытия в области психологии внутриутробного плода позволили исследователям ряда ведущих стран мира еще в семидесятые годы объединиться в «Национальные ассоциации пренатального воспитания» (пренаталъным называют период от зачатия до рождения). Главной целью этих общественных организаций является предоставление подходящих условий и средств, обеспечивающих формирование и развитие человека. Эта идея получила определенный общественный резонанс и позволила выделиться отдельной области науки «антенатальной психологии».Антенатальным называют период жизни внутриутробного плода от зачатия до момента родов.
Таким образом, антенатальная психология изучает развитие головного мозга, сенсорной чувствительности, процессы восприятия, памяти и другие психические явления в этот период жизни ребенка.
Память клеток
В основе памяти плода лежит клеточная память биологического организма. Это явление было открыто и описано на основе фундаментальных исследований, посвященных волновому геному. Эти исследования начали АГ. Гурвич и АА. Любищев, а в настоящее время их развивают Дзян-Каньджень и школа академика Казначеева. Механизм клеточной памяти довольно подробно описан в монографии П.П. Га-ряева «Волновой геном» [М., 1994].
Явление клеточной памяти заключается в том, что клетки сохраняют память о событиях, происходящих с организмом. Основным носителем памяти в живой клетке является генетический материал, содержащийся в ядре, а именно молекула ДНК. Любая информация, регулярно повторяющаяся или важная для организма, сохраняется клеткой довольно долго (в эксперименте от 1 до 3 месяцев), но если воздействие было длительным и охватило не одну, а сотни клеток, то эта память сохраняется на годы. Эмбриональные клетки отличаются от зрелых клеток взрослого организма необычайно большой емкостью памяти, что позволяет им фиксировать и сохранять на неопределенно длительное время информацию обо всех дошедших до них событиях. Одним из доказательств существования соборной памяти клеток являются исследования известного американского психиатра Станислава Грофа, где он рассматривает значение физических травм и переживаний, связанных с опасной для жизни ситуацией, болезнью, операцией, ситуацией утопания и пр., в жизни индивидуума и их значение в развитии различных психопатологий. Согласно его исследованиям, «остаточные эмоции и телесные ощущения, возникшие при угрозе жизни или целостности организма, играют значительную роль в развитии самых разных форм психопатологии», поскольку память о них остается на клеточном уровне и влияет на развитие и жизнедеятельность организма. К счастью, в памяти клеток сохраняются не только отрицательные, но и положительные воздействия. Зная об этом, можно понять, почему так важно, чтобы запись в эмбриональных клетках была наиболее благоприятной. Явление клеточной памяти объясняет возможность сохранения воспоминаний о самом раннем периоде эмбрионального развития человека, начиная с момента оплодотворения.
Активность плода
Представление о способности развивающегося организма к сложной деятельности можно получить при изучении его функциональной активности. Активность внутриутробного плода может выражаться в таких процессах, как работа сердца, двигательная активность, ритм сна и бодрствования.
Работа сердца
Первым цикличным движением зародыша человека является сокращение сердца, которое появляется на 3-й неделе (18—23-й день) внутриутробного развития, при этом до 5-й недели беременности тело эмбриона остается неподвижным. Сердце представляет собой структуру, которая первой начинает работать в качестве ритмически сокращающегося органа.
Источник
Пренатальный стресс
Пренатальный стресс – выраженные психоэмоциональные переживания беременной, негативно влияющие на актуальное состояние плода и будущее здоровье ребенка. У матери проявляется аффективной напряженностью, неустойчивостью, плаксивостью, беспокойством, у плода – повышенной двигательной активностью. К последствиям относятся детские неврозы, гиперактивность, психосоматические заболевания, поведенческие расстройства, РДА. Диагностика проводится методом беседы, психологического тестирования. Лечение включает когнитивно-поведенческую терапию, релаксацию, групповые занятия беременных.
Общие сведения
Исследования пренатального стресса, его влияния на психику плода ведутся с начала 70-х годов прошлого века. В настоящее время доказано негативное влияние отрицательных эмоций беременной на развитие плода, а также на течение родов. Последствия пренатального стресса изучаются специалистами различных направлений: психиатрами, психологами, сексологами, эндокринологами, иммунологами. Данные о распространенности расстройства отсутствуют. Установлено, что девочки легче адаптируются к антенатальным и перинатальным отрицательным факторам, последствия стресса матери у них часто слабовыраженные, но разнообразные. У мальчиков преобладают легкие и умеренные отклонения в развитии, психосоматические расстройства.
