LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1560)
- Симфоническая (545)
- Фортепианная (399)
- Камерная (294)
- Скрипичная (187)
- Духовная (112)
- Хоровая (92)
- Народная (54)
- Органная (41)
- Композиторы (1507)
- Музыкальные жанры и формы (720)
- Концерт (244)
- Симфония (171)
- Соната (107)
- Вальс (80)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (384)
- Певцы (355)
- Музыканты (350)
- Пианисты (179)
- Скрипачи (111)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (248)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (198)
- Музыкальная культура народов мира (165)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыкотерапия (96)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (36)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Соловей — соловушка, буйная головушка, ты звени, ты звени.
Эта прекрасная песня — песня замечательного композитора и человека Александра Егоровича Варламова. Сегодня исполняется 214 лет со дня его рождения.
Композитор, учитель, капельмейстер, певец, музыкальный критик,
Алекса́ндр Его́рович Варла́мов ( 27ноября 1801, Москва, Российская Империя — 27 октября 1848, Санкт-Петербург) — один из известных русских композиторов.
Романсы и песни А. Варламова — яркая страница русской вокальной музыки. Композитор замечательного мелодического дарования, он создал произведения большой художественной ценности, завоевавшие редкую популярность. Кому не известны мелодии песен «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метет» или романсов «Белеет парус одинокий», «На заре ты ее не буди»? По справедливому замечанию современника, его песни «с чисто русскими мотивами сделались народными». Знаменитый «Красный сарафан» пелся «всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика», и даже был запечатлен в русском лубке. Но судьба композитора сложилась менее счастливо, чем судьба его песен.
Варламов родился в небогатой семье. Его музыкальная одаренность проявилась рано: он самоучкой научился играть на скрипке — подбирал по слуху народные песни. Красивый, звонкий голос мальчика определил его дальнейшую судьбу: в 9 лет он был принят в петербургскую Придворную певческую капеллу малолетним певчим. В этом прославленном хоровом коллективе Варламов занимался под руководством директора капеллы выдающегося русского композитора Д. Бортнянского. Вскоре Варламов стал солистом хора, выучился игре на фортепиано, виолончели, гитаре.
В 1819 г. молодого музыканта посылают в Голландию учителем певчих в русской посольской церкви в Гааге. Перед юношей открывается мир новых разнообразных впечатлений: он часто посещает оперу, концерты. даже сам выступает публично как певец и гитарист. Тогда же, по собственному признанию, он «нарочито учился теории музыки». По возвращении на родину Варламов преподает в петербургской Театральной школе, занимается с певчими Преображенского и Семеновского полков, затем снова поступает в Певческую капеллу хористом и учителем. Вскоре в зале Филармонического общества он дает свой первый в России концерт, где дирижирует симфоническими и хоровыми произведениями и выступает в качестве певца. Немалую роль сыграли встречи с М. Глинкой — они способствовали формированию самостоятельных взглядов молодого музыканта на развитие русского искусства.
В 1832 г. Варламов был приглашен помощником капельмейстера Московских императорских театров, затем получил место «композитора музыки». Он быстро вошел в круг московской художественной интеллигенции, в среде которой было много талантливых людей, разносторонне и ярко одаренных.
«Музыке нужна душа», — писал Варламов, — «а у русского она есть, доказательство — наши народные песни». Работая в театре, Варламов пишет музыку ко многим драматическим постановкам. Постановка шекспировской трагедии была выдающимся событием. О переводе Полевого, игре Мочалова в роли Гамлета, о песне безумной Офелии восторженно писал В. Белинский, посетивший этот спектакль 7 раз.
Балет тоже интересовал Варламова. 2 его произведения в этом жанре шли на сцене Большого театра.
На протяжении всей жизни не прекращалась исполнительская деятельность Варламова. Он систематически выступал в концертах, чаще всего как певец. Композитор обладал небольшим, но красивым по тембру тенором, пение его отличалось редкой музыкальностью и задушевностью. «Он неподражаемо высказывал. свои романсы», — замечал один из его друзей.
Музыка к песне «Красный сарафан.»
«Вдоль по улице метелица метет.»
«Красный сарафан»
» На заре ты ее не буди .»
«Что затуманилась, зоренька ясная.»
Последние 3 года Варламов провел в Петербурге, где надеялся снова поступить учителем в Певческую капеллу. Желание это не осуществилось, жизнь складывалась трудно. Широкая известность музыканта не защитила его от бедности и разочарований. Он умер от туберкулеза в возрасте 47 лет.
Основной, наиболее ценной частью творческого наследия Варламова являются романсы и песни.
Варламов — лирик, певец простых человеческих чувств, его искусство отражало думы и чаяния современников, было созвучно духовной атмосфере эпохи 1830-х гг. «Жажда бури» в романсе «Белеет парус одинокий» или состояние трагической обреченности в романсе «Тяжело, не стало силы» — характерные для Варламова образы-настроения.
Рубрики: | Композиторы Романс |
Метки: Варламов русские композиторы
Процитировано 7 раз
Понравилось: 10 пользователям
Источник