Причины пренатального стресса
Беременные более подвержены стрессам – происходит физиологическая перестройка организма, изменяется гормональный фон, снижается сопротивляемость внешним негативным факторам. Эмоциональное напряжение провоцируется неопределенностью будущего. Женщина переживает о протекании беременности и родов, изменении привычного жизненного уклада после появления на свет малыша. К причинам стресса будущих мам относятся:
- Нежеланная беременность. Вынашивание в первом триместре сопровождается выраженным внутренним конфликтом женщины между побуждениями сделать аборт и родить ребенка. Во втором и третьем триместре возникают сомнения в правильности выбора, беспокойство о будущих взаимоотношениях с ребенком, изменении образа жизни.
- Психологические особенности. Развитию эмоционального стресса способствует мнительность, тревожность, впечатлительность, эгоцентризм, истерические черты беременной. Ближе к третьему триместру часто формируются страхи, переживания по поводу боли, возможных осложнений родов.
- Семейные проблемы. Конфликты с мужем, его непринятие беременности, алкоголизм, недостаточное внимание к беременной, уход из семьи являются мощными стрессовыми факторами. Переживаниям также подвержены женщины, вынашивающие ребенка без супруга (партнера), имеющие серьезные финансовые проблемы, вынужденно проживающие с родителями.
- Состояние здоровья. Беспокойство, тревожность нередко являются следствием осложнений беременности, обострения хронических и развития острых заболеваний. Многие соматические патологии даже без эмоционального компонента вызывают изменения организма аналогичные тем, что провоцируются психологическим стрессом.
Патогенез
В период беременности происходит физиологическое усиление производства гормонов коры надпочечников. Повышенный уровень глюкокортикоидов (ГКК) стимулирует метаболические процессы, обеспечивает правильную закладку и дифференцировку тканей и органов плода, участвует в запуске родовой деятельности в оптимальное время. В норме поступление этих гормонов в кровь будущего ребенка контролируется рядом соединений (ферментами, специальными протеинами). При переживании стресса матерью концентрация глюкокортикоидов в кровотоке резко увеличивается, нейтрализующих факторов оказывается недостаточно, гормоны поступают в организм плода. Развиваются нейрогормональные нарушения, квалифицируемые как стресс. ГКК проникают в головной мозг, вызывая различные дисфункции, которые проявляются сразу после рождения или по мере развития ребенка (к концу первого года, в 7-9 лет). Циркулируя в экстрагипоталамических структурах, они провоцируют состояние тревоги, беспокойства, страха, способствуют развитию невротических расстройств.
Симптомы пренатального стресса
Центральными симптомами стресса беременной являются эмоциональная неустойчивость и напряженность. Женщина становится плаксивой, беспокойной, гневливой, раздражительной. Аффективные реакции быстро возникают и угасают. Тревога сопровождается формированием навязчивых мыслей о возможных осложнениях, болезнях. Ночью развивается бессонница, днем – сонливость. Аппетит сниженный или повышенный, с тягой к сладким и жирным продуктам. Вегетативная симптоматика представлена головными болями, головокружениями, перепадами кровяного давления, приступами учащенного сердцебиения. Длительное нервное перенапряжение приводит к усталости, быстрой утомляемости, подавленности. Беременная становится апатичной, ничем не интересуется, предпочитает проводить время дома, в постели.
Симптом стресса плода – повышенная двигательная активность. Беременные отмечают учащение шевелений, «толчков» непосредственно после интенсивного переживания и на протяжении последующих нескольких суток. Новорожденные, перенесшие пренатальный стресс, часто имеют низкую оценку по шкале Апгар, больше плачут, долго остаются безутешными. Вегетативные дисфункции проявляются частыми пробуждениями, длительным формированием биоритмов дня и ночи, обильными срыгиваниями, нарушениями пищеварения. В ходе развития малыша обнаруживаются психофизиологические особенности – низкие адаптационные способности организма, повышенная впечатлительность, ранимость, эмоциональная лабильность, трудности в установлении социальных контактов.
Осложнения
Стресс, переживаемый будущей матерью, может привести к гипоксии, аномалиям формирования нервной системы плода, преждевременным родам. У детей последствиями становятся гиперактивность, дефицит внимания, импульсивность, невротические расстройства, психопатии, ранний детский аутизм, психосоматические болезни. Нарушения проявляются в раннем детстве и продолжаются в течение всей жизни. Нередко наблюдаются обсессивно-компульсивное расстройство, страхи, фобии, энурез, аллергия, бронхиальная астма, нейродермит, речевые нарушения, отклонения сексуального развития. Дети испытывают трудности социализации, отличаются зависимостью, неустойчивой самооценкой, обидчивостью, повышенной потребностью в признании, любви.
Диагностика
Диагностика пренатального стресса проводится во время беременности, последствия выявляются в любой период жизни ребенка. Результаты позволяют определить тактику лечения и составить прогноз. В исследовательских целях используются физикальные и лабораторные методы, на практике наиболее распространено клиническое обследование и психодиагностика:
- Опрос. В беседе с будущей мамой выясняются стрессовые обстоятельства: готовность к беременности, особенности отношений с супругом (партнером), наличие осложнений, соматических заболеваний, условия труда и проживания. При диагностике последствий стресса у ребенка врач-психиатр расспрашивает об особенностях пренатального периода, осложнениях в родах, отношениях родителей, их желании или нежелании иметь детей, ожиданиях в отношении пола ребенка.
- Психодиагностическое обследование беременной. Используются опросники, определяющие наличие и выраженность стресса: методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения (ПЭН), тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона, шкала ситуативной тревожности Ч. Д. Спилбергера и другие. Проводится комплексное исследование эмоционально-личностной сферы, позволяющее установить степень дезадаптации, черты, способствующие развитию эмоциональных нарушений.
- Психологическое обследование ребенка. Методики подбираются в зависимости от клинической картины. Они ориентированы на выявление неврозов, характерологических нарушений, патологий развития, психосоматических заболеваний. Особое внимание уделяется исследованию детско-родительских отношений. Применяются опросники (Патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко, Опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столина), проективные методики, особенно рисуночные тесты (Рисунок человека, человека под дождем, семьи).
Лечение пренатального стресса
Стресс, полученный в пренатальном периоде, у взрослых лечится методами глубинной психотерапии, позволяющей выявить бессознательные переживания. Применяется гипноз, психоанализ, телесноориентированная терапия. В детском возрасте используются методы, ориентированные на устранение последствий – неврозов, психосоматических болезней, поведенческих отклонений. Наибольшее распространение получила когнитивно-бихевиоральная и семейная психотерапия, групповые тренинги.
Помощь беременным, переживающим стресс, ведется в двух направлениях: первое нацелено на снижение интенсивности или устранение этиологических факторов, второе – на овладение способами управления собственным эмоциональным состоянием. Причинами переживаний могут быть ситуации, не поддающиеся коррекции – отсутствие будущего отца, хроническое заболевание. Поэтому усилия психотерапевтов сконцентрированы на изменении личностных и эмоциональных реакций женщины. Применяются:
- Когнитивно-поведенческая психотерапия. На консультации выявляются, обсуждаются негативные установки, мысли, страхи беременной. Методами убеждения, логической переработки они заменяются на более адаптивные, сообразные ситуации. На поведенческом этапе женщина учится распознавать и анализировать стрессовые факторы, переживать их воздействие с минимальным эмоциональным напряжением.
- Релаксационные методы. Техники расслабления, эмоционального успокоения позволяют снизить негативное воздействие актуально переживаемого стресса на физиологическом уровне – снять мышечное напряжение, восстановить баланс гормонов и поступление кислорода. Психотерапевт обучает пациентку дыхательным и двигательным расслабляющим упражнениям, экспресс-приемам самомассажа, аутотренингу.
- Групповая терапия. На совместных встречах психотерапевт проводит занятия, способствующие принятию беременности, роли матери, устранению страхов, связанных с возможными осложнениями, болью и риском смерти при родах. Применяются техники арт-терапии, сказкотерапии, музыкотерапии. Отдельное занятие может быть посвящено ситуации родов – освоению специального дыхания, способам переживания физической боли.
Прогноз и профилактика
Прогноз пренатального стресса и его последствий определяется продолжительностью и интенсивностью переживаний беременной. При своевременной психотерапевтической помощи исход благоприятный, ребенок рождается здоровым, развивается без отклонений. Профилактические меры направлены на поддержание эмоциональной стабильности будущей мамы. Необходимо придерживаться правильного режима дня: выделять достаточно времени для сна, активного отдыха на свежем воздухе, не перегружать организм на работе, при ухудшении самочувствия обращаться к врачам. Важно найти источник положительных эмоций – хобби, встречи с друзьями, прогулки.
Источник